Армия арабского халифата доклад

Обновлено: 15.05.2024

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и присоединений. Так возникла империя монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Исследованию развития мусульманского права, основанного на исламе, посвящено много работ [1 – 8]. Так Массэ [] некоторое внимание уделяет положению населения в Арабском халифата, рассказывает о налоговой системе, об управлении завоеванными территориями.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой.

В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, т.е. посланником). Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бежавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников), консолидировавшихся в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть.

Первым главой государства в звании халифа сделался муджахир, богатый купец и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу без визира (верховного чиновника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами. Этому образцу обособленного ведения административных, судебных и финансовых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) правоверных . При нем же было введено летоисчисление от хиджры (переселение в Медину, датированное 622 г.). При Омане была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана.

В VII – первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, – на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну – сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов – абу Бакра и Омара).

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют 2 периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Организация власти и управления

Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов.

Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев ). Первоначально отношение к покоренным немусульманам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. Вместе с тем политика исламизации (насаждения новой религии) и арабизации (расселения арабов на покоренных территориях, распространение арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоевателей.

На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь . Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии – диваны . Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств.

Местные органы государственного управления

Система местных органов государственного управления на протяжении VII–VIII вв. претерпевала значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками – эмирами , которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников – наибов .

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин – старшин (шейхов ).

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.

Верховным судьей считался глава государства – халиф. В целом же отправление правосудия было привилегий духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.

Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

С расширением границ державы исламские богословские и законоведческие построения подвергались влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государственной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение.

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенной ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII – середины VIII в. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII–VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. Наемничество в это время почти не практиковалось.

Упразднение Арабского халифата

Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием.

Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце в IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

В третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

Распад халифата на эмираты и султанаты – независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье – привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовно лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и присоединений. Так возникла империя монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-Восточной Африкой.

Организация власти и управления .

Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, т.е. посланником). Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бежавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников).

После смерти Мухаммеда главой государства в звании заместителя (халифа) сделался муджахир, богатый купец и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу без визира (верховного чиновника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами. Этому образцу обособленного ведения административных, судебных и финансовых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) правоверных . При нем же было введено летоисчисление от хиджры (переселение в Медину, датированное 622 г.). При Омане была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана.

Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, – на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну – сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов – абу Бакра и Омара).

С расширением границ державы исламские богословские и законоведческие построения подвергались влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения).

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государственной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение.

1. Арабо-мусульманская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. М.: Мысль, 1999. С. 633-740.

2. Бартольд В.В. Ислам: Сборник статей. М., 1992.

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 744 с.

4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 624 с.

6. Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского Востока. Душанбе, 1999.

7. Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.


Бой тяжеловооруженных всадников. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII – середины VIII века. Арабская армия стала состоять из двух основных частей – постоянного войска и добровольцев, и каждая находилась под командованием своего полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане.

Основным родом войск была конница. Но поскольку арабы были воинственным племенем, в котором каждый взрослый араб был воином, а приобрести и содержать коня мог далеко не каждый, в составе войска арабского халифата имелась и многочисленная пехота. Для ускорения марша пехоты арабы использовали верблюдов, что значительно повышало мобильность армии. Для ведения боя воины на верблюдах вооружались длинными копьями.

Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и разнообразным; два крепких и толстых лука с тридцатью стрелами, длинное бамбуковое копье с железным наконечником, метательный диск с острыми краями, колющий и рубящий меч, способный рассечь лошадь противника, боевая палица или обоюдоострый топор, 30 камней в двух переметных сумах. Также арабы широко применяли осадные орудия – баллисты, катапульты и тараны. Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары. Защитное вооружение араба состояло из панциря, шлема, надевавшегося на шапку, поручей, поножей и набедренников.

Сила арабского войска была в мобильности – способности быстро передвигаться и появляться в самых неожиданных для противника местах, а также в хорошо организованном взаимодействии пехоты и конницы. Останавливаясь на ночь или делая длительный привал, арабское войско, как правило, сооружало укрепленный лагерь, защищая его со всех сторон валом и рвом. Дельбрюк приводит следующую цитату из арабского сочинения:


Бой пехотинцев. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века

Арабы широко применяли засады, набеги и внезапные нападения – преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок. Многие победы обеспечивались активным использованием шпионов, причем не только для разведки, но и для ведения подрывной работы среди противника. Командование не гнушалось для этого ничем; применялись подкупы, устрашения, задабривания, откровенное вероломство. Подобная практика, скорее всего, и помогла им одержать верх в описываемой битве.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ПЕРВЫЕ УРОКИ АРАБСКОЕ О ЯЗЫКА

ПЕРВЫЕ УРОКИ АРАБСКОЕ О ЯЗЫКА Я подал знак рабыне, чтобы она взяла стул (я имел слабость приобрести стулья), но она отрицательно покачала головой, дав мне понять, что мое предложение нелепо, поскольку столик был невысоким. Тогда я положил на пол подушки и уселся, приглашая

28. Арабское завоевание

28. Арабское завоевание После сражения при Бадре (описанного также в Библии как победа Моисея над войском фараона) стиль жизнеописания Пророка Магомета резко меняется. Последующий рассказ, вплоть до смерти Магомета, состоит из перечисления воинских походов, сражений,

Иранское и арабское общества

Иранское и арабское общества Следующим живым обществом, которое мы намереваемся исследовать, является исламское. Как только мы обратимся к первоисточникам его истории, то тотчас же обнаружим наличие универсального государства, универсальной церкви и движения племен –

Арабское завоевание

28. Арабское завоевание

28. Арабское завоевание После сражения при Бадре (описанного также в Библии как победа Моисея над войском фараона) стиль жизнеописания Пророка Магомета резко меняется. Последующий рассказ, вплоть до смерти Магомета, состоит из перечислений воинских походов, сражений,

Арабское естествознание

Арабское естествознание Контакты между народами империи существовали всегда, в том числе научные, как бы убого с теперешней точки зрения та наука ни выглядела. Для своего времени она была наукой, а люди, развивавшие ее, были учеными.Происходило постепенное умственное

6. Арабское завоевание с точки зрения нашей реконструкции

6. Арабское завоевание с точки зрения нашей реконструкции Итак, старинное русское оружие сплошь и рядом было покрыто АРАБСКИМИ надписями.И это прекрасно отвечает новой хронологии и нашей реконструкции истории. Поскольку, согласно новой хронологии эпоха знаменитого

6. Войско агрессора Никия — это огромное войско профессионалов То же самое сообщается и о войске агрессора хана Мамая

6. Войско агрессора Никия — это огромное войско профессионалов То же самое сообщается и о войске агрессора хана Мамая В Сицилийской войне якобы V века до н. э. агрессором были афиняне во главе с Никием. Они напали на Сицилию. Фукидид говорит: «Столько народностей эллинских

2. Масштабное арабское нашествие якобы VII века и завоевание земли обетованной османами=атаманами в XV–XVI веках

2. Масштабное арабское нашествие якобы VII века и завоевание земли обетованной османами=атаманами в XV–XVI веках После сражения при Бадре (описанного также в Библии как победа Моисея над войском фараона) структура жизнеописания Пророка Магомета резко меняется. Весь

Германская агентура и арабское освободительное движение

Глава 2 БИТВА ПРИ КАДИСИИ – АРАБСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ В ИРАН (2 декабря 636 года)

Глава 2 БИТВА ПРИ КАДИСИИ – АРАБСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ В ИРАН (2 декабря 636 года) Битва при Кадисии стала важнейшим событием в войнах арабов-мусульман с зороастрийским Ираном. Она открыла для арабов путь во внутренние районы Месопотамии и Персии. После этого сражения все попытки

Арабское вторжение. Арабский мир и тюркский мир

Арабское вторжение. Арабский мир и тюркский мир Как только Тюркская империя получила смертельный удар, Китай столкнулся с арабами.В начале VII в. на Аравийском полуострове возникает ислам. Вскоре же он становится знаменем, под которым были совершены значительные

АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ

АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ В 711 г. король Родриго был вынужден прервать военные действия против васконов и обратиться к югу. На испанском берегу высадился арабский отряд под командованием Тарика. Он высадился на скале, которая несколько позже и была названа именем этого

Мухаммад создает арабское государство между Византийской и Сасанидской империями

Мухаммад создает арабское государство между Византийской и Сасанидской империями Пока Мухаммад создавал новый общественный строй в Медине, он активно расширял сферу своего влияния за пределы избранного им оазиса. Действительно, именно эта воинственность сделала

Арабское наследие и современная литература

Составлен автором для того, чтобы разобраться самому в этом сложном вопросе, и потому весьма нуждающийся в критике и дополнениях.

Армии ислама. Краткий очерк основных военных тенденций Ближнего и Среднего Востока VI-XI вв.

1) Арабские военные традиции (до пророка) – нет единого государства и армии, есть отряды отдельных племен или группы из их состава (банды, отряды, собранные для набега, и т.д.).

Воины вооружены копьями, дротиками и мечами, имели небольшие круглые щиты, более богатые люди могут позволить себе также шлемы и кольчуги. Луки для боя использовали редко, в основном для охоты.

Большая часть воинов – пехота, ездящая на верблюдах.

Конницы было мало, потому что лошади были очень дороги, поэтому они были только у аристократов. Всадники использовались либо для внезапных атак, либо добивания противника. Лошадей в бою берегли едва ли не больше людей.

Наиболее крупные союзы племен (Гассаниды и Лахманиды) находились под покровительством и влиянием более развитых и могущественных соседей (Византии и Парфии), защищали их границы и совершали набеги на территорию противника. Расположенные на границах степи и пустыни, они имели больший процент конницы.

Крепости арабы почти не осаждали, сражений по возможности избегали, основной задачей набегов был грабеж, в идеале без вооруженного соприкосновения с противником.

В бою использовали тактику резких атак, и если враг сразу не побежал, то так же быстро и отступали, стараясь избежать серьезных потерь, которые могли ослабить тот или иной род или племя. Слабая власть лидеров таких армий также заставляла их командиров бояться высоких потерь, которые могли привести к уходу тех или иных родов или племен.

Строй как таковой отсутствовал, воины строились скорее небольшими клинами или просто группами, каждую из которых составлял один род или племя.

Большую роль играли схватки племенных лидеров небольших отрядов, часто более хорошо вооруженных, чем соплеменники. Они возглавляли свои отряды и по возможности прокладывали путь для более слабо вооружённых соплеменников.

В итоге в бою перед нами спешенная пехота с небольшими отрядами конницы, нет плотного строя, мало лучников, основной упор – атака, скорее наскок, если нет удачи – отход.

Войн нет, есть набеги, стычки и т.д.

Армии ислама. Краткий очерк основных военных тенденций Ближнего и Среднего Востока VI-XI вв.

2) Армии великих завоеваний.

С военной точки зрения главным новшеством, которое внес Мухаммед, была намного более высокая мотивированность бойцов, их единство как представителей единой общины и готовность умереть за веру. Проявлением этого стал тот факт, что мусульмане теперь строились единым строем (сафф), в линию-фалангу, и отличались очень высокой стойкостью при отражении атак противника.

Именно эта стойкость и пренебрежение потерями привело к тому, что мусульмане не раз наносили поражения своим намного более многочисленным, но намного менее стойким противникам-язычникам.

Еще одним фактором стало включение в состав армии новообращенных мусульман, в том числе иностранцев, что позволяло использовать их знания и опыт. Например использование рва, выкопанного по совету новообращенного перса, позволило первым мусульманам отразить атаки намного более многочисленной конницы противника.

Первые армии ислама, захватившие огромные территории, также строились по племенам и родам, использовали для подъема духа языческие традиции и песни. Но все же уровень взаимодействия и стойкости был выше, чем раньше. Интересно отметить, что существовал младший командный состав-арафы (десятники), и высший -каиды (воеводы). Роль командиров среднего звена видимо играли племенные вожди.

По-прежнему основу армии составляла верблюжья пехота. С завоеваниями росло и количество захваченных лошадей. Однако само по себе присвоение лошадей не делает пехотинца ни опытным наездником, ни воином, владеющим и умеющим пользоваться соответствующими вооружениями и навыками кавалериста.

Теперь арабские армии делятся на три части основной линии (центр, крылья), выделяется авангард (легкая пехота метателей дротиков и всадники), прикрывающий своих и тревожащий противника, и арьергард, точнее резерв, обычно состоящий из конницы, т.е. наиболее богатых и знатных воинов.

Основная тактика – быстро захватить какие то важные позиции, попутно грабя земли врага, затем встать на этих позициях и стоять насмерть, стойко отражая атаки неприятеля, иногда несколько дней. Контратаки следуют, когда враг ослаблен атаками, причем конный резерв нередко играет роль засадного полка, иногда отправляется в обход.

Основными военными козырями, обеспечившими успехи арабов, стали стойкость их войск, воодушевленных новой верой (причем все новые и новые победы подчеркивали правоту этой веры и позволяли усилить армию за счет фанатичных новообращенных) и мобильность их армии в целом, опирающейся на верблюдов и лошадей.

Сыграло роль и то, что благодаря новообращенным арабы смогли достаточно быстро освоить военные технологии противников, в том числе наладить осадное дело.

На первом этапе определенную роль сыграли недооценка арабов, которых по старинке часто продолжали считать кочевниками, способными только на грабительские набеги, и которые убегут при малейшем сопротивлении.

А так же собственные проблемы противников. Не стоит забывать что империя парфян стояла на грани нового раскола. А владения византийцев были сильно разорены предыдущими, практически столетними войнами, засильем чиновников и чумой, поэтому денег на выплаты войскам часто не хватало.

Не забудем и религиозные разногласия в стане проигравших.

Так же следует учитывать, что с продолжением завоеваний ядро арабских войск, ведущих почти непрерывные войны в течении многих лет, пусть и состоящее из ополчений племен, все больше приобретало опыт и сплоченность, приближаясь по своему качеству к профессиональным войскам.

Арабские халифы осуществляли переселение лояльных племен в завоеванные страны, где эти племена получали налоговые льготы и жалование в обмен на службу в армии, становясь служилым сословием, наподобие казаков или стрельцов московской Руси. Кроме того, в их состав вливались новообращенные, становясь согласно традиционному арабскому праву мавали (неполноправными членами племен).

Таким образом, с продолжением завоеваний росла как численность арабских армий, так и их качество. Так в Ираке во времена Омеядов жалование получало примерно 140 т. членов племени, выставливших по максимуму порядка 50 т. воинов. Учитывая, что в это время шли почти непрерывные войны сначало с парфянами, а позднее (первая половина VIII в.) с тюрками, плюс периодические войны с византийцами и хазарами, ядро этих войск составляли весьма опытные воины.

3) Профессиональная армия

Армии ислама. Краткий очерк основных военных тенденций Ближнего и Среднего Востока VI-XI вв.

В 740 г. халиф Мерван II провел серьезную реформу (возможно, законодательно закрепив уже произошедшие изменения).

Теперь арабская армия строится отдельными подразделениями – кардусами (отсюда наше слово эскадрон), становившимися отдельно.

Первую линию основного боевого порядка теперь составляли стрелки (из лука и арбалетов), начинавшие сражение.

За ними во второй линии стояла тяжелая пехота, причем стрелки первой линии могли отойти в промежутки между кардусами второй.

После того как вторая линия примет на себя основной удар противника, третья линия, состоящая из конных кардусов, через те же промежутки наносила мощный контрудар.

В это же время происходит разделение на тяжелую и легкую конницу. Аналогичные процессы происходят в Европе, где вместо франкского пешего ополчения формируется тяжелая конница каролингов. Однако в отличие от лесистой Европы на степных просторах Евразии конница могла маневрировать намного более спокойно, по возможности избегая лобовых столкновений. Поэтому в Арабском халифате основным оружием тяжелой конницы становится лук, а булавы и мечи лишь довершают дело.

Можно предположить, что наличие надежной пехоты также позволяло конным лучникам спокойно делать свою работу под ее защитой.

Возможно, что появление у арабов тяжелой конницы было ответом на тактику тюрок, хозяев Средней Азии и Великой Степи. Последние как известно, имели большое количество конных лучников и отряды тяжелой, вооруженной копьями конницы.

Из этого видно что тактика арабов строилась на организации мощного отпора врагу силами пехоты, после чего в идеале следовала победоносная контратака пехоты и конницы. Также в составе арабской армии происходит разделение по родам войск, что свидетельствует об ослаблении племенных традиций.

Возможно, это было связано и с тем, что представители арабских племен, получив многочисленные привилегии, передаваемые по наследству, все больше манкировали службой, предпочитая заниматься собственным хозяйством. В результате все большую роль в армии играли мавали, которые ворчали, что хотя их в действующей армии вдвое больше, чем арабов, получают они вдвое меньше, чем последние.

Таким образом, можно, пусть и весьма упрощенно, сказать, что восстание, свергнувшее династию Омейядов в середине VIII в., было столкновением ветеранов, т.е. полевых войск и отрядов из пограничных гарнизонов, с придворными частями и внутренними гарнизонами, гордящимися только заслугами предков.

После 750 г. в армии новой династии, Абассидов, старые племенные традиции набора армии были во многом отменены, армия стала полностью профессиональной, причем большую роль стали играть конные отряды землевладельцев-декхан, представлявших собой тяжеловооруженных конных лучников. Так же по прежнему использовались арабские части (хотя численность получающих жалование сократилась) и отрияды тюрок.

Максимальная численность полевой армии халифата была видима достигнута в 806 г., когда лично Харун ар-Рашид повел в священный поход на Византию 135 т. воинов.

После 813 г., когда эти же отряды принесли победу одному из двух претендентов на престол, халифы стали задумываться о том, что надежность этих войск остается под вопросом.

Чтобы решить эту проблему, арабские халифы, особенно аль-Мутасим (833–842 гг.), стали создавать многочисленную гвардию из числа тюрок. Для этого активно покупались как пленные тюрки-воины, так и и молодые тюрки. Кроме того, многие тюрки сами нанимались в халифат в качестве наемников.

По мере необходимости они проходили специальную подготовку в особых подразделениях, где их учили воевать на лошадях, маневрировать, владеть луком и другими видами оружия. С окончанием обучения все они получали личную свободу, но продолжали считаться рабами дворца. Поскольку по арабским законам того времени за действия раба отвечал хозяин, фактически это означало что их как бы выводили за рамки обычного права, во всяком случае до тех пор, пока халиф был ими доволен.

Так формировалась мощная гвардия, в идеале преданная халифу. Она дополнялась пехотой, причем наиболее знаменитыми были дайлемитские части, состоящие из жителей горной провинции Дайлем (около Каспия), чьи воины славились своей стойкостью и умением действовать в горах.

По своей численности она насчитывала 20-25 т, из которых 2/3 (15 т. из 25) составляли конныца (тюрки в основном плюс арабы, персы и т.), остальное пехота (магрибинцы и персы). Со временем как пехотинцы прославились дайлемиты.

Всего армия халифа в IX в. насчитывала порядка 70 т., из которых в поле выводили максимум 58 т.

Таким образом, халифат повторял историю Западной Римской империи, значительную и лучшую часть армии которой составляли иностранцы.

Также своих гулямов стали заводить и другие наместники и вельможи халифа.

Лидеры гвардии гулямов стали приобретать все новые земли, которые нередко освобождали от налогов, создавать собственные владения и т.д. Также местные наместники чувствовали себя все более вольготно. И перставали платить налоги в центр.

В результате халифы уже не имели возможности платить своим войскам и начали терять над ними контроль. В конечном счете это привело к развалу Халифата, причем власть в центральных провинциях перешла к дайлемитской династии Буидов.

В военном отношении продолжались традиции арабов, т.е. сочетание тяжелой пехоты, нередко дополняемой лучниками, и конницы, которая делилась на легкую и тяжелую (гулямов), причем и та и другая активно использовала луки.

Позднее династия Великих Сельджукидов, опирающиеся на ополчения своих соплеменников тюрок, т.е. легковооруженных лучников, дополняемые небольшими отрядами более тяжелой конницы. Насколько можно судить, качество и количество пехоты в их армиях сокращается. Конница становится основой их армий.

В Северной Африке большую роль сохраняли армии, ядро которых по-прежнему составляла тяжелая пехота, дополняемая относительно немногочисленными конными подразделениями.

Такой была и армия Фатимидов Египта, основу которой вначале составили берберские племена, а затем многочисленные воины-суданцы, также сражавшиеся как тяжелая пехота с минимумом стрелков. Впрочем в княжествах Андалусии и Сирии мы видим возвращением к небольшим конным отрядам – аскерам, состоящим из гулямов и местных добровольцев, что более всего напоминает дружины русских князей.

В столкновении с крестоносцами мусульманские армии часто оставались слабее. Крестоносцы активно использовали пехоту, значительную часть которой составляли стрелки (из луков и арбалетов). Также они имели немногочисленную легкую конницу туркополов.

Но главным их преимуществом в военном отношении было наличие тяжелой рыцарской конницы, пусть и не слишком многочисленной, но способной к ошеломляющему конному удару. Наличие многочисленной пехоты позволяло европейцам переждать при необходимости атаки своих восточных врагов, а вот им противопоставить чарджу крестоносцев в лобовом столкновении было нечего, так как их пехота была весьма слабой, а конница не выдерживала лобового удара.

Разумеется, это не значит, что чардж становился идеальным оружием. Скорее можно сказать, что в отношении пехоты и легкой конницы оба противника имели что противопоставить друг другу, а в отношении тяжелой конницы – европейцы были впереди.

В отношении Фатимидов ситуация была обратной – их тяжелая пехота, не имея поддержки в виде многочисленных лучников и всадников, не могла выдержать атак крестоносцев с фланга и терпела поражение за поражением.

Основные источники:

Асадов Ф.М. Численность тюркской гвардии Абассидов в IX-начале X в./Проблемы зарубежного востока: История и современность Баку 1988. с. 125- 137

Николлее Д., Мак Брайд А. Армии мусульманского востока. М. АСТ. 2003.

Матвеев А.С. Военное дело арабов в X в./ Никифор II Фока. Стратегика. Спб. Алтейа 2014 г.

Нечитайлов М. Армии Фатимидов, Альморавидов, Андалусские армии. – журнал Воин №10, 12, 13.


В настоящее время мусульманский мир пребывает в тени прошлого Халифата и не обладает прежним могуществом и уважением. Поэтому единственный путь для возрождения мусульманского мира заключается в создании Халифата, поскольку это образование является основополагающим для мусульманской Уммы, ИншаАллах.

Многие считают, что мусульманский мир слаб и не в состоянии бросить вызов ведущим мировым державам. Однако все же, несмотря на коррумпированные правительства и слабых лидеров, некоторые из мусульманских стран, такие как Пакистан, Турция, Иран и Индонезия, сделали ряд ключевых достижений в военной сфере. Таким образом, в мусульманских землях существует инфраструктура и технические навыки для развития военной техники, и как только будет установлен Халифат, государство начнет разрабатывать политику по укреплению и расширению своих возможностей в этом направлении.

Пакистан разработал следующие виды военной техники:

Танки Аль-Халид и Аль-Заррар (разработаны Хэви Индастриз Таксиле (HIT))
Многофункциональный боевой самолет JF-17 Thunder (это боевой самолет был произведен совместно с Китаем)
Учебно-тренировочный самолет MFI-17 Mushshak
БПЛА (беспилотные летательные аппараты)
Крылатые ракеты
Пакистан обладает шестой по величине армией в мире

Турция разработала следующие виды военной техники:

Производство истребителей по лицензии (Турецкая аэрокосмическая промышленность (TAI))
Детали для самолетов Boeing и Airbus
БПЛА
Военные корабли
Военные транспортные средства
Турецкая армия является седьмой по величине армией в мире
Турция обладает второй по величине армией в НАТО
К 2020 году Турция планирует разработать собственные реактивные истребители

Иран разработал следующие виды военной техники:

Радиолокационные технологии
Одноместный истребитель Sa'eqeh
Ракетные системы
Индонезия разработала следующие виды военной техники:
Внесла вклад в дизайн и разработку гражданских и военных региональных самолетов
Вооружение и военные транспортные средства

Все эти разработки необходимо внедрить и продемонстрировать способность Халифата защитить себя с самого начала его создания.

Часть мусульманского мира находится в стратегически важных частях мира. Так, например, Пакистан, Турция и Египет имеют жизненно важные для всего мира воздушные пространства и военно-морские базы. Вот почему колониальные державы соревновались ради захвата власти над этими странами мусульманского мира. Османский Халифат контролировал Босфор и заставлял другие страны брать разрешение на проход через пролив, и никогда Халифат не позволял враждебным странам использовать свои земли, стратегические проливы или военно-морские базы для обеспечения собственной безопасности.

Политика будущего Халифата в сфере производства и совершенствования вооруженных сил включает следующие меры:

Обновление существующей инфраструктуры, которая используется для разработки военной техники
Достижение самообеспечения, то есть независимости от внешних сил, в деле развития военной техники.
Разработка учреждений, которые будут проводить подготовку инженеров, летчиков, врачей и т.д.
Развитие систем военного назначения

Вышеупомянутые меры будут гарантией того, что Халифат работает в направлении создания сильной и современной армии. В настоящее время изобилие природных и трудовых ресурсов в мусульманском мире позволит Халифату стать мировой державой. Уже с момента его создания Халифат будет обладать рядом преимуществ:

Крупнейшая в мире армия
Обширные земли
Контроль над стратегически важным воздушным пространством, проливами и военно-морскими базами
Доступ к богатейшим природным ресурсам.

Халифату понадобится немало времени для развития и усовершенствования своего военного потенциала, однако в этом деле у Халифата будет разработана система, которая позволит развивать лучшую военную технику. Не следует забывать, что крупные мировые державы достигли своей военной мощи в течение десятилетий исследований и разработок.

Халифат будет стремиться иметь самую мощную военную силу в мире, поскольку это позволит поддерживать мир и безопасность в пределах собственных границ и в остальном мире, а также гарантировать, что никакая глобальная власть не колонизирует мусульманские земли, как это происходит сегодня. В государстве будут личности, подобные Мухаммад ибн Касиму, которые будут работать на благо Халифата и Ислама. Халифат станет маяком для всего человечества и моделью, к которой все народы будут стремиться, ИншаАллах.

Способность любого государства защищать свои границы от внешних угроз имеет большое
значение для его существования. Для страны является существенным считаться независимой в защите своей территориальной целостности, так как в противном случае сам факт существования государства оказывается под вопросом. Нация, которая в состоянии обеспечить свою территориальную целостность, может сосредоточиться на внутреннем развитии и процветании, не беспокоясь о внешних помехах. Такое положение достигается за счет развития промышленной базы по производству военной техники. Именно это позволяет нации быть способной защитить свои границы, а также делает ее самодостаточной в этом начинании. Такой потенциал сдерживания также дает нации возможность проецировать свою силу и позволяет играть важную роль в мире далеко за пределами своего региона.

На протяжении всей истории цивилизации, народы, племена и империи создавали армии, чтобы защитить свои земли, они строили различные типы военной промышленности и использовали все доступные в их эпоху технологии для защиты земель и проецирования своей силы. Беглого взгляда на историю достаточно, чтобы понять, что у всех мировых держав были большие армии, современное оружие и существенное преимущество перед своими конкурентами. Римская империя, Британская империя, США, Франция Бонапарта, нацистская Германия, имперская Япония, Советский Союз, Китай, а также Халифат - все они создавали мощнейшую военную промышленность и армию для защиты границ и распространения своего влияния в глобальном масштабе.

Неудивительно, что те страны, которые имеют передовую военную промышленность, также являются мировыми державами и разрабатывают международную систему для защиты их интересов. Однако, когда мы смотрим на мусульманский мир, большинство стран не являются независимыми в удовлетворении военных потребностей, и многие из них полагаются на запад для обеспечения своей безопасности, поэтому вполне очевидно то, что большинство правителей во всем мусульманском мире не являются независимыми.

Однако события арабской весны показали, что Умма пытается изменить существующее положение дел и взять свою судьбу в собственные руки. Устранение иностранного влияния и защита границ необходимы, чтобы освободиться от десятилетий западного вмешательства.

Данные доклад является пятым в серии докладов, рассматривающих то, каким образом Халифат будет решать крайне важные задачи будущего государства. В предыдущих публикациях были исследованы и проанализированы состояния промышленности, образования, энергетики и внешней политики. Этот отчет изучает то, каким образом страны в современную эпоху защищают свои границы, распространяют собственную мощь и влияние, а также создают образ сильной державы. В нем будет проанализирована военная сила мировых лидеров с целью выделить те факторы, которые Халифат должен будет учитывать. В отчете будет представлен анализ оборонно-промышленной базы мусульманских стран с оценкой его сильных сторон и выявлением тех сфер, которые нуждаются в развитии. В докладе будут изложены те меры, которые должен будет реализовать Халифат в деле государственной защиты и построения системы обороны.

Читайте также: