Орксэ 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с нравственными понятиями и их представлениями о морали.

  • Воспитывать стремление совершать добрые поступки;
  • развивать представления о значении нравственных норм
  • Повторение изученного в 4 классе
  • Знакомство с курсом 5 класса
  • Развивать терпимое отношение друг к другу;
  • Организовать групповую работу, работу в парах

- Обобщить знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.

Формы организации познавательной деятельности :

Основные понятия : добро, доброта, милосердие, зло, мужество, милосердие, толерантность

Предметные: понимание значения нравственности в жизни человека , совершенствование понятий добра и зла.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира , давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям.

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Постановка учебной задачи

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог ; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Создание проблемной ситуации.

-Вспомните, что ответил старый индеец?

Однажды к старому индейцу пришел его внук и спросил:
— Дед, а отчего зависит какой человек, добрый или злой, хороший или плохой?

— Понимаешь, внучек, в каждом человеке есть два волка: хороший и плохой, добрый и злой.
И они все время борются. Если побеждает добрый волк, значит человек добрый, побеждает злой волк — значит человек злой.
Маленький индеец, тронутый словами деда, на несколько минут задумался, а потом спросил:- А отчего зависит, какой волк победит?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке?

Слушают, отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- интерес к изучению предмета

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое, например, весна, солнце, улыбки…

- (дети продолжают ряд)

- А что такое зло? Это нечто, противоположное добру, например, дурное, плохое, беда, ненастье…

подчеркните в словаре эти понятия ДОБРО и ЗЛО

- Какие слова вам нравятся больше?

- Таким образом, мы сделали первый шаг – наполнили наш мир светом. (Вывешиваем солнце на доску)

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это кукла. Как мы её назовём? (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Одну мы отправим в наш добрый мир, а другую сейчас начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить __________что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги.

- (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).

- Посмотрите на ______, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?

- (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на _____, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему? (Сравнить куклы)

- Какие здесь силы показаны?

- тёмные, злые, добрые, завистливые….

Светлый человек желал добра, а тёмный был завистливый.

- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

- Как быть добрее?

Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто ближе и рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

- Каждая группа получила задание в конверте (в конвертах лежат разрезанные пословицы о добре и зле), вы должны восстановить текст пословиц и объяснить их смысл.

Не одежда красит человека, а его добрые дела;

Доброе слово и кошке приятно;

Жизнь дана на добрые дела.

- ( Дети работают в группах, вывешивают готовые пословицы на доске и объясняют смысл)

- посмотрите, как нам удалось преобразить мир! (вывешивает дерево )

-чем наполнен наш мир?

Ответы детей (добром, счастьем, дружбой….)

- мы рассмотрели народные мудрости о добре и зле, а теперь давайте вспомним, что же такое ЭТИКА (подчеркните в словаре)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

конспект урока 5класс ОРКСЭ

учителя начальных классов

Мухамедовой Марины Геннадьевны

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

Комментарии к разработке.

Разработан в соответствии с современными требованиями ФГОС, с соблюдением этапов урока открытия новых знаний. На уроке используются разные педагогические технологии, методы и приёмы развивающего обучения. Проблемные ситуации, поисковый метод, ИКТ, презентация, индивидуальная работа, работа в парах, группах направлены на активизацию познавательной деятельности. Занимательный материал, работа со словарями, работа с дополнительным материалом, использование картин развивают интерес к предмету, расширяют кругозор, словарный запас, речь учащихся, делают материал более доступным для понимания.

Можно некоторый материал использовать на уроках литературы или провести интегрированный урок.

На уроке формируются понятия: подвиг, подвижники, жертва, самопожертвование. Приводятся примеры подвигов, как в светской жизни, так и в православии. Анализируя, примеры из жизни дети учатся делать выводы, анализировать свои поступки, поступки окружающих.

Учитель: Мухамедова М.Г. МОУ «ООШ с.Талалихино Вольского

Модуль: Основы православной культуры.

Цель урока: Формировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,

- создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;

- построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Задачи урока:

Развивающая: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру

Воспитывающая: понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)

Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); умение работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера.

Ключевые понятия урока: подвиг, жертва, подвижник.

Оборудование и дидактическое обеспечение урока: учебник Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики, диск, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, тексты нравственно-этического содержания , тетради-словари, задания для работы в группах, словари, презентация, дополнительная литература.

I .Организация класса.

« Настроение у нас отличное,

А улыбка дело привычное,

Пожелаем друг другу добра

II . Мотивация к учебной деятельности.

« Нет ничего трудного и тяжкого,

Свт. Иоанн Златоуст Слайд 3

- Как вы понимаете эти слова?

- Скажите, ребята, а какая работа на уроке для вас является самой трудной, тяжёлой?

- Если у вас возникнет проблема в течение урока, как вы будете выходить из положения: бросите её выполнение, или найдёте пути её решения? Выскажите своё мнение.

- Я с вами согласна: любую работу, даже самую сложную, обязательно надо выполнить, приложив усердие и старание, и тогда она не будет казаться нам тяжкой.

- Что вы ожидаете от этого урока?

-Как этого достичь?

-От кого будет зависеть, оправдаются ли наши ожидания?

- Пожелайте друг другу успехов в преодолении трудностей, а я присоединяюсь ко всем вашим пожеланиям. И, в свою очередь, постараюсь быть вам хорошим помощником.

- Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний.

III . Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на экран.

- Какое задание вам предстоит выполнить?

- Для чего нам необходимо владеть этими знаниями?

1)Р елигиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. ( Заповедь )

3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость. ( Милосердие )

4) В нутренняя оценка человеком своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание человеком своего долга и ответственности перед собой и другими людьми . (Совесть )

5) Р азговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом, обращение к Всевышнему.( Молитва )

6) Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. ( Религия )

- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде? Какое место на уроке может занимать это понятие?

-Это тема нашего урока. Слайд 11

IV . Выявление места и причины затруднения .

Посмотрите на тему урока.

– Попробуйте растолковать значение этого слова.

(дети высказывают свои мнения)

- Я провела опрос учеников нашей школы и вот, что получилось: Слайд 12

- Как вы считаете, эта проблема заслуживают нашего внимания?

Давайте проведём исследовательскую работу по этой проблеме.

V .Построение модели выхода из затруднения.

- Можем ли мы самостоятельно найти ответ? Что такое подвиг?

- Конечно, мы можем дать свой вариант ответа, но есть ли у нас уверенность в том, что он верный? Как проверить его истинность? Что нам может помочь? (обратится к словарям)

VI .Реализация построенного проекта.

( Ученики читают высказывания в словарях Ожегова, Ушакова, школьном толковом словаре, Ушакова)- ( читают высказывание Г.И.Скларовской из словаря православной церковной культуры) Слайд 13

- Мы рассмотрели слово с лексической стороны, пойдём дальше исследования..

-Я хочу предложить вам некоторые слова: подвижник, подвижничество Слайд 14

-Как вы думаете, можем ли мы назвать эти слова однокоренными? Почему?

(общая часть –движ-). Подберите однокоренные слова с корнем –движ-. (движение,двигать,двигаться).

Исходя из вышесказанного, что такое подвиг? Слайд 15

- Куда может двигаться человек, совершая подвиг?

(от жадности, к добру, к добрым поступкам, к добрым делам, избавление от вредных привычек)

- Посмотрите на иллюстрации. Они нам тоже помогут в определении понятия подвиг. Слайд № 16

(учащиеся объясняют значение изображённого на картинках, доказывая, что это подвиги)

- Запишем в тетрадь позже.

-А как мы можем назвать людей, которые совершают подвиг? (герои)

Работа с учебником.

Чтение статьи с. 63 (поступок Епископа Акакия)

Выслушиваются мнения учащихся (Акакий переплавил золотые сосуды в монеты, выкупил пленников, накормил их и дал деньги на путь к дому. В результате чего наступил мир).

- Да, разные бывают подвиги и подвижники и по своей внешности, и по обстоятельствам, где совершается подвиг. Но всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта — самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Любой подвиг всегда связан с какой-то личной жертвой во имя поставленной цели. Добиваясь этой цели, мы каждый раз жертвуем своими желаниями, порой эгоистичными, своими потребностями. Иногда проще пойти на уступки своей совести, своим желаниям, чем совершить движение вперёд …

- Что значит жертвовать ради себя. Ради других, жертва Богу?

(Ученики читают по учебнику с.62-63)

VII . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

П рочитайте текст и скажите, какие наши гипотетические суждения подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.

Работа с текстами..

1. Послушайте начало текста миниатюры:

«Вечерело; По дороге шли два путника: отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему больно. Кряхтя, он обошел камень, и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу.

Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже на дороге не было. На обочине дороги сидел седой старше.

- Каким мог быть, по вашему мнению, конец этого рассказа?

(Дети высказывают свои предположения, каким мог быть конец этого рассказа. Учитель зачитывает конец рассказа В.А.Сухомлинского.)

«…- Я убрал его с дороги,

- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

- Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

- Почему же вы убрали камень?

- Ребята, как вы думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем?

Подготовленные ученики рассказывают о героях нашего времени.

1. О подвиге мальчика 9 лет Николая Лебедева спасшего ребенка,

2. Про Илью Жаворонкого, который спас 4-х летнюю девочку,

3. Про подвиг майора Сергея Солнечникова.

4.Подвиг космонавтов.

Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг.

VIII .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Запись понятий (повтор слайдов № 17,18,20)

- Рабочая тетрадь Задание № 1

IX .Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, а чем мы можем отблагодарить людей, совершивших подвиги?

( написать художественные произведения: картины, повести, рассказы; воздвигнуть памятники, создать музеи, построить соборы, церкви; назвать улицы их именами; вспоминать из в беседах) Слайд № 24 .

- Работа с выставкой книг.

- Вы очень много общаетесь друг с другом в социальных сетях, забывая, это вредит вашему здоровью. Нужно обращаться к книгам. посещать библиотеки.

- Кто знает эти книги? Можем мы отнести к теме урока? Докажите.

X .Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего занятия.

Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?

- Изменилось ли ваше понимание? Как?

- М. Горький в своей книге говорил:

«… когда человек любит подвиги , он всегда умеет их сделать и найдет , где это можно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает в себя: Планирование урока, презентацию к уроку, а также аудио запись и видео материал.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Горшеченского района Курской области

Открытый урок в 5 классе по ОРКСЭ

Нестеров Александр Иванович

учитель искусства и

основ православной культуры,

п. Горшечное – 2017 г.

Цели: показать значение семьи в жизни каждого гражданина;

выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

Задачи: формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье;

I. Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Определение темы урока

- Сегодня на уроке пойдёт речь о главной ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав загадку.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

Учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения.

Это группа живущих вместе близких родственников;

Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Учитель. Вывод: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). И от вас? (Да).

- Семья играет особую роль в жизни каждого человека независимо от того, какую религию он исповедует.

II . Изучение нового материала.

3.Рассказ учителя.

- Как понимаете смысл пословицы?

- В христианской семье в каждом доме стояли иконы.

- Ребята, давайте вспомним, что такое икона? (Икона — прежде всего священный предмет.Изображенный на ней лик святого, или того, кто причислен к святым.)

Слайд 2 Созданию новой семьи издавна знаменовалось венчанием в церкви. Священник благословлял брак и испрашивал для семьи Божью помощь в рождении и воспитании детей. Во время венчания супруги давали клятву хранить верность друг другу.

4. Работа по учебнику - чтение текста(с. 41-42)

Откройте учебник на с. 41 посмотрите на святых Петра и Февронии .

Образцом супружеской верности для православных являются святые Пётр и Феврония. Христиане почитают их как покровителей семьи и брака.

- Почему? Мы узнаем посмотрев мультфильм, ( Сказание о Петре и Февронии) и прочитав отрывок из учебника.

- Что вы можете сказать о Петре и Февронии, какими они были?

- Как они относились друг другу?

- Как Петр и Феврония правили княжеством?

– Что вы узнали о Дне семьи, любви и верности? (ответы детей)

Слайд 3 Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). Первый памятник Петру и Февронии был поставлен в городе Муроме, также памятники появились и в других городах: в Сочи, в Архангельске, в Ульяновске, в Ярославле.

Учитель:- А в некоторых городах появились даже памятники семье. Ребята подготовили информацию об этом и хотят Вам рассказать.

( Рассказывает ребенок) В Ташкенте установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.

( Рассказывает ребенок) Памятник семье Володичкиных

построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.

( Рассказывает ребенок)В центре города Саранска на перекрестке улиц Советской и Демократической, рядом со Свято - Феодоровским Кафедральным собором, стоит памятник семье работы скульптора Николая Филатова. Двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.

Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
(загибают поочередно пальцы на руке)

Слайд 4. Учитель:- У праздника появился свой символ – ромашка.

- Ребята, скажите почему именно ромашка?

(Так как праздник приходится на лето, а лето ассоциируется с цветами, символом праздника стала ромашка. Почему ромашка? Да потому что это самый распространённый цветок в России, и он издревле является символом любви.)

Слайд 6. Два лепестка которой покрыты красным и синим цветом означают как символ мужского и женского начала, символ крепкой семьи.

- Подумайте, что нужно для того чтобы семья была крепкой?

Слайд 7. - Давайте подведём итог.

- В семье должно быть доверие и взаимопонимание.

- Делись со своими близкими огорчениями и радостями.

- Не причиняй боли родному человеку.

- Помогай родителям.

- Уважай старость.

Учитель: - Я хочу пожелать вам, ребята, чтоб вы, дарили радость, всей своей семье.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

7. Рефлексия

Я узнал.
Для меня стало новым.
Меня удивило.
Я приобрёл.
Мне захотелось.
У рок дал мне для жизни…

Учитель: Нестеров Александр Иванович

венчание в церкви

венчание в церкви

в день памяти святых благоверных князей петра и февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - днем семьи, любви и верности.

в день памяти святых благоверных князей петра и февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - днем семьи, любви и верности.


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Модуль ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Программа ОРКСЭ programma.doc

Электронный учебник модуль "Основы светской этики"etika_uchebnik.doc

Электронное пособие для родителей uchebnik_dlya_roditelei.doc

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Опорный лист для учащихся.urok_2.doc

Презентация к уроку.

Опорный лист для учащихся.urok_3.doc

Опорный лист для учащихся.urok_4.doc

Тема: Добро и Зло урок 1.Urok_5_Dobro_i_zlo.doc

Опорные листы для учащихся.urok_5.doc

Тема: Добро и Зло урок 2.Urok_6_Dobro_i_zlo.doc

Опорный лист для учащихся.urok_6.doc

Опорный лист для учащихся.urok_7.doc

Презентация к уроку.Dobrodetel_i_porok_7.ppt

Лист для учащихся Urok_8.doc

Тема: Свобода и моральный выбор человека. Urok_9_konspekt.doc

Лист для учащихся Urok_9.doc

Презентация к уроку. Svoboda_i_moral.ppt

Лист для учащихся Urok_10.doc

Тема: Справедливость .Konspekt_uroka_Spravedlivost.doc

Тема: Моральный долг .Konspekt_uroka_Moralnyi_dolg.doc

Тема: Альтруизм и эгоизм .Konspekt_uroka_po_teme_Altruizm_i_JEgoizm.doc

Презентация к урокуDruzhba.ppt

Тема: Род и семья -исток нравственных отношений.urok_18.doc

Читайте также: