Конспект урока по русскому языку 8 класс подготовка к написанию сочинения

Обновлено: 05.07.2024

Учитель: « Сего дняшний урок мы на чнем с прочтен ия стихотворе ния.

Я думаю, оно пом ожет вам опред елить понятия, с к оторыми мы будем

Учитель: « Скажите , ребята, к проявл ению каких к ачеств призывает нас

Учитель: « Все перечисленные вам и слова являются с инонимам и. Каким

Учитель: « Это понятие помож ет нам в работе с т екстом и подготов ке к

Обучающиеся: « П одготовка к на писанию сочине ния - рассужде ния на

Учитель: « Для дальнейшей работы нам нео бходимо обозн ачить цели

сегодняшнего у рока. Ребята, что мы с ва ми долж ны узнать и чему долж ны

Обучающиеся: « Вс помнить структ уру сочинения - рассуждения, о пределять

значения слова, уметь анализи ровать те кст, подбирать а ргументы, строить

С ин онимы: гуманность , самоотверж енность, доброта, отз ывчивость, д олг,

сочувствие, аль труизм, забота, в нимани е, ласка, сост радание, человек олюбие,

2 группа подбир ает антонимы. Антонимы: равн одушие, э гоизм,

черствость, безд ушие, злость, зависть, высоко мерие, жад ность, жесток ость,

Учитель: Дав айте попробуем сф ормулиров ать, что так ое человечн ость (

А теперь обрат имся к слова рям и посмот рим, какое определе ние данног о

слова дается в н их (определения появляются на эк ране) .

Внимательный, отзывчивый и чуткий к другим людям; гуманный.

Человечнос ть — моральное каче ство, выражающее принц ип гуманизм а

применитель но к повседневн ым взаимо отношениям лю дей. Вкл ючает ряд

более частных ка честв - благожелател ьность, ува жение к лю дям, сочувств ие

и доверие к ни м, великодуши е, а также пре дполагает скромность, че стность,

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась.
(В.М.Шукшин)

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

  • Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду. — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином.

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока №29 по русскому языку в 8 классе

Тема: Р/р. Подготовка к сочинению

Цели: 1. учить создавать текст типа рассуждение на лингвистическую тему;

2. развивать умение находить в тексте примеры, подтверждающие тезис сочинения; повторить сведения о морфологии, её принципах;

3. воспитывать требовательность к себе, гордость за родной язык, бережное отношение к нему.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и умений.

Учитель. Перед вами текст, прочитаем его и определим тему текста.(Приложение 1)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

- Данный текст о славе России, о её истории и культуре.

- Тема этого текста – Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, каждый из которых уникален.

Учитель. К какому типу речи относится данный текст?

- Это рассуждение. Так как есть тезис и аргументы, подтверждающие его.

III. Объяснение нового материала.

IV. Работа по углублению и обобщению знаний

Учитель. Можем сделать вывод, что функции главных членов предложения достаточно значительны. А теперь найдите в тексте предложения, в которых есть сказуемые и определите их вид. Постепенно мы должны заполнить таблицу:

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

3, 12, 17, 19-е предл. – простое глагольное сказуемое.

2, 7, 16-е предл. – составные именные сказуемые.

Учитель. Наши наблюдения оформим в виде таблицы

Учитель. Можно сделать вывод, что без сказуемого невозможно понять смысл высказывания. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить другими вопросами: что делает предмет? Каков (какой) он?

Кто он такой? Что такое предмет?

- Напоминаю, что мы пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В чем особенности композиции текста данного типа?

Учитель. Как мы начнем наше сочинение? Существует несколько способов. Опираясь на клише, данные в презентации, составьте предложения, которые можно использовать во вступлении нашего сочинения.

- Нужны ли главные члены предложения? Безусловно, нужны.

- Какова роль сказуемых в речи? Они играют важную роль в понимании текста.

Учитель. Аргументы, которые вы будете приводить для доказательства своего тезиса, содержит составленная нами таблица. Только помните, что нужно приводить не менее двух аргументов. Какие грамматические способы связи используются в тексте- рассуждении?

Вводные слова во-первых, во-вторых, следовательно и другие.

Союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы…

Учитель. Предлагаю вашему вниманию несколько речевых клише, которые можно использовать в основной части сочинения.

Учитель. Как можно закончить сочинение?

- Итак, можно убедиться в том, что…;

- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;

-Таким образом, можно увидеть, что…;

- Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Учитель. Чтобы предупредить ошибки в ваших работах, проанализируем уже готовые сочинения.

1. Без определения действия предмета нельзя обойтись, так как сказуемые лучше помогают раскрыть образ, дают полное представление о предмете. Иногда встречаются предложения, в которых на первый взгляд сказуемое отсутствует, но это не так.

2. В письменной речи часто отсутствует сказуемое. Как же тогда мы понимаем смысл предложений? Какую роль играет сказуемое в тексте?

Сказуемое играет важную роль в нашей речи. Без этого члена предложения порой не возможно понять смысл высказывания. Например, предложение 15.

Таким образом, мы видим, что сказуемое – главный член предложения, играющий важную роль в нашей речи.

Ученик. В этом сочинении приводится только один пример из исходного текста. Можно было еще написать о разных видах сказуемого.

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Какие знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при написании домашнего сочинения?

- Мы обобщили знания о сказуемом, его функциях на письме.

- Познакомились с видами вступления и заключения.

- Научились приводить аргументы, пользуясь исходным текстом.

VI. Домашнее задание.

1. Повторить §14-19.

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию.

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Учитель Вирик Татьяна Петровна

Образовательная:

- учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

Развивающая:

- совершенствовать умение учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Воспитательная:

- воспитывать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.

Предметные: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами, умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

Метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

Личностные: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.

Регулятивные: постановка учебной задачи.

Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации .

Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли .

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование

Технологии урока: создание проблемной ситуации, групповая, парная и индивидуальная работа; составление схемы.

I. Организационный момент

Класс делится на группы по посадочным рядам.

- Как вы думаете, ребята, с какой целью? Чем мы будем заниматься на уроке?

- Правильно, что-то описывать словами, сочинять текст. Мы будем писать сочинение.

- Обратите внимание на второй эпиграф. Почему автор боялся жить в таком городе?

(У каждой страны есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.)

- Итак, объектами нашего внимания на уроке выступят слова: сочинение – памятник культуры. Давайте определим тему нашего урока.

(Учащиеся формулируют тему урока.)

- Обозначим цели нашего урока.

(Ребята совещаются в группах.)

-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;

- развивать свою речь;

- узнать что-то новое, расширить свой кругозор;

- воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.

- Верно. Как строится наша работа над сочинением?

(Сбор рабочих материалов, составление плана, написание черновика.)

- В своей работе мы будем придерживаться этого плана.

- Посмотрите на экран.

Покрова на Нерли –

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из стариной Руси,

То ли белая лебедь

И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.

Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли.

- Какой памятник мы будем описывать?

(Храм Покрова на Нерли.)

II. Сбор рабочих материалов

- Вы видите, ребята, что храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас. Чтобы писать о церковном памятнике, необходимо знать историю его создания, архитектурные особенности. Проведем мини-исследование (слайд №6). Первая группа – историки – расскажет нам об истории создания храма; вторая группа – зодчие – расскажет нам об архитектурных особенностях храма; третья группа – художники – представит нам словесный поэтический образ храма.

1. В каком году был построен храм?

2. Где была воздвигнута церковь? Почему было выбрано именно это место?

(Храм был воздвигнут при впадении реки Нерли в Клязьму. Он удивительно гармонирует с окружающим пейзажем. Церковь будто вырастает из холма, на котором стоит, а во время весеннего разлива кажется, что она возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.)

3. В честь какого церковного праздника воздвигнут храм? О чем должен был свидетельствовать этот факт?

(Храм был воздвигнут в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.)

4. Расскажите о предании, которое связано с постройкой храма.

(Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский (ок. 1111 – 1174) построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.)

(Справочные материалы: №17, № 89)

1. Какой приём использовали древние зодчие, чтобы зрительно увеличить высоту здания?

(Легкий наклон стен внутрь здания.)

2. Какие архитектурные детали подчеркивают изящество храма? Выпишите определения архитектурных терминов, используя толковый словарь учебника на с. 231.

(Барабан – часть здания, поддерживающая купол; пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену; фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком; апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.)

1. Какие эпитеты используются при описании церкви Покрова на Нерли (см. №17)? Какими еще словами можно передать уникальность и неповторимость церкви (см. слова в рамке на с. 45)?

(Ослепительно сверкающий, легкий, белокаменный; великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный.)

Покрова на Нерли

Покрова на Нерли –

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из стариной Руси,

То ли белая лебедь

И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.

Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли.

(Сказка, боль, отрада, гордость, белая лебедь, облако с неба, прощение.)

3. Как называют храм благодарные потомки (см. №17)?

(Поэма, запечатленная в камне.)

По мере проверки выполнения групповых заданий учащиеся заполняют опорную карту, которая поможет им составить черновик сочинения.

Лебедь - храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли находится (где?) во _________________________ области,

при впадении реки _______________в____________________.

Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________

Историки связывают это (с каким событием?) _______________________________

На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.

Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________

Храм (какой?)_________________________________________________________ _______________________________________________________________________.

(Почему он такой?) ______________________________________________________

Поэты сравнивают храм (с чем?) ___________________________________________

(Почему именно этот храм изобразил С. В.Герасимов?) _______________________________________________________________________

(Что является фоном для храма?)________________________________________________________________

(Как связан храм с окружающим пейзажем?)_____________________________________________________________

(Зачем на картине изображены люди? (Ваши размышления) ____________________

(Какие чувства вызывает у вас этот храм?) _____________________________________________________________________________.

- Внимательно всмотритесь в фотографию храма. Подумайте: что стремились выразить зодчие в этой каменной поэме? (Слайды №16 – 21)

(Зодчие стремились передать превосходство духовного над материальным.)

(С. В. Герасимов показывает связь с природой, для С. А. Баулина важна архитектура.)

- Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?

(При описании памятника культуры важны обе картины, так как они создают необходимую целостность восприятия.)

- Верно. Как изображена природа на картине С. В. Герасимова?

(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками.)

III. Актуализация знаний

- Вы будете писать сочинение в публицистическом стиле. Каковы его особенности (слайд №23)?

- Возможное наличие риторических вопросов или обращений;

- Четкость, краткость и емкость изложения;

- Ясно выраженная авторская позиция.

- С чего мы начинаем работу над сочинением?

(С составления плана.)

Далее каждая группа предлагает свой вариант плана.

2. История храма.

3. Архитектурные особенности церкви.

4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С. В. Герасимова и С. А. Баулина.

5. Моё впечатление от храма.

- В вашей работе обязательно должны присутствовать описание храма, его связь с окружающим пейзажем и ваши впечатления.

IV. Рефлексия

- Ребята, подведем итоги. Как вы думаете, смогли ли мы достигнуть целей, которые ставили в начале урока?

- Зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?

Мы пришли с тобой и замерли,

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова…

Что не камень, а из света весь,

Из любовей, из молитв, -

Вот и с Вечностью сведались:

И возносит, и знобит…

Фамилия, имя учащегося

Оценка (от 1 до 5)

-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;

- развить свою речь;

- узнать что-то новое, расширить свой кругозор;

- воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.

Понравился урок

Не понравился урок

V. Организация домашнего задания

Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания памятника культуры.

Задание: составьте на основе опорной карточки черновик сочинения.

- Спасибо за внимание. Урок окончен (слайд №27).

Список использованных источников

3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Т. А. Захарова, И. А. Меховская [и др.]. – М.: Планета, 2010. – 256 с.

Читайте также: