Изба модель мироздания 5 класс изо конспект урока
Обновлено: 09.07.2024
Технологическая карта урока - это современная форма педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Учителю с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе целесообразно использовать эту форму конспекта в целях экономии времени. Освободившееся время следует уделить творческой составляющей педагогического труда.
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karata_5_kl.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
по изобразительному искусству в 5 классе
учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга
Григорьева Надежда Анатольевна
Предметная область: Изобразительное искусство (автор Т.Я.Шпикалова)
Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:
- активизация учебно-познавательной деятельности
- развитие мелкой моторики рук, глазомера, аналитического мышления, образного воображения, художественного вкуса.
- формирование любви к народному декоративно-прикладному искусству
Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- формирование умения различать знаки семантики, образы-символы резьбы в деревянном зодчестве (познавательные УУД);
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- формирование умений работать в статичных творческих группах (коммуникативные УУД);
- формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:
ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, магнитофон, образцы плоскостной и выемчатой резьбы по дереву, бумага, карандаш, ластик, карточки с символами, письма.
Предмет: | ИЗО, МХК |
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Петракова Оксана Вячеславовна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 135.50 Kb |
Урок Изобразительного искусства (5 класс)
Тип урока: комбинированный (получение новых знаний, применение и закрепление полученных знаний на практике).
- изучение языка декоративно-прикладного искусства, деревянного зодчества и составление сюжетно-декоративной композиции.
- познакомить учащихся с элементами декора крестьянского дома
- рассмотреть конструкцию русской избы, назначение её частей и украшений;
- показывать своеобразие русско-народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства;
- развивать умения учащихся работать в группах, выполнять коллективную работу;
- развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе изучения, зарисовок знаков семантики, образов-символов резьбы в деревянном зодчестве; логического мышления в умении составлять семантический декоративный орнамент для украшения (декорирования) фасада русской избы;
- развивать художественный вкус, трудолюбие, и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственных художественных композиций орнаментов, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненной коллективной работы в итоге (декорирование макета фасада русской избы).
- раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности на примере народного и декоративно-прикладного искусства;
- создать условия для формирования конструкторских навыков, навыков оформителя.
- воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
Инструменты и материалы учащихся: бумага, гуашь, баночка с водой, кисти.
Презентация материала по русскому деревянному зодчеству с элементами архитектурного декора избы, узорочья теремов и др., знаков древнерусской идеограммы.
Пособие-плакат знаков семантики древнерусской идеограммы, и их обозначение.
Педагогические технологии: проектная работа.
Организационный момент - 2 мин.
Вступительная часть, беседа без названия темы и демонстрация презентации как объяснение темы урока – 5-7 мин.
Определение темы урока учащимися и объяснение художественной деятельности учащихся на уроке – 3 мин.
Практическая работа учащихся индивидуально работа гуашью 10-15 мин.
Работа в группах – наклеивание частей декора на макет – 5 мин.
Коллективная работа.Сборка творческих работ в единое целое, анализ работ, подведение итогов изученного материала по кроссворду – 3- 5 мин.
Рефлексия, уборка рабочих мест (продолжение уборки р/м на перемене).
Дети получают карточки с изображением знаков-символов
-Ребята, посмотрите на свои карточки и подумайте, что означает изображенный на ней знак? Займите место за соответствующим столом
(занимают места по группам).
Подготовка к уроку. Настрой на урок.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом, улыбайтесь.
Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, узнать много нового и плодотворной работы.
Надеюсь, все готовы и настроились на урок. Если да, тогда начнем.
2. Во вступительной части беседы учитель ведет разговор о доме русского человека.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним древние обычаи,
Вспомним нашу старину!
Послушайте отрывок стихотворения и скажите, о чем пойдёт речь сегодня на уроке
Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.
Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так она рубилась,
Но это было так давно.
-Скажите, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Говоря о древнерусской архитектуре, мы сразу представляем себе величественные монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия. Но помимо дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры – русская изба. Да, простая деревенская изба
3.Повторение пройденного материала Мы уже знакомы с конструкцией избы: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза.
- Из каких основных частей состоит русская изба? (слайд №12)
конек (охлупень) – верхний стык двух скатов крыши
4.Объяснение нового материала.
Крестьянская изба становилась для человека, словно маленькая Вселенная.
Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный.
А еще рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех стихий – неба, земли и подземного мира.
Третий ярус - крыша, фронтон ( символизирует небо, небесный свод )
Второй ярус - часть сруба ниже фронтона ( часть дома, где живут люди, символизирует мир людей )
Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол
( символизирует подземный мир, землю предков )
Каждый ярус украшался по определённым правилам.
Но не только сама конструкция дома представляла собой модель мироздания, но и её отдельные части представляли собой маленькие кусочки вселенной.
- Чем и для чего украшались избы?
Резьбой по дереву. Украшение служило оберегом.
- Какие части фасада избы, украшались и какие, символы использовались в украшении?
Традиции украшения дома резным декором сохранены в творчестве народных мастеров. Человек обустраивал свой дом, наполняя его образами не только для украшения, но и для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.
Крыша, как небесный свод
В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.
На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья.
Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.
Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ).
Окна - глаза дома
Окна в представлении о доме как мироздании являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, окружавшим жилище со всех сторон. Чем оно украшалось? (правильно. наличниками и ставнями)
Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части.
И часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши.
Центральная часть — срединный мир — реальный.
Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличник
Так же украшались и другие части декора - обереги.
- А теперь ребята, давайте вспомним, какими символами-оберегами украшали наши предки части декора избы (слайды)
Полотенца и причелины украшали символы солнца в виде розеток и полурозеток.
Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символ земли, выше в диковинных птиц и образы солнца.
Такие наличники, требуют огромного труда и любви к своему дому и семье. Их оберегали как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему они и сохранились до наших дней.
3.Определение темы учащимися и объяснение художественной деятельности учащихся на уроке.
- А теперь ребята перенесемся на много лет назад и попытаемся представить себе, что вы состоите в столярно-плотницких артелях.
Как вы думаете, что вы сегодня будете делать на занятии?
(конструировать и декорировать избу)
Детям предлагается стать мастеровыми.
- Как бывало, село всем миром ставили. Так и нам ребята сегодня предстоит возвести нашу деревеньку всем вместе. Только вот незадача, деревеньку надо поставить очень быстро, поэтому мы разделимся на 3 артели и каждая артель или семья будет ставить свою избу, а в конце работы построим целую деревенскую улицу.
- Но для того, чтобы ниши избы были нарядными и защищенными нам надо приоткрыть тайны мастеров и посмотреть, какими деталями и декором украшали дома св.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные
доски.
Они называются причелины, от слова "чело" – лоб.
Стык причелин, чтоб в щель не
попадала влага, вверху закрыт
небольшим, свешивающимся вниз,
полотенцем.
9. Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее
10. Окна - глаза дома
Чудо - юдо
Наличник. Город Конаково Тверской
области. Змеиный узор. Дом
перевезен из города Корчева в 1936 г.
Стилизованные фигурки берегинь,
разные вариации одной темы.
Вопросы:
1.Зачем люди украшали и продолжают украшать свои
жилища?
2.О чем может поведать трехчастная структура северной
крестьянской избы (крыша, клеть, подклет), ее декор?
Как это связано с мировосприятием наших предков?
Презентация на тему: " Крестьянский дом-модель Вселенной.. Во все времена предметом особой заботы русских зодчих было художественное оформление фасада избы." — Транскрипт:
1 Крестьянский дом-модель Вселенной.
2 Во все времена предметом особой заботы русских зодчих было художественное оформление фасада избы
3 Конь – охлупень (конёк крыши)
4 Полотенце и причелины
8 Внутреннее убранство русской избы.
9 Главной частью любого дома была комната с печью.
11 Красный угол. (Красивый.)
13 КОННИК или МУЖСКОЙ УГОЛ
14 Крестьянская мебель Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась : стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в 19 веке.
Похожие презентации
Д е р е в н я. Крестьянская изба Крестьянская изба.
Интерьер (фр. внутренний) это структура, убранство и оборудование внутреннего пространства различных сооружений.
Изба – русское жилище, построенное из дерева. Сейчас встречается в сёлах и деревнях, но до 18 века строились и в городах. Дома были четырехугольные. Деревянные.
И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. ( Вадим Шафран)
Карельская изба Что же такое карельская изба? Казалось бы, ничего необычного. Впрочем, это только на первый взгляд всё просто и понятно.
Автор презентации : Исакова Н. Г.. д. Малая Сельга Олонецкого района.
Убранство русской избы кухонная утварь Урок по программе НеменскогоБ.М. для 5класса подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна учитель изо ГБОУ СОШ 509 г Москва.
Интерьер крестьянской избы. Как выглядела изба с наружи Крестьяне жили в избе, крытой соломой Окна выходящие на улицу украшали резьбой.
Домашнее задание: Принести: цветную бумагу Ножницы, клей Восковые мелки или гуашь и кисти.
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы
Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.
Быт и нравы Древней Руси.
Открываем дверь – перед нами крестьянская изба. В углу русская печь со всем убранством: чугунами, железной заслонкой, деревянной лопатой, ухватами. Раньше.
В экспозиции представлен фрагмент интерьера крестьянской избы с печью и Красным углом. В Красном углу размещена икона с изображением Иисуса Христа, подаренная.
Подбираем похожую презентацию.
Читайте также: