Доклад на тему музыкальные иллюстрации георгия свиридова

Обновлено: 02.07.2024

- особенности оркестровки как выразительного и изобразительного средства создания музыкальных образов.

Пастораль – жанр в европейской литературе и искусстве XIV – XVIII веков, характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы.

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.

Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Музыкальный образ – это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения произведения, стиля композитора.

Драматический музыкальный образ – это образ, изображающий частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.

Лирический музыкальный образ – это образ, передающий личные переживания автора.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. – 1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

2.АзимовЭ.Г.Новыйсловарьметодическихтерминовипонятий(теория и практика обучения языкам).//Э.Г.Азимов, А. Н. Щукин.–М.:ИКАР,2009.–448с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В ней рассказывается о любви дочери помещика Марии и прапорщика Владимира, которые решили тайно пожениться без благословления родителей. Но в ночь венчания Владимир попадает в метель, а Мария случайно выходит замуж за другого. Затем Владимир погибает на войне, а спустя три года Мария знакомится с полковником Бурминым. По случайному стечению обстоятельств, он оказывается тем самым женихом, за которого вышла замуж Мария в ту ночью, когда на улице мела пурга.

После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.

В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

В этом номере органично объединены два музыкальных образа – широты русских просторов и непрерывного движения. Всё это создаёт ощущение смутной тревоги, волнения.

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Сначала главную партию исполняет скрипка, к которой потом присоединяется альт. Затем их сменяет дуэт флейты и гобоя, присоединяется английский рожок. Музыка развивается по нарастающей, основную тему подхватывает труба и валторны. После кульминации мелодию романса исполняют кларнет и виолончель.

Очень нежная мелодия, в которой слышится тихая грусть, ассоциируется с главное линией повести, объяснениями пушкинских героев Бурмина и Марьи Гавриловны.

Пастораль – музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.

Звучание струнных инструментов создаёт трепетную, взволнованную обстановку. Ощущается атмосфера нежности и таинственности, перенося слушателей в небольшую церковь, где происходит обряд венчания.

Вновь возникает образ стремительно мчащейся тройки, но более спокойная музыка возвещает о благополучном исходе случайного венчания.

Сюита не случайно названа "музыкальными иллюстрациями". Она с первых нот раскрывает образы природы с суровой русской зимой, торжественной обстановки бала, таинства обряда венчания.

Каждый номер – это самостоятельное и убедительное, яркое и глубокое музыкальное произведение.

Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.

Тренировочные задания

Художник Ефрем Иванович Зверьков

Почему Геленджик так называется и при чём тут Белая невеста, символ города? .

Толковый словарь В. Даля ON-LINE. Толковый словарь живого великорусского языка &m.

Вечный православный календарь на каждый день. При нажатии в верхнем правом угл.

Оборона Бреста. Первые месяцы войны.

Вставай, страна огромная! | Песня, которой аплодировали во всех уголках мира. Видео. Священная .

-Метки

-Рубрики

  • фотоальбом (4)
  • Кулинария (172)
  • архитектура (7)
  • астрология (10)
  • без темы (65)
  • бизнес на диване (7)
  • выставки, фестивали, конкурсы (4)
  • вязание (180)
  • Георгиевская ленточка (6)
  • города и селения (30)
  • дачные страсти (58)
  • День Победы (34)
  • дизайн интерьера (44)
  • династии (15)
  • есть такая профессия (8)
  • Женщина в свете - правила этикета (6)
  • Женщины в истории страны (45)
  • женщины-художники (34)
  • живопись (69)
  • знаменитые животные знаменитых людей (5)
  • история костюма (3)
  • история песни (14)
  • история России (4)
  • клип-арт (7)
  • Компьютер (2)
  • конструторы сайтов, бесплатные (2)
  • Косметика (11)
  • космос - космонавты (32)
  • Кофе (11)
  • красота и здоровье (62)
  • культура России (1)
  • лайфхаки (24)
  • литература (41)
  • М.Ю. Лермонтов (2)
  • Медицина (1)
  • мода (40)
  • музеи мира (18)
  • музыка с ютюб (121)
  • настройки дневника (59)
  • необычные картины (9)
  • ни дня без песни (32)
  • обзор каталожной косметики (0)
  • памятники (8)
  • Парфюмерия (6)
  • петр первый (5)
  • Польские актрисы в советском кино (1)
  • Православие (5)
  • Преданья старины глубокой (32)
  • Психология (14)
  • Путешествия (1)
  • Пушкин (15)
  • Рукоделие (93)
  • садовый дизайн (4)
  • сады и парки (12)
  • Санкт-Петербург (34)
  • фавориты и фаворитки (1)
  • фигурное катание (23)
  • фильмы (4)
  • флористика (12)
  • Фото-искусство (24)
  • художники (40)
  • энциклопедии (2)
  • Япония-Фукусима-радиация (7)

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Георгий Свиридов

ВложениеРазмер
metel.ppt 2.49 МБ
poyasneniya_k_slaydam.doc 38.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова

Что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

А.С. Пушкин не случайно так назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г.Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях.

Балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви.

Третьим фрагментом (“Венчание”) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания.

Эта музыка не звучит празднично и торжественно. Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. Минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя на мысль о счастливом конце повести.

Следующий номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!

Темы весны и осени очень напевны, проникновенны. Музыка звучит легко, нежно, красиво, лирично.

Однако в них есть различие: тема весны – мажорна, а тема осени – минорна. Музыка весны звучит солнечно, улыбчиво, тепло. А музыка осени – печально, задумчиво, сердечно.

В теме весны солирует флейта. Ее тембр передает воздушность, легкость. В теме осени солирует скрипка. Это голос души человека. И минорная мелодия осени печалью своею глубоко проникает в сердце.

Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести, рисует картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

Пьеса наполнена нежным трепетным чувством влюбленного сердца, созвучна образу Марьи Гавриловны.

Используются тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов.

В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. На первый план выходят жизнерадостность русских военных, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

“Романс” является кульминацией музыкальных иллюстраций.

Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл “романс без слов”, подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры.

Пьеса рисует музыкальные портреты Марьи Гавриловны и Бурмина.

Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность в выражении чувств. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.

Восьмой номер иллюстраций “Отзвуки вальса” интонационно похож на “Вальс”, но звучит эта музыка по-другому. Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер перекликается с номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

Таким образом, убеждаемся, что великого поэта А.С.Пушкина и Г.Свиридова объединяет любовь к Родине, русскому народу.

“Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.

Свиридов метель

История создания

Георгий Свиридов, автор

метель

Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.

Георгий Свиридов, автор
Александр Пушкин

Интересные факты

  • На эту музыку в свое время был поставлен балет.
  • По поводу разделения на части в сюите и, собственно, их содержания ведутся споры среди музыковедов. Некоторые утверждают, что их всего семь, другие же насчитывают девять разделов. Определяют их они тоже по-разному.
  • После того, как эту сюиту исполнил симфонический оркестр под управлением Федосеева, к Свиридову пришла мировая популярность и признание публики.

Большой симфонический оркестр по управлением Федосеева

Содержание

Свиридов тройка

весна и осень из Метели Свиридова

Зимняя дорога из метели

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: