Творчество как ценность философия доклад

Обновлено: 29.06.2024

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, -творчество.

Творчество есть освобождение от рабства.

Творчество как ценность для субъекта выступает сферой наполнения жизни смыслом, реализации свободы, создания собственной реальности, соответствующей внутренним запросам индивида.

Обозначив основные позиции в понимании смысла и значимости творчества для индивидуального бытия личности, перейдем к их более глубокому изучению, применяя метод дополнительности и принципы экзистенциально-феноменологического анализа.

Рассмотрим проблему творчества в контексте сопоставления восточной и западной традиций, что позволит избежать однозначных оценок и осмыслить истоки их внутреннего единства и противостояния.

а) своеобразие оценивания творчества в восточном мировоззрении

Творчество принято считать ценностью западного мировоззрения и поведения, в то время как для Востока эта способность во многом трактовалась как излишняя и опасная, и причины этой традиции достаточно ясны. Во-первых, в восточных философских учениях отсутствует как идея Бога Творца мироздания, так и идея самотворчества материи, что лишает процесс творчества абсолютной онтологической значимости. Творчество рассматривается, скорее, как феномен, проявление становящегося, обусловленного бытия, изначально имеющего предельно низкую оценку. В соответствии с буддийскими традициями, творчество есть одна из причин перемен и новых зависимостей, в даосской - создание новых качеств, все дальше уводящих индивида от безначальной сущности пустоты.

Во-вторых, идея гармонии, столь значительная на Востоке, объясняет излишнюю роль творческих процессов, которые способны разорвать существующий в мироздании баланс качеств и субстанций и стать причиной деструктивности. Творчество выступает в этом смысле выражением целенаправленного изменения, которое расценивается как утрата изначального энергетического и духовного баланса, равновесия частей космоса и индивидуального микрокосма.

В-третьих, восточное мышление, являясь синтетическим единством мифологического, религиозного и философского мировосприятия, стремится к утверждению ценности традиции, прямо противостоящей ценности нового, творческого, изменяющего. Рассуждая о ценности традиции, Р. Генон, например, видит в ней саму сущность Востока, источник его духовного приоритета над Западом, который заменяется там стремлением к практицизму, утратой глубинных духовных символов, синкретизмом и тягой к новизне196. С точки зрения мифологического и религиозного миропонимания, отступление от традиционных установлений или сомнение в их святости неизбежно ведет к утрате связей между поколениями, консолидирующими общество не только в пространстве, но во времени.

Консерватизм, автаркия, нетерпимость выступают инструментами, охраняющими традиционные общества от влияния иных культур и собственного творческого меньшинства.

В-четвертых, отсутствие ценности индивидуальной личности, противостоящей природе и обществу, лишает феномен творчества его главного субъекта, обладающего непрерывной активностью. Наиболее ярко это выражается в буддизме, где отрицается даже сама личность как нечто единое и уникальное. Субъективность с этих позиций выступает формой бытия объективной духовной субстанции, не нуждающейся в конструктивных, созидательных способностях, ибо пребывает в покое. Другие учения восточной традиции, признавая личность как таковую, отрицают ее исключительность по отношению ко всему остальному мирозданию. Отсутствие противоречия в отношениях человека и мира в силу их органического единства делает излишними креативные начала ради утверждения самостоятельного и самодостаточного существования.

В-пятых, своеобразное понимание свободы как исключительно внутреннего феномена, лишает творчество его высшей цели. Для восточных традиций характерно стремление к освобождению от внутренних страстей, привязывающих духовную субстанцию к материальному бытию. Феномен внешней свободы как независимости от власти природы, общества, смерти, выступающий одной из главных целей творческих процессов, в целом не характерен для мировоззрения и практики Востока. Свобода же выступает источником, сферой проявления и целью творческой деятельности. А поскольку творчество есть внешнее выражение субъективного переживания индивидом мира, оно оказывается связанным не только с освобождением души от пороков, но и с возможностью выразить внутренне значимое во внешней реальности. Следование авторитету учителя, наставника исключает возможность творческих интерпретаций в борьбе с собственным несовершенством. Однако духовные устремления существенно отличаются от получаемых результатов, и, несмотря на желание лишь комментировать и интерпретировать, мыслители Востока создавали и создают новые произведения духовной культуры человечества, творчески дополняя классические тексты.

нии, выступает отказ от активности и анализа, поскольку цель заключена не в самовыражении, а трансцендировании в изначальное, а, следовательно, не нуждающееся в со-творении.

Ключевые слова

Текст научной работы

Мы в ходе наших рассуждений уже успели незаметно для себя ответить на этот вопрос. Творчество является одной из составляющих философии, и одно понятие не может существовать без другого.На самом деле, оперировать только понятиями бессмысленно, ведь это не даёт нам полного представления о творчестве и его связи с философией. Более наглядным было бы рассмотреть философию определенного периода человеческого существования, а также различные веяния творчества, присущие данному периоду. Наверное, самым лучшим вариантом для рассмотрения было бы Средневековье, философия и творчество которого до сих пор являются предметом споров многих ученых, которые, однако, полностью сходятся в одном – связь творчества и философии в Средневековье была очевидна. Даже само понятие портрета как отдельного жанра искусства возникло именно в Средневековье. Случайность ли это? Совсем нет. Философия Средневековья предполагала некую переориентацию человеческих ценностей, в которой центральным объектом теперь являлся человек, его чувства и эмоции. Но мы не будем углубляться в это далекое и довольно темное время, а лучше будем говорить о том, что нам близко и знакомо – о философии современности и ее связи с современным творчеством.

Понятно, что современная философия не возникла из ниоткуда. Она является своеобразным гибридом, который формировался не просто в течение многих лет, но в течение многих столетий. С течением времени человечество порою не только кардинально меняло свои взгляды на всю свою жизнь в целом, но и своё отношение к творчеству, как к одной из составляющих философского ощущения мира.

Итак, переходя к анализу связи современного творчества с философией последних веков, стоит упомянуть о его характерных чертах:

  • разнообразие направлений, жанров и форм;
  • широкое использование различных технологий для создания произведений искусства (видео и аудио, компьютеры, Интернет и т.д.);
  • возникновение фотографии как отдельного жанра изобразительного искусства;
  • довольно частое преобладание желания добиться коммерческой выгоды над желанием выразить эмоции и чувства художника.

Творчество, его цели и задачи, его общая суть претерпели значительные изменения, если сравнивать их с аналогичными понятиями, имевшими место быть, к примеру, в XVI веке.

Что же касается современной философии? Самое значимое ее направление, постмодернизм, включает в себя следующие идеи:

  • стремление создать интегративную философскую систему, которая включала бы лучшие достижения всех философских направлений;
  • признание многообразия реальности — она может выступать в материалистической, идеалистической, мистической и эзотерической формах;
  • стремление обобщить выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный смысл;
  • гносеологический плюрализм (признается множественность точек зрения, каждая из которых по-своему верно может отражать реальность).

Постмодернизм, если говорить более простым языком, предполагает собой попытки обобщить все знания о мире, накопленные за всё время существования человечества, не ставя в главенство какую-то одну мысль и делая ее единственно верной. Иными словами, каждая точка зрения по проблеме признается в какой-то степени верной, но никогда не абсолютно.

Нельзя сказать, что некое абстрактное яблоко красное, если у вас есть возможность посмотреть на него только с одной стороны. Измените угол обзора, и вы увидите, что на нем присутствуют также зеленые и желтые оттенки.

Так, теперь становится нетрудно проследить некую связь между творчеством и философией, увидеть, как два этих понятия зависят друг от друга.

Если рассматривать взятые нами искусство и философию современности, то между ними прослеживается четкая корреляция: характеристике современного искусства о том, что достигается до этого времени не доступное многообразие жанров и форм исполнения, соответствует характеристика философии, раскрывающая нам суждение о том, что каждая точка зрения имеет место быть в той или иной, при том, что одна может быть более или менее верной или значимой, но все же присутствующей на ряду со многими другими.

Таким образом, мы нашли крайне важную связующую между творчеством и философией, которую можно попытаться изложить в некотором математическом виде: принимая философию за некую переменную x, а творчество – за координату y, мы обнаружим, что эти переменные будут зависимы друг от друга, и их зависимость будет выражаться прямой линией, задаваемой функцией y=x, где x>0. Как только меняются некоторые взгляды человечества на мир, тут же становится возможным ощутить легкие колебания в предметах искусства, создаваемых поэтами, художниками, архитекторами и многими другими людьми, которые пожелали не остаться в стороне от труднопостижимого мира искусства.

Нет смысла начать в этом эссе обсуждать, какие же все-таки черты были присуще большинству произведений искусства и творчества, создаваемых в XX веке, но для общего понимания привести несколько все же стоит:

  • Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

(Имеется в виду использование новых, усовершенствованных художественных приемов, работа в новых жанрах и с неизведанными до этого момента формами подачи материала. Наверняка, вы опять же смогли проследить связь с одним из наших утверждений о связи философии с творчеством. Изменился подход к философии на уровне государства, принесший совершенно новые и неизведанные для людей понятия – изменился подход к творчеству).

  • Влияние общественной и государственной жизни на философию

Д.И. Менделеев был великим русским химиком. В своей системе элементов опорой служила диалектика и основы законов.

Нельзя не вспомнить о К.А. Тимирязеве – основатель физиологии растений в России) . Его философские интересы тесно связывались с проблемами бытия.

Один из представителей географической школы ,Мечников Л.И. считал , что географические условия, а так же природные условия это и есть фактор общественного развития. По-мнению Мечникова ,рост общечеловеческой солидарности –это один из критерий общественного прогресса .Исходя из этого он делал вывод о движении общества к братству народов.

Читая о творчестве Ньютона мы делаем вывод о том ,как философия прониклась в его науку.

И не только эти ученые своим творчеством неким образом повлияли на разные сферы жизни человека или даже государства.

Нить, главным образом связующая творчество и философию , была и у Сальвадора Дали –испанский художник.

На жизнь и искусство Сальвадора влияло не мало работ других людей . Одним из тех, чье творчество несомненно повлияло на Дали стал Зигмунд Фрейд. Его теория психоанализа. Философские взгляды этого человека придали своего рода легитимность изначальному стремлению Сальвадора искать интрепретацию всего, что относилось к личности испанского художника .

Зигмунд Фрейд сделал большой шаг к пониманию оценки развития человеческого обществ. Когда он создал теорию психоанализа, писатель продвинулся и в познании психики человека , раскрывая все ее глубины. Эти раскрытия оказывали большие влияния и на группы людей и на отдельных личностей. Благодаря этим знаниям , открытых Зигмундом , представилась по-другому посмотреть на мир и начать анализировать отельные его проявления, к примеру появления сюрреализма, которым так стал заинтересован выше упомянутый Сальвадор Дали.

Творчество – это важная составляющая жизни человека, именно поэтому оно является обязательной сферой в колесе жизненного баланса. Творческое проявление необходимо человеку точно так же, как и поддержание здоровья, налаживание отношений в семье, общение и карьерный рост.

Вот определение этого термина из психологического словаря:

«Творчество (или творческая деятельность) в широком смысле – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

Создавая свою жизнь по крупицам, мечтая, придумывая новые способы действий, получая инсайты, смотря на ситуации с разных точек зрения мы и занимаемся своей творческой реализацией.

Творческие способности есть абсолютно у каждого человека

Свои творческие способности необходимо постоянно развивать и прокачивать именно для того, чтобы более качественно и легко создавать свою реальность.

Как развить творческие способности?

1. Письмо

Выписывание своих мыслей, запись инсайтов, повествование о прошедшем дне, написание визуализации, а также запись нереальных, придуманных тобой на ходу историй – все это способствует развитию твоего творческого потенциала. Посвящай письму хотя бы 15 минут каждый день и результат не заставит себя ждать.

2. Новое каждый день

3. Рисование каракуль или метод Торренса

Некоторые люди во время разговора по телефону рисуют на листке какие-то непонятные каракули – это кстати, сам по себе, хороший метод для развития творческих способностей, но можно пойти и дальше. Сначала рисуем каракули, а потом пытаемся превратить наш рисунок во что-то реальное, в какой-либо объект. Поначалу приходится хорошо напрячь мозг, но потом такие задания не будут для тебя проблемой.

5. Рисунки обеими руками и смотря в зеркало

6. Найди сходство

7. Вымышленное животное

Здесь мы снова беремся за листок бумаги и карандаш, и рисуем вымышленное животное. Сначала продумываем его внешность, а потом название и качества во всех подробностях. Можно даже представить, что это ты в другом воплощении. Каким бы удивительным животным ты был?

8. Оригинальное название

9. Блокнот с идеями

У многих из нас бывает такое, что приходит в голову какая-то классная мысль, мы раскручиваем ее в своей голове, а потом отвлекаемся и забываем. Для таких случаев тебе необходим специальный блокнот для идей. Туда можно записывать не только те идеи, которые ты готов реализовать прямо сейчас или через несколько лет, но и идеи, которые ты в своей жизни реализовывать не хочешь, хотя сами по себе они кажутся тебе интересными. Пусть они реализуются в твоем блокноте, а вдруг когда-нибудь пригодятся?

10. Совмещение слов

Считаешь ли ты себя творческим человеком? В каких сферах жизни ты проявляешь свои творческие способности больше всего? Какое упражнение попробуешь в первую очередь?🤩


Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Творчество - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. В настоящее время категория творчества посте­пенно становится ключевой не только для понимания динамики социально-историче­ских процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственно­сти, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи творческого потенциала с инновационной деятельностью человека, развития различных философских взгля­дов на проблему творчества, систематизация которых могла бы привести к выделению целостных исследовательских программ, актуальных для нашего времени.

Категория творчества вполне могла бы стать основа­нием для новой классификации философских направлений. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений.

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действи­тельности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценно­стей, новых, более прогрессивных, форм управления, воспитания и раздвигающая пре­делы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а кон­кретнее, трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружаю­щего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важней­шим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую дея­тельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необ­ходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качест­венно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить. Таким образом, прин­цип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность.

Процесс творчества можно разделить на два этапа: этап рациональной работы разума и этап иррациональной работы разума.

1. Рациональный этап творчества. Этот процесс происходит во взаимодействии ра­зума с теми формами, которые находятся в данный момент в сознании, и этот процесс есть бытие разума.

2. Иррациональный этап творчества начинается за границей сознания, отделяю­щей су­ществующие формы от ничто, или бытие от небытия. Иначе говоря, чтобы начать тво­рить, разум должен сдвинуть существующую границу в сознании, вытеснить из сознания все рацио­нальное, все существующие формы.

Таким образом, творче­ская деятельность - это самодеятельность, охватывающая измене­ние действительности и само­реализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможно­стей. Если человек освоил творче­ство в полной мере - и по процессу его течения и по результа­там - значит, он вышел на уровень духовного развития.

Читайте также: