Доклад на тему аудиторская тайна

Обновлено: 02.07.2024

Правовой режим аудиторском тайны

Институт аудиторской тайны связан с одним из принципов, на котором базируется аудиторская деятельность — принципом конфиденциальности.

Аудиторская тайна относится к вышеназванной категории сведений конфиденциального характера, поскольку, во-первых, аудит является особым видом предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществ-

Булгакова Лариса Ивановна — научный сотрудник ИГП РАН.

1 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

2 СЗ РФ. 2006. № 31. (Ч. 1). Ст. 3448.

Во-вторых, источником информации, составляющей тайну, являются сведения, полученные аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) при осуществлении аудиторской проверки, оказании сопутствующих аудиту услуг.

В-третьих, на выделение аудиторской тайны в отдельную категорию конфиденциальных сведений указывает особый правовой режим, установленный для нее на уровне федерального законодательства.

Статья 8 Закона об аудиторской деятельности:

определяет содержание аудиторской тайны, в которую входят сведения об операциях клиентов аудиторской организации, индивидуального аудитора;

предоставляет право клиенту аудиторской организации (индиви-

3 СЗ РФ. 2001. № 33. (Ч. 1). Ст. 3422.

дуального аудитора) на сохранение информации в тайне от кого бы то ни было, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

устанавливает в отношении лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, ряд обязанностей, а именно: аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности. Они не вправе передавать эти сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия лиц, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие на законном основании доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений;

определяет категорию лиц или органов, которым может быть предоставлена аудиторская тайна без письменного согласия клиента аудиторской организации (индивидуального аудитора), а также единственное основание истребования сведений, составляющих аудиторскую тайну — судебное решение;

возлагает ответственность на нарушителей режима аудиторской тайны.

Установленный на законодательном уровне правовой режим аудиторской тайны существенно отличается от коммерческой тайны — режима конфиденциальности информации, позволяющей ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах получить коммерческую выгоду. В соответствии со ст. 1465 ГК РФ и Федераль-

Различны основания установления содержания и объема соответствующей тайны: аудиторская тайна установлена на уровне Федерального закона. Что касается коммерческой тайны, то федеральным законодательством устанавливаются условия отнесения информации к данному виду конфиденциальности. При этом установление режима коммерческой тайны — только право юридического лица.

Неодинаковы и объемы правомочий обладателей соответствующих тайн. Обладатель аудиторской тайны обязан хранить сведения, составляющие ее, передавать их без согласия клиента лишь в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами, вправе потребовать от виновного в разглашении таких сведений лица возмещения причиненных убытков. Правомочия обладателя коммерческой тайны значительно шире: он имеет не только право устанавливать, изменять, отменять режим коммерческой тайны, но также разрешать или запрещать

4 СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

доступ к ней, определять порядок и условия доступа к этой информации, вводить ее в гражданский оборот на основании договоров, предусматривающих включение в них условий о конфиденциальности информации и некоторые другие. Обязанность предоставлять информацию, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны, по запросам судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, возникает у обладателя в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Сроки действия аудиторской тайны законодательно не установлены. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сведения, содержащиеся в ней, находятся под охраной соответствующего режима.

Важным вопросом правового режима аудиторской тайны является определение состава сведений, входящих в аудиторскую тайну. Законодатель в состав аудиторской тайны включает сведения об операциях клиентов аудитора, а также устанавливает обязанность не разглашать любую информацию, ставшую известной аудитору о своем клиенте. Таким образом, режим конфиденциальности распространяется на всю информацию, которая может быть доступна аудиторской организации (индивидуальному аудитору) о своем клиенте в процессе проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента или оказания какой-либо сопутствующей аудиту услуги. Следует отметить, что при осуществлении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация (индивидуальный аудитор) может получать доступ к коммерческой тайне, к служебным секретам производства (ст. 1470 ГК РФ), другим видам тайн. Очевидно, следует предполо-

жить, что в состав аудиторской тайны должны входить все сведения, полученные аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) при оказании профессиональных услуг.

Однако анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что в состав аудиторской тайны не включается информация, составляющая государственную тайну. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне5.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не может быть источником получения информации о предпринимателе, которому оказывались услуги, независимо от того, какой характер носили полученные сведения (общедоступный или ограниченного доступа).

Как уже упоминалось, сроки действия режима конфиденциальности в отношении сведений, составляющих аудиторскую тайну, законом не установлены. Это означает, что аудиторы обязаны сохранять в тайне конфиденциальную информацию об операциях клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг без ограничения сроков и независимости продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. При этом следует различать сроки действия режима конфиденциальности информации и сроки хранения документированной информации. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 6966 обязывают аудитора помимо установления надлежащих процедур для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих

6 СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3797.

Нормы, устанавливающие режим аудиторской тайны, направлены прежде всего на защиту личных интересов проверяемых лиц. Тем не менее, отношения по поводу аудиторской тайны связаны с компромиссом между частными и публичным интересами. Поэтому весьма важное значение приобретает вопрос о доступе к сведениям, составляющим аудиторскую тайну.

Законодатель с учетом интересов частных лиц устанавливает правило о предоставлении третьим лицам сведений, составляющих аудиторскую тайну, только с письменного согласия клиента аудитора.

Но поскольку в ряде случаев имеют значение и публичные интересы, то законодательными актами могут устанавливаться случаи затребования таких сведений. Порядок предоставления конфиденциальных сведений Законом об аудиторской деятельности не определен. Нормы, устанавливающие материально-правовые и процессуальные основания для направления запроса, определяющие круг лиц, уполномоченных совершать такой запрос, а также нормы, предъявляющие требования к форме запроса и сроках ответа, содержатся в других законодательных актах.

По смыслу Закона об аудиторской деятельности запрос уполномоченного лица может быть сделан лишь в связи с его деятельностью. К компетенции некоторых органов государственной власти и управления отнесено право требовать информацию у разных хозяйствующих субъектов. Но аудиторская тайна имеет дополнительную защи-

ту как конфиденциальная информация, и это означает, что такие сведения могут передаваться исключительно по судебному решению, в котором указывается лицо, уполномоченное их получить.

В то же время действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. Так, п. 4 ст. 82 НК РФ установлено, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну и иных лиц, в частности, аудиторскую тайну. В пункте 2 ст. 90 НК РФ предусмотрено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности, аудиторы.

Подобные требования должны распространяться и на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, других субъектов, получивших доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну на законном основании, например, на профессиональные аудиторские объединения, получающие доступ к аудиторской тайне при проведении контрольных мероприятий в отношении своих членов.

Что касается участия аудитора в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, то необходимо отметить отсутствие в законодательстве таких ограничений. Напротив, анализ действующего законодательства показывает, что аудиторы могут быть привлечены в качестве свидетелей для дачи сви-

детельских показаний, если им известно о каких-либо обстоятельствах, подлежащих установлению по рассматриваемому делу (ст. 80 УПК РФ, ст. 55—56 АПК РФ, ст. 69 ГПК РФ).

Правоприменительная практика свидетельствует, что нередки случаи нарушения государственными органами норм об аудиторской тайне при расследовании уголовных дел, сборе оперативной информации и в других случаях7.

7 См., напр.: Иудиторская проверка // Коммерсантъ. 2007. 9 марта.

8 См.: Мамина Т. Ю. Защита профессиональной тайны // Ваш налоговый адвокат.

ется законом, изложенную ранее9. Также КС РФ указал, что выемка такой информации допустима только, если она имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; выемка не должна приводить к получению сводной информации обо всех клиентах организации; вынося постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки или обыска с целью изъятия тех или иных предметов или документов, следователь не вправе запрашивать информацию, которая не связана с необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования по конкретному уголовному делу.

Было обращено внимание и на то, что нормы УПК РФ подлежат применению в подобных делах в системном единстве с положениями ст. 8 Закона об аудиторской деятельности, закрепляющей дополнительные гарантии аудиторской тайны.

Действующим законодательством предусмотрена система мер ответственности за разглашение аудиторской тайны. В соответствии со ст. 21 Закона об аудиторской деятельности аудиторские организации, их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, лицом, получившим доступ к такой информации на основании Закона об аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновно-

9 Вестник КС РФ. 2006. № 4.

го возмещения причиненных убытков. В то же время следует учитывать, что такое требование не может быть удовлетворено в случае, когда оно исходит от лица, не выполнявшего требований законодательства о соблюдении конфиденциальности информации, вменяемых ему в обязанности.

Сведения, составляющие аудиторскую тайну, как было указано выше, могут включать другие виды тайн, в том числе личные и семейные тайны. Незаконное разглашение таких сведений может влечь взыскание морального вреда, который при этом был причинен гражданину (ст. 151 ГК РФ).

Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что нарушение требования об обеспечении сохранности аудиторской тайны может быть основанием для приостановления действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности или ее аннулирования.

Известно, что такая мера связана с ограничением правоспособности предпринимателя, приостановление действия лицензии или ее аннулирование означает, что субъект в течение определенного срока не может заниматься конкретным видом деятельности. В подобном случае для аудиторской организации (индивидуального аудитора) возникают гораздо более серьезные последствия, поскольку данный субъект изначально обладает исключительной правоспособностью, в силу которой его деятельность ограничена осуществлением аудиторских проверок и оказанием сопутствующих аудиту услуг.

Поэтому лишение аудиторской организации (индивидуального аудитора) лицензии на осуществление аудита по существу означает утрату статуса специального субъекта. В этом случае, очевидно, индивидуальный аудитор будет вынужден заявить о прекращении своей дея-

тельности в этом качестве, а участники аудиторской организации вынуждены принять решение о переориентации в бизнесе.

Таким образом, можно предположить, что приостановление действия лицензии или ее аннулирование является более суровой мерой ответственности за разглашение аудиторской тайны, чем возмещение причиненных убытков или компенсация морального вреда.

За разглашение информации, составляющей аудиторскую тайну, с виновных лиц может взыскиваться административный штраф (ст. 13.14 КОАП РФ). Данная мера может применяться к аудитору, в том числе индивидуальному аудитору, должностным лицам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять регулирование аудиторской деятельности, другим лицам, получившим доступ к аудиторской тайне в связи с осуществлением служебных или профессиональных обязанностей, за разглашение ими такой информации при наличии вины.

Остается открытым вопрос о том, могут ли нарушители режима аудиторской тайны нести уголовное наказание.

неизвестна Закону об аудиторской деятельности. В свое время в постановлении Верховного Суда РФ10 предлагалось к частным аудиторам относить лиц, не состоящих на государственной службе11.

11 В отношении аудиторов, состоящих на государственной службе, уголовная ответственность данной статьей не предусмотрена; они могут отвечать за совершенные правонарушения, но по другим статьям УК РФ.

Во-вторых, в данной статье нет прямых указаний, в каких именно действиях могут выражаться злоупотребления аудитора. Поэтому вызывает сомнение, что данная статья может применяться при разглашении сведений, составляющих аудиторскую тайну. В связи с этим можно сделать вывод о декларативном характере нормы Закона об аудиторской деятельности, предусматривающей уголовную ответственность за разглашение аудиторской тайны.

Таким образом, представляется, что режим аудиторской тайны заслуживает более тщательной регламентации в законодательстве.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Аудит представляет собой проверку организации. Она может выполняться по разным направлениям: охрана труда, соответствие деятельности законодательству, правильность заполнения документов. В процессе проверки аудитор знакомится с основной документацией компании, ему предоставляется различная информация о деятельности. То есть специалист имеет доступ к бизнес-секретам организации. Именно поэтому существует такое понятие, как аудиторская тайна. То есть человек, осуществляющий проверку, обязан хранить полученную информацию в тайне.

Вопрос: Имеет ли право налоговый орган запрашивать документы (информацию) в отношении проверяемых лиц у аудиторов?
Посмотреть ответ

Понятие аудиторской тайны

Аудиторская тайна регламентируется ФЗ №307. Закон актуален как для специалистов, работающих в аудиторской компании, так и для индивидуальных аудиторов. Для сохранения аудиторской тайны используются локальные стандарты. Они устанавливают нормы:

  • документирования в процессе аудиторской проверки;
  • хранения полученных сведений;
  • архивирования результатов аудита.

Аудитор не имеет права передавать информацию и документы, полученные по итогам проверки, третьим лицам без письменного разрешения руководителей компании, в отношении которой проводилась проверка.

Для чего нужна аудиторская тайна?

Аудиторская тайна – это одно из ключевых понятий в рамках проверки. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

  • Сохранением конфиденциальных требований.
  • Сохранением коммерческой тайны.
  • Защитой компании от действий конкурентов.
  • Обеспечением доверия к аудиторской компании со стороны предприятия.

Аудитору предоставляется довольно обширный перечень сведений о компании. Вследствие их разглашения организации может быть причинен коммерческий ущерб. В этом случае ответственность накладывается именно на аудитора.

Составляющие тайны

Какие именно сведения нельзя разглашать? Тайну составляет вся информация, которая была получена в процессе аудита. К примеру, аудиторская тайна сохраняется в отношении следующих аспектов:

  • Организационно-правовая форма.
  • Копии учредительной документации.
  • Копии различных юридических документов.
  • Аудиторская программа.
  • Документы о планировании проверки.
  • Записи об исследовании систем бухучета.
  • Исследование операций хозяйственного характера.
  • Анализ остатков по счетам бухучета.
  • Исследование тенденций работы компании.
  • Записи о характере и объеме мероприятий, проведенных в рамках аудита.
  • Материалы о работе, которая осуществлялась не аудиторами, но контролировалась ими.
  • Переписки с экспертами, касающиеся аудита.
  • Документы об экономическом состоянии компании.

Однако есть исключения:

  • Информация, разглашенная самой компанией, в отношении которой проводилась проверка.
  • Сведения разглашены с согласия компании.
  • Разглашалась информация о заключении соглашения об осуществлении обязательной проверки.
  • Разглашались данные о размере оплату услуг аудитора.

ВНИМАНИЕ! Передача информации третьим лицам в порядке, установленном ФЗ №307 и прочими ФЗ, не считается нарушением аудиторской тайны. При нарушении аудиторской тайны компания, в отношении которой выполнялась проверка, может потребовать от виновного аудитора возмещения убытков. Однако перед этим требуется установить размер причиненного убытка.

Ответственность за разглашение аудиторской тайны

Ответственность за разглашение аудиторской тайны может быть разной. Рассмотрим виды ответственности:

Также к аудитору могут быть применены эти статьи:

  • Статья 316 УК РФ. Регламентирует ответственность за укрывательство преступлений. Статья предполагает штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты или прочего дохода аудитора за промежуток 18 месяцев. Альтернативная мера наказания – арест от 3 до 6 месяцев или тюремное заключение на срок до 2 лет.
  • Статья 199 УК РФ. Регламентирует ответственность за уклонение от выплачивания налогов. Данная статья может применяться в том случае, если аудитор дает рекомендации, способствующие неуплате налогов. Предполагает штраф в объеме 100 000 – 300 000 рублей или в размере заработка аудитора (в этом случае отчисления выполняются на протяжении 1-2 лет). Альтернативное наказание – тюремное заключение на срок до 2 лет, запрет на занятие аудиторской работой на срок до 3 лет.

Аудиторское правонарушение может также регламентироваться локальными актами. Аудиторская тайна – обязательная часть этики специалистов, осуществляющих проверку. Как правило, аудитор, разгласивший конфиденциальные сведения, больше не будет заниматься своей деятельностью. Компании, обращающиеся за проверкой, не стремятся к разглашению важной информации о деятельности. Поэтому репутация в аудиторской деятельности крайне важна.

Спорные места в законодательстве

Согласно закону, налоговые органы имеют право запрашивать у аудиторских компаний сведения, касающиеся непосредственно налоговых вопросов. Многие люди, в том числе аудиторы, недовольны этим. Из-за этого пункта закона компании могут не доверять аудиторским организациям.

ВАЖНО! Государственные органы имеют лишь ограниченный доступ к материалам проверки аудиторов. То есть запрашиваться могут далеко не все сведения.

Гост

ГОСТ

Понятие аудиторской тайны

Аудиторская тайна – это информация, документация и отчетность, которые были получены или сформированы аудиторской группой, представителями экономического субъекта-заказчика в ходе выполнения аудиторской проверки.

При этом есть ряд исключений, т.е. информация которая формально относиться к аудиторской тайне, но ей не является, а именно:

  • Информация, которая была опубликована аудируемым экономическим субъектом самостоятельно;
  • Информация, разглашенная аудиторской организацией с письменного согласия экономического субъекта-заказчика;
  • Информация о заключении договора на оказание услуг, выполнение работ по аудиту финансово-хозяйственной деятельности заказчика между аудиторской организацией и экономическим субъектом;
  • Стоимость оказанных аудиторских услуг.

Стоит отметить, что аудиторская тайна является обязательной частью делового этикета аудиторов, и ее сохранение является неотъемлемой частью хорошей репутации аудиторской фирмы.

Сведения, которые относятся к аудиторской тайне, признаются строго конфиденциальной информацией. Таким образом, за разглашение информации такого рода аудиторская организация, группа, индивидуальные аудиторы могут быть привлечены к ответственности.

Состав аудиторской тайны

К сведениям, которые включаются в аудиторскую тайну, как правило, относят:

  1. Учредительные документы экономического субъекта (устав, учредительный договор и т.д.);
  2. Прочие юридические документы экономического субъекта-заказчика;
  3. Программа и план, мероприятия, планируемые к проведению в ходе аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта-заказчика;
  4. Сведения о записях на бухгалтерским регистрах, информация об остатках на счетах (в т. ч. денежных средств);
  5. Сведения о поставщиках, покупателях, партнерах экономического субъекта-заказчика;
  6. Промежуточная отчетность о проведенном аудите.

Готовые работы на аналогичную тему

Регулирование аудиторской тайны на законодательном уровне

  • Налоговым Кодексом РФ;
  • Гражданским Кодексом РФ;
  • Уголовным Кодексом РФ;
  • Трудовым Кодексом РФ;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Ответственность за нарушение аудиторской тайны

Как было отмечено ранее, аудиторская тайна является конфиденциальной информацией. Таким образом, за разглашение информации такого рода аудиторская организация, группа, индивидуальные аудиторы могут быть привлечены к ответственности. Специалисты выделяют три вида ответственности за разглашение такой информации, а именно:

Теоретические основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна [07.10.12]

Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий. Первые упоминания об аудиторах относятся к XIX в. но, датой рождения аудита принято считать 1844 г., когда в Англии выходит закон об акционерных компаниях, согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем отчет должен был быть проверен и подтвержден специальным человеком – независимым аудитором. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). В настоящее время в России функционирует несколько тысяч небольших отечественных аудиторских фирм и индивидуальных предпринимателей-аудиторов, несколько десятков достаточно крупных российских аудиторских фирм и несколько десятков иностранных аудиторских фирм [4, с.14].

Основным для аудитора является аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом №307-ФЗ, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N315-03 "О саморегулируемых организациях", другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами [8, с.14].

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ [4, с.14].

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью [5, с.14].

Как подчеркивается в Кодексе этики аудиторов: аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства. Таким образом, аудит является той отправной точкой, которая влияет на многие экономические характеристики конкретного предприятия и экономики страны в целом.

2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Одной из важнейших обязанностей аудитора является сохранение им полученной информации, которая называется аудиторская тайна.

Аудиторская тайна – это любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг [4, с.14].

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Несомненно, много внимания посвящено проблемам правового регулирования аудиторской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм [6, с.14].

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее – уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений [4, с.14].

.Находящиеся в распоряжении аудиторской организации или индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор на оказание сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Сохранять конфиденциальность аудитор обязан и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказания дополнительной профессиональной помощи при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку [7, с.14].

Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества. Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, а также все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности налогового контроля, а какие - нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов.
В российском законодательстве нет прямого и однозначного ответа на вопрос о субъектах аудиторской тайны. Исходя из ее характеристик, а также из функционального предназначения самого института аудиторской тайны, субъектами аудиторской тайны являются собственно сами аудиторы и аудиторские организации - юридические лица, включающие в себя совокупность граждан, которые в силу трудовых обязанностей имеют доступ к информации, подпадающей под режим аудиторской тайны.

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов [8, с.14].

Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы [8, с.14].

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне) [2, с.14].

Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

– в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;

– с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;

– в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;

– в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам [5, с.14 ].

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков [1, с.14].

Под убытками (ст. 15 ГК РФ) понимаются "расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)" [8, с.14].

В связи с этим хотелось бы отметить, что для взыскания убытков должна быть установлена причинная связь между разглашением информации и возникшими убытками. Такая связь в реальности очень трудно доказуема. Совершенно неверно обывательское мнение, что аудитор обязан будет возместить аудируемому лицу убытки в виде налогов, пени и штрафов, которые взыщут налоговые органы, узнавшие о неуплате налогов в результате разглашения аудитором аудиторской тайны: убытки в виде налогов, пени и штрафов возникают не по причине утечки информации, а по причине наличия у налогоплательщика налоговой базы и неуплаты им налогов.

В реальности убытками от разглашения аудиторской тайны могут быть, например, убытки, связанные с разглашением информации о коммерческих связях проверяемого лица. Это может привести к разрыву контрактов, а, значит, к недополучению доходов, т.е к упущенной выгоде. Очевидно, что размер подобных убытков доказать в суде будет крайне сложно. Таким образом, главной гарантией неразглашения аудиторской тайны является не гражданско-правовая ответственность в виде взыскания убытков, а репутация аудиторской фирмы, ее сформированное годами доброе имя, незапятнанное подобными фактами. Аудиторские фирмы, дорожащие своей репутацией, работающие в этой сфере длительное время, не могут позволить себе разглашения тайны клиента. Разглашение сведений является нарушением профессиональной этики аудитора и порицается аудиторским сообществом.

Недавно из статей я узнала что, Минфин и ЦБ готовят поправки к законам "О Банке России" и "Об аудиторской деятельности". Информация, собранная аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях будет отрытой для ЦБ, ФСФР и Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Причем аудиторские компании, в обязательном порядке должны сообщать о выявленных нарушениях. Если поправки будут приняты, это грозит исчезновением понятия аудиторская тайна, и масштабным фальсифицированным документов по аудиту. Клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения информации, которую могут выявить аудиторские проверки. А перечень фактов, который надо передавать в надзорные органы очень широк [9, с.14].

Первые попытки поколебать понятие аудиторской тайны ФНС (Федеральная налоговая служба) предпринимала в прошлом году, когда массово запрашивали у аудиторов в ряде регионов сведения, относящиеся к аудиторской тайне. Теперь такие действия могут быть поставлены на законную основу в масштабах экономики всей России. Компании PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG пока не комментируют ситуацию.

3. Ситуация к контрольной работе

Вариант 1

Для нахождения общего уровня существенности аудиторская организация использует состав и значения основных финансовых показателей, представленные в таблице.

Читайте также: