Конспект классного часа мы вместе

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Знакомство первоклассников, сплочение коллектива, формирование дружеских отношений.

-Сейчас мы послушаем замечательную песенку и вы сможете ответить на вопрос о чем мы сегодня будем говорить…

звучит песня о дружбе

- Скажите, ребята, а что главное в дружбе?

Ответы детей

- Все правильно! Сам кот Леопольд призывал нас не ссорится, не обижать друг друга и жить дружно!

- Давайте, вы сейчас внимательно посмотрите друг на друга, а я на вас… И что мы увидим? Я увидела во-первых очень красивых мальчиков и девочек!

- А что вы мы увидели?.

- Какие вы все разные!

- А чем же вы отличаетесь друг от друга?. (цвет волос, цвет глаз, по росту, одежда и обувь у нас разные)

- А что же у нас общего?. (все мы люди, живем на одной планете, в одном городе, все вы учитесь в одной школе и ходите в один класс)

- Вот сколько между вами общего, ребята! И это отличный повод, для дружбы!

- А кто такой настоящий друг? Давайте вместе послушаем замечательную песенку звучит песня о друге

- Ребята, прежде чем начать дружить, нужно для начала познакомиться. А на сколько вы успели узнать друг друга, мы сейчас узнаем и проведем конкурс на самого внимательного.

- Начнем с первого ряда. Давайте выберем того, кто сможет запомнить больше всего имен учеников своего ряда.

- Выходи (ИМЯ ученика, поворачивайся лицом к ребятам. Сейчас ты попробуешь запомнить, как зовут всех ребят твоего ряда.

- И так, ребята по цепочке называйте свои имена.

- Теперь ты попробуй назвать всех ребят по именам, а мы сосчитаем, сколько имен ты вспомнил.

На доске пишется имя ребенка и количество детей, имена которых он назвал верно.

Аналогичным образом конкурс проводится для учеников второго и третьего ряда.

- И так, ребята в нашем конкурсе победил (ИМЯ ученика) Давайте ему (-ей) все поаплодируем как самому внимательному!

- Ребята, наш классный час подошел к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

Цель: Воспитания толерантного отношения к окружающим;

Формирование навыков бесконфликтного общения;

Сплочение классного коллектива

Форма проведения: игра с элементами диалога

Учитель: Добрый день! Сегодня я попрошу вас разбиться на пары так, как вам будет удобно и занять свои места так, чтобы вы могли видеть друг друга.

(Учащиеся занимают свои места. Парты расставлены так, чтобы каждая пара учащихся смотрела друг на друга). Хорошо. Я думаю, что теперь вам удобно и комфортно. Думаю, что вы разбились на пары именно по этому принципу. А теперь я попрошу, чтобы каждый из вас посмотрел друг на друга и заполнил вот эти, лежащие перед вами карточки. Вы должны заполнить два столбика. В первом вы укажите, что общего у вас и вашей пары, а во втором – что вас друг от друга отличает. Время на работу – 3-5 минут. Вы можете начинать работу с любого столбика. Главное, чтобы вы работали в полной тишине и не пытались переговариваться друг с другом.

Учитель: А теперь, когда время вышло, я попрошу вас зачитать то, что у вас получилось. (зачитываются ответы 2-3 пар). Хорошо. Вот видите, сколько между вами разного, но ведь это не мешает вам общаться, дружить, выполнять какую-то совместную работу. Если вы посмотрите на своих одноклассников, то не найдете ни одного, полностью похожего на вас. Вас будут объединять какие-то черты, но гораздо больше между вами будет разница. И это правильно. Мы с вами все разные. На свете нет ни одного человека, абсолютно похожего на другого. Даже близнецы отличаются друг от друга характером, иногда немного ростом, бывает, что цвет глаз у них несколько иной. Одинаковыми и абсолютно идентичными могут быть, разве что, машины, роботы (слайд). Но не люди. Представьте себе, насколько скучна была бы жизнь в мире, где все люди выглядели бы одинаково, носили одинаковую одежду, любили бы одинаковые фильмы, музыку, имели бы одинаковые привычки. .. Ведь это было бы ужасно скучно! Иногда подобные картины изображают писатели-фантасты, но это бывает в антиутопиях

А теперь, скажите мне, у вас много друзей? (ответы учащихся) Тогда я попросила бы вас заполнить карточку под номером 2. Вам требуется вспомнить ваших друзей, может быть, в классе, может, вне школы и постараться записать ваши общие увлечения, привычки, в общем, попытаться объяснить, почему вам с ними интересно, что вас объединяет?

Почему мы дружны

(После оформления таблицы зачитываются ответы еще 2-3 пар, после чего составляется общий круг увлечений и интереса класса: чем занимаются в свободное время, круг увлечений, какую музыку слушают, какие фильмы смотрят и т.д. Эта общая таблица для наглядности оформляется на ватмане на доске).

Учитель: Отлично, а теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Есть ли среди ваших друзей и знакомых представители следующих молодежных объединений? (На слайде демонстрируются картинки с изображением молодых людей – эмо, готов, неформалов и т.д.) Скажите, как вы к ним относитесь? Почему вам они неприятны, безразличны или же, наоборот, интересны? (ответы учащихся). А ведь они также как и вы любят гулять с друзьями, увлекаются футболом, посещают кинотеатры и т.д. ведь у вас с ними общие увлечения. Но они другие

1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность (резолюция 51/95 от 12 декабря).
Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, который был провозглашен Ассамблеей в 1993 году (резолюция 48/126). Этот Год был объявлен по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО. 16 ноября 1995 года государства — члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года.
Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (A/RES/60/1) года подчеркивает стремление глав государств и правительств улучшать благосостояние человека, свободу и прогресс где бы то ни было, а также способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от большинства или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" – тем, кто от нас отличается.

Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное.
Ближайшие синонимы: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.
Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

Основные принципы толерантности.

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

· умение принудить себя, не принуждая других . Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

· принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

А вот ваши прадеды считали иначе. Потому что в минуту опасности, когда наша страна была на волосок от гибели, ее защищали не только русские. Весь мир поднялся на борьбу с фашистской заразой (слайды с изображением солдат и боев), и только это помогло нам победить. Есть даже притча про отца и его сыновей. Когда дети стали спорить друг с другом, он предложил им провести небольшой опыт – переломить прутик. Братья легко сделали это, тогда отец предложил им переломить всю метлу, и ни один не смог этого сделать. Смысл этой притч – только в единстве сила. Пока мы едины, мы непобедимы! А агрессия и национальные розни порождают только неприязнь и конфликты.

Не следует забывать. Что наша страна – многонациональная. Здесь проживает огромное количество народностей и национальностей. У каждого из них свой язык, своя культура, свои обычаи, но все мы – граждане одной страны (слайд). И если мы с вами научимся принимать и уважать тех, кто отличается от нас цветом кожи, взглядами и вкусами – жить станет намного проще.

Ведь у нас есть то, что объединяет всех нас, не только русских, но и немцев, и украинцев, и итальянцев, и всех-всех. Как вы думаете, что это? (ответы учащихся)

Правильно, это наша Земля. Она у нас у всех одна, нам всем светит одно солнце, и все мы живем в одном общем мире. Так вот, я бы хотела, чтобы на ваших лучиках вы написали сейчас то, что поняли после нашей беседы. (составление солнца)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(для учащихся 8 класса)

Цели:

формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;

учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

развивать навыки разрешения конфликтов;

стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности;

Ожидаемые результаты :

метапредметные:

Оптимизация межличностного общения учащихся.

Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме.

предметные:

Ознакомление школьников с элементами психологического анализа ситуации, поведения человека в ней .

Повышение интереса подростков к чтению художественной литературы.

Получение новых знаний и умений по работе с бумагой в технике оригами

личностные :

Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему.

Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.

Развитие у подростков навыков саморефлексии и адекватной самооценки.

Тип занятия: интегрированное занятие

В ходе работы мы попытаемся ответить на этот вопрос?

«Помни – ты не один.

На свете кроме тебя есть другие люди,

и они нуждаются в твоей доброте,

Эти слова принадлежат известному русскому советскому писателю Льву Абрамовичу Кассилю.

Воспитывать в себе милосердие, работать над собой, задуматься над тем, что такое добро и зло, милосердие и сострадание, каким должен быть человек, какие поступки можно назвать достойнейшими, какой путь выбрать в жизни-это те вопросы, над которыми мы будем с вами размышлять в ходе кл.часа.

– Легко ли общаться с людьми?

Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.

Но,Человек должен уметь общаться с людьми.

– Почему люди такие разные? (ответы уч-ся)

У них разные темпераменты.

Они выполняют разные социальные роли.

У них разный характер.

Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться…

А есть и другие – стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными… Все люди разные.

Учитель: Какая черта характера является фундаментом, основой общения?

- Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь? (доброта)

Что такое доброта?

Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.

Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.)

Какой человек может быть добрым?

-Еще какая черта характера является основой общения?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Терпимость, (толерантность)– это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

У толерантности, терпимости есть своя обратная. сторона. Это конфликты.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.

– Из-за чего разгораются конфликты? (уч-ся)

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

– Можно ли жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, независимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не тебе враг.

Я предлагаю вам прослушать стихотворение Б. Слуцкого "Величие души"

А как у вас с величием души?
Все остальное, кажется, в порядке,
но, не играя поддавки и прятки,
скажите, как с величием души?

Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там в отношеньи благородства?

А как там с доблестью, геройством,
славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умен ли сильный,
угнетен ли слабый?
Прошу ответ.

Сегодня мы поговорим, подумаем с Вами о каждом из нас, о нашем поведении, отношении друг к другу, и попробуем ответить А КАК У НАС С ВЕЛИЧИЕМ ДУШИ? (Нельзя быть жестокими. В любой ситуации надо оставаться человеком, не унижать достоинство другого человека, не идти на поводу у толпы. Защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда, ведь это грозит гибелью личности. Мы должны научиться разбираться в людях, в настоящих и мнимых друзьях, ибо разочарование ранит душу. Ценить ум и опыт наших близких. Быть милосердными)

– Почему это место появляется?

– Что такое белая ворона?

Белая ворона – это отношение всего остального коллектива к человеку. Белые вороны появляются в сознании тех, кто их таковыми считает, а сами эти вороны не знают, что они вороны.

– Благодаря чему там оказываются люди?

Действительно, в некоторых людях есть что-то такое, что способно оттолкнуть одноклассников, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.

Как вы считаете, имеет ли право один человек преследовать другого и портить ему жизнь?

Вправе ли один человек навязывать свои взгляды и интересы другому человеку, заставлять его быть и вести себя так, как он?

Ваш одноклассник не такой как все или не такой как вы?

Но откуда известно, что правы вы?

Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

- Существуют ли аналогичные проблемы в нашем классе?

Накануне классного часа я провела анкетирование по вопросам межличностных взаимоотношений в классе (см.приложение). Хочу познакомить вас с результатами опроса. Проблемы во взаимоотношениях между учениками нашего класса ,конечно же , как в любом коллективе есть. Над этим еще придется работать дальше.


"Мы детки из клетки, вот кто мы! Нас в зверинце, за деньги показывать надо!" –сказала одна из героинь класса.

-Раскройте смысл это фразы? Такие классы, в которых такое происходит, на самом деле напоминают зверинец, и они все одинаковы по своему содержанию: в каждом из них есть зачинщики травли, прилипалы, шуты, преследователи, равнодушные, изгои.

-Что же нужно сделать, чтобы класс не превратился в такой "зверинец" и чтобы после окончания школы , став взрослым человеком, ни одному из вас не было бы стыдно смотреть в глаза своим одноклассникам?"( Научиться общаться друг с другом)

Расшифруйте их ( презентация).

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - и все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

Какие 3 слова составляют основу жизни?

(любовь,терпение,прощение).

Я надеюсь, что вы извлекли из нашей беседы пользу.

В заключение я предлагаю вам сделать маленький подарок друг другу - бумажное сердечко. Добавьте, пожалуйста, к сувениру надпись с комплиментом или пожеланием однокласснику и подарите его соседу по парте.

Возьмитесь за руки и ответьте на вопрос, который я задала вначале урока.
-МЫ ВМЕСТЕ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет классным руководителям в проведении классного часа. В отом случае можно воспользоваться полной разработкой. А можно взять материал (игры, конкурсы) для других задумок классного руководителя

Автор проекта: Филимоненко Татьяна Акрамовна

Участники проекта: 5-7классы

Продолжительность: (1 урок)

Форма урока: классный час

Цель: способствовать улучшению социально - психологического климата в классном коллективе.

Задачи: Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, мировоззрению); развивать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других;

воспитывать уважительное отношение к своим правам и правам других людей.

Вступительное слово педагога:

- Мы все такие разные! Хорошо это или плохо – мы попробуем разобраться.

Кл. руководитель:

Мы вместе учимся, вместе отдыхаем, но мы разные: разные по национальности, у нас разные мечты и желания. Чтобы убедиться в этом, давайте поиграем. Расскажите о себе. Учитель может начать первым.

Расскажите о себе:

Я по национальности ………..

Кл. руководитель:

Мир очень разный, в нем живём разные мы, непохожие друг на друга, каждый из нас любит что-то свое, мечтает по-своему, наш мир – разноцветный.

Представьте на минуту, что вы оказались на планете, где люди ничем не отличаются: выглядят одинаково, думают одинаково, говорят и чувствуют как все, имя одно на всех.

Понравилась бы вам такая жизнь? Почему?

Скучно жить в одинаковом мире, люди интересны своим разнообразием, непохожестью

2. Я человек

Кл.руководитель:

Человек родился, маленькие комочки, они похожи, но уже отличаются, у каждого на ручке бирочка: где написан вес, рост.

Затем ребенку дают имя!

Жизнь начитается с нашего имени!

Известный древнегреческий поэт Гомер говорил:

Между живущих людей безыменным никто не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный –

Имя своё от родителей в сладостный дар получает.

Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Кл.руководитель:

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

3.Отрицательные и положительные качества человека.

Кл.руководитель: Мы все разные. По-разному смотрим на мир, на одни и те же вещи.

И, конечно, у нас у всех есть свои положительные, и отрицательные качества.

Кл .руководитель:

-Перед вами записаны положительные, а на столах отрицательные качества

-Скажите, пожалуйста, от каких своих качеств вы хотите избавиться, и какие

Вывод: Очень важно уметь не только видеть характер другого человека, но и уметь видеть свой собственный характер.

Мы хотим, чтобы у нас были только хорошие качества.

Кл .руководитель:

Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет?

Нас объединяет то, что Нас различает

• Живем на одной планете

• Живем в одной, республике

• Учимся в одной школе, в одном классе

• Занимаемся одним делом

• Уважаем взрослых• • Рост

• Цвет волос и глаз

Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?

Ученики: (Ученики называют признаки различия между людьми)

Вопросы для обсуждения:

1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?

3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?

4. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

5. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

6. Как общаются между собой люди разных поколений: старшего и молодого?

Вывод: о человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего.

Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.

5. Индивидуальность

Кл .руководитель:

но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт делает шаг вправо, где (+), если не согласен влево, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.

весна лучше осени;

самый важный предмет – математика;

лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;

самое прекрасное домашнее животное – кошка;

самая классная музыка – хип-хоп;

заниматься рыбалкой – старомодно;

лучше трудиться, чем идти на прогулку;

война – это всегда плохо;

лучше быть в школе, чем сидеть дома.

Вывод: Не все в людях нам нравиться. Порою, поведение, привычки, реакции на что–то других людей нас выбивают из равновесия, а иногда даже раздражают. Но мы должны научиться быть терпимыми к окружающим, уважать индивидуальность каждого человека вокруг нас.

Хорошо ли мы знаем друг друга? Иногда, долго общаясь друг с другом, проводя в школе вместе много времени, мы не знаем человека

по-настоящему. Посмотрим на отношение друг к другу внимательно.

Давайте прямо сейчас попробуем сделать наш мир хоть капельку лучше и добрее.

Учитель берет клубок в руки.

Кл .руководитель:

Приятно ли тебе говорить добрые слова другим людям?

А слышать о себе приятные слова?

Кл .руководитель:

В этом разноцветном мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом.

Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать между 2-3 учениками нить) и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам.

И закончить сегодня наш разговор, хочется обращением Василия Александровича Сухомлинского. Пусть эти слова будут вам напутствием, советом в вашей дальнейшей жизни.

Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.

Читайте также: