Летопись ассирийского царя доклад

Обновлено: 07.07.2024

Ассирийское государство было создано аккадскими семитскими племенами, жившими в Передней Азии. Центром Ассирии был Ашшур.

Первоначально Ашшур был центром сравнительно небольшого номового государства. В XX—XIX вв. до н.э. он был исходным пунктом одного из путей междуна­родной торговли.

Ашшурские правители, как и вообще верхушка горожан, были весьма богаты. Источником их богатств служила посредническая торговля между югом Месопотамии и странами Загроса, Армянского нагорья, Малой Азии и Сирии. Одним из важнейших предметов посреднической торговли во II тысячелетии до х.э. были ткани и руды, а ее центральными пунк­тами — Ашшур, Ниневия и Арбела.

Богат­ство создавало Ашшуру возможности для усиления, но для этого необходимо было ослабление главных соперников: митаннийских и касситских царей.

Царская власть усиливается при Адад-нерари I (1307-1275 гг.до н.э.).

В его распоряжении имелось сильное войско, основу которого составляли царские люди, получавшие за службу либо специаль­ные земельные наделы, либо только паек. В случае необходимости к этому войску присоединялось ополчение общин. Адад-нерари I успешно воевал с касситской Вавилонией и отодвинул границу Ассирии довольно далеко на юг. Адад-нерари I совершил также два успешных похода против Митанни. Второй из них завершился низло­жением митаннийского царя и присоединением всей территории Митанни к Ассирии.

Ассирийцы применяли самые устрашающие способы умервщления людей: сожжение живьем, сажание на кол, сооружение пирамид из пленников, обреченных на медленную смерть.

Ассирия достигает своего могущества при царе Тукульти-Нинурте I (1244 – 1208 гг. до н.э.). Ассирия уже была великой державой, охватывавшей всю Верхнюю Месопотамию. Походы теперь происходят регу­лярно, каждый год, но не столько с целью расширения территории, сколько просто ради грабежа. Именно Тукульти-Нинурта завоевал касситское Вавилонское царство (ок. 1223 г. до х.э.).

К моменту вступления на престол Тиглатпаласара I (1115— 1077 гг. до н.э.) в Передней Азии сложилась исключительно благоприятная для Ассирии политическая обстановка. Хеттское царство пало, Египет переживал упадок. Вавилония подверглась нашествию южноарамейских кочевников— халдеев. В этой политической обстановке Ассирия фактиче­ски оставалась единственной великой державой. Тиглатпаласар I совершает походы на север, вплоть до Черного моря, два похода на Вавилон, воюет с арамеями.

В дальнейшем происходит ослабление Ассирии, что было связано с нашествием арамеев.

На р. X – IX вв. до н.э. Ассирия восстановила свою военную организацию и возобновила широкую завоевательную политику. В этот период во много раз увеличивается численность армии (до 120 000 человек). Наряду с боевыми колесницами стали применяться отряды конных воинов. Гораздо быстрее, чем в соседних странах, в Ассирии происходил переход к железному оружию. Ассирийцы умели наводить временные мосты для переправы через реки, накладывая поверх бурдюков, надутых воздухом, деревянный настил. Совершенства достигло строительство крепостей, искусство осады. Впервые в мировой практике стали применяться стенобитные метательные орудия, которые греки позднее стали называть баллистами и катапультами.




Все эти мероприятия в армии позволили Ассирии вести активную завоевательную политику. Особенно в этот период прославился царь Ашшур-нацир-апал II (884 – 858 гг. до н.э.) – выдающийся полководец и дипломат, в то же время прославившийся необыкновенной жестокостью.

Стратегия Ашшур-нацир-апала заключалась в нанесении молниеносных ударов и создании опорных пунктов на присоединенных территориях. В покоренных царствах он сажал в качестве правителей своих сторонников. Любая попытка мятежа жестоко наказывалась: население истребляли а территория опустошалась. Материальные ресурсы покоренных стран перекачивались в Ассирию.

Ашшур-нацир-апал II подченил всю Месопотамию, расширил территорию гос-ва на востоке, прошел на западе до Финикии.

Наибольшего могущества Ассирийская держава достигла при царе Тиглатпаласаре III (745 – 727 гг. до н.э.).

Придя к власти, он провел ряд реформ:

3) Была создана постоянная профессиональная армия. Этот шаг не только повысил боеспособность армии, но и увеличивал независимость царя от общин, ранее выставлявших ополчение.

Армия была единообразно экипирована и превосходно обучена. Ассирийцы первыми стали применять стальное оружие. Они же впервые ввели два новых рода войск – регулярную кавалерию и саперов.

Новая армия имела превосходно налаженные службы разведки и связи.

Тиглатпаласар III был не только выдающимся администратором, но и талантливым полководцем. Он прошел с войсками до самого Персидского залива, на востоке разгромил горные племена Загроса и созданы две новые области. После ожесточенных сражений ему удалось подчинить Сирию и разбить Урарту.

Тиглатпаласар также короновался в качестве вавилонского царя (под именем Пулу), объединив т.о. всю Месопотамию личной унией.

Активную завоевательную политику проводили также цари Саргон II (726 – 705 гг. до н.э.) и Синаххериб (705 – 681 гг. до н.э.).

Последний также прославился жесточайшей расправой над Вавилоном: взяв город штурмом, разрушил его до основания, а уцелевших обитателей увел в плен. Синаххериб утверждал, что обломки храмов и городских строений были сброшены в Евфрат, а затем по специально проведенному каналу речные воды были направлены на то место, где когда-то стоял великий город. Это кощунство ужаснуло всю Переднюю Азию, и вызвало серьезное недовольство даже в самой Ассирии.

Как сообщает Библия Синаххериб был убит своими сыновьями.

Так же в это время ассирийцам удалось отразить угрозу нового вторжения киммерийцев.

Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал (669 – 631 гг. до н.э.). Этот царь отличался большой образованностью. В своем дворце в Ниневии он собрал огромную библиотеку – более 20 тыс. клинописных табличек. Это была своеобразная энциклопедия тогдашних знаний и литературы. Этой библиотеке мы обязаны большей частью наших знаний о культуре и истории древней Месопотамии.

Ассирия пала под ударами объединенных войск вавилонского царя и мидян (Мидийское царство, возникшее раньше к востоку от Ассирии). В 614 г. пал Ашшур, а в 612 г. до н.э. была взята и разрушена столица Ассирии – Ниневия.

После падения Ассирии на передний план вновь выходит Вавилон и при правителе Навуходоносоре II (605 – 562 гг. до н.э.) возрождает свое могущество. Это относится уже к периоду Нововавилонского царства.

При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития.

Вавилон стал центром международной торговли.

Много внимания уделялось искусственному орошению. В частности, около Сиппара был создан большой бассейн, откуда шло много каналов, с по­мощью которых регулировалось распределение воды во время засухи.

В Ва­вилоне был выстроен новый дворец царя и сооружены знаменитые висячие сады (одно из чудес света в древнем мире).

Кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные фортификационные сооружения, чтобы обезопасить государство от вражеских нападе­ний в будущем.

Однако после смерти Навуходоносора II в 562 г. в течение пяти лет на троне сменилось три царя, жречество стало активно вмешиваться в поли­тику, устраняя неугодных царей.

В 556 г. до н.э. царем стал Набонид, сын одного из вождей арамейских племен.

Хотя Набонид поклонялся традиционным вавилонским богам, постепенно он на первое место стал выдвигать культ бога Луны Сина. Проводя такую религиозную по­литику, Набонид стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии, среди которых культ Сина был особенно популярен. Однако религиозные ре­формы Набонида привели его к конфликту со жречеством древних вави­лонских храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке и других городах.

В 553 г. до н.э. Набонид захватил город Харрана и распорядился о восстановлении разрушенного во время войны с ассирийцами в 609 г. храма бога Сина Эхульхуль. Также Набонид захватил некоторые области в Центральной Аравии караванный путь в Египет.

Одновременно с эти у восточных границ с Вавилонией появился могущественный и решительный противник. Персидский царь Кир II готовился к походу на Вавилон. Набонид попытался спешно организовать оборону страны, но это не помогло.

В 539 г. до н.э. Вавилон был взят персами а Месопотамия попала в их руки.

Ассирийское государство было создано аккадскими семитскими племенами, жившими в Передней Азии. Центром Ассирии был Ашшур.

Первоначально Ашшур был центром сравнительно небольшого номового государства. В XX—XIX вв. до н.э. он был исходным пунктом одного из путей междуна­родной торговли.

Ашшурские правители, как и вообще верхушка горожан, были весьма богаты. Источником их богатств служила посредническая торговля между югом Месопотамии и странами Загроса, Армянского нагорья, Малой Азии и Сирии. Одним из важнейших предметов посреднической торговли во II тысячелетии до х.э. были ткани и руды, а ее центральными пунк­тами — Ашшур, Ниневия и Арбела.

Богат­ство создавало Ашшуру возможности для усиления, но для этого необходимо было ослабление главных соперников: митаннийских и касситских царей.

Царская власть усиливается при Адад-нерари I (1307-1275 гг.до н.э.).

В его распоряжении имелось сильное войско, основу которого составляли царские люди, получавшие за службу либо специаль­ные земельные наделы, либо только паек. В случае необходимости к этому войску присоединялось ополчение общин. Адад-нерари I успешно воевал с касситской Вавилонией и отодвинул границу Ассирии довольно далеко на юг. Адад-нерари I совершил также два успешных похода против Митанни. Второй из них завершился низло­жением митаннийского царя и присоединением всей территории Митанни к Ассирии.

Ассирийцы применяли самые устрашающие способы умервщления людей: сожжение живьем, сажание на кол, сооружение пирамид из пленников, обреченных на медленную смерть.

Ассирия достигает своего могущества при царе Тукульти-Нинурте I (1244 – 1208 гг. до н.э.). Ассирия уже была великой державой, охватывавшей всю Верхнюю Месопотамию. Походы теперь происходят регу­лярно, каждый год, но не столько с целью расширения территории, сколько просто ради грабежа. Именно Тукульти-Нинурта завоевал касситское Вавилонское царство (ок. 1223 г. до х.э.).

К моменту вступления на престол Тиглатпаласара I (1115— 1077 гг. до н.э.) в Передней Азии сложилась исключительно благоприятная для Ассирии политическая обстановка. Хеттское царство пало, Египет переживал упадок. Вавилония подверглась нашествию южноарамейских кочевников— халдеев. В этой политической обстановке Ассирия фактиче­ски оставалась единственной великой державой. Тиглатпаласар I совершает походы на север, вплоть до Черного моря, два похода на Вавилон, воюет с арамеями.

В дальнейшем происходит ослабление Ассирии, что было связано с нашествием арамеев.

На р. X – IX вв. до н.э. Ассирия восстановила свою военную организацию и возобновила широкую завоевательную политику. В этот период во много раз увеличивается численность армии (до 120 000 человек). Наряду с боевыми колесницами стали применяться отряды конных воинов. Гораздо быстрее, чем в соседних странах, в Ассирии происходил переход к железному оружию. Ассирийцы умели наводить временные мосты для переправы через реки, накладывая поверх бурдюков, надутых воздухом, деревянный настил. Совершенства достигло строительство крепостей, искусство осады. Впервые в мировой практике стали применяться стенобитные метательные орудия, которые греки позднее стали называть баллистами и катапультами.

Все эти мероприятия в армии позволили Ассирии вести активную завоевательную политику. Особенно в этот период прославился царь Ашшур-нацир-апал II (884 – 858 гг. до н.э.) – выдающийся полководец и дипломат, в то же время прославившийся необыкновенной жестокостью.

Стратегия Ашшур-нацир-апала заключалась в нанесении молниеносных ударов и создании опорных пунктов на присоединенных территориях. В покоренных царствах он сажал в качестве правителей своих сторонников. Любая попытка мятежа жестоко наказывалась: население истребляли а территория опустошалась. Материальные ресурсы покоренных стран перекачивались в Ассирию.

Ашшур-нацир-апал II подченил всю Месопотамию, расширил территорию гос-ва на востоке, прошел на западе до Финикии.

Наибольшего могущества Ассирийская держава достигла при царе Тиглатпаласаре III (745 – 727 гг. до н.э.).

Придя к власти, он провел ряд реформ:

3) Была создана постоянная профессиональная армия. Этот шаг не только повысил боеспособность армии, но и увеличивал независимость царя от общин, ранее выставлявших ополчение.

Армия была единообразно экипирована и превосходно обучена. Ассирийцы первыми стали применять стальное оружие. Они же впервые ввели два новых рода войск – регулярную кавалерию и саперов.

Новая армия имела превосходно налаженные службы разведки и связи.

Тиглатпаласар III был не только выдающимся администратором, но и талантливым полководцем. Он прошел с войсками до самого Персидского залива, на востоке разгромил горные племена Загроса и созданы две новые области. После ожесточенных сражений ему удалось подчинить Сирию и разбить Урарту.

Тиглатпаласар также короновался в качестве вавилонского царя (под именем Пулу), объединив т.о. всю Месопотамию личной унией.

Активную завоевательную политику проводили также цари Саргон II (726 – 705 гг. до н.э.) и Синаххериб (705 – 681 гг. до н.э.).

Последний также прославился жесточайшей расправой над Вавилоном: взяв город штурмом, разрушил его до основания, а уцелевших обитателей увел в плен. Синаххериб утверждал, что обломки храмов и городских строений были сброшены в Евфрат, а затем по специально проведенному каналу речные воды были направлены на то место, где когда-то стоял великий город. Это кощунство ужаснуло всю Переднюю Азию, и вызвало серьезное недовольство даже в самой Ассирии.

Как сообщает Библия Синаххериб был убит своими сыновьями.

Так же в это время ассирийцам удалось отразить угрозу нового вторжения киммерийцев.

Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал (669 – 631 гг. до н.э.). Этот царь отличался большой образованностью. В своем дворце в Ниневии он собрал огромную библиотеку – более 20 тыс. клинописных табличек. Это была своеобразная энциклопедия тогдашних знаний и литературы. Этой библиотеке мы обязаны большей частью наших знаний о культуре и истории древней Месопотамии.

Ассирия пала под ударами объединенных войск вавилонского царя и мидян (Мидийское царство, возникшее раньше к востоку от Ассирии). В 614 г. пал Ашшур, а в 612 г. до н.э. была взята и разрушена столица Ассирии – Ниневия.

После падения Ассирии на передний план вновь выходит Вавилон и при правителе Навуходоносоре II (605 – 562 гг. до н.э.) возрождает свое могущество. Это относится уже к периоду Нововавилонского царства.

При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития.

Вавилон стал центром международной торговли.

Много внимания уделялось искусственному орошению. В частности, около Сиппара был создан большой бассейн, откуда шло много каналов, с по­мощью которых регулировалось распределение воды во время засухи.

В Ва­вилоне был выстроен новый дворец царя и сооружены знаменитые висячие сады (одно из чудес света в древнем мире).

Кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные фортификационные сооружения, чтобы обезопасить государство от вражеских нападе­ний в будущем.

Однако после смерти Навуходоносора II в 562 г. в течение пяти лет на троне сменилось три царя, жречество стало активно вмешиваться в поли­тику, устраняя неугодных царей.

В 556 г. до н.э. царем стал Набонид, сын одного из вождей арамейских племен.

Хотя Набонид поклонялся традиционным вавилонским богам, постепенно он на первое место стал выдвигать культ бога Луны Сина. Проводя такую религиозную по­литику, Набонид стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии, среди которых культ Сина был особенно популярен. Однако религиозные ре­формы Набонида привели его к конфликту со жречеством древних вави­лонских храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке и других городах.

В 553 г. до н.э. Набонид захватил город Харрана и распорядился о восстановлении разрушенного во время войны с ассирийцами в 609 г. храма бога Сина Эхульхуль. Также Набонид захватил некоторые области в Центральной Аравии караванный путь в Египет.

Одновременно с эти у восточных границ с Вавилонией появился могущественный и решительный противник. Персидский царь Кир II готовился к походу на Вавилон. Набонид попытался спешно организовать оборону страны, но это не помогло.

В 539 г. до н.э. Вавилон был взят персами а Месопотамия попала в их руки.

По утверждению историков и писателей древности культура Вавилона была выше ниневийской. Если вавилоняне создавали свою литературу в значительной мере на шумерских образцах, переводили их на свой язык, пополняли новыми элементами, то ассирийские авторы, в свою очередь, творчески воспроизводили вавилонские образцы. Этому способствовало и то, что ассирийский диалект был очень близок к вавилонскому, и то, что Вавилоном более ста лет владели ассирийцы. [183]

В то же время они достигли большого совершенства в составлении своих анналов. Ассирийские анналы, посвященные описанию военных походов ассирийских царей,— лучшие образцы этого вида литературы. О летописях Саргона II, Синаххериба и Ашшурбанапала можно говорить как о ярких художественных произведениях. Ассирийские авторы используют здесь такие поэтические приемы, как описание дшшх скал, пропастей, горных ручьев и т. д., а также рисуют литературные портреты ассирийских воинов и их врагов. Эти анналы содержат целый ряд зарисовок отдельных воинов ассирийского войска и его главного военачальника — царя. В них показаны сила и мощь ассирийской армии, которая не знала себе равной во всем тогдашнем мире. Некоторые страницы ассирийских анналов, как, например, описание военного похода Синаххериба в Наири, читаются с большим интересом.

Большое влияние на ассирийскую литературу оказали мифы — фантастические сказания о божествах и героях, о потустороннем мире и мироздании, явлениях природы и общественной жизни.

Наряду с религиозными представлениями в мифах первобытного общества получили своеобразное выражение и наивные попытки древнего человека осознать явления окружающего мира и собственный понемногу накапливаемый трудовой и житейский опыт. Под покровом фантастики здесь скрываются сведения древних людей об окружающей действительности. Мифы древнего мира утратили для современного человека свой религиозный смысл и воспринимаются как литературные произведения, нередко отличающиеся большой поэтической силой.

Таков, например, широко распространенный в Вавилоне миф о сотворении мира.

Этим осталась недовольна Тиамат, мать Хаоса, которая и стала готовиться к борьбе с богами. Тогда они избрали своим вождем Бэла-Мардука. Мардук победил Тиамат и разрубил ее на две части, из которых образовались Небо и Земля. После этого боги занялись сотворением тел небесных, суши, растений и животпых.

Следует упомянуть и несколько других мифических сюжетов, обнаруженных в Ниневийской библиотеке. Так, весьма интересен миф об Этане, который охватил руками шею орла и вознесся на четырнадцатое небо. Это повествование свидетельствует о том, что уже в древности человек мечтал овладеть воздушной стихией и даже проникнуть на другие планеты. Копечно, эта цель была тогда недостижимой, что сознавали и сами создатели мифа. Этана не достигает своей цели, падает на землю и разбивается.

Другой мифический герой, Адапа, вступает в борьбу с южным ветром, опрокинувшим его ладью, и ломает крылья. После этого бог Энлиль хочет даровать ему бессмертие, но Адапа из чрезмерной осторожности отказывается от его благодеяния. Заподозрив, что божественная еда и небесный напиток, которыми его угощают, смертельны, Адапа отказывается их вкусить и упускает возможность обрести вечную жизнь.[185]

В обоих мифах прослеживается дерзкая мечта древних об овладении стихиями и в то же самое время неверие в успех, признание бессилия человека перед природой, что неизбежно приводит к утверждению религиозной идеологии.

По утверждению историков и писателей древности культура Вавилона была выше ниневийской. Если вавилоняне создавали свою литературу в значительной мере на шумерских образцах, переводили их на свой язык, пополняли новыми элементами, то ассирийские авторы, в свою очередь, творчески воспроизводили вавилонские образцы. Этому способствовало и то, что ассирийский диалект был очень близок к вавилонскому, и то, что Вавилоном более ста лет владели ассирийцы.

В то же время они достигли большого совершенства в составлении своих анналов. Ассирийские анналы, посвященные описанию военных походов ассирийских царей, — лучшие образцы этого вида литературы. О летописях Саргона II, Синаххериба и Ашшурбанапала можно говорить как о ярких художественных произведениях. Ассирийские авторы используют здесь такие поэтические приемы, как описание диких скал, пропастей, горных ручьев и т. д., а также рисуют литературные портреты ассирийских воинов и их врагов. Эти анналы содержат целый ряд зарисовок отдельных воинов ассирийского войска и его главного военачальника – царя. В них показаны сила и мощь ассирийской армии, которая не знала себе равной во всем тогдашнем мире. Некоторые страницы ассирийских анналов, как, например, описание военного похода Синаххериба в Наири, читаются с большим интересом.

Все эти свидетельства ассирийской культуры стали известны нам главным образом по новоассирийским спискам. В этот литературный жанр можно включить и пословицы, которые играют большую роль при характеристике хозяйственных и общественных отношений в той среде, где они рождались. Иногда пословицы говорят больше, чем целые книги. Достаточно привести следующие примеры:

Аналогичны этим мотивы и более поздних ассирийских и вавилонских пословиц:

Большое влияние на ассирийскую литературу оказали мифы – фантастические сказания о божествах и героях, о потустороннем мире и мироздании, явлениях природы и общественной жизни.

Наряду с религиозными представлениями в мифах первобытного общества получили своеобразное выражение и наивные попытки древнего человека осознать явления окружающего мира и собственный понемногу накапливаемый трудовой и житейский опыт. Под покровом фантастики здесь скрываются сведения древних людей об окружающей действительности. Мифы древнего мира утратили для современного человека свой религиозный смысл и воспринимаются как литературные произведения, нередко отличающиеся большой поэтической силой.

Таков, например, широко распространенный в Вавилоне миф о сотворении мира.

Этим осталась недовольна Тиамат, мать Хаоса, которая и стала готовиться к борьбе с богами. Тогда они избрали своим вождем Бэла-Мардука. Мардук победил Тиамат и разрубил ее на две части, из которых образовались Небо и Земля. После этого боги занялись сотворением тел небесных, суши, растений и животных.

Следует упомянуть и несколько других мифических сюжетов, обнаруженных в Ниневийской библиотеке. Так, весьма интересен миф об Этане, который охватил руками шею орла и вознесся на четырнадцатое небо. Это повествование свидетельствует о том, что уже в древности человек мечтал овладеть воздушной стихией и даже проникнуть на другие планеты. Конечно, эта цель была тогда недостижимой, что сознавали и сами создатели мифа. Этана не достигает своей цели, падает на землю и разбивается.

Другой мифический герой, Адапа, вступает в борьбу с южным ветром, опрокинувшим его ладью, и ломает крылья. После этого бог Энлиль хочет даровать ему бессмертие, но Адапа из чрезмерной осторожности отказывается от его благодеяния. Заподозрив, что божественная еда и небесный напиток, которыми его угощают, смертельны, Адапа отказывается их вкусить и упускает возможность обрести вечную жизнь.

В обоих мифах прослеживается дерзкая мечта древних об овладении стихиями и в то же самое время неверие в успех, признание бессилия человека перед природой, что неизбежно приводит к утверждению религиозной идеологии.

Вопрос 2. Ассирийская держава

Вопрос 2. Ассирийская держава Формирование Ассирии относится так же к началу II тысячелетия до н. э. Она располагалась чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная

Глава III Ассирийская цивилизация

Глава III Ассирийская цивилизация Наблюдая ясное небо во время прекрасных ночей на Востоке, ассирийцы открывают первые законы астрономииБассейны Тигра и Евфрата. — Между двумя пустынями Ирана и Сирии расстилается плодородная равнина, орошаемая двумя реками Тигром и

1. Конницы: скифская и ассирийская[32]

1. Конницы: скифская и ассирийская[32] Совершенно невозможно точно определить время, когда впервые вошла в употребление конница в настоящем значении этого слова. Во время Троянской войны или, по крайней мере, когда Гомер писал об этой войне, она была грекам совершенно

Ассирийская армия

Ассирийская армия Созываемая каждый год в течение многих столетий, перебрасываемая от увенчанных снегами гор Армении и Ирана до болот Персидского залива и горячих песков Египта, неутомимая и почти всегда победоносная армия была главным инструментом для демонстрации

ВАВИЛОНИЯ В XII—VII ВВ. ДО Н. Э. И АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА

ВАВИЛОНИЯ В XII—VII ВВ. ДО Н. Э. И АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА В конце XIII в. до н. э. начинается упадок Вавилонии. Столетие спустя эламский царь Шутрук-Наххунте I решил, что настал час расплаты с давним врагом и, напав на Вавилонию, разграбил города Эшнунна, Сиппар, Опис и наложил на них

Глава III. Ассирийская армия III-II тысячелетий до н.э. Месопотамское военное наследие

Глава III. Ассирийская армия III-II тысячелетий до н.э. Месопотамское военное наследие Как мы увидели, Ассирии приходилось иметь дело с различными государствами и этносами. Соседние державы и народы, особенно те, кто обладал большим историческим наследием, оказали влияние на

Глава V. Тиглатпаласар III и ассирийская армия классического периода

Глава V. Тиглатпаласар III и ассирийская армия классического периода Как отмечено историками, в создании Новоассирийской империи можно проследить две стадии. Первая стадия (ранняя Новоассирийская держава) проходила под руководством уже знакомых нам Ашшур-нацир-апала II и

§ 4.3. Ассирийская держава

§ 4.3. Ассирийская держава Во II–I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов — Ассирия, — ставшее первой в мировой истории наднациональной империей. Имперский строй

Глава 3. Ассирийская держава

Глава 3. Ассирийская держава Господствующий класс Ассирии с X в. до н. э. начинает новую серию завоевательных походов. Эти войны позволили Ассирии в той или иной форме подчинить себе большинство государств Ближнего Востока, впервые за всю историю в пределах одного

2. Ассирийская держава в период наибольшего могущества

2. Ассирийская держава в период наибольшего могущества Ассирийское общество во второй половине VIII в. до н. э В Ассирийском государстве с приходом к власти Тиглатпаласара III (Тукультиапалэшарра, 745–727) начались изменения. Качественно изменились отношения Ассирийского

Скифская и ассирийская конница

Скифская и ассирийская конница Невозможно установить период, когда впервые начали использовать конницу в современном значении этого слова. Однако она не была известна в Греции во время Троянской войны (традиционные даты осады Трои 1194–1184 гг. до н. э.) или когда о ней

Ассирийская военная держава[38]

Ассирийская военная держава[38] Что мы знаем о государстве, столицу которого мы описали? Оно простиралось (в VII в. до н. э.) от гор Малой Азии до долины Нила, от Средиземного моря до Персидского залива и центрального Ирана. Им неограниченно правил царь, живший в Ниневии,

Ассирийская архитектура

Ассирийская архитектура Еще около 2300 г. до н. э. был построен храм Иштар в Ассуре. Он очень прост и связан по происхождению с небольшим жилым домом. Его план до некоторой степени напоминает даже мегарон (см. том II), но расположение входа иное. Начиная со 2-го тысячелетия

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 18. Ассирийская держава

1. Освоение железа. Во времена строительства пирамиды Хеопса люди пользовались медными орудиями труда. Во времена вавилонского царя Хаммурапи уже была распространена бронза. Медь и бронза легко поддаются обработке. Но медная руда встречалась в природе редко и стоила довольно дорого. К тому же медные и даже бронзовые орудия труда часто оказывались недостаточно твёрдыми. Ремесленнику нередко сподручнее было работать острым каменным ножом, чем ножом из металла. Всё стало меняться, когда ремесленники начали широко использовать железо. Произошло это около X (10-го) века до н. э.


Ассирийский царь Ашшурбанапал. Древний рельеф.

Плавится железо при более высокой температуре, чем медь. Для плавки железа нужны специальные печи, много топлива и особые навыки литейщиков и кузнецов. Но зато железная руда встречается чаще, чем медная, и потому железо значительно дешевле меди и бронзы. Со временем в каждой семье появились железные топор, лопата, наконечник к лемеху плуга. Железо твёрже бронзы. С помощью железных орудий труда легче было рубить лес, распахивать твёрдые почвы, копать глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими и плодородными почвами. В первом тысячелетии до н. э. железным оружием оснащаются большие армии.


Ассирийская держава в VIII—VII (8—7-м) веках до н. э.


Охота царя на львов. Рельеф из дворца.

Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники были вооружены длинными копьями и луками.

Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь ей преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. Если город имел мощные крепостные сооружения, ассирийцы использовали таран. Воины-силачи раскачивали тяжёлое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену.

3. Завоевания ассирийских царей. В VIII—VII (8—7-м) веках до н. э. ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг — в Египет и на север — в горное царство Урарту. Ассирийская военная держава 1 охватывала огромную территорию — больше, чем любое государство прежних времён.


Ассирийский воин. Древний рельеф.

1 Держава — большое и сильное государство.

В завоёванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Ассирийцы уводили в плен целые народы, лишая крова сотни тысяч людей. Всё, что было ценного в захваченных городах, они увозили к себе. Богатой добычей похвалялись их цари, а художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Недаром в древности столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови.

4. Царский дворец. Дворец ассирийских царей был построен на искусственном холме и походил на крепость. Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов — крылатых быков с человеческим лицом. У них пять ног — спереди казалось, что они стоят, а сбоку — что идут.

Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и раскрашенными. Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колеснице, вот охотится на львов, вот принимает послов, которые распростёрлись перед троном и целуют иол у его ног.


Возвращение ассирийского царя из похода. Рисунок нашего времени.


Крылатое ассирийское божество. Древний рельеф.

5. Библиотека глиняных книг. Один из последних ассирийских царей Ашшурбанапал был образованным человеком. Он приказывал привозить в свой дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы и заклинания. Были и сочинения мудрецов о движении небесных светил. На небосводе древние учёные искали всё то, что было им известно на земле: созвездия напоминали земные города, например Вавилон, а где-то между звёздами текли могучие реки Тигр и Евфрат.

После смерти Ашшурбанапала против ассирийского владычества восстали вавилоняне. С ними заключили военный союз мидийцы, жившие к северо-востоку от Двуречья. В 612 году до н. э. Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский царь, чтобы не попасть в плен, сам бросился в огонь пожара. Великая ассирийская держава погибла. А библиотека уцелела — ведь глиняные книги не горят, а становятся прочнее после обжига. Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, учёные и восстановили сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг.

Летопись ассирийского царя

(Из надписи на камне)

Я — Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов. Я нанёс поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошёл. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, всё, что там было, я забрал как добычу. 200 тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить.

Объясните значение слов: таран, конница, держава, глиняные книги. Проверьте себя. 1. В чём преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными? 2. Какие военные новшества применяли ассирийцы? 3. Как вели себя ассирийцы в завоёванных странах? 4. О чём были написаны книги из библиотеки царя Ашшурбанапала? Почему библиотека не погибла в пылающей Ниневии?

Поработайте с картой (см. с. 86). Найдите Ассирийскую державу и её столицу. Определите, какие страны были покорены ассирийцами.

Опишите по рисунку нашего времени возвращение ассирийского войска в Ниневию (см. с. 88) по плану: 1) царская колесница; 2) унижение пленных царей; 3) воины-победители; 4) каменные стражи при входе во дворец.

Читайте также: