Доклад на заседание пцк спо

Обновлено: 28.04.2024

Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию студентов, являются цикловые комиссии (ЦК).

Содержание их работы, определенно в целом соответствующими документами учебного заведения. Формы и методы работы должны учитывать специфику преподаваемых предметов, контингент обучающихся, форму обучения, состав и квалификацию преподавателей и т.д.

Так если в работе комиссий общеобразовательных дисциплин значительное место занимают вопросы адаптации обучающихся (особенно для 1 курса), то в цикловых комиссиях специальных и профилирующих дисциплин основное внимание должно уделяться привитию обучающимся профессиональных компетенций.

На старших курсах работа становится наиболее важной, так как комиссии специальных дисциплин обеспечивают выпуск специалистов с определенными функциями, необходимыми в практической деятельности студента.

Естественно, что все предметные цикловые комиссии решают и общие задачи, например, учить самостоятельно, работать над совершенствованием своих знаний, любить свою профессию. Преподаватели должны изучать индивидуальные особенности каждого обучающегося, прививать им навыки общественно-полезной работы и т.д. Поэтому план работы комиссии не может быть стереотипным для всех комиссий это работа творческая, определяемая, прежде всего общими методическими задачами в соответствии с планом развития учебного заведения, а также анализом работы за истекший период.

Основное внимание предметные цикловые комиссии должны уделять совершенствованию методики обучения и воспитания, что достигается постоянным повышением педагогического мастерства и квалификации преподавателей. Вместе с тем значительное место в ее работе занимают учебно-организационные вопросы, а непосредственно на председателя ПЦК возлагаются вопросы анализа работы и организации контроля за деятельностью преподавателей.

Примерная структура плана работы предметной цикловой комиссии и содержание отдельных ее направлений даны в виде схемы.

Примерная структура плана работы ПЦК.

Приступая к составлению плана работы на год, председатель комиссии должен:

определить основные задачи предметной цикловой комиссии на текущий учебный год;

наметить общие мероприятия и примерные индивидуальные задания преподавателям, исходя из общих задач с учетом потенциальных возможностей каждого (стаж работы, специальный и методический опыт, итоги аттестации, внутритехникумского контроля и т.д.).

Анализ работы комиссии за учебный год.

При анализе работы предметной цикловой комиссии необходимо выявить (в конце учебного года составляется отчет председателя о работе):

как удалось выполнить план работы комиссии;

какие конкретные проблемы удалось решить;

способствовала и в какой мере деятельность комиссии совершенствованию учебного процесса;

каков уровень усвоения учебных дисциплин (подготовленность);

каковы характерные пробелы в знаниях, умениях и навыках (по результатам государственных экзаменов, защиты курсовых и дипломных проектов, экзаменов по предметам);

какие изменения произошли в квалификации членов комиссии.

Каждое положение необходимо подкрепить примерами, цифрами, дать сравнения с прошлым учебным годом.

Анализ должен содержать данные, где и за счет чего достигнуты улучшения, причины снижения качества работы.

Основным в анализе работы должен быть акцент на качество профессиональной или базовой подготовки учащихся.

Значительной по объему особенно в начале семестра, является организационная работа, большая часть которой приходится на председателя комиссии, поэтому целесообразно иметь ответственного за организационную работу заместителя председателя комиссии.

В учебных заведениях объем этой работы в основном планируется правильно (рассмотрение всех планов, экзаменационных материалов, графиков, заданий и т.д.).

Содержание этого направления работы дано в схемах.

Организационная работа ПЦК.

Содержание учебно-воспитательной работы комиссии планируется согласно Положению, но часто рассмотрение этой работы сводится констатации фактов (подведение итогов успеваемости, подготовка к экзаменационной сессии, проведение смотров и т.д.).

Большое внимание нужно уделять разработке мероприятий по обеспечению повышения качества обучения и воспитания, улучшению воспитательной работы в процессе обучения, совершенствованию практической подготовки обучающихся экспериментальной и научной работы.

Для правильного планирования и организации учебно-воспитательной работы председатель комиссии должен провести анализ ее итогов за прошедший учебный год и изменить пути устранения недостатков, используя повседневную работу с преподавателями, так и обсуждение отдельных вопросов на заседаниях.

Главным в учебной работе должен стать анализ уровня базовой и профессиональной подготовки будущих специалистов, определение основных пробелов и мер по их устранению.

Учебно-воспитательная работа ПЦК.

Одним из основных направлений деятельности предметной цикловой комиссии является методическая работа.

Традиционно комиссии представляли ее в виде написания и обсуждения методических разработок и представляют в методический кабинет.

Из опыта работы некоторых учебных заведений можно рекомендовать следующие направления:

на заседаниях комиссии в результате обмена опытом, обсуждения специальных статей в научно-методических журналах, методических разработок или итогов взаимопосещений и контроля преподавателя вырабатывают единый подход к совершенствованию методики обучения и воспитания;

каждый преподаватель по поручению руководства или на основе индивидуального плана разрабатывают конкретный вопрос по улучшению профессиональных или педагогических знаний, совершенствованию учебно-воспитательной работы и т.д.

Результатом работы преподавателя может быть доклад на педсовете, научно-методическом совете, заседаниях цикловой комиссии, разработка методических рекомендаций по комплексному обеспечению занятий, наглядных пособий, использования ТСО, написание учебника, учебного пособия, статьи, конспекта и т.д.

Председатель предметной цикловой комиссии проводит работу по обобщению итогов внутритехникумовского контроля, на основе, которой также разрабатываются методические рекомендации преподавателю.

Научная и методическая работа ПЦК.

Улучшение методической работы комиссии невозможно без эффективной системы повышения квалификации преподавателей и других работников техникума.

Основой этой работы, особенно для преподавателей, не имеющих педагогического образования, должно стать изучение принципов обучения и воспитания студентов, совершенствование методики преподавания, знания основ педагогики и психологии.

Повышение квалификации преподавателей без отрыва от работы организуется как индивидуально для каждого преподавателя, так и путем проведения общих мероприятий. Это направление тесно связано с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта.

При индивидуальном повышении квалификации преподавателя необходимо рассмотреть конкретно ее завершение: написание отчета, конспекта, статьи, выступление на заседании комиссии и т.д.

При планировании общих мероприятий по повышению квалификации как для одной комиссии, так и объединенных, необходимо учитывать общетехникумовские планы и мероприятия, разработку методических пособий. Исходя из этого намечаются цели и тематика открытых уроков, взаимопосещений, семинаров, педчтений, школ передового опыта, школ молодого специалиста и т.д.

Передовой педагогический опыт работы ПЦК.

Контроль внутри предметной цикловой комиссии.

Контроль всех видов деятельности всех членов предметной цикловой комиссии имеет первостепенное значение, а результативность зависит от правильной его организации.

Контроль за выполнением учебных планов и программ начинается с проверки составленных рабочих программ, что является непосредственной обязанностью председателя комиссии.

Методист и председатель цикловой комиссии, должен организовывать периодическую проверку их выполнения, в том числе проведения лабораторно-практических, контрольных работ и т.д.

Главным звеном в контроле является проверка качества проведения занятий, уровня компетенций студентов, эффективности внеклассных мероприятий.

При составлении графика такого контроля необходимо четко сформулировать цели проверок, которые могут основываться на целях, определенных общим планом контроля техникума.

При планировании необходимо предусмотреть контроль по следующим проблемам:

совершенствование форм и методов обучения и воспитания студентов;

повышение качества знаний, улучшение организации самостоятельной работы.

Периодически необходимо проверять эффективность повышения профессиональной и методической квалификации.

Председатель предметной цикловой комиссии должен в плане контроля предусмотреть проверку выполнения решений педсовета, научно-методического совета, комиссии.

Результатом контрольных мероприятий методиста, председателя, должен быть глубокий, объективный анализ проверок, выводы, сделанные по их результатам. Вся последующая работа комиссии должна обеспечить устранение отмеченных в ходе контроля недостатков.

Необходимо своевременно информировать преподавателей о ходе проверок.

Контроль учебно-воспитательного процесса в ПЦК.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии ___________________ дисциплин

Председатель цикловой комиссии

по учебной и воспитательной работе НОУ СПО ВТЭП

___________ Е.В. Лубенченко

Работы цикловой комиссии _____________________ дисциплин на 20__-20__ учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество нуждается в творческих людях, обладающих познавательной активностью в их социальной и профессиональной деятельности. Требования общества к социально-профессиональной компетентности специалистов постоянно повышаются, а личностная осознанность новых условий активной социальной деятельности еще недостаточно изучена, тем более в условиях использования нового формата обучения - дистанционного.

Эффективность существующей системы профессиональной подготовки специалистов во многом определяется соответствующими качествами педагогов такими как: творческая инициатива, универсальность мышления, профессиональная эрудиция, инновационная готовность, способность критически с учетом новой образовательной парадигмы и локальных особенностей оценивать и трансформировать в учебный процесс необходимые изменения, выдвигаемые современной практикой. Кроме того, достижение значимых результатов в подготовке современных специалистов невозможно без активного включения в процесс обучения самих студентов, развития их познавательной активности, т.е. развития профессиональной любознательности.

Целью исследования является повышение качества подготовки специалистов в среднем профессиональном образовательном учреждении путем применения достижений теории и практики педагогической науки, современных психолого-педагогических технологий развития познавательной активности обучающихся.

Объектом исследования - выступает образовательный процесс в системе среднего профессионального образования.

Предмет исследования - процесс развития познавательной активности обучающихся в образовательной деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в разработке системы познавательной активности обучающихся учреждений системы профессионального образования, повышению качества подготовки профессиональных кадров. Результаты исследования могут быть также использованы в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов системы профессионального образования.

Научная новизна исследования состоит в научном обосновании необходимости включения в содержание педагогической инновации в качестве системообразующего фактора подготовки современного специалиста, а также в адаптации содержания педагогической инновации к специфике среднего профессионального образования.

Одним из путей повышения познавательной активности будущих специалистов на современном уровне является их целенаправленность в профессионально-познавательной деятельности, так как рынок труда конкурентоспособных специалистов обладает профессиональной мобильностью. Воспитание профессиональной активности возможно путем превалирования активных методов и технологий, способствующих формированию коммуникативной и личностной индивидуальности обучающихся.

Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения. В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о чем будет говорить он, но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.

Несмотря на то, что долгое время отсутствовало нормативное регулирование, дистанционное обучение (ДО) внедрялось в условиях опытно-экспериментальной деятельности. Сегодня сложились и реализуются следующие направления применения ДОТ:

§ дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

§ организация дистанционного контроля учебных достижений обучающихся;

§ реализация дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании;

§ организация профильного обучения с применением ДОТ;

§ проведение дистанционных уроков для пропускающих по причинам болезни и в период карантина;

§ дистанционная поддержка одаренных детей и научно-исследовательской деятельности;

§ внедрение ДОТ в очное обучение (технологии смешанного обучения) и др.

Возможность реализации дистанционного обучения в образовательном процессе обеспечивается готовностью педагогов применять ДОТ в своей профессиональной деятельности, оценивать потенциал и эффективность дистанционных форм работы с обучающимися для решения дидактических задач. Это актуализирует специальную подготовку педагога в области организации и методики ДО, овладения коммуникационными средствами и технологиями работы в информационно-образовательной среде.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад :

« СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ

В настоящее время преподаватель не ограничен в выборе средств обучения, а веление времени требует сделать обучение ориентированным на практику. Расширение педагогических методов и приемов, а также педагогические инновации, существенно влияют на характер преподавательской деятельности. И соответственно на усвоение материала обучающимися. Развитие общества вызывает потребность в изменениях даже универсальных форм обучения. Поэтому в современной практике необходимо сочетать традиционные и инновационные технологии обучения.

В традиционной системе профессиональной подготовки в центре внимания находился учебно-воспитательный процесс, отношения между участниками построены как субъектно-объектные, где субъект – преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляет учебный план и программа, жестко задающие рамки отношений.

Объект – студент должен быть наполнен определенным объемом знаний, его роль – пассивное усвоение информации. Конечно, при таком обучении страдает в первую очередь потребитель знаний – студент, так как для молодого человека творческое содержание обучения отсутствует, а с ним и заинтересованность в личностном участии. Такой будущий специалист, лишенный возможности самовыражения малопродуктивен в будущем. Поскольку его просто не научили принимать самостоятельные решения. Вместе с тем абсолютная свобода – мать анархии и сестра хаоса. Поэтому инновации должны разумно стимулировать обучающегося. При этом преподаватель – старший наставник, а не просто сторонний наблюдатель.

Каким же образом совместить две противоречивые и, на первый взгляд, совершенно разные системы? Например, путем формирования активной жизненной позиции личности обучающегося используя подходы к данной проблематике разных лет.

Активность как движущая сила развития личности действует лишь в пределах заранее установленной цели.

Главное, что мы должны помнить, – это то, что из молодых людей сформируется костяк нашего общества завтра.

Как известно, формирование активной жизненной позиции молодого специалиста происходит в соответствии с потенциалом активности, уже существующим в обществе. Активная жизненная позиция выступает как побудитель к деятельности, как позиция личности, характеризующая многообразные отношения ее носителя с окружающими людьми. Показателем уровня активной жизненной позиции является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребностей в общественно-значимой деятельности и социально ценном общении. Процесс формирования активной жизненной позиции личности сложен и противоречив. Нельзя, механически воздействуя на человека, сделать его активным.

Для успешного формирования активной жизненной позиции студент должен пройти несколько стадий от обучаемого к учащемуся. При этом деятельность преподавателей также меняется – как организатора совместной деятельности со студентом, проектирующим его будущую профессиональную занятость. В связи с этой актуальной проблемой становится поиск инновационных технологий обучения и воспитания для формирования активной жизненной позиции. Существует несколько методов активизации познавательной деятельности учащихся:

1. Применение нетрадиционных форм урока: Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий:

- интегрированные, объединенные единой темой или проблемой;

- комбинированные, способствующие длительной;

- проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя).

3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения:

4.Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

- ситуация выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное;

- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

- ситуация-конфликт которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;

- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью;

- ситуация-предложение, когда преподаватель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей;

- ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения.

5.Использование всех форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы:

У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации:

- эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью;

- познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности;

- социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Достаточно сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.

Чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес, необходимо использование интерактивных форм и методов обучения.

Таким образом, педагогические технологии – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Технологии обучения позволяют преподавателю добиваться запланированного результата.

Перемены, происходящие в мире, современноеэкономическое и социально-культурное развитие нашей страны вызвало необходимость срочной реформы системы образования. Несмотря на всю свою противоречивость, именно инновации в образовании являются залогом успешного развития общества.

Однако в погоне за новым, конечно же, нельзя отметать ценный опыт традиционного обучения.


Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Омский многопрофильный техникум"

Адрес: 1 учебный корпус: г. Омск
ул.Молодогвардейская, 33

эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2 учебный корпус: г. Омск
ул.Гуртьевской дивизии, 7

эл.почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поступай правильно - поступай к нам!







План работы предметно-цикловых комиссий

ПЛАН РАБОТЫ

предметно цикловой комиссии профессионального цикла

(профессии 15.01.05 Сварщик, 23.01.03 Автомеханик, 35.01.15 Электромонтер в с/х)

на 2019-2020 учебный год.

Целями работы ПЦК на 2019-2020 учебный год являются

- создание и обновление учебно-методического комплекса по профессиям 15.01.05 Сварщик, 23.01.03 Автомеханик, 35.01.15 Электромонтер в с/х;

- повышение профессионального уровня педагогических работников;

- реализация инновационных педагогических и информационных технологий, направленных на улучшение качества подготовки специалистов;

Для успешного достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:

-скорректировать имеющиеся рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики в соответствии с учебным планом и утверждённым шаблоном

- обновить контрольно-измерительные материалы;

- обновить контрольно-оценочные средства;

- разработать методические указания по выполнению самостоятельной работы;

- разработать методические указания по выполнению лабораторных и практических работ;

- скорректировать (при необходимости) положения промежуточной и государственной итоговой аттестации;

- оказывать методическую, информационную и консультативную помощь при повышении профессионального уровня педагогами;

- поиск инновационных технологий и методов повышения мотивации освоения профессии обучающимися.

Направлениями деятельности ПЦК является:

  1. Информационно-методическое обеспечение (создание единого банка учебно-методической информации, содействие в разработке и модернизации УМК, ФОС, методических изданий)
  2. Повышение квалификации педагогов (взаимодействие с ИРООО и другими организациями, организация и проведение методических обучающих семинаров, педагогические чтения, система открытых занятий и взаимопосещения уроков)
  3. Содействие в подготовке и прохождении аттестации (консультирование, оказание помощи в подготовке аттестационной документации и обобщение материалов педагогического опыта)
  4. Координация работы ПЦК (рассмотрение разработанных и скорректированных УМК, содействие и проведение методических декад, организация работы по формированию портфолио преподавателей, сопровождение педагогов в реализации индивидуальных программ развития профессиональных компетенций)
  5. Участие педагогов и студентов в профессиональных конкурсах, научно – практических конференциях, олимпиадах.

План работы ПЦК на 2019-2020 учебный год

Направления деятельности

Ответственный

Информационно-методическое обеспечение

Повышение квалификации педагогов

Содействие в подготовке и прохождение аттестации

Координация работы ПЦК

Участие педагогов и студентов в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах.

Сентябрь

- Разработка и корректировка рабочих программ, КИМ, КОС, методических указаний

- Составление и корректировка ИППР

- Составление графика и заявок на КПК и стажировки

- Рассмотрение разработанных и скорректированных УМК

- Рассмотрение макетов РП и системы УМК

Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Октябрь

Проведение открытых занятий

- Рассмотрение ФОС для ПА

- Рассмотрение макета ПМ

Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Ноябрь

- Коррекция УП, ПП+КИМ

Проведение декады по профессии Автомеханик

(по отдельному плану)

Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Декабрь

- Коррекция МДК+КИМ, КОС

- Анализ рабочих программ

Проведение декады по профессии Электромонтер (по отдельному плану)

Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Январь

- 09.01.20г. III Педагогические чтения БПОУ ОМТ

Проведение открытого занятия

- Анализ работы в 1 семестре

Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Все члены ПЦК, председатель ПЦК

Февраль

- Умнова Л.Г. (преподаватель)

- Проведение декад по профессиям Сварщик

(по отдельному плану)

- Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Март

Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Апрель

Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Май

Проведение открытых занятий

- Анализ работы за год

- Составление плана работы ПЦК на следующий учебный год

Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Все члены ПЦК, председатель ПЦК

Июнь

- Смотр УМК и паспортов учебных помещений

Участие в профессиональных конкурсах, НПК олимпиадах

(по отдельному плану)

Примерный график проведения открытых занятий членов ПЦК на 2019-2020 учебный год

Срок проведения открытого занятия

ФИО педагога/мастера ПО/ инструктора

Председатель ПЦК Перфилова А.В.

Методическая работа

предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

2019-2020 учебный год

Методическая тема работы ПЦК: Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях перехода на новый ФГОС.

Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей.

Задачи:

1. Формирование и систематизация учебно-планирующей документации по общеобразовательным дисциплинам на основе ФГОС СПО;

2. Разработка учебно-программной документации в соответствии с новым ФГОС;

3. Повышение качества учебных занятий на основе внедрения современных форм и методов обучения, продуктивных инновационных педагогических технологий;

4. Качественная подготовка обучающихся по общеобразовательным дисциплинам к промежуточной аттестации, областным конкурсам, олимпиадам и к будущей профессиональной деятельности;

5. Формирование учебной мотивации через разнообразные формы и методы занятий.

Состав предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин на 01.09.2019 г.

Читайте также: