Значение компьютерных технологий в жизни современного человека доклад

Обновлено: 04.07.2024

Информационные технологии в настоящее время развиваются с быстро возрастающей интенсивностью, обусловливая изменения всех уровней бытия общества и человека, в том числе и его повседневной жизни. Причём большинство людей даже не отдают себе отчёта в том, насколько их повседневная жизнь зависит от компьютеров и информационно-телекоммуникационных систем. Повседневность даже тех людей, которые ни разу в жизни не включали компьютер и не совершили ни одного звонка по мобильному телефону, во многом связана с развитием информационных технологий, ведь с их помощью сегодня осуществляется управление всей системой жизнеобеспечения. Подача электроэнергии и водоснабжение, управление системами связи и транспорта, координация финансовых потоков, функционирование медицины и образования не мыслимы в настоящее время без использования компьютерных систем. Информационно-коммуникационные технологии прямо и непосредственно воздействуют на повседневную жизнь человека, определяя специфику и качество его труда, быта, досуга, образа жизни и даже мышления. Кроме того, информационные технологии значительно расширяют возможности контроля не только общественной, но и частной жизни граждан.

Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, индустрия отдыха и развлечений – все напрямую зависит от компьютеров. Количество отраслей, в которых задействованы цифровые технологии неуклонно растет. Требуется все больше специалистов для их обслуживания . Постепенно уходит в прошлое тяжелый человеческий труд. Его заменяет труд интеллектуальный. Появляются новые специальности и профессии.

Пример: Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: "В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности".

Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века большую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру. Литература: Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Значение информационных технологий в жизни человека.

Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.

Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, "интеллектуальные" функции этих технологий.

Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы

Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа - технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.

Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества.

В настоящее время практически все организациям необходимо информационное обслуживание, переработка большого количества информации. Одним из главных техническим средством по передаче, восприятие, обработки информации является компьютер. Роль компьютера усилие интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, служит для связи и передачи информации.

В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. Существуют основные характерные черты новой информационной технологии.

Основные характеристики новой информационной технологии

Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации Целостные технологические системы Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации "Встраивание" в технологию управления Интеграция функций специалистов и менеджеров Учет закономерностей социальной среды Новая технология коммуникаций Новая технология обработки информации Новая технология принятия управленческих решений

Информационная технология управления

Цель данного вида технологий – удовлетворение информационных потребностей каждого профессионального работника, который принимают управленческие решения. Они применяются в среде информационной системы управления и необходимы для обработки данных, которые обрабатываются с помощью специальных информационных средств. Они решают такие функции, как оценка будущего состояния деятельности объекта, оценка отклонений полученного результата от плановых показателей, выявление причин, повлиявших на отклонение, анализ возможных мероприятий. С помощью данных технологий формируются регулярные, специальные, суммирующие, сравнительные и чрезвычайные отчеты.компьютер человек управление информационный

Информационная технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников и различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

Появление новых алгоритмов сжатия информации, доступных для передачи через интернет, существенно повысило качество звука. Теперь оно стало приближаться к качеству обычной телефонной сети. В результате этого произошел скачок в развитии относительно нового средства ИКТ - интернет-телефонии. С помощью специального программного обеспечения и периферийных устройств через сеть можно организовывать аудио и видеоконференции.

Информационно-коммуникационная технология и ее возможности

Для организации эффективного поиска в телекоммуникационных сетях используют автоматизированные поисковые программы, цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах мировой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого доступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить документы, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности. И, конечно же, проведение виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени.

Видеообучение

Сегодня информационно-коммуникационные технологии обучения предусматривают несколько классов подачи материала, значимых с точки зрения дистанционного и открытого образования. Одним из них являются телевидение и видеозаписи. Видеофайлы и соответствующие ИКТ-средства позволяют большому числу учащихся знакомиться с содержанием лекций лучших преподавателей. Видеозаписи могут использоваться как в специально оборудованных аудиториях, так и в домашних условиях. Интересным является тот факт, что в европейских и американских курсах обучения главный материал излагается на видеокассетах и в печатном издании.

Телевизионные ИКТ

Телевидение является наиболее распространенным ИКТ на уроках, оно играет огромную роль не только в современном образовательном процессе, но и в жизни людей, ведь практически в каждом доме есть телевизор. Уже давно обучающие телепрограммы используются во всем мире и являются весьма ярким примером дистанционного способа обучения. Благодаря данному средству ИКТ появилась возможность трансляции лекций для широкой аудитории с целью повышения ее общего развития без последующего контроля за усвоением знаний.

Электронные образовательные издания

Весьма мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить весь объем изучаемой информации, являются электронные образовательные издания. Они распространяются как в компьютерных сетях, так и записанные на оптические носители. Индивидуальная работа с таким материалом дает глубокое понимание и усвоение данных. Данная технология позволяет (при соответствующей доработке) использовать существующие курсы в и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционного печатного материала позволяют подавать информацию в графической динамичной форме.

Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения

Средства ИКТ бывают:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

Дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ

1. Совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения.

2. Повышение продуктивности самостоятельной подготовки студентов.

3. Индивидуализация работы преподавателя.

4. Ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики.

5. Повышение мотивации к обучению.

6. Активизация учебного процесса, возможность привлечения учащегося к

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования


Наше поколение живет в таком времени, в котором почти все люди владеют той или иной информацией. Поэтому роль информационных технологий огромна в жизни каждого из нас. И, порой невозможно представить нашу жизнь без этих технологий.

На сегодняшний день, с помощью всех современных устройств наша жизнь стала намного проще, а главное – удобнее! Ведь всего пару десятков лет назад человечество и мечтать не могло о том, что может позволить себе сейчас.

Информационные технологии – это процессы, которые используют совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Итак, какое же влияние оказывают ИТ на людей?

Я считаю, что с появлением ИТ жизнь каждого поменялась в положительную сторону. Хотя бы потому что меньше вреда наносится окружающей среде, так как вся информация теперь хранится на всевозможных электронных носителях.

Так же следует отметить появление программ, которые помогают банковским работникам, экономистам, бухгалтерам, проектировщикам в их тяжёлой, повседневной работе. Кроме того, появились детекторы лжи, способные выявлять ложь человека. Это очень помогает в расследовании серьезных преступных дел. Навигационные системы позволяют человеку ориентироваться в том месте, которое он не знает, и всегда проложить маршрут домой. А появление новейших медицинских аппаратов значительно подняло уровень медицины по всему миру - резко понизился показатель смертности, что является огромнейшим плюсом. С помощью них в современном мире человек может вылечится практически от любой болезни.

Но, к сожалению, не все так идеально как хотелось бы…И у каждого новшества имеются свои недостатки. Так, человечество становится более зависимым от техники.

И в заключении хотелось бы отметить очень важную вещь, играющую в нашей жизни огромную роль: всё в наших руках. То, насколько мы будем зависеть от компьютера — определяем мы сами. Человек сам решает, на что тратить время, как проживать жизнь. И если использовать ИТ и другие блага в полезных целях и в меру — жизнь станет легче, но если использовать ИТ в качестве развлечений и т.п., то человек никогда не сможет реализовать себя в обществе и добиться поставленных высот.

Список литературы:

1)Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции

2) Иванов, Д. Общество как виртуальная реальность

3) Землянова, Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура


Жизнь современных людей неразрывно связана с компьютерными технологиями. Компьютеры, планшеты, смартфоны и т.д. являются частью любой деятельности современного человека. Образование, производство, управление, наука, проектирование, оборона, здравоохранение, искусство уже немыслимы без цифрового сопровождения. Применение компьютеров в тех или иных целях значительно облегчает труд рабочих, учителей, студентов и учеников, ученых, писателей и художников и т.д. [3].

Исходя из вышесказанного следует, что научно-техническая революция сделала важным творческий, а не рутинный труд. Повсеместное применение компьютеров ещё до начала вызванной ими информационной революции создало предпосылки для изменения сути и механизмов индивидуального сознания. Компьютеры начали завершаемое информационной революцией изменение соотношения между логическим сознанием, опирающимся на вторую сигнальную систему, и сознанием эвристическим, творческим, опирающимся на чувственное восприятие (в том числе вербальных сигналов) и образное, а не формально-логическое мышление. Человеческое мышление вытесняется в не формализуемую и потому недоступную логическим устройствам, включая компьютеры, сферу творчества. Основной инструмент последнего – интуитивные озарения, которые можно рассматривать как вид непосредственного и не осознаваемого восприятия мира [4].

Образное (эвристическое) мышление взаимодействует с более полным и, следовательно, лучше отражающими реальность моделями, нежели традиционно-логическое мышление, что требует большей работы мозга по сравнению с традиционным мышлением, которое основывается на упрощение сложных слов, логических конструкций.

Распространение компьютерных и информационных технологий преобразуют не только мышление человека, но и всю его повседневную жизнь, меняя его жизненны опыт, взгляды, убеждения, которые формируют его, как личность. Работая за компьютером, в интернет-ресурсах люди стремятся получить больше эмоций, нежели тех или иных благ, извлекая пользу от компьютера исключительно в рамках развлечения.

Основной сущностью современного информационного взаимодействия является обмен внимания пользователя на получаемые им эмоции. В таких условиях главной ценностью и главным по значимости фактором развития человечества становится не содержательная деятельность по изменению реального мира, а сначала деятельность по изменению сознания человека (с нач. 90-х до половины 2000-х годов) и, в конечном счете, производстве эмоций (начиная с конца 2000-х годов).

Это изменение человеческой деятельности глубоко меняет саму личность человека – в особенности, молодежи, уже полностью формирующейся в новых условиях (личность старшего поколения, сформировавшаяся в индустриальную эпоху или на ранних этапах информационной революции, в условиях формирования сознания, а не производства эмоций, лишь корректируются ими).

Самое главное в данной ситуации – это формирование личности с поверхностными переживаниями, которые связаны с потреблением готовых эмоций, установленных социальными сетями и различными платформами, но не как личности с глубокими переживаниями, которые связаны с прожитыми годами, событиями собственной жизни, личным опытом. Книги, живопись, кино и театр, относящиеся к традиционным формам искусства, вызывают у людей более глубокие и устойчивые чувства, чем эмоции, порождаемые соцсетями и медиа, – и, соответственно, более глубоко и устойчиво формируют психологические структуры: которая способна одновременно испытывать различные чувства и приводить противоположные оценки одинаковым событиям. Одновременное принятие несовместимых ценностных установок, обычное и нормальное для такой личности явление, и означает отказ от каких бы то ни было ценностей ради главной и остающейся единственной, вытесняющей все остальные, – личность комфорта [4].

Одновременно существующие разные оценки по одним и тем же явлениям могут переводить мозаичность личности в качественно другое состояние её множественности: то есть существованию в одном теле разных личностей с разными нормами, взглядами, психиками. Переключение между ними происходит случайно под действием различных эмоций. Этот процесс можно условно обозначить, как разрушение самосознания личности. Непосредственным следствием разрушения самосознания личности является утрата психической устойчивости, которая чаще всего проявляется, как невинная повышенная эмоциональность. Все чаще у современных людей зависимость от эмоций приобретает наркотический эффект, что характерно при широком распространении игромании и зависимости от социальных сетей и иных платформ. Причем следует подчеркнуть, что данный наркотический эффект является поверхностным, неглубоким, из-за чего характер предоставляемых в готов виде эмоций создает потребность у её получателя в их постоянном обновлении – создавая атмосферу ненасыщенности (не поддающийся насыщению, ровно как и при любой зависимости наркотического типа), создавая эмоциональный голод [4].

Данная ситуация усугубляется также стремительным падением не только качества доступной информации, но и способностью человека её воспринимать. Доля оригинальности текста в интернете упала с 75-80% в 2000 году до 30-35% в 2010 году. А в 2017 году такая доля не превышала и 5-7%. Интернет стал свалкой бессмысленного плагиата. Неосознанность действий, повышенное подчинение хаотичным эмоциям объективно снижает значимость высшей нервной системы и сдвигает баланс регуляции деятельности организма человека в пользу гормонов, вырабатываемых железами внутренней секреции что характерно для животных.

Отличным решением проблемы негативного влияния компьютерных технологий на личность современных людей может помочь их развитие в духовно-нравственном направлении. Формирование духовно-нравственной культуры, например, у молодежи Связано с различными факторами, которые обеспечивают их подготовку к жизни в конкурентном и высокотехнологичном мире. Для верного и правильного развития молодежи необходимо развить у них ценностные установки личности, помочь освоить им систему общечеловеческих ценностей и духовных, культурно-нравственных ценностей своего народа, укрепить ценностно-смысловую сферу их личности, сформировать у людей способность оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, окружающим людям, всему обществу, государству, миру в целом, а также развить способность у людей выявлять в потоке информации важную и ненужную (вредную) и умение отсеивать ненужное, делая акцент на важном и полезном [1, с. 3].

Список используемой литературы

1. Культурно-образовательное пространство как фактор формирования духовно-нравственных ценностей молодежи: учебное пособие / А. В. Иванова. – Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 84 с.

Читайте также: