1984 джордж оруэлл конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

В книге изображена тоталитарная система, пришедшая на смену капитализму. При этом новое общество полностью отрицает свободу и автономию личности. Для него характерны: мобилизация всех сил для реализации глобальной цели; концентрация власти в руках одной партии, направляемой вождём; безраздельная монополия на средства коммуникации; считаемая единственно верной идеология; полный контроль над общественной и частной жизнью; жестокое насилие в отношении всех инакомыслящих и несогласных; постоянные поиски врагов, с которыми ведётся непримиримая война; материальная нищета и всеобщий страх.

Сам Оруэлл, незадолго до смерти, писал: Мой роман не направлен против социализма или британской лейбористской партии (я за неё голосую), но против тех извращений централизованной экономики, которым она подвержена и которые уже частично реализованы в коммунизме и фашизме. Я не убеждён, что общество такого рода обязательно должно возникнуть, но я убеждён (учитывая, разумеется, что моя книга — сатира), что нечто в этом роде может быть. Я убеждён также, что тоталитарная идея живёт в сознании интеллектуалов везде, и я попытался проследить эту идею до логического конца

Согласно воспоминаниям Уинстона Смита в книге, приписываемой Эммануэлю Голдстейну, вскоре после Второй мировой войны Великобритания была разорвана изнутри вспыхнувшей гражданской войной, в которой участвовали различные враждующие группировки. Ослабление страны вследствие разрушительной гражданской войны привело к её поглощению новой мировой сверхдержавой — Океанией. Примерно в это же время Советский Союз начал свою экспансию в Западную Европу и образовал новый союз под названием Евразия, а ещё через некоторое время в Восточной Азии образовался третий центр силы — Остазия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семлевская средняя общеобразовательная школа №1

Вяземского района Смоленской области

Индивидуальный проект по литературе

ученица 1 0 класса

Филиппова Алина Александровна

учитель русского языка и литературы

Васильева Татьяна Петровна

1. План работы_______________________________________________4

II . Основная часть_____________________________________________5

1. Географическое положение___________________________________5

2. Сопоставительная характеристика двух миров___________________7

3. Политические режимы______________________________________10

4. Политические лозунги______________________________________12

Мне стало интересно, почему книга в последнее время так популярна? Что в ней такого особенного? И я решила прочесть её.

Говорят, фантасты в своих книгах часто предсказывают будущее.

Так же многие говорят о схожести мира в романе Оруэлла и современного мира. Мне стало интересно, так ли это на самом деле, поэтому я и решила взять такую тему.

План работы

Цель работы: изучить сходства между Океанией и Россией

Задачи: 1. Сравнить географическое положение.

2. Сопоставить характеристики двух миров.

3. Сравнить политические системы.

4. Растолковать политические лозунги.

Методы: Сравнительно-сопоставительный и типологический.

II Основная часть

Для начала давайте сравним географическое положение. В антиутопии Оруэлла господствуют три сверхдержавы: Океания, Евразия, Остазия.

Океания занимает третью часть земного шара и включающего Северную и Южную Америку, Великобританию, Южную Африку, Австралию и, собственно, Океанию. В романе ничего не говорится о принадлежности Антарктиды к Океании, однако, упоминается, что на этом континенте находятся секретные океанийские полигоны.

Евразия занимает территории Советского Союза, Европы и Турции.

Остазия занимает территорию Китая, Японии, Кореи, частично Монголии и Индии.

Северная Африка, Средний Восток и Юго-Восточная Азия являются спорными территориями, за обладание которыми воюют три сверхдержавы. Эти территории постоянно переходят от одной страны к другой, так как ни одна из держав не может добиться победы. Война ведётся только на спорных территориях — каждая из сверхдержав настолько сильна, что не может быть завоёвана даже объединёнными силами двух других, поэтому державы воздерживаются от крупных наступательных операций.

В нашем мире многие считают, что после распада СССР с конца XX века осталась одна из двух, сложившихся после Второй мировой войны, сверхдержав- США. В то же время Китай, имеющий с 2014 года крупнейшую экономику мира, самое большое в мире население и третий в мире размер территории, крупнейший в мире положительный баланс во внешней торговле и экспорт (в том числе промышленных новых технологий), половину мировых валютных резервов, статуе третьей в миро ядерной державы и космической сверхдержавы, самую большую армию, практически приблизился к статусу сверхдержавы и уже называется некоторыми экспертами как экономическая и военная сверхдержава, которой осталось только признать это и закрепить в своём устойчивом политическом влиянии.

В настоящее время из числа великих держав, помимо Китая, потенциальными сверхдержавами называют также Европейский союз,

Индию, Бразилию и Россию. Однако, как показывает практика, подобные предсказания могут не дать ожидаемого результата.

Предположим, что через некоторое время США подчинит Бразилию,

2.Сопоставительная характеристика двух миров.

Теперь давайте сравним быт и устройство миров,

В самой первой главе нам представляется некое устройство, совмещающее в себе телевизор о единственным каналом и видеокамеру, которую нельзя выключить. В каждом помещении, где бывали члены партии, находился отдельный телекран, через который круглосуточно транслировались передачи и проводилась слежка за людьми. Телекраны практически полностью отсутствовали в домах пролов (беспартийных), а в домах членов Внутренней Партии, хотя и имелись в обязательном порядке, но были снабжены выключателем, которым можно было воспользоваться на период не более получаса в день.

Снаружи повсюду висели камеры, снабжённые микрофонами, чтобы не только следить за действиями людей, но и подслушивать их разговоры.

Самым тяжким из возможных преступлений является мыслепреступление. Оно карается смертью. Под это понятие попадает любая неосторожная мысль члена ангсоца, любой неосторожный жест или слово. Неправильное, с точки зрения идеологии правящей партии, выражение лица также является разновидностью мыслепреступления — лицепреступлением. Борьбой с мыслепреступниками в Океании занималась полиция мыслей, допросы обвиняемых проходили в Министерстве любви. Для обнаружения подозреваемых использовалась слежка, которую вели за гражданами агенты полиции мыслей и добровольцы (в том числе — ближайшие родственники мыслепреступников), а также телекраны.

И в этом мире мы живём, считая, что полиция защитит нас. Мы боремся с коррупцией, ремонтируем дороги, у нас бесплатная медицина и лучший жизненный уровень на земле. К сожалению, это далеко не так. Мы живём в грязном алчном мире, в котором люди ненавидят друг друга из-за цвета кожи, расы, ориентации, гражданства и любой другой характеристики, отличающей одних от других. Жаль, что многие не способны заметить это. Вот оно, наше будущее.

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

3. Выявить причины внутренней несвободы героев произведения

4. Определить способы сохранения внутренней свободы современного человека.

Практическая значимость: представленные материалы могут использованы как на уроках литературы, так и на занятих по обществоведению и философии.

ВложениеРазмер
problema_vnutrenney_nesvobody_lichnosti_v_romane-_antiutopii_1984.rar 69.93 КБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Пономарёв Сергей Константинович.

обучающийся 1 курса

08.02.09.Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

1.1. Особенности жанров фантастических произведений: утопии и антиутопии.………………………………………………………….

Глава 2. Проблема внутренней несвободы личности в тоталитарном государстве на примере жизни главного героя романа Уинстона Смита………………………………………………………….

2.1.Критерии внутренней несвободы в философии и

отражение их в повествовании …………………………………………

2.2. Способы сохранения внутренней свободы подростка в современном мире.………………………………………………………

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются.

Кто из нас в детстве не увлекался фантастикой? Это особый, красочный мир: мир, который, с одной стороны, возбуждает творческое воображение читателя, рисуя невиданные, удивительные картины нового, вымышленного мира, с другой – дает возможность приоткрыть завесу в будущее. А что будет, если …

Многие из литературоведов считают, что за жанром фантастики будущее: задача фантастики состоит в том, чтобы прикинуть: как изменится

В свое время к фантастике обращались и многие классики мировой литературы. Среди них Гоголь, Ф.М.Достоевский,Н.Г.Чернышевский, Л. Андреев, Д.Лондон, Е.Замятин, О.Л.Хаскли, М.А.Булгаков.

Безусловно, они открыли для нас экспериментальный мир, необходимый для осмысления тех или иных явлений реальной жизни, с которыми мы не можем смириться .

Особое место в мировой литературе занимают произведения, относящиеся по жанровой принадлежности к утопии и антиутопии.

Почему же именно это художественное произведение, созданное в конце 40 - годов 20 века, стало сегодня наиболее популярным: вокруг него сформировался какой-то особый уровень почитания и восхищения?

Основные вопросы, на которых заостряет внимание автор:

1) что может испытывать человек в несвободном, тоталитарном государстве, подвергаясь ежеминутно нравственным пыткам, насилию извне?

2) есть ли у него возможности для противостояния?

3) как влияют фантастические идеи общества на взаимоотношения, психику, интеллект человека?

Гипотеза: внутренняя несвобода человека часто становится причиной разрушения личности, нанося вред как самому человеку, так и обществу.

У такого общества нет будущего.

  • Цель : проанализировав текст романа, выявить причины внутренней несвободы героев произведения и определить способы сохранения внутренней свободы, необходимые современному человеку .
  1. Сбор информации
  2. Анализ текста
  3. Рефлексивный анализ собственной деятельности.

Практическая значимость: представленные материалы могут использованы как на уроках литературы, так и на занятиях обществоведения и философии.

1.1. Особенности жанров фантастических произведений: утопии и антиутопии

Человек рожден для счастья, как птица для полета… Во все времена люди мечтали о том, чтобы все люди были счастливы на земле. Это нашло прежде всего отражение в произведениях устного народного творчества: в сказках, легендах, мифах. Итог повествования в вымышленных произведениях предсказуем: их герои, пройдя через многочисленные испытания, добиваются заслуженного счастья.

С развитием культуры и письменности появился особый, новый жанр литературы – утопия, в которой мастера художественного слова попытались представить идеальный мир для существования человека, веря в возможность всеобщего счастья.

Вот какое толкование слова утопия дается в современных словарях:

То есть, утопия - не имеющая место, не существующее.

Антиутопия – это противоположное понятие по отношению к утопии .

1.2.Биография Джорджа Оруэлла (Эрика Артура Блэра)

Нельзя сказать, что судьба миловала будущего писателя.

Джордж Оруэлл – псевдоним Эрика Артура Блэра, родившегося 25 июня 1903г. в городке Мохитари. (Индия) [1] в семье чиновника

Его отца отправили в Индию решить проблему с распространением опиума. Мать была жестокой и властной женщиной. По окончании Британского колледжа устроился на должность полицейского. Однако справедливый по натуре, способный трезво осмысливать происходящее, он вскоре разочаровался в политическом устройстве полиции и покинул место службы.

В то время приходится Оруэллу перебиваться случайными заработками, жить в нищете. В эти трудные для него годы и появились его первые произведения, получившие признание у читателей. Принимает он участие и в гражданской войне в Испании, После ранения Оруэлл возвращается Англию. С этой поры он занимается только литературной деятельностью. В 1945 году издан один из самых известных его романов "Скотный двор", чуть позже, в 1948 году, Оруэлл написал произведение, которое подарило ему мировую известность - роман - антиутопию "1984".

Идея создания гармоничного общества, обеспечивающего всеобщее равенство и счастье, как правило, - центральная идея утопии - оборачивается в антиутопии всеобщей одиноковостью и усредненностью личности, абсолютной подчиненностью государству всех сфер человеческой жизни.

Не исключение в этом плане и роман Джордж Оруэлл а"1984".

На защиту этой идеи направлен курс правящей верхушки вымышленной страны Океания, воюющей не только со странами-сверхдержавами Остазией и Евразией, но и гражданами своего государства.

Государственная система и общественный уклад Океании- здесь живет сорокалетний чиновник, Уинстон Смит- представляет собой строгую иерархию утопии. И вместе с тем это перевернутый с ног на голову мир.

Парламента и правительства не существует, вместо них организованы министерства:

Министерство правды, ведавшее образованием, досугом, искусствами,

Министерство мира, ведавшее войной,

Министерство изобилия, ведавшее экономикой,

Министерство любви, ведавшее охраной порядка. Именно здание Министерства любви вызывает у героя романа особый страх, потому что попасть туда можно, только преодолев лабиринт колючей проволоки.

В этом обществе человеческий разум может быть подчинен только коллективу: быть как все – вот что обеспечивает твою физическую безопасность и блага общества в виде бесплатного обеда и 2—30 граммов шоколада. Осознание личностного Я - главный враг этого общества. Объективная истина в Океании не имеет значения, каждый знает только то, что разрешает ей партия, даже подпольная литература и другая крамола доступна исключительно с её ведома и по её приказу: ежечасно старая информация уничтожается, новая доводится до читателей.

Так, прежде роман подкупает своей правдоподобием и искренностью повествования. На протяжении всего произведения автор находится рядом со своим героем, заостряя наше внимание читателя на психологическом состоянии героя.

Как ни парадоксально, действие романа, написанного в 1948 году, начинается в апреле 1984 года

Весна – это пора обновления жизни, новых надежд и мечтаний. Взгляд Уинстона Смита, одного из членов внутренней партии, выхватывает из суровой, мерзкой действительности то, что раздражает любого обывателя :холодный ясный …день, злой ветер, запах вареной капусты и старых половиков, неработающий лифт, режим экономии, предстоящая Неделя ненависти.

Главный герой антиутопии, Уинстона Смита - один из тех, кто не может мириться с лживостью помыслов этой партии, пытается найти свою правду. Он готов умереть ради истины.

Антиутопия строится так, что жизнь Уинстона Смита предстает как в зыбком прошлом, так и настоящем. (Приложение 1) Описывая прошлое своего героя с позиций нынешнего дня, автор показывает желание героя увидеть внутреннюю, незримую связь со своими корнями. Хотя детские впечатления, отраженные во снах Уинстона, безрадостны (голодное детство, потеря матери и сестренки, детский эгоизм), он находится в поиске скрытого смысла: причин своих внутренних комплексов, глубинных переживаний.

Желание ничего не упустить в жизни предыдущих поколений, не повторять ошибок своих предков, чтить и помнить прошлое – не это ли, казалось бы, залог светлого будущего человечества? Но прошлое только в нечетких детских воспоминаниях. История сумела уничтожить следы произошедшего с мальчиком. Узнать то, что было, невозможно: по долгу службы Уинстон Смит-один из переписчиков истории. Он, как никто другой знает, что правда настоящего тоже навечно закрыта партией для глаз и ушей обывателей.

Но возможно ли счастливое будущее для жителей Океании? Эта мысль гложет главного герой в холодном, неуютном городе своего детства, Лондоне . С одной стороны, будущее ведь зависит от нас… С другой стороны, герой должен сказать свое слово, которое его погубит….

И он старательно выводит: «Будущему или прошлому — времени, когда мысль свободна, люди отличаются друг от друга и живут не в одиночку, времени, где правда есть правда и былое не превращается в небыль. От— привет!

Глава 2.Проблема внутренней несвободы личности в тоталитарном государстве на примере жизни главного героя романа- утопии, Уинстона Смита.

2.1.Критерии внутренней несвободы в романе в философиии изображениисостоянияУинстона Смита

Так, возможно ли простое человеческое счастье без ощущения свободы, если свобода - неотъемлемая часть счастья? Желание остаться человеком - чувствовать, любить, страдать, ощущать внутреннюю свободу - заставляет нашего героя искать правду в том мире, в котором он живет.

Что это такое внутренняя свобода? Внутренняя свобода - это способность человека делать осознанный выбор в различных ситуациях, который определяется его потребностями, его пониманием того, что необходимо.

Внутренняя свобода - это состояние человека, в котором его мысли и желания, действия зависят от самого себя, а не от внешнего мира.

1. Права, свободы, интересы других людей. Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

2. Общественные условия: социальные нормы, общественное мнение.

3.Объективные законы природы, с которыми человек обязан считаться. "Свобода есть познанная необходимость" - эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб.

Безграничная свобода действий политической партии оборачивается для обывателей Океании произволом и утратой индивидуальности человека.

Возможно ли привыкнуть к постоянному насилию над человеческой личностью, к страсти окружающих переделать человека, перекраивать его в соответствии с представлениями о том, каким должен быть человек и что ему нужно для истинного счастья?

Не потому ли герой остро чувствует своё одиночество, внутреннюю неудовлетворенность в мире муштры, тотальной слежки, бесчеловечности, но все-таки ему хочет простого человеческого участия в жизни общества.

Так развивается одна из главных проблем романа - антиутопии, проблема внутренней несвободы личности , поскольку ваше внутреннее состояние и вся жизнь, в общем-то, часто зависит от других людей, от их поведения, от их настроения, от их планов, от их взглядов на мир.

Ощущение героем своей внутренней несвободы в современном мире заставляет Уинсона Смита усомниться в верности главных партийных лозунгов: свобода - это рабство; война - это мир; незнание – сила.

Свобода - это рабство…

Война в тоталитарном обществе нужна для того, чтобы сохранить мир: отвлечь простого человека от созидательной мысли, направив её на разрушение чужих судеб.

А для всякого развития человека нужна свобода: свобода мысли, свобода слова, свобода выбора: пока жив человек.

Безусловно, мир, изображенный в антиутопии - деформированный мир. Уродливы законы общества, требующие от маленького человека проявления ненависти по отношении к ближнему, наушничество, промывание мозгов.

Так, описывая жизнь обывателей тоталитарного государства, в которой живет Уинстон, автор подробно раскрывает правду о сложившихся социальных нормах Океании. Именно они побуждают человека действовать так, а не иначе и определяют общественные условия эпохи тоталитаризма и культа личности.

Семья – один из опаснейших врагов тоталитарной власти, признающей объединение людей только вокруг государства и Вождя. Институт семьи в Океании тоже деформирован: в семье порицаются интимные отношения, она необходима только для рождения себе подобных.

Однако случайная встреча с Джулией, влюбленной в Уинстона, становится и счастливым мгновением, и роковым обстоятельством в жизни героев.

Влюбленные вынуждены скрывать свои чувства и отношения от общества. Жестокая расплата за проявление искренних чувств неминуема. И приятные минуты их встреч омрачено ожиданием наказания за совершенное преступление. И очень скоро придется им пожалеть о случившемся и раскаяться. Влюбленные в поисках поддержки своих действий поверили О′Брайену, высокопоставленному члену партии и старьевщику, у которого они встречаются, уже следившими за ними как за неблагонадежными.

2.2.Способы сохранения внутренней свободы личности в современном мире

Как же все-таки сохранить в себе человека, в каком бы обществе мы ни находились?

На мой взгляд, это простые прописные истины, который должен знать каждый человек:

1. Осознавать в себе личность. Только развиваясь, самосовершенствуясь в мире людей, человек способен сохранить внутреннюю свободу, направленную на созидание в этом мире, мире людей и технического прогресса.

2. Любить себя и свою жизнь. Жить здесь и сейчас, решая актуальные проблемы своей жизни, не забывая то, что ты являешься частью развивающегося общества.

3. Учитывать мнения людей, если это не идет вразрез с общепринятым.

1.Внутренняя свобода - это способность человека делать осознанный выбор в различных ситуациях в соответствии его потребностями и пониманием того, что ему необходимо.

Задача каждого человека – сохранить в себе общечеловеческие качества, чтобы остаться человеком.

Итог - уничтожение человека и вечных ценностей на Земле: любви, добра, дома, красоты, а значит и общества людей, которым необходимы мгновения счастья от общения с себе подобными.

Такое общество обречено на вымирание.

4.Нет внутренней свободы личности - нет созидательного общества. Будущего у такого государства нет!

Зарубежная литература ХХ века / Учебн. Под ред. Л.Г.Андреева. – М.: Высшая школа, 1996. – С.318 – 320.

Ландор М. Олдос Хаксли: попытки диалога с советской стороной // Вопросы литературы. – 1995. - № 5. – С. 211 – 229.

Новиков Вл. Возвращение к здравому смыслу // Знамя. – 1989. - № 7. – С. 214 – 220.

содержание литературных произведений Дж.Оруэлла;

определять характерные черты творчества писателя.

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. В ходе чтения романа отметить признаки тоталитарного строя Ангсоца. Как и на каких уровнях жизни они проявляются? В чем их необходимость с точки зрения государства? 2. Проследить историю любви Уинстона и Джулии. Что означала любовь для государства? Что она значила для обыкновенных граждан Ангсоца? 3. О'Брайен как олицетворение государства. В чем сила и слабость этого героя? Чего он добивается от своих подследственных? Смог ли он сломить Уинстона? Каким образом происходит этот слом? 4. Проследить развитие метафоры лица во взаимоотношениях персонажей романа. Как организуется поединок лиц в сцене допроса и пыток Уинстона? В чем смысл этого поединка? 5. Каковы функции нового языка в Ангсоце? Для чего в описанном обществе нужен новояз?

План занятия.

1. Структура общества Ангсоца:

2. Мир Ангсоца и его способы подавления личности:

а) всеобщая нищета;

б) всеобщая слежка;

в) изменение функции семьи: дети – доносчики;

3. Конфликт государства и человека:

а) трагическая история любви Уинстона и Джулии. Что означает любовь для Ангсоца? Что она значит для Уинстона и Джулии? Почему они не смогли защитить свою любовь?

б) О'Брайен как олицетворение государства. В чем смысл его деятельности?

Читайте также: