Наречие 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

по русскому языку

учитель русского языка и литературы

Гаврилко Любовь Борисовна

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Авдеевка: Гаврилко Любовь Борисовна

Дата проведения: 2 февраля 2018г.

УМК: учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 7класс

Тип урока : общеметодологической направленности: практикум

Развивающий аспект:

способствовать овладению умением высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

продолжить формирование навыков самостоятельной работы,

Воспитательный аспект:

способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.

Программные требования

Планируемые образовательные результаты:

Ученик по окончании изучения данной темы:

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- анализирует уровень своих знаний и способностей;

- обнаруживает и формулирует проблему;

- планирует способы решения возникших проблем;

- формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

- умеет слушать и слышать собеседника;

- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- -переживает за успех учащихся.

Предметные результаты

- умеет находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль

- формулирует правило правописания наречий

- применяет правило правописания при решении лингвистических задач;

- объясняет выбор написания .

Технология обучения:

Технология урока на деятельностной основе

Форма урока: урок: практикум

Формы работы и ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация и пробное учебное действие

Включение системы знаний в учебную деятельность.

Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.

Рефлексия учебной деятельности.

Информация о домашнем задании.

ТИП УРОКА: Повторение и систематизация изученного.

обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Таблицы орфограмм в наречиях. Карточки дифференцированных заданий.

На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, рабочий лист.

Этап всесторонней проверки знаний.

Подведение итогов урока.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

Устный и письменный.

Фронтальный , групповой, индивидуальный.

3. Итоговый по теме

Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе по теме урока ( оцеливание, озадачивание).

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:

- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)

-Что называется наречием ? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы как? Куда? Где? В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)

2. Мотивация.

На доске записаны слова: одет по –зимнему, певуче, уж, настежь, налево, слева, некогда, не хорошо, а плохо, искренне, впустую.

3.Целеполагание.

Цель нашего урока:

а) обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; б) повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; в) уметь находить наречия в тексте

Проверка домашнего задания.

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

Творчество учащихся. Познавательная информация.

1. Выступление ученика в роли Наречия.


3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

3.Актуализация знаний.

Итак, что же мы еще знаем о наречии? 2.Наречие имеет разряды . Какие? Места – где? там, времени – когда? вчера, цели – зачем?- нарочно, умышленно, степени – сколько? - много, образа действия – как? хорошо, причины – почему? – сослепу, сдуру)

Записать самостоятельно:

1р. – примеры наречий образа действия 5 записать: быстро, холодно, красиво, жарко, грустно

2р. – места: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,

3р – времени: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,

Что еще знаем о наречии?

Имеет степени сравнения: сравнительную : простую и составную форму, превосходную составную форму).

Что мы знаем о простой форме сравнительной степени? (Образуется при помощи суффиксов е,ей,ее,ше.) Хорошо. Определите , где наречие: стебелек тоньше, выстругал тоньше. А как определить, что это форма наречия? Относится к глаголу и является в предложении обстоятельством, а прилагательное? Относится к существительному и является определением.

3.Определить наречия и их выписать.

1) стало легче ;
2) брат сильнее меня;
3) действовал увереннее

4) Сумка тяжелее,

5) идти было тяжелее ,

6)Тигр сильнее котенка

7)бежит быстрее

4.Синтаксическая роль в предложении.

Синтаксический разбор предложения.

Мой друг всегда учился очень легко.

(Повеств, невоскл., прост, распр. не осл.)

5.Как образуются наречия? Суф, прист, прист- суф.сложение. (на доске)

Быстро – быстрый, досуха – сухой, нехорошо – хорошо, еле-еле

-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.

6) Физминутка для глаз и осанки.

Посмотрим налево-
Посмотрим направо

А теперь поближе

А потом подальше

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже

Головы поднимем выше .
Дружно хлопаем руками.

Тихо топаем ногами.

Чтобы веселее стало,

Всё опять начнём сначала ./ повторяем зарядку/.

- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.

4.Систематизация знаний о правописании наречий

Контроль усвоения знания

Слайд. сказка

7.Найдите в сказке фразеологизмы , выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

Самопроверка

Сломя голову – быстро.(слайд)

Рукой подать – близко.

Куры не клюют – много.

Спустя рукава – плохо.

8.Слайды. Выписать только наречия , вставить пропущенную букву.

Спряч. настеж. меч. молодеж.

смотриш. уж. напроч. могуч.

свеж. наотмаш. замуж. проч.

мелоч. туш. мыш. ветош.

грош. вскач. невтерпеж…

Задание 3 уч. вставить во всех словах, где необходимо ь .(Бабич И., Решетняк А., Остапов М.) Работа по карточкам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: расширять знания о наречии, научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный словарный запас наречиями.

Технологии: здоровье - сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться определять наречия по их грамматическим признакам

коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по конструированию словосочетаний с наречиями с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей! Присаживайтесь.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга понимает. Чувствует и слышит. Откройте тетради.

- Запишите число, классная работа, начнем нашу работу.

3. Определение темы. Целеполагание.

- Ребята, сейчас мы будем работать в группах. У вас на столах лежат файлы, а в них желтые листочки с ребусами. Разгадайте ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

(Внутри) (Рядом)

- На какие вопросы отвечают зашифрованные слова?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Итак, о какой части речи мы будем говорить? (О наречии).

- Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока.

- Какие цели вы поставите перед собой? (расширять знания о наречии, научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении).

-Запишите в тетради слово Наречие, подберите и запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни. (Противоречие, красноречивый, изречение, противоречивость, просторечный).

4. Актуализация знаний. (Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала).

- Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем заполнять листы исследования. Будем записывать в них все то, что узнаем на уроке о наречии.

5. Ознакомление с новым материалом.

1. Слово учителя: Как вы думаете, почему наречие так назвали?

- Итак, давайте знакомиться с Госпожой Наречие!

(Выступление ученицы в роли Госпожи Наречие).

- Учитель: Госпожа Наречие, вы дали всю информацию о себе?

- Ученица: Нет, дополнительную информацию вы получите, прочитав прилежно материал на странице 92.

- Учитель: Ребята, откройте учебники на стр. 92 и прочитайте ту информацию, о которой нам не сказала Госпожа Наречие.

- Наречие – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: как? когда? где? куда? откуда? зачем? с какой целью? В какой степени? и др.

Давайте запишем определение наречия в наши листы исследования.

Ребята, сейчас поработаем со стихотворением, посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Прочитайте, выразительно стихотворение.

6. Работа со стихотворением.

Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

И представишь сразу неба синь.

И увидишь – солнышко взошло.

Сразу вечер постучит в окно.

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Пред тобою вся Россия!

- Учитель: Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!)

- Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво). Молодцы!

7. Исследовательская работа.

- Продолжим наш разговор о наречии.

Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно говорим о том, что она обозначает. То есть, о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий?

- Давайте узнаем об этом.

8. Работа в группах. (Для каждой группы свое задание).

- Достаньте карточки и выполните задание. (На все 5-7 минут).

1. Прочитайте стихотворение.

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

2. Найдите наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию? Запишите словосочетания.

Плывут (как?) замедленно

Плывут (как?) тихо, беззаботно

- Учитель: Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово, какой части речи?

- Дети: Глагол.

- Учитель: Что обозначают глаголы?

- Дети: Действие.

- Учитель: Что обозначает наречие, примыкая к глаголу?

- Дети: Признак действия.

- Учитель: Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.

Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?

Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса. - Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

Внимательному (насколько?) очень

Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.

Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно.

Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

(Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака).

Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

Чтение вслух. Чтение (какое?) вслух

Взгляд исподлобья. Взгляд (какой?) исподлобья

(Чтение, взгляд – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета).

- Учитель: Верно, но такое бывает достаточно редко. Я предлагаю дополнить определение, данное в начале урока, учитывая те знания, которые вы получили. И записать в наши листы, что же обозначает наречие.

- Наречие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже – признак предмета и отвечающая на вопросы: где? куда? когда ? откуда? почему? зачем? насколько? как? и другие.

- К каким частям речи может относиться наречие?

Давайте сделаем вывод.

Наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (чтение вслух).

9. Физкультминутка.

- Учитель: Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели.

- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их.

Дружно, энергично, тихонько.

10. Закрепление изученного и изучение нового материала.

- Учитель: Ребята, давайте понаблюдаем, есть ли у наречия непостоянные морфологические признаки? (Работа с предложением).

- Учитель: Посмотрите на слайд, прочитайте предложение.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

(Иван Захарович Суриков)

- Учитель: Выпишите из этого предложения наречие вместе с тем словом, от которого оно зависит.

Тихо падает

- Попробуем изменить форму слов.

Тихо падают

Тихо падаем

Тихо падали

-Какой вывод можем сделать?

- Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.

Наречие – неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков. Запишем это.

- А как этот факт отражается на строении слова?

- У наречий нет окончания.

- А теперь проверим ваши знания, выполнив задание.

11. Этап закрепления.

- Учитель: Все знают, что эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы. - Вспомните, что такое фразеологизмы?

- Замените фразеологизмы наречиями и запишите наречия.

Фразеологизм

Положа руку на сердце

У чёрта на куличках

Битый час

Бок о бок

Душа в душу

Кот наплакал

Ни свет ни заря

(Обмен карточками, взаимопроверка).

- Сдайте карточки. Я проверю ваши работы и выставлю оценки.

- На ваших столах лежат карточки с предложениями. Если выделенное слово – наречие, то напротив него поставьте букву Н, если не наречие – поставьте прочерк.

Я очень люблю весну

Он лениво потянулся

Туман медленно исчезает

Солнце слегка коснулось воды

Прогремел гром

Это платье красивое

Стол стоит крепко

Руки работают ловко

Она смотрела вдаль

Отец закрыл окно

Звездное небо

Лес закончился неожиданно

Все громко кричали

Задачу решить легко

Листья плавно опустились

- Молодцы! Продолжаем!

12. Подведение итогов.

- Учитель: Давайте вспомним, что называется наречием?

(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний).

-А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (Обстоятельство).

13. Рефлексия.

- Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком.

14. Домашнее задание. (По группам)

1. Выучить правило. Стр.91,92.

Домашнее задание.

1. Выучить правило. Стр.91,92.

2. Выполнить задание.

Проверить, насколько хорошо вы усвоили общее грамматическое значение наречий, поможет следующая работа.

- Прочитайте текст на карточках. Выпишите словосочетания с наречиями, укажите, чем выражено главное слово; определите грамматическое значение наречий: “признак действия”, “признак признака”, “признак предмета”.

Сказка об одуванчиках

Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу. Смотрит: необычайно красива земля. И леса, и луга – все в нарядном платье Весны. Настоящая сказка наяву! Но чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на зеленую землю солнечные пылинки, и весело засветились на лугах желтые огоньки-одуванчики.

А сердитая Зима, которая пряталась неподалёку, бросила взгляд исподлобья. Смотрит, а в траве растут маленькие солнышки и ослепительно ярко горят. Разозлилась Зима. Махнула своим серебряным рукавом, запорошила огоньки снегом и ушла на Север. А одуванчики стали щеголять в двух нарядах: в желтом платье и белой пушистой шубке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока в 7 классе

Наречие как часть речи

Урок изучения нового материала

Обучающая : познакомить учащихся с наречием как частью речи, показать грамматические признаки наречия

Развивающая : продолжить формирование орфографических и пунктуационных навыков, развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющиеся знания путем активации логического мышления в различных 4учебных ситуациях

Воспитывающая : использовать воспитательные возможности данной темы повышения интереса школьников к учебному предмету для воспитания чувства любви и уважения к родному языку.

II . Изучение нового материала.

Беседа с классом

- Когда вы сегодня шли в школу, наверняка заметили, что яркости и красоты в природе стало меньше? Почему?

- Какое настроение было у вас, когда собирались в школу? Когда шли по улице?

- Да, на улице стало холодно. Лето прошло. Кто-то в теплые деньки трудился усердно, готовился к зиме, а кто-то отдыхал.

- Давайте послушаем одну сказочную историю в исполнении …(Один ученик выразительно читает, остальные внимательно слушают)

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову он бежал на поле, до которого было рукой подать и возвращался с пшеничными зернами.

Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют , а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, все лето работала спустя рукава . Вот так и продолжай!

2. беседа с классом

- В сказке много фразеологизмов. Давайте найдем их и объясним значения.

( Дети записывают фразеологизмы и их значения в тетрадь)

Сломя голову- быстро

Рукой подать – близко

Куры не клюют- много

Спустя рукава- плохо

- Какой частью речи являются слова второй колонки? Итак, речь сегодня пойдет о наречии . (записываем число, тему урока)

III .Объяснение нового материала

- Почему вы решили, что данные слова - наречия?

Отвечают на вопросы КАК?ГДЕ?СКОЛЬКО?)

- Значит, если слово отвечает на вопросы ГДЕ?КАК?СКОЛЬКО? – это наречия?

- А эти слова- наречия?

В доме, к вечеру, в пять

- Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?

- Можно ли спутать наречие с другими частями речи?

- Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?

(1. Научиться определять, что такое наречие.

2. Распознать наречие среди других частей речи)

- Мы выяснили, что по вопросу не всегда можно определить, какой частью речи является слово.

- Найдите в тексте сказки слова, от которых можно поставить вопрос к данным наречиям. Запишите их рядом.

( быстро бежал, было рядом , много накопилось, плохо работала)

- Какая это часть речи? Что она обозначает?

- Укажите главное слово в словосочетании. От каких слов зависят наречия?

( На слайде : 2. Зависят от глагола)

- А теперь попробуем изменить наречие по числам, лицам, падежам. ( Ученики делают вывод: не изменяется)

( На слайде : 3. Не изменяется)

- Есть ли окончания у наречия? Почему?

- Давайте еще раз посмотрим на алгоритм.

- Сегодня мы только начинаем изучение наречия. На следующих уроках вы узнаете много интересного об этой части речи. Я не буду раскрывать всех тайн, думаю, вам гораздо интереснее будет сделать это самим.

- Как же научиться пользоваться нашей памяткой, чтобы распознать наречие? Запишем предложение: В саду сегодня тихо играла музыка .

- Найдите наречия и подчеркните их как части речи.

- Как вы считаете, наречие- это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите!

- Ребята, давайте сформулируем определение наречия как части речи

- какую роль играют наречия? Зачем мы их используем в речи?

Сравните предложения Человек бежит и Человек бежит медленно. Чем они различаются?

- Наречие – это старое слово. Если попытаться проникнуть в состав этого слова, то придется выделить корень – реч-. Слово же в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (например: слово, язык, наречие, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол ….)

Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность. Так и наречие при глаголе – оно живописует глагол. Например:

Красивое письмо- красиво пишет

Громкое чтение - громко читает

Быстрая ходьба – быстро ходит

Наречия могут пояснять и прилагательные, обозначая при этом степень качества: очень хороший голос

Чрезвычайно интересная книга

Весьма сдержанный человек

На уроке работай…

Упражнения выполняй…

Читай…

Объяснения учителя слушай…

Пиши всегда…

Домашнее задание готовь…

(дети читают получившиеся предложения)

- Молодцы! С этим заданием вы успешно справились! Следующее задание у вас на столах, вам нужно включить в текст пропущенные наречия. Удачи!

Враги приблизились друг к другу. Медведь … отскочил …, а лось, взмахнув в воздухе рогами, прыгнул …. Медведь … увернулся от сокрушительного удара и … скрылся в чаще. Лось … постоял на поляне, … вздрогнул, … опустил голову и побрел по лесу. Жизнь была отвоевана!

V . обобщение изученного на уроке

- Какие цели мы поставили в начале урока?

- какой алгоритм разработали вместе?

- какие признаки наречия мы обнаружили?

- А теперь попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречие среди других частей речи. На ваших столах карточки с предложениями и бланк, ели выделенное слово – наречие, то в клетку с соответствующим номером впишите букву Н, если не наречие – поставьте прочерк. ( дети оценивают себя самостоятельно: в бланке из верно отмеченных предложений должна получиться цифра пять)

Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

  • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
  • формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
  • раздаточный материал;
  • компьютерный тренажер по русскому языку “Фраза”;
  • презентация Power Point;
  • мультимедийный проектор;
  • доска.

I.Организационный момент. Слайд 1.

- Здравствуйте! Садитесь. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три облачка: оранжевое – “я готов активно работать на уроке”, зеленое – “я не готов к активной работе, нет настроения”, голубое – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.

Учащиеся показывают выбранное облачко.

Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.

II. Повторение.

1 ученик работает с компьютерной программой.

3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.

Работа с классом. 1 ученик у доски.

Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Что такое деепричастный оборот?

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

III. Объяснение нового материала.

- А мы продолжаем урок.

1. Определение темы.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.


На доске записан ряд понятий.

Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…

- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?

- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”. (Слайд 2, запись темы).

Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий. (Раздаётся стук).

2. Выступление мальчика в роли наречия. (Слайд 3).

- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?

- Господин Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе?

- Нет, дополнительную информацию вы получите, выполнив прилежно эти задания. (Отдает задания на карточках в конверте).

Итак, кто хочет включиться в исследовательскую работу?

1 ученик работает у доски, читает задание на карточке.

Карточка № 1. Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово?

- К каким частям речи может относиться наречие?

Вывод. (Слайд 5) Правильно. Таким образом, наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую).

Следующее задание от господина Наречие.

Карточка № 2. Подчеркните наречие как член предложения. 1 ученик у доски.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие. (Слайд 5)

Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие? (Слайд 5).

Карточка № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит? (Слайд 5).

В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи.

- Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (6).

IV. Закрепление материала.

- А зачем нам нужны наречия?

- Давайте попробуем оживить данный текст.

- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.

Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду 7.

- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

Замените фразеологизмы наречиями.

- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.

Наречие или предлог?

- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.

2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.

V. Итоги урока.

- Итак, подведем итоги урока. Расскажите, что вы знаете о наречии. Давайте вернемся к облачкам, покажите, пожалуйста, то, которому соответствует сейчас ваше настроение. (Ребята показывают облачко).

Читайте также: