Аммиак соли аммония 9 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомиться с новым соединением аммиак, изучить строение его молекулы, свойства и получение аммиака, а также свойства солей аммония.

Задачи: 1 . Образовательная: р ассмотреть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь. Познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака (на их примере с водородной связью), собиранием, распознаванием и химическими свойствами аммиака (и на их примере с донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи).

2. Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы. Умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, соблюдать технику безопасности при встрече с аммиаком в быту.

3. Воспитательная: формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой.

Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний

Основные понятия: аммиак, катион аммония, донорно – акцепторный механизм, соли аммония.

Методы: словесные: беседа, рассказ; наглядно – практические : демонстрация опытов, записи на доске, таблицы.

Оборудование: для демонстрационного опыта:

Химический стакан, стеклянная палочка, спички, спиртовка, пробирки, держатель для пробирок

10% - ный раствор аммиака, концентрированная соляная кислота, хлорид аммония, гидроксид натрия.

Структура урока: 1. Организационный момент (2-3 мин)

2. Актуализация знаний (5-6 мин)

3. Изучение нового материала (20-25 мин)

4. Закрепление знаний (5-6 мин)

5. Выводы (2-3 мин)

6. Домашнее задание (2 мин)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто отсутствует? Начнем урок.

Соединение, которое мы сегодня будем изучать, имеет древнюю историю.

Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу

Изучение нового материала.

Как вы уже поняли, мы сегодня познакомимся с аммиаком.

Электроны смещены в сторону азота (более электроотрицательный).

У аммиака ковалентная полярная связь, три одинарные сигма связи N – H .

Молекула аммиака имеет форму треугольной пирамиды с атомом азота у вершины.

Молекулы аммиака в жидком состоянии взаимодействуют между собой, образуя водородную связь – это химическая связь между атомами водорода одной молекулы и атомами очень электроотрицательных элементов. Эта химическая связь в 20 раз слабее ковалентной.

Физические свойства: Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, в 2 раза легче воздуха. Ядовит. При обычном давлении и температуре – 33,4̊С он сжижается. Хорошо растворим в воде.

10% раствор аммиака в воде – нашатырный спирт.

25% раствор аммиака в воде – аммиачная вода.

Химические свойства: 1. Взаимодействие с водой

Если добавить к раствору индикатор фенолфталеин, то он окрасится в малиновый цвет, т.к. щелочная среда в растворе.

2. Взаимодействие с кислородом

Б) аммиак окисляется в присутствии катализатора

3. Взаимодействие с оксидами металлов

2 NH 3 + 3 CuO = 3 Cu + N 2 + 3 H 2 О

4. Взаимодействие с сильными окислителями

2NH 3 + 3Cl 2 = N 2 + 6HCl (при нагревании)

5. Аммиак разлагается при температуре

6. Взаимодействие с кислотами

Исторический факт: Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Теперь нам понятно, откуда взялся магический дым.

7. Образование катиона аммония по донорно – акцепторному механизму

Получение аммиака: 1. В промышленности

Промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота:

катализатор – пористое железо

температура – 450 – 500 ˚С

давление – 25 – 30 МПа

Это так называемый процесс Габера (немецкий физик, разработал физико-химические основы метода).

2. В лаборатории

Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония:

NH 4 Cl + NaOH = NH 3 ↑ + NaCl + H 2 O

Внимание! Гидроксид аммония неустойчивое основание, разлагается: NH 4 OH ↔ NH 3 ↑ + H 2 O

При получении аммиака держите пробирку - приёмник дном кверху, так как аммиак легче воздуха:

Соли аммония

Катион аммония играет роль катиона металла и образует с кислотными остатками соли. Соли аммония – это твердые вещества, хорошо растворимые в воде. Их свойства похожи на свойства солей калия, т.к. радиусы атома катиона калия и катиона аммония почти равны.

Получение: NH 4 OH + HCl → NH 4 Cl

Химические свойства: 1. Качественные реакции

NH 4 Cl +NaOH → NH 3 ↑ + NaCl + H 2 O

2. Разложение при температуре

Применение: 1) в холодильных установках;

2) в медицине и быту;

3) для производства азотной кислоты, солей аммония;

4) как удобрение

Растворы аммиака широко используются в медицине. Разведенный раствор аммиака, издавна называемый нашатырным спиртом, дают нюхать при обморочных состояниях и алкогольном опьянении; при этом происходит рефлекторное возбуждение сердечной деятельности и центра дыхания. При тяжелом алкогольном отравлении практикуют прием внутрь слабых растворов аммиака (3 капли на полстакана).

Более слабые растворы аммиака дают отхаркивающий эффект (нашатырно-анисовые капли).

Местнораздражающее действие аммиака используют для приготовления препаратов, применяемых как отвлекающие средства (при артритах, невралгиях и т.п.).

Хлористый аммоний – белый кристаллический порошок. Слегка гигроскопичен. Имеет солоноватый вкус, легко растворим в воде. Применяется в качестве диуретического и отхаркивающего средства.

Для закрепления предлагаю решить задачи:

Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 2 моль аммиака с соляной кислотой?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: "Аммиак. Соли аммония". 9-й класс

Пояснительная записка

Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощью вопросов, заданий мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснений различных природных явлений.

Основная цель урока – научить школьников получать аммиак в лаборатории, объяснять его свойства на основе знаний о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека.

Особое внимание уделяется тому, чтобы ребята научились работать с опорными конспектами и учебно-инструктивными (технологическими) картами.

Содержание урока включает не только химический, но и исторический, биологический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями детей.

На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. Для решения этой задачи на уроке запланировано проведение лабораторного эксперимент .Урок должен продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде.

В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный эксперимент:

Демонстрационный эксперимент:

Лабораторный эксперимент:

№ 1. Изучение физических свойств раствора аммиака.
№ 2. Взаимодействие оксида меди (II) с нашатырем.

Оборудование : технологическая карта к уроку, учебно-инструктивная карта, тесты для контроля знаний учащихся;

Прибор для получения аммиака, сосуд с водой, сухая маленькая колба для сбора аммиака, нашатырь, гидроксид кальция, раствор фенолфталеина, большая колба, две стеклянные палочки, карбонат калия, раствор аммиака 10%-ный, раствор соляной кислоты, растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II);

Для лабораторной работы:

Нашатырь, медная проволочка, спиртовка, спички, склянка с раствором аммиака.

Место проведения урока: кабинет химии.

I. Мотивационно - ориентировочный этап

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке

Постановка целей урока

II. Операционно-исполнительский этап

Прогнозирование свойств аммиака

Изучение свойств аммиака

Знакомство с солями аммония

Области применения аммиака и его производных

Способы получения аммиака

III. Оценочно-рефлексивный этап

Контроль и самоконтроль: работа с тестами, работа с опорным конспектом

I. Мотивационно - ориентировочный этап

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, создание проблемной ситуации

Вводное слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с основной характеристикой подгрупп кислорода и азота. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические.

Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства. Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять известные высказывания Л. К. Полинга и О.М. Нефедова:

Подумайте, ребята, преувеличили ли значение химии эти ученые или они абсолютно правы?

Сегодня на уроке мы будем пользоваться не только привычными для вас карточками-подсказками, но и опорным конспектом (он включает технологическую карту и вопросы к уроку) – все это вы видите на столах.

Итак, начнем знакомиться с удивительнейшим веществом!

Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю. Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол? А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!

Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия.

Формула аммиака – NH 3 , т.е. это водородное соединение азота.

1. Пользуясь опорным конспектом, планом характеристики элемента, охарактеризуйте строение атома азота (1s 2 2s 2 2p 3 , валентность азота равна 3, может быть 4, это типичный неметалл, ОЭО = 3,0.

2. Сколько ковалентных связей может образовать атом азота? (3 по обменному механизму и четвертую связь атом азота может образовать по донорно-акцепторному механизму)

3. Учитывая ОЭО азота, скажите, какие типы связей можно наблюдать в молекуле аммиака? (Связи N-H ковалентные полярные, электронная плотность смещена от водорода к азоту, поэтому на атоме азота возникает частичный отрицательный заряд)

4. Рассмотрите модель молекулы аммиака. Какую геометрическую фигуру напоминает молекула аммиака? (Пирамиду, в вершинах которой находятся 3 атома водорода и неподеленная пара электронов азота)

II. Операционно-исполнительский этап

1. Прогнозирование свойств аммиака

Как вы думаете, будет ли аммиак растворяться в воде.

Подсказка: обычно в воде растворяются те вещества, молекулы которых могут притягиваться к молекулам воды.

Ответ: да, аммиак должен растворяться в воде, так как его молекула полярна.

2. Давайте получим аммиак так же, как его получали алхимики. Справедливости ради, надо сказать, что лабораторный способ получения аммиака с тех пор практически не изменился.

Демонстрационный опыт № 2

Получение аммиака взаимодействием нашатыря и гашеной извести

Демонстрационный опыт 3

Испытание индикатором раствора аммиака в воде

Беседа по вопросам:

Легче или тяжелее аммиак воздуха?

Растворяется ли он в воде?

Как вы думаете, почему это вещество имеет такой едкий запах?

Используют ли люди это свойство аммиака?

Лабораторная работа 1

Знакомство с физическими свойствами аммиак

3. Охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту (Приложение 1) по плану:

Растворимость в воде

4. Переходим к характеристике химических свойств аммиака

Беседа по вопросам:

Как образуется донорно-акцепторная связь?

Какие частицы могут предоставить аммиаку пустую атомную орбиталь (АО), да ещё и притягиваться к молекуле? (Ион Н + )

Посмотрите, как образуется ион аммония и сделайте окончательный вывод о валентных возможностях азота.

Может ли азот проявлять валентность, равную 5?

Откуда в растворе аммиака берутся ионы ОН - ? Не может ли именно этот факт объяснить едкий запах и вкус аммиака?

Будет ли аммиак реагировать с кислотами? Почему? (В растворах кислот много ионов Н + ).

Демонстрационный эксперимент 4.

Взаимодействие аммиака с соляной кислотой

Опыт проводят, потирая друг о друга две стеклянные палочки, одна из которых смочена раствором аммиака, а другая – раствором соляной кислоты.

Объясните, какие факты позволили детскому поэту написать такие строчки:

Демонстрационный опыт 5

Аммиак – огнетушитель

В склянку с раствором аммиака опускаем горящую лучинку – наблюдаем, как она гаснет.

Итак, аммиак не горит!

А что такое горение? (Это окисление, процесс потери, отдачи электронов. У азота в молекуле аммиака электронов много, следовательно, сильный окислитель, такой, как кислород, может их отнять. Т. о., аммиак гореть должен!)

Аммиак не горит в воздухе, но в чистом кислороде или в присутствии катализатора аммиак хорошо окисляется.

Найдите в опорном конспекте уравнения химических реакций, иллюстрирующие данное свойство аммиака. Какие продукты образуются при горении аммиака без катализатора и в присутствии катализатора (губчатого железа). В каком случае аммиак теряет больше электронов и почему?

Лабораторный опыт № 2

Взаимодействие оксида меди (II) с нашатырем

Какое химическое превращение можно ожидать в данном случае?

При нагревании нашатырь разлагается с выделением аммиака, а уже аммиак (очень хороший восстановитель) взаимодействует с оксидом меди. Найдите в опорном конспекте уравнение этой химической реакции и запишите его в тетрадь.

Ребята, а как узнать аммиак, отличить его, не спутав при этом с другими веществами?

Конечно, по запаху. А ещё можно, как настоящий химик, провести качественные реакции. Качественные реактивы на аммиак знали ещё алхимики – это растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II).

Демонстрационный опыт 6

Качественные реакции на аммиак

При взаимодействии солей меди с аммиаком наблюдается васильковое окрашивание, а при взаимодействии солей кобальта с аммиаком – розовый цвет сначала переходит в синий, а потом в коричнево-желтый. Вещества, которые образуются при этом, имеют сложное строение, мы будем их изучать в старших классах.

В течение всего урока мы постоянно говорили и имели дело не только с самим аммиаком, но и с его солями, например, с хлоридом аммония (нашатырем). Соли аммония человек широко использует в быту и в технике. С одним способом их использования мы познакомились – очистка медных изделий (паяльников). Но есть и другие:

Бабушка всегда посоветует приложить к месту ожога крапивой или укуса насекомого примочку из нашатыря, потому что он нейтрализует кислоты;

Ваша мама печет пирожки, используя пекарский порошок, который содержит карбонат аммония.

Пользуясь опорным конспектом и, назовите другие области применения аммиака и его солей.

Оценочно-рефлексивный этап

Работа с тестами

Выводы по уроку

Домашнее задание: пользуясь материалами учебника и опорным конспектом, изучите строение молекулы аммиака и его свойства;

Творческое задание: придумайте рассказ-задачу по материалам урока.

Ключевые слова конспекта: аммиак, строение молекулы, свойства, соли аммония, запах аммиака, гипс, азотная кислота, мочевина.

СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ АММИАКА,
ЕГО ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Водородным соединением азота является аммиак NH3. Аммиак – вещество молекулярного строения. Его электронная и графическая формулы изображены на рисунке.

В молекуле NH3 тип химической связи – ковалентный полярный. Электронная плотность смещена к атому азота, на атоме азота – частичный отрицательный заряд δ – , на атомах водорода – частичный положительный заряд δ + .

При обычных условиях аммиак – бесцветный газ с резким характерным раздражающим запахом. Aммиaк легче воздуха.

Аммиак кипит при температуре –33,3 °С, его температура плавления –77,7 °С. Аммиaк легко сжижается при охлаждении и повышении давления. Он обладает чрезвычайно высокой растворимостью в воде: в одном объёме воды растворяется около 1200 объёмов аммиака при 0 °С, а при +20 °С – 700 объёмов. Разбавленные растворы аммиака (3–10%) называются нашатырным спиртом, концентрированные растворы (18,5–25%) – аммиачной водой.

При работе с аммиаком надо помнить, что даже незначительное содержание его приводит к раздражению слизистой оболочки носа, горла и т. д.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АММИАКА

Рассмотрим химические свойства аммиака с позиций окислительно-восстановительных и кислотно-основных взаимодействий.

В молекуле аммиака азот находится в низшей степени окисления (–3), поэтому за счёт азота аммиак обладает только восстановительными свойствами.

В присутствии катализатора (сплав Pt и Rh) NH3 окисляется кислородом с образованием NO:

Этот процесс является одной из стадий промышленного получения азотной кислоты.

В кислотно-основных взаимодействиях аммиак проявляет основные свойства. Он взаимодействует с кислотами с образованием солей аммония:

При растворении аммиака в воде устанавливается следующая совокупность равновесных состояний:

Поэтому водные растворы аммиака имеют щелочную реакцию.

ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ АММИАКА

Сырьём является азот, полученный перегонкой жидкого воздуха, и водород, чаще всего получаемый разложением природного газа. Оптимальные условия проведения реакции: t° ≈ 500 °С, р ≈ 1000 атм, катализатор – губчатое железо с добавками (промоторами) К2O, Al2O3. В таких условиях выход аммиака составляет около 50%.

Эта реакция также является качественной реакцией на ион аммония. Её признак – появление запаха аммиака.

Образовавшийся аммиак хорошо растворяется в воде. Для получения аммиака в лаборатории лучше брать сульфат аммония и гидроксид кальция, тогда образующийся сульфат кальция связывает воду, образуется гипс – CaSO4 • 2H2O. Иногда вместо щёлочи используется натронная известь – смесь СаО и NaOH. Реакцию ведут при нагревании:

(NH4)2SO4 + Са(ОН)2 = CaSO4 + 2NH3↑ + 2H2O

Аммиак применяется для получения азотной кислоты HNO3, мочевины (H2N–СО–NH2) – ценного удобрения, для получения соды (Na2CO3) по аммиачному методу, для аминирования органических веществ. Жидкий аммиак и его водные растворы используются как жидкие удобрения. Аммиак применяется как хладагент в холодильниках (NH3 легко сжижается, а затем испаряется с поглощением большого количества теплоты). В медицине используется 10%-й раствор – нашатырный спирт.

СОЛИ АММОНИЯ

Соли аммония, как и другие соли, являются ионными соединениями, образованными катионами аммония NH4 + и анионами кислотных остатков. По многим свойствам соли аммония похожи на соли натрия и калия. При обычных условиях это твёрдые кристаллические вещества, бесцветные, если анион кислотного остатка не обусловливает какую–либо окраску.

Соли аммония разлагаются при нагревании. Состав продуктов реакции термического разложения зависит от природы кислотного остатка (аниона):

Данную реакцию можно рассматривать как качественную на наличие ионов аммония. При нагревании аммиак улетучивается за счёт уменьшения его растворимости. Это легко определяется по характерному запаху аммиака и по окрашиванию влажной лакмусовой бумаги в синий цвет.


Цель урока: изучение строения молекулы аммиака, его физических и химических свойств, роли аммиака в жизни человека и его применение Задачи урока:  обучающие: изучить состав и строение молекулы аммиака, его физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, применение; познакомить с водородной связью и донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи.

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ

Цель урока: изучение строения молекулы аммиака, его физических и химических свойств, роли аммиака в жизни человека и его применение

обучающие: изучить состав и строение молекулы аммиака, его физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, применение; познакомить с водородной связью и донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи.

воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, продолжить воспитание толерантности при работе в группе.

Тип урока: Изучение нового материала с элементами повторения и закрепления ранее изученного.

Методы работы: Диалогические, экспериментально – исследовательские.

План урока:

Организационный момент (2 мин)

Опрос-повторение (5 мин.)

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

Операционно – исполнительский этап.(23 мин.) по плану (записывается на доске по мере объяснения).

Проверка усвоения знаний (7 мин.).

Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.(3 мин.)

Таблица растворимости веществ.

Периодическая система Д.И.Менделеева.

Этапы урока. I. Организационный момент (2 мин.)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих. Объявление темы урока, задач, беседа с целью выявления знаний учащихся об аммиаке (Что они уже знают об аммиаке) (слайд 1-2)

II. Опрос-повторение (5 мин.)

Проведение проверки знаний: 3 ученика идут к доске; 5 учеников получают письменные задания на месте по карточкам. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест.

Вопросы - и задания для фронтальной проверки.

1. Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева

2. Модель атома азота

3. Простое вещество азот

4. Почему молекулярный азот химически инертен, а атомарный – химически активен?

5. Азот в природе. 6. Какова схема круговорота азота в природе? 7. Расскажите о двойственном названии элемента №7. 8. Кто и в каком году открыл азот? III. Мотивационно - ориентировочный этап (5 мин.) Создание проблемной ситуации Вводное слово учителя Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Сегодня я хочу познакомить вас с этим удивительным веществом, имеющим необыкновенные свойства. Запах этого газа знаком каждому - даже тем, кто совсем далёк от химии. Кое – что о его свойствах тоже всем известно. Итак, вещество, о котором пойдёт речь на нашем уроке – аммиак. Давайте попробуем частично воспроизвести картину давних лет.

Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия.

IV. Операционно – исполнительский этап(23 мин.)

Формула аммиака – NH3, т.е. это водородное соединение азота.

Объяснение:

Атом азота образует с атомами водорода 3 ковалентные полярные связи (т.к. электроотрицательность азота больше, чем у водорода) за счет своих трех неспареных электронов; Неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать в образовании четвертой ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму с атомами, имеющими вакантную орбиталь;

Механизм донорно-акцепторной связи: H 3N: + H+ = [NH4] + образуется ион аммония Для молекул аммиака характерно связывание их между собой в ассоциации за счет водородных связей

Л.о № 1. Моделирование молекулы аммиака (из стержневых шариков)


Ответьте на вопрос:

Какую пространственную форму имеет молекула аммиака? (Молекула аммиака имеет форму правильной пирамиды: в углах треугольника находятся атомы водорода, а в вершине пирамиды – атом азота. Угол между связями Н-N-Н равен 107.)

Изучите запах аммиака в склянке.

Имеет ли раствор специфический запах? (Характерный резкий запах)

Какого цвета исследуемый раствор? (Аммиак бесцветный газ)

Температура кипения аммиака - -33.4 0 С, он сжижается, а при-77.8 0 С превращается в твёрдое белое вещество

Аммиак хорошо растворим в воде: при 20 С в 1 объёме воды растворяется до 700 объёмов аммиака.

Постановка проблемы. Почему аммиак очень хорошо растворяется в воде?

Учащиеся выписывают из учебника определение водородной связи

и примеры веществ

Проводят опыт, потирая друг о друга стеклянные палочки, одна смочена раствором аммиака, а другая – раствором соляной кислотой. Что вы наблюдаете?( Дым.)

(записываем в опорный конспект и оформляем на доске химическое уравнение между соляной кислотой и аммиаком)


3 +НСI NН4 СI (образование солей аммония, удобрения)

Взаимодействие с оксидами ( Н2О) Оформление в опорном конспекте и оформление на доске.


3 +НОН NН4 ОН Нашатырный спирт

Взаимодействие с серной кислотой (оформление опорного конспекта и оформление на доске)

N Н3 + Н24 N Н4 НSО4 Недостаток гидросульфат аммония

Аммиак горит в кислороде (оформление опорного конспекта и оформление на доске)


4 NН3 + 3О2 2N2 + 6Н2О

Производство азотной кислоты.

Для получения аммиачной воды.

Производство азотных удобрений.

В медицине, в быту.

В холодильных установках.

Проверка усвоения знаний (7 мин.)

При синтезе аммиака промышленным способом, азот объёмом 50 л. (н.у.) прореагировал с водородом, взятом в избытке. Выход продукта составил 50%. Рассчитайте объём и массу полученного аммиака.

Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой?

Какой объём кислорода потребуется для сжигания 34 г. аммиака?

4 .Азот аммиак оксид азота (II ) нитрат аммония аммиак азот

5.Напишите четыре уравнения химических реакций, в результате которых образуется аммиак.

Читайте также: