Информатизация педагогической деятельности доклад

Обновлено: 30.06.2024

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения


Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  • Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  • Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.

Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, осуществить оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно-методического обеспечения, автоматизировать выполнение основных должностных обязанностей педагогов и методической службы.

Одна из важных задач, неизбежно встающая перед руководителем образовательного учреждения, — это перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию, что, по мнению специалистов в этой области, позволит избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.

В настоящее время в образовательные учреждения внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Информационные технологии в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

Информационные технологии в педагогической и методической деятельности.

Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в деятельности руководителей методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие.

Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.

В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.

Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности.

Этот материал может быть изложен на педагогическом совете школы, чтобы познакомить учителей с основными целями и направлениями информатизации образования, с существующими поблемами внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающими модернизацию нашего образования. В докладе показаны "плюсы" использования в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися.

ВложениеРазмер
Информатизация образования 252.64 КБ
Информатизация образовательной среды школы 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ , ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания .

В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:

— повышение эффективности образования;

— повышение гибкости и доступности образования;

— развитие информационной культуры.

В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования:

· информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

· информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

· информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

· информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”, которое является одним из центральных.

Средства информационных и коммуникационных технологий

(средства ИКТ): программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .

Проблемы информатизации образования

Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;

— усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести также:

— неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

— большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

— слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;

— отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;

— отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

— недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

— неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

— несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

— бесплановость, случайность применения ИКТ;

— перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики и программирования, требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения ИКТ, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности и деятельности своих коллег, значительных временных затрат на подготовку уроков.

Достоинства информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— во время проведения урока;

— в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

— при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

— в процессе создания и передачи общешкольной информации;

— в процессе научной деятельности;

— при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— для более глубокого восприятия учебного материала;

— в проектной деятельности;

— при создании мультимедийных сочинений;

— в презентационной деятельности;

— в локальной и глобальной сети.

Выстраивая рейтинг мотивов, побуждающих педагога использовать ИКТ на уроке, можно, опираясь на данные анкетирования, проведенные некоторыми авторами (Алашеев С.Ю., Антипова А.В. и др.), сделать вывод о том, что ведущей движущей силой для учителей в этом направлении является повышение уровня профессиональной культуры.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:

· повышение уровня профессиональной культуры;

· снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

· развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

· возможность использования чужого опыта и методических разработок;

· повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

· переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора ( преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях) ;

· возможность самореализации и самоутверждения;

· возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

· повышение авторитета среди учащихся;

· повышение авторитета среди коллег;

Что дает информатизация образованию:

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

· повысить у учащихся интерес к предмету;

· облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

· подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

· выявлять и развивать способности;

· овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

· интеллектуально развивать учащихся;

· подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

· использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т.д.;

· расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего — в русле совместной предметной деятельности;

· повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т.п.).

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует:

— развитию интереса к изучаемому предмету;

— стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, внеклассной работе;

— формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся;

— обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

ИКТ в учебном заведении — это:

— обучающие лазерные диски, электронные энциклопедии;

— электронный архив школы, архив самых разных мероприятий, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Электронный архив выпускников, конкурсов, спектаклей, телевизионных передач, открытых уроков;

— фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям, радиопрограммы школьного радиоузла, интервью с гостями школы и многое другое;

— электронная история школы, фотографии, интервью и видеофрагменты с выпускниками прежних лет;

— школьный сайт в Интернете;

— интегрированные уроки преподавателей;

— оформление спектаклей и концертов, тематических вечеров и встреч;

— проектная деятельность учащихся;

— выставки работ, ярмарки идей и отчеты об экспедициях и походах;

— создание и пополнение медиатеки школы.

Основными направлениями использования ИКТ в информационной среде образовательного учреждения могут быть:

· использование ИКТ в качестве объекта изучения;

· использование ИКТ в качестве средства представления и получения знаний;

· использование ИКТ в качестве инструмента контроля знаний;

· использование ИКТ для систематизации и распространения передовых педагогических технологий;

· использование ИКТ в целях управления образовательным процессом.

Дело в том, что все больше учителей начинают применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, в реализации которого четко вырисовываются два аспекта. Первый аспект заключается в применении ИКТ на конкретном уроке. В этой роли компьютерное и мультимедийное оборудование используются как современные технические средства обучения (ТСО); цель их применения — повысить наглядность предъявляемого материала, расширить рамки урока за счет использования всего богатства мультимедиа, усилить контроль знаний, применяя различные виды тестирования, повысить мотивацию учащихся к освоению новых знаний и закреплению имеющихся. К сожалению, использование на конкретном уроке всего богатства ИК-технологий вообще и компьютерной и мультимедийной техники в частности, как правило, сводится к демонстрации отдельных картинок или простеньких презентаций, созданных самим преподавателем или взятых из многочисленных цифровых источников (лазерных дисков, Интернета и т.п.).

У каждого урока, на котором применяются информационно-коммуникационные технологии, в частности, компьютерная и мультимедийная техника, должен быть свой сценарий, должна быть четко продумана режиссура урока еще на стадии его замысла. Проектируя мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Ему надо продумать вопрос о том, как он будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения

Второй аспект использования ИК-технологий — внеурочная деятельность, в процессе которой и у учащегося, и у преподавателя появляется больше свободы в выборе средств, путей и способов достижения образовательных целей, реализации познавательных интересов, практического применения ранее полученных знаний, приобретения новых навыков, умений, компетентностей.

Имеется и третий аспект — информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением.

Эти три аспекта применения ИКТ в школе являются объективными факторами и позволяют конкретизировать модели использования информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении. Основные модели приведены ниже:

· уроки с компьютерным сопровождением — обычный урок в предметном кабинете, оборудованном одним компьютером с презентационными возможностями;

· уроки в специализированном компьютерном кабинете, проводимые с использованием обучающих и тестирующих программ, материалами Интернета по различным предметам;

· внеурочная и внеклассная работа учащихся с использованием персонального компьютера и мультимедийной техники;

· методическая подготовка учителей к урокам — подбор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации;

· использование компьютерных технологий в управлении школой и для организации работы педагогического коллектива.

Сайт школы сегодня является не только важным звеном единой информационной среды учебного заведения, но и его представительским лицом, зеркалом, отражающим для пользователей многие процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Система обучения школьных учителей должна являться следствием общей системы методической работы в школе, отвечать профессиональным запросам личности учителя и соответствовать специфике школы.

Учитель перегружен уроками, тетрадками, отчетами и т.п. При занятости в 1,5–2 ставки, совмещении еще нескольких обязанностей учитель должен иметь сильную мотивацию, чтобы начать изучение и применение мультимедийных технологий, необходимых в его профессиональной деятельности;

Основными мотивационными моментами при организации обучения преподавателей могут быть следующие:

— необходимость аттестации на более высокую квалификационную категорию;

— возможность расширить свой кругозор в области информационных технологий;

— желание бесплатно получить навыки работы с компьютером и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда;

— стремление внедрить новые “безмеловые” технологии образования в учебный процесс и повысить его качество.

Как отмечают многие ученые и практики информатизации, дистанционное обучение — шаг вперед по сравнению с заочным обучением. Сохраняя главные достоинства заочного обучения — возможность учиться на дому, в удобные для себя часы и независимо от того, где вы живете, — дистанционное обучение обладает большей гибкостью и интерактивностью. Сегодня уже практически не осталось сомнений в том, что дистанционное обучение станет важнейшей учебной технологией XXI века.

Цифровые образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационной среды образовательного учреждения.

Следует помнить, что компьютер не заменяет преподавателя. Компьютер лишь моделирует деятельность преподавателя. “Машинное” и человеческое мышление существенным образом различаются: мышление человека значительно шире и богаче.

Со временем будут появляться все новые и новые информационно-коммуникационные технологии, которые можно будет применять в общеобразовательной школе. Следовательно, можно будет и дальше расширять информационную среду школы, а значит, будут и темы для продолжения разговора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ доклад.docx

C:\Users\Школа-47\Desktop\Роза\ролик\IMG_20140417_094937.jpg

C:\Users\Школа-47\Desktop\newgen_networks.jpg

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ , ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания .

В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:

— повышение эффективности образования;

— повышение гибкости и доступности образования;

— развитие информационной культуры.

В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования:

· информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

· информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

· информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

· информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”, которое является одним из центральных.

Средства информационных и коммуникационных технологий

(средства ИКТ): программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .

Проблемы информатизации образования

Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;

— усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести также:

— неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

— большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

— слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;

— отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;

— отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

— недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

— неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

— несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

— бесплановость, случайность применения ИКТ;

— перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики и программирования, требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения ИКТ, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности и деятельности своих коллег, значительных временных затрат на подготовку уроков.

Достоинства информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— во время проведения урока;

— в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

— при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

— в процессе создания и передачи общешкольной информации;

— в процессе научной деятельности;

— при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— для более глубокого восприятия учебного материала;

— в проектной деятельности;

— при создании мультимедийных сочинений;

— в презентационной деятельности;

— в локальной и глобальной сети.

Выстраивая рейтинг мотивов, побуждающих педагога использовать ИКТ на уроке, можно, опираясь на данные анкетирования, проведенные некоторыми авторами (Алашеев С.Ю., Антипова А.В. и др.), сделать вывод о том, что ведущей движущей силой для учителей в этом направлении является повышение уровня профессиональной культуры.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:

· повышение уровня профессиональной культуры;

· снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

· развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

· возможность использования чужого опыта и методических разработок;

· повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

· переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора ( преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях) ;

· возможность самореализации и самоутверждения;

· возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

· повышение авторитета среди учащихся;

· повышение авторитета среди коллег;

Что дает информатизация образованию:

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

· повысить у учащихся интерес к предмету;

· облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

· подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

· выявлять и развивать способности;

· овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

· интеллектуально развивать учащихся;

· подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

· использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т.д.;

· расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего — в русле совместной предметной деятельности;

· повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т.п.).

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует:

— развитию интереса к изучаемому предмету;

— стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, внеклассной работе;

— формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся;

— обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

ИКТ в учебном заведении — это:

— обучающие лазерные диски, электронные энциклопедии;

— электронный архив школы, архив самых разных мероприятий, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Электронный архив выпускников, конкурсов, спектаклей, телевизионных передач, открытых уроков;

— фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям, радиопрограммы школьного радиоузла, интервью с гостями школы и многое другое;

— электронная история школы, фотографии, интервью и видеофрагменты с выпускниками прежних лет;

— школьный сайт в Интернете;

— интегрированные уроки преподавателей;

— оформление спектаклей и концертов, тематических вечеров и встреч;

— проектная деятельность учащихся;

— выставки работ, ярмарки идей и отчеты об экспедициях и походах;

— создание и пополнение медиатеки школы.

Основными направлениями использования ИКТ в информационной среде образовательного учреждения могут быть:

· использование ИКТ в качестве объекта изучения;

· использование ИКТ в качестве средства представления и получения знаний;

· использование ИКТ в качестве инструмента контроля знаний;

· использование ИКТ для систематизации и распространения передовых педагогических технологий;

· использование ИКТ в целях управления образовательным процессом.

Дело в том, что все больше учителей начинают применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, в реализации которого четко вырисовываются два аспекта. Первый аспект заключается в применении ИКТ на конкретном уроке. В этой роли компьютерное и мультимедийное оборудование используются как современные технические средства обучения (ТСО); цель их применения — повысить наглядность предъявляемого материала, расширить рамки урока за счет использования всего богатства мультимедиа, усилить контроль знаний, применяя различные виды тестирования, повысить мотивацию учащихся к освоению новых знаний и закреплению имеющихся. К сожалению, использование на конкретном уроке всего богатства ИК-технологий вообще и компьютерной и мультимедийной техники в частности, как правило, сводится к демонстрации отдельных картинок или простеньких презентаций, созданных самим преподавателем или взятых из многочисленных цифровых источников (лазерных дисков, Интернета и т.п.).

У каждого урока, на котором применяются информационно-коммуникационные технологии, в частности, компьютерная и мультимедийная техника, должен быть свой сценарий, должна быть четко продумана режиссура урока еще на стадии его замысла. Проектируя мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Ему надо продумать вопрос о том, как он будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения

Второй аспект использования ИК-технологий — внеурочная деятельность, в процессе которой и у учащегося, и у преподавателя появляется больше свободы в выборе средств, путей и способов достижения образовательных целей, реализации познавательных интересов, практического применения ранее полученных знаний, приобретения новых навыков, умений, компетентностей.

Имеется и третий аспект — информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением.

Эти три аспекта применения ИКТ в школе являются объективными факторами и позволяют конкретизировать модели использования информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении. Основные модели приведены ниже:

· уроки с компьютерным сопровождением — обычный урок в предметном кабинете, оборудованном одним компьютером с презентационными возможностями;

· уроки в специализированном компьютерном кабинете, проводимые с использованием обучающих и тестирующих программ, материалами Интернета по различным предметам;

· внеурочная и внеклассная работа учащихся с использованием персонального компьютера и мультимедийной техники;

· методическая подготовка учителей к урокам — подбор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации;

· использование компьютерных технологий в управлении школой и для организации работы педагогического коллектива.

Школьный сайт

Сайт школы сегодня является не только важным звеном единой информационной среды учебного заведения, но и его представительским лицом, зеркалом, отражающим для пользователей многие процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Подготовка учителей

Система обучения школьных учителей должна являться следствием общей системы методической работы в школе, отвечать профессиональным запросам личности учителя и соответствовать специфике школы.

Учитель перегружен уроками, тетрадками, отчетами и т.п. При занятости в 1,5–2 ставки, совмещении еще нескольких обязанностей учитель должен иметь сильную мотивацию, чтобы начать изучение и применение мультимедийных технологий, необходимых в его профессиональной деятельности;

Основными мотивационными моментами при организации обучения преподавателей могут быть следующие:

— необходимость аттестации на более высокую квалификационную категорию;

— возможность расширить свой кругозор в области информационных технологий;

— желание бесплатно получить навыки работы с компьютером и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда;

— стремление внедрить новые “безмеловые” технологии образования в учебный процесс и повысить его качество.

Как отмечают многие ученые и практики информатизации, дистанционное обучение — шаг вперед по сравнению с заочным обучением. Сохраняя главные достоинства заочного обучения — возможность учиться на дому, в удобные для себя часы и независимо от того, где вы живете, — дистанционное обучение обладает большей гибкостью и интерактивностью. Сегодня уже практически не осталось сомнений в том, что дистанционное обучение станет важнейшей учебной технологией XXI века.

Цифровые образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационной среды образовательного учреждения.

Следует помнить, что компьютер не заменяет преподавателя. Компьютер лишь моделирует деятельность преподавателя. “Машинное” и человеческое мышление существенным образом различаются: мышление человека значительно шире и богаче.

Со временем будут появляться все новые и новые информационно-коммуникационные технологии, которые можно будет применять в общеобразовательной школе. Следовательно, можно будет и дальше расширять информационную среду школы, а значит, будут и темы для продолжения разговора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей индустриальной эпохе называют информационной. Информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время перед школьным образованием стоит проблема - подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

Доклад на тему:

Информатизация школы

учитель информатики Филяев Д.Ф.

Компьютер никогда не заменит учителя в классе.

Но учитель, владеющий компьютером, заменит учителя, компьютером не владеющего.

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей индустриальной эпохе называют информационной. Информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время перед школьным образованием стоит проблема - подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

Значит, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать, следующими качествами, являющимися ценностными и для общества:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их в практической деятельности;

критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;

самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем;

грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т. д.), в том числе с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий;

быть коммуникабельным, уметь работать в различных группах.

Современные информационно-коммуникационные технологии тесно связаны с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Во-первых, это информационно-образовательная среда образовательного учреждения, которая включает в себя:

- совокупность технологических средств (компьютеры, интерактивное оборудование, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и так далее);

- культурные и организационные формы информационного взаимодействия;

- компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- службы поддержки применения ИКТ.

Во-вторых, это информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования, направленное на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

И, в-третьих, это информационное обеспечение введения ФГОС НОО, которое должно быть направлено на поддержку процесса принятия решений и эффективной реализации всех функций управления (анализ, планирование, организация, контроль, руководство) в аспекте введения ФГОС НОО.

Основная цель:

создать единое информационное пространство, позволяющее эффективно организовать учебно-воспитательный процесс и реализовать программу развития школы.

Создание единой учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы;

Развитее способностей обучающихся, удовлетворять их потребности, подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Задачи:
удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в оперативном получении информации

создание каталогов учебных информационных материалов и баз данных нормативно-правовых документов

внедрение ИКТ в преподавание различных предметов

накопление и тиражирование различных информационных материалов

наиболее полное использование возможностей глобальных сетей России и всего мира

использование ИКТ во внеурочной деятельности

Информатизация школьного образования относится к числу крупномасштабных проектов российской школы.

Информатизация –процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации

Информатизация – внедрение современных средств обработки информации во все сферы общества, начало эволюционного перехода к информационному обществу.

Основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

участие педагогов, родителей и учащихся в Интернет-конференциях, Интернет-педсоветах;

поиск методической литературы и необходимых материалов к урокам по сети Интернет;

организована электронная переписка;

учащиеся получают возможность принимать участие в телекоммуникационных конкурсах, викторинах, дистанционных олимпиадах;

проведение учащимися совместно с учителями-предметниками работ по различным телекоммуникационным проектам;

дистанционное обучение в Интернет-школе.

Ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства НИТ в учебном процессе. Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

· владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;

· работать с мультимедийными программами;

· знать основы работы в Интернет, стать для учащихся проводником в освоении Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

Информатизация образования – это не только установка компьютеров в школе или подключение к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества.

Приоритетными направлениями школы являются:

· создание общей информационной базы данных;

· организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса;

· организация внутришкольных конкурсов, выставок педагогических инициатив, поддержка участия в районных, областных, региональных конкурсах:

· создание общешкольной локальной сети;

· организация на школьном сайте информационно-методической службы по поддержке и оказанию консультативной помощи педагогам, использующим ИКТ в учебной и воспитательной работе;

· функционирование школьного сайта,

информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Программа предусматривает информатизацию не только учебного процесса, но и остальных сфер деятельности образовательного учреждения: разработку нормативного обеспечения, повышение квалификации преподавателей в области ИКТ, создание единой информационной образовательной среды, информатизацию библиотеки и т.д.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить, что в современных условиях информационное обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечивает не только эффективную реализацию всех функций управления в аспекте введения ФГОС НОО, но и позволяет нам реализовать ключевую идею нового стандарта как общественного договора между личностью, семьей, обществом и государством.

Читайте также: