Секты в исламе доклад

Обновлено: 05.07.2024

И поручил Всевышний Аллах Своему посланнику разъяснить эту религию людям — а это сподвижники посланника ﷺ:

И засвидетельствовал Сам Аллах то, что сподвижники поняли эту религию так, как этим доволен Всевышний Аллах и именно это понимание религии Аллах назвал :

И сообщил Аллах о наказании Адом для тех, кто не последует этим прямым путем — путем Пророка ﷺ и сподвижников:

И назвал Аллах противоречие этому пути посланника и его сподвижников :

И то, на чем был Посланник Аллаха ﷺ, называется Сунна — а это убеждения, слова и дела пророка ﷺ, разъясняющие нам религию, ниспосланную от Всевышнего Господа миров.

И унаследовали знания о Коране и Сунне Пророка ﷺ его сподвижники и те, кто последовал за ними.

И передавалось это знание о Коране и Сунне Пророка ﷺ достоверными путями из поколения в поколение.

Сподвижники — это те люди, на глазах которых ниспосылались откровения от Аллаха, и Пророк ﷺ довел до них правильное понимание всех положений религии. И поэтому все заблуждения и секты появились вследствие нововведений, в которых люди начали понимать Коран и Сунну не так, как это довел Посланник Аллаха ﷺ до сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

﴿ وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَأُولَئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴾

﴿ إِنَّ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا لَسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ ﴾

الخروج عما كان عليه النبي صلى الله عليه وسلم وأصحابه وعن جماعة المسلمين في أصل أو أكثر من أصول الدين

Секта — это то что противоречит общине, выходит из нее, отделяется. В Исламе сектами называются все группы, которые вышли за пределы пути посланника Аллаха, мир ему и благие приветствия Аллаха, и пути его сахабов, согласно хадисам.

Община — это не большинство, община — это приверженность правильному пути, даже если ты один, то ты община. И сектами называют всех кто обособился в группы и противоречит основам с которыми пришел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будь это в поклонении, в следовании, в вопросах ’акыды или манхаджа.

Если противоречий будет много во второстепенных вопросах, то тогда такая группа также выходит из общины.

Посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия Аллаха, сказал:

الجماعة رحمة والفرقة عذاب

Следующие общине — милость над ними,
А в секты слияние — над ними наказание.

Первое религиозное новшество в Исламе принадлежит именно этой группе. Их появление было упомянуто Сунной, и это событие ознаменовало собой новый период в жизни исламской общины — период смуты и раскола.

  1. Они обвиняют в неверии мусульман за совершение больших грехов
  2. Они обвиняют в неверии мусульман, несогласных с ними, считая дозволенным их имущество и жизнь
  3. Они дозволяют восстание против законного правителя мусульман
  4. Они выискивают грехи правителейи публично их порочат, побуждая народ к анархии.
  5. Они претендуют на знание о намерениях людейи того, что содержат их сердца
  6. У них хорошее мнение о себе и плохое – о других
  7. Они считают хорошим то, что в действительности не является таковым. И называют землю, на которойпроживают мусульмане, землейневерных
  8. Они проживают в странах неверных
  9. Для оправдания своих убежденийони используют неоднозначные и сомнительные доводы
  10. Они могут быть весьма усердны в поклонении и аскетизме
  11. Они молоды и неразумны
  12. Они прикрываются благородными призывами и возвышенными лозунгами, такими как изменение порицаемого и джихад
  13. Они порочат и обвиняют в неверии ученых
  14. Отсутствие в их рядах истинных ученых
  15. Из их признаков бритье головы
  16. Ради достижения своих целейони прибегают ко лжи
  17. Они часто меняют свои мнения
  18. Они дозволяют убийство неверных, находящихся в мирном договоре с мусульманами
  19. Они считают дозволенным совершение терактов

Убеждения праведных предшественников в отношении них

Мурджииты – одна из ранних заблудших сект в Исламе. Впоследствии эта секта разделилась на множество групп и их заблуждения стали различными. Однако в основе воззрений мурджиитов лежит:

  1. Они не считают дела составной частью веры /иман/.
  2. Они считают, что иман – это лишь убежденность в сердце и слова.
  3. Они считают, что иман не увеличивается и не уменьшается, и говорят, что если благодеяния не принесут пользы неверным в мире ином, то грехи не могут причинить вреда верующим.

Это положение у мурджиитов заимствовали джахмиты, мариситы, салихиты, аш’ариты и матуридиты. Позднее мурджиитская ересь дополнилась ошибочными взглядами других религиозных течений. Мурджииты стали утверждать, что человек сам творит собственные деяния, что праведники не смогут увидеть Аллаха в Последней жизни. Все эти заблуждения не имеют никакого отношения к вероубеждениям ахлю-Сунна уаль-джама’а.

Слова праведных предшественников в отношении этого течения

Слова праведных предшественников в отношении этого течения

Джахмизм — это одно из направлений калама, последователи которого причисляют себя к мусульманам, однако исповедуют еретические взгляды в отношении к вере и к прекрасным именам и качествам Аллаха.

Из заблуждений секты джахмитов, во главе которых стоял аль-Джахм ибн Сафуан, следующие:

Многие из этих заблуждений также перешли впоследствии к муътазилитам.

Слова праведных предшественников в отношении этого течения

Му’тазилиты – представители первого крупного направления в каламе, которое появилось между 105 и 110 годами хиджры. Воззрения этого толка были окончательно сформированы во времена му’тазилита Абу аль-Хузейла аль-Аллафа и сводятся к следующим пяти положениям.

  1. Первое – справедливость /аль-’адль/. Они считают, что божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Аллаха творить только добро и недопустимость нарушения Аллахом установленного порядка вещей. Это положение опирается на кадаритские представления о божественном предопределении.
  2. Второе – единобожие /ат-таухид/. Муътазилиты отрицают реальность и извечность божественных качеств. Они также отрицают речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Это положение сближает мутазилитов с джахмитами.
  3. Третье – обещание и угроза /аль-уа’д уа аль-уа’ид/. Они считают, что если Аллах обещал ввести покорных рабов в Рай, а ослушников – в Ад, то ни заступничество пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, ни милосердие Аллаха не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния.
  4. Четвертое – промежуточное состояние /аль-манзила байна аль-манзилатайн/. Иногда это положение называют вопросом наименования и суждения /масалат аль-асма уа аль-ахкам/. Муътазилиты считают, что если мусульманин совершает тяжкие грехи, то он выходит из числа верующих, но не становится неверующим. Они называют его грешником /фасик/ и считают, что в Последней жизни его навсегда ввергнут в Ад.
  5. Пятое – повеление одобряемого и запрещение порицаемого /аль-’амр биль-ма’руф уа ан-нахьйи ’аниль-мункар/. Люди, являющиеся приверженцами Сунны и объединяющиеся вокруг нее /ахлюс-Сунна уа аль-Джама’а/, также признают необходимость повеления одобряемого и запрещения порицаемого, однако их взгляды отличаются от муътазилитских убеждений. Во-первых, муътазилиты считают дозволенным открыто выступать против несправедливого правителя, даже если он является мусульманином. Во-вторых, они считают дозволенным воевать с оружием в руках против мусульман, которые не разделяют их взглядов.

Му’тазилиты считают своими последователями только тех, кто признает эти пять основоположений, на основании которых они отрицают высокое местонахождение Аллаха. Некоторые из них считают, что Аллах находится повсеместно благодаря Своей власти. Другие же считали, что у Аллаха вообще нет места. Му’тазилиты единодушны в том, что вознесение Аллаха на Трон следует трактовать как овладение Троном. Они также считают, что праведники не увидят Аллаха в Последней жизни. Рационалистические установки и ряд теолого-философских построений му’тазилитов стали достоянием возникших впоследствии направлений калама – аш’аризма и матуридизма.

Слова праведных предшественников в отношении этого течения

течения в исламе

Какие течения или направления Ислама существуют и сколько течений в Исламе в современном мусульманском мире является ведущими – эти вопросы не должен обойти вниманием ни один мусульманин, поскольку каждое направление или течение в Исламе имеет свои положения и принципы, с точки зрения которых интерпретируются труды исламских ученых богословов.

Вопрос: сколько основных направлений в исламе? Ответ: в исламе есть два основных направления: суннизм (85%) и шиизм (около 15%).

Вопрос: сколько основных направлений в суннизме? Ответ: в суннизме четыре основных направления или мазхаба - ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.

Вопрос: сколько течений в Исламе? Ответ: в Исламе существует множество течений и сект, некоторые из них не имеют отношения к основам исламской религии и мусульманской веры.

Когда появились течения и направления в Исламе

Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.

Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.

Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.

По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.

направления в исламе

Сунниты

Самым крупным и основным течением Ислама является Ахлю Сунна валь-Джамаат или сунниты. По мнению суннитов, законными преемниками Пророка Мухаммада ﷺ являлись первые четыре праведных халифа (Абу Бакр, Умар, Усман и Али). Суннитами также вместе со Священной Книгой Коран признаются Сунна Пророка Мухаммада ﷺ , то есть хадисы о нем, которые включены в сборники, наиболее авторитетными из которых считают сборник Бухари и сборник Муслима.

Сунниты руководствуются основными принципами приверженности ценностям Ислама, которые обозначены в священном Предании. Ведущей идеей суннитов является та, что мусульманская община играет руководящую роль в решении жизненно важных задачи и проблем мусульман.

Направления в сунизме

Суннитами признаются только четыре богословские правовые школы или мазхаба: маликитский мазхаб, шафиитский мазхаб, ханафитский мазхаб и ханбалитский мазхаб. Остальные мазхабы, которые также относятся к суннитскому течению, в современном мусульманском мире свое существование постепенно прекратили, поскольку случилось отсутствие преемственности. Все эти школы признают правомерность друг друг, а человек может сделать самостоятельный выбор, какого мазхаба быть приверженцем, и следовать той школе, с принципами и положениями которой он согласен.

В исламе порицается фанатичная приверженность к какому-то определенному мазхабу, и человеку не вменяется в обязанность следовать во всех религиозных вопросах мнению какого-то одного мазхаба.

Течения суннитского ислама

Помимо религиозно-правовых школ, в исламе существуют десятки течений, которые расходятся по тем или иным вопросам религиозного характера, некоторые основные течения приведены ниже.

Суфизм

суфии

Одно из направлений в Исламе – суфизм. Он представляет собой учение, которое призывает очистить сердце от всего для Всевышнего Аллаха. В основе суфизма – концепция того, что человек должен индивидуально достичь связи с Всевышним. В практическом плане это может выражаться и в сформированных организациях в виде орденов и тарикатов, чьи лидеры являются духовными преемниками древних учителей.

Суфизм является доминирующей частью традиции исламской религии в некоторых странах, но есть также страны, где к нему преобладает неоднозначное отношение, где оппоненты суфизма заявляют об искажениях ислама, имеющих место в данном направлении, посредством индуистских или христианских традиций. Оппоненты также считают, что отдельные суфистские практики противоречат исламу – к таким относят практику почитания умерших родителей, практику взведения мавзолеев для умерших, а также обычай молиться на могилах предков. Подвергается критики и практика экстатических плясок суфиев и то, что в основе учения лежит концепция, предполагающая растворение суфия в Боге.

Суфиями называют себя достаточно много людей, и они используют в своей практике упомянутые выше, подвергающиеся критике отклонения от истинного ислама, и это является причиной того, что критике подвергается весь суфизм. И это не взирая на то, что разные суфистские организации – тарикаты или ордены – могут друг от друга отличаться довольно серьезно.

Салафия

По мнению Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, Ислам настоящий был только при первых трех поколениях последователей Пророка Мухаммада ﷺ , и поэтому он выступал против всех тех нововведений, которые вошли в Ислам в последующие годы и века. Движение Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба сыграло значительную роль в итогах освободительной войны против Турции. Принц Абдул Азиз ибн Сауд, первый король и основатель Саудовской Аравии, признал и принял движение ибн Абд-аль-Ваххаба.

Джамаат таблиг

таблиговцы

Малазийские таблиговцы

Джамаат Таблиг является аполитичным религиозным движением, которое организовал в 1926 году Маулана Мухаммад Ильяс в Мевате, провинции Индии. Это движение ставит перед собой цель духовно преобразовать ислам способом, когда участники движения работают с широкими массами людей, обращаясь к мусульманам разного экономического и социального статуса, чтобы приблизить их к исламской религиозной практике, которая была указана Пророком Мухаммадом ﷺ .

Упор таблиговцы делают не на том, чтобы призывать в ислам атеистов и иноверцев, а на том, чтобы работать с этническими мусульманами. Их цель в оживлении мусульманской религии среди традиционно исповедующих ислам народов. Призывающие к исламу представляют в своей массе достаточно разнородный контингент: от простых мусульман, рядовых трудящихся и служащих, до судей и научной интеллигенции. Ряд участников движения занимаются этой деятельностью постоянно, посвятив этой работе всю свою жизнь, а кто-то периодически выезжает в другие поселения для того, чтобы призывать к исламу целевую аудиторию. В рядах участников движения много таких, кто принимал участие в деятельности по призыву только однажды или тратит на это немного времени. Поскольку этнический состав участников движения Таблиг, также и как их география, обширны, то можно называть их не столько организацией, сколько сообществом мусульман, которые объединились в своем следовании Священной Книге Коран и Сунне в деле совершения призыва к исламу.

Шииты

Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.

Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.

Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.

Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.

Шиитские секты

К таким сектам относятся:

Хариджиты

К концу восьмого века в среде хариджитов произошла череда расколов, и движение распалось на несколько течений – суфритов, ибадитов, аджрадитов, байхаситов, надждатитов, азракитов, мухаккимитов и некоторых других. К концу двадцатого века численность хариджитов стала составлять до трех миллионов человек. В Омане хариджизм имеет господствующий характер – в этом государстве его представляет группа ибадитов, которые к иноверцам утратили активную нетерпимость.

Идейные течения Ислама

С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:

  1. К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
  2. Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
  3. К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
  4. Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.

Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.

Течения ислама в России

Среди российских мусульман большинство составляют сунниты, которые являются последователями шафиитского и ханафитского мазхабов, из которых ханафиты составляют 65 %, а шафииты - 30 % от числа мусульман России. Ханафитами являются такие мусульманские народы России, как башкиры, татары, ногайцы, казахи, балкарцы, кабардинцы, черкесы, карачаевцы, абазины, адыгейцы, шапсуги и частично ингуши, осетины-мусульмане. Также последователями ханафитского мазхаба являются среднеазиатские мусульмане и третья часть азербайджанцев. Последователями шафиисткого мазхаба являются в России ингуши в своей большей части, чеченцы, и также дагестанские народы кроме ногайцев и татов. Шииты-джафариты в России – это российские азербайджанцы, частично татары и лезгины.

Шафиитский мазхаб.
Распространение: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария.
Источники права: 1. Коран и Сунна как единое откровение. 2. Иджма[4] как дополнение к Корану и Сунне, если в первых нет полной ясности. 3. Кыяс используется только для выбора нужного материала из предыдущих источников. Истихсан[5] полностью отвергается. 4. Принцип выведения правового решения на основе свободного суждения о его общественной пользе или на основе норм обычая (урф).

Ханафитский мазхаб.
Распространение: Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Крым, Татарстан, часть Дагестана и др.
Источники права: 1. Коран. 2. Сунна (при тщательном отборе хадисов). 3 Иджма сахаба[6] – единодушное мнение сподвижников пророка. 4. Индивидуальные мнения сподвижников пророка. 5 Кыяс (суждение по аналогии). 6. Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения. 7. Урф (местный обычай).

Ханбалитский мазхаб.
Распространение: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман.
Источники права: 1. Коран и Сунна. 2. Правовые решения (фетвы) сподвижников пророка. 3. Мнения мурсал и хадисы-даиф. 4. Кыяс и истисхал[7]. 5. Иджма. 6. Истисхаб[8].

Несмотря на то, что основа исламского законодательства – Коран, между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. Разногласия касаются второго по важности источника исламского права – хадисов. Например, в ханафитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах запрещено есть мясо вороны, тогда как в маликитском – разрешено. В ханафитском и ханбалитском мазхабах женщине запрещается отправляться в хадж без мужа, а в других – разрешается. И так далее.

Шииты-двунадесятники (иснашариты, итнашариты, итхнашариты, имамиты).
Преобладающее направление в шиизме.
Распространение: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан.
Признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али ибн Абу Талиба. По преданию, Аллах почитал Али за равного Мухаммеду. Ангел Джабраил перепутал Мухаммеда с Али, так как они были похожи.
Иснашариты убеждены, что все аяты Корана (и хадисы) имеют явные, так и тайные смыслы. Тайные смыслы пророк Мухаммед передал членам своей семьи.
Кроме того:
- верят в непогрешимость 12-ти имамов;
- повеления имамов расцениваются как повеление Аллаха;
- толкование Корана ведомо только 12-ти имамам;
- отвергают хадисы сподвижников пророка Мухаммеда.

Алевиты.
Субэтническая, религиозная и культурная община.
Распространение: Турция, Албания, Болгария.
Численность: 3-25 млн. человек.
Поскольку алевиты вынуждены скрывать свою веру и про свои взгляды рассказывают с неохотой, информация про них достаточно скудная. Теории происхождения алевитов спорны. Многие алевиты считают, что их традиции восходят к первоначальному исламу и двенадцати имамам. Другие видят алевизм как вид шиитской теологии. Третьи указывают на православное влияние.
Ключевые принципы алевитов включают:
- любовь и уважение ко всем людям;
- уважение к другим религиям и этническим группам;
- уважение к рабочим людям.
Как и шииты, они почитают Али и двенадцать имамов. У них отсутствует традиция посещения мечетей и поста в месяц Рамадан. Место религиозного поклонения – джемы – специальные дома. Церемония состоит из музыки и танцев, символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе. В своих ритуалах используют курдский и турецкий языки. Намаз и пост строго не соблюдают.

Друзы.
Этноконфессиональная группа арабов. Ответвление исмаилитов.
Распространение: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания.
Численность: 1,5 млн. человек.
Ветвь возникла в IX веке под влиянием проповедников-сторонников египетского правителя Хакеми.
Друзом становится тот, кто придерживается своей традиционной религии и чей отец и мать – друзы. Друзов возглавляют уккаль (умные, знающие), которые руководят массой верующих. Высшие духовные авторитеты – аджавид – совершенные.
Друзы верят в переселение душ. Для души определены понятия, близкие к пониманию кармы. Молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной. Пост заменен периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвященным. Милостыня (закят) не регламентирована и воспринимается как взаимопомощь. Отмечают только два праздника: праздник жертвоприношения и траурный день Ашура.

В шиизме существует джафаритский мазхаб, которому следуют шииты-двунадесятники. Есть два направления в джафаритском фикхе – усулитский и ахбаритский. Источников права в усулитском направлении четыре – Коран, Сунна, иджма (согласованное мнение джафаитских правоведов и акл (разум). Источников права ахбаритского направления два – Коран и Сунна.

Третье течение в исламе, возникшее после Сиффинской битвы[10] 657 года, в период смуты между мусульманами. Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. На сегодняшний день последователями хариджизма являются ибадиты.

Ибадиты.
Распространение: Оман, Алжир, Тунис, Ливия.
Численность: более 1 млн. человек.
Сами себя хариджитами не считают. Вели борьбу против халифата. Создали свои имаматы.
Имамом по мнению ибадитов может быть любой мусульманин. Допускают существование одновременно нескольких имамов в разных частях мусульманского мира, которых избирал совет шейхов тайным голосованием. Признают только двух первых халифов – Абу-Бакра и Умара. Коран считают сотворенным. Но некоторые разделяют мнение суннитов об извечности Корана. Согласно их учению, мусульмане не увидят Бога в Раю, так как он не ограничен ни пространством, ни временем. Кто попадет в Ад, тот будет находиться там вечно. Имеют свои собственные хадисы. Большинство соответствуют суннитским. Но численность ибадитских – меньше.

Гулат – термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки пророка Мухаммеда по линии Али ибн Абу Талиба – шиитские имамы – обладают качествами божественности.
Виды сект (гулаг):
- Алавиты – верят в троицу айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммеда и Салама аль-Фарси.
- Алевиты – верят, что Али был представителем Бога, а не Мухаммед.
- Базигиты – верили, что шестой имам Джафар аль-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.
- Гурабиты – верили, что Али был внешне похож на Мухаммеда, поэтому Джабаил ошибочно предоставил пророчество Мухаммеду.
- Жамийты – верили, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.
- Кайсаниты – верили в имамат, который после смерти Хусейна ибн Али перешел на Абу аль-Касима Мухаммеда ибн Ханафия; после его смерти распались на несколько мелких групп.
- Яфуриты – верили, что некий Муаммар из Куфы был богом.

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий список всех течений. Я привел лишь основные, и те, что доступны в интернете. Надеюсь, информация окажется полезной для того, чтобы получить хотя бы поверхностное представление о том, насколько многочисленны и разнообразны течения в исламе, насколько о многолик.

Пока был жив пророк Мухаммед, ему принадлежала верховная политическая власть в Арабском халифате. Он был халифом. После его смерти на посту халифа, заместителя пророка, были:

1. Абу Бакр (632-634 гг.).

2. Омар (635-644 гг.) – был убит собственным рабом

3. Осман (644-656 гг.) – был убит родственниками Али

4. Али (до 661 г.) – зять и двоюродный брат пророка Мухаммеда. Был убит представителями династии Омейядов из племени курейшитов.

Ислам вначале представлял собой единое и цельное учение, не знавшее сект. Первый раскол в исламе произошел во второй половине YII века, в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али – шииты – стала настаивать на исключительном праве потомков пророка, алидов (т.е.наследников Али и Фатимы), на высшую духовную и светскую власть. Со временем в исламе возникло немало различных течений и сект.

В результате первого раскола, в исламе появились сунниты и шииты.Одни были сторонниками халифата, другие - имамата.

Халифат – концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Они считали, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину. Будущий халиф должен быть из высшей категории мусульманских богословов-законоведов, из племени курейшитов. Должен быть справедливым, мудрым, смелым и заботиться о благе подданных. Халиф не может передать власть по наследству или своей волей назначить преемника.

Имамат – государственная власть имеет божественную природу и должна принадлежать лишь родственникам пророка: потомкам Али, Фатимы (дочери пророка Мухаммеда), то есть святым имамам, а также их родственникам. Близкие родственники пророка считали, что власть в исламском государстве должна передаваться прямым наследникам Мухаммеда; создали свою партию шиитов. Осман был убит, и четвертым халифом был провозглашен Али – двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али положил начало имамату.

Кроме суннитов и шиитов, в исламе в средние века появилось третье направление – хариджиты(с ар.вышедшие, отколовшиеся).Они считали, что высокий пост халифа могут занимать лишь самые ревностные, достойные и выдающиеся адепты веры – независимо от их происхождения, вплоть до недавно обращенных рабов из числа пленных иноплеменников. Они выступали за строгость в вопросах веры и культа, за очищение не только телесное, но и духовное, за чистоту совести и беспощадность к согрешившим. Они осуждали роскошь, резко выступали против развлечений – музыки, игр, вина. Их целью, особенно вначале, было создание государства высшей справедливости.

Восстания хариджитов безжалостно подавлялись, а вскоре и среди самих хариджитов произошел раскол. Сторонники ибн-Ибада стали называться ибадиты. Осели они в районе Омана, который с YIII в. и до наших дней является оплотом мусульман этой секты. Часть ибадитов переместилась в северную Африку. Сторонники хариджитов-ибадитов и поныне являют собой влиятельное религиозное меньшинство в ряде стран Магриба.

Читайте также: