Адаптация организмов к условиям среды 9 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

- Давайте же выясним, что такое приспособленность организмов к среде обитания?

- Определение появляется на слайде 2 , ребята записывают его в тетрадь (это же

определение на рабочем листе ) . Работа с рабочими ли стами вам уже знакома.

- Приспособленность организмов, или адаптации (от лат. adaptatio - приспособлени е,

прилаживание), представляют собой совоку пности тех особенностей с троения,

физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность

специфического образа жизни в определенных ус ловиях вн ешней среды.

- Мы выяснили, что все живые организмы обитают в разных условиях окружающе й

среды, поэтому по - разному к ней приспособлены. Давайте выясним, какие формы

приспособленности существуют у растений и животных.

- Для удобства работы на уроке я вам предлагаю заполнить вот такую таблицу (раздать

таблицу для заполнения), котору ю вы заполните на уроке, а затем вклеите в тетради .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

15.10. 9А Биология Урок 13

Тема: Адаптации организмов к условиям среды

Цель: познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.

Образовательные сформировать понятие о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;

продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Развивающие : способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся;

Воспитательные: продолжить формирование у школьников экологической культуры, убеждения в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:формировать умения управлять своей учебной деятельностью,умение реализовывать теоретические познания на практике; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение;

Метапредметные: способствовать развитию умений использовать научные методы познаний, развивать умения работать с информацией, способности к анализу и самоанализу, внимание, речевые навыки.

Предметные : познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.

Опорные знания: экологические факторы, ограничивающий фактор.

Новые знания: адаптация, анабиоз, спячка.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучения нового материала.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Учебно-методический комплекс: Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций\ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – 4-е изд. – М.: просвещение, 2017. – 143,(1) с.: ил.- (Сфера).

Проверяет готовность класса к уроку.

Готовность к уроку.

Приветствуют.

2. Актуализация знаний.

Ответьте на несколько вопросов:

1)Дайте определения понятиям внешняя среда, экологический фактор?

2)Составьте классификацию экологических факторов , приведите примеры?

3)Действие экологических факторов на организм?

Ответы учащихся:

1) Внешняя среда -условия живой и неживой природы, в которых обитает организм и которые оказывают влияние на его состояние, рост и размножение. Экологический фактор – оказывают существенное влияние и вызывают появление приспособительных реакций.

hello_html_m2be31158.jpg

2)

hello_html_7e2018e4.jpg

3)

Записывают дату и тему урока

5 . Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной:? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (можно поместить схему на доску или на слайд)

hello_html_mbc57a01.jpg

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность - результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

Сегодня мы, познакомимся с разнообразием и относительностью приспособлений организмов к условиям среды, постараемся узнать механизм появления адаптаций.Свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях окружающей среды.

Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?

На сегодняшний день вопрос о классификации адаптаций - один из нерешенных в эволюционном учении. Существуют следующие классификации адаптаций:

1) пассивные активные, адаптации

2) морфологические, физиологические, поведенческие (этологические) адаптации,

3) сложные, простые адаптации,

4) устойчивые и неустойчивые и т.д.

Задание. Давайте вместе попробуем соотнести признаки и дать название первому типу адаптаций.

- забота о потомстве улучшает выживание - молодых животных, повышает устойчивость их популяций

- образование отдельных пар в брачный период, а - зимой объединение в стаи. Что облегчает - пропитание и защиту (волки, многие птицы)

- запас корма на зиму. бобер, белка, сова

- сезонные миграции. северный олень, - перелетные птицы

- птичьи базары. кайра, тупик, чайка-маевка

- отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс)

- замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)

- предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма

Задание. "Приспособленность организмов"

Работа группами по рядам в течении 8 -10 минут. Ученики описывают адаптации, называют их сами или с помощью учителя.

1 ГРУППА работает с листами по адаптациям 2-3

2 ГРУППА работает с листами по адаптациям 4-5

3 ГРУППА работает с листами по адаптациям 6-7

Каково значение приспособлений?

От чего зависит формирование того или иного приспособления?

Не существует идеальных приспособлений. Ч.Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они ни были, носят относительный характер. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. Пример: заяц (зимой и летом), незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков и летят на огонь, хотя гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи. Если кактус обильно поливать - он погибнет.

Приспособленность организмов или адаптации (от латинского adaptatio - приспособление) - совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды .

- Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях).

Учащиеся 1 группы

2. Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров).

- у северных животных увеличены размеры печени и сердца нерпа, морской заяц

- зимой у птиц - оперение на цевке ног. Куропатка

- обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара)

- копыта широкие, ложкообразные, могут раздвигаться; волос заполнен воздухом; рога имеются у самцов и самок. северный олень

- совместное гнездование гусей и хищных птиц гусь-гуменник и канюк

- перепонки между пальцами у водоплавающих животных

- густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай)

- плоское тело у придонных рыб

-стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах

3. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек).

Учащиеся 2 группы

4. Покровительственная окраска:

Покровительственная окраска - такой вид окраски, при которой животные становятся незаметными на фоне окружающей среды. В природе распространены 3 вида покровительственной окраски.

Окраска, скрадывающая противотень. У некоторых животных происходит быстрое (в течение нескольких минут) приспособительное изменение окраски тела, что достигается перераспределением пигментов в хроматофорах покровов тела камбалы, хамелеона и ряда других животных.

Велика роль окраски в сезонно меняющихся условиях ( белая окраска животных зимой в средних и высоких широтах делает их незаметными на снегу, как это бывает у песца, зайца, горностая, белой куропатки ). окраска яиц кайра, тупик, люрик, чайка-маевка

Криптическая окраска - это окраска, характерная для организмов, обитающих в определенной природной зоне, например, в пустыне - это желтая окраска, в лесу - зеленая. травяная лягушка, кузнечик

Расчленяющая окраска создается чередованием на теле темных и светлых пятен. Например, зебры и тигры плохо видны на расстоянии 50-70 метров на открытой местности из-за совпадения полос на теле чередованием тени и света в окружающей местности.

5. Предостерегающая окраска:

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

Учащиеся 3 группы

6. Мимикрия: сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (крапива двудомная и яснотка белая, муха-журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей - насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца, откладываемые кукушкой). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.

7. Физиологические адаптации:

- приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма - гомеостаза..

-накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)

- способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) китообразные и ластоногие

- смена пищи в зависимости от сезона (летом - листья, цветки, ягоды /вороника, брусника, голубика, арктоус/, зимой - веточный корм, хвоя сосны, хвоя ели, можжевельник, береза, почки и сережки ольхи) птицы отряда куриных: тетерев, рябчик, глухарь, куропатка

- расположение вен вблизи артерий "чудесное сплетение"(обогрев венозной крови в лапах)волк

- изменение обмена веществ (способность зимой обходиться без пищи до 40 дней, используя жировой слой) полярная сова

- железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря

- восковой налёт на листьях брусники, голубики.

- для сохранения влаги листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку.

-состояние частичного или полного анабиоза

- Разные виды адаптаций помогают организмам выживать и оставлять плодовитое потомство

- от действия факторов окружающей среды

6. Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами (явлениями) в процессе мыслительной работы и выполнения и выполнения познавательных заданий (анализа, раскрытия причинно-следственных связей)

7. Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний

1) Что такое адаптация? Какие виды адаптаций вам известно?

2)Что представляет собой анабиоз?

3)Опишите поведенческие адаптации животных?

1) Адаптация – приспособленность организмов к действию факторов внешней среды. Существуют различные виды адаптации:

Пассивная приспособленность основана на повышении устойчивости к факторам внешней среды за счет экономии энергетических затрат. Характерна для растений и животных, не способных поддерживать постоянную температуру тела. Примерами могут служить анабиоз, оцепенение.

2)Анабиоз(от греч. anabiosis оживление, возвращение к жизни), состояние организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.) настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни.

3) Каждого вида животных формируется особый тип поведения, позволяющий наилучшим образом адаптироваться к конкретным условиям обитания. Это и запасание корма, забота о потомстве, брачное поведение, спячки, затаивание перед нападением, миграции и т. д.

Часто разные адаптации взаимосвязаны. Например, покровительственная окраска может сочетаться с замиранием животного (с поведенческой адаптацией) в момент опасности.

Примеры поведенческих адаптаций:

Для обеспечения нормального теплообмена с окружающей средой: создание убежищ, суточные и сезонные кочевки животных с целью выбора оптимальных температурных условий.

Колибри, живущая в высокогорных Андах, строит гнезда на скалах, причем на стороне, обращенной к Востоку. В течение ночи камни отдают тепло, накопленное за день, тем самым обеспечивая комфортную температуру до утра.

8. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание

Вы сегодня познакомились с адаптацией организмов к условиям среды

1)Что вы считаете для себя главным на уроке?

2)Что было трудным?

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

9. Домашнее задание

Выполнить задания Вариант 1. Подумайте и запишите в тетрадь признаки взаимных приспособлений хищников и жертв. Вариант 2. Приведите примеры приспособительных механизмов у паразитических организмов.


1. Среди организмов, не имевших _____________ в результате ____________ появились организмы с _____________. 2. В ходе борьбы за существование выживали ____________. 3. В результате шел естественный отбор и особи с ________ выживали,

а без изменений погибали. 4. Возникали новые виды, имеющие ________.

ВЫВОДЫ: 1 . Приспособленность – результат эволюции (естественного отбора). 2. Выживают наиболее приспособленные. 3. Благодаря возникновению адаптаций, появились новые виды, т.е. сформировалось многообразие организмов на Земле. 4. Приспособленность относительна, т. е. адаптации полезны только в тех условиях, в которых они сформировались.

1 . Приспособленность – результат эволюции (естественного отбора).

2. Выживают наиболее приспособленные.

3. Благодаря возникновению адаптаций, появились новые виды, т.е. сформировалось многообразие организмов на Земле.

4. Приспособленность относительна, т. е. адаптации полезны только в тех условиях, в которых они сформировались.

Домашнее задание: Записи в тетрадях, изучить таблицу, привести примеры: - приспособления у хищников и жертв (примерами); - приспособления у хозяев и паразитов; - приспособления у растений к опылению ветром, насекомыми, к распространению семян.

Домашнее задание: Записи в тетрадях, изучить таблицу, привести примеры: - приспособления у хищников и жертв (примерами); - приспособления у хозяев и паразитов; - приспособления у растений к опылению ветром, насекомыми, к распространению семян.


-75%

- В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по-своему уникальный. На прошлом уроке мы изучили с вами естественный отбор, выяснили результаты этого отбора.

_Какие особи выживают в результате естественного отбора? (саамы приспособленные)

- Одним из результатов естественного отбора, являющегося направляющей движущей силой процесса эволюции, можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания. Мы с вами узнали, что в природе выживают самые сильные и приспособленные особи.

-Давайте же выясним, что такое приспособленность организмов к среде обитания?

_ Слушаю ваши предположения?!

- Определение появляется на слайде 2, ребята записывают его в тетрадь (это же определение на рабочем листе). Работа с рабочими листами вам уже знакома.

- Приспособленность организмов, или адаптации (от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание), представляют собой совокупности тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

- Мы выяснили, что все живые организмы обитают в разных условиях окружающей среды, поэтому по-разному к ней приспособлены. Давайте выясним, какие формы приспособленности существуют у растений и животных.

-Для удобства работы на уроке я вам предлагаю заполнить вот такую таблицу (раздать таблицу для заполнения), которую вы заполните на уроке, а затем вклеите в тетради .

Табл. Виды адаптаций у живых организмов

Вид адаптации

Значение приспособленности

Среда обитания

- Существует несколько типов адаптаций (Слушаем ЭП 2(11).

Мы познакомимся с основными из них:

Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров):

-обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара);

-перепонки между пальцами у водоплавающих животных;

-густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай);

-плоское тело у придонных рыб;

Физиологические адаптации:

Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма - гомеостаза.

-накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)

-способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) китообразные и ластоногие

Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях).

- забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций.

- образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы).

- сезонные миграции (северный олень, перелетные птицы).

- птичьи базары (кайра, тупик, чайка-маевка).

- предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма (медведи, барсуки, белка, крот).

- Теперь мы перейдем ко второй части нашего урока. Вы получили заранее творческое задание, самостоятельно познакомится с некоторыми видами адаптаций и описать нам их интересные особенности. По мере выступления каждой группы вы заполняете таблицу в рабочих листках.

- Предоставим слово ребятам . Первый отчет о проделанной работе предоставим 1 группе- они расскажут нам о Морфологических адаптациях, и их применении в жизни людей.

- Предоставим слово ребятам из второй группы. Они расскажут нам о Физиологических адаптациях.

Закрепление:

- После выступления все получают задание на карточках.

- ТЕСТ из ЭП 11(11)выполняет один из учащихся по желанию пока другие работают над своими заданиями.

- Прослушаем ответы каждой группы.

Кто готов ответить?

Остальные сдали пока свои листочки с выполненной работой.

Учитель: Ребята, какое эволюционное значение для живых организмов имеют адаптации?

Ответ: адаптации помогают живым организмам выжить и оставить плодовитое потомство.

Учитель: Верно, запишите значение адаптаций в тетрадь.

Учитель: От чего зависит формирование того или иного приспособления?

Ответ: от действия факторов окружающей среды.

Учитель: Какие факторы необходимы для возникновения приспособлений?

У Вас на рабочих листах есть кластер по этому вопросу, вы его заполняете - Слушаем ваши ответы ( 1учащийся у доски рисует кластер)

3)наследственность и изменчивость,

4)Изменения условий внешней среды,

5)борьба за существование Слайд 4

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с адаптацией различных живых организмов к среде обитания. Выяснили, что у всех особей в ходе эволюции формируется генетически закреплённые свойства, обеспечивающие наилучшую приспособленность организмов к среде обитания. Но, как и всё в этом мире, любая приспособленность относительна!

Еще Ч. Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они не были, носят относительный характер, т.е. полезны лишь в типичной среде обитания.

- Слушаем ЭП 10(11) Например, дятел легко перемещается по стволам деревьев, но его конечности плохо приспособлены для перемещения по поверхности почвы.

Водоплавающие птицы плохо перемещаются по суше.

Белая окраска зайца делает его незаметным на снегу, но хорошо заметным на фоне темных стволов деревьев и т.д.

- (Запишите в тетрадь как вывод, что приспособленность носит относительный характер)

Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. В нетипичных условиях они могут оказаться бесполезными или вредными.

- Таким образом, приспособленность - это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей.

В настоящее время на нашей планете постоянно происходят различные экологические катастрофы, приводящие к вымиранию живых организмов, не способных быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды!

- Домашнее задание: параграф 7, записи в тетради выучить. Подготовить кроссворд по теме "Приспособленность организмов". Слайд 5

- Сегодня на уроке вы работали очень хорошо. Вашу работу я оцениваю следующим образом:

- ответы по карточкам -5/4

- работа у доски -5\4

Дополнительные "5" получают ребята, которые работали над созданием презентации.

Читайте также: