Конспект урока безударные гласные в корне слова проверяемые ударением 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: по­знакомить учащихся со способами проверки безударных гласных в корне слова; развивать умение находить орфограмму в слове; совершенствовать орфографическую грамотность учащихся; при­вивать интерес к русскому языку (в том числе к языку фольклорных произведе­ний), воспитывать речевую культуру.

Задачи урока: 1.Закрепить понятие безударной гласной; корень слова.

2. Обеспечить усвоение учащимися правил правописания безударных гласных в корне слова.

3. Развитие орфографической зоркости, познавательной активности учащихся.

4. Воспитание интереса к предмету; добросовестного отношения к труду.

I. Организационный момент

II.Фонетическая зарядка (на материале домашнего упражнения)

— Что может происходить с согласными, стоящими на конце слова? (Оглушение.) Приведите примеры из домашнего упражне­ния. (Вёз, сторож, каталог, пейзаж, шоколад.)

— Могут ли оглушаться согласные, стоящие в середине слова? (Да. Сказка, травка.) А озвончаться? (Да. Молотьба, футбол.)

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 24 (выполняется одним учащимся у доски).

Молотьба — молотить, вез — везет, сторож — сторожить, сказка — сказать, пейзаж — пейзажи, каталог — каталоги, шо­колад — шоколадный, травка — травяной.

2. Работа с классом.

— В конце прошлого урока мы обращались к пословицам о гра­моте и знаниях, а сейчас попробуйте объяснить смысл следующих пословиц (записаны на доске).

• Дерево дорого плодами, а человек делами.

• Коси, коса, пока роса; роса долой — коса домой.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Лентяй и сидеть устает.

— Знаете ли вы другие пословицы о труде?

3. Фронтальный опрос-повторение.

— Что изучает орфография?

— Что такое орфограмма?

4. Переход к теме урока.

Введение в тему урока

— Запишем первую пословицу и найдем орфограммы. Дерево дорого плодами, а человек делами.

— В какой части слова они находятся? (В корне.)

Постановка темы и целей урока

Итак, мы открываем тему сегодняшнего урока. (Озвучивание темы урока и задач, стоящих перед учащимися.)

IV. Объяснение нового материала

1. Знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова на с. 15 учебника.

2. Анализ материала упр. 25 (1). Составление опорного конспекта:

1. Один — много: трава — травы (формы одного слова)

Много — один: шаги - шаг

2. Слово-предмет: трещит — треск;

Слово-признак: темнота — темный; (однокоренные слова)

Слово-действие: ходьба — ходит

V. Закрепление изученного материала

1. Устное наблюдение над примерами в упр. 25 (2).

2. Подбор проверочных слов и графическое обозначение орфо­граммы (на материале записанных на доске пословиц).

Пришло письмишко мне,

Из лагеря, от Мишки.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут.

И что такое он плетет —

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни.

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется — надо подлечить:

Заставить правила учить.

Выделенные предложения записаны на доске. Учащиеся находят ошибки, комментируя свой ответ.

5. Упр. 27 (по вариантам).

Вода, водяной, водичка Лес, лесок, лесничий

Смех, смешной, смешить Левый, налево, левая

— Назовите во 2 и 3 группе слово, которое будет проверочным для остальных. (Смех, лес.)

— Нужна ли проверка словам из 4 группы?

6. Самостоятельная работа учащихся по упр. 28. (Два учащихся выполняют у доски.)

7. Занимательное упражнение (работа по вариантам). Записать загадку и отгадку к ней. Подчеркнуть слова с про­веряемой безударной гласной в корне слова. Устно подобрать про­верочные слова.

• Выгоняли рога погулять на луга,

И рога вечерком прибрели с молоком. (Корова.)

• Всю зиму на дворе лежал, весной куда-то убежал. (Снег.)

VI. Подведение итогов

Добавить необходимую информацию в алгоритм (написан на доске или распечатан на каждую парту).

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова

1. Прочитай слово, поставь . (ударение).

2. Выдели . (корень) и подчеркни . (безударную гласную).

3. Подбери . (проверочное) слово так, чтобы гласный стал под . (ударением).

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_5_klassa.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка для 5 класса.

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Осознание алгоритма успешного учебного действия.

Осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Л_са в д_ли в_днее

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

Вопросы и задания

- Прочитайте отрывок из стихотворения.

- Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?

- Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

- Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – уда'рный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

- Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

- Какие позиции есть у звуков?

- Что мы записываем с помощью букв?

- Когда гласная буква занимает сильную позицию?

Гриб, грибок, воробей, вода, водичка, рука, собака, земля, садовый,карандаш, речка, трясёт, висит, малина,огурец, стена, окно, дорога,полёт, листок, листик

б) Объяснительный диктант.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь),

в) Самостоятельная работа.

Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

д) Работа в группах.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

е) Устная работа с пословицами.

Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

5) Проверочный диктант.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

6) Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

7) Домашнее задание . Найди 8 пословиц, в которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: Учебник: Русский язык. 5 класс. ФГОС. Ладыженская Т.А. и др.

Цель: научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

Предметные: отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; находить в тексте слова с заданной орфограммой;

Метапредметные:

Познавательные: развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие)

Регулятивные: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся.

Коммуникативные: Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других; уметь работать в парах, группе.

Личностные: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим;

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

записывают в тетрадь число

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Начинают оформлять классную запись (число, классная работа, тема)

На доске записан текст. Вставьте пропущенные буквы и запишите его в тетрадь

На л..сном оз..ре наступили х..лода. Падают сн..жинки в чёрную воду. На кр..ях по..вился тонкий л..док.

Какое правило вы применили?

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)

Как проверить безударную гласную в корне?

По какому алгоритму действовали?

Памятка-алгоритм.

Прочитайте слово.
Поставьте ударение.
Выделите корень.
Подчеркните безударные гласные в корне.
Подберите проверочные слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 5класс Безударная гласная в корне слова.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:


Семнадцатое октября. Классная работа. Безударная гласная в корне слова, прове.

Семнадцатое октября. Классная работа. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.



Висна. Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день ото.

Висна. Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день ото дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.

Весна. ЗИма уходить не хочет. Прячет последний снежок в лесу. Воздух день ото.

Весна. ЗИма уходить не хочет. Прячет последний снежок в лесу. Воздух день ото дня теплее. Небо светлее. Потекли ручейки. Вода залила тропинки. Звенит весёлая капель. Вот и верба нарядилась в белые серёжки. На солнечной полянке появилась молодая трава.

Физкультминутка А - хлопаем в ладоши Я - поднимаем руки вверх О - приседаем.

Физкультминутка А - хлопаем в ладоши Я - поднимаем руки вверх О - приседаем Е - подскок

Проверь себя! Вариант 1 Вариант 2 1 2 3 4 5 6 7 8 А А А О А Е А О 1 2 3 4 5 6.

Проверь себя! Вариант 1 Вариант 2 12345678 АААОАЕАО 12345678 ЕООООАЕО

 И научился….. Т было интересно… О было трудно …. Г мои ощущения….

И научился….. Т было интересно… О было трудно …. Г мои ощущения….

Спасибо за урок! Домашнее задание № 140, страница 66

Спасибо за урок! Домашнее задание № 140, страница 66

Выбранный для просмотра документ Работа в группах_Исправь ошибки ВАСИ.doc

Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день ото дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель.

Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.

Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день ото дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель.

Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.

Выбранный для просмотра документ Таблицы к сам.работе_Проверяю себя.doc

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока 5 класс_Коростелева.doc

Автор: Коростелева Олеся Васильевна

Урок русского языка в 5 классе

Тип урока – изученного нового материала.

способствовать формированию учебно-познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;

создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.

Планируемые результаты:

Научатся способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге. Подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в корне слова.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.

Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия.

Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников.

1.Обучающие – отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;

2.Развивающие - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь;

содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; Развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательные - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим. Умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие; Создать благожелательную творческую атмосферу.

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

личностных результатов:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;

установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

производить логические операции;

формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

слушать и понимать речь других;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.

освоить способ проверки парных согласных на конце слов;

уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

предметных результатов:

анализировать устную речь;

подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы.

Технологическая карта урока русского языка

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД,

за счет чего

I .Организационный момент

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём:

положительный настрой на урок русского языка

- Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу . Я желаю вам хорошего настроения Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!

Слушают, настраиваются на урок.

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

II .Актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации.

Мотивирующий приём:

подводящий к теме диалог.

Жила-была бабушка Орфографушка и была у ее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку.

На доске записано стихотворение:

Л..са вд..ли в..днее,

Заметней и м лее

На пашне п..л..са.

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.

Какое правило вы применили?

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)

Как проверить безуд. гласный в корне?

По какому алгоритму действовали?

Давайте вспомним алгоритм и проверим себя ( Слайд № 1 )

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударение,

Чтоб развеять все сомнения!

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.

Вспоминают, а потом прочитывают алгоритм.

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать.

формулировать собственное мнение

Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова:

-Задание (вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний

-определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

III. Формулирование темы урока

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.

Продуктивное задание: определить тему урока

IV. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Продуктивное задание: сформулировать правило правописания безударных гласных путем выбора нужной информации из текста

Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных способом объяснения лексического значения слов.

V. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление

Тема. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

I. Организационный момент.

II. Новый материал.

1. Постановка цели урока (слово учителя).

- Сегодня мы начинаем открытие законов русского языка. Вы сами будете открывать эти законы. Их мы будем записывать в ваш исследовательский дневник. Начнем с одного из самых важных законов русского языка. Вы должны вспомнить этот закон, применить его на практике и записать в исследовательский дневник.

А) Материал для исследования записан на доске.

- Вставьте в слова пропущенные гласные буквы.

- Запишите слова в тетрадь.

Починить
Удивительный
Тропинка
Золотой
Очаровательный
Белизна
Объединяться

- Какую гласную букву вставили в первое слово?

- Кто написал правильно? (Поставьте на полях 1балл.)

- Кто ошибся? Исправьте.

У каждого человека есть свое имя. Каждая орфограмма тоже имеет имя.

Назовите имя этой орфограммы. Мои вопросы помогут вам это сделать.

Вопрос 1. Почему мы сомневаемся в написании этой буквы? (Потому что она безударная)

Давайте обозначим это в слове.

Вопрос 2. В какой части слова находится безударная гласная? (В корне)

Назовите имя этой орфограммы. (Безударная гласная в корне слова.)

Почему в этом слове пишется данная гласная? (Проверочное слово …)

А сейчас назовите полное имя этой орфограммы. (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

Это и есть тема сегодняшнего урока. Мы не будем записывать ее в тонкую тетрадь, потому что запишем в дневник исследователя.

В) - Как вы думаете, куда лучше записать проверочное слово? Почему? (Перед словом, так как, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, нужно сначала подобрать проверочное слово.) Давайте запишем проверочное слово.

Орфограмму мы подчеркнули одной чертой, а как вы подчеркнете проверочную гласную? (Двумя чертами.)

Чем отличаются гласные в этих словах? (Ударением.) Поставим ударение.

В какой части слова находится проверочная гласная? (В корне.)

Г) – Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания проверяемой безударной гласной в корне слова.

  1. Закон должен отражать самое главное.
  2. Формулировка должна быть краткой.

(Спросить несколько человек)

- Кто лучше сформулировал закон?

За формулировку закона я ставлю оценки.

Сейчас нам нужно записать закон в дневник исследователя.

С чего мы должны начать запись первого закона русского языка?

(С записи имени орфограммы)

Какой пастой лучше записать имя орфограммы? (Красной)

Что главное в формулировке закона? (Проверяется ударением)

Какой пастой запишем? (Красной)

А сейчас проверьте вашу запись: безударная гласная в корне слова проверяется ударением.

Выучите этот закон.

Рассказать первый закон русского языка.(2-3 человека)

Упражнение 22(уч-к Рус. яз./ Ладыженская Т.А. и др.) Первая часть – вместе (По колонкам. Ошибка – ход другой колонке. Кто дальше продвинется?), вторая – самостоятельно.

IV. Домашнее задание.

Выучить закон русского языка (три примера!), упражнение 23(выполнить столбиком, проверочное слово – впереди), разбор по составу: холмистый, заглядеться, удивляться.

Читайте также: