Существование права в пространстве тгп доклад

Обновлено: 28.03.2024

Теория государства и права – это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.

Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.

Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Теория государства и права изучает:

· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

· функции государства и права;

· сложные правовые категории, такие как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т. д.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций .

Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

На тему «Происхождение права и государства:

Выполнил студент группы: 19-ЭБ-9

Специальность: Экономика и бухгалтерский учёт

Основные теории происхождения государства и права………………. 5

Место права в социальном регулировании общества…………………. 9

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Однако в учениях и литературе, рассматривающих вопрос о происхождении государства и права нет единообразного представления о происхождении государства и права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс.

Возможно, это объясняется еще различиями в методологии исследования политико-правовых явлений, философскими и идеологическими пристрастиями разных авторов. Мыслители, ученные различных, времен и народов не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. По- разному объясняли и объясняют, когда и в силу каких причин возникают государство и право.

По всей видимости, это обусловлено тем, что разные ученые жили в разные исторические эпохи, вследствие этого использовали разный объем и разное качество научных знаний, накопленных человечеством. Зачастую теории основывались на процессах, происходивших лишь в отдельных регионах мира, и отображали лишь то, что происходило именно там, в то время как происходившее в других цивилизациях просто не бралось во внимание.

В отношении место роли и права в социальном регулировании общества следует отметить, что возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.

Цель реферата осветить основные теории происхождения государства и права, а также изучить особенности права в системе социального регулирования общества.

Глава 1. Основные теории происхождения государства и права

Теологическая (божественная ) теория возникновения государства и права появилась раньше других. Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах ученого-богослова Ф. Аквинского; в XX в. ее развил неотомизм Ж. Маритен и др.

Данная теория возникла из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. По мнению представителей данной доктрины, поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение.

Государство – продукт Божественной воли и Божественного разума, который управляет миром. Божественный разум лежит в основе природы, общества, миропорядка и каждого отдельного государства. Государственная власть незыблема и обязана защищать религию, от которой зависит жизнь вечная.

Несомненно, божественная теория есть вопрос веры и ничего более. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п. Однако, следует отметить, что данная теория способствовала легитимации власти в глазах обывателей, а также снимала многие социальные конфликты между государством и обществом.

1.2.Патриархальная теория

Патриархальная теория рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества.

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др., которые утверждали, что люди – существа коллективные, стремятся к взаимному общению, приводящему к появлению семьи.

В дальнейшем разрастание семьи в результате объединения людей и роста количества этих семей и приводит в итоге к формированию государства.

Представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", отождествляются с категориями "государь", "подданные". К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

1.3.Договорная теория происхождения государства и права

Договорная теория происхождения государства и права или теория договорного происхождения государства и права , объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Указанная доктрина получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, А. Радищева и др.

Исходя из содержания этой теории в процессе развития человечества, права одних людей входят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок. Возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Договорная теория была шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. Она явилась обоснованием буржуазных революций в странах Европы.

1.4. Теория насилия

Теория насилия возникает в XIX веке. Общеизвестно, что приверженцами теории насилия являются: Е. Дюринг (Duhring), Л. Гумплович (Gumplowicz), К. Каутский (Kautsky).

Сторонники теории наличия полагали, что государство возникло в процессе завоевания одних племен (народов) другими племенами (народами). Борьба племен за свою независимость и приводит к возникновению специального органа, как у слабых племен, так и у сильных. Слабые племена видят в государстве одно из основных средств объединения сил, способных противостоять посягательствам других, более сильных племен. Государство необходимо и сильным племенам как орган управления, насилия над побежденными племенами и обеспечения их подчинения законам и установлениям победителей.

В истории известны реальные факты существования государств, в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

1.5. Органическая теория

Органическая теория формулирована в XIX веке английским мыслителем Гербертом Спенсером. Ее зачатки можно было заметить в философии Платона, который писал о вкладе какого-либо металла в людей природой, или в идеях Аристотеля, который говорил о функционировании государства как о едином организме.

Представители органической теории считают, что государство можно приравнять к человеческому организму, который имеет свою собственную волю и сознание, отличающуюся от воли и сознания составляющих его людей. Приверженцы органической теории склоняются к тому, что государство создается путем синтеза сил природы, а также воли человека и общества.

Государственную власть представители органической теории рассматривают как выражение господства целого над составляющими его частями (по аналогии с живыми организмами, у которых все части подчинены благу целого). Современные проповедники органической теории, уподобляя государство многоклеточному организму, уверяют, что оно возникло и развивается по законам, аналогичным тем, которые открыты биологией.

Не принимать во внимание влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, так как люди - не только социальные, но и биологические существа. В тоже время, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.


1.6. Материалистическая теория возникновения государства и права.

Представителями данной - К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин объясняют происхождение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда – отделение от земледелия скотоводства и ремесла, обособление класса людей, занятых обменом. Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Дифференциация общества на неравные классы привела к появлению публичной власти, находящейся в руках богатых людей – управляющих. Можно сказать, что государство в данном случае выступает как инструмент проведения воли имущих, созданный для зашиты их экономических интересов.

1.7. Психологическая теория

Ряд буржуазных ученых обосновали происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики.

Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.

Говоря о научности рассматриваемой теории, следует согласиться с Г.Ф. Шершеневичем, который отмечал, что свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве . Те или иные свойства психики человека, безусловно, оказывают влияние на возникновение, развитие и функционирование государства и права, но они не являются решающими по крайне мере в вопросе происхождения государства и права.

1.8. Теория среды.

Суть этой теории заключается в том, что на возникновение и особенности государства и права влияют, прежде всего, географические условия и местность проживания людей.

Любое различие наций соотносится с внешним влиянием условий природной, общественной или исторической среды. Различие, является чисто внешним, случайным и зависящим от обстоятельств и всегда может быть устранено путем внешних условий.

1.9. Расовая теория

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX- первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Глава 2. Место права в социальном регулировании общества

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.

Юридическая наука подразделяет нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность.

С этой точки зрения выделяются:

а) правовые нормы;

з) нормы обычаев, традиций, привычек, обыкновений.

Социальное регулирование может осуществляться в двух формах:

1) индивидуальное регулирование — воздействие оказывается на поведение каждого конкретного индивида с помощью индивидуальных указаний;

2) нормативное регулирование — воздействие оказывается на неопределенный круг субъектов с помощью предписаний общего характера, которые именуются социальными регуляторами.

Социальные регуляторы — это правила поведения общего характера, с помощью которых осуществляется воздействие на общественные отношения или поведение человека.

Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными гос. органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества – большинства народа, реализация которых обеспечивается государством.

Право — это один из видов социальных регуляторов, отличающийся от других тем, что:

— создается (либо признается) государством (государственными органами);

— закрепляется в письменных источниках (законодательстве), за исключением правовых обычаев;

— общеобязательно к исполнению;

— обеспечивается принудительной силой государства за нарушение установленных предписаний.

С помощью права, через право государство:

1) легализует и конституирует государственную власть, устанавливает механизмы ее передачи;

2) институционализирует государственную власть: закрепляет внутреннюю организацию государства, его форму, структуру, аппарат управления, компетенцию государственных органов и т.п.;

3) создает и обеспечивает устойчивый всеобщий порядок в общественных отношениях;

4) обеспечивает неприкосновенность собственности (государственной или частной) как основы экономической и политической стабильности государства.

1. Примирение запросов личности и общества, предоставление каждому наиболее широкого поля развития и применения своих дарований, наиболее полного удовлетворения своих потребностей, поскольку это не нарушает общественных интересов.

2. Закрепление в стройных и широких формулах приобретенного людьми многовекового опыта общественной жизни и созданных борьбой общественных классов правовых положений.

3. Обеспечение человечеству твердой опоры на пути к достижению высших форм общественного быта, социальной справедливости.

1. право ликвидирует хаос и устанавливает порядок

2. право закрепляет наиболее ценное для общества поведение (наиболее эффективные для прогресса общества общественные отношения на данный момент)

3. право устанавливает рамки борьбы классов, социальных групп, индивидов за свои права, предотвращает гибель общества в борьбе одних против других.

Учитывая вышеизложенное, как видно из содержания подготовленного мною реферата в настоящее время имеется несколько теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия и процесс возникновения и развития данного явления.

Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства объясняется рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать этот процесс сколько-нибудь полно и всесторонне в письменных источниках.

Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории

по-разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

Люди уже тысячелетиями живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

В данной работе также рассмотрена роль права в системе социального регулирования.

Итак, важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи, в том числе и нормы права, называются правилами человеческого общежития.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Презентация на заданную тему содержит 72 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Введение. Предмет, методология и задачи курса. Предмет теории государства и права Система основных понятий и категорий юриспруденции Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права

Литература: Братановский С.Н. Теория государства и права: Учебное пособие ЭБС IPRbooks 2012 Лейст О.Э., Бережнов А.Г. Теория государства и права: В 2-х частях: Часть 1 Зерцало – М 2015 Лейст О.Э., Воротилин Е.А. Теория государства и права: В 2-х частях: Часть 2 Зерцало – М 2015 Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник Юстицинформ 2014

Цель дисциплины Целью изучения данной дисциплины является усвоение комплекса общих знаний о государственно-правовых явлениях, получение представления об основных категориях отражающих особые свойства государства и права; уяснение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности и реализация требований к освоению соответствующих компонентов общекультурных и профессиональных компетенций

Задачи освоения учебной дисциплины - изучение теоретически важных понятий общей юридической науки и теории государства и права; - получение системных знаний, необходимых для успешного освоения других учебных юридических дисциплин; - обеспечение эффективного усвоения студентами знаний о государстве и праве, их сущности, назначении, особых признаках, формах, закономерностях происхождения, функционирования и развития.

Лекция 1. Происхождение государства и права § 1. Общая характеристика власти догосударственного периода § 2. Общая характеристика социальных норм догосударственного периода § 3. Причины и формы возникновения государства § 4. Основные теории происхождения государства § 5. Государство как продукт развивающегося общества § 6. Особенности возникновения права

Общая характеристика социальных норм догосударственного периода Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются в современной литературе мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период: 1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных. 2) реализовались главным образом в виде обычаев; 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет; 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; 7) выражали интересы всех членов рода и племени.

Причины возникновения государства во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, повлияла целая система факторов.

Формы возникновения государства Азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Подобный путь во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ. В Афинах и Риме государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Германия, Россия и некоторые другие государства возникли как прафеодальные

Лекция 5. Понятие, содержание и признаки права. § 1. Понятие, признаки и сущность права § 2. Основные учения о праве § 3. Принципы права § 4. Функции права: понятие и классификация § 5. Правовая система и правовая семья

Что такое право Право должно выражать идею справедливости и свободу действий. Право закрепляет наиболее значимые интересы и потребности граждан. Право определяет наиболее оптимальную меру свобода для каждого гражданина , обеспечивая такое положение, когда проявление его личностной свободы не ущемляет права и интересы других граждан. Право – это равный масштаб по отношению к разным людям. Право – есть система норм, которая исходит от государства, обеспечена его принудительной силой, выражает коренные интересы страны, или значительной его части и выступают в качестве государственного регулятора общественных отношений .

Признаки права Под признаком права понимается ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например, правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т. д. Системность. Право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности, оно представляет целостное нормативное образование. Нормативность. Нормативность указывает на то, что право представлено нормами – правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и поведения. Государственная обеспеченность. Сознания, реализация, охрана права неразрывно связаны с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным. Общеобязательность. Правовые нормы обязательны для всех, кому адресованы; они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве. Формальная определенность. Принципы и предписание права всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведение их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре и т. д.). Реальность действия. Право существует, напоминает о себе поскольку, постольку действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их поведении, поступках.

Государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, в результате разложения родового обществ и перехода его в цивилизационное состояние. На определенной ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся день ото дня даты производства, распределения и обмена продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение -публичная власть, государство (Энгельс).

Тем не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.

Модели соотношения государства и права:

1) Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской политико-идеологической практике, государство и есть право.

2) Либеральная модель, когда право выше государства

3) Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним.

Функциональные аспекты государства и права: единство, различие, взаимодействие

1) Единство, выражается в их происхождении, типологии, культурными, историческими судьбами, гарантируют права личности. Однако это не означает, что все что свойственно государству, свойственно праву, они автономы и самобытны.

2) Различия, вытекают из онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм. Государство-сила, право-воля.

3) Взаимодействие, выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Государство воздействует на право тем, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет, исполняет. Право результат государственной деятельности, его продукт. Право же в свою очередь легализует и конституирует государственную деятельность, определяет границы дозволенности и недозволенности, обеспечивает контроль над законностью (легитимностью) этой деятельности. С помощью права закрепляется внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат, механизм управления, статус и компетенция. Государство создает право для регламентации собственной деятельности.

В вопросе о взаимодействии права и государства в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) государства т.е. согласно этому подходу государство является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не государство, а право является определяющим фактором. Государство зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового государства). Государство должно быть подчинено праву. Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение государству или праву, а рассматривает государство и право в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с гос-ом. Оно не может существовать без государства, равно как и государство не может существовать без него. Позитивное право не может существовать без государства в силу следующих обстоятельств:

1) Позитивное право не может возникнуть без государства поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется гос-ом.

2) Позитивное право не может функционировать без государства, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Таким образом право не может не возникнут не существовать без государства. Государство в свою очередь не может обойтись без права: при помощи позитивного права государство себя конституирует т.е. юридически оформляет (с помощью конституции, законов и др). Государство использует позитивное право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права государство устанавливает в обществе именно тот порядок, который необходим и выгоден государству.

Читайте также: