Учебно познавательная деятельность учащихся понятие специфика методы организации доклад

Обновлено: 05.07.2024

Обучение, как отмечалось выше, представляет собой двухсторонний процесс. С одной стороны, в нем участвуют учащиеся, которые совершают учебно-познавательную деятельность, а с другой – педагоги, которые управляют деятельностью учащихся, направленной на усвоение ими содержания образования. Поэтому под методами обучения следует понимать способы организации педагогом учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования (научными знаниями, способами деятельности, опытом социальных отношений).

В настоящее время в школьной практике сложилась следующая система общих методов обучения:

* метод иллюстраций и демонстраций;

* метод работы над учебником;

* метод лабораторной работы;

* метод практической работы;

* методы контроля за учебной деятельностью: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, опрос (индивидуальный, фронтальный, письменный, комбинированный), проверка домашних заданий, контрольная работа, программированный контроль (тестирование).

Функциональная направленность методов обучения

№ п.п. Методы обучения Функции методов обучения
1. Метод рассказа организация восприятия учебного материала
2. Метод объяснения организация восприятия учебного материала; организация первичного осмысления учебного материала
3. Метод беседы организация восприятия учебного материала; организация осмысления учебного материала; организация запоминания учебного материала
4. Метод иллюстраций и демонстраций организация восприятия учебного материала
5. Метод работы над учебником организация восприятия учебного материала; организация осмысления учебного материала; организация запоминания учебного материала
6. Метод лабораторной работы организация восприятия учебного материала; организация осмысления учебного материала
7. Метод практической работы организация учебной работы по применению знаний на практике
8. Метод упражнений организация учебной работы по применению знаний на практике
9. Методы контроля учебной деятельности организация повторения, обобщения и систематизации знаний

Как видно из таблицы, такие методы обучения, как беседа, работа над учебников, лабораторная работа, являются многофункциональными. Поэтому зачастую их называют активными методами обучения.

Выбор педагогом методов обучения определяется:

· необходимостью решения в процессе обучения разнообразных дидактических задач;

· содержанием учебного материала;

· спецификой учебного предмета;

· возрастными особенностями развития учащихся и уровнем их подготовки;

· профессионализмом и педагогическим мастерством учителя.

К процессуальным основам обучения относятся также и формы его организации.

Формы организации обучения

В школьном обучении различают традиционные и нетрадиционные формы его организации. К традиционным формам обучения относят урок, экскурсию и домашнюю учебную работу.

Урок как форма организации школьного обучения характеризуется определенной содержательной и логической последовательностью и конструкционной завершенностью. В нем реализуются закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и методы обучения, которые приводят в действие педагогические механизмы его осуществления и отражают внутреннюю, содержательно-процессуальную сторону. Внешняя сторона урока характеризуется пространственным и временным режимом, определенной конструкцией, последовательностью этапов и т.д.

Успешное проведение урока и достижение его цели во многом определяется предварительной работой учителя. Подготовка к уроку включает в себя следующие этапы:

1. Предварительный:

* изучение специальной (предметной), психолого-педагогической и методической литературы;

* ознакомление с требованиями объяснительной записки и содержанием учебной программы, учебниками;

* анализ передового педагогического опыта, а также своего опыта работы;

* составление календарно-тематического плана.

2. Непосредственный:

* определение содержания учебного материала и этапов проведения урока;

* выбор методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом этапе урока;

* подготовка и проверка необходимого оборудования, наглядных пособий и дидактического материала к уроку;

* составления плана проведения урока.

Определяя содержание отдельного урока, учителю необходимо продумать, каким конкретно оно должно быть. В частности, необходимо обратить внимание:

* на связь нового учебного материала с ранее изученным;

* основные представления и понятия для усвоения;

§ мировоззренческие идеи, нравственные и эстетические отношения, которые заключены в учебном материале;

§ специальные и учебно-познавательные умения и навыки, которые следует сформировать у учащихся;

§ объем учебного материала, который должны усвоить учащиеся.

Структура уроков и методика их проведения зависят от тех дидактических целей, которые реализуются в процессе изучения конкретного учебного материала. Поэтому в настоящее время общепринятой является следующая классификация уроков:

* комбинированные, или смешанные;

* усвоения новых знаний;

* повторения и закрепления изученного материала, его обобщения и систематизации;

* проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

В структуре комбинированного (смешанного) урока выделяют следующие этапы:

* организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

* организация учебной работы учащихся над изученным материалом (проверка домашнего задания);

* организация учебной работы учащихся по восприятию и осмыслению нового учебного материала (изложение нового материала);

* организация учебной работы учащихся по запоминанию нового учебного материала и применению знаний на практике (закрепление учебного материала);

* задавание домашнего задания.

В структуре урока усвоения новых знаний выделяют следующие этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

1) организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

2) проверка домашнего задания (краткий фронтальный опрос с целью установления связи нового материала с ранее изученным.

3) изложение нового материала (организация учебной работы учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию учебного материала).

4) задавание домашнего задания.

Структура урока повторения и закрепления изученного материала, его обобщения и систематизации включает в себя следующие этапы:

1) организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

2) проверка домашнего задания (организация учебной работы учащихся над изученным материалам): индивидуальный или фронтальный опрос, проведение тренировочных упражнений, самостоятельная работа учащихся.

3) задавание домашнего задания.

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся проводится методом письменных контрольных работ.

Экскурсия(лат. excursio – вылазка) – форма организации обучения, при которой природные и общественные объекты и явления изучаются непосредственно в условиях их естественного функционирования.

Можно выделить следующие образовательные функции данной формы обучения:

1) наглядность обучения и его связь с жизнью и практическим опытом;

2) ознакомление учащихся с производством, т.е. применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

3) влияние на профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение учащихся.

В учебных программах определяется обязательный перечень экскурсий и их содержание. Экскурсии могут проводиться и в процессе организации воспитательной работы.

В зависимости от содержания различают производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и комплексные экскурсии.

В зависимости от дидактических целей, которые решаются в процессе проведения последние можно объединить в следующие группы:

* экскурсии по изучению нового материала;

* экскурсии по закреплению, расширению и углублению знаний;

В методике подготовки и проведения экскурсий выделяют следующие этапы:

I. Подготовка экскурсии.

II. Проведение экскурсии.

III. Подведение итогов экскурсии.

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии сочетания продуктивной работы учащихся на занятиях с хорошо организованной самостоятельной работой дома.

Домашняя учебная работа представляет собой одну из форм организации обучения, которая характеризуется самостоятельным выполнением учащимися заданий, направленных на закрепление знаний, формирование умений и навыков и овладение учебно-познавательной деятельностью.

Дидактическое значение домашней учебной работы учащихся состоит в следующем:

* повторение и более глубокое осмысление изучаемого материала, формирование умений и навыков по его применению на практике;

* формирование у учащихся умения учиться, т.е. навыков самообразования;

* индивидуализация процесса обучения (содействие улучшению знаний слабоуспевающих учащихся и развитию творческих способностей тех, кто проявляют высокие успехи в учении);

* самостоятельное регламентирование учащимися рабочего времени и формирование самодисциплины и целеустремленности.

На практике применяются следующие виды домашней учебной работы учащихся:

* усвоение изучаемого материала по учебнику;

* устные и письменные упражнения;

* творческие работы (написание сочинений, небольших художественных произведений, придумывание своих примеров и т.п.);

* практические и лабораторные работы;

* изготовление наглядных пособий.

Наряду с общими, отдельным учащимся нередко задают индивидуальные домашние задания, которые направлены на преодоление пробелов в знаниях или на развитие познавательных способностей.

Нередко педагоги переносят всю тяжесть обучения в сферу домашней учебной деятельности учащихся, не формируя у них культуру домашнего учебного труда. Поэтому многие школьники и даже студенты не умеют организовать свое рабочее место и режим дня, при подготовке домашних заданий сбиваются на полумеханическое чтение, не осуществляют самоконтроль за усвоением учебного материала. Зачастую выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, наблюдается также перегрузка учащихся учебными заданиями. Встречается и чрезмерный объем домашних заданий.

При выполнении домашней работы необходимо соблюдать следующие требования, которые основываются на психолого-педагогических закономерностях организации учебно-познавательной деятельности:

1) наиболее прочно в памяти сохраняются не отдельные факты и примеры, а вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, выводы, правила и т.п.);

2) процесс усвоения учебного материала должен носить рассредоточенный характер, т.е. к изучению одного и того же учебного материала следует обращаться несколько раз в течение некоторого времени;

3) учебные задания необходимо выполнять в день их получения;

4) вначале необходимо усвоить теоретический материал, а затем выполнять основанные на нем упражнения.

Исследования, проведенные психологами, показали, что если не удается овладеть учебным материалом при первом его восприятии, осмыслении и запоминании, то последующая работа потребует большей затраты времени и сил.

К внеурочным формам организации обучения кроме экскурсий и домашней учебной работы относятся также внеурочные (дополнительные) занятия, предметные кружки, факультативные занятия, спецкурсы по выбору. Эти формы организации обучения применяются для расширения и углубления знаний учащихся по отдельным образовательным дисциплинам. Они способствуют формированию познавательных интересов, увеличивают воспитательные возможности обучения. Методика их подготовки и проведения имеет некоторые особенности. Если при подготовке и проведении урока главная роль принадлежит педагогу, то внеурочные формы организации обучения, как правило, готовятся и проводятся, как правило, при активном участии учащихся и отличаются большей содержательностью и занимательностью.

В школьном обучении используются и нетрадиционные формы его организации, в большинстве случаев позаимствованные из вузовского обучения. К таким формам относятся лекционные, семинарские и лабораторные занятия, конференции, консультации. Применяются и заимстванные формы организации обучения и контроля за учебной деятельностью обучающихся – дополнительные занятия , лекции, семинарские занятия, коллоквиумы и зачеты.

Сущность лекции как формы организации обучения заключается в том, что педагог в течение продолжительного времени (как правило, два академических часа) излагает новый учебный материал. В процессе чтения лекции необходимо:

* использовать логические приемы мышления;

* раскрывать меж- и внутрипредметные связи;

* создавать проблемные ситуации;

* разъяснять новые термины и понятия;

* использовать приемы активного запоминания;

* подводить итоги в конце каждого вопроса и лекции в целом.

Семинарские занятия проводятся с целью обобщения и систематизации знаний учащихся, их расширения и закрепления. Они способствуют развитию речи учащихся, дают им возможность высказать свою точку зрения, обосновать ее, критически отнестись к мнению других.

Лабораторно-практические занятия, как правило, проводятся при изучении предметов естественно-математического цикла с применением учебных приборов, инструментов, различных технических средств. Эти занятия позволяют осуществлять взаимосвязь теоретического обучения с практическим. На них учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с различными приборами, инструментами и лабораторным оборудованием. У них вырабатывается умение самостоятельно делать научные выводы и обобщения на основе собственных наблюдений и опытов, формируются исследовательские умения и навыки.

Дополнительные занятия проводятся как с проявляющими склонности и интерес к определенным областям науки, так и испытывающим затруднения в усвоении учебного материала учащимися. Это индивидуальная работа педагога с учеником. Каждый учащийся получает объяснения учителя, выполняет по его заданию упражнения.

Факультативные занятия и курсы по выбору направлены на расширение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и интересов учащихся. Содержание этих занятий, как правило, связано с углублением основных учебных предметов. Формами их проведения может быть урок, семинарское или лабораторное занятие, экскурсия и др. Большое –внимание на этих занятиях уделяется работе учащихся с учебной литературой и первоисточниками, подготовке докладов и рефератов. Это способствует формированию умения самостоятельной учебной работы, приобретению навыков самообразования.

Главной целью консультаций является оказание помощи обучающимся в изучении теоретического учебного материала, а также при выполнении практических заданий. Вопросы, которые задают учащиеся на консультациях можно разделить на следующие группы (В.М.Рогинский):

* обусловленные пробелами в знаниях или несформированностью учебных умений;

* вызванные неточным, неадекватным восприятием и осмыслением учебного материала, неверно сформированным способам деятельности;

* нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющие границы основного курса;

* проблемные вопросы, ориентированные на собственную поисковую деятельность.

Зачет как форма организации обучения обеспечивает глубокую и тщательную проверку знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Процедура его проведения включает в себя:

* проверку знаний по вопросам темы, раздела или курса в целом;

* выполнение упражнений с обоснованием выбранных действий;

* решение расчетных или экспериментальных задач.

Экзамен является формой итоговой проверки знаний умений и навыков учащихся. В школе экзамены проводятся после завершения основного и среднего (полного) образования, в высших учебных заведениях – после изучения определенного курса. К экзаменам готовятся билеты, которые могут включать вопросы теоретического и практического плана. Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Познавательная деятельность учащихся в процессе усвоения знаний имеет одну очень важную особенность: учитель руководит учебным процессом, но даже при этом ученик овладевает учебным материалом в автономно режиме, осваивая познания, которые уже есть в научной среде. Важную роль в усвоении знаний имеет воспроизведение полученного материала, даже если это воспроизведение проводится в урезанном виде в ходе мыслительных операций.

Стадии учебно-познавательной деятельности

Выделяют три основные стадии запоминания изучаемого материала:

  • восприятие нового материала, усвоение теоретической познаний;
  • применение полученных знаний на практике во время выполнения тренировочных упражнений, развитие навыков и умений в процессе овладения новым материалом;
  • воспроизведение, углубление и закрепление знаний, совершенствование навыков и умений.

Учебно-познавательная деятельность – это совершенный цикл действий, направленных на получение знаний, который включает:

  • восприятие нового материала, его первичное и последующее запоминание;
  • выполнение упражнений, направленных на усвоение знаний и навыков;
  • возобновление активности, направленное на углубление и более прочное усвоение новых знаний.

Восприятие нового материала

Для начала охарактеризуем суть восприятия. Фактически, это процесс восприятия внешних характеристик и признаков предметов и явлений, которые подлежат изучению, посредством органов чувств ученика. Воспринятая информация обрабатывается в центральной нервной системе, что приводит к формированию низшей формы познания – представлений.

Представление – это сохранение в сознании учащегося внешних образов предметов и явлений, воспринятых посредством органов чувств.

Низшей формой познаний представление является в связи с тем, что в нем не раскрывается суть изучаемых предметов и явлений, а лишь происходит фиксация наиболее характерных черт. Научное познание невозможно без познания сути предметов и явлений.

Разницу между научным познанием, восприятием и представлением понимали еще в древности. Об этом в своих трудах писал древнегреческий философ Аристотель. Он отмечал, в частности, что научное познание отличается от восприятия тем, что предмет научного познания – это общее и необходимое, а не случайное и единичное. От представления научное знание по мнению Аристотеля отличается тем, что суждение, сделанное на основе научного знания, всегда истинно.

Давайте теперь разберем, что означает понимание с позиции познавательного действия.

Осознавать – это значит понять, раскрыть смысл явления или предмета, постичь значение чего-либо.

Если говорить про осмысление с позиции познавательного действия, то можно дать этому термину следующее определение.

Осмысление – это мысленное понимание обстоятельств и следствий, связанных с изучаемым явлением или предметом, постижение сущности изучаемого, формирование на основании обстоятельств, следствий и сущности предметов и явлений различных теоретических обобщений.

Процесс осмысления включает в себя:

  • анализ полученной информации о признаках и свойствах изучаемых предметов и явлений;
  • сортировку свойств и признаков, логическое выделение наиболее общих и существенных для всего ряда подобных явлений или предметов характеристик;
  • формулирование теоретических выводов, понятий и определений;
  • проверку истинности сделанных выводов.

Запоминание изучаемого материала

Понимание и способность к воспроизведению - это не одно и то же. Часто бывает, что учащиеся понимают изложенный материал, когда его воспроизводит учитель или другой ученик, но сам ответить на вопросы темы не в состоянии. Все потому, что понимать изучаемый материал мало. Необходимо также сохранять в памяти факты и логические выводы, иметь возможность воспроизводить их свободно и связно.

Знать изучаемый материал – это значит уметь осознанно и в полном объеме воспроизводить его, выделять значимое и второстепенное, объяснять суть предметов и явлений, обосновывать правильность правил и других теоретических обобщений, доказывать справедливость теоретических выводов, отвечать на любые вопросы, которые прямо или косвенно относятся к изучаемому материалу, разделять материал на блоки, устанавливать связи изучаемого материала с тем, что было пройдено ранее, применять знания на практике, составлять схемы, планы, переносить усвоенные знания на разъяснение других фактов и явлений; отделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, формулировать свое отношение к ним.

Чаще всего запоминание проводится при помощи возобновления изучаемого материала. Выделяют два вида повторения:

Суть функционального повторения в том, что ученик самостоятельно воссоздает следы ранее воспринятых представлений без восприятия впечатлений от внешнего мира. В отличие от него пассивное повторение предполагает восприятие той информации, которую он уже поспринимал раньше.

Эффект функционального повторения гораздо выше, чем пассивного. Способные дети отдают ему предпочтение на интуитивном уровне.

На практике использование функционального повторения реализуется следующим образом:

  • восприятие материала, например, чтение книги;
  • повторение полученной информации по памяти.

Существует несколько продуктивных методов повторения полученной информации:

  • повторение вслух или про себя;
  • составление плана-конспекта полученной информации;
  • ответы на вопросы учителя или учебного пособия;
  • тезисное изложение полученной информации.

Очень желательно, чтобы ребенок после прочтения раздела учебника перешел к воссозданию информации указанными выше способами.

Для запоминания важны временные рамки. С учетом времени выделяют два типа запоминания:

  • концентрированное, при котором запоминание объема информации производится сразу;
  • рассредоточенное, которое предполагает несколько этапов процесса усвоения материала.

Концентрированное запоминание затрагивает кратковременную память. Знания, полученные одномоментно, быстро забываются.

Рассредоточенное запоминание позволяет задействовать долговременную память. В связи с этим в процессе обучения этот тип запоминания является предпочтительным.

Выполнение упражнений является обязательным условием эффективного запоминания. Повторение фактов, выполнение практической работы, отработка навыков позволяет задействовать полученную информацию, связать новый материал с уже имеющимися знаниями и навыками. Значимость этого этапа обусловлена более глубоким осмыслением нового материала, развитием сообразительности, гибкости мышления, стимулирования творчества.

Завершающим этапом запоминания является обобщение и классификация материала для более полного усвоения знаний. Эта стадия является сложной и достаточно трудоемкой. Однако именно она обеспечивает прочное овладение знаниями и навыками.

Гост

ГОСТ

Стадии учебно-познавательной деятельности

Для организации учебно-познавательной деятельности учащихся огромное значение имеет следующее положение: овладение изучаемым материалом, хоть и проходящее под руководством учителя, представляет собой типичный процесс автономного открытия воспитанником познаний, уже имеющихся в научной среде.

Учение требует определенного воспроизведения познаний, но лишь в сжатом виде, тех мыслительных и практических операций, какие когда-либо уже совершались в процессе научного исследования каких-либо предметов или явлений. С данной точки зрения, этот процесс включает три взаимосвязанные между собой стадии:

  • на первой стадии происходит восприятие, понимание и запоминание изучаемого материала, т. е. усвоение теоретических познаний.
  • на второй стадии проистекает выработка умений и навыков для использования познаний на практике, что требует организации особых тренировочных упражнений.
  • третья стадия связана с предстоящим возобновлением, углублением, и закреплением познаний по изучаемому материалу, а также совершенствованием практических умений и навыков.

Овладение учебным материалом – воплощение совершенного цикла учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее понимание, запоминание, упражнение в использовании усвоенных знаний на практике и возобновление с целью углубления и наиболее прочного усвоения познаний, умений и навыков.

Восприятие нового материала

Усвоение нового материала начинается с восприятия изучаемого материала. Суть восприятия можно охарактеризовать так: учащиеся при помощи органов чувств воспринимают внешние особенности, характеристики и признаки изучаемых явлений и предметов.

Результатом восприятия является формирование представлений, составляющих низшую форму познаний. Представление – это сохранение в сознании учащегося внешних образов воспринятых им явлений и предметов.

Представления считаются низшей формой познания потому, что в них фиксируются лишь внешние характеристики явлений и предметов, но их суть не раскрывается.

В научном познании, так же, как и в обучении нужно раскрывать суть явлений и предметов. Еще в Древней Греции Аристотель писал, что научное познание коренным образом отличается от восприятия и представления. От восприятия тем, что его предмет - необходимое и всеобщее, а не случайное и единичное, а от представления тем, что его суждение всегда истинно.

Что же такое понимание как познавательное действие? В словаре русского языка сказано, что осознать что-либо – значит понять, раскрыть его смысл, значение.

Осмысление как познавательное действие – это мысленное понимание обстоятельств и следствий, которые заключены в изучаемых явлениях и предметах, выяснение сущности явлений и формирование на этой основе разных теоретических обобщений.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся

Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:

  • анализ воспринятых внешних признаков и свойств изучаемых явлений и предметов;
  • логическую сортировку свойств и признаков изучаемых явлений и предметов и выделение из них наиболее общих и существенных для всех подобного рода явлений и предметов;
  • мысленное понимание сущности изучаемых явлений и предметов и формулировка теоретических понятий и выводов;
  • проверку обоснованности и истинности выведенных теоретических понятий.

Запоминание изучаемого материала

Не следует думать, что овладение теоретическим материалом сводится лишь к его пониманию и формированию понятий. Часто случается, например, такое, что учащийся как будто все понимает, если на вопросы по изучаемой теме отвечает кто-то другой, но самостоятельно воспроизвести ее содержание не может. Следовательно, мало понимать изучаемый материал, его необходимо сохранять его в памяти, уметь свободно и логично воспроизводить.

Это обусловливает огромную значимость запоминания изучаемого материала. Возникает вопрос: что же означает знать изучаемый материал?

Знать изучаемый материал – означает уметь:

  • полностью и осознанно воссоздавать его;
  • воспроизводить его в сокращенном виде;
  • выделять в материале ключевые положения;
  • объяснять суть усвоенных выводов, правил и других теоретических обобщений;
  • доказывать справедливость и обоснованность теоретических положений;
  • отвечать на вопросы, прямые и косвенные по изученному материалу;
  • разделять материал на смысловые составляющие и составлять его план;
  • объяснять усвоенные абстрактные положения фактами и примерами;
  • письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;
  • устанавливать связь изучаемого материала с пройденным ранее;
  • использовать приобретенные познания на практике, то есть решать примеры и задачи, выполнять практические задания, составлять разные схемы;
  • переносить усвоенные познания на разъяснение других фактов и явлений;
  • отделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, формулировать свое отношение к ним.

Обычно запоминание осуществляется методом возобновления изучаемого материала. Повторение может быть двух видов - функциональным и пассивным. Функциональное повторение заключается в том, что ученик самостоятельно, без восприятия впечатлений от внешнего мира, воссоздаёт в себе следы ранее воспринятых представлений. Пассивное повторение заключается в тои, учащийся снова воспринимает то, что уже воспринимал прежде. Функциональное повторение более эффективно, в отличие от пассивного, и способные ученики интуитивно предпочитают его: прочитав материал, они закрывают книгу и пытаются повторить его по памяти.

Самым лучшим методом запоминания материала считается его функциональное воспроизведение: пересказ про себя или вслух, составление плана прочитанного, устные ответы на вопросы учебника, письменное или устное составление тезисов. В таком случае, когда после осмысления нового учебного материала учащийся приступает к его усвоению, ему следует внимательно прочитать его по учебнику, отметив в нем основные мысли, а затем, воспользовавшись указанными выше приемами, приступить к его функциональному воссозданию.

Для успешного овладения изучаемым материалом большое значение имеют также его временные рамки.

С данной точки зрения выделяются концентрированное запоминание, выполняющееся сразу, и рассредоточенное запоминание, при котором усвоение нового материала проходит в несколько этапов и рассредоточивается во времени. При концентрированном запоминании знания переходят в кратковременную память и быстро забываются. При рассредоточенном запоминании познания переводятся в долговременную память. Вот почему в процессе обучения следует рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.

Следующей стадией в процессе овладения новым материалом является организация упражнений по использованию познаний на практике и выработке соответственных умений и навыков. Большая значимость данной стадии обусловливается тем, что выработка практических умений и навыков способствует наиболее глубокому осмыслению нового материала, развитию творческих возможностей и сообразительности. На последнем этапе происходит обобщение и классификация материала для более прочного усовершенствования познаний, практических умений и навыков.

Эта стадия овладения новым материалом чрезвычайна сложна. На этой стадии овладение познаниями не сводится к одному познавательному акту, искомое не раскрывается сходу во всем своем многообразии, а требует от учащихся дальнейшей умственной и практической деятельности по более глубокому его усвоению.


В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Ключевые слова: учебная деятельность, урок, форма организации обучения.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что характерная черта образовательного пространства сегодняшнего дня — инновационные процессы, огромный рынок и конкуренция образовательных идей. Появление новых альтернативных программ, расширение рынка технологий обусловливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

Форма организации обучения или, организационная форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И. М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.

Понятие деятельности как научное было введено в философскую мысль в XVIII столетии И. Кантом, но только в методологии XIX века, начиная с работ Г. Гегеля, Л. Фейербаха, а также с анализа этих работ, проведенного К. Марксом, было дано собственное содержательное, полное толкование деятельности как категории.

С точки зрения теории обучения психологи выделяют учебную деятельность, которая направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Осуществление учебной деятельности в этой форме предполагает, что все учащиеся класса выступают как единое целое: учитель излагает материал всем учащимся в одинаковой форме, всем задает одни вопросы, все выполняют одно задание.

Она рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки и предполагает, что все работают в одном темпе.

Объясняя, рассказывая материал, учитель пытается определить по лицам учеников, их отдельным реакциям, как воспринимается объясняемое, с заинтересованностью ли работают [2].

Маневрируя разными методами и приемами, учитель подбирает средства для включения всех в активную познавательную деятельность.

Фронтальная работа дает возможность включить большинство учащихся класса в учебную деятельность. Наиболее распространенная форма такой работы — фронтальная беседа, в ходе которой учитель обращается с вопросами, построенными в соответствии с логикой рассматриваемого материала, учащиеся отвечают на вопросы, поправляя и дополняя друг друга. Перед всеми школьниками ставится единая цель, разъясняются задачи, организуется совместная учебная деятельность, и каждый имеет возможность активно участвовать в ней.

Например, при эвристической беседе гипотезы одних, доводы и аргументы других, уточнения третьих, общие выводы и формулировки четвертых, позволяют ученикам за короткое время разобрать и уяснить учебный материал.

При формировании знаний используется рассказ или школьная лекция, имеющие меньше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации коллективной работы.

Если при закреплении учебного материала работа носит фронтальный характер, то все ученики выполняют одни и те же задания. Проверяя сделанное, учитель привлекает большую часть учащихся, особенно слабых, к комментированию выполненных упражнений, примеров [3].

Одним из достоинств фронтальной формы организации учебной деятельности школьников являются сравнительно малые затраты времени на получение учителем информации о степени усвоения материала, о его доступности большинству учащихся, об уровне их активности.

Взаимодействие учащихся положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы.

Особую трудность представляет выявление детей, которые не играют, а просто сидят со всеми в кружке. Этот проигрыш оформляет учитель, оценивая работу группы и отдельных ее участников. Даже если было найдено правильное решение, но не было соответствующей организации работы, — группа получает штрафные очки.

Этапы становления коллективно-распределенной деятельности.

Уже в первые дни ребенка в школе мы учим его способам организации, выработке правил игры, освоению разных форм и способов взаимодействия. Это может происходить, например, так.

Детям раздаются геометрические фигуры разного цвета. Каждый называет свою форму и цвет фигуры.

Каждая группа получает задание: познакомиться за 15 секунд. Затем группа представляет себя. Учитель показывает на ребенка, а дети хором называют его имя. По итогам знакомства вручаются ордена Дружбы и Внимания.

II.Пары сменного состава.

Два ряда детей встают лицом друг к другу. Первый ряд неподвижен, а другой — двигается по сигналу учителя вправо, от человека к человеку. При этом последний переходит вперед, в начало ряда.

Формы учета и контроля выполнения задания разнообразны. У каждого может быть свой маршрутный лист, где он пишет имя своего партнера, и оценку выполнения работы дети ставят друг другу на маршрутных листах. При этом мы не используем пятибалльные отметки. Чаще это символика:

– справился с заданием;

– справился с заданием, но были ошибки;

– справился с заданием с большим трудом.

Может быть использована цветовая символика с подобной расшифровкой, т. е. с опорой на положительное, позитивное.

Результаты групповой работы обязательно оформляем, выделяя прежде всего конечный результат и только потом — способы его достижения. Работу в группе дети часто оценивают как соревнование, поэтому подведение итогов должно пройти соответственно [3].

И еще одно важное правило: рабочая задача в группе должна быть равномощна групповому поиску решения. Если задача посильна только одному участнику группы, теряет смысл объединение детей для работы.

Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

1. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. М., 2013, 624 с.

  1. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. — 2015. — № 4. — С. 102–112.
  2. Левин Э. Метод индивидуально–группового обучения / Левин Э., Прокофьева О., Люшнина И. // Директор школы. — 2015. — № 9. — С. 58–64. 10.
  3. Павленко Н. Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. — М.: КноРус, 2012. — 496 c.
  4. Пастюк О. В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О. В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. — 160 c.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, организационная форма обучения, группа, друг, работа, учащийся, учитель, сменный состав, учебно-познавательная деятельность, учебный материал.

Читайте также: