Конспект урока по естествознанию тема вода

Обновлено: 05.07.2024

– закрепить знания о свойствах полезных ископаемых;
– познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами;
– развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.

Оборудование:

– карточки–тесты,
– глобус,
– диаграмма водных пространств на Земле,
– фотография гейзера,
– плакат с ребусом и свойствами воды,
– стаканы с водой и молоком для опытов, соль, сахар, ложка,
– доклады детей о вкусе воды, о минеральной воде.

Подготовка урока:

На доске написано: ткань, песок, кирпич, гранит, пластмасса, торф, уголь.
Для каждого ребенка подготовлена карточка-тест для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

– Какую тему изучали на предыдущих занятиях?
– Что называем полезными ископаемыми?
– Из ряда перечисленных на доске предметов назвать только полезные ископаемые.
– На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные). Приведите примеры.

1.2. Индивидуальная работа по карточкам – тестам. Учитель читает каждое задание, а ученики дописывают ответ или обводят верный из данных.

2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: прочный, тяжелый, состоит из отдельных зерен серого и темного цвета? Обведи правильный ответ.

3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ.

4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: плотный, тяжелее воды, белого или серого цвета, под действием кислоты вскипает? Обведи правильный ответ.

5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ.

По окончании работы физкультминутка.

2. Постановка цели урока.

Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.

“Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?” (Вода).

Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)

Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)

А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)

Сегодня на уроке мы поговорим о воде. Тема нашего занятия – “Вода в природе”. (Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях).

3. Объяснение нового материала.

3.1. Роль воды в жизни человека, растений и животных.

Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).

Кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы человека – на 70% из воды и вообще организм человека, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).

Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.

Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.

Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Например, упитанная собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды – менее 10 дней.

Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.

3.2. Сколько воды на планете Земля?

Как вы думаете, можно ли воду назвать полезным ископаемым? Докажите? (Находится под землей, на земле, используется в хозяйстве).

Вода – это жидкое полезное ископаемое, минерал.

Перед вами глобус – модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. Вспомните, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду). Зеленый и коричневый? (Равнины и горы).

На глобусе – это материки или суша. Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?

На Земле большую часть занимают водные пространства (океаны).

На доске плакат с диаграммой.

Рис. 1.

Три четверти Земного шара занято водой.

3.3. Бережное отношение к воде.

Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

Можно показать плакаты, рисунки, призывающие экономить воду.

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.
“Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

3.4. Вода в природе.

Ребята, где в природе вы встречали воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней).

Верно. Все это холодная вода в природе. А вот интересно, существует ли такая горячая вода в природе, чтобы она нагревалась сама, без помощи человека? (рассказ детей о гейзерах, фотография гейзера).

Гейзеры – уникальное явление природы.

3.5. Три состояния воды.

Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).

Какое же вещество вода: жидкость, твердая или пар?

Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.

На доске и в тетрадях рисуется схема.

Рис. 2

Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?

Интересно, может ли вода перейти из жидкого состояния в парообразное? (Да).

При каких условиях это произойдет быстрее? (Ее надо нагреть).

А из жидкого в твердое? (Охладить).

А наоборот из твердого в жидкое? (Надо нагреть, ведь лед и снег тают в тепле).

А из твердого состояния перейти в пар? (Да)

Приведите примеры. (Зимой сушит мама бельё на балконе. Оно сразу замерзает, т. е. жидкая вода становится льдом, но все – таки оно высыхает (почти), следовательно, твердая вода может переходить в пар.)

Может ли пар снова стать жидкостью или перейти в твердое состояние? (Да, если охладить. Облака, капли в ванной на потолке, град).

Вывод: Вода – чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!

3.6. Свойства воды.

Рассмотрим свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.

На доске плакат “Свойства воды”. Перечисленные свойства открываются постепенно по мере их определения в результате опытов.

Рис. 3

Какое слово зашифровано? Как догадались?

Проведем опыты и разгадаем, какие свойства воды спрятаны на плакате.

Опыт № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)

Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана).

Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).

Опыт № 2. Два стакана – с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.

Вывод: Следовательно, вода прозрачная.

Опыт № 3. Беру сахар, соль. Что из них является полезным ископаемым? (Соль) Почему не сахар? (Изготавливается людьми). Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)

Вывод: Вода – универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной.

Опыт № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?

Вывод: Вода без запаха и без вкуса.

Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.

Дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры – средства для очистки воды. Родниковая – растворяет минералы под землей, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить.

От чего же зависит вкус воды?

Рассказ ученика о вкусе воды.

Чем отличается минеральная вода от обычной?

Рассказ ученика о минеральной воде.

В сказках часто говорится о живой и мертвой воде. Скорее всего эти сказки родились из жизни. Неужели на самом деле есть вода, обладающая живительной, лечебной силой?

Рассказ о лечебных водах.

Можно ли воду назвать чудом природы?

4. Работа по учебнику (стр. 40 – 42) [1].

Давайте повторим все, что услышали о воде, прочитав статью учебника.

Где в природе встречается вода?

О каких свойствах воды вы узнали?

5. Подведение итогов урока.

Какое свойство воды вы используете, когда стираете белье?

Когда пьете воду?

Когда умываетесь? Когда поливаете цветы?

6. Домашнее задание.

Стр. 40 – 42[1], ответы на вопросы.

Литература.

1. Клепинина З.А. “Природоведение. 3-5 класс”. – Москва, Просвещение, 1995 г.
2. Сухарев Ю.Ф. “Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ”. Самарская область, г. Чапаевск, 1996 г.

Данная тема может быть использована на уроках окружающего мира в начальных классах. 1.Вода-основное богатство на свете. 2.Три состояния воды. 3.Основные свойства воды. Учебный предмет :окружающий мир.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_1.docx 103.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вода. Свойства воды.

Цель: создать условия для формирования умения определить основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека.

- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные УУД:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
- формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-исследование (исследовательский проект)

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов. – дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология, ИЗО, математика.

Тип: открытия новых знаний

Содержание и виды деятельности преподавателя

Содержание и виды деятельности обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Здравствуйте, ребята! У меня сегодня хорошее настроение, а какое у вас?

-У нас сегодня очень интересный урок, потому что у меня к нему особое отношение. Я очень ценю то, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

-А какое настроение мы возьмем с собой? (У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше состояние перед началом урока.)

У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

Хорошее, с чем связанно ваше настроение?

Дети раскрашивают ступеньку таким цветом, который характеризует их сегодняшнее настроение.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу!

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился - весной.

Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

Меня ждали, меня звали,

Показался – убежали. (Дождь)

Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмешь

И домой не принесешь. (Туман)

Какие вы молодцы! А теперь давайте обратим наше внимание на нашу презентацию и решим ребусы.

i (2).jpg
i (3).jpg

i (5).jpg
i (4).jpg

Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. А мы с вами будем в роли исследователей. Ребята, кто знает кто такие исследователи.

Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.

Дети отгадывают загадки и решают ребусы по теме урока.

Дети по очереди говорят свои версии.

Человек, который изучает разные предметы и вещества.

3. Выявление места и причины затруднения

Определение задач урока.

Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

Релаксация с музыкой.

-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу, и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас….

- А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.

- А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.

- Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за

веществом и его

2. Сделаем выводы.

5. Реализация построенного проекта

Работа в группах.

1 группа работает над первым свойством воды- прозрачность.

Оборудование -стаканы с водой и молоком, чайная ложка)

Инструкция по проведению опыта.

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?

Что вы заметили?

О каком свойстве воды это говорит?

2 группа работает над вторым свойством воды - цвет.

Оборудование -стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта.

Сравни цвет воды с цветом полосок.

О каком свойстве воды это говорит?

3 группа работает над третьим свойством воды – запах.

Оборудование -стакан с водой и стакан с вишневым соком.

Инструкция по проведению опыта.

Понюхай жидкости в стаканах.

Вспомнить правила при определении запаха жидкости.

Что вы заметили?

Следующий опыт проводит учитель.

Свойства - вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Оборудование : колба с трубкой, заполненная подкрашенной жидкостью,тарелочка с горячей водой, тарелочка со льдом.

Инструкция по проведению опыта.

Колба ставится в тарелку с горячей водой-дети наблюдают за столбиком жидкости в трубке-она поднимается.

Затем колбу переносят в тарелочку со льдом-при наблюдении столбик жидкости в трубке опускается.

Ребята разбиваются на 3 рабочих групп.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Когда ложка опускается в воду, то ее видно.

Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.

Вывод: вода прозрачная

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.

Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха.

Дети наблюдают и делают выводы

При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Ну, теперь давайте подведем итог наших

- Какое вещество было объектом нашего

- Какими свойствами она обладает?

Запишем все в наш подготовленный кластер.

Вода. Записывают свойсва воды в кластер в рабочей тетрали.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на

Молодцы, я тоже подготовила небольшой рассказ, сейчас вам прочитаю.

Вода – это основа жизни человека, это огромное богатство. Кругом нас окружает вода в разных состояниях. Реки и моря – жидкое, тучи и облака – газообразное, град и лед – твердое. В жизни человека вода имеет очень большое значение, несмотря на то, что у нее нет никакого цвета, запаха и особого вкуса.

Человек не может долго прожить без воды. Организм человека состоит из воды почти на 80 процентов. За сутки необходимо выпивать около трех литров в день. Это кроме тех жидкостей, которые человек употребляет в виде бульона, чая и других напитков. Когда человек пьет разные напитки, например, сок, компот, то из него выйдет еще больше жидкости, чем он выпил. Поэтому надо пить именно не кипяченую, но обработанную воду. Иначе организм будет обезвожен.

В природе происходит круговорот воды. Из океанов, морей и рек вода испаряется и дождь поливает нашу землю, все, что на ней растет и чем питается человек. Невозможно представить себе, как бы люди выращивали домашних животных и птиц, фрукты и овощи, разные растения, если бы не было воды. Всего этого бы в природе просто не существовало бы. А значит, и не было бы человека.

Источники воды – реки, моря, океаны и другие водоемы надо беречь. Нельзя загрязнять водоемы и их берега, потому что чистая вода человеку жизненно необходима.

Ну что, интересно было?

Подумайте, что ещё нового вы

Самостоятельно изучают материал в книге. Пишут рассказы.После их читают в классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Определять физические свойства воды(без вкуса, без запаха, без определенной формы, текучесть).

-Исследовать процесс изменения агрегатного состояния воды.

- Определять ведущие признаки эксперимента(цель, гипотеза, ресурсы, план, сроки, результат).

-.Проводить эксперимент и фиксировать его результаты в виде таблицы.

Естествознание

Краткосрочный план урока № 15

Предмет: Естествознание

ФИО учителя:

присутствующих:

отсутствующих:

Раздел (сквозная тема):

Мой Родной край

Что мы знаем о воде?

Цели обучения, которым посвящен урок:

2.3.3.1. Определять физические свойства воды(без вкуса, без запаха, без определенной формы, текучесть).

2.3.3.2. Исследовать процесс изменения агрегатного состояния воды.

2.1.2.6. Определять ведущие признаки эксперимента(цель, гипотеза, ресурсы, план, сроки, результат).

2.1.2.7.Проводить эксперимент и фиксировать его результаты в виде таблицы.

Описывать иллюстрации и находить в тексте учебника ответы на вопросы.

Приводить примеры и записывать состояния воды в природе.

Предполагать, как и почему изменяется состояние воды.

Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Производить подсчеты и делать записи в Научном дневничке.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Определить тему, цель исследования и ведущие признаки эксперимента на уроке. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.

Называть физические свойства и состояния воды

Исследовать процесс изменения агрегатного состояния воды.

Оценивать результаты своей работы на уроке

Большинство учащихся смогут:

Высказываться в устной форме о свойствах и состояниях воды, её распространении в природе.

Определить значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку гипотез.

Некоторые учащиеся смогут:

Назвать все источники информации

Строить монологическое высказывание по теме, аргументировать свою позицию, делать выводы.

Извлечение необходимой информации из прослушанного стихотворения.

Объяснять причины перехода воды из одного состояния в другое.

Основные термины и словосочетания:

вода прозрачна, без цвета, без запаха, не имеет формы, текуча. Три состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Аральское озеро, экологическая катастрофа.

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.

Вопросы для обсуждения:

-Почему Землю называют голубой планетой?

-Откуда, по вашему мнению, взялась вода и для чего она нужна?

-В каком состоянии вода в природе встречается чаще всего?

-Почему изменяется состояние воды?

-Что произойдет, если вода исчезнет?

Трехъязычие: су – бұл өмір– вода–это жизнь– water – this is the life.

Предварительные

Элементарные знания о свойствах воды и её распространении в природе. Могут приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

1.Создание положительного эмоционального настроя.

(Звуки шума моря.)

Прозвенел уже звонок,

Вы к соседу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

II. Введение в тему:

– А теперь закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря.

вы чувствуете? (Воздух)

(К) Обратите внимание ребят на загадку и далее на вопрос в учебнике:

-Какой краски на глобусе больше всего и почему?

III. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

(К) Учащиеся по рисункам в таблице предполагают, о чём пойдёт речь на уроке. Определяют цель, которую нужно достичь к концу урока. (К ней возвращаются на этапе рефлексии)


IV. Домашнее задание:

-Всему живому на Земле нужен воздух.( Верю.)

-Загрязненный воздух никак не влияет на живые организмы.(Не верю.)

-Осенью опавшую листву необходимо сжечь. (Не верю.)

-При сгорании сигареты с дымом в воздух выделяется до 500 различных веществ. (Верю.)

- Дым от табака вредит курильщику. (Не верю.)

-Экология–наука об охране окружающей среды. (Верю.)

– Как люди могут помочь в охране воздуха?

–Прочитайте план полезных действий, который вы составили дома.

Стихотворение

Середина урока

Работа над сквозной темой раздела на уроке.

Дети рассматривают глобус и объясняют, почему, по их мнению, Землю называют голубой планетой?

(Вода есть во всех уголках Вселенной. Реки, моря, океаны– это вода, источник жизни. На глобусе и картах ее показывают синим цветом. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто.)

(К) Работа по учебнику.

Вы слыхали о воде?

Говорят– она везде!

Мы привыкли, что вода–

Наша спутница всегда!

Обратите внимание ребят на рисунки, попросите описать, где в природе

Чтение стихотворения с учителем.

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

– Издалека, из океана!

Потом гулял малыш в лесу

Росой искрилась вся поляна.

– Откуда ты? – спросил росу.

– Поверь, и я из океана.

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

– Откуда ты? Ты кто такой?

– И я, дружок, из океана!

– Ты газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

– Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке

Нам откликнется всегда

Далее попросите детей перечислить, где может находится вода в природе.

(К, И) Работа с учебником.

Предложите работу с текстом в учебнике, и попросите найти в тексте два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ. (Без неё не могут жить ни звери, ни птицы). Вода содержится во всех частях растений.) Расскажите, что каждый день в процессе своей жизнедеятельности организм человека тратит воду, поэтому необходимо выпивать в день не менее2 л воды.

(П,И) Работа в Научном дневничке.

перечислить свойства воды и отметить их в задании №1 Научного Дневничка.


(И) Работа с учебником.

– Рассмотрите картинки. Помогите Айсулу понять, что происходит с водой.

– Перечислите состояния вода в природе(жидкое, газообразное,

Вывод. Вода в природе находится в3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.

–Давайте сравним вывод, сделанный нами с информаций Всезнамуса.

– Можете ли вы перечислить воду в твердом состоянии. (Снег, лед, иней.)

– В газообразном. (Туман, пар, облака.)

– В жидком. (Вода, роса.)

(Э) Наблюдение. Работа в Научном дневничке.

– Как вы думаете, почему изменяется состояние воды?

Для этого необходимо взять три колбочки с водой: одну поместить в морозильную камеру или вынести на мороз, вторую оставить в классе, третью подержать над спиртовкой.

– Что вы выяснили? Почему произошли изменения? Отметьте свои наблюдения в Научном дневничке (Задание №2).

Условия её таковы: учитель произносит слово, и если оно обозначает воду

– ученики хлопают, а если не относится к воде– делают два шага на месте. Итак: океан, ветер, снег, дождь, песок, сосулька, скала, роса, айсберг, белка и т.д.

(И) Работа по учебнику.

– Как вы считаете, в каком состоянии вода в природе встречается чаще всего?

–Как вы думаете, почему изменяется состояние воды?

Предложите ученикам прочитать текст и сравнить свои предположения с информацией в учебнике.

(Г) Проблемные вопросы.

Как вы понимаете выражение"Вода– это жизнь!"

Что произойдет, если вода исчезнет?

(К, И) Работа по учебнику.

Вода– одно из главных богатств на Земле. Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди.

(К) Комментарии педагога.

Загрязнённая вода с ферм, заводов и фабрик сливается в реки и озёра. От загрязнения воды страдает всё живое. В водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья– это экологическая катастрофа. Грязная вода вредна для здоровья человека. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных

заболеваний. Все это отрицательно сказывается на здоровье и взрослых, и детей. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.

Поэтому воду– наше главное богатство– надо беречь!

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

6.Домашнее задание.

Прокомментируйте домашнее задание:

1. Используя учебник, запомни свойства и состояния воды в природе, расскажи о значении воды для живых существ.

2. Сосчитай, сколько стаканов воды, чашек чая и других напитков выпиваете ты и члены твоей семьи в день. Оформи подсчеты в таблице. Сделай вывод.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО учителя: Фархутдинова Е.П.

Количество присутствующих: отсутствующих:

Что мы знаем о воде?

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.3.3.1. Определять физические свойства воды (без вкуса, без запаха, без

определенной формы, текучесть).

2.3.3.2. Исследовать процесс изменения агрегатного состояния воды.

2.1.2.6. Определять ведущие признаки эксперимента (цель, гипотеза, ресурсы, план, сроки, результат).

2.1.2.7.Проводить эксперимент и фиксировать его результаты в виде таблицы.

Описывать иллюстрации и находить в тексте учебника ответы на во-

Приводить примеры и записывать состояния воды в природе.

Предполагать, как и почему изменяется состояние воды.

Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Производить подсчеты и делать записи в Научном дневничке.

Критерии успеха ( Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Определить тему, цель исследования и ведущие признаки эксперимента на уроке

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Называть физические свойства и состояния воды

Исследовать процесс изменения агрегатного состояния воды.

Оценивать результаты своей работы на уроке

Большинство учащихся смогут:

Высказываться в устной форме о свойствах и состояниях воды, её распространении в природе.

Определить значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку гипотез.

Некоторые учащиеся смогут:

Назвать все источники информации

Строить монологическое высказывание по теме, аргументировать свою позицию, делать выводы.

Извлечение необходимой информации из прослушанного стихотворения.

Объяснять причины перехода воды из одного состояния в другое.

су – бұл өмір – вода – это жизнь – water – this is the life.

Основные термины и словосочетания:

вода прозрачна, без цвета, без запаха, не имеет формы, текуча. Три состояния

воды: твердое, жидкое, газообразное. Аральское озеро, экологическая катастрофа.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Почему Землю называют голубой планетой?

Откуда, по вашему мнению, взялась вода и для чего она нужна?

В каком состоянии вода в природе встречается чаще всего?

Почему изменяется состояние воды?

Что произойдет, если вода исчезнет?

Межпредметные

Межпредметная связь - ЗОЖ.

Навыки исполь-зования ИКТ

ИКТ - просмотр видеоролика, презентация урока.

Предварительные

Элементарные знания о свойствах воды и её распространении в природе. Могут

приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; оценивать свои

поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

I . Создание положительного эмоционального настроя

(К) Учитель создаёт благоприятную атмосферу для работы на уроке.

(Звуки шума моря.)

Прозвенел уже звонок,

Вы к соседу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

II . Введение в тему.

– А теперь закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря.

Ярко светит солнышко, вы слышите шум моря, дует ветерок. Вы спокойны. Про себя медленно говорите: «Я все знаю, я все могу, у меня все получится. Я желаю всем окружающим людям и себе счастья, добра и

– Для чего нужен воздух?

Всему живому на Земле нужен воздух.( Верю.)

Загрязненный воздух никак не влияет на живые организмы.(Не верю.)

Осенью опавшую листву необходимо сжечь. (Не верю.)

При сгорании сигареты с дымом в воздух выделяется до 500 различных веществ. (Верю.)

Дым от табака вредит курильщику. (Не верю.)

Экология–наука об охране окружающей среды. (Верю.)

– Как люди могут помочь в охране воздуха?

– Прочитайте план полезных действий, который вы составили.

III . Актуализация знаний . Целеполагание.

- Сегодня у нас с вами не простой урок. Сегодня мы будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

- Исследователь- это человек, который занимается научной деятельностью.

- Сначала определим, что будет предметом исследования.

На доске написаны слова.

водный, водяной, водитель, подводный, водолаз

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (водитель)

- Чем похожи остальные слова? (это однокоренные слова)

- Назовите корень у этих слов.

- Назовите начальное слово.

-Правильно, это вода. И сегодня мы с вами будем говорить о воде.

- Но всё ли мы знаем о воде или что- то нам ещё не известно?

Работа с карточкой №1.

- Возьмите карточку №1.

1. Какую долю от всей поверхности Земли составляет вода?

2. Какими свойствами обладает вода?

3. В каком состоянии может находится вода?

4. Имеет ли вода форму?

5. Имеет ли вода запах?

6. Какой вкус имеет вода?

7. Какого вода цвета?

8. Какие явления природы связаны с водой?

9. Какое значение в жизни человека имеет вода?

10. Почему необходимо бережно и экономно пользоваться водой?

- Проверяем. Кто поставил все +?

- Оказывается, что правильно ответить на поставленные вопросы сумели не все. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами будем все вместе, помогая друг другу, отвечать на эти вопросы. Вы согласны?

Итак, каких целей на уроке мы будем достигать:

- выясним, где в природе и в каких состояниях может находится вода;

- определить физические свойства воды;

(К) - Ребята, откройте учебники, отгадайте загадку. (глобус)

- Какой краски на глобусе больше всего и почему?

Середина урока

IV. Работа по теме урока

Дети рассматривают глобус и объясняют, почему, по их мнению, Землю называют голубой планетой?

(Вода есть во всех уголках Вселенной. Реки, моря, океаны – это вода, источник жизни. На глобусе и картах ее показывают синим цветом. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто.)

(К) Работа по учебнику.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы её не замечаем,

Мы привыкли что вода –

Наша спутница всегда!

- Ребята, обратите внимание на рисунки, опишите, где в природе

(К, И) Работа с учебником.

- Прочитайте текст в учебнике и найдите два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ.

(Без неё не могут жить ни звери, ни птицы). Вода содержится во всех частях растений.)

- Каждый день в процессе своей жизнедеятельности организм человека тратит воду, поэтому необходимо выпивать в день не менее 2 л воды.

– Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? (Вода жидкая, её нельзя взять в руки и бросить на пол.)

– Что нужно сделать, чтоб изменить форму твёрдого предмета? (Нужно расколоть его на части молотком, разрезать ножом или ударить обо что-нибудь.)

– Что произойдет, если вы возьмёте воду в руки? (Она будет вытекать.)

– Имеет ли какую-нибудь форму вода? (Не имеет.)

– Можно ли её положить на стол? Что произойдет?

– Давайте нальём воду в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана.)

– Нальём воду в графин. Какую форму она приняла? (Форму графина.)

– Что же такое вода? (Жидкость.)

Жидкости не имеют своей формы, а принимают форму сосуда, в котором находятся. Жидкости легко изменяют свою форму, растекаются. Поэтому их держат в сосудах: в бочках, вёдрах, банках, бутылках, стаканах и др.

– Назовите несколько известных вам жидкостей. (Вода, молоко, бензин.)

– Чем жидкость отличается от твёрдых тел?

Ответ:

1) не имеет своей формы;

2) растекается.

– Давайте узнаем удивительные свойства воды.

– Посмотрите на аквариум с рыбками. Что можно сказать о воде? Что вы там видите?

– Как доказать, что вода прозрачная?

– Давайте проделаем опыт. У вас 2 стакана. В один налейте воду, в другой молоко. В оба опустите ложки. Что вы видите? Что можете сказать о воде и о молоке?

Молоко – белое, а вода – прозрачная.

– Какого цвета вода? (Прозрачная.)

– Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. какого цвета жидкость в стаканах?

Молоко – белое, а вода – бесцветная.

– Как определить запах жидкости? (Понюхать.)

– Как правильно определить запах? (На расстоянии 20–30 см от лица держать сосуд с жидкостью. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.)

– Почему необходимо так делать, а не совать нос во все ёмкости? (Можно резким запахом обжечь носовую полость.)

– Кто из сказочных героев везде совал свой нос? Что из этого произошло? (Буратино проткнул очаг, нарисованный на холсте.)

– Вернёмся к воде. Имеет ли вода запах?

– Какой вкус у воды? (Без вкуса.)

III. Закрепление изученного.

– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

(П,И) Работа в Научном дневничке. С. 36

- Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат - открыли свойства воды. Теперь открыли научные дневники и перечислим свойства воды.

Свойства воды

имеет ли форму - ( взаимопроверка)

Что произойдёт с водой, если её нагреть?.

- Для проведения данного опыта мне понадобится чайник. Я вам его включу. Оставим на время, а пока, вода нагревается мы проведем физкультминутку для глаз.

Электронная физминутка для глаз.

- Пришло время вернуться к нашему чайнику. Мы нагрели воду. Что наблюдаете?

- Всё это верно. А теперь обобщим всё сказанное.

- Что происходит с водой при закипании? (Она превращается в пар.)

- Действительно, при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в другое агрегатное состояние – газообразное. Итак, в результате нашего исследования мы выяснили, что вода может быть в газообразном состоянии. Где ещё в природе мы можем встретить воду в таком состоянии? (Туман, облака.)

- Я приглашаю в помощники Азата. Азат прочитает нам стихотворение.

Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?
Но лед - замерзшая вода.
Прошел - и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда.

Что будет, если воду заморозить в разных сосудах?

- Дома вы вместе с родителями проводили эксперимент.

1 группа замораживала воду в пластиковых бутылках.

2 группа замораживала воду в стеклянных бутылках.

3 группа замораживала воду в формочках для льда.

А теперь расскажите о своих наблюдениях и что вам удалось выяснить?

- Замечательно, ребята, вы очень наблюдательны. Из вас получились настоящие исследователи. Какой сделаем вывод?

- Вода, если её заморозить, превращается в лёд и увеличивается в объёме, т. е. расширяется. Об этом свойстве подробнее вы узнаете в старших классах.

- А вы трогали лёд на ощупь? Какое ещё одно состояние воды мы открыли? (Вода бывает твёрдая.)

- Перечислите, в каких агрегатных состояниях может находиться вода? (газообразное, твёрдое, жидкое.)

Высвечивается газообразное, твёрдое, жидкое. (слайд)

(И) Работа с учебником.

Вывод: вода прошла все три состояния: жидкое, газообразное, твёрдое.

– Рассмотрите с. 41 картинки. Помогите Айсулу понять, что происходит с водой.

– Перечислите состояния вода в природе (жидкое, газообразное, твердое).

Вывод. Вода в природе находится в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.

– Давайте сравним вывод, сделанный нами с информаций Всезнамуса.

– Можете ли вы перечислить воду в твердом состоянии. (Снег, лед, иней.)

– В газообразном. (Туман, пар, облака.)

– В жидком. (Вода, роса.)

Условия её таковы: учитель произносит слово, и если оно обозначает воду – ученики хлопают, а если не относится к воде – делают два шага на месте.

Итак: океан, ветер, снег, дождь, песок, сосулька, скала, роса, айсберг, белка и т.д.

(И) Работа по учебнику.

– Как вы считаете, в каком состоянии вода в природе встречается чаще всего?

– Как вы думаете, почему изменяется состояние воды?

Предложите ученикам прочитать текст и сравнить свои предположения с информацией в учебнике.

(Г) Проблемные вопросы.

- Что произойдет, если вода исчезнет?

(К, И) Работа по учебнику.с. 41

- Ребята прочитайте текст в учебнике и дополнительную информацию

Совместно делается вывод:

Вода – одно из главных богатств на Земле. Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди.

(К) Комментарии педагога.

- Загрязнённая вода с ферм, заводов и фабрик сливается в реки и озёра. От загрязнения воды страдает всё живое. В водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья – это

экологическая катастрофа. Грязная вода вредна для здоровья человека. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных

заболеваний. Все это отрицательно сказывается на здоровье и взрослых, и детей. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.

Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!

Выходят дети, рассказывают стихи.

Прекрасна сегодня планета Земля:
Красуются горы, леса и поля,
И водных ресурсов пока что не счесть —
Всё это должны мы любить и беречь.

Хотим воду чистую с крана мы пить,
Чтоб нам без болезней до старости жить.
И возле воды отдыхать, загорать,
Давайте же воду не загрязнять!

Реки, озёра, моря, океаны,
Ручьи, родники, болота и пруды,
Бежит из земли, бежит из-под крана,
Жизнь невозможна, увы, без воды.

Ресурсы планеты — совсем не бездонны,
И водный ресурс будем мы охранять,
Использовать воду с умом и законно,
Использовать так, чтобы не отравлять.

Чтоб в чистой, зеркальной, прохладной водице,
Плескались детишки, на радость себе.
Улыбка и счастье, чтоб были на лицах,
А отражались в кристальной воде!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытие новых знаний. Используется работа в группах.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового

Форма работы: групповая

Тема урока: Вода и её свойства.

Образовательные:

- Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека.

Развивающие:

- Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;

- развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

- развивать умение работать в группе, формировать умения работать с книгой – источником информации.

Воспитательная:

-Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:- навыки сотрудничества при работе в группах, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-осознание собственных достижений при освоении темы

- Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

- Коммуникативные УУД: -осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;

-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

- Познавательные УУД: -раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре;

-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Определить в ходе опытов свойства воды;

-проводить исследование воды и определять её основные свойства;

-составлять правила бережного использования воды;

-понимать значение воды для всего живого на земле.

Метапредметные:

Регулятивные:- Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт)

Познавательные: - Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов;

- определять характер взаимоотношения человека с природой;

- работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты наблюдений, иллюстрации).

Коммуникативные: - Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;

- коллективное обсуждение результатов, полученных в процессе проведения опытов;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

Личностные:

-интерес к изучению темы;

-позитивное отношение к экономному расходованию воды;

-осознание собственных достижений при освоении темы

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, глобус, презентация, критерии оценки работы: жетоны красного, желтого и зеленого цвета; оборудование для изучения свойств воды: ёмкости различной формы (стакан, банка, чашка), ложка, 3 стакана с водой, соль, сахар, речной песок; пипетка, зеркальце; деревянный кубик; 2 тарелки, молоко; карточки с названиями свойств воды.

Слайд 1

I. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, давайте начнём наш урок с пожеланиями добра друг другу.

Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра!

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.

2. Введение в тему урока

- Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?

А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.

- Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

(Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой)

- Посмотрите! И вправду вода!

-Какова же будет тема нашего урока?

3. Постановка учебной задачи

-Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

- А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.

- Какова тема нашего урока?

- Давайте определим цель нашего урока. Что нам в этом поможет? (Учебник)

- Какова цель нашего урока? (Определить основные свойства воды).

- Давайте сегодня выясним, какими же свойствами обладает вода.

Слайд 2

III. Изучение нового материала.

(Учитель быстро раскручивает глобус):

- Какого цвета больше на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым)

- Это потому, что синей краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают больше места, чем суша. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это все водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на Земле.

- Где мы используем воду? (Ответы детей)

(слайды №3 – 4)

- А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь)

- Может ли быть жизнь без воды?

- Кому нужна вода на земле?

- Объясните значение воды в жизни растений.

- Объясните значение воды в жизни животных.

- Могут ли растения и животные обходиться без воды? (Нет, вода – важнейшее условие для существования жизни растений и животных).

- Всегда ли вода приносит пользу?

- Какой вред она может причинить?

- Есть ли вода в камнях, в продуктах питания, в живых организмах: растениях, животных, человеке? (Предположения детей).

- Благодаря воде возникла жизнь на Земле. Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах, воду пьют и поля, и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери. Вода не только поит, но и кормит: по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов, вода добывает электрический ток на электростанциях.

Слайд 5-6

- Какой вывод можно сделать о значении воды?

Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.

Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться?

Слайд 7-8

5. Физминутка

Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)

Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)

Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа)

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)

6. Изучение новых знаний и способов действий

- Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию.

- Что такое лаборатория? (Ответы детей)

- Давайте уточним это понятие в словаре. (Лаборатория - это специальное оборудованное помещение для научных исследований, учебных занятий, а также помещение/ учреждение ведущее экспериментально-исследовательскую работу.)

На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

(Задают вопросы.

Ищут ответы на эти вопросы.

Наблюдают, проводят опыты.

Проверяют свои догадки)

- Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория. Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В наших лабораториях тоже всё готово.

- Какие правила будем соблюдать во время работы?

Слайд 9

-Чётко следовать моим инструкциям.

-Ничего не брать в рот.

-При выполнении опыта быть аккуратными.

-Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

-Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

-Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Мы с вами проведем опыты и заполним таблицу.

Слайд 10

является ли растворителем

Проведем опыт №1.

На столе у каждой группы соль, сахар, песок.

1 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.

2 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.

3 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.

Каждая подгруппа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.

(1 группа кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)

2 группа (Сахар тоже растворился в воде)

- А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

– Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)

- А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)

- Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель)

Вывод: Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Речной песок в ней не растворяется.

Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.

Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

Рассмотрите рисунок на с.53.

– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

Проведем опыт №2 Фильтрование воды

Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)

– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

- Поскольку я точно знаю, что в стакане вода чистая, я вам разрешаю её попробовать на вкус. Что вы можете сказать? (Она не имеет вкуса.)

Второе свойство воды – она не имеет вкуса (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации в учебнике (с.54).

-Рассмотрите рисунок в учебнике и ответьте на вопрос.

-Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?

- Прочитайте, что нам потребуется для следующего опыта. (Вода, пипетка и зеркальце).

- Хорошо, один человек держит зеркальце, второй – набирает пипеткой воду и капает на зеркало. Слегка наклоните зеркало, что происходит с водой? (она растекается)

- Сделайте вывод. Каким еще свойством обладает вода? Вода обладает свойством текучести (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации (учебник с.55).

Рассмотрите рисунок высокого берега реки Татьянки. Зачем жители села Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? (Люди построили дамбу, чтобы во время осенних наводнений, речка Татьянка не вышла из берегов. Не залила кустарники, травы и деревья; вплотную не подошла к домам.)

-Для того чтобы выполнить следующий опыт, нам потребуется: стакан, вода, маленький деревянный кубик.

Дети наливают в стакан воду и опускают в неё маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце.

Это явление вы видели много раз, но никогда не задумывались о том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода? (Вода принимает форму сосуда).

Вывод опыта №4: Следующее свойство воды: вода принимает форму сосуда. Отметьте в таблице.

-Рассмотри рисунок в учебнике (с.56). Прочитай вопрос.

Люди очень широко используют это её свойство при перевозке и хранении, наливая воду в удобные для этого формы.

-Прочитайте текст под рисунком в учебнике на стр. 56.

-О каком свойстве вы прочитали?

-Чистая вода не имеет запаха.

-Вода, которая пахнет бензином, загрязнена и опасна для всего живого.

-Запомните! Нельзя подносить к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость.

-Сейчас мы с вами должны определить, чем пахнет вода. Мы знаем, что в стакане вода чистая, поэтому вы можете ее понюхать. Скажите, вода имеет запах? (вода не имеет запаха). Отметьте в таблице.

Вывод вода не имеет запаха

Оборудование опыта №1: 2 тарелки с рисунком, вода, молоко.

Посмотрите сквозь воду на рисунок дна тарелки. Налейте в другую тарелку молоко. Виден ли рисунок в этом случае?

-Для следующего опыта нам понадобятся стаканчики с водой и молоком и ложки. Положите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Посмотрите на ложки. Что вы видите? (в стакане с водой ложку видно, а в молоке – нет). Какое свойство воды мы определили?

Вывод опыта №6: Чистая вода прозрачна

Опыт 7

с разноцветными бусинками.

Посмотрите на дно стакана, где находятся красная, синяя и зеленая бусинки. Нальем в стакан чистую воду. Изменился ли цвет бусин? (нет) Значит чистая вода бесцветна. Отметьте в таблице

Вывод 7: чистая вода бесцветна.

Оборудование опыта №8: влажная губка.

Влажной губкой протрите классную доску. Через 1—2 минуты доска высохнет. Куда делась вода?

Вывод опыта №8: Вода испарилась!

(Каждая группа берёт на столе учителя карточку с названием свойства воды и прикрепляет на доску)

(слайд №11):

1. Вода является растворителем

2. Чистая вода не имеет вкуса

3. Вода обладает свойством текучести

4. Вода принимает форму сосуда

5. Чистая вода не имеет запаха

6. Чистая вода прозрачна

7. Чистая вода бесцветна

8. Вода испаряется

IV. Закрепление изученного материала.

Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё? (слайд №12)

Почему сахар растворяется в чае? (слайд №13)

Почему на закипающем чайнике прыгает крышка? (слайд №14)

Если вода имеет вкус, о чём это говорит?

2.Дополните предложение : (слайд №15)

Вода - это. (жидкость), которая не имеет …. (запаха, цвета, вкуса). Она …. и. (прозрачная и текучая.) Вода – это …. (растворитель) некоторых веществ.

Слова для справок: растворитель, прозрачная, текучая, запах, вкус, жидкость, цвет.

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Сегодня мы узнали об удивительных свойствах воды.

Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд. Продолжите фразу (слайд №16):

Мне было интересно…

Я сегодня узнал…

Мне показалось важным…

- Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.

Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.

– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)

9. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?

10. Задание на дом

Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.

Читайте также: