Перспективы развития школы доклад

Обновлено: 03.07.2024

Перспективы развития

Движение за качественное обновление школы приобретает с каждым годом все больший и беспрецедентный для российского образования размах.

Школа – это сложный социально-образовательный объект, состоящий из множества связанных между собой компонентов. Попытки управлять сложным объектом, не видя его как единое целое, не выделяя приоритетов, на практике приводят к случайному воздействию, чаще всего на второстепенные компоненты. Увидеть школу как целое, выделить приоритеты позволяет программа развития школы, направленная на разработку стратегии жизнедеятельности школы.

Главным в процессе развития школы является не устойчивость как фактор дальнейшего развития, а скачок, обозначающий резкий переход системы из одного качественного состояния в другое. В результате такого скачка система должна перейти на качественно новый уровень, сохраняя связь с предыдущим и вступая в новый цикл развития, представляя целостность более высокого порядка. Таким образом, самым важным для нас объектом изменения, обновления, развития должна выступить школа как целое.

Проведя анализ деятельности на разных уровнях (педагогический совет, родительская общественность, учащиеся школы), мы пришли к выводу, что для дальнейшего развития учебного заведения необходима школа равных возможностей для детей смешанного контингента. Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, следует учесть следующие факторы:

O Природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера;

O Особенности семьи и её отношения к ребёнку;

O Социальная среда, в которой живёт и развивается человек;

O Стартовые возможности образовательного учреждения.

Основополагающие идеи организации жизнедеятельности ОУ

Учащиеся в школе должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу окружающим людям. Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель : создание условий для непрерывного образования и развития личности в соответствии с интересами и способностями ребёнка. Это развитие у обучающихся самостоятельности, способности к самоорганизации, творческой деятельности, толерантности, терпения и формирование высокого уровня правовой культуры; развитие способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию.

§ Поиск новых форм наполнения содержанием БУП;

§ Формирование у школьников практических навыков самообразования;

§ Расширение деятельности по предпрофильной подготовке учащихся, увеличение времени на самостоятельную работу учащихся (реферирование, проектирование, исследовательская, экспериментальная деятельность);

§ Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путём создания и реализации образовательных программ, ориентированных на различный контингент обучающихся – от одарённых детей до детей с ограниченными возможностями;

§ Определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, клубы, система соуправления);

§ Совершенствование системы воспитания, системы здоровьесберегающих технологий;

§ Активизация деятельности школы по информатизации образовательного процесса;

§ Расширение деятельности по преемственности учащихся разных ступеней обучения;

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

§ Демократизация управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

§ Преемственность в обучении.

Образование в школе будет направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии с задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

Система работы по данной программе состоит из нескольких направлений:

Программа "Одарённые дети"

Программа "Методическая работа"

Перспективы и ожидаемые результаты деятельности школы

Этапы освоения и внедрения концепции развития школы

1 этап (2005 – 2006 учебный год)

Анализ деятельности школы и творческий отчёт по результатам работы за последние пять лет. Составление программы развития школы: апробация и внедрение, создание организационной основы для реализации программы.

2 этап (2006 – 2007 учебный год) Практический

Реализация и корректирование программы развития школы.

3 этап (2007– 2008 учебный год) Результативный

Самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития. Определение перспектив работы на будущее.

Особенности и условия развития школы

O Создание индивидуального облика школы, создание образовательного учреждения как культурного центра на селе;

O Построение межличностных отношений на основе взаимоуважения, сопереживания, сотворчества, сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса;

O Поиск педагогических технологий, методов и форм работы, направленных на развитие природных и личностных задатков ребёнка и охрану здоровья;

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

В городе Ивантеевка на сегодняшний день существует 7 общеобразовательных учреждений, каждое из которых реализует наряду с общими образовательными принципами свои специфические направления работы. Это продиктовано поиском своего места в образовательном пространстве города. Наша гимназия реализует программы начального, основного и среднего общего образования, дает обучающимся гуманитарное образование углубленного типа с изучением иностранных языков, истории, экономики, права, риторики, мировой художественной культуры.

Опыт последних лет доказал необходимость внесения изменений, расширения границ содержательной работы в рамках гимназии, поскольку разные возможности и способности детей в образовательном учреждении требуют быстрого реагирования на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию.

В гимназии обучается смешанный контингент учащихся: дети, постоянно проживающие на территории города Ивантеевки, а также дети мигрантов из стран ближнего зарубежья, для которых русский язык не является родным. Сам этот факт создает предпосылки для воплощения в жизнь продуктивной идеи вариативности образования. В связи с этим гимназия стоит перед поиском и выбором оптимального, наилучшего для каждого конкретного класса, учащегося пути обучения на основе педагогической диагностики, учета реальных учебных возможностей, подбора методов и приемов обучения под реальных детей и реального учителя.

Важнейшим условием перевода школы из режима функционирования в режим развития является концепция развития школы.

Педагогический коллектив и администрация гимназии считают развитие образовательной организации одним из важнейших направлений своей деятельности, которое является эффективным средством для реализации главной цели образовательного и воспитательного процессов.

Цель - обеспечение непрерывного развития образовательной и воспитательной системы организации в инновационном режиме для достижения более высокого уровня образования.

Задачи:

- повышение качества знаний обучающихся;

- реализация концепции исторического образования;

- повышение цифровой грамотности участников образовательного процесса в условиях совершенствования информационной образовательной среды;

- развитие языковой личности, способной эффективно осуществлять межкультурное общение во всех его сферах;

- обеспечение поддержки одаренных детей;

- расширение социального партнерства с образовательными организациями высшего образования и учреждениями дополнительного образования.

К числу приоритетных направлений развития гимназии в период отнесены следующие:

- повышение качества школьного исторического образования;

- повышение цифровой грамотности;

- расширение функции иностранного языка как учебного предмета.

Концепция исторического образования направлена на воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся гимназии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Успешная реализация направления предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического образования:

- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию данного направления;

- расширение социально-гуманитарного цикла дисциплин;

- организация и проведение на базе школьного историко-краеведческого музея лекций, семинаров, конкурсов, направленных на развитие интереса к истории;

- проведение межпредметных недель;

- организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению;

- использование инновационных технологий при изучении истории и обществознания;

- разработка и внедрение программ курсов внеурочной деятельности исторического содержания;

- проведение научно-практических конференций для школьников 1-4, 5-11 классов, направленных на развитие поисково-исследовательской деятельности, привлечение внимания обучающихся к актуальным историческим темам и исследованиям;

Вторым направлением развития гимназии является повышение цифровой грамотности участников образовательного процесса. Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета, включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровую безопасность. Развитию цифровой грамотности способствуют электронные средства обучения, которые позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности и развитию исследовательских умений обучающихся.

Рассматривая педагогический процесс как взаимодействие субъектов образования, мы исходим из того, что для формирования информационной грамотности учеников у учителя должна быть на высоком уровне сформирована информационная компетентность.

Для реализации данного направления необходимо осуществить следующие мероприятия:

- повышение информационной компетенции учителей через курсовую подготовку;

- увеличение количества обучающихся, изучающих курсы информационно-технической направленности;

- развитие сотрудничества с учреждениями высшего образования;

- совершенствование материально-технической базы гимназии.

Конечным результатом обучения должны стать навыки использования интернет-услуг для работы и жизни, эффективного пользования технологиями и знания основ безопасности в Сети.

Социально-экономические и культурные реалии в России и во всём мире, увеличение количества технологических достижений требуют расширения функций иностранного языка как учебного предмета.

В области лингвистического иноязычного образования администрация гимназии ставит своей целью приобщение учащихся к культурным ценностям народов – носителей изучаемых языков, формирование способности участвовать в непосредственном диалоге культур и использовать знание двух и более иностранных языков в различных областях науки, техники и общественной жизни.

Второй иностранный язык вводится в учебный план с 5 класса. Программы по иностранному языку будут составлены таким образом, чтобы максимально полно и качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА, к участию в олимпиадах, интеллектуальных марафонах и других творческих конкурсах. Активно используются электронные средства коммуникаций, электронные образовательные ресурсы.

Для наиболее эффективной реализации принципа полилингвизма необходимо организовать работу по следующим направлениям:

- связь с ВУЗами и языковыми центрами;

- научно-методическая и экспериментальная работа, а также проектная деятельность;

- развитие межпредметных связей;

- внеклассная работа с учащимися.

Полноценное полилингвистическое образование невозможно без междисциплинарного взаимодействия и организации внеклассной деятельности учащихся. Вся внеклассная работа преподавателей иностранных языков будет направлена на развитие познавательной активности, творческого потенциала учеников. При подготовке мероприятий необходимо задействовать все иностранные языки, изучаемые в гимназии.

Проектируемые изменения образовательной системы гимназии должны привести к достижению нового качества образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов. В связи с этим концепция развития гимназии разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода гимназии к получению новых результатов образования обучающихся.

Обращение к истокам возникновения педагогической профес сии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках диффе ренциация и интеграция привели сначала к разграничению, а за тем и к явному противопоставлению обучения и воспитания учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX и в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встре чаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания.

ВложениеРазмер
perspektiva_razvitiya_obrazovatelnyh_sistem_i_shkol.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспектива развития образовательных систем и школ

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность. Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

Материальную называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считают, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно больше объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще и XVII столетии разделял Я.А.Коменский, много лет своей жизни, посвятивший работе над учебником, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся. Сторонниками материальной теории формирования содержания образования были многие известные педагоги XIX столетия.

Заслуга представителей формальной теории отбора содержания образования состоит в том, что они обратили внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т.д. Слабость этой теории была обусловлена тем, что в программах обучения, прежде всего, отражались инструментальные предметы (языки, математика). Подобно тому, как познание фактов (предметов, явлений, событий и процессов) влияет на формирование мышления, так и развитие мышления обусловливает возможность овладения учеником знаниями фактологического характера. Эта двусторонняя диалектическая зависимость не была достаточно четко осознана ни представителями энциклопедизма, определявшими обучение через его содержание, ни сторонниками формализма, которые переоценивали в обучении значение субъективно-процессуальной стороны.

1. Кудинов Ю.В. Основы психологии и педагогики. - Учебное пособие – Алчевск, ДонГТУ, 2004.


Перспективу современной российской школы я вижу как содружество трёх неразрывно связанных сторон, субъектов педагогического процесса — учащихся, их родителей и педагогов. Это — три стороны образовательного треугольника. Но ведь этот треугольник — не только собственно образовательный, обучающий и научающий, он, этот треугольник, то есть педагогический процесс, есть инструмент воспитания, есть процесс воспитательный.

Необходимо создать такую образовательную — следовательно, обучающую, воспитательную и развивающую — среду, которая была бы психологически комфортной для полноценной реализации образовательных и воспитательных функций школы, которая стимулировала бы все стороны триединого образовательного процесса на активную учебную и воспитательную деятельность, на деятельность по развитию всех сторон личности подрастающего человека — ученика.

Именно личностные качества учащегося, формируемые в соответствующей образовательной среде являются основой для формирования и успешного развития его познавательных способностей, как это указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Личность человека, а тем более — личность ребёнка, есть тот фундамент, но котором строится всё обучение. Личность ребёнка есть одновременно и отправная точка и цель всякого образовательного и воспитательного процесса. Развитие духовно богатой и нравственно здоровой личности, свободной и самостоятельной, имеющей активную гражданскую позицию и обладающей навыками самодеятельности и самообразования поставлено ныне во главу угла в современном российском образовании, базирующемся на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходе.

Развитие свободной и осознанной субъектности ребёнка и есть, по моему глубокому убеждению, основная, сущностная задача новой школы, конкретнее — основная задача воспитательных структур школы. Человек — свободный и ответственный субъект своей деятельности, субъект развития, обучения, воспитания, формирования своей личности, своих социальных связей. Именно поэтому такое большое значение в современной школе уделяется самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся, развитию умений и навыков свободного целеполагания своей образовательной траектории, развитию волевой мотивации к познавательной деятельности.

Но ведь эти знания, умения и навыки, получаемые в ходе обучающего развития школьника, не замыкаются только в пределах узкой предметности, в узко когнитивной сфере — они, что очень важно — обнимают собой все аспекты личностного, психического, духовно-нравственного, как познавательного, так и эмоционального развития подрастающего человека, становящейся личности, они, эти знания, умения и навыки и формируют личность. То есть собственно полноценное обучение становится, преобразуется — а иначе и быть не может — в полноценное воспитание, в плодотворное развитие личности.

Мы живём в огромном хаотичном социуме современного мегаполиса, который постоянно — и по возрастающей — оказывает своё влияние на личность и развитие ребёнка, влияние зачастую негативное. Мегаполис — это и возможность (обучения, работы, карьеры — социальной мобильности), но и опасность. Школа призвана закалить тот нравственный стержень в ребёнке, без которого его личность может не устоять в беспрерывно меняющейся внешней среде, в динамично развивающейся социальной ситуации. Без этого нравственного стержня личности может грозить угроза морального распада, человеческой деградации. Наша стратегия на будущее — это сохранение личности, удержание ребёнка в силовом поле этических категорий и норм, формирование человека в ребёнке, по сути — создание общества через воспитание ребёнка — созидателя этого будущего общества.

Новая школа должна быть, по моему глубочайшему убеждению, школой взаимопонимания и доверия, сотрудничества и кооперации, школой плодотворной совместно-разделённой деятельности учащихся и педагогов. Такая школа и будет истинным институтом социализации, институтом формирования не просто грамотных и образованных людей, но школой формирования личностей — граждан и патриотов своего Отечества.


-75%

Процесс развития образования в России протекает в весьма тяжелых условиях. На эффективность образовательных учреждений оказывают свое негативное воздействие разнообразные неблагоприятные факторы (Рис. 1 ). В качестве их главных представителей можно перечислить следующие аспекты:

  • отсутствие стабильности социальной и экономической ситуации в обществе;
  • кризис в экономике и дефицит финансовых средств;
  • нуждающаяся в серьезных доработках правовая база в сфере образования.

Проблемы и перспективы развития образовательной системы РФ

Рассмотрим основные проблемы и перспективы образования в РФ.

Проблемы образования

Недостаточное финансирование представляет собой одну из базовых причин появления кризисных ситуаций, затрагивающих область образования. Не все положения законодательства в сфере образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

Данный факт провоцирует возникновение сложностей в исполнении некоторых положений. Особо остро стоящая проблема образования в России заключается в отсутствии рабочих механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав каждого из субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

Получение надлежащего современного высокого уровня содержательной части общего образования, гуманизация, нацеленность на развитие личности, создание морально-нравственных ценностей, социальных норм и иных констант культуры можно определить как наиболее важные проблемы системы образования. Заметен факт нарушения единства образовательного пространства в области изучения русского языка как государственного. Разночтения федеральных и национально-региональных элементов стандартов гуманитарных дисциплин до сих пор можно наблюдать достаточно часто.

На сегодняшний день преемственность между этапами образования отсутствует. Большое количество разнообразных дисциплин в начальной школе является тем фактором, который дополнительно осложняет процесс обучения. На протяжении последних лет снижается число выпускников средней школы, способных сдать ЕГЭ при условии отсутствия какой-либо дополнительной подготовки вроде репетиторов. Говоря о малом финансировании, стоит упомянуть и о том, что многие образовательные учреждения не имеют возможности экономить, мобилизовать внутренние резервы, максимально применять имеющейся потенциал. Увеличение выпуска учебников для вариативных программ, зачастую с довольно низким качеством, происходит на фоне, когда многие школы не обеспечены учебниками базисного уровня. Содержание учебной литературы по-прежнему остается на низком уровне. Особое внимание стоит уделять содержанию учебников истории, обществознания, а также литературы. Данные дисциплины занимаются нравственно-эстетическим и гражданско-патриотическим воспитанием учеников.

В ряде субъектов Российской Федерации появляются некоторые трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. В целом по стране до сих пор существует проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений. Весьма заметен факт неуклонного старения педагогического состава образовательных учреждений всех типов и видов. Все печальнее выглядит ситуация с кадрами для различных образовательных учреждений, расположенных в селах, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, а также в Сибири.

Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Неуклонно растет количество детей с ограниченными возможностями и тех ребят, которые чувствуют необходимость в психолого-педагогической коррекционной работе. Существующее на данный момент число образовательных учреждений для таких детей является недостаточным для обеспечения того, чтобы пропала потребность в их содержании и обучении.

Главной проблемой можно назвать восстановление целостности систем обучения и воспитания, а ведь она была ценным достоянием советского образования. Важно понимание нравственных ориентиров нового поколения,создающих прочную духовную опору и настоящие жизненные ценности.

Является нарушенным взаимодействие между высшими учебными заведениями и промышленностью, опытными и экспериментальными производствами. Данный факт спровоцировал снижение качества процесса обучения, первом делом свертыванием практической подготовки специалистов.

Перспективы образования

Степень образованности человека в современном мире тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он может действовать самостоятельно, чем более широким спектром вероятных способов деятельности он владеет. Именно это определяет современную развитую систему образования, способную обеспечить требуемый уровень образованности. Параметры которыми должна и может обладать образовательная система России:

  • междисциплинарность обучения способна обеспечить расширение область возможности применения полученных в результате образования знаний;
  • мощные фундаментальные знания;
  • обучение человека продолжать максимально правильно действовать в ситуации неопределенности, развитие нелинейного мышления учащегося;
  • воспитывать и всячески поощрять способность обучающегося действовать самостоятельно, тем самым провоцируя саморазвитие обучающегося, постоянное самообразование;
  • творческий характер обучения, нацеленный, в частном случае, на обучение осуществлять самостоятельно выбор;
  • обучение находить и фильтровать информацию;
  • воспитывать людей, которые обладают способностью брать на себя ответственность.
  • фундаментализация образования путем интеграции науки и образования;
  • междисциплинарность образования;
  • постоянство процесса образования на базе саморазвития;
  • творческий характер обучения;
  • информатизация образования;
  • повышение уровня воспитательного потенциала системы образования.

Проблемы и перспективы развития образования в России видно невооруженным глазом. Избежать перехода к опережающему образованию не представляется возможным, при условии, что будущее Российской Федерации определять как связанное с инновационным путем развития. Уже на сегодняшний день ощущается острая необходимость в подготовленных специалистах, которые вскоре могут потребоваться. Развитие образовательной системы уже началось. Введение ФГОС можно назвать большим и значимым для всей сферы образования шагом вперед (рисунок 2 ). Стоит обратить свое мнение на то, как именно данные стандарты будут осуществляться на практике.

Перспективы образования

В ходе введения ФГОС крайне остро стоят вопросы методического сопровождения практической области образования. Во время обновления стандартов современного образования в России нужна методическая и мотивационная готовность педагогического состава.

Читайте также: