Толерантность основа диалогического общения учителя доклад

Обновлено: 30.06.2024

Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упрощению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т.е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства – радио, телевидение и т.п.). Правда, у данного сдвига к сфере культуры (культурологический сдвиг) есть некоторые основания.

Эти свойства культуры так или иначе отражаются в педагогическом самосознании. Педагог теперь не образец, а индивидуальность, личность, которая хочет, чтобы ее поняли, и применяет все возможные средства для этого. Но такая личность и сама хочет понимать других, тоже как личностей, имеющих право на слово, на мышление. И это последнее как раз и является средством педагогической работы, управления, фактом самосознания. Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру толерантности и ее основные компоненты.

Образование всегда выдвигается на первый план там, где речь идёт о экзистенциально-гуманистических ценностях. В этом аспекте, личность педагога признана быть носителем и образцом здорового и конструктивного начала, как готовности и способности строить свои взаимоотношения с Другим(и) на основе понимания, принятия и признания многообразия бытия. В общей системе профессиональной деятельности педагога это проявляется в единой целостности его человеческих и профессиональных особенностей, которые можно рассмотреть в следующем плане:

Терпимость и толерантность в сфере профессиональной деятельности педагога выступают как проявление принятия, небезразличия и терпения. Проблема осложняется тем, что это качество связано с проявлением его не только во взаимоотношениях с детьми (они сами по себе уже непросты), но и с взрослыми – коллегами, родителями школьников.

Истинных толерантных отношений возможно достичь:

– у педагога к родителям только в ситуации здорового интереса к личности воспитанников и их родительских семей;

– у родителей к педагогу только в ситуации, когда родители видят равно заботливое и доброе отношение педагога ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности.

Именно так создается основание обоюдной толерантности не только на межличностном уровне, но и на уровне социальном – как средства и условия взаимной толерантности школы и семьи, без которого, с одной стороны, невозможно их разностороннее и плодотворное взаимодействие в интересах ребенка, а с другой – возможны драмы и его, и родителей, и педагога.

3. Толерантность в отношениях между педагогами – самая деликатная проблема. Это проблема специалистов, работающих в общем пространстве и атмосфере, главное, формально – в едином статусе. Известная замкнутость школьного пространства и профессии, постоянное нервное напряжение атмосферы, дефицит сдержанности, стремительная, часто непредсказуемо развивающаяся череда ситуаций, обостряют значимость толерантности как явления в межличностных отношениях педагогов. В этих условиях чрезвычайно важно для каждого педагога:

проявлять умение быть снисходительным, миролюбивым к существованию иного мнения;

– уметь достигать согласия в решении педагогических вопросов;

– стремиться к выработке единства (но не одинаковости!) в требованиях;

– способность признать собственные недостатки;

Только при таких условиях возможно рассчитывать на формирование и становление в педагогическом коллективе толерантных отношений. Таким образом, для всех субъектов педагогического пространства и человеческая, и профессиональная стратегия становления и проявления толерантности (педагогической) реализуется вектором от Признания и Понимания до Принятия другого. Через это формируется здоровое взаимодействие и сотрудничество.

4. Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию толерантности. Оно связано, в первую очередь, с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать Другого, иного, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога – обязательно, как бы ни было сложно.

Для педагога важны рефлексия и самоанализ своего реализуемого отношения к разным окружающим. При этом, честная, не вызванная эмоциональным возбуждением оценка своих мыслей, отношений, решений, поступков. Ведь каждый имеет право и на удачу, и на ошибку, но нельзя не видеть и последствия той или другой, чтобы развить первую и впредь уберечься от второй.

5. Стремление и умение владеть собой: сдерживать неприязнь, негативное отношение к чему-либо или кому-либо из окружения – самое трудное(!) для педагога в очень непростой нервной рабочей обстановке. Он порой сам проявляет нетерпимость, провоцирует обострение отношений. Следовательно, для каждого педагога важно воспитывать в себе толерантность как одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство, проявляющееся в бесконечном многообразии школьной или внешкольной среды.

Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Работа педагога с родителями ребят, с коллегами, как и его работа над собой, – все это, в совокупности, во имя детства.

8. Гораздо сложнее – помочь воспитанникам понять внешкольную среду и противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Особенно актуальным для педагога является процесс получения знаний о современном детстве: его идолов, привязанностей, представлений и динамики развития каждого школьника. Ведь улавливая новое, современное легче увидеть причины возникающих трудностей и конфликтов, а, следовательно, легче искать способы развития толерантности.

10. Толерантность как психологическое явление, во многом обусловлена оценочной системой, сложившейся в социальном окружении воспитанника и выражается в отношении к нему. Это отношение особым образом переживается самим ребенком, определяя и направляя динамику его развития. Известно, что на становление межличностной толерантности ребенка особое влияние оказывают оценки референтных взрослых, к числу которых относятся и родители, и педагоги. Оценка педагога особенно важна ребенку для повышения его мотивации, усиления чувства собственного достоинства, а в результате – для формирования адекватной самооценки. Следовательно, изучение отношения социума, в частности педагога, к воспитаннику также имеет важное значение в эффективности толерантного воспитания со стороны системы образования.

11. Применение различных приемов на практике предполагает наличие гуманной позиции учителя, по отношению к детям. Педагог может и должен, воспитывая в духе мира и толерантности, ставить перед собой и реализовывать задачи гуманистической направленности:

– признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

– быть примером для детей;

– поддерживать эмоциональные привязанности;

– развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

– давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;

– избегать жестких иерархических отношений;

– не допускать проявлений авторитаризма;

– поощрять совместную деятельность и пр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему

Учитель:Ющенко Л.А.


Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека.

В новом тысячелетии толерантности уделено особое внимание, так как это путь к выживанию человечества и гармоничным отношениям в обществе.

Во все времена главным стержнем в образовательной политике выступала личность Учителя, его идейные убеждения и нравственный облик. От личности учителя, мировоззренческих позиций, культуры и

образованности, педагогического мастерства зависит успех подготовки молодого поколения к жизни к будущей жизни в обществе.

Современные условия развития общества выдвигают новые требования к педагогу, предусматривающие формирование педагогической толерантности. Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как средство достижения поставленных воспитательных и образовательных задач, с другой, - как одна из целей процесса воспитания.

Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности.

Существует два вида толерантности педагога: социальная (или социально-психологическая) и психологическая (или психофизиологическая). Наличие социальной толерантности позволяет учителю эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, а сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчивость учителя к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной карьеры.

Педагогическая толерантность - владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, родителями, другими педагогами. У современного педагога должна быть установка на толерантность как активную жизненную, как качество личности; как норму своего поведения, представляющую собой одну из составляющих педагогической этики. Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. К внешним, внутренним условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д. Среди субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки.

Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности. Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова.

Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения. Роль учителя часто заставляет человека уходить в наставления, в то время как роль исполнителя - воспринимать эти поучения. Но поскольку каждый из нас бывает в амплуа разных ролей, то можно понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции, изменять чувства, мысли и состояния окружающих.

Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися. Однако без коммуникативной толерантности (знание педагогом основ культуры речи, владение риторическими навыками, умелое применение норм русского речевого этикета и др.) профессионально-педагогическая толерантность едва ли состоится.

Навык толерантности способствует бесконфликтному участию в любой коммуникации. Одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал, является образование, в котором плодотворно используется диалог, сотрудничество, уважение между всеми субъектами образовательного процесса .

Таким образом, психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности учителя свидетельствует о том, что она является профессионально важным качеством личности учителя и оказывает влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса.

Педагогика толерантности предъявляет определенные требования к личности учителя и основывается на изменении отношения к ученику. Исходя из позиции, что личность может быть воспитана только личностью, К. Роджерс - американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии выделяет личностные установки, которые учитель реализует по отношению к учащимся: искренность в выражении собственных чувств, переживаний и мнений, активное слушание и эмпатию чувств и состояний детей, выражение своего понимания их чувств и безусловное принятие каждого ученика как личности.

Коммуникативно-педагогическая толерантность достигает пика своего развития в период профессиональной деятельности 7-15 лет. Ведущим компонентом является доброта.

В педагогической деятельности преподавателей средне- специальных учебных заведений для развития толерантности между субъектами образования целесообразно использовать такие типы взаимодействия, как диалог, сотрудничество. В структуре данных взаимодействий преобладают эмоционально-волевые и когнитивные компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнерства, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления, умение целенаправленно воспринимать личность учащегося.

Педагогическая толерантность может быть рассмотрена как профессионально важное качество педагога, оказывающая влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения с детьми, родителями, педагогами.

Специфика профессиональной деятельности учителя заключается в систематическом сотрудничестве с обучающимися различных возрастных категорий, что требует самого внимательного отношения к особенностям их возраста, чуткого понимания их запросов, интересов, увлечений, духовного мира. Поэтому каждый педагог должен владеть системой психологических знаний, быть мудрым наставником, толерантным собеседником, умеющим помочь студенту выбрать правильное решение в жизненной ситуации, быть таким Педагог, к которому могут обратиться за советом, помощью. Интерес к работе с подрастающим поколением, мудрое терпение, стремление вести обучающихся к новым достижениям и целям,

отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношения с учащимися являются необходимыми качествами личности современного учителя.

Профессиональная убеждённость педагогов, широта культурного и научного кругозора, высоконравственное поведение, педагогическое мастерство служат основой толерантного воспитания молодого поколения казахстанцев.

Таким образом, роль педагогической толерантности является неоспоримой в современном обществе.

Толерантность в педагогике имеет два аспекта:

1) терпимость педагога к обучающимся;

2) воспитание у обучающихся навыков толерантного поведения.

Успешность в решении этих задач чётко проявляется при непосредственном общении педагога и обучающегося, то есть в самом педагогическом процессе. В результате должен быть обеспечен необходимый эмоциональный фон педагогического процесса. Это, в свою очередь, влияет как на характер усвоения учащимися преподаваемых дисциплин, так и на профессиональную удовлетворённость педагога своей практической деятельностью.

Анализируя особенности толерантности педагогов в образовательном процессе, исследователи определяют несколько видов толерантности педагога:

- наличие социальной толерантности позволяет педагогу эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса;

- сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчивость педагога к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной деятельности.

Сфера образования является одной из самых консервативных: педагогу все еще достаточно тяжело принять то, что он не является единственным источником знаний. В такой ситуации педагогическая толерантность выступает как способ адаптации к современным условиям, связанным не только с постоянно увеличивающимся информационным пространством, но и повышением интереса, актуализацией внимания к правам человека, ребенка и т.п.

Педагогическая толерантность в своем проявлении позволяет организовать то образовательное и воспитательное пространство, в рамках которого будут созданы условия для конструктивного взаимодействия педагога и обучающегося, педагога и педагога, педагога и администрации; личный пример педагога, который строит взаимоотношения на основе понимания, уважения, принятия – один из лучших методов формирования толерантности у детей. Кроме того, педагогическая толерантность позволяет рассматривать ребенка не как средство, объект, а именно как главную ценность. Подобные принципы пропагандируются сторонниками гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества.

Любое явление имеет свои границы и педагогическая толерантность – не исключение, но ее границы вещь достаточно спорная. Некоторые исследователи пытаются их определить, манипулируя понятиями терпение и терпимость, делая упор все же на терпении. Педагогическая толерантность находится в тесной взаимосвязи с профессионально важными качествами личности педагога, такими как альтруизм, наличие смысла жизни, восприятие и понимание неопределенности, фрустрация, адекватная самооценка, психологическая устойчивость, способность к рефлексии, внутренний локус контроля, конфликтоустойчивость, эмпатийность, креативность. Нельзя рассматривать каждое профессионально важное качество личности субъекта образования, составляющее содержание педагогической толерантности как независимую, вне связи друг с другом, переменную, так как упускается из вида эффект их совместного действия. Важен характер взаимосвязей между данными качествами.

Важно, чтобы педагоги в своей деятельности придерживались базовых принципов толерантности:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к обучающимся с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;

– оценочная деятельность должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках учителя;

– процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Соблюдение данных принципов позволит реализовать переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.

Реализация двух основных функций – воспитания и обучения – требует от современного педагога следующих личностных качеств:

– тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

– понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

– умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.

Педагогика толерантности предъявляет определенные требования к личности учителя, а именно: отношение к человеку как самоценности, отношение к себе как к самоценности, т.е. самопринятие, самоуважение, вера в свои возможности, потребность и способность к преобразованию себя, отношение к профессии как способу самореализации.

Правила толерантности (С. Соловейчик)

5. Мы освоили педагогику требования, наказания, уговоров, поощрений – педагогику борьбы с недостатками; мы порой так яростно боремся с недостатками ребенка, что и достоинств его не видим. А может, не надо бороться? Может, все-таки вести себя по-другому, увидеть и развивать в ребенке все лучшее? – эмпатия, поддержка, оптимизм.

Главное оружие педагогики сотрудничества — успех. В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления, которые на современном этапе должны быть определяющими в процессе обучения:

Гуманно-личностный подход к ребенку , который подразумевает развитие в комплексе всей совокупности качеств личности через всю образовательную среду учебного заведения, поддержку и развитие природных и получаемых способностей ребенка, развитие личности как главной цели образования, создание ситуации успеха. В этом случае приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность. Гуманное отношение к детям – это заинтересованность в судьбе ребенка, вера в ребенка, мастерство общения с ним, отсутствие принуждения, положительное стимулирование, терпимость к недостаткам. Демократичное отношение к процессу обучения и воспитания – это уравнивание значения прав ребенка и учителя, право на ошибку, направляющий, убеждающий, организовывающий стиль общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них - всё лучшее в человеке. По словам А.В.Луначарского, педагог должен быть самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал.

Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека, и несет все большую и непосредственную ответственность за результаты обучения и воспитания. Современный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить отношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Прогрессивное педагогическое сообщество признает толерантность ведущим принципом гуманистической педагогики. Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьной жизни у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению. Большая ответственность в этом ложится на плечи педагога. Только тот педагог может воспитывать толерантность у детей, если он сам обладает толерантными качествами, проявляет и реализует толерантность в профессиональной деятельности.

Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и просить их несовершенства. Нетерпимый педагог не сможет воспитывать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих воспитанниках. Уравновешенность, эмоциональная стабильность, умение выходить из психологических стрессов и конфликтных ситуаций самому и помогать в этом другим - это важнейшие качества, определяющие педагога с высоким уровнем толерантности. Толерантность педагога заключается в умении вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления. Педагог должен не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать её, уметь ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие горе или радость, любовь или ненависть, то есть быть отзывчивым, чутким к людям.

Толерантный педагог обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, использует дифференцированный подход не только в обучении, но и воспитании, учитывая индивидуальные качества и способности детей. Постоянная работа над самим собой, признание собственных ошибок, постановка и реализация поставленных целей и задач, нетрадиционные пути решения проблем, профессиональный рост – качества толерантного педагога.

Культура общения учителя с детьми, независимо от возраста, должна основываться на уважении к ученику, как личности. Не допустимо общение на повышенных тонах. Умение слушать и быть услышанным поможет решить многие проблемные ситуации. В общении педагог, обладающий спокойствием, выдержкой, создает эмоционально-позитивную атмосферу в классе, психологически комфортные условия для самореализации в познавательной деятельности, стимулирует интерес к предмету и успешное усвоение знаний. Владение качествами толерантной культуры позволяют учителю демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности и обеспечивать качественное образование детей.

Ведущим компонентом толерантности педагога является доброта. Ребёнок идёт в школу, к учителю с безграничной доверчивостью, с радостью. Беда, если учителю недоступны чувства ответственности за радость, за веру ребёнка в себя. Огонёк радости, доверия, старания легко потушить резким словом, равнодушным жестом. Дети прекрасно чувствуют добродушие взрослых. И часто так бывает, что озлобленный ученик постепенно становится добрым, если он попадает в атмосферу добра, любви, взаимопонимания и уважения.

Уважение и принятие обычаев, религий и культур учеников другой веры и национальности, является самым важным качеством толерантности педагога. Практически нет классов, где бы не было детей другой веры и национальности. Педагог должен помнить, что только терпимое восприятие представителей разных народов, толерантное отношение к другой религии, иной культуре – гарантия выживания человечества в 21 веке. Особенно большую роль в этом серьёзнейшем вопросе несут учителя младших классов.

Организация обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений, особенностей людей и др.

Создание толерантной среды в школе предлагает взаимную ответственность участников воспитательного процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип отражается в ряде правил организации практической деятельности: необходимо реально уважать мнение детей и их родителей, а не играть в уважение к ним. Толерантный педагог воспитывает толерантных учеников.

Толерантный учитель, педагог- этооптимист, любящий жизнь, добродушен, жизнерадостен, самостоятелен и реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, постоянно ставит перед собой творческие цели, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе, обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой.

Он осваивает уважение к чужому мнению, использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов; учит мыслить критически и умеет ценить позиции других; ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни; содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности.

Ученики, воспитанники толерантных педагогов отличаются от учеников и воспитанников интолерантных педагогов. Они любознательны,жизнерадостны, активны, самостоятельны, общительны, доверчивы,внимательны, добродушны и отзывчивы.

Дети – это будущее нашей страны. Каким оно будет – зависит от тех, кто растит, учит и воспитывает их. В руках учителя наше будущее. Он воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Список использованной литературы:

1. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности:Учебно-методическое пособие .М;Академический проект, 2004.-240с.

2.Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа/ Толерантность в общественном сознании России. М.: 1998.

3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности.- М.: Академический Проект, 2004. – 176с.



Статья затрагивает проблему толерантности в общении учителя и ученика, демонстрирует важность уважительного отношения педагога к детям. Автор считает, что залогом успешного взаимодействия участников дидактического процесса является их умение терпимо и вежливо относиться друг к другу.

Современные методы преподавания позволяют не только активизировать учебную деятельность, но и вывести на совершенно новый этап культуру общения участников дидактического процесса.

В педагогике и психологии решением данного вопроса занимались многие ученые, среди которых П.И. Пидкасистый, И.А. Зимняя, А.А. Радугина, Р.С. Немов, Б.Ц. Бадмаев, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер и многие другие. Необходимость перехода отношений между учителем и учеником с авторитарной позиции на демократическую вызвана поиском новых форм социальной организованности в образовательной сфере. Прогресс в этом направлении сегодня весьма заметен. Гуманизация отношений между участниками дидактического процесса, в основе которой лежит мотив сотрудничества, представляет ученика, в первую очередь, субъектом целостного педагогического процесса, а не пассивным объектом.

Равноправие между учителем и учеником в плане личностного общения не означает, что учитель становится на одну ступень со своим подопечным; однако он признает учащегося индивидуальностью, способной выражать свои чувства и мысли, не боясь, что они могут отличаться от мировоззрения взрослого поколения.

Сегодня невозможно рассматривать культуру общения участников дидактического процесса, не указав того, что основой современных межличностных отношений в образовательном процессе является толерантное восприятие окружающего мира. С позиций данного подхода, толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как принцип взаимодействия человека с другими людьми, исходящий из понимания, принятия и уважения многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий.

Межличностная толерантность в образовательном пространстве выделяет человека с собственным мнением, мировоззрением, уважающим и признающим право другого воспринимать чужие мысли иначе, готового уважать чужое мнение. Именно межличностный уровень толерантности имеет наибольшее значение при общении участников дидактического процесса.

Это можно расценивать как непрофессионализм учителя, низкий уровень культурной осведомленности о практике воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем, не стоит забывать, что в современном образовательном пространстве роли учителя и ученика в плане межличностного общения равнозначны, поэтому воспитывать в себе культуру общения, постоянно обогащая свое культурно-информационное пространство, – это дело всех участников дидактического процесса.

Формой сотрудничества между учителем и учеником выступает совместная деятельность двух участников дидактического процесса, построенная на демократических принципах и направленная на достижение общих целей, главной из которых является реализация себя как личности. Именно на уровне общения учителя и учащихся происходит взаимодействие, в процессе которого формируется коммуникативная культура, являющаяся важнейшей составляющей общей культуры личности.

Потребность стать значительным, о которой не раз в своих работ работах упоминает Д. Карнеги, присуща всем людям. Поэтому устоявшийся стереотип в сознании учителей, согласно которому они выше и умнее учеников, необходимо искоренять или, по крайней мере, делать его ориентированным на коллег. Педагогика сотрудничества призывает учителя быть не только высококвалифицированным специалистом в области научного знания, но и активно участвовать в жизни учащихся, быть помощником, соратником, старшим другом в поисках жизненной истины. Тогда учащимся захочется не только приобретать знания, умения, навыки, но и творить, овладевать в совершенстве профессиональным мастерством.

Педагогическое общение – это целая система взаимодействия педагога и воспитуемого, которая должна быть эмоционально комфортной для обоих участников дидактического процесса. Владение технологией общения помогает педагогу сформировать правильную модель поведения в конкретной ситуации. Неверная форма педагогического общения может привести к конфликту, поэтому важно правильно избирать систему приемов коммуникации (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.).

Снятию коммуникативных барьеров помогает, прежде всего, нахождение правильных форм общения, среди которых наиболее распространенными является общение на основе увлеченности совместной деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-диалог, общение-дистанция. Правильно выбранный стиль педагогического общения является залогом результативной учебно-воспитательной работы.

Читайте также: