Доклад на тему работа с одаренными детьми на уроках технологии

Обновлено: 05.07.2024

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности: -принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; -принцип возрастания роли внеурочной деятельности; -принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; -принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Для полного раскрытия таланта ребенка , необходимы кардинально новые технологии в образовании. В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. Информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами. Проведение медиа-уроков. Основой образовательной деятельности в школе является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей-предметников. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся. Преподавание географии, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Возможности использования компьютера в преподавании широки:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила учитель технологи Шуманской ООШ Биттова Людмила Ивановна.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентноспособного к выдающимся в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одарённость следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Поэтому одарённым ребёнком можно считать ребёнка, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества,

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

выделяют 5 групп одаренности : 1. Практическая одаренность: - одаренность в ремеслах - спортивная - организационная 2. Познавательная одаренность: - академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам) - научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области) 3. Художественно-эстетическая одаренность: - хореографическая - сценическая - литературно-поэтическая - изобразительная - музыкальная 4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).

Целью своего выступления я вижу обобщение моего опыта работы с одарёнными детьми, и акцентирование на таких формах работы с ними, как метод творческих проектов и подготовка к конкурсам и выставкам.

Начиная разговор о развитии одарённости у детей, нужно отметить, что в отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей: способности, талант, одаренность , гениальность

Итак, на нижнем уровне этой классификации стоят способности. Это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Одарённость-это высокий уровень развития каких-либо способностей, создающих возможность успеха в определённой деятельности (специальная одарённость) или способности к широкому кругу деятельности (общая одарённость). От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Выявить одарённого ребёнка по предмету технология, можно только в процессе его деятельности. Особенности образовательной области технология таковы, что она имеет практическую направленность по созданию работ своими руками. И даже если ребёнок имеет отличные оценки по всем предметам, то это вовсе не гарантирует его блестящие успехи в технологии. А бывает и наоборот, но правда, реже, когда ученик или ученица проявляют свои способности именно в создании творческих работ, изделий. Формы работы с одаренными учащимися: -творческие проекты; -кружки по интересам, выставки детского творчества; -групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; -факультативы; -занятия исследовательской деятельностью; -конкурсы; -интеллектуальный марафон; -научно-практические конференции; -участие в олимпиадах;-работа по индивидуальным планам; -сотрудничество с другими школами. Я затрону в своём выступлении 2 формы работы: это метод творческих проектов и кружки по интересам,: подготовка работ к выставкам детского прикладного творчества. Учитывая особенности предмета технология и конъюктуру востребованных на конкурсах и выставках работ, хочу сказать, что не возможно создать много работ-победителей. Поэтому, я придерживаюсь принципа, лучше одна работа, но достойная высокого места. Надо сказать, что в этом случае есть и недостатки - охватывается меньшее количество задействованных учащихся. Здесь, как говорится, выбирать приходится между качеством и количеством. Форма работы – создание творческих проектов

Творческий проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педагога. Главной целью творческого проекта, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию, развитию их способностей и формированию у них системы интеллектуальных, общетрудовых, исследовательских знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Творческий проект – это комплексная работа. В структуру проекта по технологии, вы знаете, входят составные части: • -пояснительная записка (20 листов), • -творческая работа (изделие), • - презентация проекта, • -защита творческого проекта И даже реализация какого-либо одного пункта составляющей творческого проекта, значительна, а их четыре. Поэтому, работать надо кропотливо, и требую большой аккуратности в изготовлении изделия и точности в соблюдении стандартов.

Форма работы с одарёнными детьми кружки декоративно-прикладного творчества, подготовка работ к выставкам детского прикладного творчества Выставка – это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, и конечно, она должна открывать новые стороны одарённостей учеников, а может быть даже и их таланты. Подготовка работ к выставке осуществляется на кружковых занятиях и должна способствовать повышению художественного уровня обучающихся. Создавая работу для выставки, школьник обогащается дополнительными знаниями по теме, что, безусловно, способствует развитию его одарённости.

Также мы участвуем с одаренными детьми в различных конкурсах , конференциях, олимпиадах

Есть неплохие результаты участия в конкурсах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хромтауский Районный отдел образования.

Тема: «Работа с одарёнными детьми

Средняя школа №4 г

Хромтау 2013- 2014.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентноспособного к выдающимся в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одарённость следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Необходимо принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Поэтому одарённым ребёнком можно считать ребёнка, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Развитие творческих способностей на уроках;

Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская, работа)

;Создание условий успешности по работе с одарёнными детьми.

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Поэтому широкое распространение здесь получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

На основе этого я могу сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

Приобщать учащихся к творческой работе

Прививать интерес к творчеству, поиску

Развивать навыки созидания, самореализации.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в конкурсах разного уровня , выставках и научных проектах. Также можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических проектах разного уровня.

Для достижения высокой результативности работы с одарёнными детьми необходимо не только грамотно построить методическую работу, но и создать достаточные условия.

С одной стороны, я как учитель, работающий с одарёнными детьми, постоянно вижу необходимость повышения своей профессиональной компетенции через семинары и обучающие курсы.

Направленность на саморазвитие обучаемого требует от учителя владение информационными технологиями обучениями. Это означает существенное расширение спектра предлагаемых возможностей для реализации ребёнком широких запросов. Развивающая образовательная среда – информационная образовательная среда, способная обеспечить систему возможностей для эффективного развития личности. Время диктует требования к подготовке учителя – в совершенстве владеть современными образовательными и информационными технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной образовательной среды.

С другой стороны, необходимо наличие соответствующей современной материальной базы школы. Например у нас в распоряжении есть 10 современных швейных машин , где девочки могут проявлять свои творческие способности в швейном деле.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Бесталантных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Краткое описание документа:

Обобщение опыта работы с одаренными детьми на уроках технологии.

Каждый человек имеет дар. Одарённость – качество любого ученика. Другой вопрос – в чем и насколько проявляется одарённость – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих проявлениях. Школа сегодня мало ориентирована на комплексное исследование и выявление потенциала ученика. Стандарты ограничивают внимание педагога программами или, в лучшем случае, компетенциями, обусловленными требованиями социума. Учитель оказывается невольным заложником нормативных документов образовательной системы. Между тем вернемся к сути…

Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:

Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.

2. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.

3. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.

4 Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.

5. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.

6 Способность к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.

7. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу;

б) в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.

8. Отличная память.

9. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.

10. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.

11. Самостоятельность, которая предполагает: а) независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения.

Существует множество методик определения одаренности детей, но никакая методика не заменит живого постоянного общения педагога с ребенком, желания с ним работать, интереса к нему. И, главное, не надо жалеть времени на такое общение . А его к сожалению как всегда катастрофически не хватает!

В своей предметной деятельности в последнее время я редко встречаю одаренных детей. На уроках технологии ребятам нравится заниматься изготовлением изделий своими руками, чувствуется их старание, стремление стать лучше, но как говорится руки не у многих растут из того места. И как показывает практика, девочки более аккуратны и трудолюбивы, и результат работы у них намного лучше. В проектной деятельности ученики получают возможность самореализовать свои идеи, задумки в готовое изделие. Вот в этой деятельности и проявляют себя одаренные дети. Они выбирают интересные, сложны, оригинальные темы, наблюдается их творческий порыв, развитие идеи и ее реализация в качественном изделии. Такие дети сами идут на контакт с учителем, интересуются так ли они делают, что можно добавить, изменить, анализируют свою деятельность. Но большая часть учащихся выполняет проект только потому, что так надо, так сказал учитель.


Описание разработки

Введение.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы.

Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа".

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

Виды одаренности:

– в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

– в познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

– в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

– в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность;

– в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность – познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

Материал для учителей технологии на тему Система работы с одаренными детьми

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу.

Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для одаренных учащихся.

Акцент на решающую роль теории.

Обучение рациональным приёмам познавательной деятельности.

Поддержание интереса и любознательности.

Формирование и развитие исследовательских навыков.

Методы работы:

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

Система деятельности организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

Выявление одаренных и талантливых детей;

анализ особых успехов и достижений ученика;

создание банка данных талантливых и одаренных детей;

диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

организация научно-исследовательской деятельности;

участие в работе НОУ;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

проведение недели технологии;

проведение выставок работ учащихся.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей:

Публикация в СМИ;

Конкурс "Ученик года";

Работа с родителями одаренных детей:

Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

МОУ Шилкинская СОШ №1

(из опыта работы учителя технологии МОУ Шилкинской СОШ №1

Бухтояровой Светланы Васильевны)

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы.

Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа".

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

– в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

– в познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

– в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

– в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность;

Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность – познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу

Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для одаренных учащихся.

Акцент на решающую роль теории.

Обучение рациональным приёмам познавательной деятельности.

Поддержание интереса и любознательности.

Формирование и развитие исследовательских навыков.

Методы работы:

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

Система деятельности организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

Выявление одаренных и талантливых детей;

анализ особых успехов и достижений ученика;

создание банка данных талантливых и одаренных детей;

диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

организация научно-исследовательской деятельности;

участие в работе НОУ;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

проведение недели технологии;

проведение выставок работ учащихся.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей:

Публикация в СМИ;

Конкурс "Ученик года";

Работа с родителями одаренных детей:

Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.

Распространение собственного педагогического опыта по теме:

Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми:

2012г.Методический семинар "Обеспечение эмоционального положительного фона обучения"

Открытые уроки, мастер-классы:

2011г.Участие в организации молодежных чемпионатов от Центра развития одаренности г.Пермь.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

Научно-исследовательское направление:

Тема: Рациональное питание. Выполнила: Косова Ксения, ученица 10 класса. Научный руководитель: Бухтоярова С.В.

Олимпиадное движение: (Муниципальный тур олимпиад по технологии)

Диагностика

Читайте также: