Индустриализация в условиях башкирии и ее влияние на духовный мир человека конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

В БАССР коллективизация проводилась с осени 1929 года по 2-ю половину 30- х годов. Проводилась ликвидация кулачества, создавались колхозы. Особенностями коллективизации в Башкирской АССР были: добровольность вступления в колхозы большинства башкир, однородность колхозов в национально-этническом отношении, значительный процент единоличников.

В области индустриализации за 1929—1932 годы построено 35 новых заводов, фабрик, электростанций, заводы города Белорецка превратились в крупнейшие предприятия страны по производству высококачественной стали, метизов. В нефтедобывающей промышленности — был создан Ишимбаевский нефтепромысел, положивший начало нефтяной промышленности Башкортостана.

В конце 1-й пятилетки БАССР из аграрной превратилась в аграрно- индустриальную республику (в 1932 уд. вес промышленности составил 50 % валовой продукции народного хозяйства).

Во 2-й (1933—1937) и 3-й (1938—1942) пятилетках были сооружены около 70 предприятий, железная дорога Уфа-Ишимбаево, нефтепровод Ишимбаево-Уфа (1936), Ишимбаевский нефтеперегонный (1936), Уфимский крекинговый (1938) заводы, освоено проиводство авиадвигателей и комбайновых моторов. Построены Белебеевский, Белорецкий, Туймазинский, Раевский мясокомбинаты и др.

Возникло многоотраслевое механизированное колхозно-совхозное сельское хозяйство (к 1940 было коллективизировано 97,9 % крестьянских хозяйств). За успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства БАССР 15 марта 1935 награждена орденом Ленина.

Однако до сих пор целостная научная история нефтедобывающей промышленности Башкортостана, охватывающая весь советский период ее развития, не разработана.

Изучение процесса нефтедобычи в республике в динамике показало целесообразность разделения ее на три периода. Первый - с 1932 г. до 1944 г. - т.е. с обнаружения промышленной нефти в Ишимбае и до открытия девонской нефти в Туймазах, что обеспечило выполнение плана в 1945 г. на 124%'. Второй период - с 1944 г. до 1967 г., когда был достигнут максимальный уровень.

Во второй пятилетке на нефтепромыслах страны большой размах приобрело социалистическое соревнование. В сентябре 1935 г. начинается стахановское движение. Инициаторами этого движения на Ишимбаиском нефтепромысле выступили мастера Кунягин А. И., Лебедев Д. Н., Рахимкулов Л. X., Юлдашбаев В. И., Куликов П. П. Их имена были известны тогда всей республике. Руководимые ими коллективы значительно превышали установленные нормы выработки.

В Башкирской АССР резко выросла нефтедобыча, но обрабатывающей промышленности не было. Создание нефтяной базы на востоке страны потребовало ускорить практическое разрешение проблемы переработки. В 1935 г. началось строи­тельство Ишимбайского нефтеперегонного завода, а в декабре 1936 г. весь комплекс сооружений этого предприятия был принят государственной комиссией.

Ишимбайский нефтеперегонный завод мог переработать лишь часть добываемой нефти. Тогда было решено превратить столицу республики в центр переработки нефти. Кардинальное решение проблемы переработки нефти связывалось со строительством крупного, оснащенного новейшим оборудова­нием Уфимского крекинг-завода. В 1935 г. такое предприятие было заложено. В июне 1938 г. были получены первые 17 тонн уфимского бензина.




Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение Уфимского нефтеперерабатыва-ющего завода нефтью, в мае 1936 г. началось строительство нефтепровода Ишимбай — Уфа. Проложенный через глубоко изрезанные долины нефтепровод пересек в нескольких местах реки, в том числе р. Белую и 14 нояб­ря 1937 г. он вошел в строй.

Индустриальное развитие Башкортостана было невозможным без создания собственной энергетической базы. В 30-е гг. были введены в строй действующих Уфимская ЦЭС, Ишимбайская ЦЭС, Уфимская ТЭЦ № 1, Уфимская ТЭЦ № 2, элект­ростанции в Баймаке, Белорецке.

В годы индустриализации большая роль отводилась рекон­струкции и модернизации черной и цветной металлургии. В первую очередь была проведена коренная реконструкция белорецких заводов черной металлургии. Реконструкции под­верглись домны, мартеновский цех, литейный двор Белорецкого металлургического завода. Завод получил также новый прокатный цех, литейный, кузнечный, ремонтно-строительный цехи. Белорецкий металлургический завод превратился в современное предприятие, производящее в большом количестве высококачественную сталь. В 1940 г. здесь выплавлялось 135 тыс. тонн стали. Завод был именит не только качественной сталью, но и такими людьми как А. Л. Власов, И. Л. Нужин и другими передовиками производства.

Коренной реконструкции подверглось и проволочно-гвоздильное предприятие в Белорецке. Здесь было введено в эксплуатацию 7 новых корпусов. После реконструкции завод стал производить специальную проволоку высокого сопротивления, металлический корд, тончайшую стальную проволоку для кабелей, проволоку канатную, пружинную, игольную, лужную, семафорную, морскую, спицевую. В большом количестве продолжал выпускать также железную проволоку. В ноябре 1931 г. закончилась реконструкция Тирлянского завода. Завод освоил выпуск качественного листа.

Произошли большие сдвиги и в цветной металлургии. Реконструкции и модернизации подверглись Тубинский, Бурибаевский, Бакрузякский медные рудники.

Новую техническую базу в годы индустриализации получил Баймакский медеплавильный завод — флагман цветной металлургии Башкортостана. Разработка хромистого железняка, марганцевой руды, эксплуатация месторождений боксита в Салаватском районе увеличили сырьевую базу цветной металлургии. Постройка Миндякского золотоизвлекательного завода в Учалинском районе привела к качественным сдвигам и в золотодобывающей промышленности.

За годы первых предвоенных пятилеток довольно быстрыми темпами развивались в республике машиностроение и пищевая промышленность. В 1931 г. началось строительство

В Уфе и в республике в годы первых пятилеток строились предприятия пищевой промышленности. В 1933 г. была пуще­на в ход кондитерская фабрика, в 1935 г. — макаронная фабрика. Вступили в строй также мясокомбинат, колбасная фабрика, молочный завод. Белокатайский маслозавод, Мелеузовский завод сухого молока представляли собой образцовые предприятия для своего времени. Были построены мясокомбинаты в Стерлитамаке, Белорецке и Раевке.

Большие изменения произошли и в транспорте. На Самаро-Златоустовской железной дороге были проложены вторые пути. Длина железнодорожной сети республики достигла 781,1 км (без Белорецкой узкоколейки). Были созданы авто­мобильный и авиационный транспорты.

К 1940 г. выпуск валовой продукции крупной промышленности БАССР увеличился на 35% по сравнению с 1937 г. В целом в ходе форсированной индустриализации Башкортостан накануне Великой Отечественной войны имел многоотраслевую промышленность и в годы войны стал важнейшей военно-промышленной базой страны.

В БАССР коллективизация проводилась с осени 1929 года по 2-ю половину 30- х годов. Проводилась ликвидация кулачества, создавались колхозы. Особенностями коллективизации в Башкирской АССР были: добровольность вступления в колхозы большинства башкир, однородность колхозов в национально-этническом отношении, значительный процент единоличников.

В области индустриализации за 1929—1932 годы построено 35 новых заводов, фабрик, электростанций, заводы города Белорецка превратились в крупнейшие предприятия страны по производству высококачественной стали, метизов. В нефтедобывающей промышленности — был создан Ишимбаевский нефтепромысел, положивший начало нефтяной промышленности Башкортостана.

В конце 1-й пятилетки БАССР из аграрной превратилась в аграрно- индустриальную республику (в 1932 уд. вес промышленности составил 50 % валовой продукции народного хозяйства).

Во 2-й (1933—1937) и 3-й (1938—1942) пятилетках были сооружены около 70 предприятий, железная дорога Уфа-Ишимбаево, нефтепровод Ишимбаево-Уфа (1936), Ишимбаевский нефтеперегонный (1936), Уфимский крекинговый (1938) заводы, освоено проиводство авиадвигателей и комбайновых моторов. Построены Белебеевский, Белорецкий, Туймазинский, Раевский мясокомбинаты и др.

Возникло многоотраслевое механизированное колхозно-совхозное сельское хозяйство (к 1940 было коллективизировано 97,9 % крестьянских хозяйств). За успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства БАССР 15 марта 1935 награждена орденом Ленина.

Однако до сих пор целостная научная история нефтедобывающей промышленности Башкортостана, охватывающая весь советский период ее развития, не разработана.

Изучение процесса нефтедобычи в республике в динамике показало целесообразность разделения ее на три периода. Первый - с 1932 г. до 1944 г. - т.е. с обнаружения промышленной нефти в Ишимбае и до открытия девонской нефти в Туймазах, что обеспечило выполнение плана в 1945 г. на 124%'. Второй период - с 1944 г. до 1967 г., когда был достигнут максимальный уровень.

Во второй пятилетке на нефтепромыслах страны большой размах приобрело социалистическое соревнование. В сентябре 1935 г. начинается стахановское движение. Инициаторами этого движения на Ишимбаиском нефтепромысле выступили мастера Кунягин А. И., Лебедев Д. Н., Рахимкулов Л. X., Юлдашбаев В. И., Куликов П. П. Их имена были известны тогда всей республике. Руководимые ими коллективы значительно превышали установленные нормы выработки.

В Башкирской АССР резко выросла нефтедобыча, но обрабатывающей промышленности не было. Создание нефтяной базы на востоке страны потребовало ускорить практическое разрешение проблемы переработки. В 1935 г. началось строи­тельство Ишимбайского нефтеперегонного завода, а в декабре 1936 г. весь комплекс сооружений этого предприятия был принят государственной комиссией.

Ишимбайский нефтеперегонный завод мог переработать лишь часть добываемой нефти. Тогда было решено превратить столицу республики в центр переработки нефти. Кардинальное решение проблемы переработки нефти связывалось со строительством крупного, оснащенного новейшим оборудова­нием Уфимского крекинг-завода. В 1935 г. такое предприятие было заложено. В июне 1938 г. были получены первые 17 тонн уфимского бензина.

Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение Уфимского нефтеперерабатыва-ющего завода нефтью, в мае 1936 г. началось строительство нефтепровода Ишимбай — Уфа. Проложенный через глубоко изрезанные долины нефтепровод пересек в нескольких местах реки, в том числе р. Белую и 14 нояб­ря 1937 г. он вошел в строй.

Индустриальное развитие Башкортостана было невозможным без создания собственной энергетической базы. В 30-е гг. были введены в строй действующих Уфимская ЦЭС, Ишимбайская ЦЭС, Уфимская ТЭЦ № 1, Уфимская ТЭЦ № 2, элект­ростанции в Баймаке, Белорецке.

В годы индустриализации большая роль отводилась рекон­струкции и модернизации черной и цветной металлургии. В первую очередь была проведена коренная реконструкция белорецких заводов черной металлургии. Реконструкции под­верглись домны, мартеновский цех, литейный двор Белорецкого металлургического завода. Завод получил также новый прокатный цех, литейный, кузнечный, ремонтно-строительный цехи. Белорецкий металлургический завод превратился в современное предприятие, производящее в большом количестве высококачественную сталь. В 1940 г. здесь выплавлялось 135 тыс. тонн стали. Завод был именит не только качественной сталью, но и такими людьми как А. Л. Власов, И. Л. Нужин и другими передовиками производства.

Коренной реконструкции подверглось и проволочно-гвоздильное предприятие в Белорецке. Здесь было введено в эксплуатацию 7 новых корпусов. После реконструкции завод стал производить специальную проволоку высокого сопротивления, металлический корд, тончайшую стальную проволоку для кабелей, проволоку канатную, пружинную, игольную, лужную, семафорную, морскую, спицевую. В большом количестве продолжал выпускать также железную проволоку. В ноябре 1931 г. закончилась реконструкция Тирлянского завода. Завод освоил выпуск качественного листа.

Произошли большие сдвиги и в цветной металлургии. Реконструкции и модернизации подверглись Тубинский, Бурибаевский, Бакрузякский медные рудники.

Новую техническую базу в годы индустриализации получил Баймакский медеплавильный завод — флагман цветной металлургии Башкортостана. Разработка хромистого железняка, марганцевой руды, эксплуатация месторождений боксита в Салаватском районе увеличили сырьевую базу цветной металлургии. Постройка Миндякского золотоизвлекательного завода в Учалинском районе привела к качественным сдвигам и в золотодобывающей промышленности.

За годы первых предвоенных пятилеток довольно быстрыми темпами развивались в республике машиностроение и пищевая промышленность. В 1931 г. началось строительство

В Уфе и в республике в годы первых пятилеток строились предприятия пищевой промышленности. В 1933 г. была пуще­на в ход кондитерская фабрика, в 1935 г. — макаронная фабрика. Вступили в строй также мясокомбинат, колбасная фабрика, молочный завод. Белокатайский маслозавод, Мелеузовский завод сухого молока представляли собой образцовые предприятия для своего времени. Были построены мясокомбинаты в Стерлитамаке, Белорецке и Раевке.

Большие изменения произошли и в транспорте. На Самаро-Златоустовской железной дороге были проложены вторые пути. Длина железнодорожной сети республики достигла 781,1 км (без Белорецкой узкоколейки). Были созданы авто­мобильный и авиационный транспорты.

К 1940 г. выпуск валовой продукции крупной промышленности БАССР увеличился на 35% по сравнению с 1937 г. В целом в ходе форсированной индустриализации Башкортостан накануне Великой Отечественной войны имел многоотраслевую промышленность и в годы войны стал важнейшей военно-промышленной базой страны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

5) понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, быть толерантным.

Метапредметные результаты:

1) обучающиеся должны быть способными сознательно организовать и регулировать свою деятельность;

2) владеть умениями работать с учебной и другой информацией, использовать современные источники информации;

3) быть способными решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

4) быть готовыми к сотрудничеству.

Предметные результаты:

1) овладеть целостными представлениями об историческом пути народов Башкортостана, России и человечества в целом;

2) быть способными применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности событий, явлений и процессов прошлого и современности;

3) уметь изучать и систематизировать информацию из источников;

4) расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности людей и народов;

5) быть готовым применять исторические знания для выявления и сохранения историко-культурного наследия Башкортостана, России и мира в целом.

Кроме того, учащиеся должны знать историческую хронологию, знать исторические факты, уметь реконструировать прошлое, научиться работать с версиями и оценками.

2. Содержание внеурочной деятельности.

На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества.

Развитие рабочего движения. Волнения крестьян.

Возникновение первых социал-демократических кружков в Башкирии.

Причины, движущие силы, характер и особенности революций в начале ХХ века.Развитие революции в условиях двоевластия.

Башкирия в период мировой войны и февральской буржуазно-демократической революции.

Состояние просвещения. Печать. Искусство.

Конец двоевластия. Курс на вооруженное выступление. Усиление национального движения среди башкир и татар.

Победа вооруженного восстания в Петрограде. Переход власти в руки Советов.

Гражданская война в Росии и ни территории Башкирии и провозглашение Башкирской Советской Автономии.

Жизнь и творчество Дауыта Юлтыя и Хадии Давлетшиной.

Духовный мир людей – строителей социализма в СССР.

Восстановление народного хозяйства и культурное строительство в Башкирской АССР.

Борьба с голодом и разрухой. Помощь Советского правительства Башкирии продовольствием и меры по возрождению промышленности. Завершение восстановительных работ.

Культурное строительство в Башкирии 20-х годов. Начало языкового строительства. Разработка алфавита, башкирского национального литературного языка на основе арабской графики. Учебники, сеть школ и техникумов. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

Коллективизация в Башкирии.

Искусство. Театр. Художественный музей. Печать. Книгоиздательство.

Жизнь и творчество Галимова Саляма, Баязита Бикбая.

Советский народ в годы Великой Отечественной войны.

Башкирский народ в годы Великой Отечественной войны. Единство и сплоченность советских людей как фактор победы над фашизмом и милитаризмом. Сравнительный анализ потерь в войне. Вклад Башкирской АССР в общую победу над фашизмом.

Примеры подвигов, мужества, героизма, самоотверженности как проявление высокой культуры и духовности человека на войне.

Подвиги Александра Матросова и Минигали Губайдуллина.

Труженики тыла в Башкортостане.

Башкирская литература в годы Великой Отечественной войны.

Жизнь и творчество Рашита Нигмати.

Население страны в послевоенные годы.

Победа в войне как феномен. Ее значение и необходимость.

Новые надежды и перспективы, энтузиазм в борьбе за восстановление разрушенного народного хозяйства. Трудовой подвиг народа.

Образование. Искусство и литература. Послевоенный театр.

Россия на рубеже веков.

Россия сегодня. Новые надежды и чаяния людей. Борьба на сохранение суверенитета России как объединяющая людей идея.

Современная литература и искусство, система образования и их влияние на человека.

Деятельное участие башкир и в общем развитии цивилизации. Башкортостан – моя малая родина. Роль и место Башкортостана в Российской Федерации.

3.Тематический план

На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества. -

Духовный мир людей – строителей социализма в СССР.

Советский народ в годы Великой Отечественной войны.

Население страны в послевоенные годы

Россия на рубеже веков.

Календарно - тематическое планирование.

Раздел 1. На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества. - 7 ч.

Российское общество в условиях модернизации. Формирование политических партий и общественных движений. Рост самосознания и активности людей.

Революции в России, их причины, роль и значение. Влияние революционных ситуаций на человека.

Общественное движение в Уфимской губернии. Рабочие, сельхозработники и интеллигенция, их позиции и социальная активность.

Первая мировая война и ее причины и влияние на социальное, психологическое и моральное состояние людей.

Человек на войне. Отражение событий глазами современника - участника событий.

Гражданская война и поляризация в обществе. Влияние ее на внутренний мир человека.

Гражданская война на территории Башкирии и ее особенности.

Духовный мир людей – строителей социализма в СССР.- 6 ч.

Индустриализация как необходимость развития страны. Внутренние переживания, энтузиазм, стремления и ожидания людей от быстро меняющихся изменений.

Индустриализация в условиях Башкирии и ее влияние на духовный мир людей.

Коллективизация сельского хозяйства как феномен и перелом в сознании людей. Положительные и отрицательные ее стороны. Особенности коллективизации сельского 23.11хозяйства в Башкирии.

Духовный мир людей – строителей социализма. Их энтузиазм и одержимость.

Человек в условиях культурной революции. Влияние строительства школ, культурных учреждений, библиотек, книгоиздания на сознание людей.

Культурная революция в условиях Башкирии и ее особенности.

Раздел 3. Советский народ в годы Великой Отечественной войны. – 8 ч.

Человекв годы Великой Отечественной войны. Каким он был?

Единство и сплоченность советских людей в годы Великой Отечественной войны как фактор победы над фашизмом и милитаризмом.

Фашизм как коричневая чума. Сравнительный анализ потерь в войне.

Вклад Башкирской АССР в общую победу как основание гордости за историческое прошлое республики.

Примеры подвигов, мужества, героизма, самоотверженности как проявление высокой культуры и духовности человека на войне. Александр Матросов и его бессмертный подвиг.

Героические боевые действия на фронтах дивизий и полков, созданных в республике. Боевой путь 16-й (112-й) гвардейской башкирской кавалерийской дивизии и 1292-го истребительного противотанкового артиллерийского полка имени Салавата Юлаева.

Труженики тыла и их подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Раздел 4. Население страны в послевоенные годы. – 3 ч.

Победа в войне как феномен. Ее значение и необходимость.

Новые надежды и перспективы, энтузиазм в борьбе за восстановление разрушенного народного хозяйства. Трудовой подвиг народа.


процесс с создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства страны, прежде всего в промышленности.

Начало индустриализации

Курс на индустриализацию в СССР был взят на 14 съезде партии в декабре 1925 года, причём она проводилась форсированными, то есть сверхускоренными темпами.

"СССР из страны, ввозящей машины и оборудование должен стать страной, производящей машины и оборудование".


  • Начало социалистической индустриализации Башкирии
  • Социалистическая индустриализация - всенародное дело
  • Решающие успехи
  • Начало социалистической индустриализации Башкирии.

VII Всебашкирский съезд Советов (март 1929 г.) обобщил итоги десятилетнего существования БАССР и определил задачи дальнейшего развития народного хозяйства и культуры республики. Был принят пятилетний план развития народного хозяйства Башкирии на 1929-1933 годы. По этому плану намечалась техническая реконструкция существующих предприятий, увеличение добычи и обработки черных и цветных металлов, строительство новых предприятий машиностроительной, деревообрабатывающей, лесохимической и создание нефтедобывающей промышленности. Башкирская АССР с её несметными природными богатствами должна была сыграть большую роль в создании крупного угольно-металлургического района на Востоке страны -Урало-Кузбасского комбината (УКК). В октябре 1930 года СНК СССР принял постановление "О развитии промышленности Башкирии". В нем предлагалось лучше изучить и использовать местные богатства края, усилить разведочные работы в районе Ишимбаево, принять меры по электрификации республики. Правительство СССР отпустило большие средства для развития индустрии края. XVI Всесоюзная партийная конференция, проходившая в апреле 1929 года, обратилась ко беем рабочим и трудящимся крестьянам Советского Союза с призывом развернуть социалистическое соревнование за выполнение плана первой пятилетки. Трудящиеся Башкирии горячо откликнулись на это обращение. По примеру ленинградских заводов "Красный пути ловец" и "Красный выборжец" на Белорецких сталепроволочном и металлургическом, Красноусольском стекольном, Уфимском паровозоремонтном и ряде других предприятий республики возникли ударные комсомольские и молодежные бригады, сменно-встречные, хозрасчетные бригады и т. д. Они трудились под лозунгом: "Выполним пятилетку в четыре года!"

На заводах и фабриках успешно применялось сменно-встречное планирование. В апреле 1932 года одна из ударных бригад Белорецкого металлургического завода получила задание закончить реконструкцию доменной печи № 1 за 56 дней. Рабочие выдвинули встречный план - выполнить эту работу за 48 дней, и они сдержали свое слово. Применяя метод сменно-встречного планирования, бригады мастеров-прокатчиков Н. Г. Корина и Г. К. Семавина систематически пе-ревыполняли сменные задания. На Белорецком сталепроволочном заводе высоких показателей добивалась ударная комсомольско-молодежная бригада имени 16 годовщины Международно-го юношеского дня. Другая молодежная хозрасчетная бригада стала давать в смену по 25 тысяч метров стальных канатов вместо 18 тысяч по норме. Ударные и хозрасчетные бригады были созданы также на Уфимском механическом и Стерлитамакском кожевенном заводах, на Уфимской обувной и Нижне-Троицкой суконной фабриках. К концу 1932 года в промышленности, строительстве и на транспорте Башкирии различными видами соревнования было охвачено более 17 тысяч рабочих. Трудовая активность рабочих республики особенно ярко проявилась в борьбе за нефть, которую упорно искали в районе деревни Ишимбаево. Трудная шла тогда работа. Громоздкое оборудование перевозили на лошадях за 120 километров. Да и геологические усло-вия здесь были иные, чем в старых нефтяных районах страны. Но трудности не испугали энтузиастов башкир-ской нефти. Невзирая на тяжелые условия, разведчики настойчиво, метр за метром бурили недра земли. И вот одержана замечательная победа: всю страну облетела весть о том, что в мае 1932 года на буровых № 702 и 703 около башкирской деревни Ишимбаево забили первые фонтаны нефти!

была открыта нефть, бакинские нефтяники взяли шефство над башкирскими нефтеразведчиками. Из Грозного и Баку приехали сюда специалисты и квалифицированные рабочие. Это они построили и обслуживали первые скважины в Ишимбаево.

Срочным порядком отгружались для Башкирии необходимые машины: из Москвы - грузовики, из Харькова и Челябинска - тракторы. Московский нефтяной институт ускоренно готовил проект Ишимбаевского нефтепромысла.

Большие усилия проявляли и трудящиеся самой Башкирии. Колхозы республики обеспечивали строительство нефтепромысла рабочей силой и гужевым транспортом. Проводились "ударные месяцы" помощи строящемуся промыслу. Особенно большую помощь нефтяникам оказывали колхозы Стерлитамакского, Мелеузовского, Макаровского, Красноусольского (ныне Гафурийского) районов.

Партия и Советское правительство проявляли постоянную заботу о социалистической индустриализации Башкирии. В центре их внимания были все новостройки на территории Башкирской АССР. На строительство заводов Уфимского промышленного узла советское государство выделило большие средства и направило сюда крупных специалистов и квалифицированных рабочих. Это строительство сразу же было объявлено всенародным. Областной комитет партии при-звал всех трудящихся республики принять участие в новостройках. Промышленные предприятия выделили для них часть квалифицированных рабочих. Колхозы Башкирии посылали на стройки своих производственников. В июне 1931 года на строительную площадку под Уфой прибыло более четырех тысяч колхозников. Значительную часть среди них составляли комсомольцы. Через краткосрочные курсы и школы срочно ве-лась подготовка каменщиков, штукатуров, плотников и рабочих других специальностей.

По всей республике устраивались в эти годы комсомольские субботники, проводились декады индустриализации под лозунгом: "Строит вся Башкирия!".

По инициативе рабочих Белорецкого сталепроволочного завода 8 ноября 1931 года было объявлено днем новостроек. Белорецкие заводы послали на новостройки целый эшелон железа, проволоки, гвоздей и других строительных материалов. Много материалов для новостроек дали лесозаводы, стройтрест, кирпичные заводы и другие предприятия Башкирии.

Всенародным стало также строительство железной дороги Уфа - Ишимбаево, начатое по постановлению Советского правительства осенью 1933 года. Областная партийная и комсомольская организации мобилйзовали на стройку сотни коммунистов и тысячи комсомол-цев. В ноябре на трассу прибыла первая группа комсомольцев из Уфы. Много комсомольцев и молодежи прибыло из сельских районов республики. Строительство дороги требовало большого упорства и напряжения сил. Рабочие развернули социалистическое соревнование, в ходе которого в 2-3 раза перевыполняли нормы. Проводились также месячники с участием большого количества колхозов из многих районов республики. Особенно много людей участвовало в месячнике, объявленном Башкирским обкомом партии в июне 1934 года. За этот месяц колхозники выполнили 1 миллион Кубометров земляных работ. Дорога была построена в установленный срок- за 1 год. 1 октября 1934 го-да в Уфу из Ишимбаево прибыл первый эшелон нефти.

К середине 30-х годов были достигнуты первые крупные успехи в индустриализации Башкирии. Успешно были выполнены основные задания первого пятилетнего плана, начиналась работа по осуществлению задач второй пятилетки (1933-1937 годы).

Так, на Белорецком металлургическом заводе реконструкции подверглись две доменные печи и весь мартеновский цех. Началось сооружение линии электропередачи Магнитогорск - Белорецк, были улучшены энергетическое хозяйство и заводской транспорт. Завод начал производить сталь высшего качества, имеющую большое значение для отечественного машиностроения.

Коренным образом был реконструирован Белорецкий проволочно-гвоздильный завод. На месте небольшого предприятия здесь возник крупнейший в стране сталепроволочно-канатный завод (СПКЗ), оборудованный новейшей техникой. Завод начал производить специальную стальную проволоку высшего качества, получаемую ранее только из-за границы. Было освоено также производство стальных канатов для авиационной и автотракторной промышленности, кордной проволо-ки и стальных сеток для автомобильных покрышек. Производительность завода только за первую пятилетку увеличилась в 4 раза.

На Тирлянском листопрокатном заводе были установлены мощные клетки со стальными станинами, построены травильная и механическая мастерские, произведен капитальный ремонт зданий цехов. Наряду с кровельным железом завод стал производить качественные сорта стали - декапированную и динамную.

Дальнейшее развитие получила и цветная металлургия. Были переоборудованы Баймакский медеплавильный завод, Тубинский, Бурибаевский и другие рудники; строились новые предприятия цветной металлургии. В 1929 году в Башкирии впервые в стране началась разработка хромистого железняка, а несколько позже - марганцевой руды. В 1935 году вступил в строй бокситовый рудник, дававший ценнейшую руду для алюминиевой промышленности.

Выросла техническая вооруженность паровозовагоноремонтного, судоремонтного и механического заводов в Уфе. Реконструкции подверглись Красноусольский стекольный завод, Нижне-Троицкая суконная фабрика, Стерлитамакский и Уфимский кожевенные заводы.

Успешно осуществлялось новое промышленное строительство под Уфой. Севернее Уфы одно за другим вступили в строй несколько крупных предприятий, связанных в единый производственный комплекс. Это - ЦЭС мощностью в 10 тысяч киловатт, крупный лесопильный и фанерный заводы, завод дубильных экстрактов и спичечная фабрика. Они были созданы на базе новейшей техники, снабжены высокопроизводительными современными машинами.

Решающую роль в индустриализации Башкирии сыграло создание нефтяной промышленности. Первоначально строительство нефтепромысла шло медленно, но с конца 1934 года оно пошло более быстрыми темпами. Резкий скачок делает и добыча нефти: 1933 год - 20 тысяч тонн, 1934 год - 62 тысячи тонн, 1935 год - 400 тысяч тонн.

Первая пятилетка и последующие годы отмечены появлением в Башкирии целого ряда новых предприятий легкой и пищевой промышленности, а также промышленности строительных материалов. Так, было построено 7 крупных кирпичных заводов, 5 заводов по производству алебастра и извести, завод пишущих машин, кожгалантерейная фабрика, хлебозавод, молочный завод, кондитерская и макаронная фабрики в Уфе, мясокомбинаты и птицекомбинаты в районах.

Значительные изменения произошли и на транспорте республики. Были проложены вторые пути на Куйбышевской железной дороге (на территории БАССР протяженностью в 380 километров), проведена реконструкция путевого хозяйства и железнодорожных станций. Увеличилось количество паровозов и вагонов; грузооборот железных дорог возрос более чем в два раза. Значительно выросли также водный и автомобильный транспорт. В жизнь входил новый вид транспорта - авиация.

Успехи, достигнутые в середине 30-х годов, явились основой для дальнейшего индустриального развития Башкирии на путях социализма.

Читайте также: