Звукорежиссура в кино доклад

Обновлено: 05.07.2024

Звукорежиссура - это творческое руководство процессом записи определенного звукового материала на носитель. Она позволяет записать любое произведение, содержащее в себе звуковую информацию: музыкальное, литературное, документальное, драматургическое или учебное.

Звук представляет собой явление, которое отличается поразительным многообразием и глубиной. А потому совсем не удивительно и то, что требуется серьезное отношение к процессу его записи.

На сегодняшний день существует великое множество приборов для его обработки, записи, измерения, воспроизведения. Технические возможности современной звукорежиссуры поистине необъятны. Сложное редактирование, компенсация акустических задержек, сведение звука - все эти манипуляции сегодня являются полностью доступными в звукорежиссуре. А ведь всего 60 лет назад она представляла собой запись звукового материала с использованием всего двух-трех микрофонов. Процесс сведения как класс отсутствовал, а потому качество записи находилось в прямой зависимости от качества использованных микрофонов, их правильного размещения и качественных характеристик звукового носителя, на который производилась запись.

Сложность и многообразие процесса звукорежиссуры, обозначенные выше, с годами закономерно сформировали ряд совершенно разных творческих подходов к нему. Традиционно выделяют три наиболее крупных направления: пуристы, реалисты и индивидуалисты. Отдельно отмечают минималистов, которых многие, впрочем, склонны уподоблять пуристам. Однако этот подход в корне неверен, и их следует рассматривать исключительно как представителей отдельного творческого подхода.

Познакомимся с характерными особенностями каждого из упомянутых течений.

Пуристы

Главная творческая цель пуриста от звукорежиссуры - запечатлеть музыку в ее первозданном звуковом облике. Потому количество микрофонов при записи минимально, компрессия, частотная коррекция и обработка в пространстве не осуществляются и вовсе, микширования также нет. Для пуристов очень важна акустическая среда, потому они ведут запись исключительно в концертных залах, никогда не используя для этого процесса студию. Они глубоко уважают те годы, когда для достижения максимальной реалистичности и красоты звука было достаточного пары микрофонов, и вдохновенно отдают им дань почета в своем творчестве.

Минималисты

Так же, как и пуристы, минималисты используют минимальное количество микрофонов, отчего их часто и приравнивают к пуристам, однако между ними все же есть весьма существенное различие: пуристы ведут запись одной стереосистемой и используют для нее не более двух микрофонов, а минималисты могут применять до четырех микрофонов. Несмотря на существенные с технической точки зрения отличия от пуристического течения, минималистическое преследует аналогичную цель: создание глубокого и насыщенного звука с привлечением минимального арсенала оборудования и без нарушения целостности изначального акустического пространства.

Реалисты

Самое популярное творческое направление современной звукорежиссуры. Суть работы реалистов в том, что выбираемая технология записи полностью зависит от задач, стоящих перед ними в каждом конкретном случае. Таким образом, появляется множество вариантов создания звукозаписи, а звукорежиссер решает, какой именно будет наиболее предпочтительным для воспроизведения самой реалистичной музыкальной картины.

Индивидуалисты

Это творческое направление появилось с подачи авангардных композиторов, которым был необходим простор для самовыражения. Индивидуалистами совершенно отвергаются принципы классических вариантов записи звука. Сведение звука здесь - абсолютно автономный относительно записи процесс. Целью индивидуалистов не является создание реалистичной записи, напротив, звук для них - это полотно для рисования собственных музыкальных образов.

Вы хотите узнать обо всех тонкостях работы звукорежиссера и стать настоящим профессионалом в этом деле? Приходите на наши Курсы звукорежиссеров!

Профессия Звукорежиссер, основные направления, области работы. Задачи и функции звукорежиссера.

Звукорежиссер - одна из сложнейших творческих профессий в современном телевизионном производстве.

Она находится как бы на стыке искусства и электроники, поэтому круг знаний, необходимых звукорежиссеру, необычайно широк.

Он должен иметь совершенный слух, хорошую музыкальную и техническую подготовку, прекрасную память, быструю реакцию. Звукорежиссеру приходится общаться не только с техникой, но и с людьми, и значит, ему нужно быть компетентным критиком, иметь организаторские способности, знать психологию зрителей.

Звукорежиссура на телевидении - это запись разнообразных по жанру и тематике программ: от общественно-политических до художественно-музыкальных. При этом звукорежиссер должен хорошо представлять себе весь технологический процесс телевизионного производства: от первичных записей до окончательного озвучивания передачи.

Цель данного курса - подготовить всесторонне образованных, творчески мыслящих специалистов в области звукозаписи, дать слушателям глубокие теоретические знания, заложить навыки практической работы на телевизионных передачах различных жанров, подготовить для телекомпаний специалистов, способных грамотно записать звукоряд для любой телевизионной передачи.

Почти все телевизионные программы создаются в разных условиях, на разнообразном оборудовании, имеют свои отличительные особенности. Поэтому целесообразно сочетать обучение в учебной телестудии, где можно делать учебные и выпускные работы, принимать участие в съемках телепрограмм со стажировкой в студиях ведущих телекомпаний непосредственно на рабочих местах звукорежиссеров.

Программа курса включает ряд смежных дисциплин, таких как: звукотехника, компьютерная запись звука и основы музыкальной культуры и другие.

профессия звукорежиссера - профессия на стыке творчества, техники и технологий

Звукорежиссура театрализованных представлений и празднеств. Особенности работы, задачи и функции звукорежиссера при создании звукоряда театральных, хореографических постановок и шоу программ.

Раньше актеры в основном играли под живое музыкальное сопровождение оркестра, но с появлением звукотехнического оснащения актеры все чаще стали играть под музыкальную фонограмму, появилась возможность включать в спектакль записи речи, использовать микрофонную технику. Задача звукового оформления стала более творческой и интересной, с безграничными возможностями экспериментировать, хотя, конечно, все зависит от звукотехнического оснащения театра.

Задачи звукорежиссера включают в себя:

· организацию музыкального, шумового и звукотехнического оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера-постановщика и композитора;

· запись шумов, речи и музыки;

· звуковое сопровождение спектакля с помощью звуковой техники.

Для того чтобы реализовать художественный замысел режиссера, звукорежиссер должен обладать не только техническими знаниями, но и определенной творческой подготовкой. Другими словами, в театральном звукорежиссере должены совмещаться как творческий работник, так и инженер, он должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре, в актерском искусстве, точно чувствовать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения, а также быть музыкально образованным человеком, разбираться в особенностях того или иного музыкального стиля, хорошо ориентироваться в музыкальной литературе, знать и понимать особенности творчества разных композиторов и музыкальных групп. Кроме того, звукорежиссеру важно владеть всеми звукотехническими навыками, уметь разбираться в любой звуковой технике, которая используется в звуковом оформлении спектакля. Чем квалифицированнее звукорежиссер как техник, тем успешнее он может с помощью технических средств решать творческие задачи.

Сегодня в театре очень важны поиски новых выразительных средств и приемов, способных передать драматургический замысел спектакля и помочь захватить полностью внимание зрителя. В решении этих задач большую роль играет звукорежиссер, потому что музыка всегда имела огромное влияние на человека, на его настроение, на его психику. При помощи музыки можно передать любое психологическое состояние героя, любые оттенки его настроения. Также при помощи музыки можно предвосхищать или, наоборот, завершать любое событие, можно создавать целые законченные формы актов и сцен.

Процесс работы над спектаклем начинается со встречи режиссера-постановщика с актерами и со всеми службами театра, с изложения художественной идеи спектакля, его смысла и драматургии. Со звукорежиссером, помимо вопросов музыкальной драматургии спектакля, решается, где и какие шумы и звуки нужны, обсуждается специфика звукового дизайна спектакля.

Затем работа идет внутри каждого цеха самостоятельно. Существуют также отдельные сводные технические репетиции, где отрабатывают все световые и музыкальные переходы без игры актеров на сцене. Такие репетиции нужны для точной проработки всех музыкальных и световых переходов. Очень часто музыкальный переход зависит от светового перехода и наоборот – перемена света следует за музыкальной репликой. Все это закрепляется во время технических репетиций. И только во время прогонов (когда спектакль играется целиком) режиссер снова встречается со всей командой и смотрит проделанную работу каждого цеха. Итогом всех репетиций является генеральная репетиция – рождение спектакля, показ на зрителя.

В звуковое оформление спектакля входит подбор музыки для спектакля, шумов и различных звуков, и так называемое звукотехническое оформление. Рассмотрим подробнее особенности каждой составляющей.

Подбор музыки к спектаклю очень часто является задачей звукорежиссера, так как бывает, что у режиссера нет конкретного музыкального материала, а есть лишь представление, какая музыка по смыслу должна звучать. Существует несколько типовых видов музыки, используемых в тот или иной момент спектакля:

· музыка для начала спектакля, выполняющая роль увертюры или вступления, вводящая зрителей в атмосферу действия;

· музыка для перехода между сценами;

· отдельные музыкальные номера и лейтмотивы;

· музыка для финала спектакля.

Игровыми называются те шумы, которые сопровождают действия актеров на сцене синхронно, когда источник шума явно обозначен. Например, шум падающего предмета из рук актера или звук стреляющего пистолета. В этих случаях важно, чтобы шум звучал непосредственно в зоне действия актера и синхронно с его движением.

Сценическими шумами называются шумы, возникновение которых не связано непосредственно с действиями актеров, однако они так или иначе реагируют на них. К таким шумам относятся, например, удар гонга, плач ребенка, различные звуки, означающие какое-либо происшествие, являющиеся логической причиной последующих действий актера.

Фоновые шумы – это те, что главным образом создают необходимую сценическую атмосферу или отмечают место действия, как, например, равномерный перестук колес движущегося поезда, шум моря, пение птиц. Этот вид шумов создает атмосферу, в которой происходит действие.

Все шумы могут воспроизводиться с фонограммы либо производиться шумовиками из-за кулис или на сцене. Роль шумов в спектакле способствует развитию сюжета: использованием шумов можно подчеркнуть место, время и действие, определенную атмосферу, более выразительно передать местность, где происходит действие. Также шумы могут влиять на драматургию спектакля, являясь символом судьбы героя, олицетворением злого рока и смерти в кульминации спектакля. В финале одного спектакля главный герой произносит финальный текст и уходит со сцены.

Очень часто бывает, что шумы и шумовые картины из библиотек не всегда подходят для спектакля, тогда задачей звукорежиссера является запись шумов с натуры и составление шумовых картин путем наложения шумов, их монтажа и сведения. Это очень увлекательный процесс. Для того чтобы качественно записать шумы, например звук поезда в метро или щебетания птиц в лесу, используют профессиональную звуковую технику – конденсаторные микрофоны, профессиональные портативные цифровые многодорожечные или стерео рекордеры, внешние модули-интерфейсы, а проще говоря, портативную звуковую студию, которую часто используют в кино для записи звука с площадки.

Самой основной задачей звукорежиссера в театре является звукотехническое оформление спектакля. В эту часть работы входит:

· распределение фонограммы, шумов и звуковых эффектов в театральном пространстве;

· использование ранее записанной речевой фонограммы в спектакле;

· применение микрофонной техники;

· создание различных звуковых эффектов по ходу театрального действия;

· звуковое сопровождение видеоматериала,

· включенного в часть действия;

· озвучивание музыкальных коллективов, которые участвуют в театральном действии.

Звукорежиссура в кинематографе, радиовещании и на телевидении. Особенности работы, задачи и функции звукорежиссера.

Звукорежиссёром в кинематографе является участник съёмочной группы, руководящий звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучания (фонограммы) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.

В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.

Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.

Состав звукового цеха

Звукорежиссёр — работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).

Микрофонный оператор — обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.

Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.

В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помoщником режиссёра/дирижёра, и снабженцем, и экономистом, и грузчиком, и уборщицей. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время - два человека.

Обязанности звукорежиссёра и звукооператора в телепроизводстве

Звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, проводит пробные записи звука. В его обязанности входит осуществление и контроль за синхронной звукозаписью и монтажем всех видов звука. В результате его деятельности получается окончательный (конечный) вариант фонограммы фильма, который получается в ходе сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд.

Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа.

Звукорежиссер в кино, один из членов съёмочной группы. Он выполняет следующие функции:

осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;

отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;

готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.

Значимость звукового решения

Звуковое решение фильма также является художественными произведением. На кинофестивалях существует несколько номинаций имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма. Например:

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

звукорежиссер за пультом

Звукорежиссер – это человек, занимающийся звуковым оформлением. Он может работать в театре, студии звукозаписи, на киностудии, телевидении, радио.

Если звукооператор отвечает только за качество звука, то работа звукорежиссера заключается в контроле звука в целом.

СОДЕРЖАНИЕ:

История профессии

Профессия звукорежиссер родилась примерно в то же время, когда возник кинематограф и появилась техника, способная записывать и воспроизводить разные звуки. Сейчас без этого специалиста невозможно представить себе современный мир, наполненный звуками. Его работа стала очень сложной и многогранной.

Особенности профессии

Работа звукорежиссером подходит тем, кто хочет творить, не выходя из дома. Не обязательно каждый день выезжать на место службы, даже сидя у себя в комнате можно принимать участие в создании музыкальных хитов или киношедевров. Конечно, известными становятся единицы, но в любом случае звукорежиссёр занимается творческим и интересным делом, которое требует большого терпения.

Звукорежиссёр создает звукоряд (фонограмму), контролирует его качество, драматургию, соответствие сценарию и видению режиссера.

В кино звукорежиссер – это человек с хорошей фантазией. Ему нужно не только следить за озвучиванием фильма, но и имитировать звуки того, что происходит на экране: погоня, ветер, ливень, взрывы и т.д. В коллекции звукорежиссера есть множество готовых звуков, но иногда для их создания приходится использовать подручные материалы.

График работы звукорежиссёра часто ненормированный, приходится много общаться с разными людьми.

Обязанности

В обязанности звукорежиссера кинематографа входит контроль синхронности звука и изображения, монтаж звука, сведение звукоряда. Под его началом работают звукооператор, оператор микрофона, монтажёр.

Звукорежиссёр радио и телевидения отвечает не только за озвучку, но и за звуковое сопровождение передач, также он обеспечивает звук в прямых эфирах.

В театре, на концертах и шоу звукорежиссёр следит за своевременностью подачи звука и, если нужно, обеспечивает звуковые эффекты. Также он следит за расстановкой микрофонов.

Важные качества

Специалист по звуку должен иметь хорошие музыкальный слух и память, воображение, художественное чутье.

Также профессия звукорежиссер предполагает умение разбираться в технических устройствах.

Кроме того, потребуются:

  • терпение;
  • усидчивость;
  • внимательность;
  • находчивость;
  • скрупулезность;
  • умение работать в команде и управлять людьми;
  • стрессоустойчивость.

Не лишними будут коммуникабельность и умение находить подход к людям.

Навыки и знания

Работа звукорежиссером требует знаний в области физики звука, понимания правил расстановки микрофонов. Также специалист должен разбираться в акустических особенностях помещений, инструментах и предметов, владеть специализированными компьютерными программами и техническим оборудованием.

От звукорежиссёра требуются знания о характеристиках музыкальной электроники: усилителей, компрессоров и т.д.

Перспективы и карьера

Новичкам в звукорежиссуре рекомендуется начинать работать в различных ивент-агентствах. Потом, набравшись опыта, можно устраиваться в звукозаписывающую студию или на телевидение и радио.

Карьерного роста как такового нет. Можно только менять одно место работы на другое, более престижное, или же открыть свою звукозаписывающую студию.

Обучение

Звукорежиссёрам не обязателен диплом, достаточно изучать различные программы для работы с аудио и иметь хороший слух, а все остальные навыки придут с опытом. Также можно посещать специализированные семинары и курсы. Но работать в этом случае поначалу придется на самой простой должности, например, быть ди-джеем в клубе или включать музыку на свадьбах.

Тем, кто хочет начать с большего, лучше получить соответствующий диплом университета. Желательно наличие музыкального образования.

Для самостоятельного обучения потребуются компьютер (ноутбук), качественный микрофон, хорошие наушники, колонки и много терпения. Нужно быть готовым к тому, что профессиональное оборудование обойдется очень дорого.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профессия Звукорежиссёр

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/6/6f/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B0%2C_1929_%D0%B3.jpg/250px-%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B0%2C_1929_%D0%B3.jpg

Запись звука к кинофильму. У аппарата — режиссёр Оболенский. Москва, 1929 год

Звукорежиссёр ( англ. Sound Director, Sound Designer, Sound Supervisor, Mix Engineer, Sound Engineer) — творческая профессия, связанная с созданием звуковых (Звук — физическое явление , представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека [1] ) художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков, их фиксацией и обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило владеет и техническими аспектами профессии. Хорошо знает физику звука , Аку́стика (от греч. ἀκούω (аку́о) — слышу) — наука о звуке , изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики ( механики ), исследующих упругие колебания и волны от самых низких (условно от 0 Гц ) до высоких частот. [1] разбирается в музыкальной и психоакустике , Психоаку́стика — научная дисциплина , изучающая психологические и физиологические особенности восприятия

В аспекте сугубо музыкальном , основными задачами психоакустики являются следующие:

· понять, как система слухового восприятия человека расшифровывает тот или иной звуковой образ;

· установить основные соответствия между физическими стимулами и слуховыми ощущениями;

· выявить, какие именно параметры звукового сигнала являются наиболее значимыми для передачи семантической (смысловой) и эстетической ( эмоциональной ) информации.

имеет музыкальное образование. Не стоит путать профессию звукорежиссера с профессиями звукоинженера и звукооператора . Это такие же разные профессии, как режиссёр , оператор и монтажёр . Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, микширование звуковых компонентов с помощью технических средств. Эта профессия востребована в киноиндустрии, производстве музыки, концертной деятельности, в театре, радио и мультимедиа приложениях.

Звукорежиссёром в кинематографе является участником съёмочной группы , руководящим звуковым цехом . Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучания ( фонограммы ) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра .

В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.

Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.

Состав звукового цеха

Звукорежиссёр — работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).

06.jpg

Микрофонный оператор — обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.

http://dallascomedyhouse.com/media/download-1.jpg

Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.

звуооператор2.jpg

В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и снабженцем, и экономистом, и грузчиком, и уборщицей. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.

Обязанности звукорежиссёра и звукооператора в телепроизводстве

digital-production.jpg

Звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, проводит пробные записи звука. В его обязанности входит осуществление и контроль за синхронной звукозаписью и монтажом всех видов звука. В результате его деятельности получается окончательный (конечный) вариант фонограммы фильма, который получается в ходе сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд.

Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией Звукорежиссерская экспликация, также как и режиссерская и операторская , является необходимым элементом при создании фильма . Она не является официальным документом и нужна только самому звукорежиссеру . Но если экспликация режиссёра-постановщика является текстовым документом, куда вносятся мысли, ассоциации, какие то детали, относящиеся к будущему фильму, а экспликация оператора-постановщика представляет собой серию рисунков: раскадровки планов, мизансцены, схемы освещения и т. д., то экспликация звукорежиссёра должна графически изобразить фонограмму будущего фильма. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа.

Звукорежиссёр в кино — один из членов съёмочной группы. Он выполняет следующие функции:

· осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;

· отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;

· готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.

Читайте также: