Доклад учителя по истории

Обновлено: 02.07.2024

2015-2016 уч. г.г. Доклад на ШМО учителя истории Щербинкиной Н. А. "Сбор материалов и нестандартных заданий для подготовки обучающихся к ОГЭ по истории"/1111/0000/doklad_shherbinkina.docx /1111/0000/doklad_shherbinkina.docx Протокол № 4 заседания ШМО учителей гуманитарного цикла /1111/protokol_4.odt

Выступления на ММО

2016 Доклад на ММО учителей истории и обществоведческих дисциплин "Использование новой линии УМК по истории России под редакцией А. В. Торкунова"(6-10 классы)" Приказ № 113 от 19.08.2016 г./2016/prikaz_umc_ot_19.08.16-113_avgust.konferencija_201.doc

2017. С еминар для заместителей директоров по ВР, классных руководителей, педагогов организаторов "Разнообразие форм и методов воспитательной работы как одно из условий разностороннего развития и самореализации личности". Доклад "Исследовательская работа обучающихся как метод духовно-нравственного и патриотического воспитания". Приказ

2018, август ММО Преподавателей истории и социальных дисциплин "Как повысить профессиональную компетентность для успешной работы педагога. Педагогический взгляд на рабочие программы и планы" /2018/mmo_1_ot_28.08.18.doc

2019 Доклад на ММО учителей истории и обществоведческих дисциплин "Практико – ориентированное занятие по подготовке ОГЭ по истории и обществознанию. Подготовка обучающихся к ОГЭ". Приказ Комитета по образованию г. о. Серпухов № 84 от 28 марта 2019 года /2018/mmo_29.03.19.doc

2021 Доклад на ММО "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в рамках курсов православной культуры и ДКП" Приказ /2020/mmo-3_ot_01.03.2021_onlajn_zum.doc

2021 Доклад на XI региональной научно-практической конференции "Инновационное развитие образования" по теме: "Разработка разноуровневых заданий для обучающихся, направленных на развитие читательской грамотности"/2020/shherbinkina.jpg

2021 Выступление на круглом столе на VII Серпуховских Рождественских образовательных чтениях чтениях с докладом /2020/pismo_umc_rch.jpg

Открытые уроки, мастер-классы.

2014. Открытый урок-истории "Всё для фронта. всё для Победы"(9 класс). (ШМО)

2014. Открытая и сторическая интеллектуальная игра "Умники и умницы" (5-9 классы). (ШМО)

2016 г. Мастер-класс на ММО учителей информатики "Разработка ученических интернет-проектов" ПРИКАЗ УМЦ № 175 от 18.11.2016 /2016/mmo_informatika_24_nojabrja_2016.doc /2016/prikaz_175-18.11.16_mmo_inform-i_russk.doc

2017. Районный с еминар социальных педагогов и ответственных за духовно-нравственное воспитание школьников. Открытый урок по Основам Православной культуры в 3 классе "Таинство Причастия" Приказ

2020 Открытое внеклассное мероприятие "Сохраним родную речь"

2021 Открытое внеклассное мероприятие "Дискуссионный проект "Должно ли быть добро с кулаками?"

Публикации .

2017. Вестник Педагога http://vestnikpedagoga.ru/servisy/poisk «Особенности преподавания внеурочного курса "Православная культура" в 1-4 классах и предмета "Духовное краеведение Подмосковья" в 8 классе /_tbkp/27319_svidetelstvo_o_publikacii.jpg

2015. Участник проекта "Формирование Банка методических материалов по ведению курса ОРКСЭ" Сертификат участника/2017/sert_bank_metod_orkseh.jpg

2016. Участник проекта "Формирование Банка методических материалов по ведению курса ОРКСЭ" за размещение методического материала в разделе "ОПК" Сертификат участника/2017/sert_opk.jpg

2021 Вестник Педагога http://vestnikpedagoga.ru/servisy/poisk Статья: "Разработка разноуровневых заданий для развития читательской грамотности школьников на уроках истории /2020/83334.jpg /2020/83334.jpg

Участие в профессиональных конкурсах.

Центр профессиональных инноваций. Всероссийский конкурс детских мероприятий, уроков и игровых программ "Религиозная культура и духовно-нравственное воспитание" Диплом 1 степени /2017/cpi.jpg

2015. Всероссийский конкурс педагогического мастерства "Профи". Диплом 2 степени. /2017/konk_profi.jpg

Международный педагогический конкурс "Праздничный календарь - весна 2016". Образовательный портал "Продлёнка". Диплом за 1 место /2017/diplom_konkursa_den_kosmonavtiki.pdf

2015. Региональный этап Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя" Сертификат участника /2017/za_nravstv_podvig.jpg

Ассоциация педагогов МО "Учителя истории и обществознания" Конкурс методических разработок, посвящённый 70-летию Великой Победы. Призёр 3 место /2016/sertifikat_shherbinkinana.jpg

2017. Областной конкурс на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию. Номинация "Методические разработки, посвящённые 100-летию Октябрьской революции" Диплом 1 место /2017/diplom_patriotizm.jpg Приказ /2017/spisok_pobeditelej-1.docx

2019.Региональный семинар "Ярмарка проектов в области образования "Творчество, развитие, профессионализм - путь к успеху" Приказ Комитета по образованию г. о. Серпухов /2018/pr-20_ot_12.03.19.pdf и Приложение /2018/prilozhenie_1.pdf

2019 Всероссийский конкурс Педагогической академии современного образования Номинация "Лучший сайт (блог)" Сайт учителя истории. Диплом за 1 место/2019/diplom10.06.2019-shherbinkina_natalja_anatolevna-s.pdf

2019 2 место в региональном этапе Международного конкурса методических разработок "Уроки Победы", посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (Итоговый протокол) /2019/Itogovyj_protokol_Uroki_Pobedy.pdf

2021 Конкурс методических разработок предметной недели Православной культуры и ДКП, Образовательный проект "От Дединово до Гангута" Муниципальный уровень , победитель в номинации

Участие в предметных комиссиях и жюри профессиональных конкурсов.

2015. Участник семинара "Новая линия УМК по истории России под редакцией А. В. Торкунова"(6-10 классы). Приказ УМЦ /_tbkp/prikaz_197_ot_11.12.15_na_attestaciju.doc

2017.Участник V Конференции учителей Основ православной культуры города Москвы и Московской области . Приказ УМЦ /_tbkp/prikaz_10_konferencija.doc

2017. Участник III Областной конференции "За нравственный подвиг учителя" /2016/sertif.jpg

2017. Член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2017--2018 уч. г. (История, Обществознание) /2016/prikaz_uo_357ot_12.10.17.doc

2017. Член жюри очного тура областного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся "Отечество"

2019г. Член жюри XII международной научно-практической конференции учащихся и студентов "Молодёжь и инноватика" 2019 г. /zhjuri_molodjozh_i_innovatika.rar /2018/bl_rismo.jpg

2019 Руководитель рабочей группы по созданию банка олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников /2019/prikaz_umc_30_o_sozdanii_rabochikh_grupp.zip

2019 Эксперт по проверке работ в рамках исследования компетенций учителей ФИОКО (PISA) /2019/piza.jpg /2019/sertifikat_ehksperta_fioko-pdf.io.jpg

2020. Участник экспертной комиссии в рамках реализации Программы "Цикл историко-патриотических занятий "Памятные даты" Приказ Комитета по образованию № 824 от 22.05.2020 /2019/blagodarstvennoe_pismo_mojo_pamjatnye_daty.jpg

2021 г. Член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в городском округе Серпухов в 2021-2022 учебном году /2020/pril-6-zhjuri_k_prikazu_ko_meh_vsosh_21-22.docx /2020/zhjuri_k_prikazu_meh_vsosh_21-22.docx /2020/390_obshhestvoznanie_zhjuri.pdf

В своем докладе на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла я выступила с докладом " Работа с документами на уроках истории" В своем докладе я показала важность работы с документами на уроках истории. Раскрыла этапы этой работы и значимость. На примерах показала как именнотя работаю с документами на уроках истории в разных классах.

ВложениеРазмер
doklad._rabota_s_dokumentami_na_urokakh_istorii.docx 35.83 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Квашенковская СОШ

Выполнила: Куцеволова Ольга Борисовна

Изменения, происходящие в обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего с документами. Формирование у учащихся умений работать с текстами как источником знаний – одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися главных вопросов исторического развития. Актуальность этой темы обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории, чего и требуют новые ФГОС.

В материалах ФГОС чётко обозначено место исторического знания в образовании: “Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.”

Работа с документом, как научная составляющая урока находится в соответствии с требованиями ФГОС предъявляемыми современному историческому образованию, т.к. позволяет дифференцировать обучение, развивает познавательную самостоятельность и заинтересованность, совершенствует приёмы умственного труда.

В чем значение применения исторических документов? С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документа. Он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого.

За многолетнюю педагогическую деятельность я все больше убеждаюсь, что современный урок истории немыслим без документов, исторических источников, произведений выдающихся историков. Их использование позволяет сформировать более полные и прочные знания, углубить их, развивать мышление учащихся ( в последние годы учащиеся все чаще стараются отвечать односложно), научить самостоятельно делать выводы, лучше можно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

В соответствии с нормативными документами ( ФГОС, Обязательный минимум содержания основного общего образования) в ходе экзаменов( хотя в нашей сельской школе мало учащихся сдают ЕГЭ по истории, но тем не

менее) проверяются умения учащихся работать с документами.

В своей работе с документами на уроках истории я использую рекомендации И. Я. Лернера. Он считает, что документ может выступать не только в качестве иллюстрации и конкретизации мысли, сообщенной учителем ученикам, но и как источник приобретения новой, но готовой информации и как источник самостоятельного приобретения знаний.

Необходимо учитывать, что работа учащихся с документами, постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. Я веду уроки истории с 7 класса по 11. Так в 7-8 классах больше использую, так называемые , хозяйственные и юридические документы, а в 9-11 классах уже шире привлекаю политические материалы.

Учащиеся 7-8 классов должны при работе с документами уметь:

- анализировать документ по плану;

- использовать документ для доказательства своего мнения;

- находить нужную информацию в одном или нескольких документах.

В 9-11 классах обучающиеся должны уметь:

- отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения поставленной учителем задачи;

- сопоставлять несколько источников;

- выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в документах;

- обобщать и анализировать полученную в документах информацию.

Добиться всего этого можно лишь с помощью кропотливой и систематической работы, начиная с легкого и постепенно усложняя задания.

Как требуют новые ФГОС нужно научить обучающихся выявлять специфику исторических источников, поэтому работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности, а для извлечения их из текста требуются сложные мыслительные операции. Документ, отобранный для работы на уроке, обязательно требует предварительной обработки учителем. Учитель сначала должен сам поработать с этим документом. Иногда приходится сократить документ, учитывая подготовку учащихся класса. Ведь каждый год классы разные и уровень знаний разный. То что давала в прошлом учебном году может не пригодится в данном учебном году.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, вот поэтому и нужна предварительная работа с документом самого учителя.

Никогда нельзя забывать о поэтапном формировании учебно-познавательных умений. Выделяются три уровня в работе с документами: воспроизводящий, преобразующий и творчески-поисковый.

Так, например, на воспроизводящем уровне я предлагаю ребятам выписать основные понятия, определения, выводы из источников, ответить на поставленные вопросы, требующие пересказа или уточнения текста или заполнить таблицу, составить простой план и т.д.

На преобразующем уровне я включаю в задания рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, а также самостоятельный отбор фактов или составление уже развернутого плана.

На творческо-поисковом уровне я даю проблемные и познавательные задания, которые требуют не только осмыслить, но и сопоставить различные точки зрения, идеи нескольких документов. Выявить линии сравнения изучаемых явлений и составления таблиц, логических цепочек, применяя положения источника для доказательства и аргументирования своей точки зрения.

Я считаю, что при работе с документами учитель должен выступать как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся. Чаще всего на уроках я применяю следующие приемы при работе с документами:

чтение и анализ, комментированное чтение, формулирование вопросов к тексту, анализ аргументации автора, формулирование обобщенных выводов, составление текстовых, сравнительно-обобщающих таблиц, тезисов.

Следует отметить, что это отмечают сами учащиеся, без работы с документами урок не так интересен. И если это получается, то я работу с документом подкрепляю видеосюжетом.

Насколько колоритно, например ,письмо Петра Первого к своей матери:

Эти примеры показывают, что документ для урока должен соответствовать целям и задачам обучения, отражать типичные факты и события эпохи, содействовать актуализации исторических знаний, быть доступным по содержанию .

На уроках в старших классах целесообразно использовать задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

Я считаю, что большим плюсом является то, что в учебниках А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной по истории России в 9-11 классах в текстах параграфов есть вопросы к данным документам. И эти вопросы даны сразу после текста документа. Этот очень помогает в работе. Чего нет в учебниках других авторов.

На некоторых уроках использую такой прием, когда документ используется не только учителем, но и самими учащимися. Раздаю документы в виде карточек на дом. Учащиеся дама работают над документом и готовят к нему задания. ( Даю это сильным ученикам).

Что значит педагогически обработать документ? Это значит выбрать содержание, используемое на уроке. В случае необходимости учитель видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и не допуская изъятий, стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем нужно объяснить новые для учеников термины и понятия и разработать задания по работе с документом.

Очень важно еще в 7-8 классах научить детей понимать разницу между историческим источником и литературным произведением ( дети часто не понимают разницы).

Хочется отметить, что любой документ воспринимается эффективнее, если есть к нему наглядное приложение ( видеоролик или иллюстрация на слайде)

Самостоятельная работа учащихся с источниками является более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действия ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.

На уроках истории в старших классах целесообразнее проводить уроки-практикумы. Они позволяют расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике.

Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Ставлю вопрос: - сделайте выводы об особенностях русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. и об отношении российского общества к этой войне.

1-й документ : « Как известно, русско-турецкая война началась с сербско-турецкой войны. Командующим сербской армией был наш известный генерал Черняев. В это время через Одессу из России в сербскую армию ехала масса добровольцев. В то время в Одессе было Славянское общество…

2. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М. 2003г.

3. Запорожец Н. И. Развитие умений учащихся . ПИШ. 1981 г. №4

4. Лисова К. Использование документов на уроках истории. Народное образование. 2001г. №5.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад раскрывает проблему внедрения ФГОС в период общего образования и какие актуальные проблемы необходимо решать. Новые стандарты должны воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за свои поступки. Каким должен быть педагог. Какие проблемы необходимо решать в первую очередь.

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

МОКУ СОШ С.НИЖНЕУЛУ-ЕЛГА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РНСПУБЛИКИ БАШКРТОСТАН

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: « АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Выполнила учитель истории

МОКУ СОШ с.Нижнеулу-Елга

Рахматуллина С.М.

Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и сам обучающийся удовлетворены результатами обучения.

В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям реализации программ и их структур.

Формирование Федеральных государственных образовательных стандартов осуществлялось в 2007-2010 годах.

ФГОС общего образования разрабатывается на конкурсной основе по заказу Министерства или в инициативном порядке. Но порядок рассмотрения одинаков для всех. Он включает этап общественного обсуждения, независимой экспертизы и утверждения.

ФГОС общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно по ступеням общего образования. В пилотном режиме по новым стандартам с 1 сентября 2010 года начали обучение 200 тысяч первоклассников (15 % от их общего количества), с 1 сентября 2011 года все первоклассники начали учиться по новому стандарту. Это означает, что с 1 сентября 2015 года по новым стандартам будет учиться вся начальная школа. После чего начинается следующий этап –обязательное введение стандартов средней школы в 5 класса. Соответственно этап обязательного введения стандарта старшей школы начнется только в 2020 году. Разработчиком федеральных государственных образовательных стандартов начальной и основной школы является Российская академия образования.

На этапе основного образования ФГОС состоит задача вырастить индивидуальность. Её смысл состоит в создании пространства для самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного плана. Учитывая особенности восприятия необходимо делать 3 урока в день, тогда освободившиеся уйдут на самостоятельную работу. Что повлечет за собой изменение учебного плана. Поэтому в ООП отдельно прописаны инструменты для концентрированного обучения.

Включение в учебный процесс учебно-исследовательской проектной деятельности также потребуется изменения программы. Детская проектная деятельность проводится в разных формах: в их числе учебное проектирование ( встроенная в учебный процесс и предмет), социальное проектирование, педагогический проект, а так же лаборатории и социальные практики. Все это должно быть встроено в 32 часа предельной нагрузки, что в свою очередь, также требует другой модели учебного плана.

Что касается актуальных проблем, и вопросов, то они заключаются в следующем.

1. Каким должен быть современный урок в современных условиях. Сухомлинский В.А. связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время-сбережение и здоровье-сбережение;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

2. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

3. Принципы педагогической техники на уроках:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)

4. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

5. Методы и формы современного урока:

здоровьесберегающие технологии (интеграция);

6. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

И последнее, это повышение уровня учебной мотивации обучающихся. Задача преподавания истории и обществознания заключается в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям. Одной из важных результатов работы я считаю, должно быть формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство и патриотизм.

Учебная программа по истории в рамках ФГОС с каждым годом приобретает всё новые особенности. Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.

Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении учащихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения. Этот вид урока наиболее применим в профильных классах, где учащиеся имеют четкие цели глубоко изучать предмет и учитель имеет возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Лекционный вид занятий в России существует около 300 лет, тем не менее, отношение педагогов к нему неоднозначно. Некоторые из них считают, что это незаменимый способ преподавания, другие выступают за отказ от них, считая, что ученик должен сам искать информацию и может получать знания из книг.

На рубеже ХХ – ХХ I вв. потребность в лекциях заметно актуализировалась. Это обусловлено, прежде всего, двумя причинами: во-первых, лекция уже доказала свою жизненность и заняла достойное место как один из видов учебной деятельности;во-вторых, в условиях плюрализма, вариативности, альтернативности в оценке исторических событий и процессов без лекции в школе не обойтись.

Интерактивный метод. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Меняется роль ученика, его деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов.

Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям образования.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов и пожеланий учащихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности учащихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности ребенка, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных признаков.

Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем жизненном опыте, логике и здравом смысле.

Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач и функций обучаемого. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия учащимися учебного материала

Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

Индивидуализации. Учебно-познавательная деятельность должна быть организована с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащегося. Также подразумевается развитие механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование начальных навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

Непосредственности, самостоятельности взаимодействия учащихся с учебной информацией. При активизации обучения педагог выходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом, преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Мотивации. Активность деятельности учащихся развивается и поддерживается системой мотивации. Это творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Таким образом, активные методы обучения дополняют традиционные методы, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую.

Количество активных методов обучения достаточно велико. Поэтому сегодня я поделюсь с вами теми методами, приемами, которые использую в своей повседневной работе.

Технологии активного обучения.

Из всех активных технологий обучения я отдаю предпочтение проблемному обучению, проектной и учебно-исследовательской деятельности, технологии критического мышления и игровым технологиям. Эти технологии известны многоуважаемым слушателям - профессионалам, поэтому я не ставлю перед собой цель их анализировать, а остановлюсь более подробно на тех методах и приемах, которые я использую в своей педагогической деятельности.

Методы и приемы АМО.

Прежде всего хотела бы заметить, что результативность педагогической деятельности во многом зависит не от количества используемых методов и приемов, а от их правильного выбора и уместного, адекватного применения в педагогическом процессе. Мой выбор приемов и методов работы в основном исходит из возникающей педагогической проблемы и поиска путей её решения.

Освоение приема кубирования является залогом успешного применения метода кейса. Кейс – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.

Пакет кейса включает в себя:

вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);

информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);

стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);

исследовательский кейс (результаты анализа ситуации представляются в форме изложения);

тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).

Метод кейса удобно использовать при изучении крупных событий, явлений общественной жизни, например, для составления портрета эпохи (как не вспомнить новое задание ЕГЭ по истории в 11 классе). Причем можно использовать как самостоятельное задание для старшеклассников, так и уже готовые кейсы при изучении нового материала в среднем звене.

Этот приём осуществляется в несколько этапов.
1) Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.
2) Читая текст, учащиеся отмечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3) Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в

соответствии со своими пометками в таблицу:

(то, что уже известно)

(то, что противоречит представлению)

(то, что является интересным и неожиданным)

(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)


4) Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы, ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает им придти к новому знанию. Учителю необходимо уметь принимать все варианты, правильные и не правильные. Часто возникающие варианты противоречат друг другу, и это подталкивает ребят преодолеть противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательство своей точки зрения. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Прием шифрования очень удобен для развития навыков быстрого письма. Учитель может использовать свою систему шифрования наиболее часто употребляемых терминов, а также предложить учащимся создать свою собственную. Может быть использована буквенная система шифрования, а также использование математических значков, символов. Например:

ПС – производительные силы

ПО – производственные отношения

ПТ – производительность труда

Прием лингвистического анализа в основном используется при изучении терминологии. Мне необходимо, чтобы ученики не зазубривали очередное новое определение, а понимали его смысл, происхождение, умели его правильно использовать в различных вариациях устной речи.

Прием составления кластера.

Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Конечно, использование приемов кластера, кейса возможно только в подготовленном классе. Но следующий приём можно использовать в классе любого уровня подготовки. Это – Синквейн . Синквейн – это название формы стихотворения, причём не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась японской поэзией танка и хайку. Чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами являются строки – в синквейне их действительно ровно пять. Каждая строка несёт определённую функцию и смысловую нагрузку. Вклассическом синквейне строгое соблюдение слов и слогов в строках. В дидактическом синквейне соблюдение этой строгости не обязательна.

В своей работе я использую дидактический синквейн, о нём и пойдёт речь.

Опорной схемой дидактического синквейна является такое описание.

Первая строка: тема синквейна, выраженная существительным или местоимением.

Вторая строка: характеристика темы двумя словами – прилагательными или причастиями.

Третья строка: раскрытие темы тремя глаголами (иногда деепричастиями).

Четвёртая строка: своё субъективное отношение к теме (самая сложная часть синквейна).

Пятая строка: синоним первой строки, итог всей темы.

Рассмотрим инструкцию составления синквейна. Для того чтобы синквейн писать было проще, необходимо:

выбрать интересную тему;

использовать яркий исторический персонаж или правителя;

Давайте обратимся к примерам исторических синквейнов.

Князь Олег Князь Игорь
Отважный, жадный Легендарный, храбрый
Объединил, заключил, расширил Воевал, требовал, разорял
Первый Киевский князь. Погиб от рук древлян
Вещий Сын Рюрика

Процесс написание синквейна очень нравится студентам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.

В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:
• эффективном взаимодействии студента и преподавателя;
• создании преподавателем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
•создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.

Как показал анализ использования активных форм более эффективным обучение было тогда, когда студенты могли связать новый материал с предыдущим;
• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи.

Читайте также: