2 конспекты по методике обучения продуктивным видам деятельности в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Определение сущности педагогического рисунка и характеристика его значения. Ознакомление с видами занятий по изобразительной деятельности. Исследование и анализ основных методов оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся на уроке.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.05.2016
Размер файла 39,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1.1 Традиционные и инновационные формы организации обучения ИЗО. Педагогический рисунок и его значение

1.2 Оценивание процесса и результатов деятельности обучающихся на уроке

1.3 Методические приёмы обучения лепки младших школьников

2.1 Песенность, танцевальность, маршевость и их значение в музыке

2.2 Развитие основных музыкальных способностей на уроке музыки

2.3 Составление теоритической и музыкальной викторины

Список использованных источников

Методика обучения продуктивным видам деятельности как предмет теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдывали себя и дают наилучшие результаты. Она основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения и формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует определенных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.

Искусство преподавания приобретается в процессе практики и долголетнего творческого труда. Изобразительное искусство один из самых специфичных и своеобразных предметов в системе начального обучения, требующая от вас:

- материальных затрат на приобретение материалов и принадлежностей для практических занятий;

- накопление определенных теоретических знаний по истории изобразительного искусства и основам изобразительной грамоты;

- приобретение графических умений и навыков;

- умение написания конспектов уроков;

- внимание, усидчивости, аккуратности.

1.1 Традиционные и инновационные формы организации обучения ИЗО. Педагогический рисунок и его значение

Изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как, рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности.

Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

- занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

На базе дополнительного непрерывного образования и в экспериментальных дошкольных учреждениях создаются образовательные программы раннего развития, включающие в себя как общедидактические, так и новые формы организации детского изобразительного творчества.

- формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности);

- развитие основных психических процессов;

- удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

- формирование и совершенствование технических умений и навыков;

- развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

- развитие эмоциональной сферы.

Важной задачей данного курса является осмысление детьми того, что любой труд технологичен и необходимости овладения технологией любой деятельности.

Занятия планируются и проводятся с учетом особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста:

- учет ведущей деятельности дошкольников;

- связь изобразительной деятельности с игрой. Осуществляется через создание игровой мотивации, побуждающей детей к оказанию помощи конкретному игровому персонажу;

- любви детей к сказкам, и, прежде всего, к сказкам с продолжением. В течение всего года дети 4-летнего возраста путешествуют в сказку со своими друзьями - мышатами (братьями-шалунами Крутем и Вертем, сестрёнкой Грустинкой, их родителями и дядей Моряком). С детьми пяти-шести лет постоянно находятся радом зайчик Ушастик и медвежонок Топтыжка;

- противоречия между выразительной и изобразительной тенденцией, между желанием что-либо нарисовать (слепить и т.д.) и реальными возможностями самого ребенка. Для разрешения этого противоречия необходимо отрабатывать технические приемы работы с разными изобразительными материалами (смешение красок, работа с кистью, стекой и т.д.);

- учета изменения мотивации деятельности: к старшему дошкольному возрасту деятельность становится более целенаправленной. Ребёнок удерживает поставленную цель и получает соответствующий результат (рисунок и т.д.);

- способности детей старшего дошкольного возраста к предварительному замысливанию образа, планированию своей деятельности;

- появления рефлексивных способностей в старшем дошкольном возрасте.

В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проходил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве, ему всегда нужен будет натурный материал.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.

Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

1.2 Оценивание процесса и результатов деятельности обучающихся на уроке

Оценивание необходимо человеку для взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. Одним из средств формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках является оценочный инструментарий. Для однозначного толкования понятия инструментарий считаю необходимым сделать пояснение.

Оценочный инструментарий в педагогике - это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами образования. В этом смысле оценочный инструментарий включает в себя технологии, методы, формы, приёмы обучения.

В узком же смысле слова, оценочный инструментарий - это специальные документы (листы самоконтроля, анкеты, опросные листы, тесты, матрицы анализа, оценок и т.д.), с помощью которых осуществляются оценочные процедуры. педагогический изобразительный урок

Способы оценки деятельности обучающихся на уроке изобразительного искусства

Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования. Учитель должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.

В педагогической практике применяю следующие критерии:

1. заинтересованное отношение учащегося к процессу и результату работы;

2. грамотность (культура) учащегося как зрителя, художника, читателя;

3. тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);

4. проявление самостоятельности в понимании и решении разнообразных задач;

5. активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению;

6. степень усвоения знаний, умений, навыков;

7. выполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;

Положения 1-5 связаны с процессом формирования способов умственных действий, а 6-8 отражают наличие знаний, умений, навыков. Поэтому и способы оценивания разные. В первом случае - одобрение, словесные поощрения. Во втором, когда речь идёт о знаниях, умениях и навыках, использую традиционные формы проверки: тесты, проверочные работы, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Всё это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому положительный доброжелательный настрой имеет очень часто определяющее значение.

Выбор оценочного инструментария зависит от формы учебной деятельности. Представлю формы учебной деятельности, способствующие формированию аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства и оценочный инструментарий, применяемый в том или ином случае.

Обработка результатов. Для получения результатов необходимо суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:

2К Методика обучения продуктивным видам деятельности

Татьяна Павлова

Задание на 27.03 - разработать конспект урока по технологии для детей начальной школы - работа с природным или бросовым материалом. Структура технологичной карты традиционная

Катя Дядищева

Валентина Трофимова

Александра Марковская

Анастасия Авдюшина

Полина Горшелева

Татьяна Капустина

Надя Трактирова

Татьяна Павлова

Очень мало заданий прислали, жду до 16.00 и потом задания не проверяю

Татьяна Павлова

Татьяна Сладкова

Ева Ганиева

Наргиз Дадашова

Наргиз Дадашова

Елизавета Федулова

Татьяна Павлова

Татьяна Павлова

Задание на 24.04. Изучите лекцию "Основы оценочной деятельности учителя начальных классов. Современные методы оценивания достижений учащихся" Ответьте на вопросы в конце текста, выполните задания. Присылайте выполненные отчеты до 17.00

Под продуктивной деятельностью можно понимать особый вид художественно-творческой деятельности, направленный на создание субъективно нового продукта в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования. Посредством продуктивной деятельности происходит развитие творческих способностей, эффективное, гармоничное и полноценное развитие креативности и творческого потенциала младшего школьника. Изобразительное искусство относится к тому виду деятельности, который чаще всего вызывает эмоционально-положительное отношение младших школьников, способствует повышению познавательной активности, устойчивости и организованности в работе, развитию восприятия, наблюдательности, внимания, совершенствованию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Уроки изобразительного искусства, их зрелищный, эмоциональный характер положительно сказываются на эмоционально-эстетическом развитии учащихся начальной школы: расширяют возможности детей замечать, осмысливать и оценивать красивое, гармоничное, развивают эмоциональную отзывчивость, вызывают стремление более тщательно и аккуратно выполнять рисунки. Занятия рисованием могут быть рационально использованы в качестве эффективного средства активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся, в результате чего создаются благоприятные условия для общения младших школьников в учебном процессе. При самостоятельном создании личностно значимых творческих продуктов у детей формируются разнообразные гибкие умения и навыки творческой работы. Развитию творческого потенциала школьника способствует организация творческо-развивающей среды квалифицированными педагогами творческого типа, а также обеспечение начальной школы психолого-педагогическим сопровождением продуктивной творческой деятельности с учетом полихудожественного и междисциплинарного подхода.

Повышению мотивации и интереса к изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте способствуют:

• эмоционально-игровой характер организации изобразительной деятельности: органическое сочетание специально подобранных дидактических игр и игровых упражнений, связанных непосредственно с изображением;

• рациональное использование наглядных, словесных и практических методов обучения;

• максимальное увеличение объема, разнообразия и вариативности графических заданий;

• соединение предметно-практической деятельности младших школьников с изобразительной деятельностью.

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки к школьному обучению и с различным опытом изобразительной деятельности: некоторые никогда не рисовали, другие рисовали, но без всякого руководства, третьи учились рисовать в детском саду. От начального уровня сформированности навыков продуктивной деятельности во многом зависит их последующее развитие. У многих младших школьников впервые формируются основы знаний и умений реалистического изображения.

Первоначально младшие школьники еще не исправляют ошибок в своих рисунках или делают это очень редко с помощью резинки или путем сплошного замазывания карандашом или краской больших элементов изображения. Самый распространенный способ исправления рисунков в младшем школьном возрасте заключается в выполнении этого изображения на новом листе бумаги. Период рисования в начальных классах можно назвать периодом повествовательного изображения, при котором рисунок для младшего школьника является перечислением описываемых деталей и элементов. Это обусловлено тем, что дети стремятся наиболее полно и всесторонне рассказать об объектах изображения, а поэтому и изображают каждый из них так, чтобы он весь, со всеми деталями и нюансами, был виден на рисунке.

Первоначально небольшие задания дети выполняют под контролем учителя очень хорошо, но они еще затрудняются в самостоятельном переходе от одной задачи к другой и не могут самостоятельно ставить их в процессе изображения. Многие младшие школьники всегда увлечены выполнением текущей изобразительной работы и могут забывать о цели, которой необходимо подчинить свою текущую деятельность.

Постепенно младшие школьники учатся использовать все выразительные средства реалистического рисунка в художественной практике, креативно-деятельностно воплощать задуманную композицию в рисовании, овладевают репродуктивным опытом передачи объема посредством линии, конструкции, перспективы, светотени и т. д. У детей совершенствуются двигательные навыки, произвольные графические действия, способность управлять ручными движениями в разных видах изобразительной деятельности, что положительно влияет на овладение техникой письма и формирование навыков трудовой деятельности. Под влиянием обучения младшие школьники все увереннее используют различные средства изображения объектов окружающей действительности: человек, животные, атрибуты, элементы природы, более грамотно и качественно осуществляют задуманную композицию сюжета и в полной мере выражают свои чувства и эмоциональные переживания по поводу окружающей действительности. При умелом руководстве и мотивации ученики постепенно овладевают рисованием с натуры натюрмортов, пейзажей, фигуры человека. В цветных изображениях они могут добиваться сложных цветовых сочетаний, передавать объем, характер освещения предметов и фигур.

Таблица 1.6

Уровни активизации творческой деятельности младших школьников

Уровень творческой деятельности: Низкий

Характеристика уровня: Дети не могут самостоятельно найти источник замысла для рисунка, способны действовать только по образцу – точному указанию учителя (или родителей), что и как надо рисовать. На рисунках, независимо от темы, повторяются одни и те же объекты, изображенные почти одинаково

Уровень творческой деятельности: Средний

Характеристика уровня: Жизненный или культурный опыт детей актуализируется при выборе темы рисунка, только если взрослый указал на несколько разных источников замысла рисунка. Для рисования ребенок выбирает тему, соответствующую его прошлому опыту, и в этом случае делает оригинальные рисунки. Если же такой подсказки не было, он повторяет на рисунках то, что неоднократно уже рисовал

Уровень творческой деятельности: Высокий

Характеристика уровня: Дети быстро находят замысел для своего рисунка. Рисунки отличаются от других и необычностью выбранных объектов и явлений, оригинальностью самобытностью изобразительного решения

Индивидуальный подход к отработке тематики урока и к личности ребенка в целом позволяет более эффективно управлять самостоятельной творческой деятельностью учащихся младших классов в изобразительной деятельности (рис. 1.6).

Наряду с другими видами изобразительного искусства, в младшем школьном возрасте используется также художественная аппликация и коллаж, которые способствуют созданию оптимальных условий для овладения детьми опосредствованными формами ориентировки в художественно-творческой деятельности (модельной и художественно-символической). Дети учатся различным техникам создания произведения с помощью наклеивания на основу объемных и плоскостных материалов, различных по цвету, форме, размеру и фактуре, предполагает возможность сочетания разнообразных техник. В процессе обучения приемам аппликации дети предварительно составляют эскиз (модель) объекта и затем изображают его посредством цветовых отношений, форм, ракурсов, элементов и т. д. Творческая деятельности в процессе создания коллажей способствует развитию познавательных, творческих способностей и эмоционально-личностному развитию младших школьников. Развивается способность к использованию наглядного моделирования в аппликации – овладение действиями моделирования структуры предметов и объектов, связей и отношений между ними.

Рис. 1.6.

Рис. 1.6.

Психологические типы формирования и развития индивидуальных способностей детей младших классов на уроках изобразительного искусства

На занятиях изобразительного искусства также развиваются навыки работы с глиной, пластилином и соответствующими инструментами в процессе лепки. Передача различных образов окружающей действительности и отношения к ним в лепке связана с поиском доступных для младших школьников средств художественного выражения, с посильным овладением материалом и техникой, с которыми они действуют. Занятия лепкой на уроках в начальной школе развивают глазомер, мелкую моторику детей, их эстетический вкус, индивидуальность, интуицию, способствуют познанию объемно-пространственных свойств действительности, формируют организованность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, умение планировать свою деятельность. В работе с детьми младшего школьного возраста используются предметная лепка (создание отдельных конкретных изображений), сюжетная лепка (создание сюжетных композиций, в которых отдельные образы взаимосвязаны), декоративная лепка (создание декоративных или декорированных изделий). Младшие школьники могут успешно овладевать конструктивными, скульптурными и комбинированными способами лепки.

Практический пример

Примерными изделиями в результате конструктивной деятельности детей младшего школьного возраста могут быть: композиции из геометрических фигур, разрезная мозаика, игрушки в технике оригами, украшения для стола, конструкции-мобили, макет сказочного города, модели транспорта и др.

На протяжении младшего школьного возраста при условии систематических занятий все виды продуктивной деятельности совершенствуются и способствуют саморазвитию и развитию личности каждого ребенка в процессе освоения окружающей действительности через его собственную творческую предметную деятельность. Комплексный подход к вопросам формирования продуктивной деятельности, предусматривающий развитие у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и зрительно-двигательной сферы, позволяет более продуктивно решать задачи обучения и воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По определению проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. В определенном смысле этот вид обучения очень близок к проблемному, но с определенным уклоном не в алгоритмическую, а в информационно-технологическую составляющую информатики. Метод проектов — это метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.

Метод проектов возник в 20-е годы XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными упоминавшимся выше американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В России метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Среди многочисленных определений понятия проект в свое время фигурировали и такие, которые предполагали его пространственную протяженность, большую длительность (несколько месяцев или даже лет), многоязычность и другие глобальные характеристики. Однако с тех пор, как стало ясно, что у проектов большое будущее не только в дополнительном образовании, но и базовом, в массовой школе, превалирующими стали более “демократические” трактовки этого понятия.

В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно ориентированного учебного поиска. Метод проектов — это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности.

Использование метода проектов в начальной школе решает следующие задачи:

· активизация познавательной деятельности;

· педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся;

· формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности;

· формирование навыков работы в команде;

· привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного;

· расширение кругозора учащихся при подборе материалов.

Основные требования к проекту:

· необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы); в школе проекты выступают в роли интегрирующего фактора, помогая реализовывать межпредметные связи;

· выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и формы презентации;

· каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

· результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы; в экспертных оценках проектов максимальным баллом принято оценивать практическую полезность, применимость его в предметной области и, в частности, предметных частных методиках;

· подготовленный продукт должен быть убедительно представлен, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. В последние годы метод проектов активно применяется в дистанционном обучении школьников.

В основе проектного обучения лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:

Виды проектов

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

План-конспект интегрированного урока по МДК 01.06 Методике преподавания продуктивным видам деятельности с практикумом.

по сцепиальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Содержимое разработки

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

План-конспект

интегрированного урока

по МДК 01.06 Методике преподавания продуктивным видам деятельности

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Краснодар, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воображение - (фантазия) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.

Цели: способствовать формированию у студентов знаний о воображении, чем воображение отличается от восприятия. памяти и мышления, показать роль воображения в различных видах творческой деятельности человека.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, конспекты учебных лекций.

1. Понятие о воображении.

2. Воображение и творчество.

3. Практическая работа

Когда мне было шесть лет, в книге под названием "Правдивые

истории", где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды

удивительную картинку. На картинке огромная змея - удав - глотала


В книге говорилось: "Удав заглатывает свою жертву целиком, не

жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд,

пока не переварит пищу".

Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже

нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок

N 1. Вот что я нарисовал. Я показал мое творение взрослым и спросил, не


- Разве шляпа страшная? - возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил

слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее.

Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок N 2.


Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри,

а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и

правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от

блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N 1 и N 2, я

утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для

детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Многие люди, особенно в детском возрасте, любят фантазировать, но вряд ли задумываются, каким образом это происходит. В рождении фантазии участвует воображение- один из психических процессов.

Научное понимание воображения и житейское также различны как научная и житейская психология. На бытовом уровне воображением называют все то(примеры студентов), что нереально, не соответствует действительности, и поэтому не имеет никакого практического значения.

А вот, что такое воображение с научной точки зрении, вы сейчас и определите.

2. Взгляните на доску. На ней записаны понятия, которые могут войти в наше определение: процесс,

представления,

Вопросы также являются вашими помощниками.

Какой процесс воображения?

Что образуется в результате воображения?

Благодаря чему возможно воображение?

Запишите определение в тетради

Специфика этой формы психического процесса – в том, что:

воображение, вероятно, характерно только для человека,

до сих пор ничего не известно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? (Немов).

Физиологический процесс воображения - это процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

2. Основой воображения являются образы.

Отличие воображения от восприятия, памяти и мышления:

Восприятие – это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем воздействие в данный момент времени. Воображение – это процесс порождения образов в отсутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Это первое отличие.

Второе отличие – образы восприятия более или менее точно отражают объективно существующие явления и предметы и обычно не имеют в себе никакого, чего не было в этих предметах и явлениях. Образы рождаемые воображением человека, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действительности.

Память может воспроизвести лишь то, что человека когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека. Правда могут быть искажения, ошибки памяти. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто не существовавшее в памяти.

Воображение, особенно творческое, напоминает мышление. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Под мышлением мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.

Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью, Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не существует. В творческом воображении фантазией человека образ непредсказуем, появляется и изменяется в самом процессе и почти всегда является в чем-то неожиданным для самого человека.

Как развить воображение

Общение с детьми. Зачастую воображение у детей настолько развито, что необходимо специально указывать им на то, что нельзя о воображаемых событиях рассказывать так же, как и о происходивших в действительности. Общаясь с детьми, взрослый человек способен развить свое творческое начало и воображение.

Образование. Воображение человека всегда базируется на знаниях; чем обширнее знания человека – тем больше база для развития творческого или научного воображения.

Чтение. Глубокое погружение в жизнь литературных персонажей через интерес и сочувствие, помогает человеку развить свое воображение.

Интерес к искусству. Каждый арт-объект отражает творческое воображение автора; интересуясь искусством, человек развивает воображение и в себе.

Психологические упражнения. Одно из известных упражнений, развивающих воображение: взяв любую житейскую ситуацию, попробовать придумать (вообразить) 5-7 сценариев, по которым эта ситуация может развиваться.

3.Практическая работа (Блок преподавателя психологии) Психогеометрический тест

Взгляните на следующие фигуры:


Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Запишите ее название под номером 1.

Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).

Итак, самый трудный этап закончен.

Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место —это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.

Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами — техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует ( с их точки зрения) достижению главной цели.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя. Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Зигзаги — идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

Зигзаг — самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца ( так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Читайте также: