Конспект занятия тактильное восприятие

Обновлено: 05.07.2024

- продолжать развивать у детей общую и мелкую моторику; тактильно-двигательное осязательное восприятие.

- закреплять у детей умение осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на навыках сотрудничества;

- продолжать развивать у детей умение оценивать результат своей работы.

- закреплять умения детей называть признаки зимы;

- упражнять в умении детей видеть, выделять и называть геометрическую форму круг, цвет (белый), температурные характеристики (теплый, холодный);

- продолжать развивать у детей визомоторную и графомоторную координацию;

- учить детей охарактеризовывать предмет на основе, полученных в ходе обследования ими свойств и качеств предмета.( круглый, белый, холодный).

- продолжать развивать понимание речи и умение отвечать на вопросы.

Оборудование и игровые материалы:

Методы и приемы:

  • игровая мотивация;
  • игровые упражнения и задания;
  • образец;
  • объяснение;
  • вопросы;
  • повторение ответа;
  • прием параллельного сравнения;
  • показ;
  • практическая помощь.

Работа с родителями:

  • индивидуальные беседы с родителями о проведении совместных игр с ребенком по закреплению цвета, формы и величины геометрических фигур и форм;
  • беседы и чтение художественной литературы с ребенком о времени года зима;
  • наблюдения на прогулке за свойствами снега.

Ход совместной игровой деятельности:

1 . Организационный момент и оздание эмоционально-положительного настроя

Дефектолог: - Ребята, посмотрите, кто нас ждет?

Дети: - Снежик. (Предварительно проведена работа с детьми по знакомству с персонажем. Снежик – человечек, слепленный из комочка снега)

Дефектолог: - Посмотрите, он ждет нас с хорошим настроением, улыбается. Давайте и мы придем к нему с хорошим настроением.

2. Мимическая гимнастика (детям показываются карточки-схемы с изображением эмоций в речевом сопровождении)

«Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы смеемся и грустим,

3. Закрепление лексического материала

Дефектолог: - Ну вот, а теперь мы с хорошим настроением пойдем в гости к Снежику.

Снежик: - Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Снежик: - Скажите мне, какое сейчас время года?

Снежик: - Какое время года на картинке?

Снежик: - А почему вы так думаете?

Закрепление признаков зимы.

Снежик: - А как вы догадались, что ребята играют в снежки?

Дети: - У них в руках снежные комочки.

Снежик: - Давайте мы сегодня тоже поиграем в снежки.

4. Введение материала по развитию сенсорного восприятия

Дефектолог:- Посмотрите, какие снежки сделал Снежик. Из чего они сделаны?

Дети: - Из бумаги.

Дефектолог: - Какие они по цвету?

Дефектолог: - Посмотрите вокруг и скажите, что еще в группе белого цвета?

Дети называют предметы белого цвета.

Дефектолог: - А какой снежок по форме?

Дети: - круглый, шар.

Дефектолог: - Посмотрите на картинку и назовите круглые предметы.

Дефектолог: - Возьмем в руки шарики и погладим их; покатаем между ладонями; покатаем по столу. ( Педагог фискирует внимание детей на том, что шар круглый).

5. Пальчиковая гимнастика и массаж ладоней.

Снежик: - Помогите мне ребята сделать еще снежки из бумаги для игры.

Дефектолог: - Чтобы наши ручки хорошо работали, сделаем гимнастику для пальчиков.

«1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Перед детьми лежат листы бумаги разных цветов.

Дефектолог: - Возьмите лист бумаги для снежка. Какого цвета вы выбрали бумагу?

Дефектолог: - Почему вы взяли белый лист?

Дети: - Снег белого цвета.

Дети: - Нужно смять бумагу.

Дети: - Нужно покатать его в руках.

Дефектолог: - Похожи они по форме?

Снежик: - А вам нравятся снежки, которые вы сделали?

Оценка детьми результатов своей работы.

6 . Динамическая пауза

Снежик: - А теперь давайте поиграем в снежки!

Дефектолог: - Ох, устали, отдохнем.

«Снег ложится на дома, улицы и крыши.

Дефектолог: - Тихо стало, пошел снег. (Педагог берет снежинку и плавными движениями руки из стороны в сторону опускает ее на пол. Дети взором прослеживают за снежинкой)

Дефектолог: - А теперь вам нужно проследить куда упадет ваша снежинка.

(Детям раздаются снежинки. Выполняется упражнение.)

7. Формированиие перцептивных функций

Снежик: - Ребята, а я вам приготовил игру с настоящим снегом. Давайте поиграем!

Дети садятся за стол. У каждого ребенка поднос с 2-мя прозрачными пластиковыми стаканчиками с теплой водой и со снегом.

Дефектолог: - Посмотрите, ребята, что перед вами на столе?

Дефектолог: - Сколько их?

Дефектолог: - Они пустые или полные?

Дефектолог: - Что в этих стаканчиках?

Дети: - Снег и вода.

Дефектолог: - Почему вы так думаете?

(Педагог по необходимости оказывает помощь при ответах детей)

Дефектолог: - Давайте потрогаем стенки стаканчиков. Какой стаканчик теплый на ощупь?

Дети: - С водой ( или показывают на него)

Дефектолог: - Значит вода в стаканчике какая?

Дефектолог: - А какой стаканчик холодный на ощупь?

Дети: - Со снегом (или показывают на него)

Дефектолог: - Значит снег в стаканчике какой?

Дефектолог: - Протяните мне свою ладошку. (Педагог кладет немного снега)

- Во что превратился снег?

Дефектолог: - Почему снег растаял?

Дети: - Ладошка теплая, а снег холодный.

Дефектолог: - Давайте посмотрим, что будет со снегом, когда мы положим его в воду.

(Дети ложечкой кладут снег в воду )

Дефектолог: - Куда исчез снег?

Дефектолог: - Почему снег растаял?

Дети: - Вода теплая, а снег холодный.

Дефектолог вместе с детьми берет снег из пластиковой ёмкости лепят снежки, кладут их в пустые стаканчики, вытирают руки полотенцем.

8. Дыхательная гимнастика

Дефектолог: - Ох, замерзли наши ручки! Давайте их согреем своим дыханием!

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Дефектолог: - Давайте потрогаем руки друг друга. Согрелись?

Дети трогают руки друг друга: - Согрелись.

9. Закрепление изученного материала.

Дефектолог: - Что мы слепили из снега?

Дефектолог: - Какой он по цвету?

Дефектолог: - Какой он по форме?

Дефектолог: - Какой он на ощупь?

Снежик: - Давайте оставим наши снежки в стаканчиках до обеда и посмотрим, что получится. А может вы догадаетесь, что будет со снежками потом?

Дети: - Они растаят и превратятся в воду.

Дети: - Потому что в группе тепло.

10. Индивидуальные графические задания

Снежик: - А сейчас я хочу узнать, как вы знаете холодные и теплые предметы.

Дети переходят в другую развивающую зону, где у каждого лист с графическим заданием и простой карандаш.

Снежик: - Посмотрите на рисунок, назовите холодные предметы.

Дети: - Снеговик, мороженое.

Снежик: - А теперь возьмите простой карандаш и обведите в кружок горячие предметы.

Дети выполняют задание.

Дефектолог: - Обменяйтесь листочками, посмотрите, правильно ли сделал ваш сосед?

Снежик: - Молодцы! Вы правильно выполнили моё задание!

11. Подведение итогов

Снежик: - Ну вот пришла пора прощаться; мне понравилось играть с вами. А давайте вспомним, во что мы сегодня играли?

Педагог подводит детей к закреплению понятий белый, круглый, теплый, холодный.

Дети прощаются со Снежиком.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития детей имеют тактильные ощущения. Руки, пальцы, ладошки детей — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у детей не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества

. В качестве основных видов ощущений различают : - кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические); - органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.



Тактильные коврики-картинки

Тактильные коврики-картинки .Невозможно переоценить значение развития мелкой моторики для маленьких детей. Те дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, которым.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

городского округа Тольятти

Почтовый адрес: 445004, г. Тольятти, ул. Кирова,64, т./факс-22-29-34 (корпус 1)

445008, г. Тольятти, ул. Матросова, 31, т/факс-.24-51-31(корпус 2)

Составила и провела:

Татьяна Николаевна Иванченко

-развивать умение концентрировать внимание на своих тактильных ощущениях.

- воспитание эмоционально – адекватного поведения во время выполнения практических заданий

Материал: дощечки с материалом для ощупывания ( резина, мех, наждачная бумага, тонкая ткань), цветные карандаши, листы бумаги, кубики из различных материалов и разного размера, игрушка зайца

1. Организационный момент. Приветствие .Эмоциональный настрой -смайлики

2.Работа по теме.

Стук в дверь. Появляется долматинец (игрушка):

- Я шел по лесу, увидел посылку, принес ее вам.

-Давайте ребята, посмотрим что там?

Открывается посылка, появляется зайчик. Он плачет: а-а-а

- Ребята, почему зайчик плачет? Не знаете? Давайте спросим! Заинька, почему ты плачешь?

-Пришла зима, а у меня нет ни шубки, ни варежек. Помогите, мне ребята!

- Ребята, мы сможем помочь зайчику?

А зачем зимой шубка и варежки?

Давайте посмотрим, из чего мы будем шить зайчику шубку и варежки?

(раздаются коробочки с образцами обследования( в коробке :наждачная бумага, резина, тонкая ткань, мех). На доске те же самые образцы.

- откройте коробку и давайте посмотрим, из ченго мы будем шить зайчику шубку и варежки.

А) ощупывание наждачной бумаги. Проводим пальцами. Какой это кусочек?-жесткий, шершавый.( слова повторять с каждым ребенком по очереди)

- подойдет этот кусочек зайке на шубу и варежки ?

Б)- ощупываем резину. Аналогичные действия.( гладкий, жесткий, холодный)

-подойдет этот кусочек зайке на шубу и варежки?

В)Шубка и варежки – как это можно назвать одним словом? (одежда)

Правильно, одежда шьется из ткани. У нас осталось 2 кусочка – это ткани. Ощупываем тонкий кусочек, проводим пальцем. Какая это ткань? ( тонкая, гладкая, мягкая). Дети повторяют по очереди. Мы можем из этой ткани сшить зайчику варежки и шубку? Почему?

Г) ощупываем мех. Какой это кусочек? ( мягкий, пушистый, толстый). Повторяем с каждым ребенком. Эта ткань называется мех.

-Она подойдет зайчику для шубки и варежек?

Педагог забирает мех, производит имитацию шитья.

- чем я , ребята, шью?( иголка и нитка)

- Посмотрите на иголку. Она острая, холодная, сделана из металла. Она колется.

Ей нужно работать аккуратно. В иголку вставляется нитка, она тонкая и длинная.

Вот мы и сшили зайцу шубку и варежки. Дети одевают зайчика.

- Спасибо, вам ребята! Мне так понравилось! Теперь мне будет тепло зимой. Одежда, сшитая из меха называется меховой.

Зайка беленький стоит и ушами шевелит.

Вот так, вот так , он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

Кто –то зайку напугал, зайка, прыг и ускакал.

- ребята, зайчика мы одели. Он к нам пришел в гости, давайте мы его угостим.

- а кто знает , что зайцы любят есть?( на доске картинка морковь, конфета, сосиска)

- Давайте определим какая морковка на ощупь ( твердая, жесткая, гладкая) повторяет каждый ребенок.

Какая она по форме? По вкусу?

-давайте нарисуем зайчику морковку. У него будет много морковок, он угостит своих друзей.

( дети раскрашивают морковки)

Что еще мы можем сделать для зайчика? Давайте построим ему домик, чтобы ему было тепло.

Дети по образцу строят дом из кубиков (большие и маленькие, из различного материала : резиновые, мягкие, пластмассовые, паралоновые)

С каждым ребенком педагог – дефектолог проговариваем свойства используемых ими кубиков.

Задание 3. Игра "Волшебный мешочек" для развития тактильного восприятия у детей раннего возраста (шаг 3 – I)

Напомню место данного задания в Пошаговой программе ( подробнее об этом здесь ).

Раздел I (возраст детей 1-2 года)

1. Летняя картина

3. Мешок с игрушками (шаг 3 – I)

4. Шарики в коробку

5. "Солнышко" (ИЗО)

Ход занятия (подробный конспект).

Покажите ребёнку яркий мешочек и спросите интригующим голосом: “А кто же в нём спрятался?”. Затем запустите в мешок свою руку, покажите, что ощупываете находящиеся в нём предметы, с удивлением спрашивая: “Кто же это: мягкий, лохматый? Наверно, мишка?” Достаньте игрушку и подтвердите: “Да – это мягкий и лохматый мишка.” Затем достаньте таким же образом игрушечного зайчика, называя некоторые его основные признаки: маленький, мягкий, с длинными ушками. Третья игрушка – ёжик, основные признаки: маленький, колючий.

►►► Эти игрушки использовались при рассказывании (драматизации) сказки "Здравствуй, Солнышко!" (описание сказки дано здесь)

После этого вновь сложите игрушки в мешочек и попросите ребёнка, пощупав содержимое, достать какую-нибудь из них: вначале – любую, затем – определённую, по просьбе взрослого.
Пособие считается освоенным, когда ребёнок будет уверенно вынимать из мешочка любую нужную игрушку.

Можно также сшить мешочек из прозрачной или полупрозрачной ткани, чтобы ребёнок на первых порах видел сложенные в него игрушки и не боялся.

👉 Для любознательных родителей. 🙋‍♂️👱‍♀️

Почему нельзя проигнорировать задание "Волшебный мешочек" для развития тактильного восприятия у детей?

Не нужно быть специалистом в педагогике, чтобы понять, что тактильные (осязательные) ощущения, получаемые рецепторами кожи – это и есть те самые первые ощущения, которые ребёнок получает, входя в мир. Это ощущения от материнской груди, материнского тела, от первых пелёнок и первых погремушек.

Тактильные ощущения, получаемые ладошками, позволяют даже младенцу отличать тёплое от холодного, гладкое от колючего.

Больше всего кожных рецепторов (нервных окончаний) сконцентрировано на ручках ребёнка: его ладошках и кончиках пальчиков.

Здесь уместно вспомнить слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского:

Тактильные ощущения стимулируют умственную деятельность малышей.

Задача перед педагогами и родителями – создать условия для обогащения представлений об окружающем мире, в том числе, через тактильные ощущения. /Ребёнку недостаточно знать о зайчике, что он белый или серый (эти представления дают глаза), нужно узнать ещё и руками, что он – мягкий. А ёжик, оказывается, колючий/.

Огромное значение тактильного восприятия можно понять из определения психологов, называющих его тактильным зрением.

Без тактильного восприятия у ребёнка не сможет сложиться всестороннее представление об окружающем мире.

Если ещё учесть, что все движения ребёнка на ощупывание, схватывание предметов связаны с постоянными движениями пальчиков – параллельно идёт развитие мелкой моторики , стимулирующее развитие речи ребёнка (происходит воздействие на зоны мозга, отвечающие за речь).

Мария Монтессори разработала множество дидактического материала на развитие осязательных ощущений у детей.

►►► На этом закончу конспект третьего задания ( шаг 3 – I). Переходите к ознакомлению с четвёртым заданием ( шаг 4 – I):

Задание 4. Развитие мышления ребёнка с помощью развивающего пособия коробка с шариками. В помощь родителям дошкольников

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!

Читайте также: