Конспект урока мамин сибиряк сказка про храброго зайца 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока : формировать умения осмысленного и выразительного чтения; воспитывать внимательное отношение к слову; закладывать первичные представления о жанровой специфике сказки; развивать творческое мышление, память, внимание.

• развивать умение анализировать текст;

• вырабатывать навыки выразительного чтения;

• понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;

• прививать любовь к природе, к животным.

Оборудование урока : презентация, карточки с текстом, проектор, компьютер, колонки, мультфильм.

Ход урока

I Организационный момент (1мин)

II Подготовка к восприятию нового материала (8 мин)

- Приглашаю вас продолжить наше путешествие в Литературную страну.

- А какое направление выбрать? Подскажет текст, который лежит перед вами.

(У каждого ребенка на карточке – распечатанный текст)

Зайца, конечно, ноги спасают. Несется по земле, заложив свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку.

Из всех наших животных, только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/с.

- Прочитайте текст про себя и отметьте карандашом, сто нового узнали для себя.

-О ком прочитали текст?

- Что нового узнали о повадках зайца?

- Какой это текст? (научный)

- Догадались, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?

О чем скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровать, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица.

По комнате ходят сказки.

(Сказочные дебри)

-Что такое сказка? Какие признаки сказок вы знаете? Какие бывают сказки?

III Постановка цели урока (2-3 мин)

- Открываем учебники на с. 19

- Как называется сказка, с которой мы будем знакомится сегодня на уроке?

- Какая это сказка? (авторская, о животных)

- Рассмотрите иллюстрацию, предположите, а какой заяц в этой сказке?

- Так ли это, нам предстоит узнать.

- Скажите, каким изображают зайцев в сказках?

IV Физминутка (2 мин)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

V Чтение сказки и работа над содержанием (15- 20 мин)

- Послушайте сказку и попробуйте представить себе Зайца.

(Чтение с остановками – что же будет дальше)

- Каким же вы себе представили зайца? (трусливый)

- Как долго боялся зайчик?

- На что решился зайчик?

- Прочитайте, как собирались зайцы. Какие слова автора помогают нам понять возраст разных зайцев? (собрались, сбежались, приплелись)

- Что бы вы испытали в такой момент?

- Соедини по смыслу выражения - душа в пятки

- гонится по пятам

- замертво свалился; гнался не отставая

- ослабел, сильно устал

- Кто первым поверил в то, что заяц бесстрашный?

- Догадались ли все, что их заяц случайно, от страха оказался на спине волка?

- А волк что подумал, когда бежал совсем в другую сторону от зайца?

- За что хвалили зайцы своего брата?

- Какие слова помогают понять, что заяц снова начал хвастаться?

- Какая черта характера опять появилась у зайца? (хвастовство)

- Почему заяц назван храбрым, если всегда считается трусливым? (Так назвали его другие зайцы, для них он был храбрым.)

- А сам заяц верит, что он храбрый? (да)

Какими словами заканчивается сказка? (баю-баю-баю) Почему?

VI Работа над пониманием текста

Выберите самую точную поговорку, подходящую к главному эпизоду сказки

• У страха глаза велики.

• Язык говорит, а голова делает.

• Хвастать – не косить, спина не болит.

VII Итог урока

- Как называлась сказка? Почему автор назвал его храбрым?

- Чему учит сказка?

VIII Д/з Придумать продолжение сказки, перессказ от имени зайца

Прикреплённые файлы:

Проблема формирования устойчивого познавательного интереса старших дошкольников на занятиях по литературному чтению Одной из ведущих проблем в работе со старшими дошкольниками является своевременная и полноценная подготовка детей к последующему обучению.

Загрузить презентацию (842 кБ)

  • Познакомить детей с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка.
  • Развивать навыки выразительного чтения; умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; память, внимание, речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к животным и сочувствие.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

(Загадки в пословицах и поговорках на доске)

Прочитать загадки, отгадать, о ком или о чём идёт речь.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят. (волк)

Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт. (язык)

Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (заяц)

- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их скороговоркой.

(Чтение учащимися хором под руководством учителя)

3. Проверка домашнего задания

- Какие бывают сказки? (литературные, народные)

- Какую новую тему мы начали изучать на прошлом уроке? ( Литературные сказки)

- Какую сказку мы называем литературной? (это авторская сказка)

- Сказки каких авторов вы читали? (дети называют сказки и автора)

4. Объявление темы урока и постановка цели

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя. Прочитайте, как его зовут? Рассмотрите его портрет. (на доске)

Рассказ учителя.

Родился Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.

Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери. Прочитайте название сказки.

“Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”

- Что мы можем по нему узнать? (Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся подробное его описание. Только не понятно, почему он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

5. Изучение нового материала

- Чтение сказки учителем до слов: “Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут”.

- Как вы думаете, что же будет дальше?

6. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
(Дети выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу)

Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте)

Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
(Садятся за парты)

7. Работа над сказкой

Чтение сказки до конца учащимися.

Беседа после чтения:

а) Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много смешных моментов)

б) Каким изображён заяц вначале сказки? (Смешным; глупым; всего боялся: треснет сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега.)

в) Прочитать выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки)

г) Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только хвастается)

д) Работа над иллюстрацией в учебнике (с.184)

- Какой эпизод сказки изобразил художник?

- Найдите отрывок и прочитайте

- Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?

- Почему художник одел всех зайцев в одежду?

- Какая на них одежда?

е) Словарная работа (работа по карточкам)

- Как вы понимаете выражения? Соедините стрелками выражение и его значение.

“Душа в пятки убежала” он не мог говорить от страха
“Язык у хвастуна точно примёрз” очень быстро бежал, во весь дух
“Задал такого стрекоча” он очень сильно испугался

- Объясните свой выбор.

Работа по карточкам

  • 1 вариант - Действия зайца: (Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится.
  • 2 вариант - Действия волка: (Ходил; проголодался; подумал; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал).

Работа с пословицами

- Замените выражение пословицей к сказке.

Побегает, поймает добычу - будет сыт - “Волка ноги кормят”.

Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится - “Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит”.

8. Итог урока. Рефлексия.

- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

- Как вы относитесь к зайцу?

- Зачем автор придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения

Учитель начальных классов

Цели урока:

2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;

4. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, словарь, презентация к уроку, иллюстрации по сказке, опорные слова для пересказа.

Начинаем наш урок

И друг другу улыбнитесь!

Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания.

- У вас на партах конверты. Откройте их и соберите картинку. Подумайте, знаком ли вам сюжет на этой картинке.

- Что изображено на ваших картинках? (сказки). Верно, это иллюстрации к сказкам.

- Что вы знаете об этом литературном жанре?

- Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

- Назовите их. (проверка по слайдам)

- Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга?

- Какие бывают сказки? Что вы знаете о народных сказках? О литературных?

( Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)

( У авторских сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть

волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)

Работа по теме урока.

- Автор этой сказки Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

(Портрет писателя)

- Хочу вас познакомить с его биографией.

Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин.

Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы.

Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию, потом он учился в Петербургском университете.

Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

100 лет прошло, а писателя помнят, читают его книги.

- Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”.

Автор написал его для своей дочери Елены, которую он очень любил.

- Сам писатель отзывается о своем сборнике так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

- А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.

- Что же такое присказка?

( Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)

- А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на сказочный лад)

- А как же нужно читать присказку? (плавно, нараспев).

- В чем особенность присказки? (с любопытством, в ожидании, настраивает на слушание сказки).

- Откройте учебник на с. 182 и послушайте присказку в исполнении Евы. (читает)

Присказку выразительно читает ученик.

- Эта присказка, а вот сказка далее пойдёт.

2. Работа по учебнику (с. 182)

- Прочитайте самостоятельно название сказки.

- О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

3. Словарная работа (уточнение лексического значения выражений).

- В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним.

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком

Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью

Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

Гонится по пятам – бежит след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

5. Работа по содержанию прослушанного.

- Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась)

- Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация)

- Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).

- Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк).

- Кто вам понравился больше всего?

- Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)

- Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)

- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)

- Какой момент сказки для вас самый интересный?

- А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).

- Чем закончилась сказка?

- Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).

- Верно, ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку.

7. Совершенствование техники чтения.

- Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать? (четко, правильно, выразительно).

- Что для этого необходимо? (тренироваться)

1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам, затем слитно:

Ку-выр-кать-ся

- 2 столбик слов прочитаем по цепочке:

Рас-храб-рив-ший-ся

Про-го-ло-дал-ся

Ра-зыг-рав-шим-ся

Не-о-бык-но-вен-ная

Бес-страш-ный

При-о-бод-рил-ся

- В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны, сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА , сочетание – ОГО читается как - ОВО.

- Прочитайте самостоятельно каждый. Кто прочитает вслух? (читают)

Ку-выр-кать-ся

Под-кра-ды-вать-ся

8. Физминутка для глаз.

- Чтобы глаза отдохнули, проведем разминку.

9. Чтение сказки учащимися.

- А сейчас приготовьтесь читать сказку. Начинаем читать цепочкой по абзацам ( с. 183)

- Продолжим жужжащим чтением на с. 184.

- Молодцы. Далее шепотное чтение на с. 185.

- Дочитайте сказку до слов …завалился в ямку.

- Последний абзац мы прочитаем по ролям ( Ева – автор, зайцы- Лена, заяц – Владик).

10. Работа по иллюстрациям (выборочное чтение).

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а все смеются)

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц-Хвастун подпрыгнул…из собственной кожи)

- Так каким был заяц в сказке? Какие пословицы о трусости и хвастовстве знаете?

Кому что думается, тот того и боится.

Всякий трус о храбрости толкует.

Трусливому зайке и пенек волк.

У страха глаза велики.

Трусливый и таракана принимает за великана.

Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

Пересказ сказки по иллюстрациям и опорным словам.

А теперь мы с вами перескажем эту сказку с помощью иллюстраций и опорных предложений.


–Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.

II. Артикуляционная подготовка речевого аппарата.

Упражнения для дыхания:

а) глубокий вдох через нос , выдох через рот порциями;

б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;

в) вдыхаем аромат цветов;

г) дуем на одуванчик;

д) дуем на снежинку.

III. Проверка домашнего задания

– Дома вы читали сказку.

– Как называется эта сказка?

– Кто автор этой сказки?

Работа по карточке.

Карточка – опросник

Напиши автора и название рассказа, который мы прочитали на прошлом уроке.

Кто такой писатель – натуралист? Это писатель, который пишет о ……………………………………………………………………………….

Кто такой зоолог? Это ученый, который изучает ……………………………………………………………………………….

Следам какого зверя было уделено больше внимания.

IV. Изучение новой темы

Жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Презпнтация.

Летом белый, зимой серый. Кто это?

Составление кластера


1. Зайцы вовсе не вегетарианцы. Они едят не только капусту, но и мясо! На Севере ловцы куропаток хорошо знают, что если не вынуть добычу из силка, то заяц ее быстро съест.

3. Зайцы вовсе не трусливы и добродушны. Они скорее злобны и беспокойны. Защищаясь, заяц может разорвать живот и грудь хищника своими когтями. Известны случаи, когда хищники после такой самозащиты погибали.

4. Документально подтвержден случай, когда заяц, воспитанный домашней собакой, перенял от нее целый ряд привычек, он даже кидался на других собак и кусал их.

6. Хотя зайца часто называют косым, никакого косоглазия у него нет. Косоглазие зайцам приписали охотники, которые заметили, что заяц все время петляет и возвращается на свой след. На самом деле, причина такого поведения – асимметрия в развитии правых и левых лап зайцев.

Завершение и коррекция кластера

Просмотр отрывка из мультфильма (присказка)

-Литературная это сказка или фольклорная? Почему?

– Вы обратили внимание, какие нежные, ласковые слова использовал автор?

Подготовка к восприятию текста

Словарная работа

Фразеологизмы

Душа ушла в пятки.

Собственным ушам не верят.

Язык точно примёрз.

Гонится по пятам.

Звуковая гимнастика

о а у – плавно на одном выдохе,

ух ох ах – произносим отрывисто,

гху гха гхо – выдыхая порциями,

с ш з – чередование произнесения звуков.

4. Первичное восприятие сказки.

– Известно, что заяц трусишка, а в этой сказке автор называет его храбрым.

– Почему автор назвал зайца храбрым?

– Оправдаются ли ваши предположения мы узнаем , прочитав сказку.

Чтение подготовленными детьми.

– Вам понравилась сказка? Что особенно?

– Ответьте на вопрос поставленный перед чтением сказки.

Артикуляционная подготовка речевого аппарата. Скороговорка

- Прочитать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

– Расскажите про покупки.

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки про покупочки свои.

Вторичное восприятие текста. Работа по содержанию.

– Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию.

– Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете, почему?

– Почему Заяц объявил, что он никого не боится?

Восстановите по тексту пропущенные слова.

Почему именно эти слова употребил автор?

– Какое предложение по смысловому значению главное?

– Каким назван Заяц и почему?

– Послушайте музыкальный эпизод.

– Какому главному герою сказки он может соответствовать? Какая музыка по характеру? Прочитайте только действия Волка.

– Почему Заяц замолчал?

– Почему Волк не съел Зайца?

– Каким называет автор Зайца в этой части? Почему?

Чтение за диктором.

– Каким назван заяц?

– За что благодарили Зайца?

– Каким называют его в этой части?

– Во что стал верить Заяц, зачитайте.

Работа в группах.

Задания к тексту.

Могла ли сказка закончиться печально? Придумайте другую концовку сказки.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

– Почему автор сказки назвал Зайца храбрым?

– Чему учит нас сказка?

Домашнее задание.

1 уровень – Пересказать понравившуюся часть сказки.

2 уровень – Составить план пересказа сказки, пересказать от лица Зайца.

3 уровень – Подобрать пословицы и поговорки по содержанию сказки.

Спасибо за урок!


-75%

Читайте также: