Доклад виды адаптации человека

Обновлено: 02.07.2024

Адаптация — это приспособление организма к условиям окружающей среды посредством генетических, физиологических, личностных и поведенческих трансформаций. В процессе адаптации происходит автоматическое регулирование человеческого поведения в зависимости от изменений внешнего мира. Человеческая адаптация основывается на его гармоничном сосуществовании со средой и ее обитателями.

Виды адаптации

Ученые анализируют процесс адаптации по трем характеристикам:

  • физиологическая;
  • социальная;
  • психологическая.

Физиологическая адаптация — это постепенное привыкание человеческого организма к меняющимся условиям существования, а также повышение устойчивости к жаре, холоду, недостатку кислорода и т. д.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Физиологическая адаптация позволяет регулировать внутренние механизмы организма под влиянием внешних факторов, оказывающих на него раздражающий эффект. Способность человека к приспособлению к новым условиям является основным фактором адаптации. Интерес к исследованиям физиологической адаптации особенно возрос во время подготовки космонавтов к полету.

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к условиям социальной среды, определяющий эволюцию его взаимодействия с другими членами общества. К элементам адаптации относят:

  • способности индивида работать, учиться, взаимодействовать с обществом;
  • уровень его личного потенциала;
  • его цели, ценности и стремления и т. д.

Социальную адаптацию проходит каждый человек в процессе взросления и изменения среды, окружения и собственного статуса в нем.

Психологическая адаптация — это процесс психологической подстройки индивида под социальные нормы и правила, включение в различные социальные отношения и исполнение соответствующих ролевых функций. Бывает следующих видов:

  • социально-психологическая осуществляется в сфере психологических взаимоотношений личности, исполнение различных ролей;
  • профессионально-деятельностная - в сфере рабочих, учебных и других связей;
  • экологическая психологическая - в сфере взаимосвязи с экологической средой.

Все три уровня тесно переплетены между собой и влияют друг на друга, устанавливая единые признаки общего функционирования организма.

Признаки адаптации

Каждый вид адаптации имеет свои специфические особенности и признаки, по которым можно проследить процесс привыкания организма к новой среде.

Признаки физиологической адаптации:

  • процессы эволюционного приспособления;
  • сохранение способности к воспроизводству потомства;
  • приобретение новых физиологических особенностей, необходимых для выживания;
  • способность к акклиматизации и приспособленность к смене часовых поясов.

Признаки социальной адаптации:

  • установление активной коммуникации человека с другими членами социума:
  • повышение работоспособности и творческого потенциала;
  • оптимистичный настрой;
  • готовность помочь и поддержать другого человека.

Признаки психологической адаптации:

  • внутренний психологический комфорт личности;
  • баланс положительных и негативных эмоций;
  • гармоничное существование в условиях новой среды.

Условия формирования адаптации

Во внешнем мире существует многообразие природных и созданных самим человеком условий, под воздействием которых осуществляется адаптация человека. Все эти факторы можно подразделить на три типа:

  • природные условия адаптации, к которым относится влияние живой природы на жизнедеятельность организма, особенности климата, природные катастрофы и т. д.
  • материальные факторы, включающие в себя созданные людьми предметы окружающей среды и их влияние на окружающую среду (машины, производственная среда, техническое оборудование);
  • социальные факторы, обусловленные функционированием государственного общества, нации, особенностей современного города и т. д.

По другой классификации условия формирования адаптации делят на:

  1. Экстремальные, то есть условия, к которым приспособление возможно только при наличии специальных средств жизнеобеспечения. К примеру, полет в другую страну возможен только в самолете, иначе к постоянному пребыванию в воздухе человек не способен адаптироваться.
  2. Субэкстремальные, при которых адаптация возможна посредством перестройки внутренних механизмов организма. Например, пребывание в воде без использования вспомогательного оборудования реально только, если задержать дыхание на непродолжительное время.

Причины нарушения адаптации

Расстройство приспособительных реакций — это результат эмоционального расстройства, связанного с чрезмерно сильным влиянием на человека негативных событий, которые происходят в жизни. Нарушение адаптации приводит к социальной дисфункции, снижению трудоспособности и коммуникационных навыков под влиянием стрессовой ситуации. Чаще всего расстройство проходит самостоятельно с прекращением влияния на индивида раздражающих факторов.

Нарушение адаптации может произойти под влиянием многих событий и личных переживаний, основные из которых:

  • насилие;
  • сложная жизненная ситуация;
  • нервное расстройство;
  • длительная психическая нагрузка.

Насилие и в физической, и в эмоциональной форме очень негативно отражается на самоценности и мировоззрении человека, создавая сложности в процессах социальной и психологической адаптации. Если индивид с самого детства подвержен насилию, ему будет непросто приспособиться к требованиям и нормам социальной среды. Часто дезадаптация приводит к депрессивному расстройству, которое требует лечения.

Сложная жизненная ситуация обусловлена неожиданными и незапланированными изменениями привычного уклада жизни и неспособностью человека решить возникшую ситуацию путем привычных методов. Трудности в жизни приводят к возникновению стресса, эмоционального напряжения, которые не дают индивиду развиваться. Нередко такое состояние человека приводит к разрушению социальных связей, что усугубляет его положение. К сложным ситуациям в жизни можно отнести утрату близкого человека, потерю работы, развод, материальные неурядицы, наличие серьезного заболевания и другие.

Нервное расстройство — одно из самых распространенных нарушений адаптации, которое характеризуется высоким уровнем тревоги. Причиной расстройства может стать как влияние внешних факторов, так и внутренние причины. Человек обычно начинает вести себя настороженно и нервно, проявляет признаки рассеянности и несобранности, будущее для него перестает иметь значение. Продолжительное нахождение человека в таком состоянии может вызвать физиологические проблемы, которые могут проявляться в виде головных болей, расстройством пищеварения, одышкой и другими.

Длительная психическая нагрузка — это особое состояние психики, которое отражает чрезмерную нагрузку на нервную систему и органы чувств человека. Она возникает под влиянием сложных стрессовых условий, к которым организму необходимо адаптироваться. В особенности такой нагрузке подвергаются люди, в профессиональную деятельность которых входит напряженный интеллектуальный труд, нерациональный режим работы, монотонность и чрезмерная стрессовость нагрузок.

Что не относится к адаптации

Понятие адаптации не включает в себя угрозы и принуждения, направленные на достижение желаемого от человека или обозначения своего авторитетного положения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление) обозначают явления, приспособления, соизмеримые по продолжительности с жизнью индивидуума, и сдвиги в организмах популяций на протяжении нескольких поколений. Понятие адаптация является основополагающим в концепциях, рассматривающих взаимоотношения индивида с его окружением как процессы гомеостатического уравновешения. Впервые данный термин введен в научный оборот Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где обозначал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действию раздражителей.

Адаптированность - завершенность процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма, к окружающей среде; состояние, когда процесс приспособления ребенка полностью завершен, и в результате перестройки функций ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичный для ребенка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде [24, с. 114].

Адаптируемость - способность организма (биосистемы) адаптироваться к окружающей среде.

Адаптогенные факторы - факторы, вызывающие адаптацию; факторы, к которым организм должен адаптироваться.

Адаптироваться - совершать адаптацию. Здесь адаптация понимается как активный процесс, выполняемый самим субъектом адаптации.

Дезадаптация (от лат. de / des - означающий прекращение, устранение, отрицание) - потеря, исчезновение (обычно временная и в принципе возобновимая) имевшейся адаптации.

Реадаптация - восстановление адаптации, утраченной в прошлом.

Существующие модели адаптации выделяют два этапа: начальный -срочной адаптации и последующий – долговременный. Однако большинство исследователей придерживается разделения адаптации на три фазы:

• фаза срочной или первичной адаптации;

• фаза устойчивой адаптации;

Наиболее полно динамика фенотипической адаптации представлена четырьмя стадиями, выделенными Ф.З.Меерсоном.

Первая стадия характеризуется мобилизацией предсушествующих адаптационных механизмов - гиперфункцией или начатом формирования функциональной системы, ответственной за адаптацию. В основе этой стадии лежит триада изменений:

• гиперфункция системы, специфически ответственной за приспособление к данному фактору;

•нарушение некоторых функций, обусловленных сдвигами гомеостаза.

При врожденной или приобретенной неполноценности какого-либо звена систем, вовлеченных в реакцию на новый фактор среды, срочная адаптация может оказаться настолько несовершенной, что организм заболевает или уходит от решения задач, диктуемых средой.

Вторая стадия - переход от срочной адаптации к долговременной. Характеризуется активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках системы, специфически ответственной за адаптацию, - увеличением мощности этой доминирующей системы и постепенным уменьшением стресс- синдрома. В дальнейшем в большинстве случаев развивается устойчивая адаптация. Переходная стадия может затягиваться в ситуациях, когда действующий фактор чрезмерно силен или когда ситуация, возникающая в окружающей среде, слишком сложна, а поэтому требуемая приспособительная реакция оказывается неосуществимой. В подобных ситуациях эффективная функциональная система не реализуется, системный структурный след в ней не формируется. В результате первоначальные нарушения гомеостаза сохраняются, а стимулируемый ими стресс-синдром достигает чрезвычайной интенсивности и длительности.

Третья стадия - формируется долговременная адаптация. Характеризуется наличием системного структурного следа, отсутствием стресс-синдрома и совершенным приспособлением к определенному фактору или ситуации. При чрезмерно длительной или направленной адаптации такого рода доминирование определенной системы в соответствии с основным принципом доминанты может привести к одностороннему развитию организма.

Четвертая стадия - изнашивания и функциональной недостаточности - не является обязательной, развивается лишь при чрезмерном напряжении адаптации и характеризуется тем, что большая нагрузка на систему, доминирующую в процессе адаптации, приводит к чрезмерной гипертрофии ее клеток и, как следствие, к нарушению структуры и функции [27, с. 178].

Среди разных типов фенотипической адаптации - биологическая, физиологическая, биохимическая, психическая, социальная, сексуальная, зрительная - наиболее значимой в рассматриваемом нами контексте являются социальная и психическая адаптации.

Социальная адаптация – процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида и от возможностей их достижения в социальной среде. Важный аспект социальной адаптации - принятие индивидом социальной роли. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи.

По мнению ряда ученых: Александровский Ю.А., Березин А.Ф., Вассерман Л.И. и др. психический уровень адаптации представляет собой наиболее высокий, надстроечный уровень, свойственный человеку и увеличивающий диапазон его адаптационных возможностей. Социальный (социально-психологический) уровень адаптации, хотя и является самостоятельным звеном адаптивного процесса, представляется как один из составляющих психических адаптации, выступая скорее как регулятор взаимоотношений стресс - напряжение, определяя надежность психофизиологических функций и повышая устойчивость организма к эмоциональному стрессу. Психофизиологическая адаптация, как третий аспект психической адаптации, отражает адаптацию не только на уровне психической сферы, но и на уровне физиологических функций, психовегетативных, психогуморальных и психомоторных соотношений.

Общепринятым критерием адаптации считают процесс сохранения и развития биологических свойств вида, популяции, биоценозов, обеспечивающих прогрессивную эволюцию биологических систем в адекватных условиях среды. Кроме этого, выделяют объективные и субъективные критерии адаптации. К объективным относят продуктивность деятельности, реальное положение человека в коллективе, его социальный статус: к субъективным - удовлетворенность личности, ее отношение к различным аспектам деятельности и общения.

В современной психолого-педагогической науке нет единого понимания феномена адаптации и ее критериев, нарушения адаптации и факторов риска. Большинство авторов, изучающих адаптацию детей и подростков, придерживается мнения, что в целом процесс адаптации в значительной степени определяется адаптацией к социуму, о чем свидетельствует ведущее значение личностных свойств индивида, через которые показатели вегетативной регуляции оказывают влияние на механизмы психофизиологических функций,

Все авторы согласны с мнением, что полноценную адаптацию следует рассматривать не как статическое состояние, а как динамический процесс, обеспечиваемый постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма. Нет единого мнения исследователей в отношении критериев успешной адаптации. Вместе с тем, поиск информативных и объективных физиологических критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное значение, т.к. позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия.

Битянова М.Н. рассматривает адаптацию ребенка как способность к развитию. Адаптированный человек, по ее мнению, - это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед. Способность ребенка к развитию можно расценивать как критерий его адаптации [2, с.6].

Нет среди исследователей единого мнения относительно условия течения адаптации. Так, Тромбах С.М. выделяет три условия адаптационных реакций:

1. Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент.

2. Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении реакций на данное воздействие.

3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна. [15, с. 82].

Описываются четыре системы условий для нормальной социально-психологической адаптации:

2. Вторая система условий связана с развитием у детей и подростков свободы-ответственности .

3. Третья система условий - это принятие себя.

4. Четвертая система условий - навыки достойного поведения.

Все эти системы условий, по мнению авторов, определяют успешную социальную адаптацию подростка к современной жизни в целом. [27, с. 18].

В процессе социализация человека вступает во взаимодействие с социальной средой. При этом он не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самоопределении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, как он чувствует себя в социуме. Успешная социализация предполагает адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Возможности (пределы) адаптации конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особо важное значение [24].

Адаптацию рассматривают как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адекватности к определенным условиям среды в данный период времени.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношение и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту.

Исследования и практика показывают, что предрасположенность человека к адаптации в той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности. Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации в ней и подобно ей (типичной) ситуации [13].

Функция адаптации состоит из следующих аспектов:

Первый – достижение успеха и удовлетворение потребностей, противодействуя факторам среды, ограничивающим самоорганизацию личности.

Второй – отказ от сиюминутных потребностей ради сохранения благоприятных отношений с окружением. При наличии внутреннего конфликта, под влиянием минимальных средовых воздействий, нарушается баланс между эгоцентрическими потребностями человека и умением уступать требованиям социальной среды, наступает дезадаптация. Среди причин дезадаптации можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического характера.

Проблемы медицинского характера - обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей- сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга, вследствие внутриутробной интоксикации, перенесенных родовых травм, нейроинфекций раннего детского возраста и других факторов. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части - выраженный невроз, обусловленный психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и потеря родителей.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатками родительской любви и ласки, ранней депривацией неформального общения с взрослыми, дети после эмоционального семейного детства оказываются без попечения родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно испытывают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие, вследствие такой депривации механизмов идентификации, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и, в то же время, - повышенной уязвимости воспитанника школы-интерната.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально- педагогической запущенностью детей, поступающих в приют. Ряд авторов, рассматривающих проблемы адаптации и дезадаптации в своих статьях описывают некоторые факторы, которые могут стать причиной дезадаптации любого ребенка, независимо от его статуса [13].

Можно выделить и такие характерные для приюта факторы, которые также не дают воспитанникам развивать в полной мере социальную самодостаточность:

· роль социального сироты, не имеющая поддержки и одобрения в социуме;

· условия проживания (общие спальни, общая столовая, общие игровые комнаты, общая туалетная и ванная комнаты);

· урезано личное пространство, где бы ребенок мог уединиться;

· регламентированный режим проживания;

· постоянные вынужденные контакты, нет четких границ личностного пространства;

· ограничение в социально-ролевой позиции – ученик, воспитанник;

· регламентированный характер игровой деятельности;

· недостаток эмоционального тепла, ведущий к вытеснению негативных чувств (агрессии);

· особенности психического развития детей;

Социальная адаптация, является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации; определяется степенью адекватности реакций индивида общественным влиянием на различных уровнях.

У каждого человека свои природные предрасположенности к социальной адаптации, адаптационным процессам. Благодаря которым, люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека, является его удовлетворенность этой средой, активность самоуправления и приобретения соответствующего опыта.

адаптация фото

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.

Адаптация понятие. Выделяются два подхода к разбору феномена адаптации. Согласно первому подходу, адаптация – это свойство живого саморегулируемого организма, которое обеспечивает постоянство характеристик под воздействием на него условий окружающей среды, что достигается развитыми адаптационными способностями.

За вторым подходом адаптация – это динамическое образование, процесс привыкания индивида к обстоятельствам окружающей среды.

Приспособляемость в ситуациях, в которых отсутствуют барьеры на пути к достижению успехов, осуществляется посредством конструктивных механизмов. Эти механизмы включают познавательные процессы, целеполагание, конформное поведение. Когда ситуация проблемная и насыщена внешними и внутренними барьерами, то процесс адаптации протекает посредством защитных механизмов личности. Благодаря конструктивным механизмам человек может проявлять адекватную реакцию на изменения социальных жизненных обстоятельств, пользуясь возможностью оценивать ситуацию, анализировать, синтезировать и прогнозировать возможные события.

Выделяются такие механизмы адаптации человека: социальный интеллект – умение усматривать сложные отношения, зависимости между объектами социальной среды; социальное воображение – умение понимать опыт, мысленно определять судьбу, осознавая себя сейчас, свои ресурсы и возможности, помещая себя в рамки текущего этапа общества; реалистичная устремленность сознания.

Вышеописанные основные защитные механизмы при адаптации личности существуют еще дополнительные, они считаются более зрелыми: проекция – приписывание кому-то качеств, поступков, которые присущие самой личности, но она их не осознает; идентификация – отождествление себя с каким-то реальным или нафантазированным персонажем, приписывание себе его качеств; рационализация – стремление объяснить поступок, интерпретируя события таким образом, чтобы уменьшить его травмирующее влияние на личность; сублимация – преобразование инстинктивной энергии в общественно приемлемые формы поведения и деятельности; юмор – стремление снизить психологическое напряжение, применяя юмористические выражения или рассказы.

В психологии существует понятие адаптационного барьера, оно означает своего рода границу в параметрах внешней среды, выходя за которую адаптация личности уже не будет адекватной. Свойства адаптационного барьера выражаются индивидуально. На них влияют биологические факторы среды, конституционный тип личности, социальные факторы, индивидуально-психологические факторы человека, определяющие адаптационные возможности личности. Такие личностные свойства – это самооценка, система ценностей, волевая сфера и другие.

Успешность адаптации определяется полноценным функционированием физиологического и психического уровня личности. Эти системы находятся и функционируют во взаимосвязи. Есть компонент, которым обеспечивается эта взаимосвязь двух уровней и осуществляется нормальная деятельность личности. Такой компонент может иметь двойственное строение: психический и физиологический элемент. Этим компонентом в регуляции адаптации человека являются эмоции.

Факторы адаптации

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

Виды адаптации

Выделяют четыре вида адаптации: биологическая, социальная, этническая и психологическая.

Биологическая адаптация личности – это приспособление к обстоятельствам окружающего мира, возникшее путем эволюции. Биологическая адаптация проявляется в видоизменении человеческого организма к условиям среды. Этот факт положен в основу разработки критериев здоровья и болезни. Здоровье является тем состоянием, пребывая в котором организм максимально адаптируется к среде. Когда процесс адаптации затягивается, способность к приспособлению падает и человек заболевает. Если организм совершено не может адаптироваться к необходимым условиям среды, то это означает его дезадаптацию.

Социальная адаптация личности – это процесс приспособления одного человека или группы к социальному обществу, представляющему собой условия, с помощью которых воплощаются жизненные цели. Сюда входит привыкание к учебному процессу, к работе, к отношениям с различными людьми, к культурной среде, возможным условиям отдыха и развлечения.

Человек может адаптироваться пассивно, то есть, ничего не изменяя в своей жизни или активно, изменяя условия собственной жизнедеятельности. Естественно, второй путь эффективнее, чем первый, поскольку если надеется только на волю божью, можно всю жизнь прожить в ожидании изменений и так и не дождаться их, поэтому необходимо брать судьбу в собственные руки.

Проблема адаптации человека к социальной среде может выражаться в различных формах: от напряженных отношений с трудовым или учебным коллективом до нежелания работать или учиться в этой среде.

Этническая адаптация – это вид социальной адаптации, который включает приспособление этнических групп к особенностям среды их расселения от социальных, погодных условий.

Проблема адаптации этнических меньшинств заключается в расистском отношении к ним коренных жителей и дискриминация в социальном плане.

Психологическая адаптация личности отмечается в любой форме адаптации. Психологическая приспособляемость является важным социальным критерием, с помощью которого дается оценка личности в сфере взаимоотношений, в профессиональной области. Психологическая адаптация личности зависит от различных изменчивых факторов, как например особенности характера, социальное окружение. Психологическая приспособляемость имеет такой аспект, как способность переключения с одной социальной роли на другую, и происходит это вполне оправдано и адекватно. В противоположном случае, речь идет о дезадаптации или нарушениях психического здоровья человека.

Личностная готовность приспосабливаться к изменениям среды, адекватная психическая оценка характеризуют высокий уровень приспособляемости. Такой человек готовый к трудностям и способен их преодолевать. Основа любой адаптации – это принятие сложившейся ситуации, понимание ее необратимости, умение сделать из нее выводы и способность поменять свое отношение к ней.

Не всегда процесс адаптации происходит адекватно. Иногда на него воздействуют какие-нибудь негативные факторы и тогда нарушается процесс, начинают формироваться неприемлемые формы поведения.

Выделяют два вида неприемлемой формы адаптации: девиантную и патологическую. Девиантная форма адаптационного поведения совмещает в себе формы и способы действия, обеспечивающие личности удовлетворение ее нужд непозволительным для группы методом.

Особенности адаптации в девиантной форме выражаются в двух типах поведения: неконформистском и новаторском. Неконформистский тип девиантного поведения зачастую провоцирует конфликты группы. Новаторский тип девиантного поведения выражается в создании новых способов решения проблемных ситуаций.

Патологическая форма адаптации осуществляется через патологические механизмы и формы поведения, приводит к появлению психотических и невротических синдромов.

Вместе с патологическими формами существует дезадаптация. Дезадаптация – это нарушение взаимодействия человека и окружения, которая сопровождается конфликтами между личностями и внутри самой личности. Также ее определяют, как поведение, несоответствующее нормам и требованиям окружения. Диагностировать дезадаптацию можно за определенными критериями: у человека наблюдается нарушение профессиональной деятельности, проблемы в межличностных отношениях, эмоциональные реакции, выходящие за границы нормы (депрессия, агрессия, тревожность, изолированность, закрытость и другие).

Дезадаптация личности по продолжительности бывает: временная, устойчивая ситуативная дезадаптация и общая устойчивая. Временная дезадаптация происходит, когда человек вступает в новую для себя ситуацию, к которой обязательно нужно адаптироваться (зачисление в школу, вступление на новую должность, рождение детей, неожиданные и нежелательные изменения режима и т. д.).

Дезадаптация устойчиво-ситуативной формы происходит в случае невозможности найти адекватные способы приспособления в необычных условиях при решении проблемной ситуации (на работе, в семейных отношениях).

Дезадаптация личности может возникать, если человек пережил тяжелую, травмирующую психику ситуацию; находится в состоянии стресса; пережил экстремальную ситуацию, травматическую, в которой он участвовал непосредственно сам или был ее свидетелем, такие ситуации связанны со смертью, ее потенциальной вероятностью или реальной угрозой жизни; переживание страданий своих или других людей, ощущая при этом чувство беспомощности, страха или ужаса. Часто такие ситуации вызывают посттравматическое стрессовое расстройство. Также дезадаптация личности происходит в случае ее неуспешного включения в новую для нее социальную среду или из-за возникших проблем в личностных и межличностных отношениях.

Состояние дезадаптации сопровождается нарушениями в поведении человека, вследствие чего возникают конфликты, которые часто не имеют серьезных оснований и явных причин. Человек отказывается выполнять свои обязанности, на работе проявляет неадекватные реакции по поводу приказов начальства, чего прежде не возникало никогда. Он активно высказывает свой протест окружающим, старается изо всех сил им противодействовать. Ранее индивид всегда руководствовался социальными ценностями и приемлемыми нормами, благодаря которым регулируется социальное поведение людей.

Девиантное отклоняющееся ненормативное поведение – это форма проявления дезорганизации личности или группы в обществе, выказывающая несоответствие ожиданиям и морально-правовым требованиям общества. Такой выход за рамки обычного, нормативного состояния связан с его сменой и условиями деятельности и совершением определенного действия. Это действие называется поступком. Такой поступок играет значительную роль в процессе адаптации. С его помощью человек способен исследовать среду, проверить себя, испытывать свои возможности, ресурсы, выявлять свои качества, позитивные и негативные стороны личности, особенности, намерения, выбирать способы достижения целей.

Девиантное поведение чаще всего формируется в подростковом возрасте. Как раз в этот период личность очень восприимчива, она формирует свое отношение к миру, к людям, это влияет на ее адаптацию в близком окружении и в социальной среде, и в общем. Подросток считает себя вправе лично выбирать, каким образом ему себя вести, и часто установленные социумом правила и законы он считает навязчивыми и старается им противодействовать. Отрицательная девиация наблюдается в таких проявлениях, как ложь, грубое и нахальное поведение, лень, агрессивность, склонность часто устраивать драки, курение, пропускание занятий, злоупотребление алкоголем, лекарствами и наркотиками.

Существует также положительная девиация, она выявляется в стремлении личности экспериментировать, что-то изучать, выявлять свои возможности. Часто это проявляется в творческой деятельности, в способностях создать творение искусства и стремлении реализовать свои идеи. Положительная адаптация более благоприятна в отношении адаптации индивида в социальной среде.


Физиологическая адаптация подразумевает постепенное приспособление организма к изменяющимся условиям окружающей среды, например, жаре или холоду. Это происходит, поскольку каждое живое существо в значительной степени зависит от окружающих условий. А чтобы организм мог полноценно функционировать, ему необходимо восстанавливать равновесие между протекающими процессами. Изменение условий вносит в них дисбаланс, что может привести к проблемам со здоровьем. Это и привело к появлению физиологической адаптации, которая является единственным способом регулирования внутренних процессов организма под воздействием различных факторов, оказывающих на него раздражающий эффект.

физиологическая адаптация

Еще Чарльз Дарвин был заинтересован механизмами физиологической адаптации. Работа Волтеар Бредфорда Кеннона позволила открыть, каким именно образом работает симпато-адреналовая система при сильном стрессе. Также в изучении механизма адаптации ученым помогли работы Павлова и его учеников, которые смогли доказать общность внутренних нарушений у живых организмов при долгом воздействии раздражителей.

Фактически, физиологическую адаптацию можно считать синонимом гомеостаза — способности организмов сохранять постоянство внутренней среды.

Физиологическая адаптация в примерах

человек может приспособиться ко всему


Человек способен приспособиться практически ко всему. В качестве примера можно привести световую адаптацию — находясь длительное время на ярком свету, глаза снижают чувствительность к источникам света, тогда как если долго пробыть в темноте, то эффект будет обратным.

физиологическая адаптация глаз на свет


Наибольшую роль в исследовании механизма адаптации человека сыграли эксперименты с высотой. Подъем на большую высоту вызывает комплексные изменения, однако наиболее заметной становится гипоксия с пониженным барометрическим давлением. Постепенно начинает проявляться головокружение, одышка, различные зрительные и слуховые нарушения, обычные для больных высотной болезнью. Однако, из-за физиологической адаптации, данные симптомы постепенно идут на спад.

процессы адаптации организма

Человек адаптируется к таким условиям:

  • сначала увеличивается количество эритроцитов (до 8 млн на 1 мм);
  • отмечается улучшение работы гемоглобина — он лучше связывает кислород;
  • становится сильнее вентиляция легких;
  • намечаются общие улучшения нервной системы и сердца.

физиологическая адаптация к холодному климату


Изменения затрагивают абсолютно все, начиная от субклеточного уровня, закачивая целостным организмом.

Физиологическая адаптация человека может быть натренирована. В этом случае она протекает гораздо быстрее.

приспособление человека к функционированию


К примеру, закаливание позволяет организму быстрее приспосабливаться к световым и температурным раздражителям. Фактически, при регулярном и длительном воздействии экстремальных раздражителей, можно раздвинуть возможностей человеческого организма.

Живой организм представляет собой чрезвычайно сложную систему, которая функционирует как единое целое, приспосабливаясь к постоянно меняющейся внешней среде и изменяя ее в результате своей деятельности.

— писал канадский физио­лог, лауреат Нобелевской премии Г. Селье.

Эта способность неразрывно связана с другой физиологической закономерно­стью — способностью организма сохранять постоянство внутренней среды, т.е. гомеостаз. В единстве и гармонии двух этих принципов существования живых ор­ганизмов и лежит основа развития и безопасности человека (рис. 5.3).

Все адаптации делятся на фенотипические (индивидуальные),

развивающиеся в течение онтогенеза каждого индивидуума, и
генотипические,
или
наследуемые.
Кроме того, выделяют адаптации:

происходящие с затратой энергии за счет перестройки деятельности органов и систем при сохранении гомеостаза организма; например, при возникнове­нии экстремальной ситуации человек перестраивает свою деятельность так, чтобы сохранить жизнь и здоровье в этих условиях;


Основные принципы безопасного существования организма

, которые протекают по принципу
подчинения
организма условиям среды (например, смена окраски шерсти у зайцев в зимний период года; принятие правил того сообщества, в которое человек попадает) или
избегания
их (залегание медведя в берлогу на зимнюю спячку; отъезд человека из зоны ЧС, где идут спаса­тельные работы). Человек, в отличие от животных, кроме биологических механиз­мов может использовать социальные достижения для адаптации, такие как одежду, кондиционеры, транспорт, защитные приспособления и т.д. В процессе эволюции это привело к уменьшению функциональных биологических резервов адаптации, что потребовало развития социальных средств повышения безопасности существо­вания человека (рис. 5.4).

В процессе индивидуальной адаптации выделяются два этапа: срочный и долго­временный.

Особенностью срочного


Долговременный этап адаптации развивается постепенно в процессе длитель­ного, хронического воздействия на организм нагрузок или факторов среды. Повы­шение интенсивности функционирования структур является первым шагом, запу­скающим долговременную адаптацию. В основе долговременной адаптации лежит образование новых структур (например, увеличение количества клеток) или увели­чение размеров уже имеющихся структур. Эти новые структуры могут в дальней­шем обеспечить выполнение возросших задач. Так, например, адаптация мышечной системы к повышенным нагрузкам выражается в увеличении мышечной массы. Но­вые структуры формируются по следующей схеме. Усиление работы органа (сердца, скелетных мышц, легких и т.д.) мобилизует синтез нуклеиновых кислот и белков в работающих клетках благодаря экспрессии гена, ответственного за синтез того или иного конкретного белка. Это приводит к наработке РНК или увеличению скорости ее транскрипции на структурных генах ДНК. Увеличение количества информацион­ной РНК вызывает рост количества рибосом, в которых и происходит синтез белко­вых молекул. В результате масса работающей структуры нарастает и увеличиваются ее функциональные возможности. Возникшие новые структуры называются систем­ным структурным следом (ССС) (рис. 5.5).

(англ.
stress
— напряжение) У. Кэннон (1927) определил как физиологические реакции, возникающие в организме человека и животных под действием стимула, несущего угрозу, — стрессора. Стрессоры могут быть разной природы: физические, химические, биологические, психические;


Этапы формирования срочной и долговременной

адаптации (по Ф. 3. Меерсону)

СССР — системный структурный след; Г Ф — генетический аппарат – функция

однако реакция организма, независимо от этого, протекает по одному сценарию.

Проявления стресса (триада Селье) заключаются в следующем: 1) увеличение массы надпочечников; 2) инволюция (обратное развитие) вилочковой железы (тиму­са) и лимфатических узлов; 3) появление кровоточащих язв в желудке и двенадцати­перстной кишке.

Общий адаптационный синдром в своем развитии проходит ряд стадий. Первая из них — реакция тревоги (alarm reaction); вторая — стадия резистентности (устой­чивости); третья — стадия восстановления (если раздражитель прекращает свое действие) или истощения (если стрессор значительной силы или действует в тече­ние продолжительного времени), после которой организм, как правило, погибает.

Во время стресса в качестве наиболее ранней реакции происходит активация симпатической нервной системы (системы стресса), которая вызывает усиление деятельности сердца, повышение кровяного давления, повышение обмена веществ во всех органах и системах, т.е. адаптационно-трофический эффект (по JI. А. Ор- бели); стимуляцию выброса в кровь из мозговой зоны надпочечников катехолами­нов, к которым относятся такие гормоны, как адреналин и норадреналин (рис. 5.6). Под влиянием катехоламинов идет распад гликогена в печени и в крови повышается концентрация глюкозы. Кроме того, адреналин является сильным липолитическим фактором, стимулирующим распад жира с образованием свободных жирных кис­лот и энергии. Основной же эффект катехоламинов состоит в мобилизации энерге­тических и структурных резервов организма, что обеспечивает активацию нервной (психической) и мышечной деятельности. Параллельно активируется гипоталамо-,


Механизм формирования стресса

(общего адаптационного синдрома— ОАС)

гипофизарно-надпочечниковая система и в кровь секретируются огромные количе­ства глюкокортикоидов (важнейший из них у человека — кортизол). Один из основ­ных эффектов кортизола состоит в том, что он повышает уровень сахара в крови, причем делает он это за счет стимуляции глюконеогенеза — синтеза глюкозы из неуглеводных источников, в частности из аминокислот. Концентрация глюкокорти­коидов в крови во время стресса может вырасти в десятки раз. Совокупность этих нейрогормональных перестроек в организме в условиях стресса обеспечивает ор­ганы питательным и энергетическим материалом, что необходимо для активации деятельности человека в стрессовой ситуации.

Стрессовая реакция, если завершается восстановлением, повышает устойчи­вость организма к самым разнообразным факторам и, с одной стороны, является положительной, поскольку лежит в основе закаливания, тренировок; с другой сторо­ны, нередко после перенесенного стресса, если вовремя не оказана психологическая помощь, развивается так называемое посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое является тяжелой болезнью.

В организме для уменьшения воздействия стрессирующих факторов существу­ют и антистрессовые системы, которые включают следующие внутренние и внеш­ние компоненты:

— образование эндогенных морфиноподобных веществ (опиатов), вызывающих уменьшение боли, улучшение настроения, повышение порога чувствительно­сти;

— наличие антиоксидантных систем, нейтрализующих недоокисленные продук­ты обмена веществ, которые укрепляют клеточные мембраны (витамины Е, С, ферменты и т.д.);

— активация парасимпатической нервной системы за счет умеренной физической нагрузки, глубокого диафрагмального дыхания, медитаций, мышечной и пси­хической релаксации (расслабления), аутотренинга;

— рациональное питание с повышенным содержанием овощей и фруктов, обла­дающих антиоксидантными свойствами;

— в трудных ситуациях, когда естественные антистрессовые системы не справля­ются, используется фармакотерапия (прием седативных препаратов).

Таким образом, в любых ситуациях жизнедеятельности в организме устанавли­вается баланс между стрессовыми и антистрессовыми механизмами, благодаря чему сохраняется жизнь в экстремальных ситуациях и формируются срочные или долго­временные адаптивные реакции к внешним воздействиям. Это помогает человеку повышать свой уровень защищенности (безопасности) в любой новой ситуации, а также при действии различных факторов, угрожающих жизни и здоровью.

Психофизиологическая адаптация — как человек приспосабливается к обществу

психофизиологическая адаптация


Данный тип адаптации отличается от прочих тем, что процесс здесь двусторонний. Внешняя среда влияет на человека, однако и его личность привносит в общество свой вклад с учетом различных психологических особенностей.

Всего есть три типа такой адаптации:

  1. Внутренняя. Внешние обстоятельства заставляют человека сменить свои убеждения, происходит отказ от неактуальных привычек, одновременно с этим появляются новые черты характера. Также может измениться система ценностей.
  2. Внешняя. Корректируется поведенческая реакция, однако личность не затрагивается и остается прежней.
  3. Смешанная. Происходит частичная смена взглядов и изменение поведения, в соответствии с внешними обстоятельствами.

Данный процесс адаптации, как правило, сопровождает человека с самого рождения. Каждый новый этап жизни требует проявления адаптивности — способности приспособления к меняющимся обстоятельствам.

При этом процесс далеко не всегда безболезненный. Если он затягивается, могут возникнуть различные расстройства сна, раздражительность и навязчивые состояния.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Понятие и виды театрализованных игр. доклад.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Участвуя в театрализова.


Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок.


Понятие и виды адаптации

Понятие и виды адаптацииДетский сад-это новое окружение, новая обстановка ,новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её услови.


Воображение- понятие и виды у детей старшего дошкольного возраста

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное, произвольное воображение, творческое воображение. .


Понятие игры. Виды игр и особенности их развития в ДОУ.

Игра занимает в жизни ребенка-дошкольника особое место. Игры используются в ходе непосредственно образовательной деятельности, в свободное время дети с успокоением играют в придуманные ими игры. Иссле.


Памятка для родителей "Понятие, виды адаптации и факторы, влияющие на неё"

Детский сад-это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.Проблема адаптации де.

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возрастаНаиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценк.

Читайте также: