Структура научной статьи доклад

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат на тему:

«Структура, особенности и представление исследовательского отчета в виде научной статьи,

Студентка 3 курса

доктор пед. наук,

1. Структура, особенности и представление исследовательского отчета в виде научной статьи……………………………………………………………4

2. Структура, особенности и представление исследовательского отчета в виде доклада……………………………………………………………….…..6

3.Структура, особенности и представление исследовательского отчета в виде презентации…………………………………………………..………….7

Список используемых источников……………………………………..10

Результаты законченной научной работы оформляются в виде отчета, статьи, доклада и т. д., которые называют научными трудами.

При подготовке научных трудов необходимо знание и соблюдение некоторых требований, предъявляемых к содержанию научной рукописи. Особенно важны ясность изложения, систематичность и последовательность в подаче материала.

Научно-исследовательская работа бывает очень интересна и увлекательна сама по себе. Она захватывает исследователя и доставляет ему множество эмоций: как положительных, так и отрицательных. Но приходит момент, когда требуется остановиться, оглянуться, подумать и подвести итоги. Ведь, если мы не будем подводить итоги, то они подведут нас! И самое главное - надо написать отчёт о проделанной работе и полученных результатах.

Ответ очевиден: требуется рассказать о своём исследовании так, чтобы всё было понятно, и чтобы привлечь наибольшее внимание к самым важным вещам.

Для этого в науке используется особая форма и особый порядок изложения того, что сделано, и того, что достигнуто. Это и есть отчёт по научно-исследовательской работе, написанный по специальным правилам. Такой отчёт имеет стандартную структуру, которая облегчает его чтение и понимание.

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы: доклад, реферат, литературный обзор, рецензия, научная статья.

Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

1. Структура, особенности и представление исследовательского отчета в виде научной статьи.

При подготовке научных трудов необходимо знание и соблюдение некоторых требований, предъявляемых к содержанию научной рукописи. Особенно важны ясность изложения, систематичность и последовательность в подаче материала.

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить: описание проблемы и её актуальности для теории и практики; краткие данные о методике исследования; анализ собственных научных результатов и их обобщение; выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем; ссылки на цитируемую литературу.

Общими требованиями к представлению результатов работы в отчете о научно-исследовательской работе являются: четкость и логическая последовательность изложения материала; убедительность (доказательность) аргументации; краткость и точность формулировок исключающих возможность неточного, неоднозначного или неправильного понимания; конкретность изложения результатов работы; обоснованность рекомендаций и предложений.

Отчет о НИР – это научно-технический документ, завершающий исследовательские работы и описывающий их содержание, процесс выполнения и итоговые результаты.

Научная статья – это произведение, отражающее результаты исследовательской деятельности автора (авторов). Для научных статей характерны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Информация излагается четко, конкретно, детально. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения.

Структура научной статьи: Название (заголовок). Аннотация. Ключевые слова. Введение. Обзор литературы. Основная часть (методология, результаты). Выводы и дальнейшие перспективы исследования. Список использованных источников.

Всякая научная статья должна содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. В отчёте должно быть отражено определённое количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую статью - значит, достичь этих целей.

Чтобы написать достойную статью, необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.

Статья, как правило, включает в себя: аннотацию; введение; методы исследования; основные результаты и их обсуждение; заключение (выводы); список цитированных источников.

Отчет по научно-исследовательской работе представляет собой документ, оформленный на бумаге размера А4 или А3 при наличии объемного иллюстративного материала. Печатный текст набирается с полуторным интервалом, шрифт должен быть не меньше 12 кегля. Вся нумерация в тексте ведется только арабскими цифрами. В качестве заголовков пишут наименования структурных элементов.

2. Структура, особенности и представление исследовательского отчета в виде доклада.

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Различают следующие виды докладов: научный доклад и учебный доклад. Научные доклады готовятся научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. К учебным докладам относятся студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые обучающимися высших и средних образовательных учреждений. Обучающийся в ходе подготовки доклада приобретает новые знания, формирует важные научно-исследовательские умения, осваивает методы научного познания, совершенствует навыки публичного выступления.

Подготовка доклада зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение такого вида работы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Этапы подготовки доклада: Подготовка и планирование. Выбор и осознание темы доклада. Подбор источников и литературы. Работа с выбранными источниками и литературой. Систематизация и анализ материала. Письменное изложение материала по параграфам. Редактирование, переработка текста. Оформление доклада. Выступление с докладом. В доклад должны быть включены обоснование актуальности темы исследования, его цель и задачи, предмет и объект, гипотезы, методы, краткое содержание исследования и основные выводы по его результатам.

Доклад выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в Microsoft Word; объем: 5-10 страниц текста для доклада. Размер шрифта – 14; интервал – 1,5. Количество источников: не менее 5-8 различных источников для доклада, не менее.

3.Структура, особенности и представление исследовательского отчета в виде презентации.

Сегодня существуют современные средства наглядного представления данных исследования. Презентация поможет сделать доклад более эффективным и красочным.

Электронная презентация исследовательской работы должна быть составлена и представлена таким образом, чтобы в смысл работы вникли даже те, кто не очень интересуется проблематикой вашего исследования. Правильно составленная презентация дает им возможность за короткий промежуток времени вникнуть в суть изучаемых проблем и способов их решения.

Первым и наиважнейшим этапом создания презентации к защите исследовательской работы является планирование. Сформировать структуру будущей презентации помогает составление доклада к защите, который представляет собой тезисный пересказ содержания исследования.

Желательно не просто копировать текст выступления в слайды, а превращать его в списки, схемы, картинки и пр. Презентация должна содержать максимальное количество трансформированных элементов (схем, графиков, видео-роликов и т.п.).

После завершения планирования содержания презентации переходят к ее разработке. В самой разработке мультимедийной презентации выделяют два блока: создание слайдов и наполнение их информацией.

В презентации не должно быть больших схем и таблиц. Самое сложное при создании презентации – продумать, что и за чем идет. И что вы будете говорить в момент показа каждого слайда. Поэтому презентацию надо делать параллельно с текстом доклада.

Отчет о НИР – один из основных, обязательных документов, завершающих исследовательскую работу. Если работа проводится в несколько этапов, то отчет составляется на каждый этап. По своему назначению отчет о НИР подводит итог исследований и составляется для изложения результатов работы. Как должен быть построен отчет, определяется стандартом ГОСТ 7.32 – 2001. В этом стандарте подробно определены структура отчета, его структурные элементы (разделы) и их назначение.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам можно подготовиться. Для того, чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Список используемых источников.

1.Голодаева В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. М.: Гелиос АРВ, 2016

2.Кудрявцев А.В. Методические рекомендации для выполнения выпускной квалификационной работы. – Тверь: ТГСХА, 2016.

4.Сазонов В.Ф. Базовая структура представления результатов научно-исследовательской работы студентов, рекомендуемая для курсовых и выпускных квалификационных работ экспериментального типа по естественно-научному направлению. // Тенденции науки и образования в современном мире. 2016.

5.Фирсова Е.А. Методы и этапы организации научного исследования: учебно-методическое пособие.- Тверь: ТГСХА, 2017.

Что это такое?

Научный доклад – это научная работа в миниатюре, где автор полноценного исследовательского проекта кратко излагает суть: проблема, действия и результат. Здесь важен акцент на практику, освещать теорию можно очень кратко и емко или вовсе опустить данный фрагмент научного изыскания.

Научный доклад

Работа над докладом

Научный доклад может быть представлен в двух формах: устной – в виде выступления автора перед коллегами или комиссией, в письменной – в виде полноценного небольшого проекта. Независимо от формы представления проведенного исследования с помощью научного доклада автора должен показать три ключевых навыка: анализ информации и систематизация данных, грамотная интерпретация полученных результатов, а также готовность к дополнительным вопросам.

Миссия научного доклада заключается в кратком и емком представлении глобального исследования, отражении его сути и мастерства автора. Он необходим в определенных случаях: по требованию организаторов научно-исследовательского мероприятия (конференция, симпозиум и пр.), для защиты проекта на публике, для знакомства экзаменаторов с исследованием и пр.

Специфика выполнения научного доклада

Приступать к формированию научного доклада целесообразно и возможно только по мере проведения исследования, получения окончательных результатов и подведения итогов. Чаще всего создание этого документа начинается сразу же по мере формирования чернового или окончательного варианта научной работы, раньше подготовить текст для выступления не удастся.

В научном докладе особое место отводится практической части исследования. Теоретические аспекты доступны и известны всем, а вот результаты экспериментально-аналитической части могут быть уникальны и неординарны.

Специфика научного доклада

Особенности выполнения научного доклада

Несмотря на небольшой объем (в среднем около 2-6 страниц печатного текста), научный доклад должен соответствовать таким требованиям как:

  • Написание текста производится строго в рамках академического письма;
  • В докладе отмечается лишь суть исследования, с акцентом на цель, мероприятия и полученный результат;
  • Краткость и емкость изложения, читабельность и понятность, последовательность и логичность мыслей автора;
  • Возможно использование вводных конструкций и клише, отсутствие личных местоимений (обезличенная форма);
  • Наличие четкой структуры: титульник, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы;
  • Ключевые тенденции и закономерности, изменения целесообразно отмечать графически, чтобы упростит процесс внимания в информацию, отслеживание перемен и их воздействия на объект исследования.

Сам текст доклада (основная часть) – носит формальный характер и выполняется строго в научном стиле, но введение и заключение должно содержать и культурно-этические элементы: приветствие коллег и членов комиссии, благодарность за проявленное внимание и пр.

Немаловажную роль в оценке научного доклада и исследования в целом играет правильное оформление. Текст должен быть без ошибок и опечаток, структурирован логически и формально (главы, подпункты, абзацы), оформлен с учетом действующих норм (поля, шрифт, номер страницы, уникальность и пр.).

При оценке научного доклада эксперты уделяют особое внимание следующим моментам:

  • Логичное повествование хода исследования;
  • Анализ полученных результатов и аргументированные выводы автора;
  • Умение работать и обрабатывать информацию, преобразовывать ее в более сжатый и емкий вид, выделять исключительно важные моменты (суть) и грамотно ее преподносить;
  • Оформление, следование четким требованиям.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

От качества научного доклада и может зависеть успех автора научной работы. Поэтому к его написанию следует подойти с особым вниманием и ответственностью.

Инструкция по выполнению научного доклада

Важно отметить, что тема научного доклада изначально предопределена. Она полностью идентична с темой полномасштабного исследования: курсовой, дипломной, научной работы и т.д.

Инструкция по выполнению научного доклада

Схема выполнения научного доклада

Прежде, чем приступать к написанию научного доклада, автору необходимо подготовиться:

  • Еще раз изучить полноценную версию исследования и выделить основные моменты: цель и задачи, объект и предмет, методология и инструментарии, информационная база, новизна и значимость. Установление этих ориентиров облегчит подготовку введения доклада;
  • Определить основные термины, методики и кратко их отметить. Достаточно выделить наиболее распространенные приемы, актуальные методики и перечислить их с кратким описанием (что делать, в какой последовательности и пр.);
  • Отметить ключевые моменты практической части: последовательность действий и полученный результат на каждом этапе. Здесь важно сразу же предоставлять результаты анализа: о чем свидетельствуют те или иные тенденции и отклонения, на чем отражаются и что провоцирует их появление;
  • Подвести итог, обозначив актуальную проблему и предложив новый способ ее решения с учетом современных возможностей объекта. Притом все мероприятия по решению проблемы должны быть реалистичными, выполнимыми и достижимыми. Если имеются результаты апробации, то автору следует сразу же отметить степень эффективности предложенных мер, пояснить возможность использования полученных и проверенных результатов в перспективе (где, как уместны и пр.).

В научном докладе не нужно подробно расписывать каждый этап или мероприятие. Достаточно пронумеровать их, отметив: что было сделано (анализ деятельности ООО), что выявлено (какая проблема), что предпринято (что предлагает автора), что получено (результат новшеств).

В основу научного доклада должны лечь только достоверные, поверенные и обоснованные сведения, подтверждающие точность и верность результатов и рекомендаций автора.

Пример формирования научного доклада

  • Введение призвано очертить ключевые моменты и заинтересовать аудиторию;
  • Основная часть – раскрыть основные моменты и решить проблему;
  • Заключение – подвести итог, подчеркнуть самостоятельность и компетентность автора, эффективность решений.

Для формирования оглавления научного доклада достаточно взглянуть на оглавление научного изыскания и преобразовать его следующим образом: введение, теоретические аспекты по теме (краткий очерк, современные тенденции), характеристика объекта исследования диагностика проблемы и ее проявления, возможности объекта, рекомендации автора и оценка их эффективности (мероприятия, анализ результатов), заключение список литературы.

Титульный лист должен быть оформлен с учетом требований ГОСТ: образовательное учреждение, вид работы (доклад, научный доклад), тема, исполнитель, руководитель (преподаватель), дата защиты.

Титульный лист доклада

Как оформить титульный лист?

Оформление содержания доклада

Создаем оглавление

Основной текст доклада представлен в виде текстовой информации, которая кратко рассказывает об истории становления этики и риторики, их взаимосвязи и важности, проблемах, важности, основных факторах и тенденциях.

Что должно быть в научном докладе? Содержание научного доклада Основная часть научного доклада

Заключение подводит итог: зачем нужна риторика и этика, как она сказывается на общении и презентации личности, чем способствует (ее значимость) и пр.

Выводы в научном докладе

Заключительная часть доклада

Список литературы подчеркивает основу исследования (научные труды, данные и пр.).

Список литературы

Оформляем список литературы по всем требованиям и стандартам

По мере формирования научного доклада обязательно перечитайте его, проверьте на ошибки, логичность и последовательность ясность и читабельность, оформление.

Написание научного доклада представляет собой тщательную переработку проведенного исследования, поэтому он всегда получается уникальным.

Научный доклад облегчает защиту любого проекта независимо от уровня сложности, направления деятельности и темы. Он поможет как студенту при защите курсовой, дипломной работы, так и ученому на защите монографии, диссертации, на конференции и пр.

Притом обратите внимание, что комиссия чаще всего задает вопросы автору по тем моментам, которые он опустил в научном докладе, но указал в полномасштабной работе (термины, определения, формулы, промежуточные результаты, причина выбора конкретного мероприятия или метода и пр.). Поэтому у него есть шанс досконально подготовиться к ним, пометив их отдельно.

Доклад является одной из первых научных работ для студентов ВУЗов. Он помогает учащимся не только усваивать полученный материал, но и уметь грамотно выражать свои мысли. Научный доклад и его структура — это сложная работа, обладающая определенной алгоритмом и требующая правильного исполнения. Мало просто найти нужный материал — его следует правильно структурировать и представить преподавателям.

Что такое доклад и что он дает студентам?

Доклад является научно-исследовательской работой, выполняемой студентами, где они излагают суть проблемы, приводят подтвержденные факты, а также высказывают свое мнение касательно выбранной темы. Научный доклад оформляется как в печатной, так и в письменной форме. Доклад нужен не только для хорошей успеваемости учеников. Его главное назначение — это развить умение у студентов работать с документами, уметь компоновать информацию, высказывать свое мнение и выступать перед широкой публикой.

Если тему исследовательской работы ученики выбирают самостоятельно, то писаться доклад должен по четко предоставленной структуре. Студенты должны придерживаться правил оформления работы, чтобы преподаватели и другие ученики смогли лучше воспринимать преподносимую информацию.

Структура научного доклада

Структура доклада

Доклад представляет собой небольшое исследовательское задание, которое обычно не занимает более 5 страниц. Работу студенты выполняют на листах формата А4. Найденную и скомпонованную информацию записывают в письменном виде или распечатывают на компьютере. Структура научного доклада:

  • вступление. Обычно оно посвящено приветствию;
  • введение. в этой части обозревается главный вопрос, который будет поднят в докладе;
  • основная часть. В этой части представлен основной объем информации по заданной теме (вместе доводами автора).

Качественный доклад обязательно должен иметь небольшое заключение, позволяющее сделать вывод из представленной информации.

Требования по ГОСТу

Нормы оформления исследовательского доклады схожи со стандартами создания реферата. Следует отметить, что отдельного ГОСТа для научного доклада нет. Поэтому при компоновки информации рекомендовано обращать внимание на методические советы конкретного ВУЗа. Не существует также особых требований к передаче сведений в форме научного доклада. Единственное правило — текст должен быть написан в научном стиле. Также студентам необходимо пользоваться следующими правилами при написании работы:

  • отказаться от употребления длинных и сложных для восприятия предложений;
  • не употреблять иностранные слова, которые редко используются в русской речи;
  • отказаться от узкоспециальных терминов;
  • свести к минимуму применение вводных конструкций, которые не несут смысловую нагрузку.

В научном докладе может озвучиваться позиция автора. Однако она не должна занимать более 20-30 % всей работы. Ученикам рекомендовано минимизировать количество личных ремарок и правок.

Как писать доклад, выбор темы

Написание доклада — довольно интересный и творческий процесс. Однако предварительно студенту необходимо выбрать интересующую его тему, собрать достоверную информацию, набросать планы работы и только потом приступать к ее написанию.

Доклад - выбор темы

Научные руководители обычно выдают студентам инструкции по написанию исследовательского доклада. Учащемуся необходимо тщательно ее прочитать и вникнуть в суд задания. Возможно, вопрос придется перечитать несколько раз, чтобы более четко понимать о том, что нужно писать. Чаще всего в таких заданиях дан четкий вопрос, на который необходимо ответить студенту, а также представлена дополнительная информация о целевой аудитории доклада, возможности применения личных ремарок.

Если преподаватель не предоставил выбор тем, то ученику необходимо ориентироваться на ту сферу, которая его больше всего привлекает и в которой ему хотелось бы разобраться. Многие эксперты советуют выбирать оригинальную и нетипичную тематику, которая точно заинтересует и преподавателей, и остальных студентов. Часто бывает так, что ученики не могут найти нужную информацию по выбранной теме.

Если возникают подобные трудности, не стоит бояться менять направление работы на начальном этапе. Лучше в начале пути выбрать что-то полегче, чем застрять на середине и долго топтаться на одном месте.

Подготовка к написанию доклада

После выбора тематики следует преступить к поиску информации и тщательно продумать оформление научной работы. Часто преподаватели дают волю фантазии ученикам и не требуют от них четкого следования всем критериям ГОСТа. В таких случаях студенты могут проявлять свою креативность в оформлении доклада, которая поможет им привлечь внимание публики и удержать его на время рассказа.

Немаловажная часть подготовки — это сбор достоверной информации. Не стоит в этом случае опираться только на интернет. Очень многие издания в сети не предоставляются в бесплатном режиме или в нужных форматах. Кроме того, в сети сведения могут быть недостоверными. Поэтому лучше все-таки обратиться в библиотеку и параллельно просматривать некоторые интернет-порталы.

Составление плана доклада

Чтобы не запутаться в большом объеме информации, необходимо набросать план научной работы. Все данные необходимо структурировать, чтобы по ходу чтения работы все больше и больше раскрывалась представленная тема. Ученикам стоит учитывать то, что научная работа в обязательном порядке должна содержать какие-либо фактические данные, цитаты, доводы и аргументы.

В докладе не должно быть воды, все сведения следует подкреплять какими-либо фактами (даты, мнения ученых).

Обязательно необходимо подготовить небольшое введение, чтобы вовлечь читателя в рассказ. Заканчивается повествование выводом, который закрепляет полученные сведения.

Рекомендации к написанию

Ниже представлены рекомендации экспертов по написанию каждой части научно-исследовательского доклада.

Научный доклад

Введение содержит слова приветствия, цели и задачи представленного материала, информацию об авторе. студенту необходимо в доброжелательной и сдержанной форме поздороваться с аудиторией, назвать свои данные, тему выполняемой работы, обозначить цели, которые преследует написанная работа. Вводная часть не должна быть чрезмерно размытой и растянутой. Лучше в 4-7 предложениях представить четкую и интересную информацию, которая сможет вовлечь в слушание большую часть аудитории.

В заключении доклада студенты пишут общую мысль, которую они хотели донести до слушателей. То есть здесь можно указать какие-то личные выводы, итоги, особенности проведенного исследования. Можно также указать данные о том, как проводилась авторская работа, какие периоды исследовались докладчиком.

Список литературы и источников

После вывода с новой страницы ученики пишут список использованной литературы и источников. Это не обязательно должны быть книжные издания. в качестве источников можно вписывать журналы, интернет-порталы. Список литературы пишется в алфавитном порядке. Однако не все преподаватели призывают придерживаться этого правила.

Советы для оформления презентации

Полезные рекомендации к написанию исследовательской работы:

  1. Перепроверять информацию. Особенно если источниками для сбора информации прослужили интернет-ресурсы. В сети легко попасть на недостоверные и лживые источники, созданные некомпетентными в конкретном вопросе гражданами.
  2. Чтобы не путаться в большом количестве, лучше предварительно составлять структурированный план доклада, который поможет подавать информацию постепенно и в нужно порядке.
  3. Если выбранная тема считается узкопрофильной, то информацию по ней лучше искать в библиотеке.

Написанный доклад необходимо внимательно прочесть несколько раз, чтобы суметь пересказать некоторые данные своими словами. Например, преподаватели во время чтения работы могут остановить ученика и задать ему несколько наводящих вопросов, чтобы понять, насколько тот ориентируется в теме. Не нужно зазубривать текст. Важно понимать его смысл.

Советы для выступающих перед аудиторией

Демонстрационность доклада

Чтобы грамотно презентовать написанную работу, необходимо предварительно ознакомиться со всеми незнакомыми или малознакомыми терминами, представленными в научной работе. Это поможет избежать неприятных казусов в процессе передачи информации в устной форме.

Лучше все-таки не использовать незнакомые понятия, если у ученика имеются сомнения в уместности их применения. Чтобы публика лучше воспринимала представленный материал, не нужно полностью считывать всю информацию с листа в одном голосовом режиме. Лучше всего пересказывать некоторые предложения своими словами, чаще отрывать глаза от документации, менять интонацию в нужных местах для лучшего восприятия материала.

Типичные ошибки

От ошибок не застраховании ни один студент. Чаще всего они заключаются в следующих моментах:

  • ошибки. Многие работы составляются в спешке из-за нехватки времени. Поэтому студенты не находят возможностей для корректировки написанного и исправления опечаток;
  • неактуальность или банальность темы. Эта ошибка распространена среди тех учащихся, которые не особо желают напрягаться в писке нужной информации;
  • представленный материал не содержит научных подкреплений. Часто студенты составляют водные работы, которые не содержат четкой конкретики и полностью лишены практической части. Научная работа должна подкрепляться примерами, доводами, фактами, вырезками из экспериментов.

Частые ошибки учащихся заключаются также в использовании публицистического стиля повествования, отклонении от выбранной темы, неправильном оформлении научного доклада.

Научно-исследовательский доклад — это студенческая работы , составленная на основе достоверных источников и презентованная перед аудиторией. Подобного рода работы помогают не только повысить успеваемость учащихся, но и научить их структурировать информацию, работать с большим объемом данных, уметь отделять главное от второстепенного.

Как правильно провести презентацию и стильно подать даже самую сложную информацию вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Научная статья имеет четкую структуру и, как правило, состоит из следующих частей.

  1. Название (заголовок).
  2. Аннотация.
  3. Ключевые слова.
  4. Введение.
  5. Обзор литературы.
  6. Основная часть (методология, результаты).
  7. Выводы и дальнейшие перспективы исследования.
  8. Список литературы.

Рассмотрим особенности составных элементов научной статьи и основные требования, которые необходимо соблюдать при работе над ними.

Название

Название (заголовок) — обозначение структурной части основно­го текста произведения (раздела, главы, параграфа, таблицы и др.) или издания.

Основное требование к названию статьи — краткость и ясность. Максимальная длина заголовка — 10—12 слов. Название долж­но быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.

При выборе заголовка статьи необходимо придерживаться сле­дующих общих рекомендаций.

  1. Заглавие должно быть информативным.
  2. Название должно привлекать внимание читателя.
  3. В названии, как и во всей статье, следует строго придержи­ваться научного стиля речи.
  4. Оно должно четко отражать главную тему исследования и не вводить читателя в заблуждение относительно рассматриваемых в статье вопросов.
  5. В название должны быть включены некоторые из ключевых слов, отражающих суть статьи. Желательно, чтобы они стояли в нача­ле заголовка.
  6. В заголовке можно использовать только общепринятые сокра­щения.

При переводе заглавия статьи на английский язык не должно использоваться никаких транслитераций с русского языка, кроме непереводимых названий собственных имен, приборов и др. объектов, имеющих собственные названия; также не используется непереводимый сленг, известный только русскоговорящим специалистам.

Аннотация

Аннотация — это не зависимый от статьи источник информации. Ее пишут после завершения работы над основным тек­стом статьи. Она включает характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты. В ней указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родст­венными по тематике и целевому назначению. Рекомендуемый объ­ем — 100 – 250 слов на русском и английском языках.

Аннотация выполняет следующие функции:

  • позволяет определить основное содержание статьи, его реле­вантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту публи­кации;
  • предоставляет информацию о статье и устраняет необходи­мость чтения ее полного текста в случае, если статья представляет для читателя второстепенный интерес;
  • используется в информационных, в том числе автоматизиро­ванных, системах для поиска документов и информации.

Аннотации должны быть оформлены по международным стандартам и включать следующие моменты.

  1. Вступительное слово о теме исследования.
  2. Цель научного исследования.
  3. Описание научной и практической значимости работы.
  4. Описание методологии исследования.
  5. Основные результаты, выводы исследовательской работы.
  6. Ценность проведенного исследования (какой вклад данная работа внесла в соответствующую область знаний).
  7. Практическое значение итогов работы.

В аннотации не должен повторяться текст самой статьи (нельзя брать предложения из статьи и переносить их в аннотацию), а также ее название. В ней не должно быть цифр, таблиц, внутритекстовых сносок.

В аннотации должны излагаться существенные факты работы, и не должно содержать материал, который отсутствует в самой статье.

Предмет, тема, цель работы указываются, если они не ясны из заглавия статьи; метод или методологию проведения работы имеет смысл описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы.

Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, имеющим практическое значение.

Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в статье.

Сведения, содержащиеся в заглавии статьи, не должны повторяться в тексте авторского резюме.

В тексте аннотации следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических конструкций. Он должен быть лаконичен и четок, без лишних вводных слов, общих формулировок.

ПРИМЕР АВТОРСКОГО РЕЗЮМЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ:

ЭТО ЖЕ АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

A considerable part of innovative plans concerning implementation of developments with underlying novelties either do not reach the implementing stage, or in fact yield less benefit than anticipated. One of the reasons of such failures is the fact that the manager lacks real tools for planning, evaluating and controlling innovations. The article brings forward the mechanism for a strategic planning of a company, based on the analysis of both inner company’s resources, and outer competitive strength, as well as on searching ways of using external opportunities with account taken of the company’s specific character. Strategic planning is based on a code of regulations and procedures containing a series of methods, the use of which makes it possible for company’s manager to ensure prompt measures of reaction to outer business environment changes. Such methods include: strategic segmentation; solving problems in real-time mode; diagnostics of strategic readiness to operate in the context of the future; working out a general plan of management; planning of the business position of the firm; strategic transformation of the company. Strategic planning process is presented as a closed cycle consisting of 9 successive stages, each of them represents a logical sequence of measures ensuring the dynamics of system development. The developed by the author strategic planning methods result in the recommendation to proceed to “interactive strategic management” which is conceptually based on the constructive potential of the collective body, on searching ways of its building on the basis of effective overcoming accelerating changes, increasing organizational complexity, and unpredictable changeability of the environment.

Ключевые слова

Ключевые слова выражают основное смысловое содержание ста­тьи, служат ориентиром для читателя и используются для поиска ста­тей в электронных базах. Размещаются после аннотации в количестве 4—8 слов, приводятся на русском и английском языках. Должны от­ражать дисциплину (область науки, в рамках которой написана ста­тья), тему, цель, объект исследования.

Введение

Введение призвано дать вводную информацию, касающуюся темы статьи, объяснить, с какой целью предпринято исследование. При написании введения автор прежде всего должен заявить общую тему исследования. Далее необ­ходимо раскрыть теоретическую и практическую значимость работы и описать наиболее авторитетные и доступные для читателя публика­ции по рассматриваемой теме. Во введении автор также обозначает про­блемы, не решенные в предыдущих исследованиях, которые призвана решить данная статья.

Во введении в обязательном порядке четко формулируются:

Также в этой части работы читателя при необходимости знакомят со структурой статьи.

После написания введения его необходимо проанализировать по следующим ключевым пунктам:

четко ли сформулированы цели, объект и исходные гипотезы, если они существуют;·

нет ли противоречий;·

указана ли актуальность и новизна работы;·

упомянуты ли основные исследования по данной теме.·

Обзор литературы

Обзор литературы представляет собой теоретическое ядро иссле­дования. Его цель — изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Предпочтительным является не просто перечисле­ние предшествующих исследований, но их критический обзор, обоб­щение основных точек зрения.

Основная часть

Методология

В данном разделе описывается последовательность выполнения исследования и обосновывается выбор используемых методов. Он должен дать возможность читателю оценить правильность этого вы­бора, надежность и аргументированность полученных результатов. Смысл информации, излагаемой в этом разделе, заключается в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах. Отсылка к лите­ратурным источникам без описания сути метода возможна только при условии его стандартности или в случае написания статьи для узко­специализированного журнала.

В этой части статьи должен быть представлен авторский аналити­ческий, систематизированный статистический материал. Результаты проведенного исследования необходимо описывать достаточно полно, чтобы читатель мог проследить его этапы и оценить обоснованность сделанных автором выводов. По объему эта часть занимает централь­ное место в научной статье. Это основной раздел, цель которого за­ключается в том, чтобы при помощи анализа, обобщения и разъясне­ния данных доказать рабочую гипотезу (гипотезы). Результаты при необходимости подтверждаются иллюстрациями — таблицами, гра­фиками, рисунками, которые представляют исходный материал или доказательства в свернутом виде. Важно, чтобы проиллюстрированная информация не дублировала текст. Представленные в статье результаты желательно сопоставить с предыдущими работами в этой области как автора, так и других исследователей. Такое срав­нение дополнительно раскроет новизну проведенной работы, придаст ей объективности.

В зависимости от уровня знаний — теоретического или эмпириче­ского — различают теоретические и эмпирические статьи. Теоретиче­ские научные статьи включают результаты исследований, выполнен­ных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделиро­вание. Если статья имеет теоретический характер, чаще всего она строится по следующей схеме: автор вначале приводит основные по­ложения, мысли, которые в дальнейшем будут подвергнуты анализу с последующим выводом. Эмпирические научные статьи, используя ряд теоретических методов, в основном опираются на практические методы измерения, наблюдения, эксперимента и т. п.

Результаты исследования должны быть изложены кратко, при этом содержать достаточно информации для оценки сделанных выво­дов, также должно быть очевидно, почему для анализа выбраны именно эти данные.

Заключение, выводы

Заключение содержит краткую формулировку результатов ис­сле­дования. В нем в сжатом виде повторяются главные мысли ос­новной части работы. Всякие повторы излагаемого материала луч­ше оформ­лять новыми фразами, новыми формулировками, отли­чающимися от высказанных в основной части статьи. В этом раз­де­ле необходимо сопоставить полученные результаты с обозна­ченной в начале работы целью. В заключении суммируются ре­зультаты ос­мысления темы, де­лаются выводы, обобщения и реко­мендации, ко­торые вытекают из работы, подчеркивается их прак­тическая значи­мость, а также опреде­ляются основные направления для дальней­шего исследования в этой области. В заключительную часть статьи желательно включить попытки прогноза развития рассмот­ренных вопросов.

Чтобы написать научную статью, строго придерживайтесь общепринятой структуры “IMRAD”. Этот принятый научным сообществом тип структуры во-много раз упрощает написание статьи.

Общепринятая структура научной статьи по типу IMRAD обновлено: 30 августа, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Общепринятая структура научной статьи по типу IMRAD

Структура научной статьи начинается с заголовка

Заголовок статьи должен быть кратким (обычно не более 8–10 слов) и точно отражать суть научной статьи.

Пример: “Тенденция развития банковской системы Российской Федерации”.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Сведения об авторах

В этом разделе указываются фамилия, инициалы всех авторов статьи (или имя, отчество полностью), наличие ученых степеней и званий, место работы или учебы, город, страна; для студентов иногда требуется указать сведения о научном руководителе.

Аннотация к научной статье

Аннотация представляет собой краткое описание излагаемого материала (обычно до 10 строк). В аннотации обязательно указывайте предмет исследования, делайте акцент на научную ценность полученных результатов.

Ключевые слова к статье

Это слова и словосочетания, отражающие основное содержание статьи. Это также слова-маркеры, по которым в поиске можно будет найти вашу работу.

Пример: малый бизнес, индивидуальное предпринимательство, ИП.

Название статьи, сведения об авторах, аннотация и ключевые слова часто публикуются на двух языках, второй язык, как правило, английский.

Введение – 10% от структуры научной статьи

Во введении обосновывается актуальность проводимых исследований. Так как это обычно общеизвестные сведения, лучше ограничиться несколькими предложениями.

Основная часть – 80% от структуры научной статьи

Основная часть должна в полной мере отражать суть проведенного исследования, значимость полученных результатов и их научную новизну.

В основной части желательно выделить подразделы.

Начинать основную часть следует с аналитического обзора литературных источников. Обзор предыдущих исследований – непременный этап любой научной работы. В выбранной вами области вы не первый, кто занимается данной проблемой, поэтому обязательно нужно отразить, какие исследования и кем были проведены ранее, какие получены результаты.

По результатам критического обзора работ вы делаете вывод о том, что рассматриваемая проблема решена не в полной мере, указываете на неизученный аспект и далее предлагаете свой вариант решения задачи. Таким образом вы обосновываете актуальность ваших исследований и плавно переходите к изложению их результатов.

Основная ошибка студентов при поиске информации для аналитического обзора – увлечение интернет-источниками. Многие думают, что достаточно сделать качественную компиляцию нескольких статей из интернета, чтобы написать статью. Это распространенное и глубокое заблуждение. Так можно написать максимум реферат. Ни одно серьезное издание подобную работу не опубликует.

Вы должны опираться в первую очередь на научные труды авторитетных ученых. В сети очень много недостоверной информации, а вам нужны конкретные данные с фамилиями, цифрами и датами. Поэтому, если используете интернет, ищите сборники научных трудов, журналы, материалы конференций. Почти все издания выкладывают в сети свои предыдущие выпуски, с которыми можно свободно ознакомиться.

Ни в коем случае не используйте в статье картинки, взятые из интернета. Все рисунки и фотографии должны быть оригинальными.

После аналитического обзора литературы укажите цели, задачи, предмет и объект исследования.

Затем приступайте к изложению теоретической и экспериментальной частей.

Любые выводы и утверждения должны подтверждаться экспериментально. Эксперимент может быть как инструментальным (испытания на приборах), так и численным (теоретическим). Наличие результатов эксперимента значительно повышает ценность статьи.

При изложении результатов следует привести сравнение основных показателей вашей разработки с показателями существующих аналогов. Например, если вы пишите про новый вид обоев, то нужно сравнить их по основным показателям качества с обоями флизелиновыми, виниловыми и т.д. Провести такое сравнение можно двумя способами. Первый и самый простой – обычное сопоставление в натуральном или процентном выражении. Сделать это можно в табличной форме или графически (диаграммы, гистограммы). Второй вариант – сравнение с использованием аппарата теории вероятностей и математической статистики. Например, привести значения среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации, ошибки моделирования. Расчет статистических показателей помогает также подтвердить достоверность исследований (к примеру, если речь идет о математических моделях).

Помните, что в любой научной статье обязательно должна присутствовать научная новизна. Это результаты, которые ранее нигде не публиковались.

Выводы и заключение – 10% от структуры научной статьи

Заключительная часть представляет собой обоснованные выводы, сделанные путем анализа полученных результатов.

В этом разделе желательно отразить установленную или возможную практическую значимость проведенных исследований, а также рассчитать реальный или прогнозируемый экономический эффект от применения вашей разработки.

Список использованной литературы (5-10 источников)

Списком цитируемой литературы студенты часто пренебрегают, относятся к его составлению невнимательно. На самом деле он очень важен. Некоторые рецензенты читают его в первую очередь. Список авторитетных источников повышает степень доверия к статье.

Для научной статьи обычно используют минимум 5–6 источников. Ссылки на них обязательно должны присутствовать в тексте. Если вы цитируете информацию, но не указываете ссылку, это расценивается как плагиат.

Делать ссылки можно также на сайты с указанием даты посещения. Однако такими ссылками не увлекайтесь: особого доверия в научных кругах они не вызывают.

Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке по фамилии авторов. Отечественные авторы идут в начале, зарубежные авторы перечисляются в конце списка.

Общепринятая структура научной статьи по типу IMRAD обновлено: 30 августа, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: