А п бородин богатырская симфония конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Задача урока "Богатырская тема в русской и советской музыке"создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений. И формировать образ будущего героя - богатыря, защитника своей Родины.

Оценить 1333 0

Тема: Богатырская тема в русской и советской музыке.

Форма урока: урок-беседа.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Раскрытие образов героев - богатырей в каждой исторической эпохе.

Учить анализировать образ богатыря-героя на примере музыкальных произведений.

Развивающие:

Создавать условия для познавательно-активной деятельности.

Развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение.

Воспитательные:

Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений.

Формировать образ будущего героя - богатыря, защитника своей Родины.

Оборудование урока:

Музыкальный материал:

4. пластическое интонирование;

2. личностно – ориентированного обучения;

3. информационно – компьютерные технологии;

Формы работы:

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Изучение нового материала.

3.1. Создание графической партитуры.

3.2.Богатыри разных времён.

Закрепление нового материала.

Итог урока. Рефлексия.

Так начинается былинный сказ вещего Баяна о подвигах русских богатырей. Свой былинный сказ начнём и мы с вами.

Вопрос: Ребята, назовите, пожалуйста, имена известных Вам богатырей?

Ответ:Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга Святославович.

Учитель: Предлагаю вместе составить словесный портрет этих богатырей.

Задание: Обратите внимание на доску. Вам необходимо вставить пропущенные слова в предложение.

Характеристика богатырей

Богатырь великой ……., ростом выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее.

2. Добрыня Никитич

Он и статен и высок. …….. обучен. И в бою силён, и слово умное скажет.

3. Алёша Попович

Отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы недоставало – там ………. побеждал.

Учитель: Начнем (учитель зачитывает текст и останавливается, ожидая продолжения текста учащимися)

1.Святогор. Богатырь великой силы, ростом выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее.

2.Добрыня Никитич. Он и статен и высок. Грамоте обучен. И в бою силён, и слово умное скажет.

3.Алёша Попович. Отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы недоставало – там смекалкой побеждал.

Вопрос: Ребята, какие главные качества характеризуют богатырей, найдите эти слова в тексте?

Ответ:Сила, стать, ум, смекалка, хитрость.

Учитель: Где могут проявиться эти качества?

Ответ:В бою, защищая других.

Вывод:Богатыри - это могучие люди, наделённые необыкновенным умом и смекалкой. Защитники своей земли.

3. Изучение нового материала: (20 минут)

Русский художник, Виктор Михайлович Васнецов горячо любил родину и гордился ею.

Учитель: Перед нами Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Вопрос: Как ведут себя богатыри на картине?

Ответ: Зорко вглядываются вдаль богатыри и чутко прислушиваются, нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

Учитель: Глядя на эту картину, мы понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся, не сдобровать тем на кого они обрушат свой справедливый гнев.

Чтобы продолжить разговор о симфонии выясним…..

Вопрос: Что такое симфония?

Симфония –

это многочастное произведение для симфонического оркестра.

Ответ: многочастное произведение для симфонического оркестра.

Учитель: Мы послушаем с Вами фрагмент из 1 части.

Слушание фрагмента богатырской симфонии Бородина.

3.1. Создание графической партитуры.

Вопрос: Есть ли сходство музыки с образом богатырей?

Вопрос: В чём оно заключается?

Ответ: Музыка наполнена могучей силой, звучит мужественно, сурово и мощно.

Встали. Будьте внимательны.

Задание: Попробуем вместе (учитель и дети дирижируют).

Вопрос: Что вы почувствовали?

Ответ: Музыка жила во мне, переполняла, я чувствовал себя сильным.

Учитель: Те пластические движения, которые мы выполняли, попробуем изобразить графическими знаками. Они могут быть самыми разными, главное, эти знаки должны выражать характер и движение мелодии.

Учитель показывает набор знаков - ученики выбирают.

______ ________ ______

Раздаются карточки, и учитель с учениками создают графическую партитуру.

Вывод: Мы научились создавать графическую партитуру.

Вопрос: Какую работу мы выполнили, слушая симфонию Бородина.

Ответ: Мы слушали, пластически интонировали и создавали графическую партитуру.

Учитель: Всё это помогло выразить сущность богатырской натуры. Силу, волю, мужество. Картина Васнецова и симфония Бородина связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.

3.2. Богатыри разных времён.

А. Невский А. Суворов

Учитель: Перед нами портреты великих полководцев, народных героев, разных времён, горячо любивших свою Родину и служивших своему Отечеству: А. Суворов, А.Невский. Можно ли про них сказать, что они богатыри?

Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу вам о А. Суворове.

Вопрос: Можно ли сказать, что А. Суворов. Настоящий богатырь?

Ответ: Да, потому что он так же как и богатыри сражался за свободу России, был народным героем.

Герой – это человек способный на поступок.

Учитель: Правильно.

Последуем примеру великого полководца, и сделаем гимнастику.

4. Ритмическая гимнастика: (1 минута)

Дружно встала – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и ещё, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.

Учитель: А. Суворов почитал князя А. Невского, посвятившего всю свою жизнь служению Отечеству.

Вопрос:Что он выражает?

Ответ:Взгляд смелый, напористый, решительный.

Вопрос:Какой жест князя выражает уверенность и героический настрой

Ответ:Меч в руках князя.

Вопрос: О чём говорит название произведения?

Ответ: Призыв к бою.

Итак, слушаем.

Вопрос: Как может повлиять эта музыка на человека?

Ответ: Придать силы и уверенности.

Учитель: Значит, искусство может вдохновлять человека на поступок.

Вопрос: Можно ли сказать, что А. Суворов и А. Невский настоящие богатыри?

Ответ: Да, потому что они так же как и богатыри сражались за свободу России. Во имя свободы и мира они совершали героические поступки.

Учитель: Правильно. Значит можно утверждать, чтобогатыри это герои, возможно не обладающие той могучей силой, как Илья Муромец, но обладающие огромной любовью к родной земле.

Вопрос: Что общего в музыке С. Прокофьева и А. Бородина?

Ответ: Сила, мощь, русского народа.

5. Закрепление нового материала: (12 минут)

На земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький

У него была служба маленькая и маленький очень портфель.

Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.

Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие

И маленькую по размеру шинель.

А когда он упал, некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле не хватило бы мрамора,

Что бы вырубить парня в полный рост!

Учитель: Можно ли этого маленького человека, назвать богатырем, героем, патриотом своей земли?

Ответ: Да. Потому что он совершил подвиг, огромного значения. Подвиг с большой буквы.

Учитель: Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно есть. Во все времена были свои герои. Песня, которую мы сегодня исполним вместе, тоже посвящена героям, точнее герою, достойному звания богатыря.

Вопрос: Что героического совершил маленький трубач.

Ответ: Заиграл на трубе, не растерялся и повёл за собой солдат в бой.

Учитель: Такие разные вы приходите в этот мир, и в ваших руках сделать этот мир лучше. Именно вы, дорогие ребята будущее нашей России.

На месте этого мальчика мог быть каждый из Вас.

6. Итог урока. Рефлексия.

Когда-то богатырь Добрыня Никитич, собирая войско, произносил богатырские заповеди Нам нужно вставить пропущенные слова в предложениях.

Заповеди Добрыни Никитича

Заповедь первая:Добро на земле …….; и не для себя – для людей жить.

Заповедь вторая:Силу взрастить великую Богатырскую; и не гневом с врагом ………, а любовью ту силу направлять, чтобы верх над неприятелем держать.

Заповедь третья:Мудрость иметь, чтобы рассудить, где зло, где добро. Чтоб невинного не ……. чтоб виновного не озлобить, а исцелить, чтоб Добру силы прибавить.

- Заповедь первая: Добро на земле творить; и не для себя – для людей жить.

- Заповедь вторая: Силу взрастить великую Богатырскую; и не гневом с врагом сражаться, а любовью ту силу направлять, чтобы вверх над приятелем держать.

- Заповедь третья: Мудрость иметь, чтобы рассудить, где зло, где добро. Чтоб невинного не погубить, чтоб виновного не озлобить, а исцелить, чтоб Добру силы прибавить.

Вопрос: Что доброго вы можете совершить сейчас?

Ответ: помочь родителям, пожилым людям, перевести через дорогу, и т.д.

Учитель: Сегодня на уроке мы раскрыли богатырскую тему в музыке, в песне, в литературе, в картинах, на конкретных исторических фактах.

Урок №17. Богатырская симфония А. П. Бородина

Цель: Познакомить учащихся с симфоническим творчеством Бородина.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.

Вторая симфония Бородина не только одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением одного из крупнейших дирижеров той поры Эдуарда Направника.

Первая часть написана в форме сонатного allegro. Именно в ней особенно ярко воплощены богатырские образы симфонии.

Музыка первой части как из зерна произрастает из начальной темы главной партии.

Эта тема близка русским былинным напевам. Ей отвечают наигрыши деревянных духовых инструментов, похожие на народные пляски.

Совсем другой характер имеет тема побочной партии. Она близка лирическим песням русского народа. В ней выражаются лирические чувства не одного человека, а целой массы народа. А еще она как будто рисует раздольную русскую степь.

Побочная партия не противопоставляется главной, а служит ее дополнением.

Разработка построена по излюбленному Бородиным эпическому, картинному принципу. Она строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, которые напоминают боевые схватки, былинные подвиги, и лирических, более личных моментов, построенных на развитии побочной партии. В результате этого развития побочная приобретает ликующий характер.

После сжатой репризы кода с огромной силой утверждает первую тему.

Вторая часть — стремительное скерцо. С предыдущей частью оно связано кратчайшей связкой — одним протянутым аккордом.

Трио пленяет мелодическим очарованием. Для творчества Бородина характерен восточный колорит многих тем. Вот и эта мелодия овеяна восточной негой.

Но трио невелико по размерам. И вновь возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.

Третью часть, Andante, можно назвать богатырской эпической песнью. Оно рисует образ Баяна — легендарного древнерусского певца. Эта часть воспринимается как рассказ народного сказителя о славных битвах и подвигах древних витязей.

Аккорды арфы рисуют переборы струн на гуслях Баяна. Валторна запевает поэтическую мелодию — одну из лучших страниц музыки композитора.

Эта тема является главной партией сонатной формы, в которой написана третья часть симфонии. Побочная партия звучит как ее продолжение. Но настроение здесь становится другим. Как будто сказитель от рассказа о мирной жизни перешел к повествованию о тревожных и грозных событиях.

Но постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором главная тема звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Эти темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

3. Слушание музыкальных фрагментов: Богатырская симфония А. П. Бородина: 1-я часть – фрагмент, 2-я часть – основная тема и тема трио, 3-я часть – экспозиция, финал – экспозиция.

4. Обобщение урока:

1. Сколько лет заняла работа над Второй симфонией? Когда она была закончена?

2.Приведи записанные Стасовым слова Бородина о программе симфонии.

4. Какой тип симфонизма характерен для творчества Бородина? Что отличает этот тип?

Цель урока:

1) образовательные:

- показать связь между музыкальным и изобразительным искусством;

2) развивающие :

– развивать творческое воображение учащихся;
– способствовать развитию патриотических чувств.

3) воспитательные:

– воспитывать интерес к творчеству Бородина;
– воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной литературой.
Оборудование: ТСО, экран, репродукции картин.

ХОД УРОКА

(СЛУШАНИЕ ГЛАВНОЙ ПАРТИИ ПЕРВОЙ ЧАСТИ СИМФОНИИ).

УЧИТЕЛЬ: Итак, какие же образы возникли у вас, ребята после прослушивания первой темы?

УЧИТЕЛЬ: Совершенно верно ребята. Начинается произведение темой, полной могучей суровой силы, одновременно грозной и величавой. Возникает образ богатырской удали и бесстрашия, воссоздающий героев русского былинного эпоса. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. Что-то есть в ней бесконечно древнее, былинное.

УЧИТЕЛЬ: Скажите, в чьем исполнении звучит это произведение?

ОТВЕТ: Симфонического оркестра.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. А давайте вспомним, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

УЧИТЕЛЬ: Правильно. А какие произведения исполняет симфонический оркестр?

ОТВЕТ: Симфонии, концерты…….

УЧИТЕЛЬ: “Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи. Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины – это “Иван Сусанин” в опере Михаила Ивановича Глинки, “Князь Игорь” в опере Александра Порфирьевича Бородина, “Александр Невский” в кантате Сергея Сергеевича Прокофьева.

То не ясны соколы солеталися,

А славны добры молодцы собиралися,

Ко тому ли Володимиру соезжалися..

УЧИТЕЛЬ: Скажите ребята, а кто знает автора картин, которые вы сейчас видели?

ОТВЕТ: Виктор Михайлович Васнецов.

УЧИТЕЛЬ: А теперь ребята, давайте так же внимательно послушаем вторую тему и определим так же её образ и характер.

(СЛУШАЕМ ВТОРУЮ ТЕМУ I ЧАСТИ СИМФОНИИ)

УЧИТЕЛЬ: Правильно. (СЛАЙДЫ ПРИРОДЫ) Эта тема раздольна и протяжна как русская народная песня, как ширь полей, глубина русского неба и разлив русских рек. Вторая тема начинается мягким звучанием виолончелей, а затем звучит у флейт с кларнетами. Вот прекрасный образец бородинской лирики!

УЧИТЕЛЬ: а теперь, познакомившись с темами богатырей и русской природы, давайте послушаем, как они переплетаются в дальнейшем музыкальном развитии. (СЛУШАЕМ РАЗРАБОТКУ 1 ЧАСТИ).

ВОПРОС: Какие образы возникают у вас при прослушивании этого отрывка. Что вы услышали, а может – увидели в своём воображении?

УЧИТЕЛЬ: Я не случайно спросила, о том, что вы могли увидеть в своём воображении. Так же как с литературой, музыка связана с изобразительным искусством, но эта связь особенная. У человека есть не только внутренний слух– это способность услышать “мысленно”, “внутри себя”, но и “внутреннее”зрение– способность увидеть “внутри себя”, то что мы слышим.

Я хочу вам показать хорошо знакомую всем картину Васнецова “Три богатыря”. Изображая на картине героев русских былин– Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича художник воплотил идею величия и могущества русского народа, которые подчёркиваются необъятными далями за спинами богатырей.

УЧИТЕЛЬ: Что же общего между музыкой 1 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит эти два произведения?

УЧИТЕЛЬ: Конечно, в обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, защитники нашей Родины.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, а вот какие есть интересные пословицы о смелости и отваге русских героев.

Родился Бородин в 1833 году, в Петербурге. Он получил прекрасное домашнее образование. Свободно музицировал на флейте, фортепиано, даже самостоятельно освоил игру на виолончели.

В эти же детские годы у Бородина появилась страсть к химии, и он с увлечением занимался всевозможными опытами, поэтому весь дом был наполнен колбами, бутылками, трубками. У него была даже целая лаборатория, в которой он делал свои опыты, от фейерверков до акварельных красок.

В 27 лет он поступает в Медико-хирургическую академию в Петербурге, но все равно, продолжает заниматься музыкой и композиторской деятельностью. Спустя три года после окончания академии он был избран её профессором.

Основные отличительные черты творчества Бородина – это обращение к большим патриотическим темам, воскрешение героических страниц народной истории, любви к Родине, стойкости и нравственного величия.

Через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль — о богатырской мощи, скрытой в русском народе.

Блистательный ученый и выдающийся композитор скончался 15 февраля 1887 года в 53 года.

4. ИТОГ УРОКА:

Итак, подводя итог сегодняшнего урока, я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы:

УЧИТЕЛЬ: Какие чувства, настроения вызвала эта музыка?

ОТВЕТ: Богатырская сила и мощь русского народа.

УЧИТЕЛЬ: Как называется это музыкальное произведение?

УЧИТЕЛЬ: Сколько основных тем мы прослушали?

ОТВЕТ: Две темы и разработка.

УЧИТЕЛЬ: Кто автор этой симфонии?

ОТВЕТ: Русский композитор Бородин.

УЧИТЕЛЬ: Во сколько лет Бородин сочинил свое первое музыкальное произведение?

УЧИТЕЛЬ: Сколько профессий было у композитора Бородина?

ОТВЕТ: Четыре: композитора, дирижера, музыкального критика и химика.

УЧИТЕЛЬ: В какую организацию музыкантов он входил?

5.Частушки – сочинение, исполнение.

1. Музыкальное приветствие.

- О чём говорим на уроках в этой четверти? Как звучит тема четверти?

-Действительно, ничто не показывает нам так наглядно неразрывную связь времен, как искусство.

- Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу?

- В каких жанрах русской народной песни воспевались подвиги богатырей?

- Какие вы помните былины о русских богатырях?

- У русского композитора А.П.Бородина много произведений с богатырскими образами. Сегодня познакомимся с симфонией №2.

- Что такое симфония?

- Послушайте главную тему 1 части симфонии. Какой тип музыки? /маршевый/ Какой характер?/мужественный, чёткий, твёрдый/

- Можно сказать, что звучит богатырская тема?

- Давайте выучим эту красивую, мощную мелодию. Посмотрите на нотную запись.

- Каково строение мелодии? (1 и 2 фразы одинаковые, нет больших скачков).

2. - А теперь послушаем экспозицию (показ главных тем) 1 части 2 симфонии А.П.Бородина.

- Поднимите руку, когда услышите выученную тему. (После слушания).

- Везде ли одинаковый характер музыки? (1тема – сила, мощь; 2 тема – молодецкая удаль; 3 тема – широта, простор).

- Какие инструменты звучали? (дерев. духовые, виолончель, скрипки).

- Что рисует плавная, широкая мелодия? /русское раздолье/ Покажите рукой плавность и широту мелодии /двигательная минутка/.

- Что увидели на твёрдую, мощную мелодию? /герои/ Давайте вместе прохлопаем ритм /ритмическая минутка/

- Каких богатырей вы знаете?

/Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич/

- Что изобразил художник на картине?

- События, какого периода русского государства отражены в картине?

- Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?

- Какой характер у главных героев?

Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сам Васнецов так определил замысел картины:

Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.

- Каким видим А. Невского? /могучий, сильный, смелый/

- Какие черты характера и поступки присущи русскому воину?

/Любовь к Родине, своему народу, героизм, доблесть, честь, уважение к старшим/

Действительно, и в годы Великой Отечественной войны русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений. И именно события 40-х годов нашего XX века вызвали к жизни это произведение, а не события XIII века.

Два гениальных русских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы. Фильм был создан в 1938 году, а кантата в 1939г. Они прозвучали, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.

- Как прозвучал хор? /призывно, твёрдо, уверенно/

- Какой призыв прозвучал?

- Могли эти слова звучать в страшные годы Великой Отечественной войны?

4. -Давайте послушаем, прочувствуем эту песню и обратимся к плакату

-Какие чувства испытываем, слушая её? /чувство страха, чувство тревоги и чувство гордости/.

5. - Это страшное слово – война… Бомбежки, артобстрелы; смерть и слезы. Человеческая жизнь обесценивается до предела, она просто “висит на волоске”. Но даже в такие минуты человек был способен дружить и любить, верить и надеяться, смеяться и шутить.

- На войне одним из любимых жанров была ЧАСТУШКА.

-Что такое частушка? Как она звучит?

Учитель раздает ученикам тексты частушек ( в каждой из них 3 строчки, а четвертую строчку нужно сочинить, посовещавшись в группах по 3–4 человека). Предоставив ребятам 2–3 минуты на подготовку, учитель помещает на доске небольшой плакат с текстом одной общей частушки. С исполнения этой частушки начинается заключительный этап урока.

1. От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько, Гитлер, не воюй,
А победа русская.

2. Ночь полярная длинна,
Но фашистам не до сна.
Летом мы их били днем…

3. Я на бочке сижу,
А под бочкой мышка Скоро русские придут…

4. Под огнем, под кипяточком
Немцам стало горячо.
Это только лишь цветочки…

5. Налетели вражьи птицы
На советские границы.
Им от наших от ворот…

6. То не звездочка упала,
Не костер вдали горит.
Это, шлепнувшись на сопки….

-Как вы думаете, ребята, почему такая серьезная тема нашла отражение в жанре частушки? Да, шутка, юмор, смех помогали людям находить в себе силы для дальнейшей борьбы с врагом. Т.О., - Какие качества человеческой души воспитывают все произведения, с которыми вы познакомились сегодня на уроке? /Любовь к своей земле, доблесть, честь, благородство, мужество/.- Кто авторы произведений?

- Понравился ли урок? Что полезного для себя возьмёте?

Д/з: повторить богатырскую тему из 2 симфонии А.Бородина, сочинить собственную частушку или самостоятельный вариант четвертой строки частушки, исполненной в классе.

И я бы хотела, чтобы вы, ребята, росли достойными защитниками нашей Родины

Читайте также: