А п чехов тоска размазня конспект урока 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.

Развивать навыки выразительного чтения, творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

3.Воспитывать через творческую активность чувство прекрасного.

Оборудование урока:

Проектор, экран, компьютерная презентация.

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Сегодня урок буду вести я. Зовут меня Гульназ Фардатовна. Когда люди знакомятся друг с другом, они улыбаются. Давайте начнем наш урок с улыбки.(Улыбаются)

II . Слово о писателе Начать наш урок сегодня я хочу с притчи французского писателя Альфонса Доде:

"Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям.

Как вы понимаете это высказывание? (Ответы учеников)

В своих коротеньких рассказах он старался излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Сегодня у нас необычный урок, а урок творчества. Среди нас тоже есть талантливые, всесторонне развитые личности.

III . Работа над содержанием рассказа.

В нашем современном мире, в век цифровых технологий, каждый человек может проявить себя.

Все вы прочитали данные рассказы. Наша основная задача показать, как вы их поняли, какими вы представляете перед собой героев. Если бы вы были режиссером, как бы вы сняли фильм? А для того чтобы создать фильм, нужно знать о разных видах искусства. Мы познакомимся с вами с искусством слова, киноискусством, изобразительным искусством, музыкальным искусством. Воссоединив все эти виды искусства, мы попробуем составить киносценарий по рассказам А.П.Чехова.

Мы с вами разделимся на 3 группы и будем экранизировать рассказы А.П.Чехова.

- О каком событии повествует рассказ?

- Назовите героев рассказа. ( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)

Приступим к экранизации. (Сценарист следит за речью, гример – гримирует, художник по костюмам подбирает костюм, актеры вживаются в роль )

Теперь давайте подытожим. Мы с вами показали отрывок, в котором хотели показать, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств. (Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)

Я определяю рассказы, раздаю атрибуты, определяю группу, если никто не желает. Объясняю, Что режиссеры должны будут представить героев и по каждой экранизации нужно будет делать вывод. Что они хотели сказать этим отрывком. Даю 10 мин на подготовку.

IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

Человек – существо чувствительное, эмоциональное. Веселится, когда ему хорошо, легко на душе. И печалится, если что-то не ладится, если вдруг навалилась беда. И это естественно. Так же естественно, как смеёмся над комедией или грустим вместе с героями трагедии. Чем тоньше художник, тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.

V . Задание на дом.

Я предлагаю вам написать мини-сочинение: «Какие уроки я вынес для себя из ситуаций, представленных Чеховым?

Начните свои работы так (запись на доске):

Мне было трудно …

Написать сочинение-рассуждение по этому высказыванию .

VI .Оценивание . Выставление оценок

VII . Рефлексия

Работа с карточками. Черная – не понравилось, зеленая – понравилось, желтая- немного понравилось

Что вам понравилось?

Артистам после выступления дарят цветы. И я вам хочу подарить цветы. Пусть эти цветы напоминают вам о нашей с вами небольшой авантюре.

Цели: 1 ) повторить понятия о юморе и сатире ; проанализировать проблематику рассказов 2) развивать навыки аналитической деятельности обучающихся; 3) воспитывать внимание к людям.

Личностные: формирование нравственных качеств личности, коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные: развитие умения работать в группе; определять способы действий в рамках заданных условий; устанавливать причинно-следственные связи, выбирать основания для классификации и делать выводы.

Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения осознавать художественную картину жизни в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Оборудование: портрет писателя, сборники рассказов А.П. Чехова

–Книга–удивительный мир звуков и красок! Вновь мы слышим знакомый шелест страниц. Давайте перенесёмся в мир героев А.П. Чехова и попробуем найти ответы на поставленные автором вопросы. Для начала рассмотрим слова, записанные на доске. Как они соотносятся с темой нашего урока?

– А что называется сатирой?

– Какую роль выполняет смех в художественных произведениях?

–Какие задачи мы поставим перед собой?

–Что хотим узнать?

–Даст ли ответы на поставленные вопросы прочитанный рассказ А.П. Чехова?

3. Организация познавательной деятельности

–Какое впечатление производит название рассказа?

–Какой смысл скрыт в этом названии?

– Каково начало рассказа? Выпишите слова, подчёркивающие цветовую гамму произведения.

–Какие чувства возникают у вас, когда мы знакомимся с Ионой? Почему?

– Что пытается сказать Иона первому седоку, военному?

– С кем пытается герой заговорить?

– Вернувшись на свой двор, кому Иона сообщает о своем горе?

– Кому же он изливает свое горе?

–Обобщим сказанное и сделаем в тетради вывод:

–Какую проблему ставит перед читателем писатель?

–В чём вы видите её актуальность?

1 гр.–рассмотрите название следующего рассказа А.П. Чехова. Как вы понимаете значение этого слова? В каких случаях мы его употребляем?

2 гр.– Смешной ли этот рассказ или грустный? Своё мнение по данному вопросу подтвердите примерами из текста.

3 гр.–Кого осуждает автор: гувернантку, хозяина или общество, где возможны такие отношения? Как понять финальную фразу рассказа?

4 гр.– Найдите описания состояния Юлии Васильевны. Почему хозяин всё же заплатил гувернантке жалованье?

– Что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует?

–С каким чувством вы прочитали рассказы А.П. Чехова?

–Какие советы даёт читателю писатель? Нужно ли им следовать?

6.Домашнее задание: 1 гр. –подготовить чтение наизусть стихов о родном крае;2 гр.–

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею.


"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс

Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы".


"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе

Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт".

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе.

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему.


Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль. "

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид урока: урок внеклассного чтения

- расширить представление о творчестве А.П. Чехова;

- совершенствовать навыки и умения литературоведческого анализа текста, оперирования терминами и понятиями;

- научить видеть и выделять в тексте главное.

- выяснить при помощи рассказов А.П. Чехова, каким бывает смех, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.

- узнать особенности чеховского юмора.

Развивающие:

- развивать умения слушать, анализировать;

- развивать познавательный интерес учащихся к творчеству писателя;

- развивать память, внимание, умение сопоставлять собственный опыт с опытом поколений.

- развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения.

Воспитывающие:

- воспитывать через творческую активность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и ее понимание.

Теория литературы:

Юмор, ирония, сатира, маленький человек

Оборудование:

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Мы знакомы с юмористическими и сатирическими рассказами А.П.Чехова.

Мы знаем, что смешное и грустное часто идут рука об руку, и А.П.Чехов как никто другой умеет это показать.

Человек – существо чувствительное, эмоциональное. Веселится, когда ему хорошо, легко на душе. И печалится, если что-то не ладится, если вдруг навалилась беда. И это естественно. Так же естественно, как смеёмся над комедией или грустим вместе с героями трагедии. Чем тоньше художник, тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.

Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала

Мы продолжаем изучение Чехова.

(Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П.Чехова и более ста лет со дня его смерти, а его произведения по-прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров России, да и многих других стран, его книги издаются почти на всех языках мира.

-Давайте вспомним, какая профессия была у Чехова? (Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов-писатель лечил людей смехом)

- Под каким псевдонимом печатался Чехов? ( Антоша Чехонте)

3. Словарная работа.

1 Жидкая каша. Гречневая размазня.

2 Вялый, нерешительный человек.

Гувернантка

(франц. gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).

Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.

Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.

Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы, но не стряпня.

(франц. Surtout -широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.

Анализ рассказа. Легко на этом свете быть сильным!

Найдите в тексте портретную характеристику главной героини. (давайте дети найдем в тексте глаголы, которые показывают характер Юлии Васильевны)

Какой урок хотел преподать рассказчик своей гувернантке? Чего хотел хозяин? (чтобы преподать урок для того, чтобы Юлия Васильевна умела отстаивать свое мнение, быть решительной, чтобы могла защитить себя в трудной ситуации)

Каким тоном начал рассказчик свой разговор? На самом ли деле он является бессердечным? (нет)

Заметили ли вы, что он только притворяется прижимистым, бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и выражения из текста, которые помогают это увидеть. (оба глаза наполнились слезами…)

Подводим итоги сказанного

Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный

Работа с таблицей

Тема рассказа

Основная идея

Система образов

2. Образ Юлии Васильевны – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности. Но такие люди чаще всего честны и искренни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу

Урок разработала учитель

русского языка и литературы

Сафронова Ирина Павловна

Тема : Легко ли быть сильным?

Цели: - обучающая: познакомить с рассказом А. П. Чехова, раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения;

- развивающая: развить умения анализа и интерпретации художественного текста, умения анализа отдельных эпизодов, образов героев, композиции, стиля;

- воспитательная: воспитать уважение к себе, окружающим, учить сохранять собственное достоинство в любой ситуации;

Регулятивные УУД – уметь оценивать свою деятельность в ходе совместной работы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД - уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планировать свою работу, принимать участие в диалоге с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД – развивать умение анализировать художественное произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя, извлекать нужную информацию из текста, читать и слушать.

Знать литературные термины (эпический герой, тема, идея. сюжет, композиция, образ.

Уметь анализировать прозаическое художественное произведение

Личностные: формировать ценные личностные качества

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи в тексте формулировать выводы.

Межпредметные: изобразительное искусство, русский язык.

На доске записи: дата, тема, опорные слова

ХОД УРОКА

2.Стадия вызова – Формирование интереса к теме занятия.

Сегодня мы с вами будем читать еще один рассказ А. П. Чехова. Вспомните, что мы знаем о писателе, его творчестве? О какой особенности его творчества говорили критики – современники?

- Автор коротких рассказов. В малом умел охватить большое.

Как вы думаете, о чем будет сегодняшний рассказ? (учащиеся обсуждают, высказывают свои предположения).

Любите ли вы, когда вам читают? Тогда сегодня буду читать я. Я прочитаю начало рассказа, а вы выскажете свои версии относительно одного слова, на котором я остановлюсь.

Как вы понимаете значение этого слова?

Предварительно было дано задание ученику - выяснить толкование слова.

Его ответ - расквитаться, свести счеты, отомстить, отплатить.

Почему гувернантка Юлия Васильевна слушает, но не произносит ни слова?

- Страх, робость, безволие.

Почему Юлия Васильевна наконец- то заговорила? Но как?

- шепнула, ну, пусть…хорошо, я раз только брала – дрожащим голосом

Почему А. П. Чехов так подробно описывает все расчеты хозяина? Ваши версии.

- он её испытывает, проверяет, издевается, насмехается.

Чтение 3 части рассказа.

Рассказчик, он же герой рассказа, говорит, что пошутил, дал жестокий урок жизни. Почему? Чего он добивался? Разве так шутят?

- вероятно, герой хотел проверить гувернантку, хотел разбудить в ней чувство протеста, чувство собственного достоинства, умение постоять за себя.

Как вы понимаете финальную фразу рассказа? О чем этот рассказ?

Вы обратили внимание на то, что в распечатках рассказа нет названия. Я убрала его намеренно. Как бы вы его назвали? Ваши версии.

- Гувернантка. Расплата. Расчет.

Чтение финала рассказа – «Я отдам вам все ваши 80 рублей. Она замерсикала и вышла… Я подумал: легко на этом свете быть сильным… Как вы понимаете смысл финальной фразы? О чем этот рассказ?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с героями рассказа, обратим внимание на средства создания А.П. Чеховым характеров героев.

Работа в группах по сбору текстового материала с целью выявления характера героев.

1 группа - Образ героя-рассказчика.

Кто он? Какой он?

Каковы средства создания образа героя-рассказчика?

Почему рассказчик поступил с Юлией Васильевной именно так – он отдал ей все 80 рублей, к её великому удивлению?

-вероятно, потому что в ней он увидел, прежде всего, честного человека. Человека в каком – то смысле сильного, ведь она стойко выдержала этот жестокий эксперимент, не унижалась, не умоляла о снисхождении. Поэтому он просит у нее прощения.

В финале рассказа мы видим уже не злодея, насмехающегося над гувернанткой, а человека, который глубоко сочувствует девушке, и задающего себе и читателю вопрос – легко ли быть на свете сильным.

2 группа – образ гувернантки Юлии Васильевны.

Кто рассказывает о ней? Что о ней мы узнаем?

Гувернантка - обучает французскому, в её обязанности входит: обучать, гулять, следить, чтобы дети никуда не лазили и ничего не рвали, чтобы горничная ничего не украла

Какое у неё жалование?

За что снимает хозяин с неё жалование?

-«9 воскресений - только гуляли,

-4 дня болезни Коли, но занимались только с Варей,

-3 дня у вас болели зубы - за всё это снимает 41 рубль

-порванный Колей сюртучок

Договорились по 40, но получает по 30

Служит 2 месяца 5 дней




Нужны деньги, но церемонная сама не спросит



Погрешности, за которые снимается жалование

Какими средствами автор описывает героиню? Какие виды описания он использует?

Описание внешности

Описание внутреннего состояния

Вспыхнула, затеребила оборочку, но… ни слова!

Левый глаз покраснел и наполнился влагой, подбородок задрожал

Нервно закашлялась засморкалась, но-ни слова.

Оба глаза наполнились слезами, на длинном хорошеньком носике

Только раз брала

Сказала дрожащим голосом

Взяла деньги дрожащими пальчиками-MERCI

Сунула в карман, прошептала, кисло улыбнулась, робко замерсикала и вышла…

Каково сюжетное своеобразие рассказа?

- Это рассказ в рассказе. Это рассказ –воспоминание об эксперименте –проверке человека.

Почему А. П. Чехов так подробно описывает каждую деталь, передающую настроение и чувства героев?

Как чувствуют себя участники разговора?

Какого итога вы ожидали от этого разговора? Как мог закончиться рассказ?

-Может быть, Юлия Владимировна расплакалась бы и ушла ни с чем. Возможно, ей тоже не заплатили бы, как и в других местах.

Как бы вы завершили рассказ? Куда вышла Юлия Васильевна?

Рефлексия. Какие чувства у вас вызвал рассказ? У меня очень противоречивые. Особенно финальные строчки, над которыми действительно стоит задуматься.

Домашнее задание:

- написать продолжение рассказа,

Нажмите, чтобы узнать подробности

- выяснить при помощи рассказов А.П. Чехова, каким бывает смех, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.

- узнать особенности чеховского юмора.

- развивать познавательный интерес учащихся к творчеству писателя;

- развивать память, внимание, умение сопоставлять собственный опыт с опытом поколений.

- развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения.

- воспитывать через творческую активность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и ее понимание.

Юмор, ирония, сатира, маленький человек, фабула.

Оборудование: портрет А.П.Чехова.

1.Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Наличие тетрадей,учебников

Фиксация отсутствующих

Итог- О чем рассказы?

3.Актуализация опорных знаний:

- Дополнение всем классом о писателе (при необходимости);

4.Работа по теме урока.

Цели и задачи урока?

-найти общее в данных текстах;

-выполнить словарную работу;

-особенность письма писателя;

Теперь познакомимся с теоретическими терминами.

Юмор -особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор - смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

Ирония - особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Сатира - особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.

Фабула (Тоска ) - фактическая сторона повествования, т.е. события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности.

1)Индивид.задание слабым ученикам работа по картине(рассказы): написать 10 предложений о том, что видишь перед собой, затем вывод + 3 предложения.

Создание рисунка по тексту (по-желанию)

3.Образ главного героя (его особенность)+ образ автора;

4.Художественный прием используемый атором

4.Образ главного героя (психологический портрет)

5.Художественный прием (фабула)

Как автор используем теоритические термины, с которыми мы сегодня познакомились (или повторили)

Каждая группа работает со своим текстом и анализирует по плану письменно на оценку.

2. Образ Юлии Васильевны – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности. Но такие люди чаще всего честны и искренни.

Новые (неизвестные мне слова)

5.Физминутка

Быстро дружно встали все!

И друг к другу повернулись!

А теперь работать нужно!

6.Закрепление материала:

-В чем похожи герои: Ион Патапов и Юлия Васильевна?

-Как по-Вашему главные герои ваымышленные или есть среди нас такие люди? Как нужно к ним относится?

-Урок, который преподал автор гувернантке, помог ей?

-Хотелось ли бы Вам помочь Иону Патаповичу? Чем?

-Какие чувства Вы испытываете к героям произведения?

7.Итог урока:

-Какой урок можно извлечь из данных текстов?

Читайте также: