Доклад общение устное и письменное

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Что такое общение.

3. Виды и формы общения.

3.1 Фатическое и информационное общение

3.2 Вербальное и невербальное общение

3.3 Устное и письменное общение

3.4Монологическое и диалогическое общение

3.5 Контактное и дистантное общение

3.6 Опосредованное и непосредственное общение

3.7Межличностное и публичное общение

3.8 Официальное и неофициальное общение

3.9 Свободное и стереотипное общение

5. Список литературы.

Язык и речь - разные понятия, но на самом деле они не столько противопоставлены, сколько теснейшим образом связаны, как две стороны одной медали, поскольку речь - это всегда язык в действии. И хотя полного совпадения между ними нет, речь редко обходится без словесного языка, а язык функционирует только в речи:

Без этих знаний обойтись можно. Более того, миллионы людей без них обходятся. Ho обходятся только те, кто не стремится достичь высокого уровня культуры речи, которая невозможна без осознанного и целенаправленного владения всеми слагаемыми речи, в том числе и языком. Культура всегда предполагает осмысленное отношение к тому, что нужно культивировать, а от чего избавляться.

Знания o языке и речи помогают сначала понять, что подразумевается под культурой речи, а на основании этого понимания - узнать и освоить пути достижения в ней высокого уровня. Но для этого нужно еще знать, что и язык; и речь, и культура речи, в свою очередь, являются составляющими культуры в целом.

2. Что такое общение

Наша. Жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Мы общаемся c современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Мы общаемся. Получается, что наша жизнь без общения немыслима.

Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение - под этим словом мы обычно понимаем только некую дружескую связь, приятное времяпрепровождение и т. п., скорее - отдых между делами. Но это слово имеет и другие значения.

Что такое общение в самом широком смысле?

1. Азбука социального психолога

Общение - многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспеченияи реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.

Общение животных, биокоммуникация, связи между особями одного или разных видов, устанавливаемые с помощью приёма производимых ими сигналов.

3. Социальная психология

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О) и группами (межгрупповое О), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса.

4. Энциклопедия социологии

ОБЩЕНИЕ - понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект - объектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру.

5. Общественные науки

Общение - взаимодействие индивидов или социальных групп: - состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и - удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.

Коммуникация, общение. Обычно К. определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной.

7. Психология развития

Общение (в психологии развития) - процесс установления, поддержания и развития контактов между двумя или несколькими субъектами. О. ребенка с взрослыми начинается с момента рождения и является одним из важнейших факторов.

8. Словарь Ушакова

ОБЩЕНИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное о.

Общение - это деятельность. При этом деятельностью является не только общение, которое происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие.

Т.о., общение удовлетворяет (должно удовлетворять) различные потребности личности, Эти потребности свойственны всем людям, поскольку человек - создание, прежде всего социальное.

3. Виды и формы общения

Как и культура в целом, общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным параметрам.

Мы основываемся на классификации H. И. Формановской, которая выделяет следующие виды общения:

По цели: фатическое (т. e. неинформативное) - информативное (нефатическое).

По знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словесное, т.е. обычно естественный национальный язык) - невербальное (несловесное - жесты, мимика и т. п.).

По форме языка: устное - письменное.

По постоянной/переменной коммуникативной роли говорящего и ты-слушающего: монологическое - диалогическое.

По положению коммуникантов oтноcительно друг друга в пространстве и времени: контактное - дистантное.

По количеству участников: межличностное - публичное - массовое.

По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное - официальное.

По отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил пocтрoeния и использования готового текста: свободное - стереотипное и др.

3.1 Фатическое и информативное общение

Для информативного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе такого общения сообщается, выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.

Таким образом, фатическое общение - принадлежность любой культуры. Оно существует во множестве вариантов - от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства беседы и преследует цели создания общности различных социально обусловленных ситуациях.

3.2 Вербальное и невербальное общение

Вербальное и невербальное общение также чаще всего сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение - это общение словесное, т. e. на одном из естественных национальных языков. Вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют друг без друга. Соответственно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речевого общения.

3.3 Устное и письменное общение

Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной и письменной.

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:

1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.

2. Особенностями, определяемыми формой речи.

На выбор коммуникантом устной или письменной формы влияет и то, насколько быстро ему нужно получить отклик и нужно ли его получить вообще. Если отклик важен и получить его нужно как можно скорее, то предпочтительнее устная форма речи, в которой ответная реакция следует незамедлительно. Если ответ не нужен (происходит коммуникация, a не общение) или не нужен скорый ответ, то может быть выбрана письменная форма речи.

Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, необходимо знать; и кому предназначена эта речь, и в каких условиях она может быть воспринята наиболее адекватно. Также следует учитывать, что:

- устная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определенного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченное выражение замысла;

- устная речь, в соответствии c законом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, a в письменной их меньше или нет совсем.

Все эти особенности в совокупности определяют выбор соответствующего цели общения речевого жанра.

3.4 Монологическое и диалогическое общение

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, - монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды общения, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего (Н. И. Формановская).

Диалог (от греч. dia - через и logos - слово, речь) - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos - один и logos - слово, речь) - это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:

1) непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);

2) последовательность, логичность речи;

3) относительная смысловая законченность;

4) коммуникативная направленность высказывания;

5) тематичность (развертывание одной темы);

6) синтаксическая усложненность и т. д.

Иначе говоря, монолог предполагает, что в его основе лежит текст - связное, законченное, тематически цельное высказывание.

Таким образом, и диалог, и монолог, имеют свои особенности, которые определяют их возможности и преимущества в достижении тех или иных целей.

3.5 Контактное и дистантное общение

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени, т. е. наличие непосредственного контакта (от лат. Contact i s - соприкосновение) между партнерами или его отсутствие и существование между ними пространственной дистанции (от лат. distantia -расстояние).

При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда - устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.

Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в Интернете и т. п.) или временем (идет обмен записками в аудитории). Всегда дистантное общение в письмах и т. п. При дистантном взаимодействии существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность ответной реaкции. Однако в ситyацияx, в которых непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно оно.

3.6 Опосредованное и непосредственное общение

3.7 Межличностное, публичное и массовое общение

Эти виды общения выделяются в: зависимости от того, сколько партнеров принимают участие в общении.

Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении возникает иная, более высокая степень ответственности за речь, и одним из главных требований к ней становится целенаправленность и содержательность.

Но сколько бы человек ни участвовало в общении, их взаимодействие зависит от степени официальности этого общения. Обычно говорят o двух крайностях - об официальном и неофициальном общении, но между ними много и переходных форм.

3.8 Официальное и неофициальное общение

По характеру взаимоотношений общающихся и особенностям обстановки общения выделяются частное (неофициальное) и официальное общение.

Официальное (должностное) общение - это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдением всех правил и формальностей. Частноe общение - это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием определенных сфер общения, социaльных рoлей и взаимоотношений между партнерами по общению.

Неофициальное, т. e. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

3.9 Свободное и стереотипное общение

Стереотипный вид общения используется, прежде всего, тогда, когда речь идет o соблюдении установленных ритуалов, т. e. o типовом поведении в типовых ситуациях. Это могут быть как официальные ситуации (начало и конец совещания, приветствие гостей и т. д.), так и неофициальные, бытовые (ситуации на приеме y врача, y прилавка магазина и т. д.). Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают рекомендации речевого этикета. Он включает определенные правила поведения и готовые словесные выражения (формы приветствия, извинения, просьбы, соболезнования, поздравления и т. д.), a также ответные речевые клише для речевого поведения, соответствующего каждой типовой ситуации в основных сферах общения.

B остальных ситуациях общение более свободно и предполагает творчество как в выстраивании взаимоотношении", так и в словесном оформлении высказываний.

По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

Каждая форма обладает своей спецификой.

1. Устная форма характеризуется:

- богатством интонационного оформления;

- большой дозой невербальной информации (интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр). Как от­мечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать;

- определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией);

- высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп;

- контактностью с собеседником (если это не выступление по радио);

- специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой);

- линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи;

- быстротой её порождения;

- сравнительно простым синтаксисом;

- редким употреблением придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций;

- использованием обращений, междометий, частиц, вводных слов;

- сравнительно частыми лексическими и синтаксическими повторами;

- легкостью передачи эмоций, эмоциональ­ного состояния говорящего;

- дополнительным воздействием самой лич­ности оратора, его внешностью, манерой общения, эмоциональностью, убежденностью;

- допущением многочисленного дублирования, повтора мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегча­ет понимание;

- наличием обратной связи со слушателями, человек следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли;

- легкостью понимания слушателями, т.к. можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором;

- оперативностью, т.к. оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занима­ет меньше времени;

- простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д.

При этом следует помнить, что устное выступление - наиболее древний, а значит, наибо­лее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для чело­века и менее всего трудно для него. Очень многим людям пись­менно изложить свои идеи трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

2. Для письменной формы характерны несколько иные черты. Вот основные из них:

- специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места);

- большая, чем в устной форме, структурная сложность;

- большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего – подумать;

- полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;

- иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов

Дело в том, что на устную речь (мы говорим о речи, не вооруженной технически, какой она и была в течение тысячелетий) влияют такие физические факторы, как:

- ограниченность нашего голоса и слуха, из-за ко­торой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени;

- ограниченность дыхания, того объема воздуха, который мы можем на­брать в легкие, чтобы на выдохе произнести высказывание;

- ограничен­ность нашей кратковременной памяти, которая руководит построением текущего высказывания и объем которой невелик (7 ± 2 единицы).

След­ствия этих ограничений таковы:

Во-первых, в построение устного высказывания вмешивается ситуа­ция общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты.

Говорящие в процессе общения реагирует на слова собеседника не словесно, а жестом, движением.

Во-вторых, ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому мы, между прочим, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создается сразу как устный в устной форме. Наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы). В устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание.

В-третьих, малый объем кратковременной памяти заставляет нас в ус­тной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (т.е. не вставлять придаточные внутрь главного, ограничивать число обособлен­ных конструкций).

Не следует думать, что устный характер речи влияет на структуру вы­сказывания только в разговорно-бытовом стиле. Текст любого функцио­нального стиля, если он сразу создается как устный, испытывает на себе и влияние ситуации, и воздействие других физических факторов. Пред­ставим, что во время научного доклада ученый демонстрирует таблицу или опыт. Ясно, что в его речи появятся неполные конструкции с указательными местоимениями или местоименными наречиями, заставляю­щими слушателей черпать нужную информацию не из слов, а из видимой ситуации, из вещного контекста.

Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

Письменная речь возникла, чтобы преодолеть пространственную и временную ограниченность устной речи, и отрицает качества послед­ней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, сни­жается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружа­ющих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письмен­ной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возмож­ность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независи­мость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с вели­чины и степени сложности предложения. Обеднение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число кото­рых постоянно увеличивается.

Задание:

Прочитать статью и использовать этот материал при подготовке данного вопроса на семинарском занятии и экзамене.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Назовите сферы функционирования риторики в обществе.

2. Назовите особенности речи в каждой сфере функционирования риторики в обществе.

3. На какие виды подразделяются средства массовой информации?

4. Благодаря чему все СМИ объединяются в единую систему?

5. Перечислите основные функции СМИ.

6. Какое место в них занимает коммуникация?

7. Какие различия существуют между средствами массовой коммуникации в сфере речевой деятельности?

8. Какова специфика радио- и телевизионной речи?

9. Какая роль отводится выступающему на радио и телевидении?

10. Назовите факторы, необходимые при формировании образа коммуникатора.

11. Назовите особенности паблик рилейшнз в сфере коммуникативной деятельности?

12. Что речевая коммуникация(вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы?

Коммуникация – обмен людей идеями, мыслями, чувствами, информацией и т.п.

Это основной способ передачи информации, инструментами которого являются язык, речь, жесты. Иными словами, инструменты коммуникации делятся на вербальные и невербальные.

Основная цель общения – обеспечить понимание передаваемой информации.

Элементами общения являются:

Виды коммуникации – классификация процессов общения по разным признакам.

К типам общения относят:

  • внутриличностную;
  • межличностную;
  • малую группы;
  • общественную;
  • внутреннюю оперативную;
  • внешнюю оперативную;
  • личную.

Типы коммуникации используются в соответствии с обстановкой общения.

Существует пять видов коммуникации:

  • познавательная (нужна для того, чтобы собеседник в дальнейшем как-то использовал в практике полученную информацию);
  • убеждающая (необходима для того, чтобы переманить собеседника на свою сторону и принять чужую точку зрения);
  • экспрессивная (используется для того, чтобы изменить настрой собеседника);
  • суггестивная (применяется в целях изменения поведение собеседника);
  • ритуальная (используется для формирования чувства патриотизма, сохранения традиций).

Традиционно выделяют две формы общения:

  1. невербальную (включает движения тела);
  2. вербальную (содержит слова, знаки и т.п. Делиться на:
    1. письменную коммуникацию;
    2. устную коммуникацию.

    Специфика устного и письменного общения

    Данные формы общения относятся к вербальной форме коммуникации. Устная встречается чаще всего в различных организациях:

    • собрания;
    • доклады;
    • конференции;
    • презентации;
    • групповые дискуссии;
    • переговоры;
    • обмен новостями и мнениями.

    Плюс такой формы общения – незамедлительное высказывание мысли в форме:

    • инструкции;
    • пожелания;
    • совета;
    • просьбы;
    • распоряжения.

    Также положительной стороной устной формы общения является моментальное получение обратной связи. При это можно узнать:

    Минус вербального общения – информация проходит через несколько лиц, из-за чего она может сокращаться, искажаться, часто это происходит неумышленно.

    • распоряжения;
    • докладных записок;
    • инструкций;
    • отчетов;
    • и т.д.
    • необходимость во времени;
    • менее гибкая, чем устная речь;
    • отсутствие незамедлительной обратной связи.

    Классификация стилей коммуникации

    Традиционная классификация стилей содержит в себе три вида:

    1. ассертивный стиль;
    2. агрессивный стиль;
    3. неассертивный стиль.

    Рассмотрим каждый из них.

    1. Для данного стиля характерны:

    • экспрессия;
    • уверенность в себе;
    • твердость без нападок;
    • нет навязчивости своего мнения.

    Для человека характерны:

    Коммуникатор использует прямой и недвусмысленный язык, не оценивает других людей.

    2. Отличительные черты стиля:

    • чрезмерная экспрессия;
    • самоуверенность;
    • стремление к власти.

    Отличительные черты человека:

    3. Характерные черты стиля:

    Характерные черты человека:

    Из всех стилей самый неэффективный – неассертивный, так как человек не может высказать свою точку зрения и угождает партнеру.

    Каждый человек может улучшить свою коммуникативную компетентность в деловом общении, пройдя социально-психологический тренинг. Развитие умений общаться дает возможность стремиться к психологическому равенству с собеседниками, т.е. дает возможность сформировать ассертивный стиль, при минимальном использовании элементов агрессивного или неассертивного стилей.

    Гост

    ГОСТ

    Коммуникация между людьми может осуществляться в двух самостоятельных формах, которые имеют свои характеристики и особенности:

    • устная речь – это процесс осуществления речевых высказываний в звуковой форме и их понимание;
    • письменная речь – это графическое оформление речи, которое организовано на основе знаковых, буквенных и других изображений.

    Сущность и специфика устной формы коммуникации

    Устной речью называют любую звучащую вслух речь. Эта форма коммуникации является первичной по отношению к письменной – устная речь возникла намного раньше письменности.

    Материальной формой устной речи являются звуковые волны, возникающие как результат работы артикуляционного аппарата человека. Деятельность органов произношения звуков обеспечивает большое число интонационных возможностей, которыми располагает устная речь. Интонационное разнообразие устной речи способствует передаче всего многообразия человеческих переживаний, настроений и т.п. К числу факторов формирования интонации выступают:

    • тембр произнесения;
    • нарастание/замедление темпа речи;
    • длительность речи;
    • интенсивность (громкость) речи;
    • мелодика речи.

    Устная речь при непосредственном общении воспринимается не только по слуховому, но и по зрительному каналу. В связи с этим, дополнительными средствами сопровождения устной речи являются характер взгляда, мимика и жесты, пространственное расположение собеседников и т.д. Они способны значительно усилить выразительность речи.

    Одним из главных признаков устной речи выступает необратимость и линейный и поступательный характер развертывания во времени. Поэтому к участникам общения предъявляется требование одновременности непосредственного разговора с мышлением и обдумыванием речи. Кроме того, собеседникам в процессе речи необходимо учитывать реакцию друг друга для того, чтобы скорректировать общение в нужное направление.

    Как правило, устная речь является неподготовленной (в форме разговора или беседы). То есть она характеризуется спонтанностью, постепенным формированием и наличием множества пауз. В отличие от неё подготовленная речь (например, доклад, лекция) отличается продуманностью и более чёткой структурной организацией.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Характеристика письменной формы коммуникации

    Письменная речь обычно создаётся людьми в виде вспомогательной знаковой системы. Предназначение письменной речи состоит в фиксации на письме звукового языка и звуковой речи. К её самостоятельным функциям можно отнести усвоение накопленных человеком знаний и расширение сферы человеческого общения.

    Материальной формой письменной речи являются буквы, которые представляют собой знаки, обозначающие звуки речи. Их сочетания могут образовывать слова и тексты, которые знающими грамоту людьми могут быть воспроизведены в звуковой форме.

    Отличительной чертой письменной формы коммуникации считается её способность к длительному хранению информации. В связи с этим у пишущих есть возможность тщательного продумывания речи, возвращения к написанному тексту и его изменения.

    В основе письменной речи лежит книжный язык, который отличается строгой нормированностью и регламентированностью его использования. Это, как правило, означает недопущение письменной речи нетипичных для стандартизированного литературного языка средств.

    Письменная форма коммуникации отличается обилием сложных синтаксических конструкций. Они используются для выражения сложных логико-смысловых связей и увязки предыдущего контекста с последующим.

    Письменная речь преимущественно воспринимается органами речи, в связи с чем для неё необходимым условием существования является четкая структурная и формальная организация (в частности, существуют нумерация страниц, подразделение на главы, параграфы и т.п., шрифтовые выделения и т.д.).

    Взаимовлияние и взаимодействие устной и письменной речи

    Взаимоотношения устной и письменной форм коммуникации характеризуются сложным единством. Они по своей значимости в речевой практике занимают примерно одинаково важное место. И устная, и письменная речь используются в таких сферах, как производство, управление, образование, юриспруденция, средства массовой информации, искусство и др.

    Следовательно, можно утверждать, что в условиях реальной коммуникации наблюдается постоянное взаимодействие и взаимопроникновение этих двух форм речи.

    Своеобразная форма речи образовалась в результате деятельности радио и телевидения. Именно там сформировался формат телеинтервью, в котором постоянно сосуществуют и взаимодействуют устная и озвученная письменная речь.

    Как для устной, так и для письменной речи основой выступает литературная речь, которая выступает в качестве ведущей формы существования языка. Литературная речь предполагает сознательный подход к выбору соответствующих средств общения и ориентацию на определённые нормированные образцы речи. А универсальность употребления литературной речи способствует совместному использованию устной и письменной речи во многих сферах функционирования.

    Читайте также: