План конспект урока сверлильный станок

Обновлено: 09.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План - конспект урока

Егоров Юрий Михайлович

Тема урока: Устройство сверлильного станка.

Образовательная - формировать у учащихся представление об устройстве, управлении и назначении сверлильного станка, управлении сверлильным станком

Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду, аккуратность, усидчивость, навыки самоконтроля.

Развивающая – развивать навыки и умения в работе на сверлильном станке.

Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, самостоятельная работа под контролем учителя, показ.

Объекты труда: игрушка из природного материала.

Межпредметные связи: русский язык - написание и произношение слов.

Материально техническое оснащение, оборудование:

- оборудование учебных мастерских: сверлильный станок,

Тип урока: комбинированный.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (2-3 МИН.)

ПОВТОРЕНИЕ (10-12 МИН.)

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20-25 МИН.)

ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (5 МИН.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (40 МИН.)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (5 МИН.)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (2-3 МИН.)

1. Организационное начало.

1.1. Взаимное приветствие.

1.2 . Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

1.3. Организация внимания класса.

2. Повторение пройденного материала.

2.1. Фронтальный опрос.

Вопрос 1. Какими свойствами облают металлы?

Вопрос 2. Назовите 2-3 вида сплавов.

Вопрос 3. Что называется жестью? кровельной сталью?

Вопрос 4. Чем отличается черная жесть от белой?

Вопрос 5. Какие виды покрытий тонколистового металла вы знаете? В чем их цель?

Вопрос 6. Какие изделия изготавливают из тонколистового металла и проволоки?

Вопрос 7. Назовите профессии работников, занятых изготовлением изделий из тонколистового металла и проволоки.

2.2 . Анализ усвоения.

-Вы неплохо знаете, изученный материал, затруднялись ответить на некоторые вопросы. Полученные отметки узнаете в конце урока.

3. Изложение нового материала.

Сегодня мы познакомимся со сверлильным станком, а также познакомимся с приёмами работы на сверлильном станке .

3.2. Ручные инструменты, применяемые для сверления отверстий.

hello_html_m3acbf240.jpg

3.3. В начальных классах вы познакомились с транспортными и транспортирующими машинами. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с технологическими машинами.

3.4. Основные части технологических машин (двигатель, передаточный механизм, рабочий орган).

3.5. Основные части сверлильного станка.

Настольный вертикально-сверлильный станок (рис.1) состоит из следующих основных частей: плиты (1), колонки (2), с зубчатой рейкой (3), корпуса (4), реечного механизма (5) для подъема корпуса, рукоятки (6) для закрепления корпуса на колонке, шпинделя (7), который вращается в гильзе (8), реечного механизма (9) для подъема и опускания шпинделя, ременной передачи (10), электродвигателя (11) и пускателя (12).

hello_html_m2055ca39.jpg

3.6. Плита (1) является основанием станка. Колонка (2) жестко прикреплена болтами к столу. Корпус (4) перемещается вертикально (вверх и вниз) по колонке.

3.7. Виды механических передач.

hello_html_280eccc6.jpg

3.8. МЕХАНИЗМ ДВИЖЕНИЯ РЕЗАНИЯ

Шпиндель (1) установлен на подшипниках (4) в пустотелой гильзе (5).

Благодаря этим подшипникам шпиндель легко вращается в гильзе. Подшипники жестко закреплены в гильзе втулкой (3) и гайкой (4).

Гильза является вспомогательной деталью, она не вращается вместе со шпинделем, а только перемещается вместе с ним вверх вниз.

Верхней части шпиндель перемещается во втулке (6), ко­ торая запрессована в шкив (7) и вращается вместе с ним.

На верхнем конце шпинделя имеется длинная шпоночная канавка (8). Шпоночная канавка имеется и на втулке (6).

Вставленная в эти канавки, шпонка соединяет шпиндель и втулку. Шпиндель вращается вместе со втулкой, но втулка не перемещается вместе со шпинделем вверх и вниз .

hello_html_m4cc33fc7.jpg

3.9. МЕХАНИЗМ ПОДАЧИ ШПИНДЕЛЯ

Пустотелая гильза (1), перемещающаяся в корпусе (9), име­ ет на своей наружной поверхности зубья - зубчатую рейку (2), которая соединена с зубчатым колесом (3).С зубчатым колесом - валиком неподвижно соединена плоская спираль­ ная пружина (4), неподвижно соединенная с коробкой (5) штурвала.

При вращении рукоятки штурвала вращается зубчатое колесо, которое перекатывает рейку, перемещает гильзу, а вместе с ней и шпиндель.

hello_html_m11d77ca5.jpg

3.10. МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОРПУСА

Возврат гильзы вверх производится автоматически плоской спиральной пружиной.

Подъем и опускание корпуса осуществляется реечным ме ханизмом. Для закрепления корпуса на колонке служит винт - рукоятка. Он ввинчивается в гайку - втулку и стяги вает разрезанную часть корпуса.

hello_html_m52a7e243.jpg

hello_html_m14111740.jpg

Во время работы на сверлильном станке вращение шпинде ля (сверла) - движение резания ( v ), поступательное движе ние шпинделя (сверла) - движение подачи ( s )

3.11. Правила работы на сверлильном станке:

Работать на сверлильном станке можно только с разрешения учителя.

Выключать станок следует нажатием на кнопку красного цвета.

Нельзя класть инструменты и посторон ние предметы на плиту станка.

Движущиеся части станка должны быть надежно ограждены.

Перед работой надо проверить надеж ность закрепления патрона в шпинделе, сверла в пат роне, детали в тисках.

Подготовку сверлильного станка к работе и уборку стружек можно производить только после его остановки. Нельзя тормозить руками вращаю щийся патрон. При сверлении нельзя сильно нажимать на ручку дрели.

Ось вращения сверла при работе дре лью должна быть строго перпендикулярна плоскости заготовки.

hello_html_m3f03afd1.jpg

3.12. Виды сверл для сверления отверстий.

3.13. Закрепление сверла на сверлильном станке.

Сверление отверстий чаще всего производится на стационарных (постоянно установленных) сверлильных станках.

Сверла закрепляются в шпинделе непосредственно или с помощью переходных втулок и сверлильных патронов.

На рисунке 1 показана переходная втулка (а), ее положение в шпинделе (б) и способ освобождения сверла от втулки с помощью клина

hello_html_7dec1abd.jpg

Сверлильные патроны служат для закрепления сверл с цилиндрическими хвостовиками. В практике широко применяется трехкулачковый патрон с наклонными кулачками (рис 2). Он состоит из корпуса (1), в который запрессована гайка (2). На внутреннем конусе гайки имеется резьба. Посредством этой резьбы гайка соединена с кулачками (3), которые расположены наклонно (по конусу гайки) и на одной стороне своей поверхности имеют резьбу.

При вращении корпуса (а вместе с ним и гайки) кулачки ввинчиваются в гайку или расходятся, закрепляют или освобождают сверло.

hello_html_3ea3ec0a.jpg

3.14. Удерживание заготовок при сверлении.

3.15. Основные части сверла.

3.16. Техника безопасности при работе на сверлильном станке.

Инструкция по технике безопасности при работе на сверлильном станке

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.

2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

. До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Надежно закрепите сверло в патроне,

4. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

5. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь запрещается.

6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы

1. Не пользуйтесь сверлами с изношенными конусными хвостовиками.

2. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость.

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.

4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.

5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

6. Во избежание травм в процессе работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу;

б) не производите работу в рукавицах;

в) не кладите посторонние предметы на станину станка;

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) не тормозите руками патрон или сверло;

е) не отходите от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи электрического тока немедленно выключите электродвигатель.

8. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.

После окончания работы

1. После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью щетки. Из пазов станочного стола стружку уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками.

2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.

3. Приведите себя в порядок.

4. Лабораторно - практическая работа.

1.Осмотреть сверлильный станок и составить его кинематическую схему.

2.Снять ограждения и ознакомится с механизмом ременной передачи.

3.Измерить диаметры ступеней шкивов и подсчитать, чему равны передаточные числа на каждой ступени.

4.Установить ограждение привода на место.

5. Закрепление материала.

1 .Из каких основных частей и механизмов состоит сверлильный станок?

2. Как устроен механизм подъема корпуса станка?

3. Рассказать об устройстве механизма подачи шпинделя и

4. В чем преимущества сверлильного станка перед ручной дрелью.

6. Вводный инструктаж.

6.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

6.2. Показ трудовых операций по изготовлению.

6.3. Техника безопасности при изготовлении изделия.

7. Практическая работа.

Изготовление игрушки из природного материала.

Сверление отверстий на токарном станке.

Контроль качества изделия

Текущий инструктаж. Целевые обходы.

Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда. У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу наиболее успевающим ученикам.

Поурочный план учителя по теме "Устройство сверлильного станка. Техника безопасности при работе на станке".

ВложениеРазмер
Разработка урока 293.5 КБ
Презентация к уроку 717.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения.

Тема урока : Устройство сверлильного станка. ТБ при работе на сверлильном станке.

  1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы на сверлильном станке, приспособлениями для сверления.
  2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
  3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
  4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
  5. Способствовать формированию представления об обработке металла и древесины.
  6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
  7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

- раскрыть причины некачественной работы при сверлении:

- выяснить последствия неправильной работы при сверлении

8. Способствовать пониманию закономерности теории и практики

  • Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технология, черчения, математики.
  • Способствовать пониманию зависимости между предметами технология, черчение, математика.
  1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
  2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
  3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
  1. Обобщить у обучающихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
  3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  4. Воспитывать уважение к работающему человеку.
  5. Сформировать представление о профессии слесарь, сверловщик.
  1. кабинет технологии;
  2. компьютер;
  3. мультимедийный проектор;
  4. экран;
  5. слесарная мастерская;
  6. верстаки;
  7. станок сверлильный,
  8. инструменты, приспособления: чертилка, кернер, сверлильный станок, сверла;
  9. материалы: тонколистовой металл.

мультимедийное приложение к разделу;

учебно-техническая документация (УТД);

  • технологические карты (ТК), эскиз изделия;
  • инструкционные карты (ИК), операционная карта:
  • инструкционно-технологические карты (ИТК);
  • информационные карты (ИфК), мультимедийное приложение;
  1. образцы объектов труда, готовые изделия;
  2. образцы поузловой обработки изделий, детали изделия;
  3. материалы для контроля знаний учащихся;
  • карточки-задания: Сверление отверстий на сверлильном станке;
  • кроссворд: (Рабочая тетрадь)

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Словарная работа на уроке: сверлильный станок, сверло, патрон, технологическая машина, ременная передача, Техника Безопасности.

I. Организационная часть

1. Явка обучающихся на занятие.

2. Распределение рабочих мест (если необходимо).

4. Проверка знаний ранее изученного материала.

II. Теоретическая часть

1. Изложение нового материала.

Сверление. Инструменты и приспособления для сверления

Сверлением называется технологическая операция по обработке материалов резанием с помощью сверла. Существуют различные виды сверл. Наиболее распространенные из них - спиральные.

Спиральное сверло. Коническая зенковка.

Во время сверления режущая часть сверла врезается в материал изделия и снимает стружку, которая затем отводится через винтовые канавки, расположенные на направляющей части. Ленточка позволяет уменьшить трение сверла о стенки отверстия. Хвостовик с лапкой служит для закрепления сверла во время сверления.

При сверлении часто возникает необходимость расширить верхнюю часть отверстия, чтобы углубить в нее головку болта, винта, шурупа и т. д. Для этого используют сверло большего диаметра или специальный инструмент - зенковку (см. рис).

Операцию по обработке верхней части отверстия зенковкой называют зенкованием. При сверлении изделие закрепляется неподвижно, а сверлу сообщается одновременно два движения:

движение резания - вращательное вокруг оси и движение подачи - поступательное вдоль оси свела.

Сверление. Машинные тиски.

Для закрепления заготовки во время сверления обычно используют машинные тиски. На их основании закреплена неподвижная губка, а по направляющей с помощью винта с рукояткой может перемещаться подвижная губка.

Изделие устанавливают между губками и вращением винта рукояткой передвигают подвижную губку и прочно закрепляют изделие в тисках.

Если сверление производится на сверлильном станке, то сами тиски можно закрепить на столе станка для этого в основании тисков сделаны выемки, а на столе станка имеются специальные пазы. Установив в пазы стола и выемки основания тисков болты с гайкой, тиски закрепляют на столе сверлильного станка.

1. Перед установкой машинных тисков тщательно протрите опорные плоскости стола и основания тисков и слегка смажьте их машинным маслом.

2. При сверлении отверстий малого диаметра тиски закреплять необязательно.

Для закрепления сверла во время сверления используют специальное приспособление - сверлильный патрон.

Сверлильный патрон Сверлильный станок

В нем можно устанавливать сверло с цилиндрическими хвостовиками разного диаметра. Сверло закрепляется в патроне с помощью ключа.

Устройство сверлильного станка и работа на нем

Рассмотрим устройство сверлильного станка на примере широко применяемого в школьных учебных мастерских настольного вертикально-сверлильного станка. На этом станке можно сверлить отверстия диаметром до 12 мм.

Включают станок с помощью пусковых кнопок. Вращение от электродвигателя через ременную передачу, закрытую ограждением, передается шпинделю станка. В нижней части шпинделя устанавливается сверлильный патрон - в нем закрепляют сверло или другой режущий инструмент. Поворотом рукоятки осуществляется подача сверла при сверлении. На столе станка, с помощью тисков или других приспособлений, закрепляют обрабатываемые за готовки.

Устанавливают в шпинделе станка сверлильный патрон для этого хвостовик патрона осторожно вводят в отверстие шпинделя и коротким толчком вверх закрепляют патрон.

Установка патрона в шпинделе сверлильного станка

Подбирают сверло нужного диаметра. Вставляют в сверлильный патрон специальный ключ. Вращением ключа против часовой стрелки разводят кулачки патрона. Устанавливают в патрон сверло. Вращением ключа по часовой стрелке надежно закрепляют сверло в патроне и убирают ключ на место его хранения.

Закрепление сверла в патроне

Сверло должно быть зажато в патроне прямо, без перекоса. Перекос можно обнаружить по неровному вращению или так называемому биению сверла. Заготовку с предварительно размеченным и накерненным центром будущего отверстия размещают и закрепляют на столе станка в машинных тисках. При сверлении отверстий малого диаметра заготовки можно закреплять с помщью ручных тисков или струбцин.

Включают станок и осторожно подводят сверло к заготовке. Вершина сверла должна точно попасть в накерненную метку центра отверстия. Постепенно усиливал нажим на ручку подачи, сверлят отверстие.

Работать надо очень внимательно. Перед окончанием сверления и выходом сверла из сквозного отверстия необходимо уменьшить подачу, так как в это время может произойти так называемый подхват сверла и оно может сломаться.

С помощью ключа вынимают сверло из патрона и затем, используя специальный клин, снимают сам патрон.

Снятие патрона со станка

Вставляют узкий конец клина в выбивное отверстие шпинделя и, слегка нажимая на широкий конец клина, вводят его в глубь отверстия. При этом клин нажмет на лапку хвостовика патрона и вытолкнет его из шпинделя. Патрон поддерживают левой рукой, чтобы он не упал на стол станка. Если хвостовик патрона держится в шпинделе очень туго, то допускается снимать патрон, слегка ударяя по торцу клина молотком. В этом случае, чтобы не повредить патрон и поверхность стола, на стол станка кладут деревянную дощечку.

Правила Техники Безопасности.

1. Перед сверлением всегда проверяйте правильность установки инструмента.

2. Чтобы сверло не испортило тиски или поверхность стола, под заготовку подкладывайте деревянные брусочки или дощечки.

2. Закрепление материала путем беседы с обучающимися по изложенному материалу.

1. Объяснение порядка выполнения учебно-трудового задания.

2. Приемы самоконтроля во время работы и ее результат.

III. Практическая работа

1. Самостоятельная работа обучающихся по выполнению полученного задания.

2. Текущее инструктирование и контроль.

IV. Итоговая часть урока.

1. Прием выполненных обучающимися работ.

2. Заключительный инструктаж - итоги практической работы.

3. Анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы.


Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду, аккуратность, усидчивость, навыки самоконтроля.

Развивающая – развивать навыки и умения в работе на сверлильном станке.

Методы проведения занятия: беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, самостоятельная работа под контролем учителя, показ.

Объекты труда: савок для мусора.

Межпредметные связи: русский язык - правильное произношение терминов.

Материально техническое оснащение, оборудование:

- оборудование учебных мастерских: сверлильный станок,

Тип урока: комбинированный.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (2-3 МИН.)

ПОВТОРЕНИЕ (10-12 МИН.)

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20-25 МИН.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (40 МИН.)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (5 МИН.)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (2-3 МИН.)

1. Организационное начало.

1.1. Взаимное приветствие.

1.2. Назначение дежурных и отметка отсутствующих.

1.3. Организация внимания класса.

2. Повторение пройденного материала.

2.1. Фронтальный опрос.

2.2. Анализ усвоения.

3. Изложение нового материала.

Сегодня мы познакомимся со сверлильным станком, а также познакомимся с приёмами работы на сверлильном станке.

3.2. Ручные инструменты, применяемые для сверления отверстий.


3.3. В начальных классах вы познакомились с транспортными и транспортирующими машинами. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с технологическими машинами.

3.4. Основные части технологических машин (двигатель, передаточный механизм, рабочий орган).

3.5. Основные части сверлильного станка.

Настольный вертикально-сверлильный станок (рис.1) состоит из следующих основных частей: плиты (1), колонки (2), с зубчатой рейкой (3), корпуса (4), реечного механизма (5) для подъема корпуса, рукоятки (6) для закрепления корпуса на колонке, шпинделя (7), который вращается в гильзе (8), реечного механизма (9) для подъема и опускания шпинделя, ременной передачи (10), электродвигателя (11) и пускателя (12).


3.6. Плита (1) является основанием станка. Колонка (2) жестко прикреплена болтами к столу. Корпус (4) перемещается вертикально (вверх и вниз) по колонке.

3.7. Виды механических передач.


3.8. Правила работы на сверлильном станке:

Работать на сверлильном станке можно только с разрешения учителя.

Выключать станок следует нажатием на кнопку красного цвета.

Нельзя класть инструменты и посторонние предметы на плиту станка.

Движущиеся части станка должны быть надежно ограждены.

Перед работой надо проверить надежность закрепления патрона в шпинделе, сверла в патроне, детали в тисках.

Подготовку сверлильного станка к работе и уборку стружек можно производить только после его остановки. Нельзя тормозить руками вращающийся патрон. При сверлении нельзя сильно нажимать на ручку дрели.

Ось вращения сверла при работе дрелью должна быть строго перпендикулярна плоскости заготовки.


3.9. Виды сверл для сверления отверстий.

3.10. Закрепление сверла на сверлильном станке.

Сверление отверстий чаще всего производится на стационарных (постоянно установленных) сверлильных станках.

Сверла закрепляются в шпинделе непосредственно или с помощью переходных втулок и сверлильных патронов.

На рисунке 1 показана переходная втулка (а), ее положение в шпинделе (б) и способ освобождения сверла от втулки с помощью клина


Сверлильные патроны служат для закрепления сверл с цилиндрическими хвостовиками. В практике широко применяется трехкулачковый патрон с наклонными кулачками (рис 2). Он состоит из корпуса (1), в который запрессована гайка (2). На внутреннем конусе гайки имеется резьба. Посредством этой резьбы гайка соединена с кулачками (3), которые расположены наклонно (по конусу гайки) и на одной стороне своей поверхности имеют резьбу.

При вращении корпуса (а вместе с ним и гайки) кулачки ввинчиваются в гайку или расходятся, закрепляют или освобождают сверло.


3.11. Техника безопасности при работе на сверлильном станке.

Инструкция по технике безопасности при работе на сверлильном станке

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.

2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

. До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Надежно закрепите сверло в патроне,

4. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

5. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь запрещается.

6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы

1. Не пользуйтесь сверлами с изношенными конусными хвостовиками.

2. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость.

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.

4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.

5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

6. Во избежание травм в процессе работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу;

б) не производите работу в рукавицах;

в) не кладите посторонние предметы на станину станка;

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) не тормозите руками патрон или сверло;

е) не отходите от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи электрического тока немедленно выключите электродвигатель.

8. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.

После окончания работы

1. После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью щетки. Из пазов станочного стола стружку уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками.

2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.

3. Приведите себя в порядок.

4. Закрепление материала.

1 .Из каких основных частей и механизмов состоит сверлильный станок?

2. Как устроен механизм подъема корпуса станка?

3. Рассказать об устройстве механизма подачи шпинделя и

4. В чем преимущества сверлильного станка перед ручной дрелью.

5. Вводный инструктаж.

Демонстрация эталонного изделия и разбор технологических операций.

Показ трудовых операций по изготовлению.

Техника безопасности при изготовлении изделия.

6. Практическая работа.

7Текущий инструктаж. Целевые обходы.

Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда. У всех должны быть халаты, нужный инструмент и свои изделия труда.

Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

Третий обход – проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля. Провести приёмку и оценку работы. Выдать (указать) дополнительную работу наиболее успевающим ученикам.

8. Заключительный инструктаж.

9 Подведение итогов урока.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по учебной практике для обучающихся связанных с деревообработкой.

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 277

Федеральной службы исполнения наказаний

План-конспект открытого урока.

Учебная практика по профессии

Разработал мастер производственного обучения

ФКП образовательное учреждение № 277

Красноярск 2018

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Учебная практика

План – конспект открытого урока предназначен для преподавателей и мастеров производственного обучения, по профессиям, относящимся к деревообрабатывающему производству, для ознакомления обучающихся с приемами работы на Сверлильном станке.

Разработка оснащена графическими материалами и презентацией, которые могут использоваться как средства наглядности при проведении практических работ на уроках теоретического обучения и при проведении занятий учебной практики.

Дата проведения: 15.10.2018г.

Мастер производственного обучения: – Чуклин Виктор Александрович.

Ознакомить обучающихся с применяемым оборудованием, инструментами и приспособлениями, используемыми в столярной мастерской при выполнении высверливании отверстий.

Закрепить практические навыки обучающихся при выполнении операций по высверливанию сквозных и не сквозных отверстий.

Учебно - методическое оснащение урока:

Разметочные инструменты и приспособления.

Схема Сверлильного станка.

Краткий план урока (с указанием времени на каждый этап):

Содержание урока:

1. Организационная часть - 30 мин

2. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе на фуговальном станке, краткий опрос 30 минут

3. Доведение порядка и правил работы группами, обучение правилам приема работы на рейсмусовом станке - 30 мин.

4. Работа на фуговальном станке по одному, под наблюдением мастера - 4 часа.

Подведение итогов проведенных занятий, краткий опрос, выставление оценок, сдача спец. одежды - 30 мин.

Организационная часть:

1. Приветствие преподавателя.

2. Контроль посещаемости и готовности к уроку.

4. Психологическая подготовка к уроку.

5. Выдача специальной одежды.

Проведение инструктажа по технике безопасности при работе на фуговальном станке:

1. Инструктаж по технике безопасности при работе на Сверлильном станке.

2. Действия обучающихся перед началом работы.

3. Технологическая последовательность выполнения операций строгания заготовок, с учетом правил безопасного труда, во время работы.

3. Виды операций, которые по правилам техники безопасного труда запрещается выполнять при работе на фуговальном станке.

4. Действия обучающихся после окончания выполнения работы.

Вводный инструктаж: доведение порядка и правил работы, обучение правилам приема работы на Сверлильном станке.

1. Распределить очередность выполнения операций при работе на сверлильном станке.

2. Показ выполнения приемов работы на Сверлильном станке по высверливанию отверстий.

Текущий инструктаж: работа на фуговальном станке по парам под наблюдением мастера.

Первый обход: проверка готовности обучающихся к выполнению учебно-производственных заданий; проверить исправность элементов Сверлильного станка; закрепление режущих элементов станка, используем спиральное сверло. Проверить работу станка на холостом ходу.

Второй обход: проверить правильность расположения заготовок на рабочем столе станка, по отношению к сверлу установленному на шпиндель с верхним вертикальным расположением.

Третий обход: контролировать соблюдение правил охраны труда при работе на Сверлильном станке, следить за тем, чтобы обучающиеся всегда находились прямо по отношению обрабатываемой заготовки.

Четвертый обход: проверка и оценка качества выполнения задания.

Подведение итогов проведенного занятия, выставление оценок, сдача специальной одежды

1. Подведение итогов выполнения учебно-производственных работ:

- демонстрация лучших работ;

- разбор типичных ошибок при выполнении заданий;

- соблюдение правил охраны труда, электро и пожаробезопасности.

3. Уборка рабочего места.

План изложения нового материала:

Работа на сверлильном станке начинается с его подготовки. К подготовительным работам относится внешний осмотр станка, проверка наличия приспособлений для крепления заготовок, а также сверл необходимого диаметра, потому что от правильного выбора сверла будет зависеть качество выполнения технологической операции.

Перед сверлением необходимо надежно закрепить сверло в патроне. Крепится оно с помощью специального ключа (рис.1).

Наметив на заготовке центр будущего отверстия, нужно закрепить ее на рабочем столе станка с помощью специального приспособления. Это делается с целью защиты рук от повреждений (рис. 2).

Машинные тиски крепятся на рабочем столе неподвижно с помощью крепежных болтов. Используются машинные тиски при сверлении заготовок толщиной от 5 мм и больше. Если же нужно просверлить отверстие в тонколистовом металле, используем ручные тиски с обязательной подставкой (деревянной).


Рис. 1. Патрон и ключ сверлильного станка


Рис. 2. Закрепление заготовок: а - в ручных тисках; 6-в машинных тисках


Рис. 3. Правильная рабочая позиция


Рис. 4. Параметры сверления: V— скорость резания; S - скорость подачи сверла

Во время работы на сверлильном станке занимают правильную рабочую позицию (рис. 3). Если шпиндельная бабка расположена очень низко или высоко относительно заготовки, ее необходимо отрегулировать. Для этого опускают шпиндельной бабки с помощью соответствующей рукоятки таким образом, чтобы сверло было на 5-10 мм выше поверхности заготовки.

Производительность сверления определяется двумя параметрами: скоростью резания (V) и скоростью подачи сверла (S) (рис. 4). Сверло, вращается, перемещается в направлении детали, в которой выполняют отверстие. Такое перемещение называют подачей сверла. Во время сверления нужно контролировать, чтобы подача сверла не была слишком большой, поскольку это может привести к поломке сверла, особенно если его диаметр небольшой.

Выбрав материал для сверления, нужно правильно выбрать и частоту (скорость) вращения сверла. Для разных материалов она разная. Если частота вращения сверла будет больше нормы, сверло будет нагреваться. При этом теряется его прочность, оно тупится.

Регулирование частоты вращения сверла осуществляется при помощи ремня, который располагают, в зависимости от необходимой частоты, на ведомом и ведущем шкивах разного диаметра (рис. 5).

Чтобы достичь равномерной подачи, в конце сверления сквозного отверстия сверло подается с меньшим нажимом на рукоятку подачи. При сквозном сверлении во время выхода сверла из заготовки на ее краю образуются заусенцы, за которые может зацепиться режущая кромка сверла. Это приводит к его ломке. Для предотвращения поломке в конце сверления под заготовку необходимо подложить деревянный брусок и уменьшить подачу сверла.


Рис. 5. Ременная передача сверлильного станка


Рис. 6. Ограничитель подачи с измерительной шкалой


Рис. 7. Упор, закрепленный на сверле: а - общий вид; б - сменные насадки; в - ключ


Рис. 8. Электрическая дрель с ограничителем

Во время сверления глухих отверстий на определенную глубину используют ограничитель подачи с измерительной шкалой (рис. 6).

Также можно использовать специальные упоры, которые надеваются на сверло соответствующего диаметра и закрепляются зажимными винтами (рис.7).

В быту широко используют электрифицированный ручной инструмент (электродрели), который также оборудован специальными упорами для ограничения глубины сверления (рис. 8).

Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем

Удобно и быстро высверливать отверстия на сверлильном станке. Сверлильный станок относится к технологическим машинам. Технологические машины предназначены для обработки различных материалов. Как и всякая технологическая машина, сверлильный станок состоит из трех главных частей: двигателя, передаточного механизма и исполнительного механизма (рис. 9).


Рис. 9. Сверлильный станок: 1 - основание (станина); 2 - рабочий стол; 3 - сверло; 4 - патрон; 5 - рабочий вал; 6 - рукоятка подачи сверла; 7 - шкала глубины сверления; 8 - шкив с ремнем; 9 - защитный кожух; 10 - электродвигатель; 11 - колонна; 12 - стопор; 13 - пусковые кнопки.

Крупные заготовки при сверлении удерживают левой рукой, а мелкие — в плоскогубцах или тисках.

На предприятиях на сверлильных станках работают сверловщики, или операторы станков ЧПУ (числового программного управления).

Контрольные вопросы

Покажите двигатель, передаточный механизм и рабочий орган сверлильного станка.

Из чего состоит и для чего служит передаточный механизм?

Что служит исполнительным механизмом сверлильного станка?

Как фиксировать заготовки при сверлении: маленькие, большие, короткие, длинные?

Почему сверлильный станок имеет несколько рукояток подачи сверла?

Перечислите правила безопасной работы на сверлильном станке.

Используемая литература:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с устройством сверлильного станка, научить работать на сверлильном станке, соблюдая правила безопасной работы.

Задачи:

Обучающая – дать знания об устройстве сверлильного станка, назначении его; научить работе на сверлильном станке, соблюдая правила безопасной работы.
Коррекционная – развить умение переносить знания в новую ситуацию; содействовать развитию мышления;
Воспитательная – воспитание у учащихся аккуратности, культуры речи.
Профориентационная – дальнейшее знакомство с профессиями столяра и плотника.

Тип урока: комбинированный с презентацией.

Материально-техническое обеспечение: сверлильный станок, компьютер,
технологическая карта: “Устройство сверлильного станка”, верстаки, разметочные инструменты.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (работа на сверлильном станке).

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: сверлильный станок, компьютер.

Раздаточный материал для учеников: карточки с изображением устройства сверлильного станка.

Материально техническое оснащение, оборудование:

Открытый урок по профессионально - трудовому обучению (столярное дело)
в 5 классе

Подготовил учитель трудового обучения: Аксёнов В.В.

Цели: познакомить с устройством сверлильного станка, научить работать на сверлильном станке, соблюдая правила безопасной работы.

Обучающая – дать знания об устройстве сверлильного станка, назначении его; научить работе на сверлильном станке, соблюдая правила безопасной работы.
Коррекционная – развить умение переносить знания в новую ситуацию; содействовать развитию мышления;
Воспитательная – воспитание у учащихся аккуратности, культуры речи.
Профориентационная – дальнейшее знакомство с профессиями столяра и плотника.

Тип урока: комбинированный с презентацией.

Материально-техническое обеспечение: сверлильный станок, компьютер,
технологическая карта: “Устройство сверлильного станка”, верстаки, разметочные инструменты.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (работа на сверлильном станке).

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: сверлильный станок, компьютер.

Раздаточный материал для учеников: карточки с изображением устройства сверлильного станка.

Материально техническое оснащение, оборудование:

Организационная часть

- проверка готовности к уроку.

Наш урок начинается

Все ребята улыбаются

И учитель тоже рад

Видеть всех своих ребят.

Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся со сверлильным настольным станком, а также познакомимся с приёмами работы на сверлильном станке.

Основные части сверлильного станка. (приложение1)

Настольный вертикально-сверлильный станок состоит из следующих основных частей (смотрим плакат):

5. Рычаги управления шпинделем

8.Привод (ременная передача шкивы ступенчатые)

Принцип работы станка:

Шпиндель приводится во вращение электродвигателем. Вращение вала электродвигателя передается на шпиндель через привод последнего посредством ременного механизма, включающего шкивы под V-образный ремень. На многих станках можно регулировать скорость вращения сверла.
Патрон под сверла у бытового оборудования идентичен установленному на электродрелях и обычно рассчитан на сверла, диаметр которых до 12 мм. Специальным ключом патрон запирают или ослабляют, чтобы, соответственно, зафиксировать или извлечь сверло.
Максимальная высота заготовок, в которых может быть просверлено отверстие на бытовом станке, – 20–90 см. На различных типах оборудования она разная. Зависит от высоты самого верхнего положения сверлильной головки, которую можно поднимать и опускать по стойке-колонне. На самых маленьких легких станках это обычно делают, перемещая руками непосредственно сам сверлильный модуль, а на моделях побольше и потяжелее – с помощью специального привода, снабженного рукоятью или штурвалом. В нужном положении головку фиксируют предназначенной для этого ручкой. Этим же способом регулируется глубина просверливаемых отверстий и минимальная высота заготовок, так как максимальный вылет вниз патрона, установленного на шпинделе, при его подаче невелик – в зависимости от типа станка 5–40 см.
Другая важная характеристика сверлильного станка – вылет сверла. Это расстояние между центральной вертикальной осью сверла либо иного инструмента, закрепленного в патроне, и стойкой. Чем оно больше, тем лучше – от этого зависит насколько далеко от края заготовки можно просверлить отверстие. Величина вылета у бытового станка 10–20 см.
Станина оборудования должна быть достаточно тяжелой и большой – соразмерной его весу и габаритам. Иначе она не сможет обеспечивать приемлемую устойчивость станка и стабильность его работы. Верхняя сторона станины, обращенная к патрону, выполняет функции рабочего стола. Она частично или полностью имеет идеально ровную плоскую поверхность с несколькими прорезями: центральная обеспечивает просверливание сквозных отверстий без взаимного повреждения стола и сверла, а боковые могут использоваться для установки тисков, шаблонов и упоров.
Сверло, закрепленное в патроне, опускают на заготовку, нажимая на ручку подачи рычажного типа, установленную на сверлильной головке справа. Она подпружинена и при прекращении воздействия на нее в исходное положение возвращается сама, автоматически. Возвратный механизм на некоторых станках можно заблокировать затяжным рычагом, чтобы ручка, а, значит, и сверло остались в определенном положении.
Управление работой электродвигателя осуществляется кнопками его пуска и остановки.

Правила работы на сверлильном станке: (приложение 6)

1) Работать на сверлильном станке можно только с разрешения учителя.

2) Выключать станок следует нажатием на кнопку красного цвета.

3) Нельзя класть инструменты и посторонние предметы на плиту станка.

4) Движущиеся части станка должны быть надежно ограждены.

5) Перед работой надо проверить надежность закрепления патрона в шпинделе, сверла в патроне, детали в тисках.

6) Подготовку сверлильного станка к работе и уборку стружек можно производить только после его остановки. Нельзя тормозить руками вращающийся патрон. При сверлении нельзя сильно нажимать на ручку дрели.

7) Ось вращения сверла при работе дрелью должна быть строго перпендикулярна плоскости заготовки.

Виды сверл для сверления отверстий.(приложение7).

- спиральное по металлу;

- спиральное по дереву;

- перовое по дереву.

Закрепление сверла на сверлильном станке.

Закрепляется сверло в патроне с помощью специального ключа.
Сверлильные патроны служат для закрепления сверл с цилиндрическими хвостовиками. В практике широко применяется трехкулачковый патрон с наклонными кулачками . Он состоит из корпуса, в который запрессована гайка. На внутреннем конусе гайки имеется резьба. Посредством этой резьбы гайка соединена с кулачками, которые расположены наклонно (по конусу гайки) и на одной стороне своей поверхности имеют резьбу. (приложение 2).

Удерживание заготовок при сверлении.

-при сверлении мелких заготовок применяется тиски. (приложение 2, 4)

Основные части сверла.

При работе на сверлильном станке должны соблюдаться правила безопасной работы.

Инструкция по технике безопасности при работе на сверлильном станке

Опасности в работе: (приложение 5)

1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.

2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

До начала работы:

1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Надежно закрепите сверло в патроне,

4. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

5. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь запрещается.

6. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы:

1. Не пользуйтесь сверлами с изношенными конусными хвостовиками.

2. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость.

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.

4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.

5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

6. Во избежание травм в процессе работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу;

б) не производите работу в рукавицах;

в) не кладите посторонние предметы на станину станка;

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок, для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) не тормозите руками патрон или сверло;

е) не отходите от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи электрического тока немедленно выключите электродвигатель.

8. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.

После окончания работы:

1. После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью щетки. Из пазов станочного стола стружку уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками.

2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.

3. Приведите себя в порядок.

Лабораторно - практическая работа.

1.Осмотреть сверлильный станок и составить его кинематическую схему.

2.Снять ограждения и ознакомится с механизмом ременной передачи.

3.Измерить диаметры ступеней шкивов и подсчитать, чему равны передаточные числа на каждой ступени.

Читайте также: