Доклад на тему игровые задания в волейболе

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Мяч над верёвкой

Каждая команда старается перебросить мяч через сетку или веревку на площадку соперников так, чтобы он коснулся площадки, и одновременно не допустить этого на своей стороне. Игрок, поймавший мяч, должен бросить его обратно (или передать партнеру) .

Удочка - спортивная игра

Команды располагаются в кругах. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец, а на другом ее конце — грузик. По сигналу преподавателя водящий начинает крутить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, чтобы веревка не задела их ног. Варианты игры: игроки могут принимать различные исходные положения: боком, спиной, упор присев и т. д.

Эстафета через сетку

Каждая команда строится в две колонны, которые располагаются лицом друг к другу на разных сторонах площадки. Первые игроки находятся на линии передачи. По сигналу преподавателя они передают мяч двумя руками сверху через сетку, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне.

Мяч — партнеру

6 - 10 игроков одной команды располагаются по кругу, а один из другой команды — в центре круга. По сигналу преподавателя игроки, стоящие по кругу, передают мяч друг другу, а тот, кто стоит в центре, пытается коснуться мяча. При перехвате мяча водящим или потере его преподаватель отмечает этот момент и дает сигнал о продолжении игры.

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

На одной из разделенных волейбольной сеткой сторон площадки выстраиваются в колонны две, три или четыре команды лицом к сетке, расстояние до которой определяет учитель. На противоположной площадке напротив своих колонн на заданном расстоянии стоят ученики – по одному от каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат в руках мяч. По сигналу они выполняют подачу через сетку на противоположную сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на другой стороне площадки ученики стараются поймать мяч или подобрать его с пола, затем подбегают к ограничительной линии, обозначенной учителем, и выполняют передачу в свою колонну. Новый направляющий ловит мяч и повторяет задание. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах ученики примут передачи. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

Команды выстраиваются в колонны не менее чем в 1 м друг от друга. К ним лицом на расстоянии, установленном учителем, встают капитаны с мячом в руках. Перед колоннами и капитанами проводятся ограничительные линии. По сигналу капитаны посылают свои мячи любой волейбольной передачей первым игрокам в колоннах. Те выполняют встречную передачу и уходят в конец колонн. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят передачу своим капитанам. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Учащиеся делятся на две команды. Команда №1 стоит на средней линии волейбольной площадки. Команда №2 стоит на другой половине волейбольной площадки. Далее на каждой из сторон учащиеся по сигналу учителя должны выполнить нижнюю прямую подачу, и забить большее количество мечей. Чья команда за определенное время забьет большое количество мячей, та команда победитель.

Игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Игровая деятельность очень многообразна. Это могут быть детские игры с игрушками, настольные, хороводные игры, игры подвижные, спортивные.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодёжью. Среди большого разнообразия игр у детей и подростков широко распространены подвижные игры.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и т.д.).

Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Всем игрокам присущ соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения поставленной цели.

Подвижные игры способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Кроме того, в них совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельные навыки и умения, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, баскетболом, волейболом и другими видами спорта.

Широкое применение подвижных игр в педагогической работе требует специального отбора игр для решения разных педагогических задач с учетом условий работы. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам.

1. По степени сложности их содержания.
2. По возрасту детей с учётом возрастных особенностей (игры для детей 7-9 ,10-12 ,13-15 лет).
3. По видам движений, преимущественно входящих в игры.
4. По физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре.
5. По подготовке к отдельным видам спорта, по закреплению и совершенствованию отдельных элементов техники и тактики, по воспитанию физических качеств, необходимых для того или иного вида сорта.
6. По взаимоотношениям играющих:
– игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с ‘противником ‘;
– игры с ограниченным вступлением в соприкосновение с ‘противником’;
– игры с непосредственной борьбой ‘соперников ‘.

Игры на развитие прыгучести

Играющие встают по кругу. В центре – водящий, который вращает над полом веревку, на конце которой привязан груз (мешочек с песком, теннисный мяч и т.д.).

а) Все стараются подпрыгнуть так, чтобы не задеть веревку. Кто заденет веревку, тот становится водящим.
б) Играют до победителя, тот становится водящим.
в) Встают парами, тройками, взявшись за руки.
г) Встают в колонну по два, по три.
д) Можно прыгать с грузом (с набивным мячом).

Играющие делятся на две команды. Каждая команда строится в одну шеренгу. Обе команды располагаются лицом друг к другу на расстояние 6-8 м.
В коридоре между шеренгами чертят круг диаметром 2.5-3 м. В середину круга по очереди встают по одному игроку от каждой команды. Они становятся на противоположных концах круга на одной ноге, руки закладывают за спину. По команде игроки, прыгая на одной ноге, стараются вытолкнуть друг друга из круга без помощи рук. Игрок, коснувшийся пола другой ногой или применивший толчок руками , считается побеждённым. Победа каждого игрока даёт командное очко. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.

Упражнение со скакалкой

1. Прыжки одновременно на обеих ногах. Встать на носки, ноги прямые ,при прыжках ноги не сгибать, скакалка идёт сзади вперёд . Прыжки вперёд или на месте.
2. Прыжки на одной ноге с выносом другой ноги вперёд.
3. Прыжки на обеих ногах: ноги в момент перепрыгивания подтягиваются вперёд коленом до горизонтального положения бедра.
4. Прыжки попеременно на одной ноге.
5. Прыжки на обеих ногах: ноги в момент перепрыгивания сгибаются назад до прямого угла.
6. Два оборота скакалкой за один прыжок.
7. Прыжки в приседе с укороченной скакалкой.
8. Прыжки со скакалкой через препятствия.

Сила – проявляется в форме максимального напряжения и наибольшей скорости сокращения работающих мышц. В волейболе преимущественное значение имеет скорость сокращения мышц, от неё во многом зависит эффективность выполнения технических приемов (высота прыжка, сила удара по мячу и т.д.). Игры и упражнения на силу подбирают для различных мышечных групп – как для рук, так и для туловища и ног. Силу развивают с помощью неоднократного повторения упражнений (по 10 – 12 раз) до частичного утомления мышц.
В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы (набивные мячи, гантели, скамейки и т.д.) или партнёр по тренировке. Для проведения игр с преодолением собственного веса используется гимнастическая стенка, брусья, вертикальный канат. Нередко такие игры не требуют инвентаря и связаны с перемещением на площадке в упоре сзади, с выпрыгиванием и т.п. Полезно проводить игры и эстафеты с бегом по песку, по воде, по глубокому снегу.

Игры на развитие силы

Играющие встают с внешней стороны круга, крепко держась за руки. По сигналу они двигаются вправо или влево, затем по сигналу останавливаются и стараются втянуть за черту круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в круг хотя бы одной ногой, тот выходит из игры. Затем игра продолжается. Игроки, не втянутые в круг, считаются победителями.

Играющие разбиваются на несколько команд и выстраиваются в колонны. Перед стоящими впереди игроками каждой команды чертится линия, за которую нельзя переступать ногой.
Первые номера имеют по набивному мячу. Они толкают мяч, не преступая черты. На месте падения мяча судьи, выделенные от каждой команды, проводят черту. Следующие игроки выполняют толчки, не переступая этой черты и т.д. Побеждает команда, у которой последняя черта на месте падения мяча оказывается на большем расстоянии от линии первоначального толчка.

Трое или четверо играющих становятся вокруг набивного мяча, лежащего на полу. Игроки кладут руки на плечи рядом стоящих партнеров. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-нибудь коснулся мяча ногой. Тот, кто коснется мяча, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда определяется сильнейший.

Быстрота требует выполнения двигательных действий в минимальное для конкретной ситуации время. Быстрота, как известно, – комплексное качество, которое составляют быстрота реакции, быстрота (отдельного) движения и частота движения (число движений в единицу времени). Для волейболистов особенно важна быстрота реакции и быстрота отдельного движения. Упражнения, игры, эстафеты, развивающие быстроту, не следует выполнять в состоянии утомления. Поэтому их лучше включать в первой половине занятия при небольшом количестве повторений.

Упражнения на развитие быстроты

1. Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лёжа, стоя) по сигналу.
3. Рывки с резкой сменой направления перемещения.
3. Бег под уклоном (продолжительность упражнений от 5 до 10 с, количество повторений – 3-4, интервал отдыха – 2-3 мин).
4. Полезны также упражнения в размахивании, кружении, поворотах, бросании и толкании легких предметов, выполненные с максимальной возможной скоростью (продолжительность упражнений 5-6 с, количество повторений – 4-6 с.
5. Упражнения, требующие мгновенного реагирования на какой-либо заранее установленный сигнал или изменения условий, в которых происходит двигательная активность.

Трудно переоценить значение подвижных игр для развития быстроты. С этой целью подбирают игры и эстафеты, в которых имеет место бег на скорость, бег с изменением направления, с преодолением препятствий, перемещение приставными шагами, прыжками, переноска груза, ответные действия и быстрота реакции.

Действия в упражнениях, включаемых в игру, или в играх по форме движений и быстроте мышечных сокращений должны быть по возможности близки к двигательным действиям, свойственным избранному виду спорта. Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальной возбудимости нервной системы, игры, содействующие развитию скоростных качеств, рекомендуется проводить в начале занятия до наступления утомления. Игры для развития быстроты важно предварять небольшой разминкой, а в ходе игр устраивать минутные интервалы для отдыха.

Игры на развитие быстроты

Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий ставит в центр круга палку, придерживая её рукой. Выкрикнув чей-либо номер, он опускает руку и бежит из круга. Игрок, чей номер был вызван, должен выбежать и успеть схватить палку до её падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на своё место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местами с водящим.

Играющие становятся в круг. Двум игрокам, стоящим один напротив другого, даётся по волейбольному мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим партнёрам, чтобы один мяч перегнал другой.

Ловкость. Особенность игры в волейбол в том, что игровые приемы и действия меняются в зависимости от ситуации в игре. Поэтому волейболисту необходимо обладать ловкостью, позволяющей выполнять быстрые и точные движения в самых разных обстоятельствах.

Наиболее простой способ определения ловкости волейболиста следующий: из положения стоя ноги вместе, руки на поясе прыжком повернуться налево; затем изменить угол поворота – от начала прыжка до приземления. Чем больше угол поворота, тем лучше результат.

  1. Ходьба по гимнастическому бревну, делая движения руками в разных направлениях.
  2. Прыжки с места и с разбега с поворотом на 180, 360 градусов.
  3. В парах. Игрок зажимает мяч ступнями и резким движением ног вперёд бросает мяч партнёру.
  4. Стоя спиной к стене на расстоянии 2 м, бросить мяч за голову, повернуться и поймать его.

Игры на развитие ловкости.

Участники игры делятся на 4 группы по 6 игроков или на 5 групп по 5 игроков, становятся в шеренги и держатся за руки. В образовавшихся коридорах водящий старается поймать убегающего игрока. По сигналу руководителя играющие опускают руки, делают четверть оборота и опять берутся за руки, образуя новые коридоры. Таким образом, руководитель может помогать то убегающему, то догоняющему. Благодаря частым свисткам создаются все новые ситуации.

Выносливость. Развитие выносливости в значительной мере зависит от двигательных возможностей человека. Более выносливые лучше и быстрее овладевают новыми формами движений и ухе приобретенные навыки доводят до высшей степени совершенства. Выносливость можно повысить непосредственно в игре в волейбол.
Специфическую для волейболиста выносливость можно определить с помощью имитации блокирования с выносом рук над сеткой. Как только кисти перестанут появляться над сеткой, прыжки следует прекратить. Чем больше выполнено прыжков, тем лучше результат.

  1. Бег с ускорением и изменением направления – 1 мин.
  2. Серии прыжков – 15-20 с; в первой серии прыжки выполняют с максимальной частотой; после минутного отдыха – серия прыжков на максимальную высоту.
  3. Перемещение в низкой стойке в различных направлениях – 1-1,5 мин, затем отдых 30 с. И так несколько серий, можно с отягощениями 2-5 кг.

В играх, выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. В одних играх, применяются с этой целью, движения циклические, в других – продолжительные усилия не связанны с определенным ритмом (игры с мячом). Существует немало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой интенсивности.
Существуют приемы, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре. Это уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля, увеличение размеров площадки, усложнение приемов игры и правил при неизменном количестве играющих.

Игры на выносливость

Играющие размещаются по кругу, каждый знает свой номер. Выбирается двое водящих, из которых один убегает, другой догоняет его. И убегающий, и догоняющий могут вбежать в круг и вызвать себе смену – назвав любой номер. Вызванный игрок продолжает бег (убегает или догоняет), а вызвавший становится на его место.

Площадка волейбольная, ограниченная линиями, служит местом, где располагаются играющие. Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки. Он начинает игру, преследуя игроков, свободно бегающих в поле. Догнав и осалив игрока, водящий берет его за руку, и вдвоём они начинают преследовать других игроков. Третий играющий присоединяется к ним (встаёт в середину) и ловля продолжается. Каждый раз пойманным считается игрок, которого окружили ловцы, причём крайние игроки должны сомкнуть руки. Победителями считается два последних не пойманных участника.

Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно на расстоянии 2-4 шага одна от другой. Перед колоннами проводится стартовая линия. Против каждой колонны на расстоянии 15 – 20 м ставят стойку или другой предмет. Каждый играющий обхватывает руками стоящего впереди. По сигналу игроки в колоннах, держась за пояс впереди стоящих, бегут вперед к стойке, огибают её и возвращаются назад, за стартовую линию. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию не разъединившись и первыми вернулись на место.

Использование подвижных игр для отбора в волейбольные группы

На первом этапе отбора в спортивные секции могут быть использованы специальные комплексы тестов и подвижных игр. Они направлены не столько на то, чтобы выявить умения новичка, сколько на то чтобы определить, на что новичок способен в перспективе. Преимущество игр – тестов в данном случае состоит в том, что свойства личности, а также индивидуальные способности человека в играх проявляются особенно ярко и естественно. В результате наблюдений судят развитии быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактического мышления и других необходимых качеств.

С этой целью подбирают игры – тесты, в которых интересующая тренера (учителя) способность проявляется максимально. Как правило, это 4-6 игр с разной двигательной характеристикой, в которой предъявляются различные требования к проявлению различных качеств.

При проведении каждой игры тренер (учитель) старается зафиксировать и количественно определить у новичка нужные для волейбола качества и свойства личности (оперативное мышление, скоростно-силовые качества, тонкость мышечных ощущений, умение дифференцировать мышечные усилия, подвижность нервной системы, быстроту и т.д.).

Существуют игры – тесты для определения показателей внимания (его объема, интенсивности, переключения), координационных способностей, эмоциональных реакций и т.д. В играх наиболее ярко проявляется подвижность и уравновешенность нервных процессов. Наблюдая за поведением новичков в игре, учитель может получить представление об их эмоциональных реакциях. По всей вероятности, предпочтение будет отдано терпеливым, сдержанным, с устойчивой психикой.

В качестве тестов следует подбирать такие игры, по которым можно получить представление о двигательных качествах, труднее подающихся воспитанию. К ним, например, относятся быстрота и ловкость. Общую ловкость нетрудно проверить в любой игре с мячом. Контрольные упражнения не должны быть слишком сложными. Подвижные игры в виде контрольных тестов применимы и в процессе спортивного совершенствования. Они позволяют судить о степени развития определенных качеств формирования нужных навыков и о применении их в специфических условиях игры. В этом случае игра выступает как средство сбора информации и тем самым облегчает работу тренера (учителя).

Основным условием успешного внедрения подвижных игр в практику учебно-тренировочного процесса по волейболу является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также грамотное педагогическое руководство с учетом всех методических указаний.

  • История возникновения и развития волейбола
  • Основные правила волейбола (кратко)
  • Игровое поле для волейбола (размеры и разметка)
  • Экипировка и инвентарь для волейбола
  • Амплуа игроков в волейболе и их функции
  • Судьи в волейболе и их обязанности
  • Крупнейшие соревнования по волейболу
  • Структуры спорта

История возникновения и развития волейбола

Уильям Дж. Морган

Спустя два года был разработан и запущен в производство первый волейбольный мяч.

Во второй половине 1920-х годов появились национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии.

В 1922 году в Бруклине были проведены первые международные соревнования, это был чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд.

В 1925 году были утверждены современные размеры площадки, а также размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила были актуальны для стран Америки, Африки и Европы.

В 1947 основана международная федерация по волейболу (FIVB). Членами федерации стали: Бельгия, Бразилия, Венгрия, Египет, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, США, Уругвай, Франция, Чехословакия и Югославия.

В 1949 году в Праге состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, а в 1964 году волейбол был включен в программу Олимпийских игр в Токио. В международных соревнованиях 1960—1970-х годов наибольших успехов добивались национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии, Японии.

С 1990-х годов список сильнейших команд пополнился Бразилией, США, Кубой, Италией, Нидерландами, Югославией.

С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, игра является одним из самых популярных видов спорта на Земле.

Основные правила волейбола (кратко)

Волейбольный матч состоит из партий (от 3 до 5). Длительность волейбольной партии не ограничена и продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 25 очков. Если преимущество над соперником составляет менее 2 очков, то партия продолжается до тех пор, пока преимущество не будет увеличено. Матч продолжается до того момента, пока одна из команд не выиграет три партии. Стоит отметить, что в пятой партии счет идет не до 25, а до 15 очков.

волейбольные правила

Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, но на поле одновременно могут находиться 6. Начальная расстановка игроков указывает порядок перехода участников по площадке, он должен сохраниться в течение всей партии.

Правила подачи в волейболе. Мяч вводится в игру подачей, подающая команда определяется при помощи жребия. После каждого перехода права подачи от одной команды к другой, игроки перемещаются по зонам по часовой стрелке. Подача осуществляется из-за задней линии. Если подающий заступает, отправляет мяч за пределы поля или попадает в сетку, то команда теряет подачу, а противник получает очко. Принимать подачу имеет право любой игрок, но обычно это спортсмены первой линии. Подача не блокируется.

Игрок с первой линии может проводить атакующий удар, выполняется такой удар над сеткой. Игроки задней линии атакуют с трехметровой отметки.

Блокирование атаки проводится над сеткой так, чтобы помешать мячу перелететь через сетку. При блоке можно переносить руки на сторону соперников, не создавая при этом для них помех. Блокируют только игроки с передней линии.

Игровое поле для волейбола (размеры и разметка)

Размер стандартного волейбольного поля составляет 18 метров в длину и 9 метров в ширину. Сетка расположена таким образом, что её высшая точка находится на высоте 2,43 метра от земли на мужских соревнованиях и 2,24 метра — на женских. Эти размеры были утверждены Международной федерацией волейбола в 1925 году и являются актуальными до сегодняшнего дня. Игровая поверхность должна быть горизонтальной, плоской, однообразной и светлой.

волейбольная площадка

В волейболе есть понятие свободной зоны на игровом поле. Размеры свободной зоны регламентированы и составляют 5-8 метров от лицевых линий и 3-5 метров от боковых. Свободное пространство над игровым полем должно равняться 12,5 метрам.

Игровая площадка ограничивается двумя боковыми и лицевыми линиями, которые учитываются в размере поля. Ось средней линии, проведенной между боковыми, делит игровое место на две равные части 9 х 9 м. Она проводится под сеткой и разграничивает зоны соперников. Полоса атаки наносится на каждой половине поля позади средней линии в трех метрах от нее.

Экипировка и инвентарь для волейбола

Самым главным атрибутом волейбола является волейбольный мяч. Как и любой другой мяч, волейбольный представляет собой сферическую конструкцию, состоящую из внутренней резиновой камеры, которая спрятана под натуральной или синтетической кожей. Мячи различаются в зависимости от их предназначения (официальные соревнования, тренировочные игры), возраста участников (взрослые, юниоры) и типа площадки (открытая, закрытая).

волейбольный мяч

Диаметр волейбольных мячей варьируется от 20,4 до 21,3 сантиметров, длина окружности от 65 до 67 сантиметров, внутреннее давление от 0,300 до 0,325 кг/см 2 , вес от 250 до 270 грамм. Рекомендуется выбирать трехцветные мячи, так как такой мяч проще различать на фоне яркой формы игроков.

Волейбол сочетает в себе элементы прыжков и бега, поэтому немаловажным атрибутом является удобная обувь. Наиболее подходящая для игры, обувь с мягкой подошвой. Иногда дополнительно используются специальные стельки-амортизаторы, они очень эффективны для предотвращения травм.

Для дополнительной защиты суставов спортсмены используют наколенники и налокотники.

Амплуа игроков в волейболе и их функции

  • Доигровщики (нападающие второго темпа) – игроки, атакующие с края сетки.
  • Диагональные – самые высокие и прыгучие игроки команды, как правило, атакуют с задней линии.
  • Центральные блокирующие (нападающие первого темпа) – высокие игроки, блокирующие атаки соперника, атакуют из третьей зоны.
  • Связующий – игрок, определяющий варианты атаки.
  • Либеро – основной принимающий, рост обычно меньше 190 сантиметров.

Судьи в волейболе и их обязанности

Судейская бригада на матче состоит из:

  • Первый судья. Он выполняет свои обязанности, сидя или стоя на судейской вышке, которая расположена у одного из концов сетки.
  • Второй судья. Находится за пределами игровой площадки около стойки, на противоположной стороне от первого судьи.
  • Секретарь. Секретарь выполняет свои обязанности, сидя за столиком секретаря на противоположной стороне от первого судьи.
  • Четыре (два) судьи на линии. Контролируют боковую и лицевую линии.

волейбольные судьи

Для официальных соревнований FIBV обязателен ассистент секретаря.

Крупнейшие соревнования по волейболу

Олимпийские игры – самые престижные соревнования по волейболу.

Чемпионат мира – соревнования сильнейших национальных волейбольных сборных, которые проводятся один раз в четыре года. Являются вторыми по престижности соревнованиями по волейболу, после Олимпийских игр.

Кубок мира – международный турнир по волейболу среди мужских и женских сборных. Проводится за год до Олимпийских игр, а его призёры получают гарантированные места на Олимпийских играх.

Всемирный Кубок чемпионов. Всемирный кубок чемпионов проходит в год, предшествующий году проведения чемпионата мира.

Мировая лига (FIVB World League) – самый престижный коммерческий турнир мужских национальных волейбольных сборных.

Гран-при по волейболу – крупнейший коммерческий турнир для женских национальных волейбольных сборных.

Чемпионат Европы – соревнования сильнейших национальных волейбольных мужских и женских сборных стран-членов Европейской конфедерации волейбола. Проводится один раз в два года.

Евролига – ежегодное соревнование волейбольных сборных, проводимое под эгидой Европейской конфедерации волейбола.

Структуры спорта

Международная федерация волейбола (от фр. Fédération Internationale de Volleyball, сокр. FIVB) – международная федерация, которая объединяет 220 национальных федераций. Штаб-квартира находится в швейцарском городе Лозанна.

FIVB

Европейская конфедерация волейбола (фр. Confédération Européenne de Volleyball, сокр. CEV) – структура, управляющая европейским волейболом. Объединяет в себе 55 национальных федераций.

Всероссийская федерация волейбола – структура, которая управляющая российским волейболом.

сборная России по волейболу

сборная России по волейболу

Площадка для игры делится сеткой на два равных квадрата. Каждая команда играет на своей территории. Цель игроков — чтобы мяч ударился об пол на зоне соперника. Все члены команды играют определенную роль и занимают одну из зон на корте. В процессе игры спортсмены меняют позиции.

Существует несколько разновидностей вида спорта: традиционный волейбол, пионербол, японский мини-волейбол, волейбол сидя для спортсменов с ограниченными возможностями, пляжный вариант и другие.

История волейбола

Правила впервые были сформулированы создателем игры в 1897 году. Они включали следующие положения:

  • Длина игрового поля — 15,1 м, ширина — 7,6 м.
  • Высота сетки — 1,98 м от пола
  • Диаметр мяча — от 63,5 до 68,5 см, масса — 340 г.
  • Партия велась до 21 очка.

С периода возникновения волейбола его правила менялись несколько раз. Положения, которые используются сегодня, сформулированы в 1925 году. По ним играли на родине волейбола — в США, в Европе и Африке. На востоке до 60-х годов действовали немного другие правила. Там использовалось игровое поле 11*22 м, а находиться на нем могли 9 или 12 игроков одновременно. Позиции спортсменов в команде сохранялись неизменными до окончания встречи.


Волейбол в СССР

Основоположники игры в волейбол в Советском Союзе — учащиеся художественных ВУЗов. Они способствовали быстрому развитию спортивной дисциплины.

Дебютное волейбольное первенство СССР было организовано в Москве в 1925 году. С 1927 года чемпионат стал ежегодным. В нем принимали участие сборные всех союзных республик.

Волейболисты мужской сборной Советского Союза становились золотыми призерами на Олимпийских играх в 1964, 1968 и 1980 годах. Женская команда четырежды выигрывала Олимпиады.

Что необходимо для игры в волейбол

Для спортивной игры в волейбол нужен мяч, сетка, форма игрока, кроссовки, наколенники.

  • Мяч. Игра ведется мячом сферической формы По стандарту диаметр мяча составляет 65-67 см, вес — 260-280 г. Он может быть изготовлен из натуральной или искусственной кожи.
  • Сетка. Для деления поля используются сетки из полипропилена и других синтетических материалов. Чем толще нити, тем более прочной и качественной считается сеть. Она должна выдерживать сильные удары мячом.
  • Форма спортсмена. И мужчины, и женщины надевают для игры футболку или майку, шорты или спортивные трусы. Одежда должна быть изготовлена из прочного дышащего материала. Покрой — свободный, не стесняет движений.
  • Наколенники. Защиту для колен используют спортсмены любого уровня подготовки. Наколенники защищают игрока от травмирования суставов во время падения. Экипировка для зального волейбола и для игры на уличных площадках различается.
  • Кроссовки. Для игры подходит обувь с эластичной амортизирующей подошвой. Лучше всего выбирать кожаные кроссовки с мягкой вставкой в районе голеностопа. Обувь должна хорошо сидеть на ноге. Подошва имеет рисунок в форме зигзагов или полос, чтобы обувь не скользила на напольном покрытии.

Во время игры можно травмировать пальцы рук. Это может быть перелом, вывих или растяжение связок в результате сильного удара по мячу. Чтобы предотвратить травму, многие спортсмены тейпируют пальцы перед игрой — обматывают их тканевым пластырем. Для этого подойдет обычный лейкопластырь, который можно купить в любой аптеке.


Состав команды – игроки в волейболе

Каждый игрок в команде имеет определенное амплуа. Для волейболистов предусмотрены следующие роли:

  • Связующий. Отдает пас нападающему, при необходимости — ставит блок, в атаке не участвует. Занимаемые позиции на игровом поле — 2 и 3.
  • Диагональный игрок. Выполняет блокировку и атаку с четвертой зоны. Может занять первую позицию, чтобы присоединиться к атаке.
  • Либеро. Играет в 1, 5 и 6 зоне. Его задача — передать мяч связующему. В сложных ситуациях либеро может пасовать вместо связующего.
  • Доигровщик. Универсальный спортсмен. Участвует в атаке, приеме, блоке. Может занимать позиции 1, 4, 5. Иногда помогает либеро делать точные передачи. В команде бывает два доигровщика.
  • Центральный блокирующий. Игрок выполняет силовую подачу, блок, атаку. В приеме мяча участие не принимает. Иногда после подачи может меняться местами с либеро.

При выборе амплуа для игрока тренер чаще всего ориентируется на его физические данные. Спортсмен должен точно знать свою роль и следовать ей в процессе игры. От слаженной работы волейболистов зависит успех команды.

Разметка игрового поля

Игра ведется на площадке размером 9*18 м. Игровое поле делится сеткой на два квадрата 9*9 м. Размер поля одинаковый для женских и мужских игр. Высота сетки зависит от того, кто играет. Для мужчин она составляет 2,43 м от пола, для женщин — 2,24 м.

Поле для игры имеет ровную светлую и однообразную поверхность. Разметка площадки включает следующие линии:

  • Боковые.
  • Лицевые.
  • Средняя.
  • Линии атаки.

Зоны в волейболе выделяются условно. Площадка делится на шесть участков, на которых находятся спортсмены. Игроки перемещаются с одной позиции на другую по часовой стрелке.


Правила игры в волейбол

Правила волейбола несложные. Многие игроки знакомятся с этим видом спорта еще в школе, поэтому основные положения известны не только профессионалам. Во время игры спортсмены должны четко следовать установленным положениям.

Правила волейбола кратко:

  • Игра состоит из отдельных партий. Их количество — от трех до пяти в одном матче.
  • Время партии не ограничено. Она завершается, когда одна команда набирает 25 очков. Максимальный счет в пятой партии — 15 очков.
  • Очко засчитывается, если мяч ударяется об пол на стороне противника.
  • Выигравшей в матче считается команда, получившая преимущество в трех партиях.
  • Разрыв в счете для победы в партии должен быть не меньше двух очков. При счете 24:25 игра не завершается, пока преимущество не будет увеличено.
  • Всего в команде 14 игроков, на поле находятся шестеро.
  • В процессе игры спортсмены меняют позиции. Порядок перемещения игроков определяется тренером при первоначальной расстановке.

Партия в волейболе начинается с подачи мяча. Жребий определяет, какая команда получит право первой подачи. При переходе подачи от одной команды к другой, спортсмены перемещаются на следующую позицию по часовой стрелке. Мяч подают от задней линии. Чаще всего подачу принимают игроки первой линии, при необходимости это может сделать любой член команды.

С первой линии атакуют над сеткой, с дальних позиций — от трехметровой полосы. Для передачи мяча на территорию соперников игроки могу пасовать его друг другу, всего можно выполнить не более трех касаний. Запрещается ловить мяч, бросать или удерживать его в руках. Мяч может контактировать с любой частью тела спортсмена. Если два члена команды прикоснулись к мячу в один момент, то это считается как одно касание.

Указанные правила действуют для профессионального волейбола. Иногда в школах правила упрощают с учетом возраста игроков и отведенного на матч времени. Дети обычно играют три партии до 25 очков.

Самые значимые волейбольные турниры

Поскольку волейбол включен в программу Олимпиады, самым престижным для спортсменов является участие в Олимпийских играх. Состав национальных олимпийских сборных определяется по итогам Кубка мира, который проводится за год до каждой Олимпиады. Победители первенства гарантированно получают право на участие в Олимпийских играх.

Другие регулярные волейбольные турниры:

  • Чемпионат мира. Проводится один раз в четыре года. В состав национальной сборной входят победители Всемирного кубка чемпионов, который проводится в год, предшествующий мировому первенству.
  • Чемпионат Европы. Проводится каждые два года для мужских и женских сборных из 56 стран, включенных в конфедерацию.
  • Евролига. Проходит ежегодно с 2004 года для мужских команд и с 2009 — для женских.

С 1992 по 2017 годы ежегодно проводились коммерческие соревнования для мужчин — Мировая лига и для женщин — Гран-при. В 2018 они были заменены Волейбольной лигой наций. Первенство проводится ежегодно. В нем принимают участие мужчины и женщины.

Волейбольные организации России

Главная структура, управляющая этим видом спорта в РФ, — Всероссийская федерация волейбола. Она пришла на смену Федерации волейбола СССР в 1992 году.

Главный управляющий орган Федерации — конференция. Ее руководство избирают раз в четыре года. Для решения текущих задач формируется президиум. Из его состава выделяется Исполнительный комитет, который отвечает за реализацию принятых решений.

Управляет Исполнительным комитетом Президент, который избирается сроком на четыре года. Для решения спецзадач создаются комиссии и советы.

В состав федерации входит более 80 подразделений из разных регионов страны. Также созданы четыре отдельных региональных федерации волейбола — в Центре России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Командные виды спорта на протяжении многих десятилетий занимают лидирующее место, поскольку большое количество людей с легкостью осваивает навыки и начинает играть, добиваться успеха, соревноваться. Одной из таких игр считается волейбол. Реферат по физкультуре на тему этого спорта стоит прочесть каждому, кто имеет желание узнать правила, попробовать свои силы и получить результат.

Реферат по физкультуре на тему волейбола

История возникновения и развития

Основоположником этого вида спорта считается Уильям Дж. Морган, который работал преподавателем физической культуры в колледже, расположенном в городе Холиок штате Массачусетс. Родина волейбола — Америка. Еще в 1895 году мужчина решил развлечь своих учеников: натянул посреди спортивного зала теннисную сетку и предложил ребятам перебрасывать через нее обычный и довольно крупный баскетбольный мяч. Сетка была натянута на высоте 2 метров.

История возникновения и развития волейбол

Именно с этого момента начинается история волейбола, хотя в то время его изобретатель назвал игру минтонет. Никаких правил тогда не существовало, ученики просто бросали друг другу мяч и старались, чтобы он не приземлился на их поле. Количество игроков с каждой стороны не ограничивалось, что несколько осложняло процесс.

Немного позже игра была представлена на конференции среди разных колледжей в Спрингфилде. Один из профессоров предложил назвать ее волейбол. Уже через 2 года после изобретения минтонета появились первые правила командного вида спорта. Основными стали следующие:

Размеры поля в волейболе

  • высота, на которой натянута сетка, — 198 см;
  • размер игровой площадки — 7,6 м на 15,1 м;
  • окружность мяча колеблется в пределах 25−27 дюймов;
  • масса игрового мяча не должна превышать 340 г;
  • количество человек в команде на тот момент было довольно большим.

Благодаря утверждению основных правил вид, спорта стал более популярным, начали проводиться соревнования. Далее техника игры в волейбол изменялась, добавлялись новые требования и запреты. Большая часть современных правил была сформирована с 1915 по 1925 год. Изменения утверждались на территории Америки, Африки, а также в странах Европы. Однако в Азии до середины ХХ века играли по собственным правилам.

Первые соревнования общенационального значения были проведены в 1922 году в Бруклине. В них приняли участие 23 команды, которые состояли только из мужчин. Развитие игры происходило стремительно. Уже через 2 года после соревнований был создан союз баскетбола и волейбола. Организация стала первой в Европе. После этого были сформированы национальные федерации в СССР, Америке и других странах.

Послевоенный период

В годы Второй мировой войны развитие игры несколько приостановилось. Только в 1947 году в Париже прошел конгресс Международной федерации волейбола. В мероприятии приняли участие 14 стран, среди которых Бельгия, Румыния, Франция и другие.

Через 2 года прошел первый чемпионат, к которому допускались мужские команды. В 1951 году в Марселе состоялась конференция, ее руководители утвердили новые правила, внесли некоторые изменения. Было разрешено проводить соревнования между женскими и мужскими командами, а вся игра проводилась в 5 партий.

Поль Либо

Помимо этого, была организована арбитражная комиссия, а также комитет, который занимался усовершенствованием правил и внедрением их в игру. Если прочесть доклад о развитии этого вида спорта, можно узнать, что первым президентом Международной федерации волейбола стал Поль Либо. Французский архитектор неоднократно переизбирался вплоть до 1984 года. В 1957 году игра была официально объявлена олимпийским видом спорта.

Знаменательным событием в истории волейбола стали первые крупные соревнования между сборными мужчин и женщин, которые проводились на следующей Олимпиаде, проходившей в Токио. Именно после этого мероприятия в правила игры внесли существенное изменение — было разрешено повторно касаться мяча после его блокировки и переносить руки над сеткой.

В 1970 после долгих переговоров было решено ввести антенны на краях сетки. Через 4 года у судей появилась возможность показывать игрокам желтые и красные карточки. На протяжении следующего десятилетия проводилось множество соревнований между разными странами, описание игры несколько изменилось, школьники старших классов на уроках физкультуры стали активно играть в волейбол.

Помимо этого, появилась информация о нововведениях в этом виде спорта, активно развивался отечественный волейбол, сформировалось несколько сильных команд, игроки которых заслуживали занять место в сборной страны.

Волейбол в 1980—1990-е годы

После зарождения прошло около 90 лет, когда первый президент федерации уступил место другому человеку. Это был мексиканский адвокат Рубен Акоста. Именно по его инициативе были внесены некоторые изменения, направленные на повышение популярности матчей и их телегеничности за счет сокращения времени каждой партии. Далее он развивается, правила корректируются:

Волейбол в 1980—1990-е годы

  1. После очередной конференции изменяется тактика пятой партии.
  2. В 1990-е годы устанавливается предел очков первых четырех партий, равный 17.
  3. Через несколько лет был проведен конгресс в Токио, на котором было принято решение играть первые 4 партии до 25 очков, а пятую — до 15.
  4. Одним из революционных решений в 1997 году стало принятие проекта, согласно которому в состав каждой команды разрешалось включать защитника или игрока либеро.
  5. За год до этого события официальными представителями Международной федерации было разрешено касание к мячу любой частью тела, даже ногой.
  6. Техника и тактика игры постоянно совершенствуется. Уже в начале 1980-х годов почти не используется боковая подача, чаще всего она осуществляется в прыжке.

Помимо этого, изменяются функции игроков. После появления первых правил популярной игры состав команды сократился и в нее входило только 6 человек. Они одинаково активно играли на поле, но теперь было выделено 2 доигровщика, которые выполняли важные действия. Усовершенствование приема подачи также стало важным этапом в развитии игры, зародился новый технический метод, позволяющий каждой команде работать более эффективно.

В 1990 году начинает разыгрываться Мировая лига для мужских команд, популярность волейбола растет. Через 3 года подобные соревнования проводятся среди женских команд, носят название Гран-при.

Современный вид спорта

Сегодня игра является одной из наиболее популярных на планете. Ею увлекаются подростки, взрослые, люди разного пола. В 2015 году специалисты насчитали около 220 национальных федераций. Считается, что в России, Америке, Бразилии, Италии, Польше, Японии и Сербии волейбол, как спорт развит лучше, чем в других странах. Сборная Польши сегодня является действующим чемпионом среди мужских команд, сборная Сербии — среди женских.

Ари Граса

В 2012 году Международную федерацию возглавил бразилец Ари Граса. Президент и его помощники сегодня разрабатывают новые правила, которые помогут усовершенствовать игру, решают вопросы, касающиеся нарушений на игровой площадке. В следующем году вводятся другие правила, предлагается вести партию до 21 очка, чтобы сократить ее время. На ближайших соревнованиях метод проходит испытание, но не принимается официально.

С 2013 года на любых соревнования и Олимпиадах активно ведется видеонаблюдение, позволяющее просмотреть повтор в случае возникновения спорной ситуации. Случается такое довольно часто, поэтому нововведение необходимо.

Основные правила

Тем, кто решил заниматься подобным спортом, стоит изучить правила волейбола, кратко законспектировать, если не удается запомнить все сразу. Наиболее важными правилами будут следующие:

Волейбольная команда

Основные правила волейбола

  1. Сегодня размер площадки составляет 18 м на 9 м, она имеет прямоугольную форму.
  2. В середине располагается натянутая сетка. Высота для мужчин — 243 см, для женщин — 224 см.
  3. Мяч всегда имеет сферическую форму, его окружность не превышает 67 см, масса колеблется от 260−280 г.
  4. Каждая команда состоит из 14 игроков, допускается одновременное присутствие на поле 6 человек.
  5. Основная цель игры — с помощью атакующих ударов и серии подач добить мяч до пола на участке площадки, принадлежащей сопернику. Мяч в игру вводится путем подачи одного из игроков после вытягивания жребия.
  6. Часть площадки каждой команды разделена условно на 6 зон, в каждой из которых находится игрок. Четких границ между ними нет, но после каждой подачи игроки перемещаются в другую зону, двигаясь по часовой стрелке.
  7. Подачу обычно выполняет человек, находящийся во второй или первой зоне. Мяч может касаться сетки, но не должен взлетать выше, чем боковые антенны. Если он выходит за их пределы, очко засчитывается сопернику. Если же приземляется за сеткой на территории другой команды, очко засчитывается подающим. Силовая подача в прыжке в современном волейболе представляет собой наиболее эффективный прием.
  8. Важное условие для успешной игры — создание взаимодействия между всеми членами команды, изучение всеми основ волейбола, определение функции каждого игрока.
  9. Прием подачи в команде соперника осуществляют игроки, находящиеся на второй линии, но не запрещается прием другими членами команды.
  10. Принимающая команда может позволить касание только 3 раза, одному и тому же игроку запрещается повторно трогать мяч во время подачи. Категорически запрещается задержка мяча после приема от соперника. Происхождение этого правила неизвестно, но оно довольно давно стало одним из главных.

Игроки не могут придумать собственные приемы атаки или блокировки, все они должны быть утверждены в основных правилах.

Нарушения и наказания

Нарушения в волейболе

При подаче и розыгрыше мяча игроки могут намеренно или случайно нарушать правила, поэтому существует ряд ограничений, которые учитываются судьей. При подаче запрещается заступать ногой на площадку, подбрасывать и ловить мяч. Мяч не должен касаться антенны.

При розыгрыше игроку запрещается касаться антенны или сетки, количество касаний не должно превышать 3, но блок при этом не учитывается. Не допускается двойное касание одного и того же человека, а также длительная задержка мяча. Серьезным нарушением считается переход стопой центральной линии.

Строго наказывают игроков за неспортивное поведение, когда они применяют силовые приемы или какие-либо методы, которые не прописаны в регламенте игры. За нарушение правил существует несколько видов наказаний:

  • предупреждение — тренеру, всей команде или игроку выдается желтая карточка;
  • замечание судья делает с помощью выдачи красной карточки;
  • удаление — игрок удаляется до окончания партии, при этом ему вместе предъявляется красная и желтая карточка;
  • дисквалификация — игрок удаляется до конца матча, судья показывает отдельно желтую и красную карточку.

Последняя мера считается крайней, применяется в случае, когда игрок не прислушивается к рекомендациям судьи и постоянно нарушает правила.

Амплуа игроков

Каждый игрок находится на своей позиции и выполняет определенную функцию. В волейболе существует 5 разновидностей игроков.

Доигровщик или нападающий в команде может быть один. Этот человек принимает участие в атаке и приеме, нередко выполняет функцию защитников. Основной задачей доигровщика считается правильный прием мяча в своей зоне.

Нападающий в волейболе

Диагональные игроки являются самыми сильными, прыгучими, высокими и активными. Как правило, основное количество очков команда зарабатывает благодаря хорошей игре диагональных.

Центральные блокирующие — самые высокие и активные игроки, они блокируют атаки соперника, предотвращают потерю командой очков.

Связующие выполняют важную функцию, поскольку принимают участие в передачах и предугадывают атаки своих партнеров по команде. Качественное выполнение этой роли имеет большое значение для всего состава.

Либеро или защитник обычно имеет рост не менее 190 см, что помогает ему блокировать подачи соперника. Правила игры позволяют иметь в команде двух либеро. Взаимодействие всех членов состава позволяет одерживать победу в соревнованиях.

Читайте также: