Саморазвитие основа личностного успеха доклад

Обновлено: 02.07.2024

Акмеологической (от греч. вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

СЛ. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

Если источник самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса - внутри личности в виде мотивов личностного развития. Отсюда и прикладной вывод: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования, необходимо решать двуединую задачу создавать соответствующие условия и формировать соответствующие потребности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность - есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны - адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных я слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

Саморазвитие и личностный рост являются главными составляющими успеха. Без них невозможно двигаться вперед и добиваться поставленных целей. Человек, не заботящийся о своем развитии, будет пребывать в печальной стабильности без возможности обеспечить себе лучшие условия существования. Личностный рост для успешных людей очень важен. Благодаря ему они достигают все больших высот.

С чего начать?

С чего начать саморазвитие личности, задумываются многие, вступившие на этот путь. Приступать нужно к освобождению от груза прошлого, который может тормозить приближение к успеху. Необходимо мысленно проанализировать, что препятствует саморазвитию. Это могут быть негативные родительские установки.

Основы саморазвития личности закладываются еще с детства. Если родители внушают своему чаду, что он особенный и добьется успеха, то именно так и будет. А вот в семьях, где царит анархия и приветствуются издевки, скорее вырастит неудачник, не представляющий собой, что такое личностное развитие и для чего оно необходимо в жизни.


Для того чтобы избавиться от отрицательных убеждений, можно обратиться к опытному психологу. Но многих интересует, как развить в себе личность самостоятельно. Это возможно, если подходить к решению задачи сразу при помощи нескольких подходов. Первое, что нужно сделать, так это повысить самооценку. Необходимо взять лист бумаги и написать на нем все отрицательное, что когда-либо говорили родители, все обидные слова, критику и прочее. Изложить нужно все, что врезалось в памяти.

После этого все перечитать, затем взять другой листок и переписать отрицательные установки, трансформируя их в положительные. То есть изложить то же самое, но только наоборот. После этого нужно повторять положительные установки ежедневно вслух. Желательно в это время прибывать в добром расположении духа.

Что такое план саморазвития личности? Это пошаговая инструкция к тому, чтобы двигаться вперед, разбивая глобальные задачи на мелкие составляющие. Технология саморазвития личности не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Главное, в первое время не ставить перед собой непосильных задач, но начинать с малого. Для начала желательно избавиться от вредных привычек, если таковые имеются: курение, алкоголь, неправильное питание, гиподинамичный образ жизни, неполноценный сон и др. Это очень важно, ведь личностное саморазвитие невозможно без комплексного подхода. Любые технологии должны применяться ежедневно. Человек должен научиться быть самим собой, а не жить по чужому шаблону.

План саморазвития личности

План саморазвития личности поможет выйти из зоны комфорта. Поначалу сделать даже небольшой шаг и изменить свою жизнь будет сложно, однако если не лениться и выполнять все действия, то очень скоро можно получить первые результаты.

Первое, что нужно сделать, так это очистить голову от ментального мусора. Сделать это сложнее всего, так как контролировать мысленный поток проблематично. Однако очень важно избавиться от негативных, мрачных фантазий с отрицательным сценарием. Саморазвитие и самореализация личности должны начинаться с позитивного мышления и веры в собственные силы.

В первое время придется преодолевать усилия и даже проигрывать негативным фантазиям. Но постепенно их нужно вытеснять, заменяя позитивными мыслями. Думать следует только о хорошем. Можно представлять положительные сценарии, которые вполне реально смогут воплотиться в жизнь. Для этого рекомендуется представлять себя со стороны, успешным и счастливым.

Психология саморазвития личности — это целая наука, которую не каждому под силу постичь, особенно если нет желания. Второй ступенью является отказ от просмотра телевизора. Если это невозможно, то желательно хотя бы фильтровать то, что можно смотреть, а от чего желательно отгородиться. Отдавать предпочтение лучше познавательным передачам и комедиям. В общем, всему тому, что способствует развитию и улучшению настроения. От криминальных мелодрам, новостей и прочего нужно абстрагироваться.

То же самое касается и литературы. Читать нужно только то, что способствует саморазвитию и личностному росту, никаких романов и детективов, не несущих смысловой нагрузки. Развивать нужно не только свой мозг, но и тело. Для этого следует выбрать вид спорта, который понравится больше всего, и начинать занятия. При этом важно ставить цели и достигать их.


Саморазвитие личности педагога является одним из самых важных аспектов, ведь преподаватель ответственен за своих учеников. Если мастер сам не обладает необходимыми навыками, то как он сможет научить своих последователей. При этом для педагогов, помимо личностного роста и самосовершенствования, является важным духовное развитие своих учеников.

Личностный рост и развитие

Заниматься саморазвитием нужно последовательно. Не следует работать сразу по нескольким направлениям. Нужно избавиться от привычки искать в самом себе отрицательные стороны. Самосовершенствованием следует заниматься, отказавшись от критики себя и окружающих. Помимо личностных симпатий и антипатий, существует еще и целый ряд аспектов, на которые нужно обратить внимание.

Критика является самой губительной на пути к самосовершенствованию. Она понижает самооценку, способствует развитию комплексов. С самого начала следует отказаться от жалоб на других и мир. Все так, как необходимо для личностного роста. Каждый человек оказывается именно в тех условиях, которые ему нужны для дальнейшего продвижения вперед.

При саморазвитии очень скоро пропадет недовольство собой и окружающими. Это приходит после осознания того, что каждый человек индивидуален и никому ничего не должен. Любой индивид имеет право жить так, как он считает нужным. Конечно, не имеется в виду разрушительное поведение.

Сама личность изначально чистый лист. От родителей во многом зависит то, что на нем будет написано. Но не всем повезло родиться в успешной и психологически подкованной семье, поэтому груз прошлого каждому приходится разбирать самостоятельно.

Самосовершенствование личности

Начало плана работы над личностью всегда должно состоять из пунктов, которые указывают на верное направление движения. Чтобы его определить, важно осознать, каковы истинные цели и намерения конкретного лица, являются ли они действительно желанными.

Развиваться следует каждый день. Для этого достаточно составить план. Но не стоит перегружать его. Иногда даже чтение 5 страниц полезной книги в день даст хороший результат. Лучше не перебарщивать и не торопиться двигаться вперед, иначе можно получить совершенно обратный результат.


В современной психологии очень популярен метод слайдов. При этом в первую очередь необходимо определить конечную точку саморазвития. Мысленно сформировать образ и фантазировать, представляя его каждый день. Лучше делать это перед сном.

Чтобы познать психологию саморазвития, без дополнительной литературы не обойтись. Задачи самореализации должны быть определены с самого начала. Если человек сам не знает, чего хочет и к чему стремится, то все попытки вырасти в личностном плане увенчаются поражением.

Если говорить про девушку, то начинать нужно с устранения отрицательного влияния подруг. Следует как можно меньше делиться проблемами и выслушивать чужие неудачи. Пренебрегая этим правилом, можно притянуть в свою жизнь новые неприятности. Основой развития с самого начала должна служить адекватная оценка окружающей действительности.

Девушке необходимо понять, что все в порядке и мир в том числе. Что личностные неприятности, это следствие ее неправильного поведения и восприятия действительности. Важно научиться перестать транслировать в мир негатив. На основе добра и позитивных чувств следует созидать новую личность.

Девушки часто склонны ожидать, что кто-то должен дать им готовый результат. Особенно это актуально при неприятностях в личной жизни. Основа таких ложных убеждений заключается в воспитании. Однако и самопожертвованием заниматься также не следует. Рекомендуется стараться не столько преподносить себя, сколько слушать других и набираться опыта.

Саморазвитие и самосовершенствование личности можно считать успешным только в том случае, когда пропадает агрессия, раздражительность и появляется приятная легкость. Существует специальная технология, которая помогает избавиться от всего того, что мешает идти вперед. Такая методика направлена на устранение ограничений. Все людям, мечтающим о высоких целях, необходимо понять простой факт: единственное, что держит на пути к успеху — это мысль о неудачи.

Веру в собственные силы можно повысить с помощью мотивации. Необходимо ежедневно повторять себе по 3 раза в день о своей успешности, о том, что преград на пути к цели нет. Любое намерение обязательно реализуется, если оно не несет негативной конечной цели.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Основные подходы к определению сущности саморазвития будущего специалиста………………………………………………………………………4

2. Функции и компоненты саморазвития………………………………………5

3. Аспекты готовности к профессионально-личностному саморазвитию…..6

Список использованных источников…………………………………………..9

Современное общество испытывает острую необходимость в специалистах, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельному выбору сферы деятельности, к профессионально-личностному саморазвитию.

Профессиональный успех зависит от самостоятельности специалиста, способности адаптироваться в условиях инновационных изменений, готовности к постоянному саморазвитию, повышению уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

Задача профессионально-педагогического образования в связи с этим ‒ не только подготовить компетентного специалиста, но и обеспечить условия для эффективного профессионального и личностного саморазвития будущего учителя.

В отечественной науке в настоящее время большое внимание уделяется проблеме профессионального развития и саморазвития педагога. Изучением данной проблемы занимались: К. А. Альбуханова-Славская, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. Д. Шадриков.

В зарубежных теориях также подчеркивается особая значимость феномена саморазвития как основного внетреннего механизма развития личности (Маслоу А., Олпорт Г., Роджерс К.). Саморазвитие рассматривается этими авторами как стремление становиться более способным, компетентным, как тенденция к реализации внутреннего потенциала личности.

1. Основные подходы к определению сущности саморазвития будущего специалиста

Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, своего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности.

Под профессиональным саморазвитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в профессиональной деятельности профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности.

Основная идея проблемы профессионального саморазвития ‒ это идея детерминации развития личности деятельности, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития.

Профессиональное развитие учителя рассматривается как рост, становление, интеграция, реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, а саморазвитие ‒ как активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к положительным изменениям в его педагогической деятельности. Так, А. К. Макарова определяет профессиональное саморазвитие как самопроектирование личности педагога, построение собственной стратегии профессионального роста.

Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие 2-12 процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях.

2. Функции и компоненты саморазвития

Сущность саморазвития раскрывается в его функциях. Чудина Е. Е. выделяет следующие функции профессионально-личностного саморазвития специалиста:

‒ целесообразующую (определяющую ценностно-смысловые ориентации будущего специалиста);

‒ рефлексивную (стимулирующую самоизучение будущего специалиста, работу над собой, поиск и личностную оценку собственного жизненного и профессионального опыта);

‒ нормативную (предопределяющую соблюдение правовых отношений);

‒ активного взаимодействия (обусловливающую деятельность и активность будущего специалиста, запускающую механизм саморазвития).

Выделение перечисленных функций позволяет еще более конкретно определить понимание профессионально-личностного саморазвития будущего профессионала как цели его образования в вузе. Наряду с определенной автономией, данные функции предполагают тесную взаимосвзь и взаимообусловленность.

Анализ функций позволяет выделить следующие взаимосвязанные компоненты профессионально-личностного саморазвития: самоосознание ‒ самооценка ‒ самоорганизация ‒ самоуправление. Каждый из этих компонентов развивается неравномерно, но тем не менее изменения одного из них является условием развития любого другого. Исследования показывают, что обучение в вузе ‒ это наиболее благоприятный период для становления профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста, так как именно в это время интенсивно развивается самоосознание, формируется самооценка, навыки самоорганизации и самоуправления.

Таким образом, чтобы соответствовать уровню современных требований, будущему специалисту необходимо не только успешно заниматься в системе специально организованной подготовки, но и непрерывно работать над собой, профессионально самосовершенствоваться.

3. Аспекты готовности к профессионально-личностному саморазвитию

Под готовностью к профессионально-личностному саморазвитию понимается особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия по саморазвитию и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода мотивы, направленные на осознание задач, модели вероятного поведения.

В структуре готовности специалистов к профессионально-личностному саморазвитию выделяются также мотивационно-целевой, содержательно-операционный и рефлексивный компоненты.

‒ мотивационно-целевой компонент готовности будущего специалиста к профессионально-личностному саморазвитию представляет собой совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей преобразования (саморазвития); подготавливает целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивает его.

‒ содержательно-операционный компонент готовности отражает объем того, чем овладевают будущие специалисты в процессе подготовки, а также то, что должно быть у них сформированно и развито, к чему они должны быть подготовлены.

‒ рефлексивный компонент предполагает наличие объективной оценки своим действиям в процессе целенаправленного профессионально-личностного саморазвития. Этот компонент можно разделить на две части: оценка результатов преобразований и корректировка полученных результатов.

Результат процесса подготовки к саморазвитию предполагает изменения в знаниях, способностях, ориентациях, личностных и профессиональных качествах. Оценка результатов произошедших преобразований предполагает покомпонентный анализ всей структуры готовности к саморазвитию. Корректировка полученных результатов производится при условии, что в процессе формирования были упущены какие-либо моменты или результат не оправдал ожидания от процесса преобразования. Активная рефлексивная позиция является необходимым условием саморазвития специалиста, а ее отсутствие практически полностью исключает возможность его как личностного, так и профессионального саморазвития.

Саморазвитие ‒ рост, становление, интеграция и реализация в профессиональной деятельности профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности.

Таким образом, основной запас знаний и умений в области профессионально-личностного саморазвития должен формироваться у будущего специалиста в период профессиональной подготовки. Благоприятные условия должны обеспечивать максимальное по силе самостоятельное стремление к развитию, которое в конечном итоге становится личной потребностью в саморазвитии.

Список использованных источников

2. Власова Е.А. Условия профессионального саморазвития будущих социальных педагогов/ Е. А. Власова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. ‒ 2007.‒ №17. В 2 ч. Ч 2. ‒ С.66-69.

4. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности/ Л.Н. Куликова ‒ Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. ‒ 315 с.

5. Чудина Е.Е. Профессионально-личностное саморазвитие педагога в системе непрерывного педагогического образования/ Е.Е. Чудина// Педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования: тез. Докл.науч.-практ. Конф. Г. Михайловка Волгоград. Обл. 2001. ‒ с.182-184.



Что такое саморазвитие

Саморазвиваться – значит, постоянно работать над собой, самосовершенствоваться и вырабатывать личные качества. В процессе саморазвития человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.

Если вы не довольны своей жизнью, постоянно встречаетесь с неудачами, не уверены в себе и своем будущем, то выход из этой ситуации существует только один, и это саморазвитие.

Саморазвитие – достаточно не простая задача. Но когда человек начинает заниматься этим с большим желанием, его даже самые сокровенные мечты превращаются в реальность. Необходимо лишь постоянно трудится и страстно хотеть изменить себя и свою жизнь.

Саморазвитие состоит из нескольких составляющих:

  • повышение собственной осознанности;
  • умения управлять собой;
  • развития силы и воли.

Саморазвиваться можно начать в одиночку – читать книги, смотреть фильмы, брать и использовать информацию в Интернете. Также можно обратиться к профессионалам и коучам, которые возьмут вас за руку и приведут к процессу саморазвития. Преподавателя по таким делам нужно выбирать тщательно – им должен быть человек, на которого вы хотите быть похожим. К тому же человек сам должен иметь те блага, которые вы хотите получить. Если у так называемого коуча в кармане ни гроша, но при этом он обучает, как прийти к богатству, вряд ли он скажет и даст вам что-то полезное.

Также саморазвитие оказывает на людей большое влияние при выборе профессии, и к нему добавляется еще необходимость регулярного профессионального развития. Но хотя как профессиональные, так и деловые навыки очень важны для получения достойной работы, любой рекрутер вам скажет, что финальное решение о приеме очень часто принимается исходя из уровня саморазвития человека, потому что если на этом уровне он кажется перспективным для организации, то всему остальному можно будет научить.

Читайте также: