Методы психологической коррекции личности преступника доклад
Обновлено: 18.05.2024
К фундаментальным методам изучения личности относятся опрос и наблюдение, промежуточной формой является психологическое тестирование (сочетающее в себе элементы первого и второго).
Опрос - получение информации на задаваемые вопросы. Опрос может быть устным (беседа, интервью) и письменным (анкетирование). Вариантом устного опроса является допрос.
В ходе изучения личности целесообразно опросить как само изучаемое лицо, так и тех, кто может располагать о нем какой-либо информацией.
В ходе опроса следует учитывать мотивы опрашиваемых. Далеко не все заинтересованы говорить правду о себе или о других, особенно, если это негативная, порочащая или изобличающая информация. Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти лиц, заинтересованных в представлении полной и объективной информации, а также в умении нейтрализовать у опрашиваемых мотивы сокрытия истины.
Информация, полученная в результате опроса, должна критически оцениваться, сопоставляться с данными, полученными из других источников (информация о сокрытии преступлений командованием подтверждается рассказами очевидцев преступления или потерпевших). Она может анализироваться с точки зрения ее непротиворечивости и логической правильности. Целесообразно проверить, имел ли возможность человек лично наблюдать то, о чем рассказывает. В отдельных случаях проверить информацию позволяет сопоставление с объективными фактами (рассказ об избиении подтверждается наличием шрамов, о хищении - наличием похищенного, об убийстве - указанием места захоронения трупа либо представлением орудий убийства).
Наблюдение - визуальное либо слуховое восприятие деятельности личности. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном наблюдении исследователь лично наблюдает за проявлениями личности. К таким проявлениям относятся поступки, манера поведения, высказывания, внешность (одежда, прическа, татуировки, шрамы).
При опосредованном наблюдении исследователь изучает данные наблюдения, проведенного другими лицами. Методом опосредованного наблюдения может быть опрос, изучение документов (характеристик, личных дел, медицинских свидетельств, аттестатов об образовании, документов, фиксирующих поощрения и взыскания, справок о приводах в милицию или о судимости, уголовных дел и т.п.), изучение фото-, кино- и видеопродукции, анализ записных книжек и дневниковых записей (как самой изучаемой личности, так и его родителей или педагогов).
Психологическое тестирование - изучение личности с помощью тестов. Тест (от англ. test - проба, испытание) - задание, в ходе выполнения которого проявляются личностные качества изучаемого. Задания могут быть самыми различными; ответить на вопросы, истолковать, на что похоже пятно, нарисовать что-либо, придумать рассказ или завершить начатый рассказ (предложение), проделать какие-либо действия. Одним из первых психологических тестов считается тест Кеттела, составленный Дж. Кеттелом в 1890 г. из 50 заданий. Наиболее популярными являются тесты Бинэ-Симона (изучение коэффициента интеллектуальности), Роршаха (толкование пятен). Интересный тест, состоящий из пословиц и поговорок составил B.C. Аванесов (по тому, какие поговорки человек считает правильными, выявляется его характер и убеждения). Достаточно интересную информацию позволяет получить тестирование с помощью незавершенных рассказов и предложений. Суть этого теста в том, что формулируются условия, в которых оказался человек. А испытуемому предлагается придумать, как поведет себя человек в этих условиях. При этом он обычно проецирует свои установки (в аналогичной ситуации он, вероятно, повел бы себя также).*
* Более подробно о тестах см.: Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1 и Т. 2. М., 1982.
Надежность и практическая ценность тестирования иногда ставится под сомнение. Однако в отдельных случаях тестирование позволяет получить весьма ценную и интересную информацию, которая может быть отправной точкой более детального изучения личности.
Изменение качеств личности - один из методов воздействия на человека и его поведение.
Традиционными методами воздействия на личность являются:
Комплексными методами воздействия на личность является изменение социальной ситуации развития и организация деятельности.
Убеждение - процесс формирования или изменения таких качеств личности, как взгляды, убеждения, установки. Этот метод практикуется человечеством в течение тысячелетий. Применительно к коррекции криминогенных качеств при помощи данного метода следует обратить внимание на ряд обстоятельств.
Во-первых, наиболее эффективным приемом воспитания является первичное формирование позитивных (антикриминогенных) убеждений. Практически у каждого человека в детском возрасте можно сформировать положительные качества, в то время как коррекция устойчивых отрицательных качеств в зрелом возрасте на современном уровне развития педагогики возможна далеко не всегда и нередко успех здесь оказывается делом случая. Это подчеркивает особую значимость семьи, школы и детских воспитательных учреждений.
Во-вторых, в отдельных случаях при коррекции криминогенных качеств значимым результатом можно считать перевод отрицательных убеждений из разряда устойчивых в неустойчивые. Если у человека зарождается сомнение в правильности его убеждений, их мотивационная роль значительно уменьшается - в критической ситуации человек может поступить вопреки тем знаниям, в достоверности которых он не уверен.
- доверие к источнику информации;
- информация должна быть убедительной (непротиворечивой по форме, подкрепленной аргументами, примерами);
- человек на личном опыте должен убедиться в правильности полученных от воспитателя инструкций.
Специальный тренинг в этом аспекте является важным методом воздействия на личность.
Принуждение - важнейший инструмент воздействия на человека, основанный на ограничении его возможностей. Особая форма принуждения -организация деятельности, основанная на жестком контроле и пресечении нежелательных действий, а также на ограничении свободы, что лишает человека физической возможности совершать определенные деяния.
Организация деятельности - направление активности человека в определенное русло, управляемое формирование личного опыта. Организация деятельности основывается как на положительных стимулах (поощрения, материальное стимулирование), так и на отрицательных (взыскания, лишения благ, ограничение свободы, угрозы применения насилия). Она может осуществляться в двух формах:
1) как длительное принуждение;
2) как изменение мотивационной сферы на основе возникновения новых интересов, привычек, потребностей, связанных с тем, что человека удается увлечь определенным делом.
Первый вариант требует меньше творчества, однако и результаты его могут быть более скромными. Посредством принуждения, с одной стороны, достигается оперативное изменение поведения. Вопреки собственным желаниям человек делает то, что от него требуют. С другой стороны, длительное принуждение может оказывать не только внешнее, но и внутреннее воздействие. Меняется не только поведение, но и личность: пропадают одни желания, возникают другие, изменяются привычки, мотивы поведения, убеждения.
Увлечь человека какой-либо полезной деятельностью, помочь ему найти позитивную социальную роль, которая бы вполне удовлетворяла его - задача более сложная. Ее решение потребует немало труда, времени и творческих усилий. Но именно на этом пути воспитателя ждет стратегический успех. Результаты такого воздействия будут носить длительный и устойчивый характер. Одним из недостатков нашей системы воздействия на преступников является то, что она основана главным образом на первом варианте организации деятельности, - отсюда такой высокий уровень рецидива.
Изменение социальной ситуации развития - также один из вариантов организации деятельности, основанный на изменении социального окружения, социальных ролей и социальных связей человека. Перевод школьника в другую школу, чтобы вырвать его из плохой компании; изменение места жительства лицом, освободившимся из мест заключения, чтобы разорвать связи с преступным миром,— все это варианты изменения социальной ситуации развития.
Организация деятельности психологической службы по коррекции делинквентного поведения личности преступника. Проблемы психокоррекционной работы с "трудными" осужденными. Опыт использования гештальториентированной арт-программы "Перепрыгнуть пропасть".
Рубрика | Психология |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.07.2018 |
Размер файла | 24,0 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
УФСИН России по Воронежской области
Коррекция делинквентного поведения личности преступника
Красненкова Светлана Александровна, кандидат наук
В статье показаны некоторые особенности организации деятельности психологической службы по коррекции делинквентного поведения личности преступника.
Проблема коррекции, в частности психокоррекции отношения личности преступника к содеянному, представляется сложной [1, 2, 3, 4, 5]. Здесь под психокоррекцией подразумевается целенаправленное воздействие на личность с целью оптимизации психического состояния, способствующее освобождению от внутренних переживаний, включению волевых механизмов, активизации поиска адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях наряду с пониманием своих отношений с окружающими, что содействует позитивным изменениям в поведении [25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32].
Девиантное поведение - сложное социальное и психологическое явление. Это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самому индивиду, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. Девиантное поведение занимает среднюю позицию между нормой и патологией - так называемую пограничную. В поведении несовершеннолетних правонарушителей отмечаются жестокость, агрессивность, склонность к риску, безответственность. Могут проявляться лживость, воровство, побеги из дома, хулиганство, вандализм, бродяжничество, попрошайничество, раннее начало половой жизни, проституция [6, 7, 8, 9, 10, 11]. Такое поведение, в своих крайних формах представляющее уголовно наказуемое деяние, называется делинквентным, а правонарушитель - делинквентом.
Под пенитенциарной понимается уголовно-исполнительная система в целом. Современная пенитенциарная система не только исполняет наказание, назначенное судом, но она должна способствовать нравственному исправлению осужденных, раскаянию, отказу от преступного образа жизни в будущем [12, 20, 21, 22, 23, 24].
Проводимая по инициативе Президента России реформа УИС, включающая организационную замену исправительных колоний тюрьмами и колониями-поселениями, обеспечит содержание криминальных авторитетов изолированно от других осужденных [1, 13, 14, 15]. Не исключено, что, возвращаясь к строгой изоляции в условиях камерного содержания в рамках тюремного режима, имевшей место в 50-х годах ХХ века, лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, пенитенциарная система создаст условия для их деятельного раскаяния в содеянном. Оптимизируется и психологическая работа в среде осужденных. В осуществлении эффективной социальной и психологической помощи осужденным при реформировании УИС акцент сделан на усиление психолого-педагогической работы с осужденными и на подготовку их к жизни на свободе, ресоциализацию [1, 16, 17, 18, 19, 20]. Предполагается, что преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры позволит более качественно проводить работу по ресоциализации делинквентных подростков и юношей, чтобы вернуть их в общество правопослушными гражданами.
После установления виновности подсудимого суд при определении наказания учитывает такие факторы, как особенности личности, обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность преступника. В описательной части приговора обязательно отмечается, признал ли подсудимый свою вину. Своеобразным гарантом искреннего осознания нанесенного вреда является раскаяние. Оно предполагает признание вины в совершенном преступлении. Раскаяться можно только в том случае, если действительно виноват. В то же время можно признать вину, но не раскаяться и сознательно отказаться от покаяния. Признание вины не всегда означает ее осознание.
Опыт практической деятельности психологической службы УИС Воронежской области показывает, что истинному раскаянию осужденных способствует психокоррекционная работа, осуществляемая в рамках классической схемы-триады гештальт-подхода: актуальность - осознанность - ответственность (нем. Aktualitдt -Bewusstheit - Verantwortlichkeit). При этом искренность раскаяния в преступной деятельности может быть оценена лишь после того, как человек, имеющий криминальный опыт, проживет законопослушно полноценную жизнь.
· осознание причин совершения преступления, формирование у делинквентной личности чувства покаяния;
· стабилизацию состояния ремиссии - снижение наркотической зависимости;
· снижение количества нарушений режима содержания в ВК, появление стремления к соблюдению социальных установок и ролей;
· улучшение памяти, способности концентрации внимания;
· увеличение социальной активности, стремление к правопослушному поведению;
· формирование позитивных жизненных планов;
· появление стремления к условно-досрочному освобождению от отбывания уголовного наказания;
· эффективность по субъективным (психологическим) показателям.
Механизм коррекции негативных психических состояний личности, процесс положительных изменений, меняющих криминальные установки и способствующих осознанию истинных причин совершения преступления, формированию чувства покаяния, ответственности за свое поведение заключается в следующем: личность начинает задумываться о последствиях своих и чужих поступков, что влечет за собой осознание своей виновности в совершении преступления с последующим раскаянием.
Осознание способствует покаянию и формированию чувства ответственности: постепенно разбираясь в самом себе, человек постигает эффекты воздействия собственной личности на окружающих, развивая способность к осмыслению возможных отклонений в своем поведении. Истинное покаяние всегда соразмерно тяжести совершенного преступления. Покаяние отражает процесс развития чувства вины и ответственности осужденного за совершенное преступление, свои поступки, стремление к отказу от криминального поведения в будущей жизни.
Результатом психокоррекционного воздействия становится гармонизация личности: появляющиеся психоэнергетические резервы направляются человеком для кардинальных изменений своей жизни на социальном, психологическом и психофизиологическом уровне.
1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
2. Воронин Р.М. Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 113-115.
3. Воронин Р.М., Датий А.В., Юсуфов Р.Ш. Уголовно-исполнительная характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 79-80.
4. Датий А.В. Гигиеническая оценка состояния здоровья женщин, содержащихся в исправительно-трудовом учреждении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Санкт-Петербург, 1995
6. Датий А.В., Бовин Б.Г. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 23-29.
7. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
10. Датий А.В., Кармовский В.В., Макаревич З.Б. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 1. С. 43-45.
11. Датий А.В., Ковачев О.В. Криминологические и психологические особенности ВИЧ-инфицированных осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 126-130.
12. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин в колониях общего режима // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 3 (14). С. 11-15.
13. Датий А.В., Ковачев О.В., Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 4 (15). С. 9-13.
14. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин в колониях общего режима // Вестник Кузбасского института. 2014. № 3 (20). С. 66-74.
15. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика осужденных с социально значимыми заболеваниями // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 3. С. 21-32.
16. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
18. Датий А., Тенета Е. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных в учреждениях ФСИН России // Закон и право. 2006. № 12. С. 40-41.
20. Датий А.В., Федосеев А.А., Дикопольцев Д.Е. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5 (8). С. 42-46.
21. Дьяченко А.П., Датий А.В., Митропольская К.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1. С. 71-74.
22. Кораблев С.Е., Красненкова С.А. Социально-психологические и культурные истоки самосознания экстремиста // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 2. С. 89-95.
23. Красненкова С.А. К вопросу о современном состоянии психокоррекционной работы в пенитенциарной практике // Прикладная юридическая психология. 2008. № 4. С. 93-98.
24. Красненкова С.А. Оптимизация психических состояний личности методом реституции рисованием // Вестник Воронежского института. 2012. № 2. С. 132-135.
25. Красненкова С.А. Стабилизация позитивных психических состояний личности как критерий эффективности гештальториентированной АРТ-коррекции сотрудников ФСИН // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 151-154.
26. Красненкова С.А., Маркова И.И. Особенности представлений осужденных молодежного возраста о брачно-семейных отношениях // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 72-79.
28. Смирнов Д.А., Селиванов Б.С., Датий А.В. Некоторые аспекты медико-санитарного обеспечения осужденных в колониях-поселениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 20-21.
29. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.
31. Сочивко Д.В., Бурцев А.О. Проблема психопатизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 30-41.
32. Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 133-146.
Подобные документы
Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.
дипломная работа [332,2 K], добавлен 17.07.2016
Криминально-психологическая характеристика личности преступника, которая включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Изучение криминогенности и аномалий личности преступника и мотивации его преступного поведения.
курсовая работа [59,6 K], добавлен 19.05.2011
Основные подходы к изучению личности преступника. Классификация и типология преступника. Формирование личности преступника. Психологическое отчуждение личности. Особенности духовного мира преступников, их реакции на воздействия социальной среды.
реферат [36,6 K], добавлен 27.07.2010
Понятие личности преступника. Роль семьи и семейной атмосферы в формировании личности преступника и его противоправном поведении. Законодательное закрепление защиты семьи и детства. Меры и пути предупреждения неблагоприятного формирования личности.
дипломная работа [70,0 K], добавлен 10.06.2017
Анализ характерологических особенностей личности, ее взаимоотношения с окружающей социальной средой, генезис преступного поведения. Структура личности преступника, социально-демографические признаки и психологические особенности, направленность.
контрольная работа [42,4 K], добавлен 06.06.2015
Делинквентное поведение как действия конкретной личности, отклоняющиеся от законов, угрожающие другим и уголовно наказуемые в крайних проявлениях. Различные формы делинквентного поведения. Особенности поведения социопатической (антисоциальной) личности.
курсовая работа [52,8 K], добавлен 19.07.2011
Понятие и порядок изучения личности преступника, ее типология. Задачи изучения психологических особенностей личности обвиняемого. Варианты формирования преступного поведения. Статистический анализ мотивов и факторов совершения тяжких преступлений.
Воздействие на личность преступника и причины формирования ее отрицательных качеств является важнейшим направлением разрушающего воздействия на преступность.
Цель работы – рассмотреть понятие и структуру личности преступника.
Содержание работы
Введение
Понятие личности преступника
Криминогенные качества личности
Структура личности преступника
Методы изучения личности преступника и коррекции криминогенных качеств
Заключение
Список литературы
Файлы: 1 файл
личность преступника.docx
Понятие личности преступника
Криминогенные качества личности
Методы изучения личности преступника и коррекции кримин огенных качеств
Личность преступника - одна из главных криминологических проблем. Занимая центральное место в цепи криминологической причинности, личность преступника является отправной точкой анализа причин преступного поведения и основным объектом профилактического воздействия в целях предупреждения преступлений. Она играет особую роль среди факторов преступного поведения: в криминогенных качествах людей аккумулируются все отрицательные воздействия различных условий, обстоятельств и ситуаций, в которых они жили и воспитывались. Поэтому изучение личности человека, совершившего преступление, имеет существенное значение для ретроспективного анализа объективных факторов преступного поведения (а при широком рассмотрении этой проблемы, то есть при выделении типичных криминогенных качеств, можно проанализировать причины всей преступности в стране).
Помимо ретроспективного анализа отрицательных условий воспитания личности, то есть причин образования криминогенных качеств личности и условий их устойчивости, изучение личности преступника позволяет вскрыть и условия реализации данных криминогенных качеств в преступном поведении, поскольку для того, чтобы потенциальная готовность совершить преступление реализовалась в противоправных действиях, необходимы соответствующие условия. Для проявления тех или иных отрицательных качеств нужны определенные криминогенные ситуации: условия, затрудняющие правомерное поведение и облегчающие преступное.
Воздействие на личность преступника и причины формирования ее отрицательных качеств является важнейшим направлением разрушающего воздействия на преступность.
Цель работы – рассмотреть понятие и структуру личности преступника.
1. Понятие личности преступника
Во-вторых, различные авторы, используя понятие личности преступника, толкуют его далеко не однозначно, в один и тот же научный термин вкладывают различный смысл. Суммируя все использовавшиеся в научной литературе определения личности преступника, можно выделить несколько их групп.
Во-вторых, различные авторы, используя понятие личности преступника, толкуют его далеко не однозначно, в один и тот же научный термин вкладывают различный смысл. Суммируя все использовавшиеся в научной литературе определения личности преступника, можно выделить несколько их групп.
Практическое и научное значение понятия личности преступника заключается в следующем:
- во-первых, такое понимание личности преступника нацеливает практических работников (и ученых), изучающих причины преступлений, на выявление определенной группы личностных качеств, охватываемых именно этим понятием;
- во-вторых, анализ указанной группы личностных качеств ( личности преступника) позволяет объяснить истоки преступного поведения (одна из основных функций науки - объяснительная);
- в-третьих, изучив качества личности, обусловившие преступление, можно по количеству и качеству этих отрицательных качеств отнести преступника к определенному типу (случайному или злостному), а соответственно и прогнозировать вероятность совершения этим человеком преступлений в будущем и с учетом этого прогноза выбирать меры реагирования на совершенное преступление;
- в-четвертых, знание отрицательных качеств, обусловивших преступление, позволяет организовать процесс исправления преступника в соответствующих учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении;
- в-пятых, вскрыв отрицательные качества человека, которые обусловили совершение им преступления, можно, взяв их за отправную точку, углубить анализ истоков преступного поведения - выявить причины образования негативных свойств личности и условий их устойчивости.
В указанной трактовке личность преступника предстает как совокупность всех отрицательных качеств, которые могут обусловить какое-либо преступление. Это явление поддается анализу лишь на массовом, статистическом уровне и по сути представляет не что иное, как список различных криминогенных качеств людей.
Таким образом, задача исследователей заключается в том, чтобы глубже проникнуть в сущность данного феномена, выявлять новые криминогенные качества и типологические особенности преступников, закономерности образования и проявления в преступном поведении этих отрицательных свойств человека, а также возможности исправительного воздействия на них, разрабатывать методики выявления криминогенных качеств и прогнозирования на этой основе индивидуального преступного поведения.
2. Криминогенные качества личности
Качествами личности обычно называют длительно существующие характеристики, проявляющиеся в поведении человека в различных ситуациях.
Криминогенными являются те качества личности, которые повышают вероятность совершения человеком какого-либо преступления. Антиподами их являются антикриминогенные качества - те, которые, напротив, снижают такую вероятность.
К числу наиболее криминогенных качеств личности относятся:
- уверенность, что практически все люди поступают несправедливо, поэтому иногда можно позволить себе поступить несправедливо тоже;
- мнение, что каждый мужчина один раз должен побывать в местах лишения свободы;
- убеждение, что некоторым способом можно так совершить преступление, что никто не сможет разоблачить виновного;
- отсутствие привычки тщательно обдумывать свои поступки и принимаемые решения;
- неумение управлять собой в конфликтной и иной экстремальной ситуации.
К наиболее антикриминогенным качествам относятся:
- уверенность в справедливости законов, недопустимости их нарушения и неотвратимости наказания за их нарушение;
- опасение утратить общественное одобрение в случае нарушения закона. Анализ криминогенных качеств личности позволяет глубже понять характер преступления.
А.И. Долгова выделяет следующие типы преступников:
1) случайный преступник;
2) криминогенный тип:
г) ситуативный. 6
Для того чтобы понять, какой тип преступника перед нами, необходимо не только проанализировать характер преступления, но и тщательно изучить личность.
О глубине и стойкости антисоциальных характеристик личности можно судить по количеству и качеству криминогенных качеств.
Здесь просматривается диалектическая взаимосвязь личности и неблагоприятной обстановки совершения преступления: чем менее криминогенна личность, тем большую роль в мотивации преступного поведения играют неблагоприятные внешние обстоятельства. Напротив, чем более криминогенна личность, тем меньше роль объективных условий в процессе принятия решения о совершении преступления. У злостных преступников истоки преступления, как правило, выявляются в самой личности: цинизме, ненависти к людям, рабской тяге к материальным ценностям и т.п.
3. Структура личности преступника
Все качества личности можно разделить на три группы:
К социально-психологическим характеристикам личности относятся:
- знания, взгляды, интересы, социальные ориентации;
- привычки, стереотипы поведения, установки. 7
Психофизиологические качества личности включают тип темперамента, способности, особенности мышления.
Психофизиологические особенности личности имеют важнейшее значение для решения вопроса о вменяемости. В отдельных случаях они оказываются решающими при определении профессиональной пригодности человека. А это, в свою очередь, весьма важно знать при разрешении уголовных дел о неосторожных преступлениях.
Однако наибольшее криминологическое значение имеет анализ социально-психологических качеств личности. Если мы знаем, что человек хочет, к чему он привык и что он может, то мы знаем практически все самое главное о нем, мы знаем то, что позволяет достаточно объективно ответить на вопрос, что за человек перед нами. И именно убеждения являются той главной характеристикой, которую можно назвать стержнем человеческой личности. Недаром некоторые авторы совокупность убеждений называют направленностью личности. Ведь именно от того, в чем человек убежден, зависит направление его деятельности, круг его желаний и приемлемых способов их удовлетворения. Если человек убежден в недопустимости безнравственных поступков, если у него сформирован тот комплекс убеждений в необходимости уважительного отношения к другим людям, их мнению, в необходимости не позволять себе того, что непозволительно другим, который обычно называют совестливостью, то можно быть уверенным в чистоте помыслов такого человека.
Убеждения обычно формируют привычки, привычный образ жизни. Привычки, стереотипы поведения можно считать проекциями убеждений на неосознаваемом уровне: вначале человек сознательно выбирает ту или иную линию поведения, а затем эта линия становится привычной. 8
Методы изучения личности преступника и коррекции криминогенных качеств.
1) опрос (получение информации на задаваемые вопросы.
Виды опроса:
а) устный: беседа, интервью;
б) письменный: анкетирование.
В ходе изучения личности опрашивают само изучаемое лицо и тех, кто располагает какой-либо инф. о нем. Вопросы задаются как о личностных качествах, так и о причинах их образования. В ходе опроса следует учитывать мотивы опрашиваемых. Информация, полученная в результате опроса, должна критически оцениваться, сопоставляться с полученными из других источников данными. Она может анализироваться с точки зрения ее непротиворечивости и логической правильности);
2) наблюдение (визуальное или слуховое восприятие деятельности личности.
Виды наблюдения:
а) непосредственное: исследователь лично наблюдает за проявлениями личности (поступки, внешность и пр.);
б) опосредованное: исследователь изучает данные наблюдения, проведенного другими лицами, т.е. проводит изучение документов, анализ дневниковых записей и пр.);
3) психологическое тестирование (изучение личности с помощью тестов.
Тест – задание, в ходе выполнения которого проявляются личностные качества изучаемого. Задания могут быть различными: ответить на вопросы, нарисовать что-либо, придумать рассказ, осуществить какие-то действия).
Методы коррекции криминогенных качеств.
Изменение качеств личности – один из методов воздействия на человека и его поведение:
1) убеждение – процесс формирования или изменения взглядов, убеждений, установок личности;
2) принуждение – инструмент воздействия на человека, основанный на ограничении его возможностей;
3) изменение соц. ситуации развития вследствие изменения соц. окружения и соц. связей человека (перевод школьника в другую школу, изменение места жительства);
4) организация деятельности – направление активности человека в определенное русло, управляемое формирование личного опыта.
Читайте также: