Конспект урока работа с текстом 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в добром здравии и хорошем настроении, надеюсь , наш урок пройдет успешно.

2. Этап целеполагания

Задача – подвести учащихся к формулировке темы

- Ребята, я очень люблю стихи и совсем недавно я прочитала одно из стихотворений Самуила Маршака, оно мне понравилось, и мне захотелось прочитать его вам:

Когда забрезживший рассветВернёт цветам и листьям цвет,Как бы проснувшись, рдеют маки,Алеют розы в полумраке.И птица ранняя поёт. Как праздник, утро настаёт.

Но, о заре ещё не зная,Стоит за домом тьма ночная.Проснувшись в этот ранний час,Ты видишь меж кустов знакомыхТех странных птиц и насекомых,Что на земле живут без нас.

Они уйдут с ночною тенью,И вступит день в свои владенья.

- А вам понравилось это стихотворение?

- А стихотворение - это что? (предполагаемые ответы учащихся , далее учитель подводит учащихся к тому, что это текст и вместе с учащимися формулирует тему и цель урока)

- А что мы обычно делаем на уроках с текстами?

- Так о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, как мы сформулируем тему урока? (о тексте)

- Запишите тему в тетрадь.

3. Этап актуализации предыдущих знаний

- Ребята, а что вы знаете о тексте? Давайте вспомним основные признаки текста и оформим кластер: (ребята в тетрадях самостоятельно записывают кластеры с основными признаками текста)

- Перечислите основные признаки текста (тема, идея, автор, заглавие, композиционное и стилистическое единство, деление на части)

-Вернемся к нашему стихотворению. Какую картину вы себе представили?

- Как о рассвете говорит поэт? (рассвет – это праздник)

- Почему поэт называет птиц и насекомых странными? (у них своя жизнь, отдельная от человека)

-А какие звуки мы можем услышать на рассвете? (пение птиц)

(слушаем пение птиц в грамзаписи)

- Какое чувство вызывают у вас эти звуки? (чувства умиротворения и покоя)

- А каким видят рассвет писатели и художники? И самое интересное, - как они об этом рассказывают? Об этом мы также будем говорить на нашем уроке.

4. Повторение сведений о писателе и знакомство с текстом.

(чтение отрывка учащимися, текст лежит на столах и представлен на слайде)

1)В необыкновенн. никогда не слыханн.. тишине зар..жда..тсяра..свет.

2)Небо на востоке зелене..т.

3)Голубым хруст..лем загора..тся на заре Венера.

4)Это лучшее время суток.

6)Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы лета..т около костра медленно и бе..шумно, как комья бел.. пуха.

7)Котелок серд..тся и бормоч..т на огне.

8)Мы почему-то говорим ш..потом — боимся спугнуть ра..свет.

9)С жестяным свистом пр..носятся тяж..лые утки.

10)Туман начинает клубит..ся над водой.

11) Мы навалива..м в костер горы сучьев и смотр..м, как подыма..тсяогромн.. бел.. солнце — солнце бе..конечного летнего дня. (По К. Паустовскому)

По швам руки опуская,

Плечи вверх приподнимая,

Корпус влево наклоняя,

Потом вправо прогибая,

Покивав и повздыхав,

Отдохнув немного дружно,

5. Комплексная работа с текстом.

  1. Назовите стиль и тип речи и его признаки (художественный, описание).
  2. Какова тема и основная мысль текста ( рассвет – это лучшее время суток)
  3. Почему так считает автор?
  4. Назовите средства выразительности (олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения).
  1. Назовите глаголы, определите их форму, объясните орфограммы глаголов, назовите и другие орфограммы. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы и объясните их.
  1. С какими орфограммами поработали? Какие правила повторили?
  1. Какие предложения автор использовал в данном тексте? Дайте им характеристику. Каких предложений больше? Какова их роль? 6. Самостоятельная творческая работа учащихся.

- А теперь сами попробуйте создать небольшое описание. В этом вам поможет фотография, изображающие рассвет.

- Подведем итоги урока. Был ли вам урок понятен и полезен? Как вы оцените свою работу?

-Встаньте как-нибудь пораньше. Понаблюдайте, как зарождается рассвет в вашей местности. Опишите это красивое явление природы несколькими предложениями. Создайте текст.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Цели: Повторение и закрепление речеведческих понятий .

  • Образовательные: формирование умений и навыков в определении темы текста , основной мысли текста , проблемы ; закрепление некоторых орфографических правил, повторение лексических групп слов.
  • Развивающие: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения сравнивать, обобщать материал.
  • Воспитательные: формирование представлений у учащихся о правдивом, честном образе жизни.

Тип урока: повторение и систематизация изученного материала .

Организационные формы обучения: групповая и индивидуальная.

Оборудование: словари толковые и фразеологические , рабочие страницы, схемы-подсказки (готовили сами уч-ся),текст на каждого ученика.

Помощники-лингвисты: учащиеся, которые работали со словарями.

Ход урока

1 этап

– Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному его прочтению.

Учащиеся знакомятся с текстом, выразительно читают. (Приложение 1)

– Докажите, что это текст.

Учащиеся приводят не менее 3-х доказательств того, что данные предложения являются текстом. (Также обсуждается : порядок предложений в тексте , способ связи, общая тема.)

– Какое из высказываний можно взять в качестве эпиграфа к тексту? Какое из них наиболее точно отражает мысль, проблему текста?

– Ложь во спасение.
– У лжи короткие ноги.
– Лжи много, а правда одна.

–Что такое эпиграф?

2 этап

Работа над заданием к тексту.

– У каждого учащегося на столе рабочая страница с заданиями. (См. Приложение 2 и Приложение 3).

Первые 5 заданий к тексту выполняют каждый индивидуально.

Выполните задание № 6 к тексту. Почему слово ложь не надо выписывать?

3 этап

Работаем вместе.

– Объясните лексическое значение слов : искусный, прослывает.

Обсуждаем. затем обращаемся к “ лингвистам”. (Они заранее были назначены, каждый из них работал со своим словарем.)

Сравниваем объяснения учащихся с толкованием словарей.

Самостоятельно выполняют зад. № 7 на рабочей странице (Приложение 2 и Приложение 3)

Работаем коллективно:

– Как вы понимаете высказывание “ искусный лжец”?

Самостоятельно выполняют зад.№ 9 ,затем вместе проверяем и обсуждаем.

Самостоятельно выполняют зад.№ 10.

4 этап.

  1. Какие понятия и термины повторили?
  2. Узнали что-то новое, интересное?

Домашнее задание

– Напишите мини-сочинение о том, как вы понимаете высказывание: “ Лож во спасение”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 7 классе

Цель урока : формирование навыков работы с текстом.

повторить основные речеведческие понятия;

отработать основные правила орфографии и пунктуации;

развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Оборудование :

презентация с формулировкой темы урока и целей урока;

тексты рассказа для каждого ученика;

репродукции и фотографии с изображением природы, фонограмма.

Тип урока: комбинированный

УМК: Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений

Форма работы : фронтальная

1.Организационный этап .

Задача - положительный психологический настрой:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в добром здравии и хорошем настроении, надеюсь , наш урок пройдет успешно.

2. Этап целеполагания

Задача – подвести учащихся к формулировке темы

- Ребята, я очень люблю стихи и совсем недавно я прочитала одно из стихотворений Самуила Маршака, оно мне понравилось, и мне захотелось прочитать его вам:

Когда забрезживший рассвет
Вернёт цветам и листьям цвет,
Как бы проснувшись, рдеют маки,
Алеют розы в полумраке.
И птица ранняя поёт.
Как праздник, утро настаёт.

Но, о заре ещё не зная,
Стоит за домом тьма ночная.
Проснувшись в этот ранний час,
Ты видишь меж кустов знакомых
Тех странных птиц и насекомых,
Что на земле живут без нас.

Они уйдут с ночною тенью,
И вступит день в свои владенья.

- А вам понравилось это стихотворение?

- А стихотворение - это что? (предполагаемые ответы учащихся , далее учитель подводит учащихся к тому, что это текст и вместе с учащимися формулирует тему и цель урока)

- А что мы обычно делаем на уроках с текстами?

- Так о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, как мы сформулируем тему урока? (о тексте)

- Запишите тему в тетрадь.

3. Этап актуализации предыдущих знаний

- Ребята, а что вы знаете о тексте? Давайте вспомним основные признаки текста и оформим кластер: (ребята в тетрадях самостоятельно записывают кластеры с основными признаками текста)

- Перечислите основные признаки текста (тема, идея, автор, заглавие, композиционное и стилистическое единство, деление на части)

-Вернемся к нашему стихотворению. Какую картину вы себе представили?

- Как о рассвете говорит поэт? (рассвет – это праздник)

- Почему поэт называет птиц и насекомых странными? (у них своя жизнь, отдельная от человека)

-А какие звуки мы можем услышать на рассвете? (пение птиц)

(слушаем пение птиц в грамзаписи)

- Какое чувство вызывают у вас эти звуки? (чувства умиротворения и покоя)

- А каким видят рассвет писатели и художники? И самое интересное, - как они об этом рассказывают? Об этом мы также будем говорить на нашем уроке.

4. Повторение сведений о писателе и знакомство с текстом.

(чтение отрывка учащимися, текст лежит на столах и представлен на слайде)

1)В необыкновенн. никогда не слыханн.. тишине зар..жда..тсяра..свет.

2)Небо на востоке зелене..т.

3)Голубым хруст..лем загора..тся на заре Венера.

4)Это лучшее время суток.

6)Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы лета..т около костра медленно и бе..шумно, как комья бел.. пуха.

7)Котелок серд..тся и бормоч..т на огне.

8)Мы почему-то говорим ш..потом — боимся спугнуть ра..свет.

9)С жестяным свистом пр..носятся тяж..лые утки.

10)Туман начинает клубит..ся над водой.

11) Мы навалива..м в костер горы сучьев и смотр..м, как подыма..тсяогромн.. бел.. солнце — солнце бе..конечного летнего дня. (По К. Паустовскому)

Физкультминутка

По швам руки опуская,

Плечи вверх приподнимая,

Корпус влево наклоняя,

Потом вправо прогибая,

Головою помотав,

Покивав и повздыхав,

Отдохнув немного дружно,

5. Комплексная работа с текстом.

Вопросы классу:

Назовите стиль и тип речи и его признаки (художественный, описание).

Какова тема и основная мысль текста ( рассвет – это лучшее время суток)

Почему так считает автор?

Назовите средства выразительности (олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения).

Назовите глаголы, определите их форму, объясните орфограммы глаголов, назовите и другие орфограммы. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы и объясните их.

С какими орфограммами поработали? Какие правила повторили?

Какие предложения автор использовал в данном тексте? Дайте им характеристику. Каких предложений больше? Какова их роль?

6. Самостоятельная творческая работа учащихся.

- А теперь сами попробуйте создать небольшое описание. В этом вам поможет фотография, изображающие рассвет.

7. Итог урока

- Подведем итоги урока. Был ли вам урок понятен и полезен? Как вы оцените свою работу?

Домашнее задание .

-Встаньте как-нибудь пораньше. Понаблюдайте, как зарождается рассвет в вашей местности. Опишите это красивое явление природы несколькими предложениями. Создайте текст.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умение учащихся определять тему текста, подтемы, основную мысль текста, тип речи, вид и средства связи предложений в тексте; формировать умения и навыки созда­ния собственного речевого высказывания на заданную тему;

воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: презентация, портрет Гагарина, фото рябины.

Этапы урока

Организационно-мотивационный этап.

Проверка домашнего задания.

Выборочная проверка упражнения 30.

III. Орфографический диктант.

Безветренный, призадуматься, родственный, грузчик, аптекарский, преодолеть, нелепый, пол­-этажа, каблучок, светло-серый, не теплый, а холодный, встречей, сварщик, юный, полгалереи, непри­ятель, северо-запад, невежда, пришить, стеклянный, врач, белорусско-русский.

IV. Изучение новой темы.

Актуализация опорных знаний по теме.

— Что такое текст? Как определить тему и основную мысль текста?

— По каким признакам мы отли­чаем текст от набора предложений?

— Назовите основные признаки текста. (Тематическое единство, связ­ность, последовательность, завершенность.)

— Какая связь предложений называется цепной? (Соединение пред­ложений последовательное: первое связано со вторым, второес тре­тьим и т. д.)

— Какая связь предложений называется параллельной? (Все предложе­ния не соединены последовательно, а дополняют первое предложение.)

— Дайте развернутый ответ на этот вопрос, что такое текст, дополнив ответ информацией из упр. 31.

V. Закрепление.

1.Выполнение упражнения 32 (коллективно).

Прочитать текст, ответить на вопросы.

Определите тему и основную мысль текста. (Тема: Легендарный сын Земли. Основная мысль: Гагарин осуществил вековую мечту человечества – открыть дверь во Вселенную.)

2.Выполнение упражнения 33.

— Каковы тема и основная мысль текста? Сформулированы ли они в тексте? Озаглавьте текст так, чтобы в нем была отражена основная мысль. Можно ли определить по названию текста, каким типом речи воспользуется автор? Почему? Подтверждается ли это при чтении текста? Какие подтемы раскрывают тему? Назовите вид связи предложений в данном тексте. Определите отношение автора к происходящему. Каким вам представляется Юрий Гагарин?

Тема текста: любовь к животным в семье Гагариных. Основная мысль заключена в пред­ложениях Я очень люблю животных; папа привозил новых; с удовольствием возилась с питомцами. Тип речи: повествование. Содержание развертывается последовательно, мож­но выделить четыре подтемы: 1. Питомцы Гагариных. 2. Подарок из Франции. 3. Цыпленок. 4. Уход за беспокойными жильцами. Вид связи: цепная. Средства связи: лексический повтор, местоимения, синонимичные замены.

Комментарий учителя. Юрий Гагарин — первый космонавт, совершивший полет 12 апре­ля 1961 года. Этот день сегодня является Днем космонавтики.

Каким, по-вашему, был космонавт номер один? (Добрым, веселым, очень любил животных.)

(Учитель показывает портрет Ю. Гагарина.) Как видите, на вас с фотографии смотрит веселый, добродушный человек. Вот таким и был в жизни первый космонавт.

Словарно-орфографическая работа (упр. 33, п. 2—3).

1. Записать слова в тетрадь и подчеркнуть в них орфограммы.
Гостиная, пианино, цыпленок, ванная, белочка, раздаривала, беспокойный.

2. Составить с данными словами 2—3 предложения.

У нас в доме большая гостиная. У моего брата беспокойный характер.

3. Выделить окончания глаголов.
Полощутся (3-е л., мн. ч., наст, вр., I спр.) Проснёшься (2-е л., ед. ч., буд. вр., I спр.)

3. Выполнение упражнения 34, 35 (по вариантам).

(К упражнению 34.) Между предложениями данного текста связь цепная, так как каждое последующее предложение дополняет смысл предыдущего новой информацией: сначала дается информация о равнине, затем говорится о названии и его возникновении, далее — о знаменитом поэте, родившемся на этой земле. При изменении порядка следования предложений нарушится смысл всего высказывания. Средства связи предложений: лексический повтор (равни­на — равнину, Мещерский край — Мещерская земля — Мещера), синонимические замены (равни­на — край — низменность — местность — земля — родные места), местоимения (эта).

(К упражнению 35.) В первом предложении дается информация о том, что слово сердце часто встречается в устойчивых оборотах. Все последующие предложения дополняют, конкретизи­руют первое и представляют собой примеры фразеологизмов со словом сердце. Смысл вы­сказывания не изменится, если предложения поменять местами. Вид связи: параллельная. Средства связи: синтаксический параллелизм.

4. Составление собственного высказывания.

— Рябине посвящено много замечательных лирических строчек, потому что многие поэты (и не только поэты) воспринимают ее как символ родины, любимых памятных мест.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. (С. Есенин)

Уж клич отзвенел журавлиный,

Уже осыпается сад,

А яркие гроздья рябины

Всё так же на солнце горят. (Вс. Рождественский)

Представьте, что вам необходимо описать осеннюю рябину. Ваша задача — донести до читателя мысль о том, что рябина осенью несказанно красива. Какие подтемы из предложенных вы бы выбрали? Почему?

Пышные алые гроздья.

Причудливо изогнутые ветки.

Букет, созданный природой.

Ценное и полезное растение.

Какому стилю должен соответствовать текст? К какому типу речи будет принадлежать ваш текст? Какой вид связи предложений в тексте вы будете использовать?

Какой из предложенных ниже зачинов более всего подходит для создания текста и почему?

До чего же хороша рябина осенью!

Кто не останавливался, зачарованный красотою осенней рябины!

Рябина — кустарник лиственной породы.

— Составьте свой текст из 4—5 предложений на заданную тему.

VI. Подведение итого урока.

— Что такое текст? Тема текста? Основная мысль текста?

— Назовите основные признаки текста.

— Что такое подтема текста?

— Назовите типы речи, виды и основные средства связи.

VII. Рефлексивный этап.

VIII. Домашнее задание. § 3, упражнение 36.

УРОК ДЛЯ БОЛЕЕ СИЛЬНОГО КЛАССА

Тема: ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

способствовать углублению теоретических знаний учащихся о тексте, о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единицы речи;

развивать умение учащихся определять тему текста, подтемы, основную мысль текста, тип речи, вид и средства связи предложений в тексте; формировать умения и навыки созда­ния собственного речевого высказывания на заданную тему;

воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: презентация, портрет Гагарина, фото рябины.

Организационно-мотивационный этап.

Проверка домашнего задания.

Выборочная проверка упражнения 30.

III. Орфографический диктант.

Безветренный, призадуматься, родственный, грузчик, аптекарский, преодолеть, нелепый, пол­-этажа, каблучок, светло-серый, не теплый, а холодный, встречей, сварщик, юный, полгалереи, непри­ятель, северо-запад, невежда, пришить, стеклянный, врач, белорусско-русский.

IV. Изучение новой темы.

На доске записаны понятия: тема, рассуждение, композиция, завершенность, подтема, официально-деловой, связность, последовательность, повествование, средства связи, основная мысль, ключевые предложения, публицистический, описание.

Композиция, завершённость, подтема, связность, последовательность, средства связи, основная мысль, ключевые предложения

Рассуждение, повествование, описание

2. Актуализация опорных знаний по теме.

— Что такое текст?

— Как определить тему и основную мысль текста?

— По каким признакам мы отли­чаем текст от набора предложений?

— Назвать основные признаки текста. (Тематическое единство, связ­ность, последовательность, завершенность.)

— Какая связь предложений называется цепной? (Соединение пред­ложений последовательное: первое связано со вторым, второес тре­тьим и т. д.)

— Какая связь предложений называется параллельной? (Все предложе­ния не соединены последовательно, а дополняют первое предложение.)

V. Закрепление.

1.Выполнение упражнения 32 (коллективно).

Прочитать текст, ответить на вопросы.

Определите тему и основную мысль текста. (Тема: Легендарный сын Земли. Основная мысль: Гагарин осуществил вековую мечту человечества – открыть дверь во Вселенную.)

2.Выполнение упражнения 33.

— Каковы тема и основная мысль текста? Сформулированы ли они в тексте? Озаглавьте текст так, чтобы в нем была отражена основная мысль. Можно ли определить по названию текста, каким типом речи воспользуется автор? Почему? Подтверждается ли это при чтении текста? Какие подтемы раскрывают тему? Назовите вид связи предложений в данном тексте. Определите отношение автора к происходящему. Каким вам представляется Юрий Гагарин?

Тема текста: любовь к животным в семье Гагариных. Основная мысль заключена в пред­ложениях Я очень люблю животных; папа привозил новых; с удовольствием возилась с питомцами. Тип речи: повествование. Содержание развертывается последовательно, мож­но выделить четыре подтемы: 1. Питомцы Гагариных. 2. Подарок из Франции. 3. Цыпленок. 4. Уход за беспокойными жильцами. Вид связи: цепная. Средства связи: лексический повтор, местоимения, синонимичные замены.

Комментарий учителя. Юрий Гагарин — первый космонавт, совершивший полет 12 апре­ля 1961 года. Этот день сегодня является Днем космонавтики.

Каким, по-вашему, был космонавт номер один? (Добрым, веселым, очень любил животных.)

(Учитель показывает портрет Ю. Гагарина.) Как видите, на вас с фотографии смотрит веселый, добродушный человек. Вот таким и был в жизни первый космонавт.

Словарно-орфографическая работа (упр. 33, п. 2—3).

1. Записать слова в тетрадь и подчеркнуть в них орфограммы.
Гостиная, пианино, цыпленок, ванная, белочка, раздаривала, беспокойный.

2. Составить с данными словами 2—3 предложения.

У нас в доме большая гостиная. У моего брата беспокойный характер.

3. Выделить окончания глаголов.
Полощутся (3-е л., мн. ч., наст, вр., I спр.)
Проснёшься (2-е л., ед. ч., буд. вр., I спр.)

3. Выполнение упражнения 34, 35 (по вариантам).

(К упражнению 34.) Между предложениями данного текста связь цепная, так как каждое последующее предложение дополняет смысл предыдущего новой информацией: сначала дается информация о равнине, затем говорится о названии и его возникновении, далее — о знаменитом поэте, родившемся на этой земле. При изменении порядка следования предложений нарушится смысл всего высказывания. Средства связи предложений: лексический повтор (равни­на — равнину, Мещерский край — Мещерская земля — Мещера), синонимические замены (равни­на — край — низменность — местность — земля — родные места), местоимения (эта).

(К упражнению 35.) В первом предложении дается информация о том, что слово сердце часто встречается в устойчивых оборотах. Все последующие предложения дополняют, конкретизи­руют первое и представляют собой примеры фразеологизмов со словом сердце. Смысл вы­сказывания не изменится, если предложения поменять местами. Вид связи: параллельная. Средства связи: синтаксический параллелизм.

4. Составление собственного высказывания.

— Рябине посвящено много замечательных лирических строчек, потому что многие поэты (и не только поэты) воспринимают ее как символ родины, любимых памятных мест.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. (С. Есенин)

Уж клич отзвенел журавлиный,

Уже осыпается сад,

А яркие гроздья рябины

Всё так же на солнце горят. (Вс. Рождественский)

Представьте, что вам необходимо описать осеннюю рябину. Ваша задача — донести до читателя мысль о том, что рябина осенью несказанно красива. Какие подтемы из предложенных вы бы выбрали? Почему?

Пышные алые гроздья.

Причудливо изогнутые ветки.

Букет, созданный природой.

Ценное и полезное растение.

Какому стилю должен соответствовать текст? К какому типу речи будет принадлежать ваш текст? Какой вид связи предложений в тексте вы будете использовать?

Какой из предложенных ниже зачинов более всего подходит для создания текста и почему?

До чего же хороша рябина осенью!

Кто не останавливался, зачарованный красотою осенней рябины!

Рябина — кустарник лиственной породы.

— Составьте свой текст из 4—5 предложений на заданную тему.

VI. Подведение итого урока.

— Что такое текст? Тема текста? Основная мысль текста?

— Назовите основные признаки текста.

— Что такое подтема текста?

— Назовите типы речи, виды и основные средства связи.

Какую роль в тексте играют ключевые предложения?

VII. Рефлексивный этап.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать речевые навыки и умения учащихся; -развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Вступительное слово учителя.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)

О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)

Где же их можно услышать? (в лесу, на реке, на улице.)

Посмотрите в окно и прислушайтесь. что вы услышали? (услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке, ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой).

А вот что вы можете услышать ранним утром выйдя на улицу (включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)

Что вы услышали? (Звон колоколов и голоса птиц. Колокола - вестники начала нового светлого дня, птицы - вестники прихода весны.)

Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (чувство успокоения, чистоты, легкости.)

Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И самое интересное - как они рассказывают об этом?

У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям.

Работа с текстом.

Текст проецируется и зачитывается учителем.

Звуки весны

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи веселые ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другой гаснут над лессом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички зорянки.

В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты- дрозды, с голых лесных полей поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.

(Соколов-Микитов.)

О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться весной в лесу в предрассветный час.)

О чем рассказывается в тексте, что отражено в его заглавии? (тема текста)

К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение.

(К художественному: в тексте словами нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)

К какому типу речи мы отнесем этот текст? (это описание)

Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте метафоры, эпитеты)

С чем автор сравнивает наступление утра, (с симфонией)

А вы знаете что такое симфония?

СИМФОНИЯ- и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь (книжн.). Симфония красок, симфония звуков.

Услышали ли вы симфонию утра?

С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание)

-Прочитайте как начинается симфония.

Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (запись на доске слева)

А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (запись на доске справа)

-Выделите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (Ученик комментирует правописание окончаний глаголов)

К какому времени относятся формы этих глаголов? (это формы настоящего времени)

Чего достигает автор, используя эту форму глаголов? (мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)

Найдите глаголы которые используются в переносном значении (тянет- поет, трубят - курлычут, заливаются - поют)

Какую роль в тексте играют деепричастия? (они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом)

Что представляет собой деепричастный оборот? (деепричастие с зависимыми от него словами)

Найдите в первом абзаце предложение с деепричастными оборотами

Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения (задание выполняется на доске, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы)

произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения (задание выполняется на доске).

А теперь вы сами попробуйте составить небольшое описание.

Написание сочинения-миниатюры.

Перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то - в поле, кто-то - у реки.

-Напишите сочинение-миниатюру о том, какие звуки вы там услышали. (Задание

После того как отзвучит мелодия, учитель читает несколько работ.

Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Читайте также: