Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности в россии конспект

Обновлено: 03.07.2024

6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

н ациональные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;

стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее - стратегические национальные приоритеты) - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;

система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

Аннотация. В статье сделан акцент на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности государства. Автор выделяет пробелы существующие в данной области: недостаточная системность законодательства, а также наличие некоторых противоречий.

Ключевые слова: национальная безопасность, органы государственной власти, сфера обеспечения безопасности государства, компетенция.

В условиях меняющегося мира, масштабной глобализации необходимо применять новые меры, формы, средства для защиты жизни людей, их безопасной жизнедеятельности с учётом современных подходов, новых научных взглядов.

Как самостоятельную область государственной деятельности политику, сферы обеспечения национальной безопасности, долгое время не выделяли. И потому необходимость в дальнейшей разработке правовой базы конечно же присутствует и по настоящий день, несмотря на достаточное количество и научной, и правовой уже имеющейся базы.

Конечно же, вся имеющаяся нормативная база действует, не противореча Конституции Российской Федерации. Анализируя ранее действовавшее и действующее в настоящее время законодательство можно говорить о том, что принимаемые законы всё более и более широко раскрывают основные понятия области безопасности, регламентируют более детально деятельность, функции и обязанности органов государственной власти, занимающихся обеспечением национальной безопасности, что помогает более эффективно противостоять возникающим и имеющимся внутренним и внешним угрозам стране, обществу и каждой отдельной личности. Некоторые законы являются принципиально новыми, а некоторые лишь дополняют уже имеющуюся нормативную базу по тому же рассматриваемому предмету.

Тем не менее, в современном законодательстве России существуют пробелы, связанные с регулированием правовой системы обеспечения национальной безопасности, которое выражается в противоречивости и недостаточной системности. На сегодняшний день не существует точного понимания как доктрины, концепции и стратегии соотносятся между собой и какую имеют иерархию по отношению друг другу, и потому возникает необходимость в точном планировании рассматриваемой области.


Наличие пробелов в законодательстве безусловно ведёт к противоречиям в правоприменительной практике, отчего возникает большая вероятность появления новых угроз национальной безопасности.

Упраздняются и создаются новые органы государственной власти, занимающиеся вопросами безопасности, появляется необходимость в определении их правового статуса, полномочий, обязанностей, цели и задач для этого нужна правовая регламентация, принятие соответствующих законов, постановлений, указов, распоряжений, которые так или иначе могут изменить существующий порядок в сфере безопасности и не только.

Для того, чтобы избавиться от проблем в правовой базе необходима научная экспертиза принимаемых и уже имеющихся законов области национальной безопасности. Также существует и необходимость формирования понятийного аппарата. Необходимо устранять появление в законодательстве противоречий [5].

Законодательство Российской Федерации не прекращает свое развитие. Ведущиеся научные дискуссии, касающиеся имеющегося законодательства, существующей структуры органов, помогают и далее совершенствовать имеющуюся систему.

Развитие нашего государства зависит от способности всех элементов системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации быстро реагировать на возникающие угрозы, мобильно применять меры по противодействию им.

Вопросы совершенствования системы обеспечения национальной безопасности можно рассмотреть на примере органов, входящих в данную систему, например, государственные органы, осуществляющие охрану своей деятельностью, оказывают немалое влияние на правовое обеспечение национальной безопасности. Некоторые аспекты влияния регламента деятельности органов государственной охраны на национальную безопасность требуют особого внимания и с научной, и с правовой стороны, поскольку данное влияние выявляет необходимость для дальнейшего совершенствования организации органов государственной охраны [5]. В основу данного взаимодействия следует положить принципы, являющиеся наиболее фундаментальными, например:

– принцип распределения компетенций.

Что касается принципа законности, то он является обязательным, поскольку только на основе закона властные органы осуществляют свою деятельность.

Самостоятельность в данном случае означает отсутствие взаимоподчинённости друг другу, осуществление самостоятельно своих полномочий, выполнение возложенных функций.

В свою очередь, распределение компетенции необходимо для того чтобы субъекты, которые взаимодействуют друг с другом, осуществляли только присущие им задачи, при этом не повторяя действия друг друга, не выполняя одинаковые функции, тем самым исполняя как можно больше поставленных перед ними задач, эффективно взаимодействуя друг с другом.

Как уже было сказано, органы государственной охраны напрямую влияют на обеспечение национальной безопасности. Поэтому, анализируя и совершенствуя организацию и деятельность данных органов, можно улучшать и область обеспечения национальной безопасности. Так, органы государственной охраны обеспечивают государственную безопасность, и поэтому это необходимо учитывать при осуществлении правотворчества, регламентируя порядок организации и работы этих органов.

Органы государственной охраны напрямую участвуют в обеспечении безопасности на ряду с органами ФСБ и органами МВД РФ, в силу чего их взаимодействие является неотъемлемым принципом. Поскольку государственная охрана напрямую связана с обеспечением национальной безопасности о ней стоит упоминать и в Стратегии национальной безопасности России, отдельно выделить аспекты, касающиеся нормативного, технического характера её деятельности.

Уже было сказано о необходимом участии органов местного самоуправления в обеспечении безопасности, однако их полномочия, функции и обязанности по-прежнему нуждаются в большей проработке, регламентации и расширении.

Действующее законодательство влияет на формы, методы и средства деятельности органов, осуществляющих обеспечение безопасности. Поэтому существует необходимость в постоянном анализе действующих норм и на их основе изменять, корректировать, обновлять существующие методы, средства, формы деятельности данных органов.

Цели и задачи, стоящие перед системой органов обеспечения национальной безопасности также не постоянны, испытывая влияние действующей нормативной базы, политики. В совершенствовании также нуждается их правовое положение, а именно конкретизация полномочий, их расширение в связи с появлением новых угроз и их изощрённости. Необходимо постоянное внедрение новейшей техники для деятельности по охране обеспечения правопорядка и своевременное выявление правонарушений, преступлений их пресечение [9].

Таким образом, расширяется содержание деятельности по обеспечению безопасности, дополняются принципы, по которым осуществляется обеспечение безопасности. Государственная политика в области обеспечения безопасности также находится под влиянием изменений как внутренних, так и внешних. Необходима постоянная координация деятельности в сфере международных отношений, необходимо проводить разграничения полномочий органов власти.

К настоящему моменту в нашей стране существует определённая правовая основа обеспечения национальной безопасности. Однако все ещё остаются не разрешенные теоретические и практические вопросы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Совершенствование законодательства – процесс непрекращающийся, а также необходимый для улучшения жизни общества в целом.

Актуальными являются вопросы совершенствования в условиях меняющегося законодательства существующей системы обеспечения национальной безопасности. Происходящие изменения в первую очередь направлены на оптимизацию структуры органов обеспечения безопасности, совершенствование действующей политики безопасности, устранение пробелов в имеющемся законодательстве Российской Федерации. Однако все происходящие изменения должны быть направлены на улучшение существующего положения и ни в коем случае не ухудшать существующую жизнь граждан, а также их безопасность.

Список литературы

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008г. № 6 ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7 ФКЗ, от 05.02.2014г. № 2 ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11 ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. ст. 4398.

4. Аминов И. Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник БИСТ Башкирского института социальных технологий. 2015. №2 (27). C. 56-62.

5. Беляев В. П., Чапчиков С. Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 31- 41.

6. Гагарина Г. Ю., Мирошников С. Н. Некоторые вопросы управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования // Управленческое консультирование. 2018. № 12 (120). С. 70-90.

7. Захарцев С. И., Клименко О. А., Мирзоев А. К., Сальников М. В., Третьяков И. Л. Суверенитет Российской Федерации: современные угрозы и обеспечение военной безопасности // Мир политики и социологии. 2017. № 1. С. 120-139.

8. Иванов О. Б. Стратегическое территориальное планирование в регионах России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 3. С. 7-21.

9. Купин В. Н. Глобальная геополитическая декомпозиция современного мира и проблемы национальной безопасности России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 6. С. 215-221.

10. Степанова А. А. Государство, право, собственность в контексте воззрений мыслителей нового времени // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 7. С. 14-16.

11. Федотова Ю. Г. Правовые средства ограничения прав и свобод граждан и организаций в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства // Современное право. 2015. № 4. С. 21-29.

12. Шободоева А. В. Стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 1. С. 66-70.

Актуальные вопросы национальной безопасности России

Другие доклады по предмету

Начальник 76 ПЧ Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве

майор внутренней службы

________________ 2007 г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по Общественно-государственной подготовке

Наименование учебного предмета: Общественно-государственная подготовка.

Тема: Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России. Задачи МЧС России на 2007 учебный год.

Вид занятия: Классно-групповое

Цель: Изучение с л/с материала по данной теме.

Время: 2 часа.

Место проведения: Учебный класс.

Нормативные акты, учебные пособия и литература:

Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Материально-техническое и информационное обеспечение:

Развернутый план занятия.

Уч. вопросы (вкл. контр. знаний)Время (мин.)

Содержание учебного вопроса

Проверка наличия личного состава

Вступительная часть.

По списку в учебном журнале производится проверка наличия личного состава. Проверяется его внешний вид, наличие тетрадей для ведения конспектов.2.70Основная часть.

Современный мир полон острых противоречий политического, экономического, социального и исторического характера. В этой ситуации особенно сложно приходится России, так как она имеет уникальные географическое положение, природные ресурсы, многонациональное население, разнообразные культурные и научные достижения. Поэтому для нашей страны очень важно обеспечение национальной безопасности, без которой невозможно ее развитие.

В соответствии с существующей в России законодательной и нормативно-правовой базой национальная безопасность - это гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономических, военных, информационных, экологических и др.).

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Для осуществления политической стратегии государства в области национальной безопасности национальные ценности должны быть выражены в предметной форме. Ее они обретают в национальных интересах.

Под национальными интересами понимаются объективные потребности гражданина, общества и государства, вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций. Национальные интересы реализуются во внешнеэкономических, внешнеполитических и военных доктринах, различного рода концепциях, программах и т. д.. Для каждого государства существует определенный набор критических параметров, нарушив которые оно утрачивает свою самостоятельность и даже может перестать существовать. Эти критические параметры охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой выживания, к которым относятся прежде всего международные, внутригосударственные политические и социальные отношения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др.

На основе национальных интересов соответствующие институты и органы государственного управления вырабатывают и формулируют цели государственной политики, отражающие интересы граждан, общества и государства. Для их осуществления руководство страны вырабатывает и осуществляет специальные меры.

Интересы, трансформировавшиеся в цели государственной политики, выносятся государственными институтами на мировую арену, где и формируется международная политика и проявляется конфликтность межгосударственных отношений. Если состояние государства характеризуется нестабильностью его политического, экономического, социального и национального базиса, противоречивостью интересов различных социальных групп и слоев, осложняются отношения на внутригосударственном уровне. В результате обострения противоречий в обоих случаях возникают реальные угрозы тем или иным интересам, внешние и/или внутренние. Причем в силу объективности и неизбежности многообразия интересов личности, общества, государства рождаются противоречия, которые могут стать источником потенциальных угроз их безопасности.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости от того, где расположен источник опасности. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, то угроза признается внешней, если же нанесение вреда исходит со стороны сограждан государства, то это внутренняя угроза.

Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее время воздействие многих угроз носит трансграничный характер. К ним относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внешними. Трансграничные угрозы для безопасности РФ и для российского военного планирования будут иметь тенденцию к возрастанию.

К числу таких угроз можно отнести: создание, оснащение, обеспечение и подготовку на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников; деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ; ведение враждебных по отношению к России и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий; деятельность международных террористических организаций; деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию РФ или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

В соответствии с принципом всеобъемлющей безопасности и в зависимости от рода угроз, масштабов и средств их воздействия на объекты безопасности различают политическую, экономическую, военную, технологическую, информационную, экологическую, генетическую и другие виды безопасности страны.

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.

Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными системами коллективной безопасности.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:

  1. своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
  2. реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  3. обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  4. обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  5. укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  6. обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, до

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации путем со­вместной целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупре­ждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им, является обязательным и непременным условием эф­фективной защиты национальных интересов России.

Основными направлениями деятельности государства и общества по обес­печению национальной безопасности Российской Федерации являются:

- объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз нацио­нальной безопасности во всех сферах;

- определение критериев национальной безопасности и их пороговых зна­чений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, обще­ственной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной, ду­ховной сферах и др. сферах;

- организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализа­ции комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

- поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизацион­ных ресурсов государства.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Фе­дерации является создание и поддержание такого экономического, политиче­ского, международного и военно-стратегического положения страны, кото­рое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности госу­дарства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Россий­ской Федерации являются:

- подъем экономики страны, проведение независимого и социально ори­ентированного экономического курса;

- совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепле­ние правопорядка и социально-политической стабильности общества, рос­сийской государственности, федерализма и местного самоуправления;

- формирование гармоничных межнациональных отношений;

- обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

- укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

- обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации являются:

- соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

- приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

- реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

- соблюдение норм международного права и российских законов при осу­ществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);

- сочетание централизованного управления силами и средствами обеспе­чения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Фе­дерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организа­ционного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федера­ции, не установленных федеральными законами, а также применение проти­воправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждаю­щих решений по защите национальных интересов страны.

В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасно­сти Российской Федерации участвуют:

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конститу­ционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безо­пасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности; вы­ступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам нацио­нальной безопасности;

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Рос­сийской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Концепции национальной безопасности Российской Федерации формируют законодательную базу в этой сфере; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения национальной безопасности, применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области национальной безопасности;

Правительство Российской Федерации - обеспечивает реализацию Кон­цепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финан­совыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности Российской Федерации; руководит деятельностью подведом­ственных ему федеральных органов исполнительной власти и в пределах переданных ему полномочий координирует деятельность органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации — рассматривает стратегиче­ские проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Феде­рации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах, вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и пре­одоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, по осуще­ствлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безо­пасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по разработке стратегии в области внут­ренней, внешней и военной политики, военно - технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет Безопасности Российской Федерации ответствен перед Президен­том Российской Федерации за своевременное выявление угроз националь­ной безопасности Российской Федерации, за подготовку оперативных реше­ний по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных на­правлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают соблюде­ние законодательства Российской Федерации, выполнение решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Со­вета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ, планов ц директив в области обеспечения национальной безопасности Российской федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты по обеспечению национальной безопасности и представляют их в Совет Безопасности Российской Федерации;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выпол­нения решений Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федераль­ных программ и планов в области обеспечения национальной безопасности;

- совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию обес­печения национальной безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Рос­сийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федераль­ные органы государственной власти, органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий и согласовывают усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безо­пасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается пре­жде всего военной организацией государства, которая представляет совокуп­ность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совме­стная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

- сочетание твердого централизованного руководства военной организа­цией государства с гражданским контролем ее деятельности;

- эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и класси­фикация военных угроз, адекватность реагирования на них;

- достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения во­енной безопасности, их рациональное использование;

- соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной ор­ганизации государства потребностям военной безопасности;

- ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безо­пасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Воо­руженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть струк­турированы по четырем основным направлениям:

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Фе­дерации.


В статье рассматриваются правовые основы национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, структура национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, объекты национальной безопасности, содержание национальной безопасности.

Понятие национальной безопасности вошло в наш лексикон в конце XX века. Национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод, достойный уровень жизни. Но даже на сегодняшний день нет единого мнения, единого толкования по данному вопросу. В данной статье мы рассмотрим вопрос правового обеспечения национальной безопасности, поскольку и здесь не все так гладко и есть моменты которые нуждаются в доработке.

Обеспечение национальной безопасности — система политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Главной целью обеспечения национальной безопасности выступает поддержание состояния защищенности всех важных интересов личности, общества, государства, которые обеспечивают благоприятные условия для жизни.

Обеспечение национальной безопасности выступает в качестве одной из главных задач любого государства мира. Большинство стран мира воспринимая безопасность как одну из главных задач принимают необходимые нормативно правовые акты, которые обеспечивают правовое поле для национальной безопасности. Безопасность достигается путем осуществления единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности личности, да и всего общества в целом, и в политической, и в социальной, и в экономической и д.р жизненно важных сферах. Для обеспечения безопасности государство не только принимает нормативно правовые акты, но и регулирует отношения с сфере безопасности, разграничивают основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируют или преобразуют органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Но конечно же самое главное направление деятельности в обеспечении национальной безопасности является правовое регулирование в указанной области. [1].

Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности ставит перед собой такие цели как, структурирование системы обеспечения национальной безопасности, а также координирование поведения участников общественных отношений в данной сфере.

Объектами обеспечения безопасности Закон определяет личность, общество и государство. При этом государство является еще и субъектом обеспечения безопасности. Личности должна быть обеспечена защита ее прав и свобод, обществу — защита его материальных и духовных ценностей. А государство обязано обеспечить безопасность личности, общества и свою собственную безопасность, но только в части конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности [5]

По мнению автора, основополагающие государственные документы по национальной безопасности должны иметь строгую иерархию. Так, чрезвычайно важно различать политику, стратегию и концепцию национальной безопасности. [7]

Система обеспечения национальной безопасности осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, нормативно правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных исполнительных органов.

Национальные интереcы обеспечиваются институтами государственной власти, во главе которой стоит Президент РФ.

Нормы и институты играют важную роль в закреплении полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ в сфере обеспечения национальной безопасности.

Так, в Конституции РФ указаны полномочия президента РФ, Федерального Собрания и других федеральных исполнительных в сфере обеспечения национальной безопасности.

Также в высших нормативно-правовых актах указаны полномочия и судебных органов. Так они осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона, а также обеспечение безопасности личности, общества, государства.

Важнейшим аспектом в обеспечении национальной безопасности выступают политические отношения. Так Конституция РФ закрепляет демократических режим, политический плюрализм, многопартийность, идеологическое и политическое многообразие. В связи с этим одним из главных разрушителей безопасности выступает политический экстремизм и поэтому конституционно-правовые норма играют важную роль в регулирование отношений по противодействии политического экстремизма.

Вопросы правового обеспечения национальной безопасности не решить за один день, в этой сфере работа должна продолжаться постоянно и непрерывно, поскольку изменения в обществе, да и во всем мире происходят с невероятной скоростью.

На сегодняшний день в нашей стране существует система нормативно правовых актов для обеспечения национальной безопасности, которая создана Федеральным Собранием, а именно изданные ими федеральные конституционные и федеральные законы и Президентом Российской Федерации, и Правительством России. Данные федеральные органы издают нормативные и правовые акты, регулирующие правоотношения в различных сферах национальной безопасности.

Работа в этой сфере не заканчивается. Только в 2003 году были внесены поправки и изменения в более чем 60 федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих правоотношения, связанные с вопросами национальной безопасности. В большом объеме изменения коснулись такие нормативно правовые акты, как Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, федеральные законы “О гражданстве Российской Федерации”, “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, “О Государственной границе Российской Федерации”, “О воинской обязанности и военной службе” (в части регулирования поступления на военную службу и ее несения иностранными гражданами; замены военной службы по призыву на альтернативную), “О федеральной службе безопасности” и “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации” (в связи с реорганизацией Пограничных войск и отнесением их к ФСБ), “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “О государственной тайне”, “Об оружии” и др.

Ратифицированы многие международные акты, регулирующие участие России в обеспечении международной и региональной безопасности: Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов, Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; в рамках СНГ — Устав Организации Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом статусе Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом обеспечении формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

Действующие на данный момент нормативно правовые акты в этой сфере, к сожалению, носят частный характер, идеологически касаются частных угроз и отдельных аспектов национальной безопасности. По нашему мнению, в связи с этим наше государство нуждается в едином систематизированном нормативно правовом акте об обеспечении национальной безопасности.

Многие законодательные инициативы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации по подготовке законопроектов, упорядочивающих ряд важных аспектов национальной безопасности, пока не нашли должной поддержки в Правительстве Российской Федерации.

Причем бывают случаи, когда в федеральных законах и в концепциях бывают разногласия по одному и тому же вопросу. И как быть в таких случаях? Государство пока не дает ответа.

Вот еще одно доказательство для того, чтобы создать единую комплексную систему нормативно-правовых актов, которая будет иметь строгую иерархию и будет иметь единое толкование и единое понимание по тому или иному вопросу. Данная система будет взаимосвязана и не будет иметь разногласий ни в трактовке, ни в толковании, ни в реализации данных норм.

Так, например, в Военной доктрине Российской Федерации неоправданно усилены, в отличие от Концепции национальной безопасности, задачи военной организации по локализации внутренних угроз. В связи с чем снижается главная цель обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.

Современное положение России, обусловленное характером ее нынешнего общественно-политического и экономического развития, ставит перед государством и обществом важные задачи по совершенствованию законодательства в интересах укрепления национальной безопасности страны.

Таким образом, национальная безопасность РФ, связанная с созданием системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, имеет правовую основу как совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, государство, общество, сфера обеспечения, акт, Военная доктрина, обеспечение, внешняя политика, Федеральное Собрание.

Ключевые слова

национальная безопасность, государственная безопасность, структура национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, объекты национальной безопасности, содержание национальной безопасности

национальная безопасность, государственная безопасность, структура национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, объекты национальной безопасности, содержание национальной безопасности

Похожие статьи

Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы.

Библиографическое описание: Алексеева А. Н. Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы развития

Читайте также: