Самоуправленческая деятельность как важное условие развития способности стать самим собой доклад

Обновлено: 14.05.2024

После определения сущности самоуправления необходимо назвать его главные целевые ориентиры.

Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.

В-третьих, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребёнку расширить пространство для проявления своей активности. Оно не должно быть ограничено стенами учебного кабинета и даже рамками школьного здания. Выполнение постоянного или временного поручения может происходить и в детском саду, и в доме ветерана, и на ферме сельскохозяйственного предприятия, и в больнице, и на участке лесного хозяйства, т.е. там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей.

Принципы самоуправленческой деятельности.

Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно

обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:

1) деятельное наполнение работы органов самоуправления;

2) социальная значимость деятельности самоуправления;

3) соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;

4) взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;

5) добровольность и выборность органов самоуправления;

6) инициатива, самодеятельность и творчество детей;

7) гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки;

8) сочетание деятельности постоянных и временных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;

9) обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления;

10) сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

Однако не всегда избирается академический стиль для составления свода правил и требований к работе органов самоуправления. Нередко они формулируются в форме заповедей, мудрых советов, призывов, поэтических мыслей, пословиц и поговорок. Их содержание затрагивает не только работу органов самоуправления, но и всю жизнедеятельность классного коллектива.

К примеру, принципы самоуправления могут быть сформулированы в виде русских народных пословиц:

1. Где хотенье, там и уменье.

2. После дела за советом не ходят.

3. Доброе дело само себя хвалит.

4. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

5. Чужим умом богат не будешь.

6. Грамоте учиться – всегда пригодится.

7. Без корня и полынь не растет.

Содержание, организация и структура самоуправленческой деятельности.

Для того, чтобы лучше разобраться в содержательном,

организационном и структурном аспектах самоуправления, надо в

очередной раз обратиться к бесценному наследию – опыту А.С. Макаренко.

Деятельность, по мнению Антона Семёновича, рождает самоуправление, а не наоборот. Такой деятельностью может быть выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу органом школьного самоуправления, либо проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединённые общим интересом одноклассники, либо разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта, либо создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой.

Постепенно самоуправлением будут охвачены все или большинство сторон жизнедеятельности классного коллектива. В этой связи следует обратить внимание на существование во многих учебных заведениях ошибочной практики работы с индивидуальными поручениями учащихся, когда они сначала распределяются, а затем предпринимаются попытки, чаще всего безуспешные, наполнить их деятельностью.

Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы.

Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.

Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской и других видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своём составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.


Наряду с постоянными, в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). При их создании целесообразно помнить следующее:

w создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

w решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;

w в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

w органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;

w осуществив решение организаторской задачи, они прекращают своё существование.

Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе.

Воспитательный потенциал поручения возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:

а) социально ценная направленность поручения;

б) личностная значимость для ребёнка выполняемой им работы;

в) наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;

г) инструктивная оснащённость процесса поручаемого дела (цель и

значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т.п.);

На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает создаваемая в классе воспитательная система. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классе, где системообразующим фактором является клубная деятельность. Совет дела, как правило, становится центральным органом самоуправления в классе, где доминирует коллективная творческая деятельность. Институт дежурных командиров или старост чаще всего встречается в учебных группах, где построены воспитательные системы рационально-познавательной ориентации. Художественный совет может стать приоритетным органом самоуправления, где действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации.

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша

Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития.

Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий - педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения - основной формы детского движения.

Детское общественное объединение - это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

Какое же влияние оказывает детское объединение на функционирование и развитие воспитательной системы школы?

спецификой образовательного учреждения и детской структуры;

воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения;

кадровым потенциалом школы;

особенностями окружающего социума;

В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный результат - позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов воспитательной системы) было существенным.

Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более "взрослыми". Этот аспект, не противоречащий "детской" цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние годы на практике.

Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично включенных в их воспитательные системы.

Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Создание условий для её успешной самореализации, интеллектуального, творческого и физического самосовершенствования.

Задачи, которые мы ставим перед собой это:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия и развития творческих способностей, учащихся на каждом возрастном этапе;

2.Воспитание свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;

3.Создание эффективной работы по воспитанию гражданственности, патриотического создания и нравственной позиции учащихся;

4.Развития общешкольного коллектива через систему КТД, самореализацию личности;

5.Развитие инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через становление классного и общешкольного ученического самоуправления.

Решение этих задач способствует дальнейшему развитию и укреплению воспитательной системы, создания условий на каждом возрастном этапе для

Одним из способов реализации целей воспитания является школьное ученическое самоуправление.

Самоуправление- это демократический способ организации коллективной жизни учащихся. Деятельность школьного ученического самоуправления построена и развивается на основных принципах:

- построения самоуправления снизу вверх;

- участия всех учащихся в системе самоуправления (демократизм);

Смысл ученического самоуправления заключается в обучении школьников основам демократических отношений в обществе, умению управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Система школьного самоуправления имеет три уровня. Первый - классное ученическое самоуправление, второй - школьное ученическое самоуправление, третий - школьное самоуправление.

В период между конференциями действуют Президент ШДО, Совет лидеров, и Актив школы.

Конференция имеет право:

Президент организует работу по выполнению решений Конференции, ведёт заседание Совета лидеров, руководит работой Актива.

Совет лидеров - руководящий орган, который ежегодно избирается из числа Актива школы - по одному представителю от класса, на заседании Конференции школы.

Совет лидеров утверждает проекты, акции, программы, координирует их реализацию, руководит подготовкой и работой Актива, планирует дальнейшую деятельность организации. Заседания Совета лидеров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть. Решения принимаются простым большинством голосов и правомочны при наличии более половины членов Совета лидеров.

Актив школы формируется из числа представителей классов в не ограниченном количестве.

Ведущими видами деятельности в школе, в которые, включаются учащиеся во внеурочное время, являются - учебно-познавательная, спортивно-оздоровительная, информационная, гражданско-патриотическая, досуговая.

Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:

• разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);

• школьными (ученическими) организациями; • детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;

• временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;

• профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).

Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы.

Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Заседание ШМО классных руководителей

Докладчик: педагог-организатор Струкова Е.Н.

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша

Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития.

Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий - педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения - основной формы детского движения.

Детское общественное объединение - это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

Какое же влияние оказывает детское объединение на функционирование и развитие воспитательной системы школы?

Их влияние определяется многообразием факторов:

спецификой образовательного учреждения и детской структуры;

воспитательными традициями школы и целевой направленностью объединения;

кадровым потенциалом школы;

особенностями окружающего социума;

личностью руководителя объединения и др.

В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно, чтобы конечный результат - позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов воспитательной системы) было существенным.

Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более "взрослыми". Этот аспект, не противоречащий "детской" цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние годы на практике.

Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично включенных в их воспитательные системы.

Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Создание условий для её успешной самореализации, интеллектуального, творческого и физического самосовершенствования.

Задачи, которые мы ставим перед собой это:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия и развития творческих способностей, учащихся на каждом возрастном этапе;

2.Воспитание свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;

3.Создание эффективной работы по воспитанию гражданственности, патриотического создания и нравственной позиции учащихся;

4.Развития общешкольного коллектива через систему КТД, самореализацию личности;

5.Развитие инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через становление классного и общешкольного ученического самоуправления.

Решение этих задач способствует дальнейшему развитию и укреплению воспитательной системы, создания условий на каждом возрастном этапе для

Одним из способов реализации целей воспитания является школьное ученическое самоуправление.

Самоуправление- это демократический способ организации коллективной жизни учащихся. Деятельность школьного ученического самоуправления построена и развивается на основных принципах:

- построения самоуправления снизу вверх;

- участия всех учащихся в системе самоуправления (демократизм);

Смысл ученического самоуправления заключается в обучении школьников основам демократических отношений в обществе, умению управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Система школьного самоуправления имеет три уровня. Первый - классное ученическое самоуправление, второй - школьное ученическое самоуправление, третий - школьное самоуправление.

В период между конференциями действуют Президент ШДО, Совет лидеров, и Актив школы.

Конференция имеет право:

Президент организует работу по выполнению решений Конференции, ведёт заседание Совета лидеров, руководит работой Актива.

Совет лидеров – руководящий орган, который ежегодно избирается из числа Актива школы - по одному представителю от класса, на заседании Конференции школы.

Совет лидеров утверждает проекты, акции, программы, координирует их реализацию, руководит подготовкой и работой Актива, планирует дальнейшую деятельность организации. Заседания Совета лидеров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть. Решения принимаются простым большинством голосов и правомочны при наличии более половины членов Совета лидеров.

Актив школы формируется из числа представителей классов в не ограниченном количестве.

Ведущими видами деятельности в школе, в которые, включаются учащиеся во внеурочное время, являются – учебно-познавательная, спортивно-оздоровительная, информационная, гражданско-патриотическая, досуговая.

Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:

• разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);

• школьными (ученическими) организациями; • детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;

• временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;

• профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).

Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы.

Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.

  • способность ставить индивидуальные цели и работать над ними в плане конкретности и достижимости;
  • способность вычленять главное и логически выстраивать задачи с учетом их взаимодействия и соподчинения;
  • способность работать с информацией необходимой для достижения целей;
  • способность логически выстраивать деятельность и распределять события и действия во времени;
  • способность прогнозировать характер протекания процесса, предполагать возможные проблемы и трудности, находить пути их решения и устранения;
  • способность анализировать и оценивать результат своей деятельности.

Однако, исходя из того, что обучение – это передача индивидуального опыта, необходимо, чтобы человек, передающий этот опыт, сам обладал самоуправленческими способностями; умел эффективно организовывать обратные связи; учитывал возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый возрастной период синзетивен для формирования определяющих качеств личности и усвоения необходимой информации, необходимых для развития способности к самоуправлению индивидуальной деятельностью.

Младший школьный возраст

Память младшего школьника имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Лучше запоминается материал интересный, яркий. Однако ученику начальной школы трудно распорядиться своей памятью и подчинить ее целям обучения.

Исходя из психологической характеристики этого возраста, можно сделать вывод, что данный период сензитивен для формирования положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности и для обучения саморегуляции.

Если рассматривать саморегуляцию как способность учащегося управлять собственным состоянием и поведением, то она является первой ступенькой к развитию самоуправления. По причине слабо развитой саморегуляции младший школьник затрудняется принять и удержать в памяти учебную задачу, самостоятельно наметить способ выполнения и получить определенный результат.

Очень важна для младшего школьника доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для учащегося задач, приобретает целенаправленность. Решаемая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость.

Стремление к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытать двигательную активность естественно удовлетворяется в игре, как наиболее понятному и привычному виду деятельности.

В связи с этим уместно разобраться в весьма эффективной игровой технике.

Все виды игр можно разбить на две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а так же разными формами активности ребенка.

I – группа – это обучающие или как принято называть дидактические игры, в которой взрослый обозначает цель, обуславливает правила, дает фиксированную программу действий для достижения результата. Чаще всего они направлены на усвоение определенной информации.

II – группа – это игры, где педагог или консультант принимает косвенное участие, как в их подготовке, так и в их проведении. Активность ребенка, при этом, имеет инициативный, творческий характер. В этом случае цель, развитие замысла игры, выбор эффективных способов достижения задач становится прерогативой самого ученика. В этой группе игр создаются условия для проявления инициативы, которая может рассматриваться педагогом как обратная связь несущая последнему информацию об уровне развитости самоуправленческих способностей, уровне интеллекта, ценностных ориентация, о познавательном и социальном опыте участника.

Ситуация поиска решения возникших в процессе игры проблем, естественным образом, повышает познавательную активность учащегося и способствует самостоятельному моделированию индивидуальной деятельности.

Именно поэтому появляется необходимость создания таких познавательных и обучающих игровых программ, которые бы способствовали активизации самоуправленческой активности, то есть ставили ребенка в ситуацию выбора путей и средств достижения цели, способствовали появлению потребности добиваться конкретного, осознанного результата индивидуальной деятельности, требующей определенных интеллектуальных затрат.

В этом возрасте очень важно развитие речевых навыков. Умение сформулировать и объяснить свою позицию себе и окружающим повышает самооценку учащегося и способствует развитию коммуникативных качеств.

В начальной школе ребенок еще очень зависим от взрослого. Поэтому огромную роль в развитии самоуправленческих способностей играют взаимоотношения с педагогом. Очень часто доминирование в диалоге учителя ставит учащегося в ситуацию подчиненности, лишает возможности высказывать свою точку зрения, анализировать свои поступки, мысли и деятельность.

Дневник достижений (начальная школа)

хочу узнать, научиться, применить где найти? кто поможет? что делать? (порядок действий) узнал, научился, применил отношение

Не трудно увидеть, что в этом дневнике ребенок будет ставить индивидуальные цели, выбирать средства, планировать, контролировать и анализировать свою деятельность, но эти действия есть ни что иное, как реализация функций управленческого цикла.

  • развивать способность учащегося к саморегуляции;
  • расширить его информационное поле об окружающем мире, то есть о физических, социальных, духовных явлениях;
  • формировать положительную мотивацию к познанию, через изучение сферы его интересов, врожденных интеллектуальных способностей и потребностей;
  • развивать коммуникативные способности (письменное и устное изложение своих мыслей, чувств и желаний, культура общения и речи);
  • создавать условия для самостоятельной работы ученика с информацией.
  • применять соответствующие возрастным особенностям ребенка педагогические технологии.

Средний школьный возраст

В подростковом возрасте возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, поэтому для подростка характерна повышенная возбудимость.

Восприятие более целенаправленно, планомерно и организовано. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.

Внимание избирательно: интересные дела очень увлекают подростка, он может долго сосредотачиваться на одном материале или явлении.

Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность (основа для контроля и самоконтроля). Он не опирается слепо на авторитет учителя или другого носителя педагогической информации, он стремится иметь свое собственное мнение, видение, отношение; склонен к спорам и возражениям.

Средний школьный возраст – наиболее благоприятен для развития творческого потенциала.

В речи заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Это говорит о том, что в общении и обучении педагогу необходимо как можно чаще применять равноправный диалог. Тогда занятия, независимо от того индивидуальные они или коллективные, будут направлены не на информирование подростка, а на обмен информацией по рассматриваемому вопросу.

Чтобы не упустить возможности данного периода, психологи советуют предлагать учащемуся решать проблемные задачи, сравнивать, вычленять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости предметов и явлений, но эти мыслительные действия есть ни что иное, как элементы системного анализа.

В средней школе, где ребенок достигает подросткового возраста и пытается занять определенную социальную нишу среди сверстников, появляется необходимость ориентироваться на организацию групповой деятельности в образовательном процессе. Группа-сообщество – необходимое условие для одновременно и социализации и индивидуализации ученика. Условия групповой работы позволяют последнему более адекватно оценивать и анализировать результаты своей мыслительной и практической деятельности. Группа также создает более комфортные психологические условия: помогает повышению самооценки, расширяет личностный опыт, позволяет пополнить свой интеллектуальный багаж путем обмена информацией по обсуждаемому вопросу в условиях равноправного диалога. И конечно, для работы в группе учащимся необходимо иметь способности к управлению индивидуальной и групповой деятельностью. Происходит разделение ответственности с лидером (педагогом). Группа создает модель руководства, основанную на сотрудничестве и партнерстве, где цели, планы, формы и содержание работы определяются совместными усилиями педагога и учащихся. Традиционное взаимодействие, которое организовано на классическом уроке меняется на открытые эвристические отношения, на неформальное обсуждение проблем и рефлексию.

  • ответственность за совместный результат и за самих себя;
  • развитие индивидуального и общего интереса к исследовательской работе;
  • становление способности деятельностной оценки и качественной публичной экспертизы;
  • удовлетворяет потребности своих членов;
  • предлагает новые идеи и подходы к решению познавательных задач;
  • предполагает возможность выбора;
  • поощряет исследовательские подходы к поставленным проблемам;
  • разрабатывает предложения, высказанные участниками;
  • координирует организацию деятельности;
  • оценивает процесс и перспективы продвижения;
  • побуждает к использованию накопленного опыта;
  • способствует принятию компромиссных решений;
  • ставит каждого в позицию руководителя на определенном этапе или при решении определенной задачи.

В конечном счете, группа помогает учащемуся в его стремлении самостоятельно решать свои проблемы.

Дневник достижений (средняя школа)

  • изучение своей ментальности, личностной характеристики, своих способностей и возможностей;
  • получение информации о соответствующих личностным интересам и ценностной ориентации профессиях;
  • практическое применение полученной информации в деятельности;
  • и как результат выполнения предыдущих пунктов осознанный подход к постановке жизненных и профессиональных долгосрочных целей.

Старший школьный возраст

У старшеклассника ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значительных для жизненного успеха знаниях. Восприятие характеризуется целенаправленностью. Внимание – произвольностью и устойчивостью. Память – логическим построением.

Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования. Самостоятельность мышления приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности.

Поэтому основное предназначение старшей школы заключается в том, чтобы предоставить возможность учащемуся для системного-целевого подхода к самоуправлению индивидуальной деятельностью.

В условиях педагогической системы, речь идет о делегировании управленческих функций обучающего обучаемому. Делегирование управленческих функций имеет целью обеспечение минимального вмешательства педагога в деятельность старшеклассника и минимальной коррекции этой деятельности.

Дневник достижения (старшая школа)

Однако надо помнить, что результат применения одного и того же алгоритма зависит от того, как он будет инструментирован и технологически выполнен и насколько учащийся умеет работать с информацией.

Необходимо отметить, что при этом информация должна отвечать требованиям персонолизации, вариативности, продуктивности и технологичности, однако никакая информация не поможет в развитии самоуправленческих способностей и останется ненужным грузом, если учащийся не научится сам моделировать информационные процессы внутри себя.


УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей. Тема, выбранная мною очень актуальна на сегодняшний день, как для меня, так и для многих других людей, которые хотят выполнять всю свою работу с меньшими расходами, лучше организовать труд, уменьшить загруженность работой, уменьшить спешку и стресс, получить лучшие результаты. От того какая у них будет самоорганизованность, во многом будет зависеть и успех в карьере.

Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно: решить, чего вы хотите достичь; создать собственное видение успеха; верить, что успех придет; сосредоточиться на целях, ведущих к успеху; не падать духом при неудачах. [1]

Цель моей работы заключается в исследовании самоменеджмента как способа повышения эффективности работы руководителя.

Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи:

Определить цели и функции самоменеджмента; рассмотреть мотивацию самосовершенствования; рассмотреть причины дефицита времени; принципы и правила планирования времени.

Основные цели самоменеджмента:

максимальное использование менеджером времени и своих возможностей; сознательное управление течением жизни; преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.

При ежедневном решении разного рода задач менеджер выполняет различные функции. Этот процесс можно представить как круг самоменеджмента. В нем обозначено пять функций:

постановка целей; 2. планирование; 3. определение приоритетов по предстоящим делам; 4. составление распорядка дня и организация трудового процесса; 5. самоконтроль и корректировка целей. [2]

Причины дефицита времени заключаются в следующем:

В ходе своей работы я провела опрос. Я попыталась выяснить у людей, что является причинами дефицита времени, что мешает их успешной работе. Мною было опрошено 112 человек в возрасте от 15 до 46 лет, из них 43 парня и 69 девушек. Причины оказались следующими: постоянная спешка, отсутствие чёткого распределения работ по степени их важности, постоянная доработка дома, воры времени (интернет, телевидение и т.д.), суетливость, слабая мотивация труда. Результаты были следующими:

постоянная спешка (среди опрошенных 17 человек считают, что это постоянная спешка) В состоянии постоянной спешки руководитель не успевает сосредотачиваться на той задаче, которую он выполняет в данный момент. Он идет по тому пути, который первым пришёл на ум, вместо того, чтобы подумать о других, возможно более рациональных способах решения данной задачи.

отсутствие четкого распределения работ по степени их важности. (28 человек считают, что это отсутствие чёткого распределения работ) При этом руководитель начинает заниматься наиболее легкими и приятными, не столь важными делами. В результате у него не хватает времени на решение ключевых, перспективных задач.

постоянные доработки дома. (5 человек считают, что это постоянные доработки дома) Труд управляющего относится в определенной мере к интеллектуальной деятельности, поэтому трудно разделить умственные процессы, связанные с этой деятельностью на осуществляемые в рабочее и свободное время. Это приводит к проникновению рабочего времени в свободное. При этом руководитель не успевает отдыхать, что сказывается на его работоспособности и здоровье.

“воры времени” (35 человек сказали, что им мешают интернет, ТВ, компьютерные игры и т.д.) – непредвиденные и обусловленные недостаточным планированием дела. Наиболее крупные воры времени – это телефонные звонки, незваные посетители, дела, за которые менеджер берется потому, что не может отказать в просьбе. Все это отнимает много времени и отвлекает от действительно важных дел.

суетливость. (8 человек считают, что причиной нехватки времени является суетливость) Это результат плохой организованности дня, а также иногда зависит от импульсивности и особенностей человека.

слабая мотивация труда. (19 человек считают, что слабая мотивация труда) Следствием является низкая производительность, что порождает хроническую нехватку времени. (Приложение рис.1)

12 советов, как разумно использовать свое время

Вот некоторые советы, как разумно распределять время, имеющееся в вашем распоряжении:

Выясните, как именно вы тратите свое время.

Вы вкладываете во что-то много энергии, но при этом не представляете, чего хотите в итоге добиться? Многие тратят драгоценное время, стараясь стать более эффективными, при этом не имея конечной цели. Другими словами, они не сфокусированы на том, что действительно важно для них. Имея перед собой цель, вы сможете сконцентрироваться на способах достижения желаемого результата. Сама по себе цель также может стать хорошим мотиваторам.

Составьте список дел

Вы можете составить список дел в своей голове, но намного лучше написать его на бумаге. К такому списку вы сможете обратиться в любой момент в течение дня. Вычеркивая из списка завершенные дела, вы получите определенное удовольствие и заряд вдохновения на новые свершения. При этом вам не придется терять время, вспоминая, какие еще дела необходимо завершить.

Составление списка не будет эффективным, если все дела в нем будут стоять в неправильном порядке. Вас всегда будет подстерегать искушение сперва сделать то, что хочется, а не то, что важно. Расставьте приоритеты и в первую очередь сосредоточьтесь над решением самой актуальной задачи. Таким образом, если какие-то дела и останутся невыполненными к концу дня, они будут не очень важны.

Сделайте все хорошо с первого раза

Если вы собираетесь выполнить какую-то задачу, не настроившись должным образом, это означает, что как следует вы ее не сделаете. Приложите максимум усилий, чтобы сделать все хорошо с первого раза. Таким образом, вы совершите меньше ошибок и вам не придется тратить время на переделывание. В первую очередь беритесь за самые сложные дела, это увеличит вероятность того, что вы все сделаете правильно.

Перестаньте откладывать на потом

Большинство людей предпочитают прокрастинировать или мысленно перебирать в голове способы совершения действия, вместо того, чтобы действовать. Особенно часто это происходит, когда вы окружены многочисленными отвлекающими факторами, которые могут служить оправданиями. Постарайтесь контролировать свою окружающую среду, изгоняя из нее то, что рассеивает ваше внимание. Если перед вами стоит сложная задача, вы подсознательно будете стремиться уклонится от ее решения, используя всевозможные предлоги для этого.

Дезорганизованность — вор вашего времени. Только представьте, сколько времени вы тратите на то, чтобы определить местонахождения какой-то вещи на работе или дома. Возможно, вам необходимо совладать с хаосом, царящим в вашем рабочем или жилом пространстве, чтобы работать более эффективно. Уберите подальше те вещи, которые вам не нужны, или просто избавьтесь от них, а тем вещам, которыми пользуетесь постоянно, дайте определенную прописку, найти их быстро не составит труда.

Это выглядит очевидно, но вы можете освободить много времени для себя, перенаправив кому-то часть работы. Идея состоит в том, чтобы передать кому-то задание, с которым этот человек справится быстрее или не хуже, чем вы сами. Это касается как работы, так и домашних дел. Почему бы не попросить детей заняться стиркой в обмен на какое-то послабление в дальнейшем. На работе не стесняйтесь обратиться к коллеге, кто знает, возможно, он будет только рад интересному заданию, особенно, если он силен в этом.

В некоторых случаях отличным решением станет выполнение нескольких задач одновременно, что позволит эффективный использовать имеющееся в распоряжении время. Мы не говорим о массивных перегрузках, просто о совмещении задач, когда это возможно. Например, когда вы в пути, не теряйте возможность послушать аудио-курс иностранного языка, который вы уже давно мечтали освоить. А если вы путешествуете в поезде, это прекрасная возможность прочесть книгу или немного поработать на ноутбуке.

Следите за собой

Невозможно работать непрерывно, так можно и перегореть. Очень важно найти время, чтобы понаблюдать за собой со стороны, так вы сможете узнать свои пределы. Сохраняя здоровый баланс в своей жизни вы почувствуете, что движетесь в верном направлении и эффективно справляетесь с возникающими проблемами и задачами, и при этом не расходуете на их решение больше времени, чем они того заслуживают.

Самоменеджмент, прежде всего - это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова – во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так распределять свой труд, чтобы эффективность была максимальной.

Овладеть данной наукой не так просто, и молодому руководителю надо начинать все-таки с самообразования, причем мало только приобретать знания, нужна ещё и практическая реализация. Самоменеджмент – это очень тяжелая работа, поэтому необходимо быть готовым к самосовершенствованию.

Надо учиться планировать свое рабочее время. Планирование призвано обеспечить хозяйское использование самого ценного достояния – времени. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач.

Читайте также: