Пути разрешения этносоциальных конфликтов доклад

Обновлено: 04.07.2024

Межэтнические отношения – взаимоотношение людей разного этноса, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества. Выделяют 2 разновидности межнациональных отношений: межэтнические взаимоотношения в рамках одного государства; межэтнические отношения в рамках других наций-государств.

Виды мирного существования

  1. Этническое смешивание – межнациональные браки способствуют смешиванию различных этнических групп, которые спустя некоторое время и поколения образуют единую нацию.
  2. Этническая ассимиляция – поглощение одним народом другого. Разделяют мирную и военную форму.
  3. Формирование многонационального государства – государство, в котором нациям предоставлена полная свобода и права. В некоторых странах несколько языков закреплены на государственном уровне.

Тенденции в развитии этносов

  1. Межнациональная интеграция – промежуток времени, в ходе которого происходит объединение различных этносов и народов через все сферы жизнедеятельности государства. Формами межнациональной интеграции представлены – транснациональные предприятия, экономические союзы, межнациональные культурные организации.
  2. Межнациональная дифференциация – процесс, проявляющийся к разделению этносов. Формы представлены самоизоляцией индивида, возникновение национализма в политической и культурной сфере, конфессиональный фанатизм и терроризм.

Формы межнациональных отношений

Этническая миксация – процесс соединения двух этносов в результате чего образуется новый.
Ассимиляция – потеря национальных качеств и замена их чужими
Аккультурация – взаимное частичное или полное заимствование черт разных культур, зачастую один этнос доминирует над другим.
Мультикультурализм – политика, идея которой заключается в сохранении и развитии этнических черт, культурных особенностей.
Национализм – жесткая политика, психология и идеология, согласно которой одна нация противопоставляется другим, осуществляется пропагандирование исключительности своего этноса. Национализм разделяется на этнический, бытовой и государственный.
Шовинизм – идеология, которая ставит определённую нацию выше других. Происходит противопоставление традиции, интересов этносов. Результат шовинизма представлен неприязнью одного народа к другому, разжиганием ненависти между людьми разных конфессий и национальной принадлежности. Шовинизм – агрессивная стадия национализма.
Дискриминация – ущемление одного этноса другим в зависимости от демографических признаков, конфессии и т.д.
Сегрегация – отделение от общества какой-либо этнической группы по национальным признакам или расовой принадлежности.
Апартеид – жестокая форма дискриминации, предполагает лишение этническеской группы гражданских прав, вплоть до территориального отделения.
Геноцид – истребление этноса по расовому, демографическому, религиозному признаку или же создание условий для частичного или полного вымирания наций.
Сепаратизм – отделение этноса для формирования собственного государства или предоставление региону статуса автономности.

Межнациональный конфликт – противопоставление одного этноса другим, выраженное в соперничестве за ресурсы, когда противостоящая нация определяется с этнической принадлежностью группы людей. Выражается во взаимных упрёках, открытом конфликте этносов, которое перерастает в ненависть и, в крайней степени, - войны. Причинами конфликтов могут послужить: социальные, экономические, языковые, культурные, демографические, этнические, религиозные основания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Региональная научно-практическая конференция

Смеянов Владимир Александрович

О сновная часть

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

2. Пути предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов

Список используемой литературы

Актуальность темы. Проблематика межэтнических конфликтов занимает одно из приоритетных мест в современном социальном познании. Сложные процессы глобального общественного развития, противоречия во взаимодействии народов с разными культурами, переживающих резкие социальные, политические и экономические изменения, нередко проявляются в обострении межэтнических конфликтов. Значимость этих явлений для полиэтничных регионов во всем мире обусловливает необходимость исследовать истоки и причины этнической мобилизации, само этническое сознание, которое нередко используется с целью коллективного действия, в том числе и насильственного. Очевидна необходимость разработки мер раннего предупреждения и быстрого нивелирования возможных последствий конфликтов на межэтнической почве.

В силу этих обстоятельств исследование межэтнических конфликтов представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное и практическое значение, и в современных условиях развития общества -приковывает пристальное внимание исследователей, побуждает к разработке эффективных способов прогнозирования и урегулирования.

При этом сосредоточенность авторов на конкретных описываемых событиях и частных аспектах региональной проблематики не позволяет расширить концептуально-методологический базис проводимых исследований. Несмотря на огромную литературу, посвященную этносам и конфликтам, сама природа и сущность этничности остается в общем - социально-философском плане - не раскрытой, а реальная динамика межэтнических конфликтов еще не получила адекватного теоретического объяснения.

Проблема исследования заключается в социально-философском осмыслении природы этноса и этничности в связи с межэтническими взаимодействиями, а также в раскрытии основных причинных факторов и способов разрешения межэтнических конфликтов.

Цель работы состоит в социально-философском анализе межэтнических конфликтов, а также в изучении способов их предупреждения и разрешения.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи :

1) определить содержание понятия "межэтнический конфликт" для дальнейшего использования этого понятия в данном исследовании;

2) изучить сущность межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, их виды, пути их разрешения и предотвращения.

Гипотеза: проведение работы по анализу существующей ситуации, прогнозирование возможных конфликтов, примерное выявление косвенных и прямых участников.

Основная часть

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

Межэтнический конфликт - специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку.

Изучением конфликтов занимаются различные отрасли науки, и каждая из них предлагает свои способы решения. Первостепенной причиной так внимания со стороны научного сообщества, является их трудно разрешимость, ведь каждый конфликт имеет свою специфику, а, следовательно, и определенную “формулу решения”, вот только эта формула не всегда быстро приходит на ум, да и не всегда ??а правильная. В нашей стране в последние 20 лет сформировалось уже достаточно большое сообщество ученых-кофликтологов, открываются центры по изучению конфликтов.

Большинство ученых, утверждают, что этнический конфликт, является, чуть ли не самой опасной внутренней угрозой государству, т.к. дестабилизирует общество, тормозит социально-экономическое развитие.

Таким образом, приходим к выводу, что целью данной работы является рассмотрение причин возникновения, типов и форм межэтнических конфликтов, для предложения оптимальных способов их урегулирования.

Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и де-факто независимых государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

2. Конфликты между этническими группами (ассоциациями групп). Примерами могут служить события еще советского времени в Фергане - погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области - столкновения киргизов и узбеков.

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются.

В связи с этим обычно различают:

Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, - всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывали около 100).

По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени - долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми В межэтнических конфликтах особое место занимают так называемые этнокультурные конфликты.

Этнокультурный конфликт - это конфликт старых и новых культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, территорию, которого он покинул, и новых, свойственных тому этносу, на территорию которого он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный конфликт - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Виды этнических конфликтов выделяют по следующим критериям: интенсивность проявления, масштабы проявления и цель борьбы между конфликтующими сторонами

К основным видам этнических конфликтов относятся:

по интенсивности проявлений:

- те, протекающих вяло

по масштабам проявления:

по целям, которые ставят перед собой конфликтующие стороны в борьбе:

- социально-экономические (выдвигаются требования общественной равенства);

- культурно-языковые (выдвигается требование сохранения или возрождения функций языка и культуры этнических общностей);

- политические (этнические меньшинства добиваются политических прав - автономии);

- территориальные (на основе изменения границ, присоединения к другим государствам)

Заметим, что при определенных условиях одни виды конфликтов могут переходить в другие

Почти везде существуют противоречия между этническими общностями, т.е. межэтническая напряженность Эта напряженность является наиболее выраженной в полиэтнических сообществах

Кроме открытых есть скрытые межнациональные конфликты, которые еще не переросли в открытое противостояние. Так, между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством конфликтные действия могут протекать как в Откуда крытой, так и в скрытой форме или в форме социальной конкуренции (тлеющий конфликт).

Конфликтные действия возникают в тех условиях, если противодействующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию, то есть конфликт находится на стадии осознания и эмоционального созревания .

Если объективная конфликтная ситуация осознана, то даже случайные события с присущей им эмоциональностью, а иногда иррациональностью, могут привести к конфликтной взаимодействия. На этой стадии межэтнический конфликт имеет тенденцию к эскалации (самосозростання) - от массовых действий гражданского неповиновения в кровавых столкновений, или даже до этнополитических воен.

Выделяют следующие стадии этнических конфликтов:

- собственно кризисных проявлений (пик кризиса);

Длительность каждой стадии может отличаться, что обусловлено спецификой данной кризисной ситуации На второй стадии могут использоваться такие тактики: митинги, манифестации, акции \"гражданского неповиновения ры \", нередко со столкновениями и военными конфликтовконфліктами.

Конфликты чаще всего возникают в связи с противоречиями в таких видах отношений, как: политические и социально-политические; экономические и социально-экономические; территориальные; межэтнические; языковые; религиозные

2. Пути урегулирования этнических конфликтов

По мнению немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. "Разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование". Дарендорф выделяет следующий порядок регулирования конфликта: 1. переговоры для создания органа по решению конфликта. Если безрезультатно - привлечение третьей стороны; 2. наиболее мягкая форма участия третьего лица - посредничество. Предложение решения конфликта не является обязательным; 3. арбитраж - исполнение решения является добровольным. Обязательным - приглашение третьей стороны; 4. обязательный арбитраж - находится на грани между регулированием и подавлением (необходимо для сохранения государственного правления и обеспечения мира). Решение обязательно. Конфликты не исчезают путем их регулирования. Где существует общество, существуют конфликты. Цель урегулирования этнических конфликтов заключается в нахождении нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Существуют некоторые основные правила предупреждения и регулирования уже эскалировавшихся этнических конфликтов. Чтобы вовремя спрогнозировать возможное этническое столкновение необходимо исследовать миграционные потоки. Уровень миграции особенно велик, когда она осуществляется как результат этнических конфликтов или их угрозы. В результате мощного миграционного потока в какой-либо регион в некоторых его районах создаётся критическая нагрузка на инфраструктуру (школы, больницы, транспорт, сфера обслуживания), следовательно, обостряется ресурсная проблема. В случае, когда среди мигрантов значительна доля лиц тех национальностей, которые имеют собственную государственность, это вызывает непонимание среди местного населения, испытывающего неудобства из-за притока беженцев. Это вызывает этническую напряженность и создает конфликтную почву. Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть учёт состояния массового сознания, сложившихся в нём представлений о проблемах в сфере межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и правила поведения. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно поворота событий. Предвидеть это невозможно, не изучая состояния массового сознания. Средства массовой информации существенно влияют на формирование самосознания личности в современном мире, поэтому с целью предотвращения национальных конфликтов, в печати, на телевидении важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, выделять деньги на распространение социальной рекламы, пропагандировать ценности терпимости к другим народам, дружбы, взаимопомощи и другие нравственные идеалы. Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами.

Строго говоря, у государств существует два пути к принципиальному решению проблем сглаживания и снижения межэтнических конфликтов. Первый заключается в том, чтобы не делить людей по этническому принципу и на нем не строить государственность, а создавать государство на неком всеобщем идеале или на каких-то более высоких ценностях, чем культура и традиции одной народности. Так, этничность как бы выводится из сферы политики, и всякие межэтнические проблемы подавляются официальным провозглашением равенства всех людей независимо от национальности, расы, вероисповедания и культуры перед законом, который обеспечивает все права человека и гражданина. Такая попытка предпринята в США. Сторонник этого пути, Рыбаков С.Е., видит выход в "выведении" этничности из политики, считает, что это позволит стабилизировать структурированность социосферы в пользу гражданственности и, следовательно, избежать политики этнического радикализма. Для решения этой проблемы он предлагает, во-первых, перенести властные функции "наверх", в округа. С его точки зрения, "…целесообразно было бы обязательно сопровождать эти меры параллельным укреплением местного самоуправления на уровне населенных пунктов и расширением прав соответствующих органов власти, с тем, чтобы сделать реальной альтернативой псевдоэтническим "удельным княжествам" местный властный уровень, который вполне способен самостоятельно решать основную массу проблем, действительно актуальных для этноса". Такой подход кажется наиболее эффективным. Противоположный (второй) путь решения этнического вопроса стал уже классикой. Всем известный А. Лейпхарт стоит на позиции необходимости "введения" этничности в политику посредством принципа представительства во властной элите интересов различных этнических меньшинств. В своей работе "Демократия в многосоставном обществе" классик выделил несколько институтов, которые смогли бы обеспечить стабильность демократии в полиэтническом государстве. К таким институтам он отнес многопартийность, пропорциональное представительство, политическую децентрализацию и законодательное закрепление прав этнических меньшинств. Для того, чтобы эти институты работали эффективно, в состав правящей элиты должны входить представители всех этнических сообществ. "Каждое сообщество должно обладать правом налагать вето на решения, затрагивающие его интересы; и каждый народ должен иметь возможность самостоятельно вести собственные дела". Идея консоциальной демократии была разработана Лейпхартом для довольно устоявшихся западноевропейских систем, прежде всего для такой маленькой страны как Нидерланды. В связи с этим необходимо заметить, что идею Лейпхарта будет весьма трудно применить к большинству полиэтнических стран Восточной Европы и Евразии. У них совершенно другие исторические, культурные и политические традиции, поэтому идею сообщественной демократии нельзя назвать универсальной. Доцент факультета политических наук одного из американских университетов Вики Л. Хесли предлагает "…любому режиму…выработать программу управления межэтническим конфликтом и его разрешения. Эта программа должна включать в себя, наряду с прочим, набор мер (или законодательных актов), направленных на разделение полномочий и ресурсов внутри системы. Необходимо также найти пути обеспечения меньшинствам доступа к политическому влиянию. В частности, каждому этносу должно быть предоставлено право создавать общественные организации, которые могли бы оказывать влияние на систему. Неограниченное, свободное участие в организациях, т.е. плюрализм, - одна из главных заповедей демократии" . Каждая страна выбирает свою дорогу на пути к демократии, стабильности и процветанию, конечно, в зависимости от политической и национальной культуры, исторических устоев и существующих в данном государстве ценностей.

Регулирование и прекращение межэтнических конфликтов является жизненно важным условием существования любого полиэтнического общества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно сказываются на основных процессах социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить его ориентацию, породить новые негативные тенденции, то есть закладывает основу для будущих конфликтов других поколений.

Раздел ЕГЭ: 3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Поскольку большинство наций не существуют изолированно друг от друга, нередки ситуации смешивания различных этносов на одной территории.

Межнациональные отношения — социальные отношения между представителями различных национальностей. Могут существовать на двух уровнях: взаимодействие народов; межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

В связи с процессами глобализации, активно протекающими в современном мире, чётко прослеживаются определённые тенденции среди этнических групп.

  • Интеграция. Разрешение национальной разобщённости, сближение наций между собой по всем аспектам: культуре, экономике, политике. Это приводит к появлению новых наднациональных институтов (европейское сообщество).
  • Дифференциация. Многие народы стремятся сохранить свои национальные особенности, стараются избежать давления со стороны крупных политических объединений и сохранить национальную независимость. Нередко это порождает этноцентризм.

Этноцентризм — непоколебимая уверенность в правоте своей нации, её ценностях и культуре. При этом культура других наций считается низкой и неправильной. Нередко это приводит к войнам.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Как уже говорилось ранее, для современного мира нередко характерно несовпадение национальной самоидентификации с государством проживания.

Национальный вопрос — вопрос освобождения угнетаемых народов, их самоопределения и преодоления ими национального неравенства. Национальный вопрос возникает из-за неравномерного развития различных народов. Это касается таких сторон жизни, как:

  • политическое развитие (национальная политика стран-завоевателей);
  • экономическое развитие (экономическое давление на завоёванные нации);
  • социальное развитие (национализм и шовинизм);
  • религиозные различия (религиозная нетерпимость);
  • культура (несовпадение мнений разных народов о культурных ценностях и их принадлежности);
  • территориальные конфликты;
  • исторические разногласия, прошлые взаимоотношения народов.

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Для этносоциальных конфликтов характерна цикличность: они не погашаются полностью, а вспыхивают с новой силой спустя время. Обязательным условием этносоциального конфликта выступает наличие национализма и его крайней формы — шовинизма.

Национализм — идеология, согласно которой интересы определённой нации ставятся выше всех остальных, присутствует недоверие к другим нациям.

Шовинизм — идеология, утверждающая исключительность определённого этноса, сочетающаяся с ненавистью ко всем другим.

  • ущемление прав;
  • дискриминация;
  • стереотипы и предрассудки;
  • расовая и национальная нетерпимость.

Дискриминация — предвзятое негативное и несправедливое отношение к определённой социальной группе.

Следует различать между собой причины и повод. В этносоциальных конфликтах причиной выступает внутреннее нарастающее недовольство теми или иными действиями по отношению к определённому этносу, а поводом может быть любое событие.

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

При попытке регулирования конфликтов между нациями необходимо действовать согласно принципам гуманизма. При решении национального вопроса важно:

  • отказаться от насилия и принуждения;
  • найти компромиссное решение между участниками конфликта;
  • признать права и свободы человека как важнейшую ценность;
  • мирно регулировать спорные проблемы.

Межнациональный (межэтнический) конфликт – это любая форма проявления противоречий между национальными общностями, этносами, выражающаяся в их противостоянии, противоборстве. Его возникновение обусловлено столкновением интересов, побуждений, взглядов, действий и отсутствием своевременного решения, удовлетворяющего все стороны.


Характеристика

Для создания конфликтной ситуации нужны повод, причина, наличие предмета противостояния. Причины межнациональных конфликтов:

  • территориальные противоречия;
  • борьба за природные ресурсы;
  • исторически сложившаяся напряженность;
  • притеснения народов и наций по социальному, языковому, конфессиональному признаку;
  • сепаратизм – стремление отдельного народа выйти из состава многонационального государства и создать собственное.

Исходя из характера взаимных претензий различают следующие виды межнациональных конфликтов:

  • государственно-правовой – возникает в результате стремления нации к самоопределению, собственной государственности;
  • этнотерриториальный – его причиной становится спор по поводу принадлежности тех или иных территорий;
  • этнодемографический – связан с опасениями ассимиляции этноса, сопровождается требованиями по защите прав коренного народа и его социокультурного статуса;
  • социально-экономический – является следствием неудовлетворенности этнической группы своим статусом, связан с требованиями социального равенства;
  • социально-психологический – возникает между коренным населением и мигрантами на фоне нарушения традиционного уклада жизни.


Межнациональные конфликты часто служат усилителем или заслоном в политическом или экономическом противостоянии. Средствами противоборства служат:

Развитие межнационального конфликта всегда происходит по определенному сценарию, знание которого может помочь сторонам контролировать ситуацию, направлять ее в нужное русло. Фазы межнационального конфликта:

  1. Латентная – проявляется в скрытой межэтнической напряженности, отсутствии толерантности в межнациональных отношениях;
  2. Предконфликтная – характеризуется формированием враждебных взаимоотношений, увеличением числа бытовых конфликтов на национальной почве;
  3. Конфликт – кульминация, самый острый момент в развитии неблагоприятных межнациональных отношений;
  4. Развязка – разрешение конфликта или его усугубление.
  5. Спад – замораживание или угасание конфликта.

Конфликтные ситуации внутри страны или на мировой арене подрывают национальную и международную безопасность, тормозят положительные изменения в международных отношениях

Пути разрешения и предотвращения межнациональных конфликтов

Лучший способ решения конфликта – не допустить его возникновения, поэтому главной целью национальной политики любого государства должно быть сохранение стабильных межнациональных отношений. Эта цель достигается посредством:

  • обеспечения равноправия всех наций, удовлетворения их национально-культурных, религиозных и иных потребностей;
  • создания условий для сохранения этнической культуры малых народов: финансирования преподавания и телерадиовещания на их родном языке;
  • предоставления компактно проживающим меньшинствам широкой автономии в решении собственных дел, делегирования властных полномочий на местный уровень;
  • пропаганды межнациональной толерантности, взаимного уважения, неприемлемости насилия.

В решении национальных конфликтов, возникающих на межгосударственном уровне эффективно создание международных структур: комиссий, комитетов, советов.


В случаях, когда конфликтная ситуация уже существует и требует урегулирования, действенными являются следующие средства:

  • Нейтрализация конфликта – перевод его в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон.
  • Избегание – игнорирование противника, отсутствие реакции на поступки противоположной стороны.
  • Откладывание – уход от противоборства, перерыв конфликта, ожидание смены обстоятельств и снижения эмоционального накала.
  • Переговоры– совместная деятельность сторон по поиску взаимоприемлемого решения проблемы.
  • Третейское разбирательство – процедура мирного урегулирования конфликта с участием третьей стороны, которая выступает посредником или арбитром.
  • Разделение проблемы на ряд отдельных задач и последовательное их решение.
  • Примирение – сближение позиций и интересов конфликтующих сторон.

Стремление сторон прийти к взаимному пониманию, найти компромиссное решение – важнейшее условие урегулирования конфликта.

Заключение

Межнациональные конфликты не возникают внезапно, они формируются в течение длительного времени. Многие из них имеют многовековую историю противостояния, обострений и затуханий. Из опыта человечества также известно, что любое, даже самое жестокое противостояние рано или поздно завершается примирением. Поэтому высшей ценностью многонационального общества является поддержание равновесия интересов различных этнических групп.

Читайте также: