Аудирование как процесс восприятия осмысления и понимания речи говорящего конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

Разработка урока и презентация

Цели: Повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологические обороты, пословицы, антонимы, паронимы. Повторение темы: Лингвистические словари русского языка.

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:

Путин В.В.

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности"

Содержание данного материала представляет интерес для учителей русского языка и литературы в работе по усовершенствованию устной и письменной речи учащихся.

Тема урока: Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности

Цель урока: на конкретных примерах раскрыть значение слушания как активного мыслительного процесса, в результате которого создается свой оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллекта личности.

Вступительное слово учителя

Все мы являемся читателями. Чтение – это смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Это один из видов речевой деятельности

На лекции студенты слушают и конспектируют текст. Лекция содержит еще три вида речевой деятельности: говорение, слушание и письмо

Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать . зависит уровень его интеллекта и развития. Проблема ученика на уроке – неумение слушать. Причины невнимания: уровень интереса, отвлекающие факторы, разговор с окружающими и самим собой (думает о чем-то), желание высказаться, привычки и стереотипы.

Чтобы повысить внимание и проверить уровень его. предлагается ряд упражнений.

Прослушайте ряд слов (учитель читает: синева, гвоздь, ветер, утро, герань, даль, продукты, журнал, нездоровье, свет, кирпич, дрожь, шкаф). Попробуйте, не записывая слова, повторить их.

На следующем этапе важно развивать логическое мышление и умение делать выводы.

С этой целью можно дать задания:

Прочитайте фрагмент письма А.П. Чехов, где он высказывает свое отношение к садовым цветам георгинам. Постарайтесь понять, каково это отношение, и подберите соответствующие образные определения (эпитеты), которые могут быть использованы в данной ситуации для описания цветка.

Закончите следующие высказывания, авторами которых являются известные писатели, ученые, общественные деятели. Сравните то, что у вас получилось, с тем, что предложено авторами? Что вам удалось спрогнозировать, предугадать? Что вызвало затруднения? Чем они вызваны?

Берегитесь всего того, что не одобряется (совестью). Толстой Л.Н.

Ум имей хоть маленький, да (свой). Горький А.М.

Не слушайте никогда тех, кто говорит (плохо о других и хорошо о вас).

Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей (которые умеют их читать)

Ум – одежда, которая (с годами не изнашивается). Писарев Д.И.

Вывод: слушая, заучивая стихи, мы тренируем память. Люди чаще запоминают то, что связано с житейскими заботами, профессиональными интересами. Зубрежка – самый неэффективный способ запоминания. Возможности памяти значительно шире, чем это представляется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аудирование как вид речевой деятельности : этапы восприятия и понимания речи на слух и механизмы аудирования

С точки зрения теории речевой деятельности аудирование – это процесс восприятия и понимания речи. Психолингвист Зимняя И.А. выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности: аудирование реализует устное и непосредственное общение, оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения; основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная (Зимняя 2001).

Аудирование составляет основу общения, с которого берет начало овладение устной коммуникацией. Оно включает умение различать воспринимаемые звуки, преобразовывать их в сочетания, имеющие смысловой характер, сохранять их в памяти во время восприятия, заранее планировать смысл предстоящей воспринимаемой информации и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую информацию (Леонтьев 1979). Процесс восприятия речи проходит в темпе, характерном для данного языка со свойственными помехами речевого и неречевого происхождения. Аудирование дает возможность внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке (Богин 1986).

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.

Продуктом же аудирования является умозаключение, а результатом - понимание воспринятого смыслового содержания и собственное ответное поведение - речевое или неречевое. Можно вербально отреагировать на услышанное, принять к сведению воспринятую информацию и хранить ее в памяти, пока она не понадобится, можно отреагировать на принятую информацию адекватным объективным поведением (Зимняя 1991).

Хорошо развитые аудитивные умения учащихся являются одним из основных условий успешного овладения иностранным языком, поскольку в условиях коммуникативной направленности учебного процесса аудирование помимо своей основной функции, собственно коммуникативной, выполняет и множество вспомогательных функций. Оно играет роль стимулятора и управления учебным процессом, так как выступает средством формирования навыков (лексических, грамматических, фонетических) и умений во всех видах речевой деятельности (Филатова 2004).

Аудирование, как и любой вид речевой деятельности, обладает и своей своеобразной структурой. Психолингвист Зимняя И. А. выделяет в аудировании три фазы: мотивационно - побудительную, аналитико-синтетическую и исполнительную. А.А.Леонтьев говорит о необходимости выделения фазы контроля.

Мотивационно-побудительная фаза приводится в движение коммуникативной задачей. Учащимся необходимо сообщить перед аудированием о том, что они будут слушать и что конкретно должны услышать. Мотив создается, как правило, интересной экспозицией, беседой об авторе, теме произведения. В естественном общении источником мотива для восприятия и понимания является тема общения и сам собеседник (его манера общения, умение привлечь внимание слушающего и т.д.) ( Леонтьев 1979).

Аналитико-синтетическая фаза - это основная часть аудирования. Именно здесь происходит восприятие и переработка информации, поступающей по слуховому каналу. С помощью механизмов (слуховой памяти, вероятностного прогнозирования, идентификации и др.) происходит умозаключение - результат понимания. ( Леонтьев 1979).

Все эти процессы, включая и сам результат аудирования, носят скрытый характер, т.е. исполнительная фаза в аудировании сливается с аналитико-синтетической (Зимняя 1969).

Сущность аудирования, как и любого восприятия, вообще, заключается в том, чтобы, во-первых, выделить воспринимаемый объект, суметь отличить его от других, а во-вторых, в том, чтобы узнать его, сопоставив с хранящимся в долговременной памяти эталоном. Первое действие принято называть в психологии различением, а второе – узнаванием. Закономерности различения и узнавания при слуховом восприятии впервые были сформулированы Н.И. Жинкиным (Жинкин 1958).

Процесс различения при восприятии речи на слух подробно описывается Н.И. Жинкиным. Различение при слуховом восприятии начинается с того, что наши анализаторы констатируют наличие звукового комплекса, отличного от уже знакомых звуковых комплексов. Так воспринимается незнакомое слово или словосочетание. При неоднократном восприятии незнакомого звукового комплекса его отличительные признаки фиксируются в памяти. Это может происходить неосознанно (когда значение данного звукового комплекса остается неизвестным) и осознанно (если значение воспринятого известно). Постепенно дифференциальные признаки новой единицы восприятия формируют в памяти ее образ, начинающий играть роль эталона (Жинкин 1965).

Аудирование, как и любой другой процесс познания, имеет 2 стороны - чувственную и логическую. Стороны эти качественно различны, но функционируют в неразрывном единстве. Механизмы аудирования связаны с обеими сторонами данного процесса.

Основными механизмами аудирования являются речевой слух, артикулирование, механизм сличения, память, вероятностное прогнозирование, механизм эквивалентных замен, механизм осмысления.

Существует линейная зависимость успешности аудирования от величины данной единицы, т.е. чем более крупными звуко-смысловыми комплексами будет восприниматься речь, тем успешнее пойдет переработка заключенной в ней информации (Пассов 1989). Другое название данного механизма — речевой слух. Е.Н. Соловова также указывает, что речевой слух не только обеспечивает восприятие устной речи, но и деление её на смысловые синтагмы (Соловова 2006). Данный механизм обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи. Очевидно, что такое выделение единиц восприятия речи, их различение, а значит, и узнавание их характерных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха.

Речевой слух обеспечивает восприятие устной речи. Но для понимания устной речи хорошего речевого слуха недостаточно. Воспринятую и выделенную из потока речи единицу необходимо удержать в памяти, пока идет поиск эталона для сопоставления и узнавания воспринятого (Соловова 2006).

Выделение единиц восприятия, т. е. различение, а главное — узнавание их дифференциальных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха. Следовательно, речевой слух и является одним из важнейших механизмов аудирования (Леонтьев 1970).

При аудировании происходит проговаривание воспринимаемой речи. Это предположение подтверждалось и тем фактом, что восприятие устной речи зависит от ее темпа. Трудно понимать как слишком медленную, так и слишком быструю речь, так как в первом случае приходится специально замедлять проговаривание, а во втором возникают трудности, связанные с необходимостью быстро артикулировать (Леонтьев 1970). Проговаривание облегчает аудирование. При этом, естественно, проговаривается не вся воспринимаемая речь, а лишь отдельные слова или словосочетания, происходит контроль воспринятого органами артикуляции, слуховой образ как бы подкрепляется артикуляционным. Чем лучше усвоен звуковой образ слова, тем меньше он нуждается в контроле, поэтому артикулированние (проговаривание) наблюдается в наиболее сложных случаях, когда сформированный образ слова еще не закреплен. Все сказанное приводит к выводу, что механизм артикулированния при обучении аудированию также играет большую роль. (Гальперин 2007).

Механизмы памяти – для понимания устной речи необходимо удержать узнанную единицу в голове, сопоставить с эталоном значения, запомнить для дальнейших операций с ней (Соловова 2006).

В психологии памяти выделяют два основных вида памяти — кратковременную и долговременную. Кратковременная память удерживает воспринятое в виде реверберации (отзвук слова) примерно в течение 10 секунд. За это время происходит отбор того, что существенно в данный момент для человека. Но такой отбор оказывается успешным в случае узнавания воспринимаемых объектов. Узнавание, как известно, есть сравнение воспринятого с эталоном, хранящимся в долговременной памяти.

Долговременная память – это память, которая сохраняет весь приобретенный опыт человека. Сюда относятся не только языковые знания, но и общий результат познавательной деятельности человека. Долговременная память является ведущим механизмом на всех этапах аудирования. На этапе предъявления текста во время восприятия осуществляется механизм идентификации, в основе которого также лежит память. В процессе идентификации учащиеся воспринимают текст и сопоставляют услышанные фонетические, лексические и грамматические единицы с уже имеющимися в долговременной памяти образами слов, словосочетаний и синтаксических конструкций, правил и схем их соединения (Гальскова, Гез, 2010).

Для аудирования одинаково важны и кратковременная, и долговременная виды памяти. Если кратковременная память включена в произвольные действия человека, то она получает название оперативной памяти. В процессе произвольного аудирования, которое осуществляется как деятельность, функционирует оперативная память ( Белянин 2003).

Роль памяти заключается не только в том, чтобы удерживать признаки единицы восприятия в оперативной памяти. Единицы восприятия удерживаются в оперативной памяти и для того, чтобы сравнить ее со следующими единицами восприятия и тем самым ограничить смысловую неопределенность первого воспринятого звукового комплекса (Выготский 1991). Только в контексте определяется значение слова. Только несколько единиц восприятия (слова, ритмические группы, синтагмы) могут дать реципиенту (адресату) искомый смысл. Таким образом, узнавание отдельного слова, словосочетания не есть еще понимание смысла речи. Узнавание единицы восприятия суживает выбор, создает условия для принятия решения о смысле поступающего высказывания, но еще недостаточно (в большинстве случаев) для окончательного осознания его смысла (Соловова 2006).

Аудирование было бы бессмысленным, если бы услышанное не сохранялось в памяти (целиком, частично, выборочно). Запоминание начинается с восприятия и проходит по всем элементам механизма аудирования: удержание в оперативной памяти, внутреннее проговаривание, узнавание, предвосхищение, понимание и осмысление. Благодаря функционированию долговременной памяти происходит сличение поступающих речевых сигналов с теми стереотипами, которые хранятся в нашем сознании (Выготский 1991).

Итак, память является важным механизмом аудирования, и в первую очередь оперативная память, В первую очередь, так как долговременная память вмещает в себе все изучаемые языковые средства для осуществления всех видов речевой деятельности. Оперативная же память, хранящая единицы восприятия в условиях их одноразового предъявления, выступает именно как феномен аудирования. ( Белянин 1988).

Следующим важным механизмом аудирования является механизм вероятностного прогнозирования, причем его функционирование в процессе восприятия речи во многом зависит от прогнозирования на лингвистическом уровне.

Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из уровней процесса опережающего отражения. Данный механизм подробно изучался такими психологами, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др. В психолингвистике и лингвистике Р.М. Фрумкина, И.А. Зимняя, Л.Р. Мошинская, Н.С. Харламова и др. исследуют непосредственно механизм вероятностного прогнозирования при обучении аудированию.

Таким образом, вероятностное прогнозирование наиболее эффективно при его функционировании на обоих уровнях. И если смысловой уровень прогнозирования определяется знанием ситуации, контекста, то лингвистический уровень — знанием закономерностей лексической сочетаемости.

Большую роль в развитии аудирования играет формирование механизма эквивалентных замен. Под эквивалентными заменами понимается способность слушающего осуществлять замену слов другими словами, передающими смысл, а не повторять принятое дословно (Жинкин 1982). Этот механизм необходим для обеспечения достаточной скорости протекания мыслительных процессов во внутренней речи и их свертывания, что важно для аудирования.

Механизм осмысления позволяет установить смысловые связи в тексте в процессе его восприятия. Этот механизм обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления. Реализуется механизм осмысления через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга – на основе задействования всех основных умственных действий и операций (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез) (Елухина 1996).

Осмыслению в первую очередь подлежит предмет речи (отображаемый в речевой деятельности фрагмент, явление, событие окружающей действительности). На основе этого механизма в полной мере осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в условиях осуществления речевой деятельности (в частности, комплексный всесторонний анализ ситуации речевого общения). Без задействования этого механизма невозможно осуществить планирование и программирование речевой деятельности (Зимняя 1991). Благодаря работе этого механизма осуществляется также контроль над протеканием речевой деятельности и ее результатами. Существуют различные уровни понимания текста: от отдельных слов – к предложению и целому высказыванию. Можно говорить о понимании содержания (фактической информации) и о понимании смысла, о глубоком и поверхностном понимании, о точности и полноте понимания. Полнота понимания зависит от правильности восприятия (Гальперин 2007).

Понимание тесно связано с осмыслением полученной информации: Что значимо? Что ново? Зачем нужно? Оно может быть в развернутом вербальном виде (во внутренней речи) или в образно эмоциональном плане. Осмысление осуществляет эквивалентные замены путем превращения словесной информации в образную. Оно связано с выделением значимого и предполагает компрессию фраз и отдельных фрагментов текста за счет опущения подробностей и, оставляя в памяти только смысловые вехи, высвобождает ее для приема новой порции информации. Понимание на уровне смысла (осмысление) опирается на понимание формы и содержания и на все предшествующие элементы механизма аудирования (Бим 1988).

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Сознание говорящего сосредоточено на содержании, логико-композиционном структурировании текста, память выдает наиболее подходящие лексические варианты, интуиция (неоднократное повторение опыта в сходных условиях) помогает грамматически правильно построить предложение и озвучить его в соответствии с нормами произношения, языковое чутье позволяет определить стиль, психологическая ориентировка заставляет учитывать реакцию слушателей. Трудности говорения объясняются тем, что все вышеперечисленные операции требуется выполнять одновременно.)

- Какие проблемы возникают обычно при отсутствии языкового автоматизма?

При отсутствии языкового автоматизма наблюдается расчлененный механизм генерации высказывания. Речь звучит прерывисто: возникают непроизвольные, более длительные (сравнительно с остальными) остановки, повторяются отдельные слова, слоги, “растягивается” звук типа [э], произносятся выражения “Как бы это сказать?” , “Ну вот” и подобные. Эти проявления прерывистости речи раскрывают затруднения говорящего, характеризуются как внешние регулирующие действия. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций, а также обмолвки часто отражают состояние человека, его волнение, несобранность при усложнении речевой ситуации. В ходе публичного выступления, в беседах с руководством на службе мысленная регуляция скрывается, ее внешние проявления подавляются говорящим.

- Всегда ли прерывистость устной речи является негативным явлением?

Нет, прерывистость устной речи свойство неоднозначное. Если подобных случаев немного, то это не мешает воспринимать информацию, а порой даже активизирует внимание аудитории.

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя. Беседа

Процесс слушания (аудирования) очень сложен, рассмотрим его подробнее. Аудирование представляет собой процесс понимания, осмысления речи. Это коммуникативное умение не менее важно, чем говорение; является условием эффективности делового общения.

Еще философ Зенон утверждал: “Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить” . А историк Плутарх советовал: “Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо” . Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. В умении слушать проявляется воспитанность, уважение к другому человеку, т.е. культура.

Стиль слушания зависит от характера, интересов личности, пола, возраста, физиологического состояния, служебного положения. Подчиненные более внимательны и сосредоточенны в разговоре с “начальством”, не всегда решаются прервать оппонента. Мужчины, в отличие от женщин, склонны слушать самих себя, быстро давать готовые ответы, перебивать, сосредоточиваться на содержании беседы. Женщине больше интересен сам процесс общения, они прерывают партнера в 2 раза реже. На эффективность слуховой перцепции влияет усталость, ухудшающая концентрацию внимания.

Это нужно знать:

Полноценное аудирование может занимать 20 минут при контактной и 5 - 7 минут при дистантной коммуникации.

Исследователь М. Беркли - Ален выявила “роли” слушателей:

1) “симулянт” делающий вид, что слушает;

2) “зависимый слушатель” - легко попадающий под влияние мнений и желаний других;

3) “перебивала” - тот, кто неоправданно вмешивается в речь собеседника;

4) “погруженный в себя”;

5) “интеллектуал” - воспринимающий информацию больше разумом, пренебрегающей эмоциональным и невербальным аспектами поведения говорящего.

В зависимости от особенностей восприятия текста выделяют 3 вида аудирования:

1. Глобальное, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль.

2. Детальное предполагает осознание главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий.

3. Критическое требует критического осмысления воспринятого на слух.

Различают также 2 способа слушания:

1. Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.

2. Рефлексивное (активное) заключается в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей. Этот способ особенно уместен, если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, если необходимо глубоко и точно уяснить информацию.

Основными приемами рефлексивного слушания являются:

1) Выяснение, т.е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения. (Например, “Я Вас не понял. Не повторите ли еще раз?” , “Что Вы имеете в виду?” ) .

2) Перефразирование - “передача” чужого, только что произнесенного высказывания в другой форме (“Как я Вас понял. ” , “По Вашему мнению. ”, “Другими словами Вы считаете. ” ) .

3) Резюмирование - подведение итогов услышанного (“Если обобщить сказанное Вами, то. ” , “Вашими основными идеями, как я понял, являются. ” .

4) Подтверждение контакта - приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа “Это интересно”, “Да”, “Понимаю Вас” , “Приятно это слышать” .

2. Практические задания

а) Работают 3 группы по 3 человека.

На основе анализа отрывков из романа Л. Н. Толстого “Война и мир” охарактеризуйте стиль слушания Пьера Безухова и Наташи Ростовой в ситуациях:

“Слушая рассказы капитана, как это часто бывает в позднюю вечернюю пору и под влиянием вина, Пьер следил за всем тем, что говорил капитан, понимал все и вместе с тем следил за рядом личных воспоминаний, вдруг почему - то представших его воображению. Когда он слушал эти рассказы любви, его собственная любовь к Наташе неожиданно вдруг вспомнилась ему, и, перебирая в своем воображении картины этой любви, он мысленно сравнивал их с рассказами. Следя за рассказом о борьбе дома с любовью, Пьер видел перед собой все малейшие подробности своей последней встречи с предметом своей любви у Сухаревой башни. Тогда эта встреча не произвела на него влияния; он даже ни разу не вспомнил о ней. Но теперь ему казалось, что встреча эта имела что - то очень значительное и поэтическое” (т 3, и XX1X, ч. 11) ;

“Пьер слушал ее с раскрытым ртом и, не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая” (т 4, гл. XV1, ч V1) ;

“Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, - не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того, чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагивания мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера” (т 4, гл. XV11, ч. 111) .

б) Индивидуальное задание. Задание выполняют 2 уч-ся за компьютером. Затем представляют классу.

Правила эффективного слушания

1. Стремитесь понять, глубоко осознать позицию говорящего, сделать анализ, выводы. Научитесь находить самые ценные сведения в полученной информации.

2. Пытайтесь за фразами собеседника “уловить” его истинные мотивы, эмоциональное состояние, внутренний мир.

3. Поддерживайте устойчивое внимание к речи, не допускайте побочных мыслей. Последние возникают из - за того, что скорость мышления в 4 раза превышает скорость говорения, и у слушателя остается “свободное время”.

4. Отключайтесь от внешних “помех”, отвлекающих Вас, не пытайтесь слушать и одновременно делать еще 2 - 3 дела.

5. Не делайте вид, что поняли, если на самом деле это не так. Возможно, коммуникатор не оставлял необходимых пауз между фразами. Оптимальным для слушателей является темп их собственного говорения. Изменить сложную ситуацию помогут приемы рефлексивного аудирования.

6. Логически планируйте процесс слушания. “Мысленное опережение” речи собеседника или оратора является одним из средств настройки на одну волну с ним и хорошим методом запоминания речи.

7. Установите зрительный контакт с говорящим. Ваши жесты, мимика должны отражать состояние заинтересованного слушателя, который вникает в речь.

8. Старайтесь сопереживать говорящему, посмотрите на вещи его глазами, попытайтесь встать на его место.

9. Будьте терпеливы. Всегда выслушивайте собеседника до конца.

10. Не поддавайтесь чувству раздражения или гнева, если у Вас негативная установка по отношению к партнеру по общению или если Вы услышали “критические” для Вас слова, выводящие из состояния равновесия, к примеру, “рост цен” , “увольнение” , “ограничение заработной платы” .

11. Не отвлекайтесь на специфические особенности говорящего (акцент и другое) .

12. Обязательно повторяйте про себя распоряжения и указания.

13. Делайте при слушании соответствующие пометки на бумаге.

14. Не делайте самой распространенной ошибки начинающих менеджеров, коммерсантов: не стремитесь слишком много говорить самим, а слушайте других.

в) Игра “Снежный ком”. Участвуют все оставшиеся уч-ся.

Ответьте на вопросы: “Отвлекались ли вы? Почему? В каких случаях? Перебивали ли вы собеседника?”

Закрепление знаний

(Утверждения проецируются на экран)

Выберите из нижеперечисленных истинные утверждения:

1) Аудирование - это непроизвольный процесс.

2) Умение слушать - приобретаемый навык.

3) На процесс слушания затрачивается немного энергии; это несложный процесс.

4) Говорение - более важный вид речевой деятельности, чем аудирование.

5) Некоторые искажают речь партнера так, что воспринимают только то, что хотят слышать.

6) Когда человек погружен в свои мысли, он не в состоянии слушать, что ему говорят.

7) На восприятие услышанного влияют профессиональная подготовка, жизненный опыт, знания личности.

8) Ответственность за успех общения полностью лежит на говорящем.

9) В умении слушать проявляется воспитанность человека.

10) Во время аудирования лучше не проявлять интереса к другой стороне, демонстрируя свое если не безразличное, то малозаинтересованное отношение.

Домашнее задание:

Из художественного произведения выписать диалог, определить стиль слушания.

Цель: обучение аудированию с целью совершенствования умения понимать основное содержание прослушанного текста; понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия;

Задачи урока:

обучение восприятию на слух аутентичного текста;

активизация в речи изученных лексических единиц и речевых образцов;

совершенствование речевой активности, развитие практических речевых умений.

развитие умения понимать смысл и основную идею текста;

развитие творческого мышления.

формирование доброжелательных отношений между учителем и учениками;

воспитание лингвистической компетенции учащихся и их познавательной активности;

формирование системы нравственных оценок учащихся.

Оснащение урока:

Постановка целей и задач урока.

- понимание основного содержания прослушанного текста;

- понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия;

- полное и точное понимание прослушанного текста.

Рекомендуемое время выполнения данного раздела — 30 минут.

Максимальный результат — 20 баллов.

You will hear six different speakers. Match the speakers (1-6) to sentences A-G. Use each sentence only once. There is one extra sentence you do not need to use. Write your answers in the table .You’ll hear the recording twice.

Задание B1 — B6 на установление соответствия между высказываниями каждого говорящего A- G и утверждениями, данными в списке 1-6.

Вы услышите 6 высказываний.

Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей буквой, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение.

Вы услышите запись дважды. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, необходимо внимательно прочитать утверждения, данные в списке и подчеркнуть ключевые слова.

Представленные утверждения связаны одной темой, поэтому необходимо обратить особое внимание на отличительные черты высказываний.

1.1 После прочтения задания, оно может выглядеть следующим образом:

(ученики читают предложения)

1. In this city you pay practically nothing for renting a bike

2. It's basically OK but I'm not sure they use proper bikes

3. I don’t use bikes but I like the cycling system in that city

4. Riding a bike is, first of all, a very healthy habit

5. I find the system useful though I don't bike very often

6. The bikes they use here are not good for the hilly area

7. The politicians there are against biking and bikers.

При выполнении данного задания не требуется полное понимание аудиотекста, поэтому важно определить ключевые слова и обязательно помнить, что в аудиотексте для высказывания основной мысли фрагмента будут использоваться синонимы, синонимичные конструкции.


1.2 Прослушивание аудиозаписи


Speaker A. The city bike system in Helsinki, the capital of Finland, is very well developed. The bicycles have motors to help you go uphill, and you get them out of the locked stands by leaving a deposit. There are different ways to pay and the cost is low. I can't bike myself because I don’t have a good sense of balance but I saw lots of those bikes last summer when I visited Helsinki.

При прослушивании Аудиофрагмента 1 / Speaker A определяем основную информацию

У нас есть утверждение, где мы определили ключевые слова:

The city bike system in Helsinki … is very well developed. I can't bike myself

3. I like the cycling system in that city

I don’t use bikes

1) Какое выберем утверждение и почему? (дети дают ответы, подтверждают их)
Соответственно выбираем утверждение 3 — I don ’ t use bikes but I like the cycling system in that city .

Speaker B . Glasgow's city bike system is terrible. Big, heavy London style bikes in a city built on a series of steep hills? We should have mountain bikes the same way they do in places with a similar geography (like in Norway). The bicycle lanes are terrible as well. The whole system was obviously designed by those who have never cycled in the city. The worst part is that the money has been spent now and we won't get it back.

При прослушивании Аудиофрагмента 2 / Speaker B определяем основную информацию

У нас есть утверждение, где мы определили ключевые слова:

Big, heavy London style bikes in a city built on a series of steep hills?

We should have mountain bikes

6. The bikes … are not good for the hilly area

Соответственно выбираем утверждение 6 — The bikes they use here are not good for the hilly area.

Speaker C. In Hamburg the first half hour is free. Most journeys take maximum half an hour or less. You pay a nominal fee of €5 to register but this becomes credit for your first journey. Thus, the system is effectively free. If you do go over half an hour it's 6c or 8c a minute to a maximum of €12. The bikes are of excellent quality. They even have children’s bikes in different sizes if you are travelling with your parents which I often do!

При прослушивании Аудиофрагмента 3 / Speaker C определяем основную информацию

У нас есть утверждение, где мы определили ключевые слова:

In Hamburg the first half hour is free. Most journeys take maximum half an hour or less.

1. In this city you pay practically nothing for renting a bike

Соответственно выбираем утверждение 1 — In this city you pay practically nothing for renting a bike.

Speaker D. In Sydney, Australia, the city bike system is a complete failure. Why? We have a corrupt state Liberal National Party government that fights a bike-friendly progressive council at every turn. We also have a Murdoch Sydney tabloid called 'The Daily Telegraph' which demonises bicycle riders and bike infrastructure. God knows who they represent or who is paying them. extremely dumb big business ? It’s basically bicycle rider’s hell.

При прослушивании Аудиофрагмента 4 / Speaker D определяем основную информацию

У нас есть утверждение, где мы определили ключевые слова:

a corrupt state Liberal National Party government fights a bike-friendly progressive council

7. The politicians there are against biking and bikers

Соответственно выбираем утверждение 7 — The politicians there are against biking and bikers

Speaker E. I have a feeling some cities have city bike systems because it is cool, I mean cool hip cities have to have city bike systems, right? I believe Las Vegas started something where you can share your own bike. I am just not sure if the beach cruisers they are using are the best city bikes. And that’s exactly what they are using all over Las Vegas.

При прослушивании Аудиофрагмента 5 / Speaker E определяем основную информацию

У нас есть утверждение, где мы определили ключевые слова:

…cool hip cities have to have city bike systems, right? I am just not sure if the beach cruisers they are using are the best city bikes

2. It's basically OK but I'm not sure they use proper bikes

Соответственно выбираем утверждение 2 — It's basically OK but I'm not sure they use proper bikes.

Speaker F. Even though I rarely use the service I have just renewed my Dublinbike subscription. The closest station is about a fifteen minute walk from my home, so expansion would be welcome. However, the expansion plans are being postponed by a lack of funding as sponsorship is not enough to cover the costs. Trams in the center of Dublin make cycling very unpleasant.

При прослушивании Аудиофрагмента 6/ Speaker F определяем основную информацию:

У нас есть утверждение, где мы определили ключевые слова

I rarely use the service The closest station is about a fifteen minute walk from my home, so expansion would be welcome.

5. I don't bike very often. I find the system useful

Соответственно выбираем утверждение 5 — I find the system useful though I don't bike very often.

Учащимся необходимо помнить, что одно из утверждений является лишним.

В данном случае – это утверждение 4 — Riding a bike is, first of all, a very healthy habit .

Ни в одном из аудиотекстов не говорилось о пользе велосипедного спорта для здоровья.

Задание 2. Самостоятельное ыполнение учащимися задания из учебника на стр 34 Listening Part 1

You’ll hear a conversation between two friends. For statements 1-7, decide if each statement is True, False or Not stated.
Circle the answer you choose. You’ll hear the recording twice.

Вы услышите диалог. Определите, какие из приведенных утверждений А, B, C соответствуют содержанию текста (1 — True), какие не соответствуют (2 — False) и о чем в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 — Not stated).

Занесите номер выбранного Вами варианта ответа в таблицу.

Вы услышите запись дважды. У Вас есть 20 секунд, чтобы ознакомиться с заданием.

Для успешного выполнения данного задания следует помнить следующее:

- необходимо извлекать запрашиваемую информацию из реплик каждого говорящего;

Прежде, чем приступать к выполнению данного задания, необходимо внимательно прочитать утверждения и попробовать представить, о чем будет говориться в аудиотексте.

В данном задании нельзя предположить правильный ответ до прослушивания.

До прослушивания можно представить, какая информация может потребоваться (дата, время, цифры и т.д.), чтобы решить для себя во время прослушивания какое утверждение верное, какое — нет, о каком высказывании ничего не говорится в аудиотексте.

2.1Рассмотрим аудиотекст диалога и утверждения к нему:

(Ученики читают утверждения)

1. Joan and Steve begin with settling the date of the party

A — True B — False C — Not stated

2. Joan and Steve were satisfied with the last year's party

A — True B — False C — Not stated

3. Steve is not sure how to spell the name of the new Indian restaurant

A — True B — False C — Not stated

4. Steve visited the Park View Hotel before

A — True B — False C — Not stated

5. Joan will call the restaurants

A — True B — False C — Not stated

6. Joan and Steve agree on the price of £12 a head

A — True B — False C — Not stated

7. The boss of Joan and Steve is a vegetarian.

A — True B — False C — Not stated

2.2 Прослушивание аудиозаписи.

Joan: Right, Steve…About our party! Let’s try and get it sorted out today so we don’t have it hanging over us. OK?

Steve: Good idea, Joan. I’ll take notes.

Joan: First — dates… well. That’s straightforward.

Steve: The last working day before Christmas… which is… Joan: … which is December 21st. Steve: …which is going to be pretty difficult to book at Christmas so we’d better think of two or three places just to be on the safe side.

Joan: Well, last year was a disaster.

Steve: The Red Lion, wasn’t it? Joan: Yeah. We ought to go for something more expensive, ‘cause you… Steve: … you get what you pay for.

Joan: That new Indian restaurant in Wetherfield is supposed to be excellent… the Rajdoot.

Steve: How do you spell that?

Steve: But it’s bound to be packed.

Joan: Well, let’s put that down as the first choice and have some back-ups. What about the Park View Hotel as the second choice?

Steve: Yes, that’s always reliable. Park View Hotel… Joan: And the London Arms just in case. Steve: London Arms…

Joan: I’ll call them now if you want.

Steve: No. I’ll do it, Joan. You are really busy. Have you got the numbers?

Joan: Up to £15 a head?

Steve: I think you’ll find some people won’t be able to go that high.

Joan: Well, you can’t get anything decent under £10.

Steve: OK. We’ll say £12? Joan: OK. Steve: And we’d better make sure there’s good vegetarian food.

Joan: Yes, you know what the boss is like.

Steve: Don’t remind me. I’ll let you know as soon as I find out anything.

2.3Ученики совместно с учителем делают выбор, опираясь на диалог.

Joan and Steve begin with settling the date of the party .

Joan: Right, Steve…About our party! Let’s try and get it sorted out today so we don’t have it hanging over us. OK?

Steve: Good idea, Joan. I’ll take notes.

Joan: First — dates… well. That’s straightforward

Ответ — 1. Джоан и Стив начинают диалог с того, что собираются определиться с датами своего праздника.

Joan and Steve were satisfied with the last year's party .

Steve: …which is going to be pretty difficult to book at Christmas so we’d better think of two or three places just to be on the safe side.

Joan: Well, last year was a disaster.

Steve: The Red Lion, wasn’t it?

Joan: Yeah. We ought to go for something more expensive, ‘cause you…

Steve: … you get what you pay for.

Ответ — 2. Стив и Джоан отнюдь не были удовлетворены вечеринкой (were satisfied), оба собеседника считают, что поздний заказ ресторана, невозможность выбора ресторана в канун праздника было катастрофой (was a disaster) для вечеринки в прошлом году.

S teve is not sure how to spell the name of the new Indian restaurant .

Joan: That new Indian restaurant in Wetherfield is supposed to be excellent… the Rajdoot. Steve: How do you spell that?

Ответ — 1. Стив просит произнести название ресторана по буквам.

Steve visited the Park View Hotel before.

Joan: Well, let’s put that down as the first choice and have some back-ups. What about the Park View Hotel as the second choice?

Steve: Yes, that’s always reliable. Park View Hotel…

Joan: And the London Arms just in case.

Ответ — 3. Стив в диалоге всего лишь говорит, что the Park View Hotel (ресторан) — надежен. Никаких указаний на то, что Стив там был ранее нет.

Joan will call the restaurants.

Joan: I’ll call them now if you want.

Steve: No. I’ll do it, Joan. You are really busy. Have you got the numbers?

Ответ — 2, так как Джоан вызывается обзвонить рестораны, но Стив против и собирается сделать это сам.

Joan and Steve agree on the price of £12 a head.

Steve: Great. Before I ring, we’d better just make sure they are within the price range.

Joan: Up to £15 a head?

Steve: I think you’ll find some people won’t be able to go that high.

Joan: Well, you can’t get anything decent under £10.

Steve: OK. We’ll say £12? Joan: OK.

Ответ — 1. Джоан и Стив согласны на сумму 12 долларов с человека.

The boss of Joan and Steve is a vegetarian.

Steve: And we’d better make sure there’s good vegetarian food.

Joan: Yes, you know what the boss is like.

Steve: Don’t remind me. I’ll let you know as soon as I find out anything.

Ответ — 1. Стив и Джоан стремятся убедиться в наличии хорошего вегетарианского меню для начальника

Читайте также: