Альпийская баллада конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: продолжить работу над формированием умения анализировать эпический текст.
отбирать материал по теме, строить высказывание в виде монологической речи, диалога, театрализации, выразительного чтения отрывка текста;
развивать умение формулировать проблемы, поставленные автором, и пути их решения, давать оценку поступкам и чувствам героев, высказывать свою точку зрения, аргументировать её;
воспитывать любовь к чтению и литературный вкус, чувство патриотизма, расширять у учащихся представление о счастье.
Оборудование:
презентация на тему.
Форма работы:
групповая – 4 группы;
индивидуальная: географ, литературовед
Словарная работа: романтизм, эпические жанры (баллада)
Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цели, которые они поставят перед собой в начале урока.
Круг вопросов: почему героям было отпущено только три дня счастья? Что помешало им быть счастливыми всю жизнь? Можно ли героев повести назвать счастливыми? Почему повесть называется балладой? И т.д
Учитель: Мы в ходе урока постараемся ответить на все ваши вопросы.
1. Рассказ о Василии Быкове. Слово литературоведу. (Приложение №1)
Учитель: Итак, основная тема произведений писателя – Великая Отечественная война – величайшая трагедия, унёсшая жизни миллионов людей, и величайшее мужество, уничтожившее фашизм и принёсшее Победу. Война с каждым годом отдаляется от нас. И вот уже перед новым поколением встаёт проблема: память или забвение.
- Что вы выбираете и почему?
Итак, Быков писал о войне на территории его родной Белоруссии. Но есть одна повесть, которая повествует о событиях за пределами родины писателя – в Австрии, в Альпах.
2. Слово географу. Краткие сведения об Альпах. Презентация (Слайд 1 - 6)
Географ: Лехтальские Альпы - горная гряда Северных Известняковых Альп , длина 60 км , ширина 20 км . Самая высокая вершина Парзайершпице ( Parseierspitze ), 3036 м , единственный трёхтысячник Северных Известняковых Альп. В этих красивейших местах в годы Второй мировой войны было много концлагерей: 18 млн граждан Европы, Советского Союза прошли через ад лагерей, свыше 11 млн человек были там уничтожены.
Учитель: Герой повести, белорусский паренёк Иван Терешка, не избежал этой страшной участи. При отступлении попал в плен, несколько раз бежал и в конце концов очутился на немецком заводе, где работали военнопленные. Писатель в повести рассказал нам о 3-ех днях жизни Ивана, четвёртый будет последним.
Учитель представляет группы:
I группа – рассказ о первом дне
II группа – рассказ о втором дне
III группа – рассказ о третьем дне
Цель: доказать, что эти дни были действительно счастливыми для героя повести.
I группа (гл 1-5). 1 день. Свобода. Рассказ.
Вывод: Первый день был самым насыщенным событиями в жизнь Ивана. Это был день испытаний на мужество, честь и достоинство. Первое событие : накануне завод бомбили. Одна бомба не разорвалась, и группа военнопленных решила её откопать.
Глава 4 – краткий пересказ. Остановиться на решении Ивана взорвать бомбу, погибнуть, чтобы дать другим бежать).
Вывод: смелый, мужественный парень. Он хотел жить, а не умирать. И тем не менее, в жизни, оказывается, бывает такой момент, когда ты сам себе говоришь: кто, если не ты.
Второе событие : столкновение с немцем, охранником Зандлером. Немец заподозрил что-то неладное, но ни о чём не догадавшись, заставил Ивана чистить сапоги. Это унижение внутренне его взбесило, но он чистил, т.к у него было другое дело: взорвать бомбу. Но вдруг он встретился взглядом с женщинами, которые возили гружённые щебёнкой тачки. И в их глазах было такое уничтожающее презрение, их взгляды, будто кипятком, плеснули в его душу. И вдруг что-то в нём оборвалось: он вскочил на ноги и бешено ударил немца в челюсть. Чем бы всё это кончилось? Наверное, немец пристрелил бы Ивана, но тут взорвалась бомба…
Вывод: Гордость, чувство собственного достоинства – вот какие черты проявились у Ивана.
Вывод: Человек и зверь. Физически человек слабее зверя, но он умнее. Иван показал себя настоящим мужчиной во всех трёх эпизодах.
девушки, её необыкновенное бесстрашие потрясли Ивана (демонстрация эпизода).
Вывод: Это счастливый день в жизни Ивана, хотя он об этом вряд ли догадывался.
Он в трудных ситуациях вёл себя как мужчина, проявив лучшие мужские качества, он обрёл свободу. А свобода – это счастье.
II группа . 2-й день – любовь.
Анализ 12 главы (можно посмотреть фрагмент фильма)
III группа . 3-й день - Альпийский рай. Глава 15.
Вывод: Талантливый писатель Быков кульминационное событие повести разворачивает на красивейшем месте альпийского луга – маковом поле.
Анализ фрагментов: Джулия у водопада
Вывод: (после чтения 20 гл) 3-й день – самый счастливый в жизни Ивана.
4-й день (Главы 21-24)
Учитель: Наши герои были счастливы. Глава 21 . Чтение отрывка от слов «Ми будет много-много счастя…Я очэн хочу счастя. Должен быть человек счастя, правда, Иванио? До конца главы.
Учитель: Можно ли назвать эти 3 дня днями счастья в жизни героев? (убрать вопросительный знак в теме урока). Иван и Джулия остались людьми в самом высоком значении этого слова. В борьбе со страшным злом они сохранили всё самое лучшее, что есть в человеке: честь, достоинство, свободу, любовь. Война, фашизм не смогли сжечь эти высокие чувства в их душах. Жизнь непобедима. Жизнь продолжается в сыне Джулии. А счастье легко не даётся, его надо добывать, беречь и хранить. Счастье может быть и таким, как у Ивана и Джулии.
- почему повесть писатель назвал балладой? (Учащиеся дают свои ответы)
Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в Витебской области. Обучался на скульптурном отделении Витебского художественного училища. Окончил Саратовское пехотное училище.
В 1942 г будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах, прошёл по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен.
С 1955 Быков занимался только литературной деятельностью, а с 1972 по 1978 гг –
Секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР.
В декабре 2002 г Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию, где жил последние годы. Он всегда симпатизировал этой стране и ее гражданам. Здесь писатель перенес операцию, после которой находился а реабилитации в Белоруси.
Скончался писатель 22 июня 2003 года в день начала Великой Отечественной войны в онкологическом госпитале под Минском. На Родину он вернулся за месяц до своей смерти. Похоронен на Восточном кладбище в Минске, в честь писателя были названы улицы в Белостоке, Гродно, а также поселке Ждановичи. Большую часть своих повестей и рассказов Быков писал на белорусском языке, многие из них он сам же переводил на русский язык. При жизни и после смерти писателя его произведения были переведены на многие языки мира.
"Альпийская баллада" Василя Быкова - это именно то произведение, которое воспитывает в обучающихся гражданскую позицию и патриотизм. Нехитрая история сбежавших из концлагеря русского Ивана и итальянки Джулии, их любовь и воля к жизни трогают сердца подростков, заставляют ответственней относиться к человеческой жизни и чтить ветеранов той далекой войны.
План-конспект урока
I. - Познакомить с писателем и его творчеством.
- Довести до понимания учащихся логику поступка героя.
- Учить высказывать вслух свои чувства, свою гражданскую
позицию по теме урока.
II. - Формировать социальную компетентность у учащихся на материале
- Развивать умение работать со словарём, с текстом через
нахождение и выразительное чтение отрывков, поясняющих
- Упражнять в понимании и письменном комментировании
устойчивого выражения речи, в творческом воображении
III.- Воспитывать неприятие фашизма; сочувствие к героям
произведения; уважение к ветеранам войны.
Оборудование и основные источники информации:
Прогнозируемый результат(формируемые компетентности):
- Заинтересованность в творчестве В.В.Быкова.
- Расширение знаний по истории Отечества.
- Формирование гражданской позиции к ветеранам войны и труда через исторический материал.
II. Предварительная беседа с учащимися на основе имеющихся у них знаний.
- Ребята, какая дата в истории нашей страны, приходящаяся на один из весенних месяцев, наиболее значима для всех ныне живущих россиян?
- Почему 9 мая – всенародный праздник? (ответы детей)
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку и попробуйте догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на литературном чтении? (ответы детей)
- Да, речь пойдёт о героизме и вашей гражданской позиции по отношению к ветеранам. Кто такие ветераны? Чем они отличаются от других людей?
- Много ли осталось ветеранов той войны? Как мы должны к ним относиться?
- Прошло почти 72 года со дня окончания Великой Отечественной войны. Поколение ныне живущих стало подзабывать уроки истории. Во многих бывших союзных республиках сносят памятники и могилы павших в боях солдат, канонизируют предателей Родины, вроде Бендеры, объявляя их героями той войны; разрешают проводить парады бывшим пособникам фашизма. Некоторые молодые люди вступают в ряды неонацистов, используя атрибуты фашистов, пропагандируя превосходство одной нации над другой. Как вы к этому относитесь? (ответы детей)
III. Новая тема.
а) - Сегодня мы будем читать о войне и людях, без которых не было бы Дня Победы. А ещё я познакомлю вас с писателем-фронтовиком Василём Владимировичем Быковым (показ слайда № 1).
Слово учителя о жизни и деятельности В. Быкова, особое внимание уделяется участию писателя в войне и основной теме его книг, которые демонстрируются на слайде.(слайд № 2)
- А что вы знаете о Великой Отечественной войне? Немного вам об этом напомнят слайды (слайды № 3-9)
- Вспомните из уроков истории, как вели себя фашисты на занятых территориях?
- Куда попадали пленные солдаты и жители оккупированных территорий? (Они часто оказывались в концлагерях).
- Что вы знаете о концлагерях, жизни людей в неволе?
- Заканчивалась ли жизнь, если человек попадал в концлагерь?
- Как называли тех, кто и в условиях фашистского рабства вёл борьбу со своими мучителями? (Антифашисты).
- Как они боролись в лагерях?
б) Словарная работа.
Работа с толковым словарём, выяснив предварительно, как это делается. зачитывание ответа.
в) Первичное чтение произведения с краткой предысторией учителем.
г) Беседа с учащимися по произведению:
- Откуда и куда бежали заключённые концлагеря?
- Как их звали и кто они по национальности?
- Где застали беглецов фашисты?
-Трудно ли было бежать Ивану и Джулии и почему
- В какую ловушку угодили парень с девушкой?
- Какое влияние оказала эта песня на моральное состояние беглецов?
- Почему Иван обрадовался, когда немцы, пришедшие в себя после песни, начали стрелять по ним? (В концлагере, услышав выстрелы, будут знать, что сбежавшие живы и их ещё не поймали).
- Была ли у немцев цель – убить беглецов? (Нет, их надо было взять живыми, чтобы потом поиздеваться в лагере, чтоб другим пленникам было неповадно).
- Кого выпустили немцы на поимку Джулии и Ивана? Что это были за псы?
- Почему девушка очень боялась их?
- Почему Иван сам сбросил в ущелье любимую девушку? (Не хотел, чтоб она или её тело досталось фашистам. Появилась слабая возможность спасти её.)
- На какое место в пропасти он её бросил? (На снег.)
- Успел ли сам Иван прыгнуть туда же? Почему не успел? (На него прыгнули собаки). Как использовал пистолет?
- О чём думал Иван в последние минуты жизни?
Поработать над образами главных героев:
- Каким вы себе представляете Ивана? Какие нравственные качества ему присущи?
- Доказать, что Джулия и Иван – герои.
- В каких эпизодах рассказа проявляется звериный облик фашизма?
- Как вы думаете, докинул ли Иван Джулию до снега в ущелье? Осталась ли она жива?
Выслушать ответы детей на прогнозирование ситуации с Джулией, обобщить ответы и только потом сказать, что об этом учащиеся могут прочесть сами.
- Представьте себе, что вы видите, как старый человек не может подняться в автобус. Как вы должны поступить? (ответы детей).
- В каких ещё ситуациях мы можем помочь ветеранам труда и войны?
в) Подведение итогов работы учащихся на уроке, оценивани
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Урок проводится в 9 классе, знакомит учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне. Урок дает возможность обучать анализу художественного произведения; развивать умения оперировать языковым материалом произведения; овладевать логическими действиями анализа художественного произведения, строить рассуждения, воспитывает чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Жанр лирическая повесть Язык оригинала белорусский Дата написания 1963 Дата первой публикации 1964 Тема: проявление человеческих взаимоотношений в нелегких жизненных ситуациях.
Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.
Лехтальские Альпы - горная гряда Северных Известняковых Альп, длина 60 км, ширина 20 км. Самая высокая вершина Парзайершпице (Parseierspitze), 3036 м, единственный трёхтысячник Северных Известняковых Альп. В этих красивейших местах в годы Второй мировой войны было много концлагерей: 18 млн граждан Европы, Советского Союза прошли через ад лагерей, свыше 11 млн человек были там уничтожены.
Композиция История отношений Ивана и Джулии. Как Иван сбежал из лагеря. Символический сон Ивана. Воспоминания о девушке друга. Три неудачные попытки побега Ивана. Письмо Джулии4 вставные части. Прошлое. Настоящееэпилог24 раздела
Какие эпизоды произведения ярко свидетельствуют о том, что в Иване жив человек, живо его человеческое достоинство? Чем закончилась схватка человека с собакой?Как вёл себя Иван в плену? Смирился ли, сдался?Какой эпизод является кульминационным?Какие чувства испытывает Иван в эти минуты?
Читайте также: