Восприятие слепых механизмы и закономерности доклад

Обновлено: 04.07.2024

4255 дн. с момента
открытия on-line центра

2.1. Особенности зрительного восприятия слыпых и слабовидящих детей

Характеристика, уровни отражения и роль зрительных образов

  • Зрительные образы, как и любые психические образы,
    • многомерны,
    • сложны,
    • включают 3 уровня отражения:
      • сенсорно-перцептивный,
      • уровень представлений,
      • уровень вербально-логический
        (Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко).

      • познавательных процессов,
      • эмоциональной сферы,
      • в формировании многих умений и навыков.

      Формирование зрительных образов при нарушении зрения

      • У детей с нарушением зрения формируются:
        • обедненные,
        • часто деформированные,
        • неустойчивые
          зрительные образы.

        Избирательность восприятия частично- и слабовидящих детей

        • избирательность —
          выделение тех объектов, которые находятся в сфере
          • интересов,
          • деятельности,
          • внимания ребенка.
          • При остаточном зрении и слабовидении,
            когда зрительные стимулы неточно отражаются
            нарушенной зрительной системой,
            • ослабляется интерес к окружающему,
            • снижается общая активность и, как результат,
            • снижается избирательность восприятия.

            Предметность восприятия (характеристика)

            • Предметность —
              основной результат процесса восприятия,
              ее уровень определяет,
              • насколько целостно и осмысленно воспринят объект,
              • отражена ли в восприятии его структура.

              Целостность восприятия частично- и слабовидящих детей

              • Нарушается целостность восприятия объекта,
                • в образе объекта часто отсутствуют не только
                  • второстепенные, но и
                  • определяющие детали,
                    что ведет к
                    • фрагментарности,
                    • неточности отражения окружающего,
                    • схематизм зрительного образа,
                      его обедненность.
                    • формирования структуры образа,
                    • иерархии признаков объекта.

                    Константность зрительного восприятия (характеристика)

                    • константность —
                      способность узнавать объект вне зависимости от
                      • его положения,
                      • расстояния от глаз,
                      • освещенности,
                        т.е. от условий восприятия.
                      • Для слабовидящих и частично видящих
                        зона константного восприятия сужается
                        в зависимости от степени поражения зрения.

                      Обобщённость восприятия при глубоких нарушениях зрения

                      • абстрагироваться от
                        • случайных,
                        • несущественных
                          признаков объекта
                          ,
                        • выделять существенные качества объекта.

                        • Это свойство обобщения выступает
                          в единстве с мыслительными операциями
                          • анализа,
                          • синтеза,
                          • сравнения.
                            • Трудности выделения существенных качеств,
                            • отсутствие целостности образа,
                            • фрагментарность образа и неполнота
                              определяют
                              • низкий уровень обобщенности образов
                                при глубоких нарушениях зрения.

                              Скорость и правильность восприятия частично- и слабовидящих

                              • скорость и правильность зрительного восприятия,
                                что непосредственно связано со снижением остроты зрения.

                              Восприятие пространства при нарушениях бинокулярного зрения

                              • Нарушения бинокулярного зрения приводят к
                                • пространственной слепоте,
                                • нарушению восприятия перспективы и
                                • нарушению глубины пространства
                                  (Л. И. Плаксина), при этом
                                • образы восприятия искажаются
                                  и неадекватны действительности.

                                Итог об особенностях восприятия частично- и слабовидящих

                                • При слабовидении
                                  • изменяется процесс образования образа,
                                  • нарушается симультанность опознания признаков
                                    • формы,
                                    • размера,
                                    • цвета.

                                    Грубые отклонения свойств восприятия у частично видящих

                                    • формирование страха зависит от
                                      степени и характера нарушения зрения:
                                      • более грубые отклонения
                                        от нормы свойств восприятия
                                        обнаружены у частично видящих детей.
                                        У них наблюдаются также
                                      • большая степень несформированности антиципации,
                                      • низкий уровень выделения признаков объектов
                                      • низкий уровеньинтеграцииобъектов.

                                      Восприятие силуэтных и контурных изображений

                                      • При восприятии силуэтных изображений объектов
                                        были получены более высокие результаты,
                                        чем при выполнении аналогичных заданий
                                        с контурными изображениями
                                        .

                                      Восприятие одновременно нескольких признаков объектов

                                      • Анализ одновременного различения двух признаков объекта
                                        детьми с нарушениями зрения показывает
                                        • низкую результативность выполнения заданий,
                                        • большой процент ошибок и
                                        • увеличение времени восприятия.

                                        • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
                                        • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

                                        Психологофизические особенности слепых и слабовидящих детей

                                        В процессе историко-эволюционного развития у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира.

                                        Способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение, которое является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Слайд 2. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

                                        Зрение играет огромную роль в развитии не только собственно зрительных восприятий, но и пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зрительным контролем. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка и в процессе его обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентацией в географической карте и тому подобное предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений.

                                        Слайд 3. Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глазное яблоко), проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области). Нарушение в любом из отделов зрительного анализатора влечет за собой слабовидение или слепоту.

                                        Слайд 4. Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая.

                                        Слайд 5. Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции . Нарушение зрительных функций у таких детей значительно затрудняет формирование точных, целостных, полных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно- познавательной деятельности. Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор.

                                        Определенная часть обучающихся, входящих в данную группу, в силу наличия неблагоприятных зрительных прогнозов, наряду с овладением традиционной системой письма и чтения, должна параллельно обучаться рельефно-точечной системе письма и чтения.

                                        Слайд 6. Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции . При этих показателях остроты зрения имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие чего организация образовательного процесса слабовидящих обучающихся данной группы требует строго индивидуально-дифференцированного подхода.

                                        Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные показатели остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта, воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности. Сочетание снижения остроты зрения с нарушениями других функций, также часто осложняется наличием вторичных зрительных осложнений в виде амблиопии (стойкое снижение центрального зрения) и/или косоглазия, что усугубляет трудности зрительного восприятия слабовидящих обучающихся.

                                        Слайд 7. В настоящее время в качестве лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают врожденно-наследственные причины . В этой связи наблюдается преобладание слабовидящих обучающихся, у которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой - определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

                                        Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно- практических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

                                        Слайд 14. При отсутствии зрения у незрячих детей возникают значительные особенности развития ребенка, хотя общие закономерности, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого школьника можно отметить такие характерные особенности.

                                        Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего , что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Отмечается безынициативность, пассивность слепого ребенка.

                                        Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

                                        Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством).

                                        Слайд 15. У слепых детей отмечают закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Даже выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

                                        Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения зачастую сочетается с навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные покачивания туловищем или головой и др. Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых. Так, чрезмерно улыбчивых слепых зрячие в школе воспринимают как подхалимов, а на улице как интеллектуально неполноценных.

                                        Слепой и слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе часто можно увидеть на их любимых уроках в школах для детей с нарушением зрения. Такая поза воспринимается нормально видящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить (да и приводит) к взаимонепониманию слепых со зрячими.

                                        Слайд 16. При слепоте зрительные ощущения полностью выпадают и ведущими становятся тактильные. Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал об осязании, что “рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль за пределы длины руки”. Чем раньше начать упражнять руку ребенка в осязании, тем меньше трудностей возникнет у него при обучении в школе.

                                        Качественные изменения лиц с депривацией зрения проявляются почти во всех областях психической деятельности ребенка. Рассмотрим подробнее особенности школьников с депривацией зрения.

                                        Учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети могут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них.

                                        У обучающихся с нарушением зрения наблюдается снижение общей познавательной активности , что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, которая в условиях слабовидения и слепоты проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

                                        Кроме того, таким детям характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.

                                        Слайд 17. При депривации зрения наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов.

                                        Развитие внимания у детей данной категории несколько замедленно во времени. Интенсивность, устойчивость, объем внимания с возрастом увеличиваются. У младших школьников преобладающим все еще остается непроизвольное внимание, зависящее в большей степени от интереса к работе (учебной и др.), от наглядности, эмоциональной стороны их психики. Объем внимания — 2-3 объекта.

                                        Особенности формирования мыслительных процессов у слепых и слабовидящих детей зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребенка.

                                        Как правило, у младших школьников с нарушением зрения отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого - нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт.

                                        Слайд 18. Восприятие слабовидящего необученного ребенка, в том числе и младшего школьника, не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие ребенка обычно бывает обращено к яркому, подвижному предмету (на фоне неподвижных предметов).

                                        На скорость зрительного восприятия предметов оказывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления. При краткой экспозиции рисунков отмечается нарушение восприятия пространственных отношений между изображенными предметами.

                                        При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.

                                        При зрительном восприятии отдельных изображений предметов, рисунков и картин слабовидящие младшие школьники мелкие детали изображений или плохо воспринимают, или не различаются совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и картин у слабовидящих формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание ее проводится по частям. Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных картин у слабовидящих детей находится на низком уровне.

                                        Снижение зрения оказывает отрицательное влияние на формирование графических навыков. Недостаточная сформированность и неустойчивость представлений о структуре букв вызывали в процессе обучения письму искажения, замены, пропуски букв, зеркальное их написание, неправильное положение букв относительно друг друга в словах, на строках. Слитность и недостаточная расчлененность зрительного восприятия может отмечается и при ознакомлении их с новым материалом — буквами и цифрами.

                                        Слайд 19 . Слабовидящим и слепым характерно своеобразие речевого развития , проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми средствами общения (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация). Также отмечена трудность в осуществлении коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).

                                        Неблагоприятные условия воспитания (чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания) детей с нарушениями зрения могут привести к возникновению у них таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и др. Ограниченность контактов с окружающими может повлечь за собой замкнутость, некоммуникабельность. В дальнейшем это может затруднить формирование личностных взаимоотношений с окружающими.

                                        Слайд 21. Итак, знание психологофизических особенностей слабовидящих и слепых школьников позволяет педагогу построить эффективный процесс обучения детей с нарушениями зрения. Стимулируя в процессе специально организованного обучения активность, потребности ребенка, включая в учебную деятельность сохранные анализаторные системы, можно успешно способствовать развитию и обучению слабовидящего школьника.

                                        Восприятие - что психический процесс отражения предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих (стр. 173) на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей.

                                        Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабовидяших или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, то есть на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе ~ восприятии.

                                        В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условии жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения (возникающее как в фило -, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частичнозрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

                                        Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03 - 0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлении не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве. аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.


                                        Зрительная информация составляет около 90 % информации, поступающей в кору больших полушарий мозга человека. В отличие от других сенсорных систем, зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом. С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве.

                                        При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информация, поступающая в кору больших полушарий мозга. Снижение потока зрительных импульсов, поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное исчезновение в затылочной области, так называемого альфа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика.

                                        В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются: слепые и слабовидящие.

                                        Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:

                                        – абсолютно или тотально слепых;

                                        – частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущения (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона).

                                        Критической чертой является острота зрения, составляющая 0,04 по таблице Сивцева. Если острота зрения превышает этот уровень, зрительная система функционально развивается. Если острота зрения оказывается ниже этой границы, то человек не может использовать зрение функционально.

                                        Среди причин слабовидения нужно отметить следующие: аномалии рефракции; патология хрусталика (помутнение – катаракта); патология сетчатки (дистрофии, дегенерации, отслойка сетчатки); патология глазодвигательного аппарата (косоглазие, нистагм).

                                        Для подавляющего большинства видов спорта ведущим анализатором является зрительный. С помощью органов зрения спортсмен воспринимает окружающую обстановку, действия соперника, анализирует свое отношение к окружающим условиям, ориентируется в пространстве, осуществляет текущий и конечный контроль за результатами своих действий. С помощью зрительных восприятий создаются возможности познания размеров, цвета, расстояний и скоростей движений предметов и их взаимных (относительных) расположений.

                                        Сказанное позволяет говорить, что зрительной системе при занятиях спортом приходится решать главным образом метрические задачи, то есть производить оценку пространственно-временных параметров визуально фиксируемой ситуации: размеров, расстояний, скоростей, углов, амплитуд, соотношений ее элементов. Патология зрительного анализатора и сопутствующие отклонения в состояния здоровья неблагоприятно сказываются на развитии двигательной функции.

                                        Люди с нарушениями зрения менее физически дееспособны, у них преобладает вынужденная статическая поза с низко опущенной головой при выполнении определенной деятельности. При такой осанке изменяется ритм и глубина дыхания, напрягаются мышцы спины и шеи, что способствует сдавливанию сосудов, питающих головной мозг.

                                        Низкая острота зрения замедляет скорость выполнения задания, приводит к быстрому утомлению, а затем снижению работоспособности. Снижение двигательной активности слабовидящих ведет к ухудшению физического развития и подготовленности, провоцирует возникновение ряда хронических заболеваний или усугубляет имеющиеся. Существенные изменения в двигательной функции приводят к нарушению ориентировки в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движения, овладения такими движениями, как ходьба, бег.

                                        Нарушение зрения влечет за собой особенности в физическом развитии данной категории людей. В зависимости от локализации недуга нарушенными могут быть как основные свойства нервных процессов, так и отдельные функции организма, которые влекут за собой значительное отставание физического развития.

                                        Показатели развития людей с нарушениями зрения ставятся в обратно пропорциональную зависимость от уровня сохранности зрительной системы: чем больше поражена зрительная система, тем ниже показатели развития. Между тем, исследования показали, что благодаря занятиям физической культурой происходит улучшение кровообращения в тканях глаза, а это, в свою очередь, активизирует обменные и трофические процессы, препятствует прогрессированию и обострению глазного заболевания, оказывает благоприятное влияние на органы зрения в целом.

                                        Характерные особенности развития людей с нарушением зрения. Первая, заключается в некотором общем отставании развития слабовидящего человека по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. И хотя возрастная динамика физического развития у слабовидящих детей в принципиальных чертах сохраняется, его уровень значительно отстает от нормы. В школьном возрасте слабовидящие дети отстают от своих нормально видящих сверстников в весе (от 3 до 5 кг), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки (до 4,7 см). Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ): в среднем у детей 10–12 лет с нарушением зрения она составляет 1,6 см3, тогда как у нормально видящих – 1,8 см3.

                                        Вторая особенность развития слабовидящего состоит в том, что периоды его развития не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слабовидящий человек не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, и они будут развиваться медленнее. Выпадение или глубокое нарушение функций зрительного анализатора приводят к некоторому усилению тормозного процесса: снижение скорости выработки условных рефлексов, замедление выработки дифференцировок и переделки сигнальных значений условных раздражителей на противоположные (Л.Р. Макина, 2013).

                                        Третьей особенностью развития слабовидящего является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие – более медленно (движения, овладение пространством). Прежде всего, страдают функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ориентации в пространстве, формирование представлений и измерительных действий.

                                        Слабость мышечного корсета приводит к появлению боковых искривлений позвоночника, лордозов и кифозов. У слабовидящих детей нарушение осанки отмечается значительно чаще, чем у учащихся массовых школ. Если у нормально видящих детей нарушение осанки наблюдается в среднем у 29 %, у слабовидящих детей этот показатель составляет от 41 до 51 %, для слепых – от 50 до 80 %. У детей с нарушением зрения наблюдается усиление грудного кифоза и уплощение поясничного лордоза. Такие отклонения в состоянии здоровья связаны со слабым физическим развитием данной категории людей, малой двигательной активностью. Наряду с нарушением осанки, у слабовидящих выявлен большой процент – до 53,8 % – деформаций стоп. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, что приводит к заболеваниям сердечнососудистой системы, изменению ритма сердечных сокращений, частоты пульса и кровяного давления, а также к отклонению в работе органов дыхания. Данные патологии относятся к вторичным отклонениям.

                                        Зрительный дефект вносит дискоординацию, нарушает свободу движений. У слабовидящих отмечается ухудшение сократительных свойств мышц, мускулы конечностей и туловища становятся слабыми, они быстро устают даже после непродолжительной ходьбы. Тонус мышц и уровень мышечного сокращения нижних конечностей у слепых ниже, чем у нормально видящих, и с возрастом эта разница увеличивается.

                                        Слабовидящие люди отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, точности движений. Наибольшее отставание у лиц, имеющих дефект зрения, проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. В показателях гибкости на 12–15 % слабовидящие уступают нормально видящим сверстникам. Показатели устойчивости тела (равновесия) у лиц с нарушением зрения отстают от нормы в 1,5–2 раза, особенно ярко это проявляется в возрасте 16 лет.

                                        Примерно у 36,6 % слепых и слабовидящих, помимо заболеваний глаз, имеется патология других органов и систем. Это: заболевания нервной системы – 36,2 % (дебильность, эпилепсия, ночной энурез и другие); опорно-двигательного аппарата – 23,4 % (сколиоз); болезни верхних дыхательных путей – 11 % (хронический тонзиллит, гайморит, ринит и другие); органов дыхания – 6,6 % (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма); пищеварительной системы – 4,5 % (хронический гастрит, дискинезия желчных путей и другие); врожденные пороки (сердца, аорты, кривошея, косолапость) – 7,3 %. Практически у каждого третьего, страдающего сопутствующей патологией, последняя является врожденной и сочетается с врожденным заболеванием глаз.

                                        Любой дефект, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. Компенсаторная перестройка у слабовидящих происходит как за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности. В результате этого возникают различного рода замещения и перестройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций. Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание.

                                        Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Но осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.

                                        Спортивная деятельность связана с необходимостью длительное время поддерживать работоспособность, т.е. проявлять выносливость, которая у данной категории людей лимитирована различными нарушениями и сниженной двигательной активностью. Уровень специальной выносливости лиц с нарушением зрения определяется не только степенью развития вегетативных функций, обеспечивающих движение, но и стабильностью координационной выносливости, выступающей как фактор устойчивости против утомления нервно-моторных функций управления движениями.

                                        Люди с нарушениями зрения в большинстве своем чувствительны даже к небольшим отклонениям кровообращения мозга, а силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Для нейтрализации этих негативных явлений на занятиях у людей со зрительной патологией силовая нагрузка должна составлять не более 50 % от максимального веса и подъем снарядов (гантели, гриф штанги и т.п.) следует выполнять на фазе вдоха, что автоматически исключает задержку дыхания и натуживания.

                                        Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности. Однако лиц с нарушением зрения как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных систем и психических функций. Поэтому развитие скоростных способностей необходимо проводить дифференцированно, совершенствуя отдельно независимые формы их проявления.

                                        Координационные способности являются важным фактором достижения высоких спортивных результатов. Но отсутствие достаточного расслабления приводит к мышечной скованности, что мы можем наблюдать у людей с нарушением зрения. Из-за дефекта зрения они боятся выполнить двигательное действие, тем самым выполняя все в скованном состоянии. Избыточная напряженность мышц у лиц с нарушением зрения связана с влиянием основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями, эмоциональной и психологической скованности. Однако отсутствие или недостаточный контроль за движениями со стороны зрительной системы компенсируется тем, что в процессе тренировки работа проприоцептивной чувствительности становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля.


                                        Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечиваю­щих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятель­ности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое раз­витие, а также возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.

                                        Надо сказать, что до сих пор в мировой тифлопсихологической литературе существуют две позиции относительно того, близка ли психология слепого к особенностям психики нормально видящего или она своеобразна. Одна из них принимает за исходное в психическом развитии дефект зрения, его функцио­нальное значение и влияние на весь ход развития, что с неизбежностью приво­дит к недооценке возможностей компенсации дефекта за счет других сенсор­ных систем. Наличие особенностей в познавательной деятельности слепых от­мечали А. И. Скребицкий (1903), А. М. Щербина (1916).

                                        Другая группа ученых (Т. Катсфорт, 1951; Гомулицкий, 1961; Максфилд, 1963; В. Уильямс, 1968; М. Тобин, 1972; В. М. Коган, А. Г. Лит­вак, М. И. Земцова, Л. И. Солнцева), прослеживая динамику психического раз­вития детей младшего возраста, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом слепых и зрячих в раннем возрасте посте­пенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей с нарушениями зрения.

                                        М. Тобин (1972) указывает, например, на то, что в каждой возрастной группе лучший из детей с нарушением зрения может опередить в своем психическом развитии зрячего. Позиция сближения разви­тия детей с нарушением зрения и зрячих в настоящее время укрепилась, чему способствовали теория и практика компенсации и коррекции зрительного де­фекта.

                                        Разработанные системы коррекции и компенсации зрительного дефекта способствуют формированию сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. В этой работе необходимо исходить из возможностей и потреб­ностей детей с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.

                                        Как уже говорилось ранее, объектом тифлопсихологии являются лица с недостатками зрения, т.е. слепые, слабовидящие и Дети, имеющие амблиопию и косоглазие.

                                        Исследование остаточного – и ахроматического, и цветового – зрения у слепых, проведенное А. И. Каплан (1979), показало, что остаточное зрение не­льзя рассматривать только как крайнюю степень ослабления нормального зре­ния. Оно имеет иные характеристики в зависимости от различных клинических форм.

                                        Остаточное зрение представляет собой некоторое интегральное свой­ство глубоко поврежденной зрительной системы, особенностью которого яв­ляется неравнозначность недостаточности различных зрительных функций, ла­бильность и неустойчивость отдельных компонентов и зрительного процесса в целом, тенденция к наступлению быстрого утомления. Автором выделены три формы остаточного зрения при остроте зрения 0,04 и ниже в зависимости от сложности нарушений зрительных функций.

                                        При третьей форме остаточного зрения наблюдается резкое концентриче­ское сужение поля зрения, центральная скотома или множественные локаль­ные дефекты поля зрения, распространенная патология цветоразличения с диспропорциональным снижением критериальных коэффициентов. При на­личии этих нарушений детям доступно лишь выделение предметов из окружаю­щего фона, без идентификации составляющих их хроматических элементов.

                                        Анализ характера нарушений зрения у детей , обучающихся в школах в на­стоящее время как в нашей стране, так и за рубежом, показывает, что измене­ние контингента лиц с нарушением зрения имеет несколько тенденций, или направлений.

                                        Исследование Л. И. Кирилловой выборочного контингента 13 специальных школ России показало существенное увеличение количества детей, имеющих остаточное зрение (до 90 %). В школах для незрячих лишь 3–4 % детей имеют тотальную слепоту, 7 %– светоощущение, у 10% визус выше 0,06.

                                        Увеличилось количество сложных, комплексных зрительных заболеваний детей. Лишь отдельные дети имеют единичное нарушение зрительных функ­ций. Материалы анализа состояния зрения детей школ слепых показывают, что у большинства учащихся имеется по два-три различных глазных заболевания.

                                        Возросло число детей, у которых нарушения зрительной функции сопрово­ждаются рядом других дефектов, например нарушением деятельности цен­тральной нервной системы.
                                        Так, зрительные нарушения у детей начальных классов в 77,6 % сопрово­ждаются остаточными явлениями ДЦП, задержками психического развития, олигофренией в легкой степени, остаточными явлениями органического пора­жения ЦНС, энцефало-патиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефа­лией, первичными недостатками речи, двигательной сферы и т. д. Эти данные корреспондируют с материалами немецких ученых р. фройденрайх и Р. Па­стиллея (1990), анализирующих изменения в популяции школ для детей с нару­шением зрения.

                                        Тесная связь, которая существует между нарушениями ЦНС и развитием глаза плода в ранние периоды беременности, возможно, указывает на общие причины нарушений деятельности мозга 0 заболеваний глаз. Часто наблюда­ются случаи, когда основные первичные изменения в зрительной системе со­провождаются вторичной глаукомой, дегенерацией сетчатки, микрокорниа, со­четаются с нарушениями деятельности ЦНС. Причинами таких нарушений может быть врожденная патология и действие неблагоприятных внешних факторов в раннем детстве. Как показали последние исследования А. В. Хватовой, эта категория детей с нарушением зрения значи­тельно увеличилась в России в последние годы.

                                        По данным этого автора, 88 % слепых и 92 % слабовидящих детей имеют врожденные формы патологии зре­ния. При исследовании детей и юношей с врожденной катарактой выявился высокий процент (74 %) ранней детской мозговой патологии. В отечественной и зарубежной практике существуют различные критерии подхода к лицам с нарушением зрения. Для выяснения уровня необходимой социальной помощи или определения размера пенсии для инвалида по зрению служат одни критерии, для определения возможностей образования, обучения, профессиональной подготовки – другие.

                                        Последние исследования, проводившиеся под руководством Л. П. Григо­рьевой, показали, что необходимо учитывать психологические особенности, ха­рактеризующие процесс формирования системных зрительных образов. Эти работы, как и ряд зарубежных исследований, показывают, что в современных условиях в педагогической практике, вероятнее всего, следует придерживаться простого разделения детей, принятого уже во многих странах, а именно: сле­пые (blind) и лица с ослабленным зрением (low vision). Причем во вторую категорию включаются все лица, в той или иной степени использующие остаточное зрение в процессе обучения и в повседневной практике.

                                        Таким образом, в тифлопсихологии идут два разнонаправленых процесса:

                                        • более глубокая дифференциация лиц с нарушением зрения – тотально сле­пой, слепой со светоощущением, слепой с остаточным зрением, глубоко слабо­видящий ребенок, слабовидящий;
                                        • объединение всех групп лиц, имеющих ослабленное зрение (low vision).

                                        Эти тенденции сказываются и на психологиче­ской характеристике детей с нарушением зрения: по-разному определяются степень и глубина влияния на психическое развитие детей различных форм па­тологии зрения и возможности их компенсации в процессе индивидуальной ра­боты и на специальных коррекционных занятиях.

                                        Практика формирования высокого психического статуса детей с нарушени­ем зрения показывает, что основные методологические принципы общей психо­логии – принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности – сохраняют свое значение и в ти­флопсихологии.

                                        Анализ причин слепоты и слабовидения показывает шаткость этой пози­ции. Так, мы уже указывали, что 92 % случаев слабовидения и 88 % случаев слепоты имеют врожденный характер и более 30 % из них – наследственные формы. При этом четко прослеживается возрастающая частота врожденных аномалий развития органа зрения среди причин детской слепоты.

                                        Врожденная зрительная патология отмечается М. И. Земцовои и Л. И. Солнцевой (1964) в 60,9% случаев нарушений зрения, в исследованиях А. И. Каплан (1979) – в 75%, Л. И. Кирилловен (1991) – в 91,3%, А. В. Хватовой (1995) – в 92% случаев у слабовидящих и 88 % – у слепых, в исследованиях И. Л. Ферфильфайн с соавторами процент таких случаев составил 84,2%.

                                        Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30 % (материалы Баварской школы для слепых, 1988) из них имеет наследственный характер (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, ретролентальная фиброплазия).
                                        В исследованиях Л. И. Кирилловой на основании клинической картины вы­явлены наследственные формы патологии.

                                        Отмечают:

                                        • наследственные на­рушения обмена веществ в виде альбинизма;
                                        • наследственные заболевания, приводящие к нарушению разрития глазного яблока – врожденный анофтальм, микрофтальм;
                                        • заболевания роговой оболочки – дистрофии роговицы;
                                        • наследственная па­тология сосудистой оболочки – аниридия, колобома сосудистой оболочки;
                                        • вро­жденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения); отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргар­дта, атрофия Лебера, врожденная атрофия.

                                        Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей име­ются аномалии развития органа зрения в результате воздействия внешних и внутренних отрицательных факторов в период эмбрионального развития пло­да. Это патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирус­ные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и т. д.

                                        Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидя­щих детей в 1980– 1990-е гг. опираются на теоретические положения, выдвину­тые Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, М. И. Земцовой, А. Г. Литваком, А. И. Зото­вым, и направлены на осуществление компенсаторного развития детей этой ка­тегории в процессе коррекционного обучения и воспитания.

                                        Основной пробле­мой современной тифлопсихологии (Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис Л. И. Солнцева) является выявление потенциальных возможностей развиваю­щегося человека, путей преодоления им отклонений в формировании психиче­ских процессов и черт личности, возникающих в результате глубокого наруше­ния зрения.

                                        Особенностью позиции современных тифлопсихологов является понимание психического развития детей с нарушением зрения не как развития аномального организма (человек минус зрение), а как развития активной лично­сти, восполняющей непосредственные дефекты сенсорики разносторонней по­знавательной деятельностью.

                                        Своеобразие компенсаторного развития детей с глубокими нарушениями зрения выражается в образовании новых связей в ан­самбле психических процессов и качеств, обеспечивающих компенсацию сле­поты и слабовидения.

                                        Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точность, полноту образов внешнего мира.

                                        Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных Поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения­ различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением. Огромную роль в психическом статусе детей и взрослых с нарушением зрения имеет время появления дефекта. Особенно это касается тотально слепых.

                                        В литературе и жизненной практике выделяются две категории детей, имеющих нарушения зрения: слепорожденные и ослепшие. Дети с врожденной то­тальной слепотой и ослепшие до 3 лет, как правило, не имеют зрительных представлений (у детей, рано ослепших, не сохраняются зрительные образы), и весь процесс психического развития осуществляется на основе ограниченной сохранной сенсорной системы. Чем раньше возник дефект зрения, тем больше он сказывается на формировании психики.

                                        Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи при осуществлении познава­тельной деятельности и образуют иные, опосредствованные системы связей при компенсации дефекта.

                                        Таким образом, момент начала повреждающего воздействия является важ­ным специфическим фактором психического развития детей и взрослых с нару­шением зрения. Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс раз­вития связано с появлением отклонений во всех познавательных процессах и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Уменьшается количество получаемой информации, изменяется ее качество. Значительное сокращение или полное отсутствие зри­тельных ощущений, восприятии и представлений ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти.

                                        С точки зрения качественных особенностей развития следует в первую очередь указать на специфичность формирования психических функций, структуру функциональных связей внутри каждой функции. Происходят качественные изменения системы взаимоотноше­ний анализаторов, возникают специфические особенности в процессе фор­мирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т. д.

                                        Значитель­ные изменения происходят в физическом развитии: заметно нарушение точно­сти движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень свое­образная система психических функций, качественно и структурно несхожая с системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития в результате влияния на них первичного дефекта, а также и в результате его коррекции на основе со­ здания новых компенсаторных путей развития.

                                        Исследования М. И. Земцовой, Л. И. Солнцевой, посвященные вопросам компенсации слепоты, показали, что процесс компенсации проходит ряд ста­дий, различающихся своей структурой, иерархическим выделением на каждой стадии тех психических образований, которые обеспечивают ребенку продви­жение в развитии.

                                        Переход от одной стадии компенсации к другой обусловливается фор­мированием или изменением ведущей деятельности и в значительной степени зависит от уровня развития познавательных процессов и психических свойств, позволяющих осуществить эту деятельность, от того, в какой мере зрительный дефект оказывает негативное влияние на их развитие.

                                        Однако уже сейчас ясно, что коррекция первичного дефекта, когда он не является полным, повышает компенсаторные возможности, включает в струк­туры каждой стадии развития связи первично нарушенного анализатора с сохранными, образуя подвижную сложную систему, не идентичную психологи­ческой системе ни абсолютно слепого, ни зрячего.

                                        Компенсация зрительной недостаточности , таким образом, не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых, сложных систем связей и взаимоот­ношений сенсорных, моторных, мыслительных структур, позволяющих воспри­нимать информацию, получаемую из внешнего мира, и использовать ее для наиболее адекватного его отражения и построения поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности.

                                        Читайте также: