Обществознание 11 класс 8 параграф конспект

Обновлено: 05.07.2024

В учебнике обществознания для 11 класса за авторством Л. Н. Боголюбова подробно раскрыты темы финансов, социальной структуры общества и функционирования политической системы. Вопросы, изучавшиеся в предыдущих классах, будут рассмотрены в этой части курса значительно полнее и глубже. Это сложный для восприятия материал, который требует базовых знаний по курсу истории.

Воспользуйтесь сборником ГДЗ при возникновении сложностей во время выполнения домашних заданий. Оставлять на следующее занятие непонятные или неразрешённые вопросы – это не лучшая тактика, ведь в этом году предстоит готовиться к ЕГЭ.

Тема урока: Политическая система и политический режим.

Цель урока: систематизация, обобщение и углубление знаний о политической системе и политическом режиме.

- обобщить понятие политическая система и ее структура;

- закрепить функции политической системы;

- обобщить понятия политический режим и типы политических режимов;

- выявить наиболее прогрессивный политический режим современного общества.

Основные понятия : политическая система, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

Тип урока: урок обобщения и закрепления.

Вид урока: традиционный.

Мизансцена урока: класс делится на 3 группы по 4 человека.

Домашнее задание: параграф 15,16. Вопросы на стр. 160,171.

Настроить учащихся на плодотворную работу в ходе урока. Определение темы урока и цели урока. (слайд №1)

В ходе беседы с учащимися обобщаются и закрепляются понятия политическая система (слайд № 2), структура политической системы( слайд №3), функции политической системы( слайд №4), политический режим( слайд № 5-6), типология политических режимов( слайд 7-9).

3.2) групповая работа ( класс делится на 3 группы по 4 человека, каждая группа берет один из типов политического режима – демократический, тоталитарный, авторитарный, с помощью раздаточного материала( приложение) группы формируют облик политических режимов);

3.3) выступление групп ( группы представляют свои политические режимы (слайд №11-18);

3.4) дискуссия (среди современных стран самым распространенным является демократический политический режим, его основные принципы дают нам представление о его прогрессивном характере для развития современного общества, диктаторские режимы напротив утратили свою значимость и роль в современном обществе и характерны лишь для отстающих стран современного мира (слайд № 19).

4) Закрепление ( 3 минуты).

С помощью изображений на слайдах учащиеся отвечают на вопросы:

- лидеров какого политического режима мы наблюдаем( тоталитарный), как звали этих лидеров ( И. Сталин, А. Гитлер, Б. Муссолини), какие направления тоталитаризма выделялись в данных странах( крайне левый в СССР, крайне правый в Германии и Италии) слайд № 20;

- какой политический режим представлен на этом слайде ( авторитарный), в каких странах мы могли наблюдать данный режим ( Чили, страны Ближнего Востока) слайд № 21;

- какой политический режим представлен на этом слайде( демократический), какой орган власти представлен ( Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, делится на две палаты верхняя Совет Федерации, нижняя Государственная Дума) слайд № 22.

5) Подведение итогов урока, оценивание учащихся, оглашение домашнего задания (слайд № 23).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Политическая система Политическая система общества - это система институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политическая система общества – это комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества .

В структуру политической системы входят элементы: - организационные(государство, политические партии, общественные движения); - нормативные(политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи); культурные( политические идеи, политическая культура); коммуникативные ( информационные связи и отношения внутри политической системы).

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности; распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей; формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими; функция политической коммуникации; законотворчество

Политический режим Политический режим – это тип политической власти с характерными способами, формами и методами её осуществления, отражает способы взаимодействия между властью, обществом и личностью. .

Политический режим – система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике. Понятие политическая система и политический режим нередко используются в качестве взаимозаменяемых.

Политические режимы различаются внутри тех или иных типов политических систем: по характеру соотношения ветвей власти; организации политических институтов; формам и методам осуществления власти.

Тип политической системы определяется фундаментальными принципами ее организации. В основе лежат политические ценности, которые заключают в себе цели и принципы, лежащие в основе политических действий.

Классификация политических режимов: - по тому кто является источником власти и доминирует в отношениях между властью, обществом и личностью (демократические, авторитарные, тоталитарные); - по форме правления (монархические и республиканские); - по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые); - по составу правящих кругов (военные, гражданские, теократические и т.д.); - по доминирующим методам осуществления власти (диктаторские и либеральные).

КАКОЙ РЕЖИМ НАИБОЛЕЕ ПРОГРЕССИВЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА?

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА Авторитарный политический режим. Представляет собой один из наиболее распространённых в истории типов политических режимов.

Форма: традиционные системы личной власти или олигархического плана (военно-диктаторские, теократические, гражданские). Социальная база: социальные институты (бюрократия, армия, церковь). Государственное устройство: традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни. Партийная система: правящая партия огосударствлена.

Оппозиция: ее деятельность ограничена жесткими рамками. Правовой принцип и права человека: права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон стоит на защите интересов государства, а не личности. Экономика: обширный государственный сектор уживается с рыночной экономикой. Идеология: доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений.

Тоталитарный политический режим. Форма: правый фашистский и национал-социалистический; левый коммунистический. Социальная база: люмпенизированные слои населения. Государственное устройство: государство, осуществляющее тотальный контроль за всеми сторонами частной и общественной жизни.

Партийная система: государство одной партии. Оппозиция: отрицается. Правовой принцип и права человека: права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Экономика: административно-командная. Идеология: существует единственная обязательная официальная идеология.

Принципы и ценности демократии Демократия является одним из типов политического режима. Зародилась она в глубокой древности. Имеет длительную древнюю историю: Примитивная первобытная (военная) демократия Античная афинская демократия времен правления Перикла ( v век до н.э.) Демократия Нового времени

Принципы демократии Принцип народовластия и принцип большинства; Принцип уважения прав меньшинства; Принцип политического плюрализма; Гласность; Принцип правового и политического равенства граждан; Свободные выборы; Парламентаризм.

Достоинства демократии Основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности; Поощряет активное участие народа в политической жизни; Формирует механизмы общего контроля, ограничивает всевластие государства; Создает условия для постоянного обновления властных структур; Стимулирует многообразие общественной жизни; Предполагает отказ от диктатуры и насилия как способа разрешения конфликтов.

Вывод Демократический политический режим или демократия, наиболее эффективный и прогрессивный режим для развития современного общества. По сравнению с диктаторскими политическими режимами демократия основана на справедливости, равноправии и свободе личности. Демократия – это идеал общественного устройства, направленный на общественный прогресс. Диктаторские режимы не дают развиваться обществу, так как пренебрегают правами и свободами человека. Это доказано историей развития общества (режимы СССР; фашистские режимы Германии и Италии).

Домашнее задание Параграф 15-16 Вопросы на странице 160,171

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл.


Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе.


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл.


Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"


Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова.

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

1. Человек и общество

2. Сфера духовной жизни

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Политика

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Обществознание

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – научить характеризовать социальные явления и процессы на основе нормативных правовых актов, анализировать, делать выводы.

Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, анализировать социальные явления, факты, документы, высказывать свою точку зрения, доказывать, аргументировать ее.

Воспитательные задачи: формировать культуру межнациональных отношений в условиях особой полиэтнической среды Республики Крым.

Оснащение: учебник Обществознание, 11 класс, М.-: Просвещение, 2014, ноутбук, мультимедийная доска, тематическая мультимедийная презентация, дидактические раздаточные материалы – текст Конституции РФ, текст Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа с классом по вопросам:

- Что такое общество?

- Социальная стратификация и ее принципы.

- Виды социальных общностей.

3. Этап мотивации. Постановка учебной проблемы: Республика Крым имеет определенные национальные историко-культурные особенности. Назовите их. Как эти особенности отражаются в решении вопроса государственного языка, языка образования, организации политической жизни Крыма?

4. Этап постановки учебных целей. Вопрос: одним из типов социальных общностей являются этнические общности, среди которых сегодня выделяют одну наиболее значимую, отличающуюся единым процессом формирования, единым менталитетом, самосознанием. Необходимо назвать ключевое понятие урока (Нация), определить его роль в формировании политики государства (национальная политика, система межнациональных отношений)

5. План изучения нового материала:

- Нация и ее особенности как этнической общности;

- Национальный вопрос, принципы национальной политики в Республике Крым;

- Государственная национальная политика в РФ.

6. Познавательная деятельность.

Задание 1. Работа с текстом учебника, параграф 15, стр. 164 – 165.

Прочтите текст, определите, что такое этнос, какие этнические общности существовали на различных этапах развития общества, их особенности. Укажите, чем нация отличается от других общностей. Разъясните особенности нации в этнокультурном и гражданском контексте.

Задание 2. Эвристическая беседа по вопросам на основе базовых знаний из истории, обществознания.

- Когда и почему формируются нации,

- Какую роль в формировании наций играет экономическая жизнь общества.

- Как связаны нация и государство,

- Когда и почему в истории человечества возникал национальный вопрос?

- Проблемы ксенофобии и национальной дискриминации.

Итог беседы – вывод о необходимости противостояния неравенству наций на государственном уровне.

Задание 3. Аналитическое задание, выполняется в парах. Используется слайд мультимедийной презентации:

Почему сегодня сосуществуют две тенденции развития современного мира – национальная интеграция (характеристика) и национальная дифференциация (характеристика), как эти противоречивые тенденции влияют на решение национального вопроса в Крыму (анализ текста Конституции Республики Крым - Преамбула, ст. 10,13,22).

Задание 4. Работа с текстом Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Найдите ответы на вопросы (используется слайд мультимедийной презентации)

- Как Стратегия характеризует национальный состав РФ, особенности языкового многообразия?

- Как Стратегия определяет цели национальной политики в РФ, дайте определение национальной политики.

- Какие принципы национальной политики Стратегия называет приоритетными?

- Расскажите о механизме реализации национальной политики в РФ на основании Концепции.

7. Закрепление новых знаний через решение практической задачи.

Используется дидактический раздаточный материал о национальном вопросе в Испании - положение Каталонии и Страны Басков на современном этапе.

- Почему в Испании возникли национальные проблемы?

- Как они решены сегодня в Стране Басков и Каталонии, почему?

- Пути решения вопроса Каталонии?

8. Рефлексия. Какие новые знания были получены сегодня, какие формы работы мы выбрали для этого и почему?

9. Оценивание работы на уроке в форме самооценки, взаимооценки.

11. Итог урока. Работа с текстом Конституции РФ, Преамбула, ст. 26,29,68. Как национальный вопрос решается в основном законе страны. Какое значение имеет для России решение национального вопроса?

Читайте также: