Доклад критериальное оценивание важный фактор процесса обучения

Обновлено: 05.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Оказание содействия участникам мастер-класса в понимании сущности критериального оценивания и в приобретении навыков формативного оценивания учащихся

Показать на практических примерах использование различных видов формативного оценивания на разных этапах урока.

« Человеческий капитал – основа модернизации.

Новое качество образования.

Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования , охватывающей граждан всех возрастов.

Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний .

В среднем образовании начат переход на обновленное содержание , который будет завершен в 2021 году .

Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры.

Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов .

из послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г.

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые навыки, развить исследовательские и творческие компетенции. Школьное образование республики находится на этапе нового старта, внедряется поэтапно 12-летнее образование, обновляются стандарты школьного обучения для развития функциональной грамотности.

- Что стало причиной подготовки и внедрения обновлённых общеобразовательных программ в рамках обновления содержания среднего образования в школах Казахстана?

- Оценивание: Почему это нужно?

В последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально грамотным.

Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать?

На этих картинках (в такой шутливой форме) отражена суть: информация, которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.

Борис Герасимович Ананьев (советский психолог) говорил: « Отсутствие оценки … является самым худшим видом оценки , слайд 7

Система критериального оценивания определяет основы для внесения изменений в действующую практику оценивания учебных достижений обучающихся. Система КО будет направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Необходимо установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям.

Чётко выработанный критерий оценивания даст понять:

На какой стадии обучения находится обучающийся?

Куда он стремится в своём обучении?

Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов?

Цель КО - получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление её всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Задачи системы КО:

1.Расширить возможности и функции оценивания в образовательном процессе.

2.Создать условия для постоянного самосовершенствования обучающихся посредством установления регулярной обратной связи.

3.Содействовать формированию единых стандартов, качественных механизмов и инструментов оценивания.

4.Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию:

-обучающимся о качестве их обучения;

-учителям о прогрессе обучающихся;

-родителям о степени достижения результатов обучения;

-органам управления о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Содержательное отличие обновленных учебных программ :

- принцип спиральности при проектировании содержания предмета

- повышение воспитательного потенциала обучения, формирование нравственно-духовных качеств обучающегося

- иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций

- педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи

- соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков

- организация учебного процесса с использованием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов

- системно - деятельностный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания)

Критериальное оценивание реализуется согласно следующим принципам:

1.Взаимосвязь обучения и оценивания

Оценивание является неотъемлимой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.

2. Объективность, достоверность и валидность .

Оценивание предоставляет точную и надёжную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.

3. Ясность и доступность

Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлечённость и ответственность всех участников образовательного процесса.

4. Непрерывность

Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.

5.Направленность на развитие

Результаты оценивания инициируют и определяют направление развитие системы образования, школы, учителей и обучающихся.

Теоретические основы КО

Система критериального оценивания учебных достижений обучающихся основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и обеспечивают единый подход к организации учебного процесса.

Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание. Суммативное оценивание включает процедуры суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, четверть и уровень среднего образования.

Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.

Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.

Методы формативного оценивания можно использовать на разных этапах организации учебной деятельности как в процессе объяснения темы, выполнения заданий, так и во время предоставления обратной связи обучающимся.

Методы формативного оценивания могут использоваться при организации индивидуальной, парной и групповой работы.

Важным этапом формативного оценивания является обратная связь. Обратная связь используется на различных этапах урока и позволяет учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с учениками, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения.

При предоставлении обратной связи учителю рекомендуется:

Отметить сильные стороны ученика

При формативном оценивании учитель оценку не ставит, а даёт рекомендации на успешное выполнение заданий и исправление ошибок, начиная с того, что хорошо получается у ученика.

Итак, формативное оценивание (формирующее,текущее) – это

Текущий уровень усвоения знаний и навыков;

Устранение пробелов и недочетов;

Количество вне регламента;

Без учета при итоговой отметке.

Теория формативного оценивания

Ключевые стратегии формативного оценивания:

Разъяснение ожидаемых результатов и критериев оценивания

Формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе

Предоставление обратной связи, которая будет стимулировать учащихся к достижению результатов

Вовлечение обучающихся в качестве источников и ресурсов взаимообучения

Суммативное (итоговое) оценивание – это оценивание учебных достижений по завершении изучения определённого материала. Оно предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

Ц ель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.

Суммативное оценивание должно включать разноуровневые задания, которые будут демонстрировать достижения различных уровней мыслительных навыков, включая проверку уровней мышления высокого порядка: анализ, синтез и оценка.

Результаты выполненной работы по суммативному оцениванию должны быть понятными для учеников и мотивировать их к дальнейшему обучению. Обратная связь должна содержать информацию о достигнутом уровне учебных достижений для ученика и родителей в форме рубрики.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Критериальное оценивание позволяет:

Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Для того чтобы изучить более подробно на практике использование различных видов формативного оценивания на разных этапах урока мы приглашаем вас на уроки.

ВложениеРазмер
vystuplenie.docx 27.05 КБ
prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx 1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.

Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?
- Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс.
Объективная оценка учебных достижений должна быть не только со стороны учителя, но и – родителей.
На сколько оценка объективна показывает критериальное оценивание.
Содержание образования предусматривает оценивание по строгим критериям, понятным и детям, и родителям. (слайд 2-3)

Основной целью КО является объективное оценивание с заранее известными и четкими критериями, позволяющими обеспечить качественное оценивание и развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Система критериального оценивания включает формативное оценивание и внутреннее суммативное оценивание. (слайд 4-5)

Формативное оценивание состоит из пяти ключевых стратегий .

• разъяснение ожидаемых результатов и критериев оценивания;

• формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе, которые будут свидетельствовать о понимании;

• предоставление обратной связи, которая будет стимулировать обучающихся к достижению результатов;

• вовлечение обучающихся в качестве источников и ресурсов взаимообучения;

Формы, виды обратной связи учитель выбирает на свое усмотрение, используя свой наработанный опыт.

Суммативное оценивание, в свою очередь, включает процедуры суммативного оценивания по разделу/сквозной теме, за четверть и за год.

Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и четверти с выставлением баллов и оценок. Выполнение работ по суммативному оцениванию обязательно для всех обучающихся. Повторное выполнение суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и за четверть не допускается.

Задания суммативного оценивания за четверть разрабатываются на основе спецификаций суммативного оценивания за четверть. Спецификации представляют собой единые требования к структуре и содержанию суммативного оценивания за четверть и его проведению для всех организаций среднего образования.

Задания суммативного оценивания учитель составляет самостоятельно или использует задания, рекомендованные в методических рекомендациях по суммативному оцениванию. Учитель может использовать несколько вариантов суммативных работ.

Информация по итогам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему предоставляется обучающимся и родителям или иным законным представителям в бумажном или электронном формате (рубрики, комментарий и др.).

Для оценивания достижений учащихся по математике можно применять четыре критерия . Названия критериев и краткое описание их содержания приводится в таблице:

Краткое описание содержания критерия

Знание и понимание

Обучающийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях

Обучающийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.

Передача информации на математическом языке

Обучающийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

Размышления в математике

Обучающийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения

Критерии оценивания по признакам трех уровней успешности

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

качественная оценка: ниже нормы, неудовлетворительно

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

качественная оценка: норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

качественная оценка: хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме,

либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

качественная оценка: близко к отлично .

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

качественная оценка: отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.

  1. Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим.
  2. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы избежать наказания.
  3. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок.
  4. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  5. Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  6. Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  7. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.
  8. Есть сомнения - идите в школу (к учителю) и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  9. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и одноклассников в проблемах собственного ребёнка.
  10. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  11. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.
  12. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
  13. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить.
  14. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Изучение методики критериального оценивания позволяет сделать вывод о том, что критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени “судьи в последней инстанции”, формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

Хорош не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формативное (формирующее) Суммативное (констатирующее) производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.) в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы) помогает обучающемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях обучающихся, выставить итоговые отметки

Обозначение критерия Название критерия Краткое описание содержания критерия А Знание и понимание Обучающийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях В Исследование закономерностей Обучающийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними. С Передача информации на математическом языке Обучающийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения D Размышления в математике Обучающийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения


Задачи: 1. Создать мотивацию к изучению темы, участию в коучинге.

2. Познакомить с суммативным, формативным и критериальным

3. Показать на практических примерах использование каждого вида

оценивания на разных этапах урока.

Содержимое разработки

Хромтауская средняя школа №4

Подготовила: Тургаева Г.А.

Цель: Дать общее представление о новой системе критериального

оценивания. Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе

как способа определения степени реализации учебных целей и достижения

планируемых результатов обучения.

Задачи: 1. Создать мотивацию к изучению темы, участию в коучинге.

2. Познакомить с суммативным, формативным и критериальным

3. Показать на практических примерах использование каждого вида

оценивания на разных этапах урока.

К достоинствам стандартной системы можно отнести и далеко пока не исчерпанный

потенциал модернизации. Таким образом, пятибалльная система представляет собой

очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно

универсальный и действенный. Недостатки существующей системы оценивания

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения. Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика. Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтер­нативу пяти­балльной

сис­теме пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот

вопрос дает введение систему критериального оценивания.

Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель

транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания

передать? На этой картинке (в такой шутливой форме) отражена суть: информация,

которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот

знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя

сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и

Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:

что оценивать? как оценивать? с какой целью оценивать работу ученика на уроке?

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Итак, что же такое оценивание? Оценивание- это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном. Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.

Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал цифра по пятибалльной шкале.

Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем:

а) уровня учащегося относительно определенного эталона,

б) уровня учащегося относительно класса в целом,

в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период,

причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка. Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.

Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование

достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством

эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия,

соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с

другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников,

школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

Информативно-диагностическая функция, включающая осново-полагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Но в последнее время все чаще говорят о таких понятиях как оценивание для обучения и оценивание обучения. Чем же они отличается друг от друга? Могут ли суммативные данные использоваться формативно?

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и

учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает

постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня

сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении

изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание

проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста,

контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта,

устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы,

являются основой для определения итоговой оценки.

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и

сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду

времени и определение соответствия полученных результатов требованиям

Итак, оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения,

методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО).

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения. Если представить, что дети - цветы … Summative assessment растений – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Formative assessment - эквивалент уходу и поливу, соответствующему

потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост. (Министерство

образования Новой Зеландии, 2009)

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний

контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо

функционирует конечный продукт в реальном мире.

оценивание – это процесс, основанный на сравнении

учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными,

заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям

и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной

При критериальном оценивании нормативная функция должна измениться, информационно-диагностическая- поставлена на первое место, а карательно-поощрительная функция должна быть ликвидирована.

На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.

Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала

познакомиться со следующими терминами.

Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего

результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем

выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Пример составление критериев, рубрикатора и дескрипторов

Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев

1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.

Практическая значимость критериального оценивания Оценивается только работа учащегося. Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее. Учащемуся

известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить

уровень своей работы и информировать родителей;

Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям: Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Критериальное оценивание “ЗА”

Сравнение собственных достижений с эталоном.

Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

Издержки адаптационного периода.

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и

издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся.

Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.


-75%

Доклад на тему"Критериальное оценивание - важный фактор процесса обучения". Выступление на педагогическрм совете.

Содержимое разработки

Доклад на тему:

ЗКО Зеленовский район

Подготовила: Кенженова Алла Мусаевна

Diagram 2

Но в то же время мы должны задуматься, а как оценивать грамотность такого ученика, по каким позициям, критериям? Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы. А влияет система оценивания на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся?

Слайд 3: Современная система оценивания обладает и достоинствами. Без этого она не могла бы существовать так долго.

Во-первых, это простота.

Во-вторых, традиционность, укорененность в казахстанской школе.

В-третьих, во многом вытекающая из двух первых пунктов понятность для всех субъектов процесса (учеников, учителей, родителей, администрации).

В-четвертых, универсальность, позволяющая применять ее в различных образовательных системах.

К достоинствам стандартной системы можно отнести и далеко пока не исчерпанный потенциал модернизации. Таким образом, пятибалльная система представляет собой очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.

Слайд 4: Недостатки существующей системы оценивания

Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.

Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.

Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтер­нативу пяти­балльной сис­теме пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот вопрос дает введение систему критериального оценивания.

Слайд 5

Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать? На этой картинке (в такой шутливой форме) отражена суть: информация, которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.

Слайд 6

Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:

с какой целью оценивать работу ученика на уроке?

Слайд 7

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Слайд 8

Итак, что же такое оценивание? Оценивание- это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном. Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.

Традиционно в большинстве школ СНГ сохраняется система оценивания, построенная на системе из пяти баллов.

Клип "В Таджикистане вводят новую систему школьных оценок".

Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал цифра по пятибалльной шкале.

Слайд 9

Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем:

а) уровня учащегося относительно определенного эталона,

б) уровня учащегося относительно класса в целом,

в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период,

причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка.

Слайд 10

Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.

Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

Информативно-диагностическая функция, включающая осново-полагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Но в последнее время все чаще говорят о таких понятиях как оценивание для обучения и оценивание обучения. Чем же они отличается друг от друга? Могут ли суммативные данные использоваться формативно?

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.

Итак, оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО).

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения.

Если представить, что дети - цветы …

Summative assessment растений – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Formative assessment - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

(Министерство образования Новой Зеландии, 2009)

Это интересно!

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

При критериальном оценивании нормативная функция должна измениться, информационно-диагностическая- поставлена на первое место, а карательно-поощрительная функция должна быть ликвидирована.

На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь.

На этом и строится критериальное оценивание.


Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами.

Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Р убрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Пример составление критериев, рубрикатора и дескрипторов

Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев

1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.

Практическая значимость критериального оценивания

Оценивается только работа учащегося.

Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.

Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет:

Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Критериальное оценивание

Сравнение собственных достижений с эталоном.

Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

Издержки адаптационного периода.

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.

Клип "Неожиданная проверка в школе".

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценивание – это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном.

Критерий – эталон.

Норма – показатель большинства.

Функции современной системы оценивания Нормативная Информативно-диагностическая Карательно-поощрительная

Функции современной системы оценивания

Эффективный опрос

Самооценивание и оценивание сверстников

Предоставление обратной связи

 Функции критериального оценивания Информативно-диагностическая Нормативная Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Функции критериального оценивания

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.


Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов. Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.



 Техники формативного оценивания Самооценивание

Техники формативного оценивания Самооценивание

 Техники формативного оценивания Одноминутное эссе

Техники формативного оценивания Одноминутное эссе

 Техники формативного оценивания Письменные комментарии (письменная обратная связь)

Техники формативного оценивания Письменные комментарии (письменная обратная связь)

Читайте также: