Изба модель мироздания 5 класс изо конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

Технологическая карта урока - это современная форма педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Учителю с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе целесообразно использовать эту форму конспекта в целях экономии времени. Освободившееся время следует уделить творческой составляющей педагогического труда.

ВложениеРазмер
tehn.karata_5_kl.docx 26.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

по изобразительному искусству в 5 классе

учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга

Григорьева Надежда Анатольевна

Предметная область: Изобразительное искусство (автор Т.Я.Шпикалова)

Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

- активизация учебно-познавательной деятельности

- развитие мелкой моторики рук, глазомера, аналитического мышления, образного воображения, художественного вкуса.

- формирование любви к народному декоративно-прикладному искусству

Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

- формирование умения различать знаки семантики, образы-символы резьбы в деревянном зодчестве (познавательные УУД);

- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- формирование умений работать в статичных творческих группах (коммуникативные УУД);

- формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:

ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, магнитофон, образцы плоскостной и выемчатой резьбы по дереву, бумага, карандаш, ластик, карточки с символами, письма.

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Конспекты
Автор: Петракова Оксана Вячеславовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 135.50 Kb

Урок Изобразительного искусства (5 класс)

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний, применение и закрепление полученных знаний на практике).

- изучение языка декоративно-прикладного искусства, деревянного зодчества и составление сюжетно-декоративной композиции.

- познакомить учащихся с элементами декора крестьянского дома

- рассмотреть конструкцию русской избы, назначение её частей и украшений;

- показывать своеобразие русско-народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства;

- развивать умения учащихся работать в группах, выполнять коллективную работу;

- развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе изучения, зарисовок знаков семантики, образов-символов резьбы в деревянном зодчестве; логического мышления в умении составлять семантический декоративный орнамент для украшения (декорирования) фасада русской избы;

- развивать художественный вкус, трудолюбие, и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственных художественных композиций орнаментов, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненной коллективной работы в итоге (декорирование макета фасада русской избы).

- раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности на примере народного и декоративно-прикладного искусства;

- создать условия для формирования конструкторских навыков, навыков оформителя.

- воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

Инструменты и материалы учащихся: бумага, гуашь, баночка с водой, кисти.

Презентация материала по русскому деревянному зодчеству с элементами архитектурного декора избы, узорочья теремов и др., знаков древнерусской идеограммы.

Пособие-плакат знаков семантики древнерусской идеограммы, и их обозначение.

Педагогические технологии: проектная работа.

Организационный момент - 2 мин.

Вступительная часть, беседа без названия темы и демонстрация презентации как объяснение темы урока – 5-7 мин.

Определение темы урока учащимися и объяснение художественной деятельности учащихся на уроке – 3 мин.

Практическая работа учащихся индивидуально работа гуашью 10-15 мин.

Работа в группах – наклеивание частей декора на макет – 5 мин.

Коллективная работа.Сборка творческих работ в единое целое, анализ работ, подведение итогов изученного материала по кроссворду – 3- 5 мин.

Рефлексия, уборка рабочих мест (продолжение уборки р/м на перемене).

Дети получают карточки с изображением знаков-символов

-Ребята, посмотрите на свои карточки и подумайте, что означает изображенный на ней знак? Займите место за соответствующим столом

(занимают места по группам).

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом, улыбайтесь.

Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, узнать много нового и плодотворной работы.

Надеюсь, все готовы и настроились на урок. Если да, тогда начнем.

2. Во вступительной части беседы учитель ведет разговор о доме русского человека.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним древние обычаи,

Вспомним нашу старину!

Послушайте отрывок стихотворения и скажите, о чем пойдёт речь сегодня на уроке

Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так она рубилась,
Но это было так давно.

-Скажите, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Говоря о древнерусской архитектуре, мы сразу представляем себе величественные монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия. Но помимо дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры – русская изба. Да, простая деревенская изба

3.Повторение пройденного материала Мы уже знакомы с конструкцией избы: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза.

- Из каких основных частей состоит русская изба? (слайд №12)

конек (охлупень) – верхний стык двух скатов крыши

4.Объяснение нового материала.

Крестьянская изба становилась для человека, словно маленькая Вселенная.

Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный.

А еще рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех стихий – неба, земли и подземного мира.

Третий ярус - крыша, фронтон ( символизирует небо, небесный свод )

Второй ярус - часть сруба ниже фронтона ( часть дома, где живут люди, символизирует мир людей )

Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол

( символизирует подземный мир, землю предков )

Каждый ярус украшался по определённым правилам.

Но не только сама конструкция дома представляла собой модель мироздания, но и её отдельные части представляли собой маленькие кусочки вселенной.

- Чем и для чего украшались избы?

Резьбой по дереву. Украшение служило оберегом.

- Какие части фасада избы, украшались и какие, символы использовались в украшении?

Традиции украшения дома резным декором сохранены в творчестве народных мастеров. Человек обустраивал свой дом, наполняя его образами не только для украшения, но и для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.

Крыша, как небесный свод

В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.

На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья.

Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.

Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ).

Окна - глаза дома

Окна в представлении о доме как мироздании являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, окружавшим жилище со всех сторон. Чем оно украшалось? (правильно. наличниками и ставнями)

Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части.

И часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши.

Центральная часть — срединный мир — реальный.

Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличник

Так же украшались и другие части декора - обереги.

- А теперь ребята, давайте вспомним, какими символами-оберегами украшали наши предки части декора избы (слайды)

Полотенца и причелины украшали символы солнца в виде розеток и полурозеток.

Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символ земли, выше в диковинных птиц и образы солнца.

Такие наличники, требуют огромного труда и любви к своему дому и семье. Их оберегали как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему они и сохранились до наших дней.

3.Определение темы учащимися и объяснение художественной деятельности учащихся на уроке.

- А теперь ребята перенесемся на много лет назад и попытаемся представить себе, что вы состоите в столярно-плотницких артелях.

Как вы думаете, что вы сегодня будете делать на занятии?

(конструировать и декорировать избу)

Детям предлагается стать мастеровыми.

- Как бывало, село всем миром ставили. Так и нам ребята сегодня предстоит возвести нашу деревеньку всем вместе. Только вот незадача, деревеньку надо поставить очень быстро, поэтому мы разделимся на 3 артели и каждая артель или семья будет ставить свою избу, а в конце работы построим целую деревенскую улицу.

- Но для того, чтобы ниши избы были нарядными и защищенными нам надо приоткрыть тайны мастеров и посмотреть, какими деталями и декором украшали дома св.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные
доски.
Они называются причелины, от слова "чело" – лоб.
Стык причелин, чтоб в щель не
попадала влага, вверху закрыт
небольшим, свешивающимся вниз,
полотенцем.

9. Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее

10. Окна - глаза дома

Чудо - юдо
Наличник. Город Конаково Тверской
области. Змеиный узор. Дом
перевезен из города Корчева в 1936 г.
Стилизованные фигурки берегинь,
разные вариации одной темы.

Вопросы:
1.Зачем люди украшали и продолжают украшать свои
жилища?
2.О чем может поведать трехчастная структура северной
крестьянской избы (крыша, клеть, подклет), ее декор?
Как это связано с мировосприятием наших предков?

Презентация на тему: " Крестьянский дом-модель Вселенной.. Во все времена предметом особой заботы русских зодчих было художественное оформление фасада избы." — Транскрипт:

1 Крестьянский дом-модель Вселенной.

2 Во все времена предметом особой заботы русских зодчих было художественное оформление фасада избы

3 Конь – охлупень (конёк крыши)

4 Полотенце и причелины

8 Внутреннее убранство русской избы.

9 Главной частью любого дома была комната с печью.

11 Красный угол. (Красивый.)

13 КОННИК или МУЖСКОЙ УГОЛ

14 Крестьянская мебель Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась : стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в 19 веке.

Похожие презентации

Д е р е в н я. Крестьянская изба Крестьянская изба.

Д е р е в н я. Крестьянская изба Крестьянская изба.

Интерьер (фр. внутренний) это структура, убранство и оборудова­ние внутреннего пространства различных сооружений.

Интерьер (фр. внутренний) это структура, убранство и оборудова­ние внутреннего пространства различных сооружений.

Изба – русское жилище, построенное из дерева. Сейчас встречается в сёлах и деревнях, но до 18 века строились и в городах. Дома были четырехугольные. Деревянные.

Изба – русское жилище, построенное из дерева. Сейчас встречается в сёлах и деревнях, но до 18 века строились и в городах. Дома были четырехугольные. Деревянные.

И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. ( Вадим Шафран)

И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. ( Вадим Шафран)

Карельская изба Что же такое карельская изба? Казалось бы, ничего необычного. Впрочем, это только на первый взгляд всё просто и понятно.

Карельская изба Что же такое карельская изба? Казалось бы, ничего необычного. Впрочем, это только на первый взгляд всё просто и понятно.

Автор презентации : Исакова Н. Г.. д. Малая Сельга Олонецкого района.

Автор презентации : Исакова Н. Г.. д. Малая Сельга Олонецкого района.

Убранство русской избы кухонная утварь Урок по программе НеменскогоБ.М. для 5класса подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна учитель изо ГБОУ СОШ 509 г Москва.

Убранство русской избы кухонная утварь Урок по программе НеменскогоБ.М. для 5класса подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна учитель изо ГБОУ СОШ 509 г Москва.

Интерьер крестьянской избы. Как выглядела изба с наружи Крестьяне жили в избе, крытой соломой Окна выходящие на улицу украшали резьбой.

Интерьер крестьянской избы. Как выглядела изба с наружи Крестьяне жили в избе, крытой соломой Окна выходящие на улицу украшали резьбой.

Домашнее задание: Принести: цветную бумагу Ножницы, клей Восковые мелки или гуашь и кисти.

Домашнее задание: Принести: цветную бумагу Ножницы, клей Восковые мелки или гуашь и кисти.

Меринова Л.И. Учитель МОУ СОШ 49. СОДЕРЖАНИЕ: 1.Русская изба 2.Декор избы 3.Символика 4.Резьба в декоре избы 5.Практическая работа.

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: План-конспект урока ИЗО в 5 классе Внутренний мир русской избы

Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.

Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.

Быт и нравы Древней Руси.

Быт и нравы Древней Руси.

Открываем дверь – перед нами крестьянская изба. В углу русская печь со всем убранством: чугунами, железной заслонкой, деревянной лопатой, ухватами. Раньше.

Открываем дверь – перед нами крестьянская изба. В углу русская печь со всем убранством: чугунами, железной заслонкой, деревянной лопатой, ухватами. Раньше.

В экспозиции представлен фрагмент интерьера крестьянской избы с печью и Красным углом. В Красном углу размещена икона с изображением Иисуса Христа, подаренная.

В экспозиции представлен фрагмент интерьера крестьянской избы с печью и Красным углом. В Красном углу размещена икона с изображением Иисуса Христа, подаренная.

Подбираем похожую презентацию.

Читайте также: