Общество как социальная реальность доклад

Обновлено: 01.07.2024

Как и всякое понятие философии социальное являет собой категорию, охватывающую значительную сферу реальности, наполненную многообразными явлениями и процессами. Категории и понятия такого высокого уровня абстракции трудно поддаются определению, во-первых, потому что их не удается подвести под другие понятия более широкие по своему значению и, во-вторых, трудно определить свойство или совокупность свойств, характеризующих данную сферу действительности.

По сложившейся научной традиции под социальным в широком смысле слова понимается совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданный им мир из природной действительности. В сравнении с понятием общественное, которое описывает организационные формы коллективной деятельности людей, социальное указывает на субстанциональные, базисные основы их жизни. То есть, данное понятие определяет то свойство общества, которое выделяет его как особую реальность. Таким основным свойством общества является деятельность людей (от поведенческих актов до трудовой деятельности). Деятельностное начало индивидов представляет собой универсальный способ существования общества. Деятельность в качестве социального явления рассматривается в большинстве философских концепций. Организация деятельности или социальной жизни людей осуществляется обществом, которое в данном контексте выступает способом воспроизводства социального, представляет собой систему и структуру организации социальной жизни. Социальное являясь основанием, субстанцией общественной жизни, как бы стягивает все явления общественной жизни в нечто единое, выявляя их единую, качественную определенность по отношению к природным объектам.

Отметив основное свойство социального, как деятельность индивидов, следует подчеркнуть, что действие всегда производно от взаимодействия, поэтому социальное указывает также на коллективность, свойственную общественной жизни. Общество же, как система, состоящая из многих частей, способно существовать и изменяться как единое целое, благодаря тому, что оно является социальным образованием.

Таким образом, понятие социальное, в широком смысле может быть рассмотрено как особая реальность. Это означает, что социально-исторический мир людей являясь объективной реальностью, как и мир физических явлений, воздействует на сознание и чувства людей, но при этом представляет собой качественно новый уровень в сравнении с природной реальностью. Иногда в популярной и даже научной литературе понятия социальное и общественное используются как синонимы. Однако для социальной философии важно как можно более точно определить их, так как они являются для нее ключевыми и без их уточнения невозможен научный анализ общества и общественных процессов. И, наконец, социальное обозначает отдельную сферу общественной жизни, в которой осуществляется взаимодействие различных групп людей, образующих социальную структуру общества.

Категории социальное явление и социальное действие можно рассматривать как обозначающие субстанцию социальной реальности, ее основу и причину.

Деятельность в самом общем виде рассматривается как человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном изменении и преобразовании окружающего мира. Чтобы определить природу деятельности и иметь возможность отличить ее от активности животных, следует выделить ее основные свойства. Таким основным свойством деятельности человека является сознание. Благодаря сознанию человеческая активность сначала реализуется в постановке цели, потом в ее реализации, когда задуманное воплощается в действительность. В отличие от деятельности человека физические системы лишены способности к избирательному поведению. Деятельность человека основана на информационной ориентации в среде. Для нее характерно абстрактно-логическое вербальное моделирование мира. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация, в то время как человек благодаря речи оторвался от ситуативности и овладел абстрактно-понятийным мышлением. Осмысление человеком собственной активности дает ему возможность не только адаптироваться к окружающей среде, что делают все животные, но и адаптировать природу, перестраивать ее. Из этого проистекает субъектно-объектный характер человеческой деятельности. В качестве субъекта выступает сам человек, а в сферу его активности всегда вовлечены определенные объекты, то есть деятельность – это всегда единство субъективного и объективного. Субъективное – это то, что присуще сознанию субъекта, неразрывно связано с субъектом: мировоззренческие установки, нравственно-эстетические представления, совокупность норм и ценностей.

В процессе деятельности человек стремится удовлетворить свои потребности. Потребности, являясь объективной основой поведения человека, рефлексируются, то есть осознаются. Человек может ранжировать свои потребности, выделяя основные, приоритетные, отдавая предпочтение материальным или духовным. Вторая сторона человеческой деятельности – это объективное, то есть существующее вне сознания субъекта. Это – объекты природы, а также объективированные результаты уже предшествующей деятельности, вовлеченные в данный процесс. К объективной реальности относится также государство, правовые институты, политические организации, мораль, церковь. Субъективное в процессе деятельности объективируется, то есть задуманные человеком планы воплощаются в реальность, а объективное субъективируется, то есть отражается в сознании человека.

В теории исторического материализма – социальной философии марксизма – в качестве исходной деятельности в жизни общества признается материальная производственная деятельность.

Для классификации общественных отношений можно выделить различные критерии: например сферный подход (общественные отношения соотносятся с деятельностью) позволяет выделить экономические, политические, нравственные, правовые; уровни отношений между людьми: государственные и личные отношения, национальные и семейные; исторический подход позволяет рассматривать их в динамике, выделяя, например систему общественных отношений рабовладельческого и средневекового обществ.

Следовательно, общество можно рассматривать как систему общественных отношений. Оно является субъектно-объектной реальностью.

Вопросы для самоконтроля:

2. Что является основой общественной жизни?

4. Чем отличается деятельность человека от активности животного?

5. Какие виды деятельности выделяет М. Вебер?

6. Как понимают социальное действие К. Маркс, М.Вебер, Ю.Хабермас? В чем различие их взглядов?

7. Какие виды общественных отношений Вы знаете? Каковы критерии их выделения?

1) Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер -- Избранные произведения. -- М.: Прогресс, 1990. – 690 с.

2) Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров – М.: Аспект Пресс, 1996.—215 с.

3) Маркс К., Энгельс, Ф. Критика политической экономии / К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. – 2- изд. М.: Политическая литература, 1968. -- Т. 46, Ч. 1. –559 с.

4) Сорокин, П. Социальное действие / П. Сорокин. -- Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Радуга, 1992. – 478 с.

5) Франк ,С.Л. Задачи социальной философии / Духовные основы общества. -- М.: Радуга. 1992. – 525 с.

ТЕМА III. История философской интерпретации общества и его основных институтов

Возникновение представлений об обществе в античной философии. Особенности понимания общества в средневековой философии. Общественно-правовые идеи в философии Т. Гоббса и Дж. Локка. Мыслители Просвещения об обществе и государстве. Общественная жизнь в объяснении Дж. Вико. Идеи И.Г. Гердера.

Понять и осмыслить общественную жизнь пытались уже античные философы. Ключом видения общества для них было – государство. С позиций государства рассматривали самые разные явления общественной жизни. Например, нравственность у Платона подчинена идеалу государства. Справедливое и совершенное государство – это высшее из того, что может существовать на Земле, поэтому человек ради государства, а не государство ради человека. Этика Платона – это не индивидуальное, а социальное явление духовной жизни, поэтому органически она связана в его теории с политикой. Ее цель -- формирование совершенного общества, а не идеальной личности.

Аристотель в своих воззрениях на государство продолжает традиции своих предшественников, рассматривая интересы государства выше интересов индивидов. Широко известное аристотелевское определение человека как политического животного соответствует древнегреческой традиции приоритета общества над индивидом. Цель государственной власти – общее благо, оно отечески заботится о своих гражданах, укрепляя нравственность.

Античные мыслители высказали ряд ценных идей о политическом устройстве общества, о формах государственной власти и о его природе, но они не смогли создать системно-целостное учение об обществе. Для объективно-целостного постижения общественной жизни необходимо было накопление исторического материала, развитие разнообразных форм общественной жизни, ее устройства и динамики.

В период средневековья появляется интерес к истории, которая трактуется как поступательный процесс от греховного мира к царствию Бога на Земле. Как известно, основные понятия средневекового мышления соотносились с Богом и определялись через него, поэтому представления об общественной жизни также наполнены религиозным содержанием.

В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, формируется новое самосознание человека и его общественная позиция. Представления о человеке, как творце своей судьбы, обусловили новое видение общественной и социально-политической реальности. В духовной жизни стран Западной Европы в ХVI-ХVII вв. происходят изменения, важной чертой которых является рационализм. Уверенность в рациональности мировоззрения открывает путь к методологическому обоснованию науки и способствует более строгому научному объяснению общественной жизни.

Дж. Локк разработал принципы естественного права. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.

Близкие по духу идеи были высказаны и другими философами Нового времени: Ф. Бэконом, Б.Спинозой, Лейбницем, Р.Декартом. Б.Спиноза подобно другим представителям естественного права и общественного договора, выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных и общественных интересов. Свое наивысшее звучание идея естественных прав и общественного договора получает в ХVII-ХVIII вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. В разных модификациях ее развивали И. Кант и И.Г. Фихте в Германии, Дж. Лильберн и Дж. Мильтон в Великобритании.

Ф. Вольтер делает вывод, что по природе своей общественное устройство жизни должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей. Вместе с тем он признавал социальное и имущественное неравенство людей.

Развитие способностей каждого человека зависит от взаимодействия людей, от приобщения к миру культуры.

Все эти идеи подготовили возникновение системных представлений об обществе, для которых характерны концептуальные разработки общественной жизни и ее специфики.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается специфика представлений об обществе в эпоху античности?

2. Что характерно для средневековых представлений об обществе?

3. Какие новые идеи о государстве и обществе формируются в Новое время?

4. В чем суть теории общественного договора?

5. Объясните понятие географический детерминизм.

6. В чем особенность взглядов на общество в творчестве Дж. Вико и И.Г. Гердера?

1) Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.

2) Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико /Философия истории.

3) Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер / Философия истории.

4) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969, Т. 2 Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. – 1970. 776 с.

5) Платон. Государство. Законы. Политик. / Платон. – М.: Мысль, 1998 . – 798 с. Сочинения: В 3 т. М., 1971.

6) Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – М.: Академический Проект. 2000. с.51

Читайте также: