Великобритания 11 класс история конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Давайте вместе определим цель нашего урока. Для чего нам нужно изучать эту тему.

Название страны происходит от английского Great Britain. Британия - по этнониму племени бритты.

полное название на английском, кто сможет перевести - Соединённое Короле́вство Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии.

Страна удивительной красоты, с богатой историей и вековыми традициями. Родина многих выдающихся деятелей и всемирно признанный туристический центр. Это королевская семья, самобытная культура и обычаи, древнейшие архитектурные достопримечательности, фамильные замки с привидениями, часовни и соборы, старинные университеты, оживленные города и причудливые деревушки, не изменившиеся на протяжении столетий.

2. Изучение нового материала

Характеристика любой страны дается согласно плану. И наш первый пункт общие сведения о стране.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ -государство на северо-западе Европы, на Британских островах (крупнейший - о-в Великобритания), северо-восточной части острова Ирландия, о-ве Мэн, о-ве Уайт, Нормандских и др. мелких островах. Отделено от континента проливами Ла-Манш и Па-де-Кале.

Состоит из 4 административно-политических частей (исторических национальных областей): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и особая адм. единица - Большой Лондон), Уэльса (8 графств), Шотландии (12 областей: 9 районов и 3 островные территории) и Северной Ирландии (26 округов).

Остров Мэн и Нормандские острова - самостоятельные административные единицы.

По территории Великобритания занимает 77 место в мире.

Площадь 244820 км2.

Население 64,5 человек

Крупные города и агломерации: Большой Лондон, Бирмингем, Лидс, Глазго, Шеффилд, Брадфорд, Ливерпуль, Эдинбург, Манчестер, Бристоль.

Официальный язык -английский.

Денежная единица-фунт стерлингов.

Великобритания - конституционная монархия (но формально конституция отсутствует, существует ряд основных законодательных актов). Глава государства - королева. Законодательная власть осуществляется королевой и двухпалатным парламентом (Палата лордов и Палата общин). Исполнительную власть возглавляет премьер-министр - лидер партии, получившей большинство голосов на выборах в палату общин и формирующей правительство. Дэвид Кэмерон.Великобритания возглавляет Содружество (включающее 53 страны(бывшие её доминионы и колонии) Доминио́н [1] (от лат. dominium - владение) - фактически независимое государство в составе Британской империи (ныне - в составеБританского Содружества), признающее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором.

У Великобритании удивительная история - населенная изначально кельтскими племенами, она прошла путь от отдаленной римской провинции до могущественной Британской империи, сократившись в середине двадцатого века почти до своих первоначальных размеров, не потеряла при этом ни своего влияния на мировой арене, ни уважения мирового сообщества.

Государство располагается на Британских островах (остров Великобритания и северо-восточная часть острова Ирландия, большое количество мелких островов и архипелагов, среди которых Гебридские, Оркнейские и Шетландские острова,Англси, Арран, Уайт), омывается Атлантическим океаном и его морями- Северным и Ирландским, проливами Ла-Манш, Па-де-Кале, Северным и Святого Георга. Береговая линия сильно расчленена заливами (фьордами на севере и эстуариями на юге), образует значительные полуострова Уэльс и Корнуолл. Площадь: всего - 243 809 км², суша - 240 579 км², внутренние воды -3 230 км². Самая высокая вершина - г. Бен-Невис (1343 м) - расположена на севере Шотландии (Грампианские горы), самая низкая точка - Фенланд (−4 м).

Юго-восточное побережье располагается всего в 35 км от северного побережья Франции, которые разделены проливом Ла-Манш Южное побережье соединено с континентальной Европой через евротоннель длиной 50 км (из которых 38 км под водой). Это самый длинный подводный тоннель в мире [10] . Северная Ирландия имеет 360-тикилометровую сухопутную границу с Республикой Ирландия, и это единственная сухопутная граница Великобритании .Густая сеть полноводных рек (Темза, Северн и др.), многие из которых соединены каналами, часто устаревшими. В Шотландии и Ирландии много озер (Лох-Несс, Лох-Ломонд в Шотландии и др., Лох-Ней в Сев. Ирландии)

Гринвичская обсерватория в Лондоне является местом прохождения нулевого меридиана. В целом, Великобритания расположена между северными широтами 49° и 61° и между 9° западной долготы и 2° восточной долготы.

Климат умеренный океанический, влажный, с мягкой зимой и прохладным летом (влияние Гольфстрима). Средние температуры января 3-7 °С, июля 11-17 °С. Осадков на равнинах 600-750 мм, в горах 1000-3000 мм в год, часты моросящие дожди и туманы. Западная часть страны получает несколько больше осадков, чем восточная.

Великобритания обладает значительными запасами полезных ископаемых. Особенно она богата каменным углем, общие запасы которого - 190млрд. т. месторождения угля- бассейны южного Уэльса и Йошкир,

На шельфе Северного моря в 60-70-х годах найдены новые крупные энергоресурсы - нефть и природный газ.

Открытие залежей нефти в Северном море привело к стремительному развитию нефтедобывающей промышленности. Запасы нефти в Великобритании достигают цифры 770 миллионов тонн.

Запасы натурального газа оцениваются в пределах 22,7 триллионов кубических футов.

В Великобритании также значительны запасы и железных руд - 4,5 млрд. т Самое большое месторождение железной руды - в Восточном Мидленде: здесь сосредоточено 60% всех запасов.

Экономически важные ископаемые руды включают свинец, добыча которого удовлетворяет потребности экономики лишь на половину, и цинк. Достаточно много других ресурсов, таких, как мел, известь, глина, песок, гипс.

Значительны запасы каменной и калийной солей.

По численности населения Великобритания сопоставима с Францией и Италией, но заметно уступает Германии.плотность населения 264 чел.на вм.кв.Господствующая и наиболее многочисленная группа населения Великобритании - англичане. Около 80% населения - англичане, 15% - шотландцы, валлийцы (уэльсцы), корнуэльцы и ирландцы; ок. 5% населения - иммигранты из стран Содружества. Довольно большую группу (около 500 тыс. человек) в Великобритании составляют евреи, живущие главным образом в Лондоне и других крупных городах.Главным образом, численность населения растет за счёт трудовых иммигрантов из стран.Тем не менее, рождаемость в стране по-прежнему превышает смертность, хотя естественный прирост уже не является главенствующим фактором увеличения численности британцев.продолжительность жизни - 82 года.урбанизация высокая-80 %..Лондон-8309 тыс жителей

5.-С экономикой страны

Работа в группах 1гр-промышленность

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна. За последние 20 лет в английской экономике были проведены следующие преобразования: сокращен государственный сектор; снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; проведено дерегулирование экономики (с одновременным снижением государственных расходов. По запасам энергоресурсов занимает 1-е место в Европе, являясь крупным производителем нефти и газа (добыча ведется самыми передовыми методами на платформах; в британском секторе сосредоточено ок. 1/3 достоверных запасов в Европе) и угля. Добыча нефти 124 млн т в 1996 (основные месторождения Брент, Фортис), газа 89,9 млрд м3 (эксплуатируется 17 месторождений, крупнейшие - Леман-Бенк, Брент, Моркэм). British Petroleum и англо-голландская компания Royal Dutch/Shell входят в число лидеров в своем сегменте рынка. Исторически очень важная добыча каменного угля постоянно сокращается.

Развитие современной промышленности Великобритании определяется уровнем развития высоких технологий. Великобритания обладает в Европе самым высоким научно-техническим потенциалом. Расходы на научно-исследовательские работы составляют свыше 2% ВВП в год, в том числе свыше 35% всех научно-исследовательских работ финансируется государством. Традиционно было важно текстильное машиностроение (приурочено к старым текстильным районам - Ланкашир, Йоркшир). Старейшая отрасль английской промышленности - текстильная - в настоящее время утратила прежнее значение (главные районы производства хлопчатобумажной промышленности - Ланкашир, шерстяной - Йоркшир, трикотажной - Ист-Мидлендс, льняной - Северная Ирландия). Крупная пищевкусовая промышленность (производство пищевых концентратов, кондитерских и табачных изделий, напитков (ок. 1/5 мирового экспорта алкогольных напитков, преимущественно шотландский виски и английский джин).

Великобритания - одна из самых экономически развитых стран мира, и в ней находятся крупнейшие мировые финансовые и торговые центры (Лондон, Ливерпуль, Глазго), известные научные центры (Лондон, Оксфорд, Кембридж, Эдинбург) - отсюда большое значение делового и конгрессового туризма. Приезжают туристы и на часто происходящие в Великобритании спортивные матчи, особенно футбольные.

III. Работа в к/к. Отметьте на К/К районы Великобритании, месторождения полезных ископаемых, подписать крупные города и научные центры Великобритании,показать с/х специализации, промышленные центы .

IV. Вывод : Сейчас Великобритания - высокоразвитое государство, одна из ведущих мировых держав. По объёму промышленного производства она занимает пятое место в мире после США, Японии, Германии и Франции. Но это еще не предел. В Британии ведутся добыча полезных ископаемых, разработка новых способов добычи последних. Благодаря тому, что Британия - это островное государство, она и в нынешнее время остается одной из крупнейших морских держав.

Благодаря своему ЭГП, в Великобритании ещё есть варианты развития. Данная страна может только развиваться и улучшать своё положение в мире.

урок подошел к концу и мне хочется узнать, не зря ли прошел урок. Пожалуйста ,отметьте на карте смайликами ваше состояние на конец урока.


Цель: раскрыть особенности индустриального развития государства в послевоенный период; охарактеризовать отношения с Ирландией; рассмотреть суть реформ М. Тэтчер, Э. Блэра; продолжить формирование умения работы с различными историческими источниками, критически их анализировать, составлять политический портрет; воспитывать уважение к историческому прошлому.

Описание разработки

Цель: раскрыть особенности индустриального развития государства в послевоенный период; охарактеризовать отношения с Ирландией; рассмотреть суть реформ М. Тэтчер, Э. Блэра; продолжить формирование умения работы с различными историческими источниками, критически их анализировать, составлять политический портрет; воспитывать уважение к историческому прошлому.

Тип урока. Комбинированный.

Основные даты: 1945 - 1951гг. – правление К. Этли; 1951 - 1955гг - правление У. Черчилля. 1979 - 1990гг. - правление М. Тэтчер; 1997 - 2007гг. - правление Э. Блэра.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут: сравнивать экономическое положение Великобритании с другими странами; давать оценку деятельности политиков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа на повторение.

1. Вспомните в каких конференциях участвовала Великобритания в конце Второй мировой войны?

2. Вспомните какую роль сыграл У. Черчилль на конференциях в Ялте, Потсдаме?

III. Изучение нового материала

Политика К. Этли

Внешняя политика. Отношения с США, СССР, создание ФРГ.

Политика У. Черчилля.

Внутренняя: денационализация крупных предприятий, замораживание заработных выплат, испытание ядерного оружия в 1952 году.

Внешняя: обострение отношений с СССР, сотрудничество с США.

Политика М. Тэтчер. Э. Блэра

Учитель дает задание учащимся самостоятельно прочитать стр. учебника и заполнить сравнительную таблицу по образцу.

План-конспект урока по истории Великобритания 1945-2000 гг.

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

1. Охарактеризуйте внешнеполитический курс Великобритании во второй половине ХХ века.

2. Выясните суть реформ проводимых консервативной партией возглавляемой М. Тэтчер.

3. Как вы считаете возможно ли разрешить проблему Ольстера?

Итог урока. Учащиеся вместе с учителем подводят итоги касающееся внешней и внутренней политики Великобритании; роли личностей на дальнейшее развитие государства таких как М. Тэтчер, У. Черчилль.

Учитель анализирует и оценивает работу учащихся.

V. Домашнее задание.

1. проработать §14 учебника.

Содержимое разработки

План – конспект 11 класса (Всемирная история) 29.01.2014 учитель Клёсова В.М.

ТЕМА. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В 1945-2000-Х ГОДАХ.

Цель: раскрыть особенности индустриального развития государства в послевоенный период; охарактеризовать отношения с Ирландией; рассмотреть суть реформ М.Тэтчер, Э.Блэра; продолжить формирование умения работы с различными историческими источниками, критически их анализировать, составлять политический портрет; воспитывать уважение к историческому прошлому.

Тип урока. Комбинированный.

Основные даты: 1945-1951гг. – правление К. Этли; 1951-1955гг- правление У.Черчилля.1979-1990гг. - правление М.Тэтчер; 1997-2007гг.-правление Э.Блэра.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут: сравнивать экономическое положение Великобритании с другими странами; давать оценку деятельности политиков.

II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа на повторение.

1.Вспомните в каких конференциях участвовала Великобритания в конце Второй мировой войны?

2.Вспомните какую роль сыграл У.Черчилль на конференциях в Ялте, Потсдаме?

III.Изучение нового материала

Внешняя политика .Отношения с США, СССР, создание ФРГ.

Внутренняя: денационализация крупных предприятий, замораживание заработных выплат, испытание ядерного оружия в 1952 году.

Внешняя: обострение отношений с СССР, сотрудничество с США.

Политика М.Тэтчер .Э .Блэра

Учитель дает задание учащимся самостоятельно прочитать стр. учебника и заполнить сравнительную таблицу по образцу.

Критерии для сравнения

Обострение отношений с Ольстером.

1999год – автономия в сфере социально –экономической политики, культуры, здравоохранения,

Увеличение соц. страхования

Военно-политическое сотрудничество с НАТО, США

Военный конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова(Мальвинские) острова.

Введение войск в Ирак.

IV.Закрепление новых знаний и умений учащихся.

1.Охарактерезуйте внешнеполитический курс Великобритании во второй половине ХХ века.

2.Выясните суть реформ проводимых консервативной партией возглавляемой М.Тэтчер.

3.Как вы считаете возможно ли разрешить проблему Ольстера?

Итог урока. Учащиеся вместе с учителем подводят итоги касающееся внешней и внутренней политики Великобритании; роли личностей на дальнейшее развитие государства таких как М.Тэтчер, У.Черчилль.

Учитель анализирует и оценивает работу учащихся.

1. проработать §14 учебника.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по всемирной истории для 11 класса на тему: Великобритания в 80-е г. ХХ – начале ХХ1вв. Учитель истории и географии Шакенов Бауыржан Ирденович

Тема: Великобритания в 80-е г. ХХ – начале XXI вв.

Цель урока: определить место Великобритании в послевоенном мире; изучить основные направления внутренней и внешней политики, порядок и особенности действия двухпартийной системы; выделить общие и отличительные черты политики лейбористов и консерваторов; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.

Развития: развивать у школьников долговременную память, способности к сравнению, умение определять главное и второстепенное, абстрагироваться.

Ожидаемый результат: понимание историю как особого способа познания жизни; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического характера

Ученики осмысливают поставленную цель.

II. Проверка домашней работы.

1. В составе какой коалиции Великобритания воевала во Вторую мировую войну?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

В 1964 г. — возвращение лейбористов. Их правление совпало с экономическим оживлением в стране, проведены мероприятия социального характера. В 1970 г. победу одержала Консервативная партия, новое правительство возглавил Эдвард Хит. В 1971 г. принят Закон об отношениях в промышленности, который ставил под контроль рабочее и профсоюзное движение.

“ Политический кризис в Северной Ирландии”. Вопросы учащихся по докладу.

. 1974—1979 гг. — правление лейбористов. Программа социального контракта — установление паритетных договорных отношений между профсоюзами и правительством.

В 1979 г. на выборах победили консерваторы во главе с лидером Маргарет Тэтчер. Была объявлена приватизация государственных предприятий. Политика получила название — тэтчеризм.

- «Задание группе: Послевоенная история Великобритании.

3. В чем проявились элементы имперского мышления Великобритании в 50—90-е гг.? Какое влияние они оказали на внешнюю политику государства?

4. Экономическое развитие Великобритании в 60—70-е гг. характеризуется как стагфляция. Какие способы выхода из кризиса были предложены М. Тэтчер? Каковы результаты тэтчеризма?.

Задача группы — провести комплексное историческое исследование периода :

1. Политологи определяют главные политические проблемы, их влияние на экономическое и социальное развитие и пути их решения в странах Запада.

2. Социологи выделяют главные социальные проблемы, их влияние на политическое и экономическое развитие и пути их решения.

3. Экономисты определяют главные экономические проблемы, их взаимосвязь с политическими и социальными и пути их решения.

Демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения.

1 группа . Дайте общую характеристику послевоенного экономического положения европейских государств — участников войны. Какие общие задачи стояли перед ними?

3 группа . На основании материала учебника определите, какие факторы повлияли на успешное преодоление послевоенных экономических трудностей. Выделите долговременно действующие факторы.

Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сельское хозяйство - 1,1% ВВП Полностью удовлетворяет потребности страны: мясо, молоко, яйца, картофель Преобладает крупное земледелие и животноводство Крупные землевладельцы (лендлорды) сдают земли в аренду

Животноводство - 70%

Растениеводство

Центр, запад, юго-запад

восток и север

  • Крупный рогатый скот молочного направления
  • Свиноводство
  • Овцеводство
  • Птицеводство
  • Зерновые:пшеница, ячмень, овес
  • Технические:сахарная свекла
  • Овощеводство: картофель
  • Садоводство:фрукты и ягоды
  • Цветоводство
  • Кормовые культуры

Автомобильный транспорт - 90%

Современные автомагистрали - 5%

Железнодорожный транспорт - 8%

Родина железнодорожного транспорта

1801-1803 первая железная дорога и паровоз

Воздушный транспорт:

внутренний и международный

Морской транспорт (90% все грузов)

Крупнейший порт: Лондон

Нефтяные: Милфорд-Хейвен, Саутгемптон

Лондонское метро – старейшее в мире, 1863 год

Отрасли международной специализации Вывоз капитала: (развитые страны – обрабатывающая промышленность, развивающие – сырьевой сектор) Приборостроение Химическая промышленность Автомобилестроение Сельскохозяйственное и текстильное машиностроение Целлюлозно-бумажная и полиграфическая продукция Продукция пищевой промышленности Большая часть экспорта и импорта приходится на страны ЕС, США, страны Содружества

Отрасли международной специализации

Вывоз капитала:

(развитые страны – обрабатывающая промышленность, развивающие – сырьевой сектор)

Приборостроение

Химическая промышленность

Автомобилестроение

Сельскохозяйственное и текстильное машиностроение

Целлюлозно-бумажная и полиграфическая продукция

Продукция пищевой промышленности

Большая часть

экспорта и импорта приходится

на страны ЕС, США, страны Содружества

1.Более 90% всех внешнеторговых перевозок Великобритании осуществляет транспорт:

А) Морской; Б) Железнодорожный;

В) Автомобильный; Г) Воздушный

2. Самый значительный по площади район Великобритании:

А) Уэльс; Б) Шотландия; В) Северная Ирландия; Г) Англия

3. Белфаст – административный центр:

А) Уэльса; Б) Шотландии; В) Северной Ирландии

4. В структуре ВВП Великобритании сельское, лесное и рыбное хозяйство составляет:

А) 15%; Б) 10%; В) 5%; Г) 2%

5. Установите соответствие:

1. Лондон; 2. Глазго; 3. Эдинбург

А) Клайд; Б) Темза; В) Ферт-оф-Форт

6. Великобритания расположена: А) Западной Европе Б) Восточной Европе 7. Великобритания занимает: А) о. Великобритания. Б) о. Великобритания и северо-восточную часть Ирландии 8. Почему в Великобритании пасмурная, дождливая погода с частыми туманами? А) ее омывают моря Атлантического океана Б) оказывает влияние Северный Ледовитый океан 9. Крупнейшая река Великобритании: А) Северн Б)Темза В) Клайд 10. Великобритания это: А) Монархия Б) Республика 11. Вставьте пропущенные слова. В Великобритании добывают __________________ и __________________, а у ее побережья в Северном море находятся богатые месторождения ________и ______. 12. Крупнейшими портами являются А) Ливерпуль и Лондон Б) Лондон и Амстердам каменный уголь железную руду нефть газ

6. Великобритания расположена:

А) Западной Европе Б) Восточной Европе

7. Великобритания занимает:

А) о. Великобритания.

Б) о. Великобритания и северо-восточную часть Ирландии

8. Почему в Великобритании пасмурная, дождливая погода с частыми туманами?

А) ее омывают моря Атлантического океана

Б) оказывает влияние Северный Ледовитый океан

9. Крупнейшая река Великобритании:

А) Северн Б)Темза В) Клайд

10. Великобритания это:

А) Монархия Б) Республика

11. Вставьте пропущенные слова.

В Великобритании добывают __________________ и __________________, а у ее побережья в Северном море находятся богатые месторождения ________и ______.

Великобритания Всемирная история. 11 класс

Великобритания понесла значительные потери в годы войны. Погибло около 370 тыс. англичан, немецкая авиация нанесла огромный материальный ущерб городам Великобритании. В послевоенное время постепенно усиливалась финансовая и политическая зависимость Великобритании от США. Ситуация после Второй мировой войны Лондон. Апрель 1945 г.

Слайд 4: Ситуация после Второй мировой войны

Крах колониальной системы Великобритании В августе 1947 г. Великобритания была вынуждена пойти на раздел своей коло- нии Индия на два независимых доминиона - Индийский союз и Пакистан. В 1948 г. независимость получила республика Бирма (Мьянма). В 1949 г. статус не- зависимой республики обрела Ирландия.

Ситуация после Второй мировой войны

Слайд 5: Ситуация после Второй мировой войны

Ситуация после Второй мировой войны

Слайд 6: Ситуация после Второй мировой войны

Вскоре, однако, стала очевидной невысокая эффективность британской эконо- мики. Для поддержки госсектора правительство было вынуждено пойти на по- вышение налогов, сокращение расходов на социальные нужды. Большинство избирателей разочаровались в политике лейбористов. Ситуация после Второй мировой войны Лондон. 1949 г.

Ситуация после Второй мировой войны

Слайд 7: Великобритания в 1950-1960-е гг

С 1951 по 1964 г. у власти в Великобрита- нии находилась Консервативная партия, лидером которой долгое время был Уинс- тон Черчилль. В 1951-1955 гг. он являлся премьер-министром страны. Экономичес- кая политика консерваторов была направ- лена на сокращение государственного сек- тора экономики. В эти годы темпы про- мышленного производства в Великобри- тании несколько повысились. Однако по общему объёму производства её обогнали ФРГ, позже Япония и Франция, где быст- рее внедрялись достижения НТР. Великобритания в 1950-1960-е гг. Уинстон Черчилль

Великобритания в 1950-1960-е гг.

Слайд 8: Великобритания в 1950-1960-е гг

Особенно ощутимой утратой для Ве- ликобритании стал распад её коло- ниальной империи, предотвратить ко- торый власти страны были не в силах. Осенью 1956 г. британское правитель- ство, стремясь помешать национали- зации Египтом Суэцкого канала, втя- нуло страну в войну против этого госу- дарства. Это вызвало массовое движе- ние протеста в Великобритании и за её пределами. Эта война поставила на грань развала Британское Содружест- во Наций (с 1947 г. - Содружество), связанную с Великобританией догово- рами группу её бывший колоний. Убе- дившись в бесперспективности поли- тики силы, парламент Великобрита- нии в 1959 г. был вынужден признать распад Британской империи. Великобритания в 1950-1960-е гг. Ближний Восток в 1950-е гг.

Слайд 9: Ольстерская и другие проблемы 1970-х гг

Одной из острейших для Великобритании стала проблема Ольстера, или Северной Ирландии. Ольстер (6 северных графств) после создания Ирландской Республики остался в составе Великобритании, хотя и получил автономию. 1/3 населения состав- ляли католики, коренные ирландцы, 2/3 - протестанты, потомки переселенцев – анг- лийских колонизаторов. Ольстер был в то время экономически отсталым регионом Великобритании. Уровень жизни католи- ков был низким, их неохотно принимали на работу, они были ущемлены в граждан- ских правах. Католики связывали такую ситуацию с наследием колониального прошлого и требовали предоставления им равных прав с другими британскими под- данными. Но протестантское большинство не хотело идти на уступки. Ольстерская и другие проблемы 1970-х гг. Великобритания

Ольстерская и другие проблемы 1970-х гг.

Слайд 10: Ольстерская и другие проблемы 1970-х гг

Тогда радикально настроенные представители католического населения Ольсте- ра создали для защиты своих интересов военизированную организацию Ирлан- дская Республиканская Армия (ИРА). Подразделения ИРА занимались подго- товкой и проведением террористических актов как в Ольстере, так и на террито- рии Великобритании. Так образовались два противостоящих лагеря католиков и протестантов, вступивших в жёсткую кровопролитную борьбу друг с другом. Для погашения конфликта в 1969 г. в Северную Ирландию были введены британс- кие войска, а в 1972 г. – приостановлена деятельность североирландского парла- мента и введено прямое правление из Лондона. Ольстерская и другие проблемы 1970-х гг. Уличные столкновения в Ирландии. 1972 г.

Ольстерская и другие проблемы 1970-х гг.

Слайд 11: Ольстерская и другие проблемы 1970-х гг

Среди других проблем, возникших в 1970-е гг., следует назвать энерге- тический и сырьевой кризис. Из не- го попытались выйти, начав добычу нефти в английском секторе Север- ного моря. Но это не привело к по- ложительным переменам в эконо- мике. Производство сокращалось, рос уровень безработицы. В таких условиях на выборах 1979 г. боль- шинство избирателей отдали свои голоса Консервативной партии. Не- задолго до выборов впервые в исто- рии Великобритании эту партию возглавила женщина – Маргарет Тэтчер, которая и сформировала ка- бинет министров. Маргарет Тэтчер

Слайд 12: Великобритания в конце XX - начале XXI в

Великобритания в конце XX - начале XXI в.

Слайд 13: Великобритания в конце XX - начале XXI в

Великобритания в конце XX - начале XXI в.

Слайд 14: Великобритания в конце XX - начале XXI в

Широкие массы населения Великобритании одобряли и внешнюю политику правительства М.Тэтчер. В 1982 г. Великобритания одержала победу в военном конфликте с Аргентиной из-за Фолклендских островов, принадлежавших Вели- кобритании, но располагавшихся вблизи Аргентины. Победа в Фолклендской войне привела к росту патриотических настроений и содействовала победе кон- серваторов на выборах в парламент в 1983 г. Великобритания в конце XX - начале XXI в. Фолклендские острова

Великобритания в конце XX - начале XXI в.

Слайд 15: Великобритания в конце XX - начале XXI в

В 1985 г. для разрешения Ольстерского кризиса правительство Великобритании пошло на соглашение с Ирландской Республикой. Стороны договорились содей- ствовать развитию экономических связей между двумя частями острова и сов- местно бороться против терроризма в Ольстере. Это смягчило ситуацию, хотя проблема Ольстера до конца не решена и сегодня. Великобритания в конце XX - начале XXI в. Подписание англо- ирландского соглашения. 15 ноября 1985 г.

Великобритания в конце XX - начале XXI в.

Слайд 16: Великобритания в конце XX - начале XXI в

Укреплению влияния правительства М.Тэтчер во многом способствовали изме- нения в структуре населения, происшедшие в результате НТР. Они проявились прежде всего в уменьшении доли рабочего класса и увеличении численности служащих, работников, занятых в сфере услуг. Выросло и число собственников. Вместе с тем, правительство М.Тэтчер прибегало к жёсткой социальной полити- ке. Сопротивление профсоюзов и забастовки шахтёров подавлялись. Великобритания в конце XX - начале XXI в. Лондон. 1990 г.

Великобритания в конце XX - начале XXI в.

Слайд 17: Великобритания в конце XX - начале XXI в

Великобритания в конце XX - начале XXI в.

Слайд 18: Великобритания в конце XX - начале XXI в

Читайте также: